Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование

<

122613 1727 1 Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование1. ПОНЯТИЕ И сущность всемирного хозяйства

Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Начало XXI века характеризуется не просто дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом, но и расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Практически нет стран, которые не были бы включены в систему международных экономических отношений и взаимозависимостей.

Как отмечает П. В. Сергеев1, современная специальная (научная и учебная) литература не содержит единого толкования понятий «мировая экономика», «мировое хозяйство». Просматривается несколько подходов к определению этих понятий, используемых в отечественной и зарубежной литературе.

1) Наиболее часто встречающейся является трактовка мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, разнообразных экономических связей.

2) Мировая экономика рассматривается также как система международных экономических взаимоотношений. Ряд зарубежных исследователей считает, что мировая экономика включает торговлю, финансовые отношения, распределение капиталов и рабочей силы. Но такая точка зрения исключает из системы мировой экономики производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.

Тем не менее практически всеми исследователями признается, что мировое хозяйство представляет собой определенную систему, которая характеризуется множественностью составляющих элементов, иерархичностью, структурностью.

Долгое время жесткое разделение экономических теорий на «наши» и «не наши» предопределяло как бы «несуществование» мировой экономической науки для большинства наших экономистов. Издания оригинальных работ западных экономистов тем самым традиционно предназначались, как указывалось в аннотациях, «для специалистов». А в категорию «специалистов» в такой ситуации попадали те, кто занимался проблемами капиталистической экономики или политэкономией капитализма, т. е. очень и очень узкий круг людей.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что в толковании главных категорий мирового хозяйства учеными и специалистами, особенно восточноевропейских стран, традиционно существовали разные подходы, в основе которых находились две группы причин. Первая — сложность, неоднозначность самого предмета исследования, закономерно выявляющего разные научные школы и точки зрения. Вторая группа причин — давление идеологических факторов, в силу которых в течение многих десятилетий господствовали изоляционистские представления в анализе проблем международных экономических отношений, мировой экономики.

Вот почему одним из сложнейших в методологическом отношении вопросов изучения мирового хозяйства и международных экономических отношений остается вопрос об основополагающем принципе вхождения экономики государства в систему мирового хозяйства.

Преобразование нашей экономической теории из «нормативной» в научную требует ее возвращения в русло мировой экономической мысли.

Еще В.И. Ленин, рассматривая переход от домонополистического капитализма к монополистическому, писал: «Рост обмена, рост крупного производства — вот эти основные тенденции, наблюдаемые в течение столетий абсолютно во всем мире. И на известной ступени развития обмена, на известной ступени роста крупного производства, именно на той ступени, которая достигнута приблизительно на грани XIX и XX веков, обмен создал такую интернационализацию хозяйственных отношений и интернационализацию капитала, крупное производство стало настолько крупным, что свободную конкуренцию стала сменять монополия. Типичным «владыкой» мира стал уже финансовый капитал, который особенно подвижен и гибок, особенно переплетен, внутри страны и интернационально»1. Поэтому, продолжая ленинскую мысль, целесообразно привести определения из книги Сергеева В.П. «Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это обусловлено тем, что каждому конкретному историческому этапу его развития соответствуют определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура»2.

Мировое (всемирное) хозяйство — это совокупность национальных экономик и их хозяйственных отношений друг с другом, т. е. международных экономических отношений. Мировое хозяйство сложилось к началу XX в. в результате длительного исторического процесса. После второй мировой войны стали различать две подсистемы мирового хозяйства — мировое социалистическое хозяйство (мировая социалистическая система хозяйства) и мировое капиталистическое хозяйство (мировая капиталистическая система хозяйства). Внутри последнего различали группу развитых стран и развивающихся. В настоящее время после развала мировой социалистической системы (после 1991 года) для мирового хозяйства характерно, прежде всего, деление на развитые и развивающиеся страны. Постсоциалистические и остающиеся социалистические страны в области экономической деятельности постепенно смыкаются с группой развитых или с группой развивающихся государств по мере перехода к рыночной экономике и втягивания в мировое хозяйство. Мировое хозяйство, основываясь на международном разделении труда, охватывает свыше 190 государств и территорий.

Основополагающее значение в анализе всемирного хозяйства имеет экономическая история государств — она, в совокупности с другими факторами, дает возможность определить тип международных экономических отношений. В отечественной экономической литературе традиционно рассматривали два типа международных экономических отношений и два типа систем мирового хозяйства — капиталистический и социалистический.

На современном этапе можно привести следующее определение всемирного хозяйства: «мировая экономика, или всемирное хозяйство — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система»1.

Под мировым хозяйством следует понимать всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический.

Всемирное (мировое) хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств вне зависимости от их уровня развития и социально-экономической принадлежности, связанных системой международных экономических отношений.

Мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной экономической связи. Его не следует смешивать с геополитическим. Составляющие последнего очерчиваются на политической карте национальными границами, которые не всегда совпадают с очертаниями регионов мирового экономического пространства на экономических картах мира.

Мировое хозяйство надо рассматривать как объективный результат экономического роста, результат имманентного стремления общественного производства к максимально положительному экономическому эффекту, как результат взаимодействия факторов, движущих производство материальных благ: непрерывно углубляющегося разделения труда, специализации, интернационализации производства, свободного перемещения в геоэкономическом пространстве товаров и капиталов1. Следовательно, мировое хозяйство представляет собой глобальный экономический организм, в котором сложились и возрастают взаимосвязь и взаимозависимость всех стран и народов планеты. Оно характеризуется усиливающейся интернационализацией производительных сил, созданием многообразной системы международных экономических отношений, формированием межнациональных механизмов, регулирующих хозяйственный обмен между странами. Во всемирном хозяйстве объективно выражается растущая и крепнущая целостность современного мира. Материальную основу всемирного хозяйства образует мировой рынок благ, товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг и т. д.

Активное участие в международном разделении труда, разветвленная система мирохозяйственных связей, опосредующая межстрановые потоки материальных и финансовых ресурсов, уже давно стали непременным условием экономического прогресса. Даже самые развитые и крупные государства не в состоянии самостоятельно, вне связи с другими странами, обеспечить научно-технический прогресс и условия эффективного производства товаров и услуг. Эти задачи успешно решаются лишь благодаря международному сотрудничеству. Его развитие позволяет, опираясь на выпуск тех видов продукции, в производстве которых имеются сравнительные преимущества, приобретать недостающие товары и услуги в порядке обмена с партнерами по сотрудничеству.

Особенно велико значение международного экономического сотрудничества для стран, отстающих в своем развитии. Без него это отставание практически непреодолимо. Только посредством мирохозяйственных связей можно без промедления обеспечить поток недостающих потребительских и производственных товаров, получить доступ к новым технологиям и дополнительным рынкам сбыта, позволяющим ускорить создание современных производств, в том числе рассчитанных на массового потребителя. Все это вместе с освоением передового зарубежного организационно-технического опыта открывает широкие возможности для экономии времени, сил и средств.

В настоящее время появился новый термин «современная мировая экономика». Он используется для характеристики нового явления, которое зародилось в недрах «старого мирового хозяйства» со свойственными ему закономерностями неравномерного развития отдельных групп и регионов, обостряющейся конкурентной борьбы, концентрацией капитала и научно-технического потенциала во всемирных центрах. Это явление формируется под воздействием новых тенденций, таких, как мировой процесс социализации, гуманизации общественного производства и использования современной научно-технической революции1.

Отличие «современной мировой экономики» от мирового капиталистического хозяйства заключается в переходе к новому укладу общественного производства — постиндустриальному, информационно-научному обществу ряда наиболее развитых стран, сумевших соединить достижения современной научно-технической революции со все более социально ориентированным рыночным механизмом. Именно процесс социализации оказался в современной ситуации решающим фактором, который обусловил глубину изменений в мировом хозяйстве, когда не только трансформируется характер внешнеэкономических связей, а идет становление мировых производительных сил под воздействием не только тенденций воспроизводства капитала, но и гуманистических планетарных интересов.

 

 

2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

2.1. Содержание и формы экономических отношений в системе всемирного хозяйства

 

Одной из отличительных особенностей функционирования современного мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО), которое проявляется в расширении и углублении экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Данная особенность обусловлена рядом причин1:

  • интернационализацией производства, представляющей процесс преодоления его обособленности национальными рамками, развития всесторонних связей и взаимозависимости между национальными производственными процессами;
  • НТП, в результате которого происходит углубление общественного разделения труда, усиление технологических связей между производителями;
  • развитием региональной интеграции, способствующей увеличению взаимных связей между странами-участницами этого процесса, а также увеличению открытости их экономик;
  • обострением глобальных проблем, приводящим к концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.

    Таким образом, активизируется развитие особой подсистемы в рамках общей системы экономических отношений — МЭО.

    Международные экономические отношения (МЭО) — это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ2.

    МЭО, как и экономические отношения вообще, являются сферой человеческой деятельности и определяются общими закономерностями хозяйственного развития. Вместе с тем МЭО имеют целый ряд особенностей, отражающих их отличия от других экономических отношений. К таковым относят следующие3:

    1) хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки национальных границ;

    2) вовлекаются дополнительные ресурсы;

    3) происходит перемещение ресурсов, факторов производства и результатов производства за пределы отдельных стран;

    4) используются и вырабатываются особые инструменты и механизмы воздействия;

    5) создаются специальные организованные структуры. Главной особенностью является то, что МЭО осуществляются через государственные границы.

    МЭО проявляются на различных уровнях экономики1:

    1) микроуровень. Здесь субъектами МЭО являются отдельные граждане, предприятия и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции;

    2) макроуровень. Основными субъектами этого уровня выступают национальные государства;

    3) наднациональный уровень, где действуют международные организации и наднациональные институты.

    В современные МЭО вовлекаются страны независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации: от индустриальных стран с прогрессивной экономикой до развивающихся беднейших государств.

    Указанные субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МЭО. В качестве форм мирохозяйственных связей обычно выделяют2:

    1) международную торговлю товарами (МТТ) и услугами (МТУ). На современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения данной формы МЭО на две отдельные;

    2) международный научно-технический обмен;

    3) международное движение капиталов;

    4) международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВКО);

    5) международную миграцию рабочей силы. В соответствии с имеющейся статистикой, ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей. На международную торговлю услугами (МТУ) приходится 17%; на международное движение капиталов, осуществляемое в форме прямых, портфельных инвестиций и ссудного капитала, — 3%, 9% и 5% соответственно.

    Становление и развитие МЭО обусловлено наличием ряда объективных предпосылок.

    К таковым можно отнести, прежде всего, переход от натурального хозяйства к товарному и становление товарно-денежных отношений. С одной стороны, это связано с тем, что участие экономических субъектов в МЭО обусловлено стремлением к дополнительным прибылям и, таким образом, возможно только в условиях товарно-денежных отношений. С другой стороны, товарно-денежные отношения способствуют формированию национальных и мировых рынков.

    Территориальному расширению сферы МЭО способствовали великие географические открытия XV—XVI веков, благодаря которым начали устанавливаться торговые связи между различными континентами.

    Важнейшей объективной предпосылкой становления МЭО стал качественный скачок в развитии производительных сил, что выразилось в увеличении масштабов производства.

    Революционное развитие производительных сил создало и саму возможность для расширения хозяйственных связей различных стран (особенно торговых). Таковым явилось улучшение транспортировки товаров, а именно дорог, средств и путей перемещения товаров.

    Углубление и дальнейшее развитие внешнеэкономических связей стран в мировом хозяйстве обусловлено1:

    1) естественными факторами — природными, географическими, демографическими;

    2) так называемыми приобретенными факторами — производственными, технологическими;

    3) социальными, этническими, национальными, политическими и нравственно-правовыми условиями, сложившимися в данных странах.

    В качестве факторов, оказавших наиболее серьезное воздействие на формирование и развитие МЭО, в экономической литературе выделяют 5 блоков.

    Исторически первым блоком факторов развития МЭО являются природно-географические различия. Каждая страна уникальна по запасам полезных ископаемых, плодородию почвы, климату. Например, страны Ближнего Востока заняли свою нишу в мировой экономике как страны нефтеэкспортеры (70% поставок нефти на мировой рынок).

    Другой блок факторов — это машинная промышленность и организация массового производства. Последнее способствует резкому росту производительности труда, что при значительных объемах приходит в противоречие с емкостью внутренних рынков. В результате производимые товары могут поступать на внешние рынки. Одновременно происходит развитие процесса специализации производства, что также ведет к необходимости взаимного обмена результатами труда между странами.

    Третий блок факторов связан с НТР. Во второй половине XX в. произошла революция в производстве, связанная с автоматикой, кибернетикой, электроникой и т. д.

    Однако на разработку новых технологий и новых видов товаров требуются значительные, постоянно возрастающие затраты. В связи с этим большинство стран мирового хозяйства либо объединяет свои НИОКР, осуществляя совместные программы, либо специализируется на определенных научных направлениях, обмениваясь (продавая) полученными результатами.

    В настоящее время решающую роль в установлении между странами внешнеэкономических связей играет вывоз капитала в предпринимательской и ссудной формах. Так, при осуществлении зарубежного инвестирования создаются основные субъекты международного производства — транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК). Международное кредитование сегодня является неотъемлемым условием, обеспечивающим непрерывность процесса мирового воспроизводства.

    В последние десятилетия появляется новый блок факторов, которые ведут к развитию МЭО — это глобальные проблемы. Решение экологической, энергетической, сырьевой, продовольственной и других проблем не под силу отдельно взятой стране, так как они затрагивают цивилизацию в целом. Соответственно преодоление их возможно и должно осуществляться только через создание союза всех стран мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации.

    К началу XXI вв. мирохозяйственные связи превратились в наиболее интенсивно развивающуюся сферу экономической деятельности, причем значительные темпы роста отличают все формы МЭО1:

    1) международная торговля товарами по темпам роста значительно опережает рост внутреннего производства субъектов мирового хозяйства. Так, опережение темпов роста внешнеторгового оборота над темпами роста ВВП в среднем в середине 90-х гг. составляло 1,5%; у США — 6%; у стран ЕС — 4,5%; у Японии — 4%;

    2) международная торговля услугами в последние два десятилетия растет в 3 раза быстрее международной торговли товарами;

    3) еще больший динамизм показывает международное движение капиталов. Только рост прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в 90-е гг. в 3 раза опережал рост товарного экспорта и в 4 раза — мирового производства;

    4) самым ходовым товаром на мировом рынке становится новая технология. Удельный вес технологически новых товаров и услуг в 90-е гг. в экспорте США составил более 20%, в Японии — 18,5%, в Германии и Франции — 15%. Кроме того, в период с 1960 по 1985 гг. количество участников международного научно-технического обмена увеличилось с 49 до 71;

    5) наблюдается заметный рост масштабов миграции рабочей силы. Если в 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн мигрантов, то в 1995 г. их количество увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн человек, а в 1998 г. — уже 40 млн человек.

    В географической структуре мирохозяйственных связей также происходят определенные изменения.

    Происходит интенсификация экономических связей между промышленно развитыми странами (ПРС): растет взаимодействие между США и Японией, странами Западной Европы в рамках интеграционного процесса. Так, например, 15% автомобилей в США производятся японскими и американо-японскими компаниями, тогда как 10 лет назад подобного производства еще не было.

    <

    Изменяется роль развивающихся стран (РС) на мировом рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. С одной стороны, РС теряют свои позиции на традиционных мировых рынках продовольствия и сырья (с 40% в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.). С другой стороны, быстро завоевывают новые ниши во всех секторах мирового рынка новые индустриальные страны (НИС), в частности, НИС Юго-Восточной Азии, доля которых в мировом экспорте увеличилась с 3,3% в 1980 г. до 10,5% в 1996 г. Кроме того, 12% мирового экспорта ссудного капитала также приходится на НИС Юго-Восточной Азии и примерно 10% ПЗИ.

    Снижается удельный вес постсоциалистических стран, экономика которых находится в состоянии кризиса. Так, удельный вес России в международной торговле снизился в 2 раза (с 2,6% в 1990 г. до 1,3% в 2000 г.). Тем не менее, переход к рыночной экономике активизирует перелив капитала в эти страны. Кроме того, происходит переориентация внешнеэкономических связей постсоциалистических стран на индустриально развитые страны при одновременном ослаблении между собой и развивающимися странами1.

    В целом на современном этапе в системе МЭО происходят кардинальные изменения, тесно связанные между собой и оказывающие противоречивое влияние на экономику субъектов, а также на сами формы мирохозяйственных связей.

    Таким образом, международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

     

    2.2. Мировая торговля как форма экономических отношений

     

    Мирохозяйственные связи берут свое начало в международной торговле, исторически это первая форма международных экономических отношений. Она прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества, когда поставки осуществляются международными корпорациями в рамках производственной кооперации.

    Можно говорить, что в мировом хозяйстве развертывается и становится все более масштабной специфическая форма экономических отношений — мировая торговля, которая предполагает перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ.

    Роль продавцов и покупателей здесь могут играть не только государственные организации, но и отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия. Ввозимые товары (импорт) и вывозимые (экспорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между импортом и экспортом за определенный промежуток времени образует сальдо торгового баланса. Оно бывает активное, положительное, если экспорт превышает импорт, пассивное или отрицательное, если экспорт меньше импорта. В этом случае пассивное сальдо покрывается золотом или конвертируемой валютой.

    Структурно мировой рынок включает в себя рынок товаров, труда, капиталов, а также рынки достижений НТП. Территориально-географический мировой рынок подразделяется на региональные и континентальные секторы1.

    Для успешного ведения торговли на мировом рынке необходимо располагать экспортными ресурсами, средствами оплаты импорта, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, т. е. систему, обеспечивающую продвижение товара от производителя к потребителю в другой стране. Она складывается из материально-технической базы внешней торговли — склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортные средства; средства связи.

    Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и кредитование внешней торговли производятся банковскими учреждениями, страхование грузов — учреждениями страхового бизнеса. Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой, то она вынуждена нести большие расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.

    Мировой рынок представляет собой сферу острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Некоторые торговые конфликты уподобляются войнам: так, периодически вспыхивают «текстильные», «автомобильные», «компьютерные» войны. Конфликт между ЕС, с одной стороны, США и латиноамериканскими странами — с другой, по поводу квотных ограничений на поставку бананов в страны ЕС получил название «банановой войны».

    В структуре товарооборота и в направлениях основных внешнеторговых потоков происходят постоянные сдвиги, что меняет положение разных стран на мировом рынке. Основные направления долговременных структурных сдвигов в международном товарообороте состоят в существенном сокращении удельного веса. сырьевых товаров и соответствующем росте доли готовых изделий обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных товаров, в превращении современной технологии и технических знаний в особый товар1.

    В современных условиях высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием. В этом отражается углубление международного разделения труда между развитыми странами в ходе НТР.

    Международное разделение труда — это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт2.

    Предпосылки и условия международного разделения труда возникли благодаря промышленному перевороту. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировал развитие внешней торговли этими товарами. Торговля и получаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредоточивался на производстве определенных видов экономического продукта.

    В современных условиях увеличиваются закупки машин и оборудования развивающимися странами, осуществляющими индустриализацию и модернизацию своего хозяйства. В товарной группе «машины и оборудование» наиболее быстрыми темпами увеличивается торговля продукцией электротехнической промышленности, особенно электронным оборудованием, в том числе компьютерами. Развитые страны Запада выступают основными экспортерами наукоемких товаров, тогда как развивающиеся — преимущественно их импортерами. В последние годы отмечается подключение к экспорту высокотехнологичных изделий «новых индустриальных» стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Но специализация развивающихся стран на экспорте преимущественно сырья все еще остается. Ряд таких стран с выгодой вывозит нефть, входя в состав ОПЕК (эта организация экспортеров нефти объединяет 13 государств). На продаже меди специализируются Чили, Замбия, Заир; бокситов — Гвинея, Ямайка, Бразилия, Суринам; оловянной руды — Малайзия, Индонезия, Боливия, Таиланд.

    Характер современного международного разделения таков, что из года в год увеличивается доля взаимной торговли индустриальных стран. На нее сейчас приходится более 70 % мировой торговли, тогда как доля развивающихся стран в мировом товарообороте не достигает 20 %, на 4/5 он формируется торговым обменом с развитыми странами Запада.

    В современных условиях международное разделение труда перестраивается. Можно говорить, что стереотип международного разделения труда с преобладанием предметной (потоварной) специализации, который реализовался главным образом через мировую коммерческую торговлю, сдает свои позиции. На смену ему приходит технологическое разделение труда, то есть подетальная и пооперационная специализация предприятий разных стран.

    На мировом рынке товар продается по ценам мирового рынка, которые являются денежным выражением интернациональной стоимости. Конкуренция на мировом рынке сводит различные национальные стоимости к единой интернациональной. Она регулируется условиями производства в тех странах, в которых производится преобладающая масса поступающих на мировой рынок товаров.

    В современной мировой торговле встречается неэквивалентный обмен из-за монополизации торговли определенным видом товара. Через каналы частных капиталистических монополий, контролирующих мировой рынок, реализуется от 70 до 90 % всех продуктов, экспортируемых развивающимися странами. Монополии не только добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием мирового рынка, но и воздействуют на само это состояние. Они могут искусственно создать дефицит одних товаров, вызывающий повышение цен, избыток других, ведущий к падению цен. Этим они обеспечивают себе сбыт по более выгодным ценам.

    Для мирового рынка характерна множественность цен. Они различны для одного и того же товара в зависимости от того, кто покупает его, где он продается, в какой валюте ведутся платежи и от ряда других обстоятельств. По самой низкой цене скупается урожай экспортных культур у крестьян в развивающихся странах. По более высокой цене эти товары экспортируются. Далее на мировых товарных биржах складываются «котировальные цены» (цены биржевых товаров, которые регистрируются и публикуются котировальной комиссией соответствующей биржи), нередко содержащие спекулятивную надбавку.

    Современная международная торговля все в большей степени трансформируется в долгосрочные и устойчивые отношения между поставщиками и потребителями. В основе этих отношений лежит развитие международных связей непосредственно по технологическому процессу производства.

    Организационной формой таких международных — региональных и глобальных — систем производственной специализации и кооперации выступают транснациональные корпорации (ТНК) ведущих отраслей промышленности. ТНК — это крупнейшая корпорация, штаб-квартира которой базируется, как правило, в странах Северной Америки, Европы, Японии или Австралии, а филиалы и дочерние компании — по всему миру. На сегодняшний день ТНК — многоотраслевые компаний, беспрецедентные по масштабам экономической и интеллектуальной мощи.

    На долю внутрифирменной торговли ТНК приходится 40% экспорта США, а, по некоторым оценкам, ввоз товаров с подконтрольных предприятий ТНК покрывает примерно половину американского импорта. Филиалы и дочерние компании ТНК в развитых и развивающихся странах являются производителями наукоемкой продукции, к примеру, в таких отраслях, как электроника, авиационная техника, композиты и т.д.1

    Внутри мировой торговли сложился и быстро развивается достаточно обширный сегмент, который образуют технологически обусловленные и четко организованные товарные потоки между звеньями ТНК. Мировые рынки становятся сферой внутриотраслевых и межотраслевых операций международных промышленных комплексов.

    Тенденция к налаживанию в сфере международной торговли долгосрочных стабильных технологических связей с поставщиками — иностранными фирмами или собственными дочерними компаниями за границей обусловлена также и тем обстоятельством, что конкуренция на мировом рынке жестче, чем на Национальном, усиливается ее «технологическая» составляющая. Налицо девальвация тех или иных преимуществ, связанных с наличием природных ресурсов, дешевой рабочей силы, выгодным географическим положением. Резкое обострение международной конкуренции — следствие того факта, что главным орудием конкурентной борьбы на мировых рынках в современных условиях становится технологическое развитие. На первый план выходят такие критерии международной специализации, как «технологичность», качество, разнообразие производимой продукции1.

    Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, капиталов через национальные границы требует развития и совершенствования всемирной инфраструктуры. С дальнейшим развитием транспортной системы (морского, речного, воздушного, железнодорожного транспорта) все большее значение приобретает создание и функционирование мировой сети информационных коммуникаций.

    На сегодняшний день развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными, туристическими, финансовыми.

    Влияние товарной продукции и производства на мировой экономический процесс оказывается меньшим. Расширение экспорта и активизация инвестиционной деятельности — неотъемлемые черты мировой экономической ситуации. На этом фоне роль тарифного барьера теряет былую актуальность: текущая фаза развития экономики сопровождается формированием новых комплексных и более изощренных систем экономической защиты. Необходимы новые принципы при разработке торговой стратегии для решения текущих проблем, таких как отмена барьеров для инвестиций в развивающиеся страны, борьба с пиратством в сфере авторских прав и интеллектуальной собственности, либерализация торговли и т. д. Адаптация внешнеторговой политики к современным требованиям обеспечит Европе единую и четкую позицию в переговорах по новым торговым сферам: торговле услугами, инвестициями, интеллектуальной собственностью и т. д.

     

    2.3. Международная миграция капитала и рабочей силы

     

    Одной из основных форм экономических отношений в мировом хозяйстве выступает международная миграция капитала — помещение за границей средств, приносящих их собственнику доход. Миграция (вывоз) капитала предпринимается тогда, когда он может быть помещен в другой стране с большей нормой прибыли, чем в своей. Здесь ряд причин1:

    перенакопление капитала в стране, откуда он вывозится;

    несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства;

    наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевых сырья и рабочей силы;

    интернационализация производства.

    Одной из особенностей современного мирового хозяйства является одновременное образование в каждой развитой стране как относительного излишка капитала, диктующего целесообразность его вывоза за границу (в одних отраслях хозяйства), так и наряду с этим потребность в привлечении дополнительных капиталов извне (для развития других отраслей). Поэтому большинство государств выступает в одно и то же время в роли и экспортера и импортера капитала.

    Капитал вывозится в двух основных формах — предпринимательского и ссудного (денежного) капитала. Вывоз предпринимательского капитала означает организацию предприятий, затраты на обустройство которых несут иностранные собственники. В зависимости от степени реально осуществляемого контроля за деятельностью таких предприятий различают прямые и портфельные инвестиции.

    Прямые инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений вследствие полной собственности на затраченный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций2.

    Портфельные инвестиции образуются приобретением акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих право собственности или контроля над ними. Такие капиталовложения их собственники осуществляют тогда, когда стремятся разместить свои капиталы в разных отраслях хозяйства, либо в случае, если законодательство страны, куда они направляются — ее принято называть «принимающей», делает прямые инвестиции невыгодными. Особую форму портфельных инвестиций составляет участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами. В смешанных предприятиях иностранный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг по реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся ему прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Участие в смешанных предприятиях предоставляет иностранным собственникам капитала прочные гарантии его сохранности и получения прибыли. В свою очередь государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

    Один из наиболее эффективных способов включения национальной экономики в мировое хозяйство — использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Движение ПИИ складывается из трех компонентов: создания новых капиталов за границей; реинвестирования доходов; взаимного кредитования компаний, например материнской компанией — филиалов.

    Компании осуществляют инвестиции за границей для сокращения транспортных издержек, преодоления тарифных и нетарифных барьеров зарубежных государств, которые обычно сдерживают товарный экспорт, а также в случае, если местное производство позволяет лучше учитывать внутренние требования рынка, дает доступ к новым технологиям, дешевым факторам производства. Помимо этого, зарубежная деятельность позволяет компаниям использовать различия в национальных законодательствах отдельных стран для наиболее выгодной политики в области цен и налогов, решать задачи оптимального размещениями диверсификации отраслей, позволяет маневрировать при изменении валютных курсов. В любом случае при инвестировании за границей компания должна иметь определенные преимущества, которые позволяли бы ей конкурировать с местными фирмами на их рынке.

    Прямые инвестиции оказывают воздействие на экспортную деятельность компаний. С одной стороны, зарубежное производство может играть роль альтернативы товарному экспорту из собственной страны. В этом случае данное воздействие носит скорее сдерживающий характер по отношению к экспорту. С другой стороны, зарубежное -производство нуждается в поставках оборудования и сырья, влечет за собой последующие поставки запасных частей, материалов и продажу услуг. Кроме того, продукция предприятий, расположенных за рубежом, реализуется не только на внутреннем рынке, она может направляться в страну базирования транснациональной компании или в третьи страны, где расположены другие предприятия данной компании, составляющие вместе единую технологическую систему. В данном случае прямые инвестиции оказывают стимулирующее воздействие на экспортную деятельность, поскольку экспорт предпринимательского капитала не столько заменяет, сколько создает товаропотоки, в значительной своей части внутрифирменные (между предприятиями, принадлежащими одной компании и находящимися в разных странах).

    В последние десятилетия происходит весьма значительный абсолютный и относительный рост прямых вложений во всем мире. Если до 80-х годов прирост ПИИ составлял 1,3– 1,6 %, то в последние годы он достиг 20 %, в пять раз превысил темпы расширения мировой торговли. Это вызвано в определенной степени увеличением числа стран-участниц процесса иностранного инвестирования. В последние годы к традиционным международным инвесторам (США, Япония, Германия и др.) подключились новые: Южная Корея, Китай, Тайвань. Характерно для нынешнего этапа и неравномерное размещение иностранных инвестиций по регионам мирового хозяйства. Примерно три четверти таких инвестиций приходится на развитые государства Запада и лишь около четверти — на развивающиеся страны.

    Расширение масштабов, изменения в направлении потоков и в структуре ПИИ, отмечающиеся в мировом хозяйстве, усиливают актуальность учета эффекта иностранных инвестиций. Импорт капитала сыграл важную роль в подъеме американской экономики: обеспечил недостающие ей финансовые средства, способствовал структурной перестройке экономики, решению социальных проблем.

    Привлечение иностранного капитала требует значительных усилий по разработке и осуществлению специальной экономической политики. Решающим фактором ее выбора выступает исходное состояние баланса ввоза и вывоза иностранных инвестиций. В соответствии с этим выделяются три группы стран: преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы; принимающие; те, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза. К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Испания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Данное деление условно, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее данная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных капиталовложений.

    Экспорт ссудного капитала — основа современной системы международного кредита. Такой кредит содействует росту товарообмена между странами, облегчает денежные расчеты, дает возможность привлекать внешние финансовые источники с целью развития экономики. Кредитные связи между государствами развиваются темпами значительно большими, чем темпы мировой торговли и увеличения прямых иностранных капиталовложений. Международный рынок ссудных капиталов функционирует практически круглосуточно. Перевод из одной страны в другую значительных денежных сумм и любой из конвертируемых валют производится с помощью современных средств связи через искусственные спутники Земли и всемирную сеть связи моментально.

    Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы — перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны.

    Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешёвой рабочей силой. Предприниматели заинтересованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на любые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, трудятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработная плата.

    Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами.

    В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за границу.

    Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж.

    В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства.

    Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них иностранцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невозможно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы.

    По мере развертывания научно-технической революции все более важное место в миграционных процессах приобретает переезд высококвалифицированных работников из одних стран в другие, получивший название «утечки мозгов». По самым различным причинам много ученых, инженеров, врачей и других специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств. Практически невосполнимые утраты представляет «утечка мозгов» для слаборазвитых стран. Странам, экономически их превосходящим, разумеется, гораздо дешевле приобретать уже готовых специалистов из менее развитых стран, нежели обучать их у себя. Экономия достигается и в течение длительного периода использования таких специалистов с учетом различий в оплате труда и социальных расходах. Для развивающихся стран «утечка мозгов» оборачивается крупным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом. Проблема «утечки мозгов» в настоящее время остро стоит в России, как и в некоторых других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

     

     

    3. Методы и формы регулирования экономических отношений в мировом хозяйстве

     

    3.1. Государственное регулирование международных экономических отношений

     

    Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

    Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия1.

    В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

    Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства2.

    Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

    Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства — протекционизм и фритредерство.

    Фритредерство — это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот1. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в Х1Х веке, а в его основу легла теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели Способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

    Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.

    Таможенный тариф — это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

    Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз товаров). По способу взимания они делятся на адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и смешанные.

    Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытеснял аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну. В этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

    Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране.

    Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

    Существует несколько видов количественных ограничений. Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

    При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии на экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.

    В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 году специальный Координационный комитет консультативной группы Североатлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не подлежащих экспорту в другие страны, по отдельному перечню.

    В 1992 году в Париже состоялся форум сотрудничества КОКОМ. В нем приняли участие 42 страны, в том числе Россия. На заседании было предложено отменить эти списки применительно к государствам бывшего СССР и странам Восточной Европы, но с условием, что они предпримут решительные шаги в целях недопустимости утечки информации о новых технологиях в страны, не входящие в это объединение государств.

    Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.

    В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области формирования экспорта.

    Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты — кредитные и финансовые.

    Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях.

    Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском.

    В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др.

    Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следовательно стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

    Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

    Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок» увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработаны антидемпинговые законодательства. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.

    Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

    Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

    Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству.

    Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.

     

     

    3.2. Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество

     

    В современных условиях происходит интернационализация не только самой хозяйственной жизни, но и системы государственного регулирования.

    Экономические отношения между странами становятся многосторонними, и государство все более активно подключается к деятельности международных организаций, осуществляющих многостороннее регулирование экономических отношений.

    В послевоенное время международные экономические организации глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота.

    31 декабря 1995 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) стало достоянием истории. Эта влиятельная организация была создана в 1947 году для регулирования международных торгово-экономических отношений и объединила к середине 90-х годов около 100 стран мира. На смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), куда вступили почти все члены ГАТТ. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО стали согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования в торговле.

    Именно ГАТТ обеспечило ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта в «золотой век» между 1950 и 1970 годами. Вместе с тем остается большой круг нерешенных проблем, которые достались ВТО как преемнице ГАТТ. Среди них, например, возможное негативное влияние на развивающиеся страны протекционистских мер по отношению к интеллектуальной собственности; ограниченная либерализация правил торговли сельскохозяйственной продукцией; международная торговля и охрана окружающей среды; торговля и трудовое законодательство.

    Вхождение России в ВТО в качестве полноправного члена требует приведения ее торгового режима по товарам, услугам и защите интеллектуальной собственности в соответствие с определенным мировым «стандартом». Главные проблемы связаны с неопределенной торговой политикой России в ряде областей, включая сельское хозяйство и государственные предприятия. В целом отмечается тенденция к перспективному бурному росту объемов экспорта у развивающихся и посткоммунистических стран. А это может послужить началом нового периода торговой экспансии, столь же динамичного, как период 50—60-х годов.

    Важную роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирный банк, включающий 4 финансовых института. Основные задачи МВФ — содействие международным экономическим взаимодействиям стран и их валютному сотрудничеству. МВФ регулирует валютные курсы, поддерживает устойчивость валютных паритетов, предоставляет кредитные ресурсы странам — членим МВФ. Членами МВФ в настоящее время являются более 150 стран. После второй мировой войны СССР отказался вступить в эти организации, мотивируя свой отказ идеологическими разногласиями, хотя в тот период ему были обеспечены льготные условия. Россия заняла иную позицию и предприняла энергичные усилия, чтобы добиться вступления в МВФ. Одним из финансовых институтов МВФ является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов. Условием членства в МБРР является членство в МВФ.

    Усиление роли внешнего компонента в экономической политике государства проявляется также и в том, что отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.

    Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торговли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций — все это имеет под собой прочный фундамент, объективную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни — торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, развития науки, транспортных коммуникаций.

    В некоторых регионах хозяйственное сближение стран-соседей приобрело такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интеграционного типа, региональных «гиперструктур». Возникают обширные международные зоны интенсивного экономического воздействия с единым .режимом хозяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики.

    Характерной особенностью современного мирового хозяйства стало расширение региональных группировок, о чем свидетельствует приводимый перечень наиболее крупных из них1:

    Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада и Мексика с возможным присоединением Китая.

    Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегия, Швейцария, Испания, Лихтенштейн.

    Европейский союз (ЕС) — Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Греция.

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

    «Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

    Южно-Африканский комитет развития — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

    Западно-Африканский экономический и валютный союз — Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

    Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

    Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

    Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский экономический союз. Возникнув почти 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. На сегодняшний день Европейский союз (ЕС) объединяет 12 стран Западной Европы, создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС уже произошел в 2002 году переход к единой валютной системе с единой денежной единицей – «евро».

    По мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую действенность приобретают международные институты законодательной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европейский суд и др.).

    В возникновении и в эволюции ЕС с самого начала огромную роль играли национальные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм.

    В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 году начало западноевропейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные импульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от американских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действовали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «своих» групп капитала.

    Тем не менее достигнутая степень хозяйственного взаимодействия США и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, интеграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире.

    Таким образом, выход государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, то есть экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ГАТТ/ ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций.

    Последние могут иметь самые разные формы и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК — организация стран — экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных -– ВТО, МВФ, МБРР.

    Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», то есть группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегодно совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителями крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 года в них принимает участие Россия.

    В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономических связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов.

    Для России важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со странами, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
  2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. — С.-Петербург: Судостроение, 1998.
  3. Делягин М. Заряд еврооптимизма.– М.: Эксперт. № 4. 2000.
  4. Дмитракович Ф.А. ТНК в мировой экономике// Международными экономические отношения 1997. №5.
  5. Комаров В. Мировой инвестиционный прогресс: региональные тенденции// Инвестиции в России. 1999. № 1.
  6. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.–М.: Международные отношения, 2003.
  7. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2000.
  8. Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998. С. 29.
  9. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  10. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  11. Мелъянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 2004.
  12. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  13. Мовсесян А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход// Финансы. 1997. №9.
  14. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1999.
  15. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 1999.
  16. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.: Инсан, 2000.
  17. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2003.
  18. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.75MB | MySQL:116 | 1,714sec