Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международного разделения труда

<

123013 2050 1 Экономическая сущность внешнеэкономических связей и             международного разделения трудаОдной из отличительных особенностей функционирования современного мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО), которое проявляется в расширении и углублении экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Данная особенность обусловлена рядом причин:

  • интернационализацией производства, представляющей процесс преодоления его обособленности национальными рамками, развития всесторонних связей и взаимозависимости между национальными производственными процессами;
  • НТП, в результате которого происходит углубление общественного разделения труда, усиление технологических связей между производителями;
  • развитием региональной интеграции, способствующей увеличению взаимных связей между странами-участницами этого процесса, а также увеличению открытости их экономик;
  • обострением глобальных проблем, приводящим к концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.

Таким образом, активизируется развитие особой подсистемы в рамках общей системы экономических отношений — МЭО.

Международные экономические отношения (МЭО) — это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

МЭО, как и экономические отношения вообще, являются сферой человеческой деятельности и определяются общими закономерностями хозяйственного развития. Вместе с тем МЭО имеют целый ряд особенностей, отражающих их отличия от других экономических отношений. К таковым относят следующие:

1) хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки национальных границ;

2) вовлекаются дополнительные ресурсы;

3) происходит перемещение ресурсов, факторов производства и результатов производства за пределы отдельных стран;

4) используются и вырабатываются особые инструменты и механизмы воздействия;

5) создаются специальные организованные структуры. Главной особенностью является то, что МЭО осуществляются через государственные границы.

МЭО проявляются на различных уровнях экономики:

1) микроуровень. Здесь субъектами МЭО являются отдельные граждане, предприятия и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции;

2) макроуровень. Основными субъектами этого уровня выступают национальные государства;

3) наднациональный уровень, где действуют международные организации и наднациональные институты.

В современные МЭО вовлекаются страны независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации: от индустриальных стран с прогрессивной экономикой до развивающихся беднейших государств.

Указанные субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МЭО. В качестве форм мирохозяйственных связей обычно выделяют:

1) международную торговлю товарами (МТТ) и услугами (МТУ). На современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения данной формы МЭО на две отдельные;

2) международный научно-технический обмен;

3) международное движение капиталов;

4) международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВКО);

5) международную миграцию рабочей силы. В соответствии с имеющейся статистикой, ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей. На международную торговлю услугами (МТУ) приходится 17%; на международное движение капиталов, осуществляемое в форме прямых, портфельных инвестиций и ссудного капитала, — 3%, 9% и 5% соответственно.

Углубление и дальнейшее развитие внешнеэкономических связей стран в мировом хозяйстве обусловлено:

1) естественными факторами — природными, географическими, демографическими;

2) так называемыми приобретенными факторами — производственными, технологическими;

3) социальными, этническими, национальными, политическими и нравственно-правовыми условиями, сложившимися в данных странах.

В качестве факторов, оказавших наиболее серьезное воздействие на формирование и развитие МЭО, в экономической литературе выделяют 5 блоков.

Исторически первым блоком факторов развития МЭО являются природно-географические различия. Каждая страна уникальна по запасам полезных ископаемых, плодородию почвы, климату. Например, страны Ближнего Востока заняли свою нишу в мировой экономике как страны нефтеэкспортеры (70% поставок нефти на мировой рынок).

Другой блок факторов — это машинная промышленность и организация массового производства. Последнее способствует резкому росту производительности труда, что при значительных объемах приходит в противоречие с емкостью внутренних рынков. В результате производимые товары могут поступать на внешние рынки. Одновременно происходит развитие процесса специализации производства, что также ведет к необходимости взаимного обмена результатами труда между странами.

Третий блок факторов связан с НТР. Во второй половине XX в. произошла революция в производстве, связанная с автоматикой, кибернетикой, электроникой и т. д.

Однако на разработку новых технологий и новых видов товаров требуются значительные, постоянно возрастающие затраты. В связи с этим большинство стран мирового хозяйства либо объединяет свои НИОКР, осуществляя совместные программы, либо специализируется на определенных научных направлениях, обмениваясь (продавая) полученными результатами.

В настоящее время решающую роль в установлении между странами внешнеэкономических связей играет вывоз капитала в предпринимательской и ссудной формах. Так, при осуществлении зарубежного инвестирования создаются основные субъекты международного производства — транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК). Международное кредитование сегодня является неотъемлемым условием, обеспечивающим непрерывность процесса мирового воспроизводства.

В последние десятилетия появляется новый блок факторов, которые ведут к развитию МЭО — это глобальные проблемы. Решение экологической, энергетической, сырьевой, продовольственной и других проблем не под силу отдельно взятой стране, так как они затрагивают цивилизацию в целом. Соответственно преодоление их возможно и должно осуществляться только через создание союза всех стран мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации.

К началу XXI вв. мирохозяйственные связи превратились в наиболее интенсивно развивающуюся сферу экономической деятельности, причем значительные темпы роста отличают все формы МЭО:

1) международная торговля товарами по темпам роста значительно опережает рост внутреннего производства субъектов мирового хозяйства. Так, опережение темпов роста внешнеторгового оборота над темпами роста ВВП в среднем в середине 90-х гг. составляло 1,5%; у США — 6%; у стран ЕС — 4,5%; у Японии — 4%;

2) международная торговля услугами в последние два десятилетия растет в 3 раза быстрее международной торговли товарами;

3) еще больший динамизм показывает международное движение капиталов. Только рост прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в 90-е гг. в 3 раза опережал рост товарного экспорта и в 4 раза — мирового производства;

4) самым ходовым товаром на мировом рынке становится новая технология. Удельный вес технологически новых товаров и услуг в 90-е гг. в экспорте США составил более 20%, в Японии — 18,5%, в Германии и Франции — 15%. Кроме того, в период с 1960 по 1985 гг. количество участников международного научно-технического обмена увеличилось с 49 до 71;

5) наблюдается заметный рост масштабов миграции рабочей силы. Если в 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн мигрантов, то в 1995 г. их количество увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн человек, а в 1998 г. — уже 40 млн человек.

В географической структуре мирохозяйственных связей также происходят определенные изменения.

Происходит интенсификация экономических связей между промышленно развитыми странами (ПРС): растет взаимодействие между США и Японией, странами Западной Европы в рамках интеграционного процесса. Так, например, 15% автомобилей в США производятся японскими и американо-японскими компаниями, тогда как 10 лет назад подобного производства еще не было.

Изменяется роль развивающихся стран (РС) на мировом рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. С одной стороны, РС теряют свои позиции на традиционных мировых рынках продовольствия и сырья (с 40% в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.). С другой стороны, быстро завоевывают новые ниши во всех секторах мирового рынка новые индустриальные страны (НИС), в частности, НИС Юго-Восточной Азии, доля которых в мировом экспорте увеличилась с 3,3% в 1980 г. до 10,5% в 1996 г. Кроме того, 12% мирового экспорта ссудного капитала также приходится на НИС Юго-Восточной Азии и примерно 10% ПЗИ.

Снижается удельный вес постсоциалистических стран, экономика которых находится в состоянии кризиса. Так, удельный вес России в международной торговле снизился в 2 раза (с 2,6% в 1990 г. до 1,3% в 2000 г.). Тем не менее, переход к рыночной экономике активизирует перелив капитала в эти страны. Кроме того, происходит переориентация внешнеэкономических связей постсоциалистических стран на индустриально развитые страны при одновременном ослаблении между собой и развивающимися странами.

В целом на современном этапе в системе МЭО происходят кардинальные изменения, тесно связанные между собой и оказывающие противоречивое влияние на экономику субъектов, а также на сами формы мирохозяйственных связей.

Таким образом, международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Современная эмпирическая картина международного разделения труда (МРТ) свидетельствует о появлении во второй половине XX века новых тенденций в его развитии.

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что участие страны в современном МРТ в все большей мере определяется не наделенными факторами природного характера, а «приобретенными» (созданными) страной факторами производства: технологиями, качеством рабочей силы и т.п.

В современных условиях сохраняется разделение труда между странами, базирующееся на неравномерности распределения между ними природно-климатических ресурсов. Примерами могут служить страны-нефтеэкспортеры, страны производители натурального каучука, кофе, какао, цитрусовых и т.д.

Примеры же Японии, НИСов Юго-Восточной Азии с одной стороны, и России, с другой свидетельствуют об определяющем воздействии «приобретенных» факторов производства на участие страны в МРТ. Первые не имеют природных богатств России, но играют более значительную роль на мировых товарных и финансовых рынках.

Во-вторых, место многих стран в МРТ (особенно в группе развивающихся) определяется тем, насколько они вписалась в стратегические задачи и цели международных корпораций. Примером могут служить инвестиции американских и английских ТНК в нефтедобычу стран Персидского залива, а результате чего последние, еще в 50-е годы заселенные кочевниками, превратились в крупнейших мировых нефтеэкспортеров, инвесторов, кредиторов и мировые центры притяжения рабочей силы.

В-третьих, на смену взаимодействию национальных хозяйств либо на входе, либо на выходе производственного процесса современные тенденции специализации ведут к тесному сращиванию национальных экономик непосредственно в процессе самого производства.

В-четвертых, в орбиту международной специализации и кооперирования в большей степени втянуты отрасли обрабатывающей промышленности и прежде всего машиностроение, в меньшей — добывающие отрасли и сельское хозяйство. Подтверждением этому служит тот факт, что в структуре мирового товарообмена 80% приходится на готовые изделия (среди них 40% — продукция машиностроения), 20% — на сырьевые и продовольственные товары.

<

В-пятых, важным элементом современного МРТ стала сфера услуг, как традиционных — международные перевозки, связь туризм и др., так и новых: финансовые, банковские, страховые, рекламные и др. бизнес-услуги. Широко известна специализация Панамы и Либерии на международных морских грузовых перевозках, США, Великобритании, Германии, Сянгана, Сингапура — на предоставлении финансовых услуг, Южной Кореи — на инжиниринговых услугах и т.д.

В-шестых, межотраслевое разделение труда между странами дополняется внутриотраслевым разделением труда, о чем свидетельствует большое количество встречных товаропотоков в международной торговле, элементы которых отличаются друг от друга типами, размерами, мощностями. Примером является специализация США на выпуске суперкомпьютеров большой мощности специального назначения и специализация НИСов Юго-Восточной Азии и Японии на выпуске персональных компьютеров.

В-седьмых, интенсивно развивается международное межфирменное разделение труда в рамках совместных программ, договоров подрядного кооперирования, совместных предприятий, а также в форме внутрифирменного разделения труда в рамках международных корпораций.

В-восьмых, изменяется содержание МРТ между тремя группами стран в мировом хозяйстве: индустриальные страны специализируются на выпуске наукоемкой машинотехнической продукции, включая вооружение, предоставлении бизнес-услуг, но одновременно являются и крупнейшими экспортерами продовольствия. Развивающиеся страны, оставаясь в большинстве своем поставщиками сырья, энергоносителей и т.п., диверсифицируют свой экспорт за счет изделий легкой промышленности (текстиля, одежды, обуви, кожи, и т.п.), услуг, а НИСы заявили о себе как экспортеры сложной машиностроительной продукции (сложной бытовой техники, автомобилестроении). Страны с переходной экономикой специализируются на ресурсе- и трудоемких отраслях (нефте- и газодобыча, металлургия, химическая и легкая промышленность).

Таким образом, под влиянием МРТ в мировой экономике происходят существенные изменения и одновременно сами процессы международного разделения труда испытывают обратное воздействие изменяющегося мирового хозяйства.

 

2. Ценообразование в мировой торговле

 

Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. В условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:

1)    закон стоимости;

  1. общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция;
  2. конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;
  3. специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса;
  4. внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс;
  5. специальные факторы: политические, военные.

    На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.

    Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

    Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Таким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

    Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортно-им портные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

    а)    регулярность, т. е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;

    б)    раздельность коммерческого характера, т. е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок;

    в)    открытость торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

    г) свободная конвертируемость валюты платежа.

    В международной торговле применяются два вида цен:

  6. расчетные — индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;
  7. публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся:
  • справочные цены — это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко при меняются в международной торговле и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном
    географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов» (Инкотермс-90), разработанных Международной торговой палатой;
  • биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже;
  • цены аукционов;
  • цены торгов;
  • цены фактических сделок;
  • цены предложения крупных фирм.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% международной торговле) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых иен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых иен на различную продукцию также различны:

  1. цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экс
    портные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т. д.;
  2. цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

    В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и готовой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.

    Однако с 1990 г. стала заметна тенденция снижения цен на минеральное сырье, включая нефть, руды, алюминий, черные металлы, золото. На продовольственные товары колебания цен различны: на продовольствие, производимое ПРО — пшеницу, кукурузу, шерсть, — цены выросли в 1,5 раза, а на продовольствие, производимое в РС (за исключением кофе), цены падали. В период 1990—1996 гг. только цены на пшеницу имели тенденцию к значительному росту (на 52,8%). Причина этого — снижение мировых запасов зерна, объясняющееся сокращением посевов (в Западной Европе), уменьшением субсидий и неблагоприятными погодными условиями (в США), снижением урожаев (в Центральной и Восточной Европе), а также увеличением потребления зерна в странах Восточной Азии.

    Цены на промышленные товары имеют незначительные колебания в обе стороны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в ПРО в 90-е годы привело к некоторому снижению цен на промышленные товары.

    Выявление тенденций динамики мировых цен сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, которое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров. Эти индексы по широте информации, по регулярности и оперативности отличаются от индексов мировых цен продукции обрабатывающей промышленности. Так, Статистическое бюро ООН публикует индексы мировых цен продукции обрабатывающей промышленности по трем основным группам промышленных товаров — машины и оборудование, химические товары, прочая продукция обрабатывающей промышленности. Индексы же мировых цен сырьевых товаров более дифференцированы.

    Такое внимание определению мировых цен на сырьевые товары объясняется базисным характером данной сферы, предопределяющим многие процессы, происходящие в сфере внутреннего и мирового ценообразования промышленных товаров и различных услуг.

     

    3. В чем состоит специфика и сложность реализации процессов международной экономической интеграции в Африке?

     

    В настоящее время развитие регионального экономического сотрудничества государств, совершенствование его форм приобретает актуальное значение, потому что его участники заявляют о своем стремлении к экономической интеграции. Кроме того, экономическое сотрудничество и интеграция все в большей степени становятся внутренней потребностью и внутренним фактором социально-экономического развития развивающихся стран и в немалой мере стран с переходной экономикой. Проблемы экономического развития и регионального сотрудничества молодых государств привлекают в настоящее время большое внимание мировой общественности. Молодые государства, стремясь решить такие важнейшие задачи общественного развития, как преодоление экономической отсталости, создание независимой национальной экономики, повышение жизненного уровня народа, достижение высокого уровня экономического развития сталкиваются с многочисленными трудностями. Одним из важных средств решения этих задач и преодоления трудностей стало для многих стран мира развертывание регионального экономического сотрудничества. Однако, успешное развитие экономического сотрудничества и экономической интеграции трудно себе представить без хорошо отлаженного организационно-правового механизма. На наш взгляд основным звеном данного механизма являются региональные межправительственные экономические организации.

    Тенденция к глобализации интернационализации общественного производства — важнейшая черта современности. Одним из конкретных проявлений этой тенденции в настоящее время является совершенствование деятельности межгосударственных экономических организаций развивающихся стран. Становление и развитие данных группировок носит объективный характер и происходит на основе осуществляемого заинтересованными правительствами взаимного сотрудничества на региональном уровне, в ходе которого вырабатываются и апробируются принципиальные правовые основы взаимных отношений заинтересованных стран. Для большинства развивающихся стран такое сотрудничество представляется ключевым средством проведения индустриализации и ускорения темпов развития на основе укрепления экономической самостоятель ности. Проблемам интеграции уделяется все большее внимание в концепциях теоретиков развивающихся стран и официальных документах движения неприсоединения и иных межгосударственных объединений развивающихся стран. Современные концепции экономической стратегии освободившихся государств во многом базируются на принципе самообеспечения. В основе этого принципа, призывающего развивающиеся страны к индустриализации и совместным действиям на мировой арене во имя достижения экономической самостоятельности, лежит императив взаимного сотрудничества. Окончание колониального периода в истории африканских государств не принесло немедленного подъема их экономики, но заметно оживило интеграционные процессы в различных областях общественной жизни. Эти процессы сплачивали группы по интересам, порождали новые идеи по объединению африканских стран и народов. Общность целей национально-освободительной борьбы и экономическая необходимость подтолкнули африканских лидеров к поиску путей объединения.

    Большую роль в разработке форм и методов интеграции играет Организация Африканского Единства (ОАЕ), созданная в 1963 году как региональная организация африканских государств, обладающая общей компетенцией. Ее заинтересованность в этих вопросах объясняется стремлением играть первостепенную роль в межафриканских отношениях. Начиная с первых этапов своего независимого существования, африканские страны осознавали необходимость тесного экономического сотрудничества и создания юридической базы такого сотрудничества. Уже на второй конференции независимых государств Африки в специальной резолюции было подчеркнуто что «организация экономического сотрудничества независимых африканских государств имеет большое значение для жизнеспособности, стабильности и независимости африканских государств». Возникновение во второй половине XIX века первых международных межправительственных организаций, вследствие интенсификации международных отношений, интернационализации хозяйственной жизни, прогресса науки и техники, образования мирового капиталистического рынка поставило на повестку дня общественной жизни вопрос о необходимости развития на стабильной основе многостороннего сотрудничества государств, одной из форм которого является международная организация. Проблема экономической интеграции развивающихся стран и, в частности Африки, является постоянным предметом дискуссий. В зависимости от меняющейся экономической и политической ситуации как в отдельных регионах «третьего мира», так и в глобальном масштабе.

    Очевидно, идея африканского единства вдохновила разработчиков Лагосского плана действии в 1980 году поставить цель — создание африканского общего рынка, что соответствовало концепции «коллективной опоры на собственные силы». Однако, в 80-е годы XX века Африка перенесла тяжелые социально-экономические испытания. В период с 1980 по 1995 годы ВВП Африки Южнее Сахары ежегодно сокращался. На одной из последних встреч глав государств и правительств ОАЕ была подтверждена цель создания общеафриканского рынка.

    В начале XXI века конкретные подходы к проблеме региональной интеграции все чаще обсуждаются на различных международных форумах, в рамках экономической комиссий для Африки ООН(ЭКА ООН) и других международных организаций. Различия в социальном характере, экономическая зависимость от бывших метрополий и практически полное отсутствие экономических связей с соседними африканскими государствами, а также невысокий уровень социально-экономического развития молодых независимых государств континента серьезно сдерживали развитие межафриканского сотрудничества и создание региональной экономической организации. Необходимость расширения экономического сотрудничества посредством создания региональных межправительственных экономических организаций на континенте определяется как внутренними, так и внешними причинами, которые часто взаимно переплетаются и дополняют друг друга. Прежде всего, следует согласиться с тем, что в основе интеграционных процессов в развивающихся странах Африки лежит стремление этих стран объединить усилия с целью скорейшего преодоления хозяйственной отсталости и экономической зависимости. Тем не менее, в последние годы, несмотря на препятствия экономического, политического, социального порядка страны континента заключают двусторонние и многосторонние договоры, в чем проявляется общая заинтересованность африканских стран в ускорении процессов индустриализации для скорейшего преодоления отсталости экономического развития

    Специфика механизма международно-правового регулирования экономической интеграции стран Африки определяется двумя аспектами: внутренним, связанным с экономической отсталостью, и внешним, связанным с изменением положения развивающихся стран в современном мировом хозяйстве, подсистемой которого они являются. Неравномерность процесса создания субрегиональных экономических организаций в Африке, хрупкое соотношение центробежных и центростремительных факторов интеграции привели к тому, что организационно-правовой механизм указанных субрегиональных организаций не обеспечивает реализации поставленных перед ним целей.

    Отличительной чертой механизма международно-правового регулирования экономической интеграции в Африке является многочисленность субрегиональных экономических организаций, которая отрицательно сказывается на эффективности действий этого механизма, порождая проблемы дублирования решений, невыполнение обязательств государствами-членами, слабость имплементационных механизмов и др.

    Международный договор продолжает играть решающую роль вмеханизме международно-правового регулирования экономической интеграции в Африке, что объясняется как многообразностью выполняемых им функций (регулирование двусторонних отношений, создание организационно-правовых структур — уставы и статуты ММПО, регулирование специфических и отраслевых сфер многостороннего сотрудничества), так и с усилением роли государства в правовом регулировании различных общественных процессов в африканских странах.

    В рамках ООН и ее системы разработан целый комплекс международно-правовых норм и принципов, призванных обеспечить международно-правовую основу решению проблемы преодоления экономической отсталости и слаборазвитость развивающихся, в том числе африканских, государств. В ООН сформировался сложный организационно-правовой механизм, необходимый для реализации целей международного сотрудничества в целях развития. Однако практика такого сотрудничества в Африке показала недостаточность международных программ для оперативного решения острых социально-экономических проблем, что привело к разработке африканской концепции коллективного самообеспечения.

    Стремление найти внутренние ресурсы для решения проблемы отсталости привело к выдвижению концепции нового межафриканского экономического порядка, в основу которой положены сочетание уважения общепризнанных принципов и норм международного права и специальных принципов нового межафриканского экономического порядка (принципа постоянного поиска новых концептуальных подходов, принципа самообеспечения собственного развития, принципа расширения задач континентальной интеграции, принципа устойчивого развития, принципа первоочередности решения наиболее неотложных социально-экономических проблем, принципа учета особых интересов наименее развитых стран и др.).

    Неприменимость основных мировых международно-правовых моделей экономической интеграции к социально-экономическим реалиям Африки побуждает африканские государства разработать собственную модель. Она включает международно-правовые гарантии сохранения сложившихся источников доходов (защита цен на экспортные товары и т.д.), стремление обеспечить международно-правовые гарантии развития африканских стран (защита экономического суверенитета, права на развитие и др.), а также сформировать или сохранить международно-правовые гарантии взаимной поддержки и солидарности (принцип приоритетности импорта из стран региона, взаимные преференции и т.д.).

    В результате заключения договора об Африканском Экономическом Сообществе (АЭС) в Африке будет сформирован новый международно-правовой механизм регулирования экономической интеграции, основные отличительные черты которого состоят в следующем: — сочетание и слияние общеконтинентального и субрегионального механизмов международно-правового регулирования экономической интеграции; — сочетание и слияние договорно-правового и организационно правового механизмов ОАЕ и АЭС; наделение органов ОАЕ/АЭС частично наднациональными полномочиями (право принятия общеобязательных решений прямого действия на территории государств-членов); преобладание принципа представительного (межправительственного) характера главных органов в организационной структуре ОАЕ/АЭС.

    После окончания II мировой войны и создания Организации Объединенных Наций (ООН) в мире все настойчивее стала проявляться тенденция к объединению государств, определяемая прежде всего заботой о восстановлении экономики, сильно подорванной войной, и дальнейшим поднятии уровня ее развития. Это нашло отражение в учредительном акте универсальной международной организации. В частности, в Уставе ООН в главе IX «Международное экономическое и социальное сотрудничество» в ст. 55 пункт «а» говорится: «ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития». После принятия Устава ООН, ряд стран Западной Европы подписали Римский договор о сотрудничестве в области экономики, который выдвигал в качестве основной задачи создание общего рынка шести европейских стран — первоначальных участника этого договора. Действие Римского договора было распространено европейскими странами-участницами, имевшими колонии, на экономики стран Африки, которые в то время были зависимыми от метрополий территориями. В конце 50-х начале 60-х годов XX века некоторые страны Африки начали получать политическую свободу и создавать независимые государства. Ряд лидеров самостоятельных государств считали обретение политической независимости в качестве непременного условия развития политики и экономики своих стран. Следующим условием они выдвигали 14 солидарность новых независимых государств в решении общих проблем. После того, как в 60-х годах XX века африканские государства стали получать независимость, они начали устанавливать взаимные отношения между собой в области политики и экономики. Так, в Африке начинают появляться международные межправительственные экономические организации, объединяющие страны этого региона. Интеграция, это одно из основных понятий современных процессов в мировом хозяйстве и в национальных экономиках, в том числе в странах Африки. Именно в середине 90-х годов XX века, по мнению многих специалистов, произошли наиболее радикальные изменения, которые в итоге должны привести к созданию единой глобальной мировой экономики. Смена принципов хозяйственной деятельности, самой парадигмы социально-экономического развития с переходом к индустриальной эпохе радикальным образом меняет задачи и характер интеграции африканской экономики в глобальную хозяйственную структуру. Место африканских стран в международном разделении труда в значительной мере определялось спецификой их исторического развития, главным образом, экономической привязкой к хозяйственной системе метрополий. По преобладающей специализации на мировом рынке Африка следовала основным этапам европейской индустриальной эволюции: первоначально как поставщик сырья сельскохозяйственного происхождения и продовольствия, а после второй мировой войны минерального сырья. Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интеграции мирового хозяйства как результат развития международного разделения труда (МРТ) и международной кооперации производства проявляется в образовании 15 обширных зон влияния той или иной державы либо группы наиболее развитых стран. Эти страны становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей. Большинство развивающихся стран относится к системе мирового капиталистического хозяйства. Однако интеграционные процессы, охватившие ныне подавляющее большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки, существенно отличаются от экономической интеграции промышленно развитых капиталистических государств, в частности от «классической» модели Европейского Сообщества. Эта специфика порождена причинами объективного свойства: создание интеграционных группировок развивающихся стран происходило в условиях отсутствия необходимой производственной базы, низкого уровня развития производительных сил, недоступности достижений научно-технической революции при минимальном объеме товарооборота и экспорта капитала между странами.

    Главная цель интеграции развивающихся государств, в том числе и Африки, содействие индустриализации в рамках того или иного объединения, ломка колониальной, однобокой структуры хозяйства. Стремление к экономическому сближению объясняется тем, что многие развивающиеся африканские страны располагают небольшой территорией, малочисленным, узким национальным рынком, часто и отсутствием природных ресурсов. Недостаточная зрелость экономических предпосылок может в известной степени компенсироваться социально-политическими факторами, стремлением к преодолению хозяйственной отсталости и укреплению взаимной солидарности. Африка представляет собой пестрый конгломерат государств больших и малых, наиболее сильных и наиболее слабых, имеющих весьма 16 различные природные, географические, демографические и социальные характеристики. При всем разнообразии африканских государств они имеют и много общего. Самым общим признаком является экономическая неразвитость и отсталость, а также их зависимое положение в мировой экономике от высокоразвитых стран, особенно от бывших метрополий. Одной из первых попыток межафриканского сотрудничества было создание межгосударственных организаций в Центральной Африке. Процесс становления торгово-экономических объединений центральноафриканских государств происходил постепенно. Таможенный и экономический союз государств Центральной Африки (ЮДЕАК) – одно из крупнейших и наиболее значимых экономических объединений на континенте. Договор ЮДЕАК был подписан в Браззавиле в 1964г. пятью государствами, бывшими французскими колониями: Центральноафриканской Республикой, Чадом, Камеруном, Габоном и Конго. Еще в начале XX в. было создано федеративное образование -французская Экваториальная Африка, включавшая территории нынешних ЦАР, Чада, Габона и Конго. В рамках этой федерации действовал единый таможенный режим. Ее распад произошел в 1956г. после установления политической независимости и появления национальных правительств, благодаря стремлению самостоятельных государств региона реализовать свои экономические амбиции. Невысокий экономический потенциал каждой из стран в отдельности не позволил им самостоятельно решать проблемы социально-экономического подъема. В 1959г. таможенный союз был воссоздан на условиях новой формулы распределения фискальных доходов. В 1961г. была подписана новая конвенция, регулирующая экономические и таможенные отношения между государствами-членами таможенного союза и Камеруном. 17 Браззавильский договор 1964г., вступивший в силу в 1966г., предусматривал в качестве основной задачи союза создание общего рынка, налаживание широкомасштабного сотрудничества путем постепенного снятия ограничений в торговле и унификации таможенных пошлин, координацию налоговых систем, образование совместных предприятий, развитие транспортной сети. В рамках общего рынка должно утвердиться свободное передвижение капитала, товаров и рабочей силы, В 1974 г. в Браззавильский договор были внесены существенные дополнения, касающиеся более широкого развития интеграционных процессов путем разработки программ отраслевой индустриализации, унификации налоговых систем, создания многонациональных компаний, совместного финансирования принятых к реализации проектов. В Браззавильском договоре не говорится об учреждении какой -либо международной организации. В нем содержится указание на то, что договаривающиеся стороны устанавливают между собой центральноафриканский таможенный союз, достижение целей которого обеспечивается рядом специально создаваемых органов (ст. 2 договора).

    Учредители международной организации рассматривают в качестве разновидности таковой таможенный и экономический союз, что и произошло в случае ЮДЕАК. Такого рода договоры отличает и еще одна особенность: в учредительных актах не определена.

    Список литературы

     

    1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
    2. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
    1. Мелъянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 2004.
    2. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
      1. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 2005.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.53MB | MySQL:118 | 1,427sec