Финансовые международные организациии

<

122613 0131 1 Финансовые международные организациии

1 ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Тенденции развития финансового рынка в системе глобальных мировых хозяйственных связей

 

Мировой финансовый рынок это система взаимосвязанных рынков: 1) денежного, на котором совершаются операции с долговыми инструментами сроком от 1 дня до 1 года; 2) кредитного, обслуживающего предоставление ссуд на более длительный период, и 3) ценных бумаг (эмиссия и купля-продажа последних).

Помимо сроков и форм перемещения ресурсов в структурировании финансового рынка до сих пор имеют значение место совершения операций, характер и степень регулирования сделок. В зависимости от этих критериев различают рынки национальные, иностранные и оффшорные.

Считается, что современный мировой рынок капиталов возродился в начале 60-х гг., чему в немалой степени способствовало введение ограниченной обратимости западноевропейских валют и японской йены по текущим операциям и установление, в первую очередь в Великобритании, либерального валютного режима для совершения сделок между иностранными резидентами на базе депозитов в долл. США. Свободное движение не только краткосрочного, но и долгосрочного капитала из Германии (в 1961 г. она ввела полную обратимость марки), США, Швейцарии и Канады и преференциальное обращение инвалютных депозитов в Лондоне, а позднее и в др. финансовых центрах, способствовали становлению и бурному развитию евробизнеса, масштабы которого сегодня превышают обороты национальных денежно-кредитных и фондовых рынков многих крупных государств [14].

С 1980-х гг., обозначивших переход к полной конвертируемости фунта стерлингов, французского франка, японской йены и многих других валют, система финансовых рынков стала развиваться на глобальном уровне. Возникла мировая финансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры мира: Лондон — Нью-Йорк — Токио — Цюрих — Женева — Франкфурт-на-Майне — Амстердам — Париж — Гонконг — Сидней — Кайминовы о-ва — Багамские острова и др.

Объем мирового финансового рынка достиг внушительных размеров. По данным Банка международных расчетов и МВФ ежедневный оборот валютного рынка составил в конце 90-х гг. 1,5 трлн. долл. (в конце 80-х гг. — 0,64 трлн.); общий объем выпущенных в обращение международных облигаций — 2,35 трлн. долл., всех долговых иностранных обязательств — 3,2 трлн. долл. [14].

Однако наиболее стремительно развивается возникший в конце 70-х гг. рынок производных финансовых инструментов. Суммарная величина наиболее важных из них — процентных свопов и опционов и валютных свопов по займам (свыше 40 трлн. долл.) в десятки раз превысила уровень конца 80-х гг. Это отражает тенденцию переориентации бизнеса с наличных сделок на срочные, с реальных на финансовые, что зачастую позволяет уходить от налогообложения и государственного регулирования. Таким образом, одна из задач XXI века — найти способ совместить национальный суверенитет с рыночной финансовой унификацией [14].

Не меньшее значение имеют качественные изменения. Укрепление связи между основными финансовыми центрами произвело финансовую революцию, имеющую несколько ключевых аспектов.

Возрастающие потоки мирового капитала усиливают финансовую конкуренцию между странами, оказывая воздействие на процесс дерегулирования, финансовую интеграцию, создание новых финансовых инструментов и введение других финансово-технологических инноваций.

Финансовая интеграция приносит в равной степени выгоды и заемщикам и кредиторам. Однако и те и другие подвержены разнообразным рискам, включая рыночный, процентный, валютный и политический. Возникает много и других проблем. Например, инвесторам может быть сложно получить надежные данные относительно деятельности компании-должника из-за того, что многие финансовые операции (процентные свопы по займам и др.) относятся к забалансовым и не фиксируются четко по обычным каналам отчетности. Важная проблема состоит и в том, что интеграция привела к упрощению начала процедуры перелива капитала. Руководящим денежно-кредитным учреждениям трудно спрогнозировать или своевременно обнаружить дестабилизирующие потоки средств, чтобы сформировать корректирующую стратегию. Поэтому актуальной считается задача усиления роли МВФ в обеспечении стабильности мирового финансового порядка в новых условиях[14].

Развитие мирового финансового рынка тесно связано с прогрессом мировой торговли товарами, услугами и ценными бумагами. Со второй половины ХХ в. темпы роста внешней торговли, как правило, значительно опережали темпы роста ВВП. По данным Всемирного Банка за последние два десятилетия доля мирового экспорта в мировом производстве удвоилась, доля услуг достигла почти четверти экспорта, а каждая седьмая сделка по купле-продаже ценных бумаг заключалась между контрагентами-иностранцами. По мере возрастания объема операций ТНК продажи их зарубежных филиалов могут в обозримом будущем превысить масштабы мирового экспорта. Эти факты часто трактуются как свидетельства экономической и финансовой глобализации — растущего международного обобществления всех или отдельных видов рынков[14].

Вместе с тем, зарождение глобальной экономики и глобального финансового рынка не является общепризнанным. В частности, по мнению Гавриила Попова, глобализация это — концепция нынешней американской администрации по устройству мирового экономического порядка в XXI в. в отличие от того, который сложился после Второй мировой войны в условиях ядерного противостояния двух полюсов — США и СССР. В этом, безусловно, есть своя логика. Причем, даже если отбросить политический фактор и исходить из того, что наиболее ярким воплощением субъектов мировой экономики являются ТНК, то степень открытости национальных хозяйств сейчас не больше, чем до Первой мировой войны. Поэтому говорить о том, что рыночные силы неподвластны государственному регулированию (один из тезисов концепции глобализации), явно преждевременно[14].

О недостаточной степени интегрированности собственно финансового рынка говорят некоторые важные его характеристики. Например, инвесторы, распределяя инвестиционные риски между странами и отраслями, руководствуются в своей практике соображениями, которые на порядок отличаются от тех, исходя из которых они осуществляют капиталовложения на внутреннем рынке. В этой связи самой главной причиной Мексиканского финансового кризиса 1994—1995 гг. можно считать сохраняющуюся сегментацию глобального рынка капиталов, его деление на национальные, иностранные и международные (оффшорные). Несмотря на устранение многих правовых преград между ними, владельцы денежных средств предпочитают большей частью держать их дома или быстро репатриировать из-за рубежа, в случае угрозы нестабильности (рыночной, политической, валютной) [3]. Они не смотрят на движение ресурсов между странами как на перемещение средств между регионами одной страны. Поэтому для стран с развивающейся экономикой необходимо увеличивать национальную норму внутренних сбережений в целях повышения инвестиционной активности.

В современных условиях стоимость капитала для заемщиков, имеющих одну и ту же платежеспособность, неодинакова во всех частях рынка. Страновые процентные ставки, хотя и испытывают воздействие мировой финансовой интеграции, все же различны. В мае 2008 г. ставка дисконта Центрального банка равнялась (в %): в Японии — 0,5; в Швейцарии — 1; в странах зоны Евро — 3,75; в США — 6,0. А ставка коммерческих банков первоклассным заемщикам соответственно составляла: 1,375; 4,25; 3,70 и 9,0 [21]. Между тем соотношение уровня инфляции по странам не оправдывает таких расхождений.

Таким образом, существуют определенные преграды для движения капитала. Согласно взглядам многих теоретиков и бизнесменов причина лежит в валютном риске. Режим валютного плавания, которого придерживаются США и другие ведущие державы, ставит дополнительные барьеры на пути более эффективного применения капитала.

В этой связи выражается мнение [6], что в последние 30 лет рынок развивается в сторону того, что он собой представлял лет 90 назад. А основная разница между глобализацией тогда и сейчас состоит в характере капитала, который обслуживает торговые и инвестистиционные потоки. С одной стороны, значительная его часть это – криминальные денежные средства, т.е. те, которые используются для финансирования теневой экономики, организованных преступных группировок и коррумпированной части госаппарата. Заметим, в банковском секторе экономики России в 2008 г. зафиксировано 9 тыс. преступлений, что на 5,5% больше, чем в 2006 г.) [6]. Согласно статистике ООН в международной финансовой системе каждый день легализуется примерно 300 млн. долл. Годовой оборот наркобизнеса (400 млрд. долл.) является третьим по объему после торговли нефтью и оружием. С другой стороны, с приобщением все большего числа стран к рыночной системе хозяйства большинство из них становятся реципиентами главным образом спекулятивного капитала. В результате они страдают из-за резкого несоответствия скорости его движения и сроков создания традиционных, материальных технологий, на которых они специализируются. Масштабные вложения спекулятивного капитала, которые поощряются политикой правительств, ориентированной на преждевременную либерализацию финансовых операций, неэффективны для государств с неразвитой экономической структурой и экспортной базой. Капитал уходит, не успев создать ничего реального и оставляя после себя одни разрушения.

Противоположный взгляд на глобализацию выражается в кругах американских финансистов. Некоторые руководители ФРБ считают, что мир живет в период аналогичный периоду Промышленной революции. Только сегодня речь идет о компьютерах и телекоммуникациях, о революции в технологиях, которая увеличивает производительность, экономический рост, способствует мировой финансово-технологической интеграции, под влиянием которой усиливается конкуренция и разрушается механизм ценообразования корпораций, что сдерживает инфляцию. А когда инфляция находится под контролем, возрастает возможность увеличения жизненного уровня людей.

Развитие американской экономики на протяжении последнего десятилетия подтверждает этот оптимизм. И хотя многие экономисты сомневаются, что оживление роста производительности в американской экономике сохранится, и опасаются, что оно вызвано спекулятивным бумом, как это уже было в середине 80-х гг. в экономике Великобритании, а несколько позже — Японии, отрицать лидирующие позиции США в создании и распространении высоких информационных технологий и роли этих технологий в усилении зависимости различных финансовых рынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США, не приходится[14].

Пионеры освоения этих технологий — США привлекают наиболее мобильную форму финансового капитала — спекулятивный капитал. Короткий период его обращения соответствует скорости развития информационных технологий и носит для их получателя производственный характер.

Поэтому глобализация как отражение усиления американского влияния в мире и их стремления обеспечить информационную прозрачность всех стран за счет применения стандартных методов статистики, бухучета, отчетности, аудита, техники совершения коммерческих и финансовых операций, а также поддающихся анализу и прогнозированию способов макроэкономического регулирования — убедительная реальность.

Понимание новых условий жизнедеятельности государств, в т.ч. России, должно предопределять выбор ими в XXI в. такой политической, экономической и финансовой стратегии, которая исходит из принципа: поступательное развитие НТП и жизненного уровня людей может быть только общим, не допускающим взаимного уничтожения и побуждающим сильнейших к поиску компромисса с относительно более слабыми.

 

1. 2. Роль финансов в развитии международных экономических отношений

 

Финансовые ресурсы — это наиболее глобализированный экономический ресурс мира. Об этом говорят громадные оборот на некоторых сегментах мирового финансового рынка, прежде всего на валютном рыке и рынке деривативов, а также все нарастающее присутствие нерезидентов на рынках кредитов акций. Высокий уровень глобализации финансовых ресурсов объясняется прежде всего тем, что это наиболее мобильный вид эк комических ресурсов (точнее, наиболее мобильная часть такого экономического ресурса, как капитал).

Глобализация финансовых ресурсов порождает как позитивные, так и негативные последствия. К первым можно отнести, прежде всего, смягчение нехватки финансовых ресурсов в мире в результате чего в современных условиях, особенно в развиты и некоторых развивающихся странах, капитал (прежде всего в де-нежной форме) уже не является дефицитным ресурсом. Глобализация также усиливает конкуренцию на национальных финансовых рынках и тем самым снижает стоимость финансово-кредитного посредничества (финансовых услуг) [14].

К отрицательным последствиям глобализации финансовых ресурсов мира нужно отнести в первую очередь усиление нестабильности национальных финансовых рынков, которая происходит, во-первых, из-за того, что финансовые кризисы в отдельных регионах (особенно при наличии крупных финансовых центров) сильнее сказываются на других странах и регионах, а во-вторых, вследствие либерализации национальных финансовых рынков, что делает их более доступными для «горячих денег».

Другим отрицательным последствием глобализации является все большая зависимость мировой экономики от функционирования финансового (денежного), а не реального капитала (реального сектора экономики). Этот процесс, давно начавшийся в развитых странах, все больше распространяется на всю мировую экономику. Суть его заключается в том, что во взаимосвязи денежного и реального капитала первый становится все менее зависимым от второго и, более того, даже начинает преобладать над ним. В результате состояние национальных экономик все больше зависит от состояния их финансов[14].

Однако в условиях глобализации состояние национальных финансов все больше зависит от поведения нерезидентов, которые все активнее присутствуют на национальных финансовых рынках, а также от состояния рынков финансов в других странах в регионах мира и особенно от положения дел в международных финансовых центрах. Так, начавшийся в 1997 г. неуверенный рост российского ВВП был остановлен в 1998 г. финансовым кризисом, во многом (но не только) спровоцированным поведением нерезидентов на финансовом рынке России, которые были напуганы финансовым кризисом на нарождающихся рынках Азии[14].

Глобализация финансовых ресурсов мира приводит к тому, что сила воздействия национальных правительств на национальные финансы ослабевает. Одновременно во всех странах усиливается воздействие на национальные финансовые рынки транснациональных корпораций, а также международных институциональных инвесторов и международных спекулянтов. На финансы стран — участниц международных интеграционных объединений усиливается воздействие принятых общих решений или вообще их общей финансовой политики (как это происходит в ЕС). В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой растет воздействие на их рынки капитала международных экономических организаций (прежде всего Международного валютного фонда и Всемирного банка). Более того, финансовый кризис 1997—1999 гг. укрепило некоторых экономистов во мнении, что мировая финансовая система должна активнее регулироваться Международным валютным фондом или даже новой международной финансовой организацией с намного большими правами и ресурсами, чем МВФ[14].

Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

  1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.
  2. Регулирование международных интеграционных процессов.
  3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

    Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности

    Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики [8].

    Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, иностранной фирмы и т.д. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению[8].

    Иностранные кредиты как одна из наиболее развитых форм внешнеэкономических отношений носят возвратный характер, являются платными и могут привести к тому, что наша страна завязнет в долгах, а взамен получит лишь временное облегчение на потребительском рынке и нулевой эффект в производственном плане. Мировая практика знает иной, более эффективный, хотя и более сложный способ — импорт производительного капитала в виде прямых инвестиций. Стране-импортеру не надо при этом платить никаких процентов. Наоборот, она сама получает от иностранного инвестора доход в виде налоговых, арендных и других платежей. Иностранные инвестиции сразу идут в производство, несут с собой новые технологии и управленческий опыт и при этом ревниво контролируются владельцами с точки зрения эффективности их использования[8].

    Компания, решившая вложить за рубежом свой капитал, осуществляет там и весь производственный цикл от создания предприятия до реализации продукции. Компания заинтересована в оснащении его наиболее современным оборудованием и технологией, в передаче ноу-хау, в обучении рабочей силы. В итоге открывается более короткий путь в насыщении местного рынка дефицитной продукцией. Ускоряется развитие экспорта страны, где размещен капитал.

    Сегодня во всем мире не наберется и 5 стран, которые обходились бы без импорта капитала. Так, за счет импорта капитала во Франции и Англии производится 1/5 всей продукции обрабатывающей промышленности, в Италии — 1/4, в ФРГ — немногим менее 1/3. США — крупнейший экспортер капитала, одновременно ввозит его из-за рубежа, причем еще в больших размерах, чем вывозит[8].

     

    2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ

     

    2.1. Структура системы международных валютно-кредитных институтов

     

    После Первой мировой войны ведущие страны осознали необходимость координации своей деятельности в глобальном масштабе. Лига Наций была создана в 1919 г. по инициативе победивших в войне Франции и Великобритании. В нее вошли более 30 стран. Однако эта попытка окончилась неудачей — слишком велики были противоречия между ведущими державами.

    После Второй мировой войны в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а годом раньше на Бреттон-Вудской конференции были организованы Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк. К настоящему времени насчитывается свыше 4 тыс. международных организаций, из которых более 300 являются межправительственными.

    Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулирования (рис. 1). В соответствии с такими классификационными признаками международные организации можно разделить на следующие группы:

    1) организации, предназначенные для решения комплексных политических, экономических, социальных и экологических проблем. Сюда относятся организации системы ООН, ОЭСР, Совет Европы и др.;

  4. организации, регулирующие мировые финансовые рынки и международные валютно-финансовые отношения (МВФ, группа Мирового банка и др.);
  5. организации, регулирующие товарные рынки и международные торговые отношения (ВТО, ОПЕК и др.);
  6. региональные международные организации, представляющие
    собой экономические блоки стран (НАФТА, ЕС и др.).

    К региональным в данной классификации отнесены только наднациональные организации, а международные организации регионального уровня, решающие комплексные проблемы и имеющие в основном консультационный статус, отнесены к первой группе.

    122613 0131 2 Финансовые международные организациии

     

    Рисунок 1 – Структура системы международных организаций[8]

     

    Все названные на рисунке 1 международные организации в той или иной мере влияют на мировые финансовые и, в частности, валютные рынки.

    В первой группе организаций, решающих комплексные проблемы, Организация Объединенных Наций занимает, безусловно, центральное место. ООН, членами которой являются 185 государств, разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предлагает принять и реализовать своим членам путем включения в национальное законодательство. Организация Объединенных Наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений, а также автономных организаций. К числу главных органов относятся: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Международный суд и Секретариат. Генеральная Ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования ООН принято 10 тыс. разнообразных резолюций. Генеральная Ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими и финансовыми проблемами занимаются:

  7. Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной Ассамблеи;
  8. Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
  9. Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;

    4) Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН[8].

    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран. В 1994 г. наша страна подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве. Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

    «Группа семи», или «Большая семерка», «G7», является организацией самых экономически мощных стран ОЭСР. Она была образована в 1975 г. для решения глобальных финансовых и валютных вопросов, но потом функции группы постоянно расширялись, и сейчас на ежегодных встречах глав правительств обсуждается весь спектр глобальных проблем. Входящие в группу Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония обеспечивают сейчас около 60% мирового ВВП, и этот факт объясняет и определяет огромное влияние «Большой семерки» на развитие мировой экономики. В 1997 г. в «Группу семи» вошла Россия, и теперь ее часто называют «Группой восьми» («G8»).

    Совет Европы является межправительственной организацией широкого профиля, объединяющей 40 стран Европы, включая Россию (с 1996 г.). Основными сферами деятельности Совета Европы являются: права человека; средства массовой информации; сотрудничество в правовой области; социальные и экономические вопросы; здравоохранение, образование, культура, спорт и региональное управление; окружающая среда. Руководящим органом Совета является Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел 40 стран, а совещательным — Парламентская ассамблея[8].

    Международные организации второй группы непосредственно занимаются регулированием мировых финансовых и валютных рынков.

    Международные организации третьей группы регулируют международную торговлю и отдельные рынки. Поскольку состояние товарных рынков влияет на платежные балансы отдельных стран, деятельность этих организаций опосредованно влияет на финансовые и валютные рынки.

    Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действовало с 1948 г. В отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства, и еще 30 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО — 32 развитые страны и 100 развивающихся[8].

    Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, включая таможенно-тарифное регулирование, использование субсидий и компенсационных мер, нетарифные ограничения и т.д.

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1964 г. и занимается проблемами международной торговли, транспортировки товаров и финансирования торговых операций. В ЮНКТАД входят 185 государств — членов ООН. Основными направлениями деятельности ЮНКТАД являются регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов мировой торговли.

    Кроме ВТО и ЮНКТАД существует еще много специальных организаций, регулирующих отдельные товарные рынки. Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков называют Международными товарными организациями (МТО). Они контролируют реализацию международных товарных соглашений, изучают состояние мировых товарных рынков и вырабатывают рекомендации правительствам стран-участниц. Деятельность МТО в определенной степени препятствует образованию международных объединений экспортеров картельного типа[8].

    Международные организации четвертой группы представляют собой межгосударственные интеграционные объединения, которые имеют следующие основные формы:

  10. зоны свободной торговли, представляющие собой межстрано-
    вые соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров;
  11. таможенные союзы, характеризующиеся единой таможенной политикой по отношению к третьим странам;

    3)    общие рынки, предполагающие полную либерализацию межгосударственных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

  12. валютные союзы, представляющие собой общие рынки с единой валютной и эмиссионной политикой, а также единым центральным банком;
  13. экономические союзы, в которых общие рынки и валютные союзы дополняются общей экономической политикой, проводимой надгосударственными экономическими органами;
  14. политические союзы, фактически представляющие собой единые конфедеративные государства[8].

    К настоящему времени в мировой экономике насчитывается уже несколько десятков региональных интеграционных объединений со всеми перечисленными нами формами интеграции.

    Международные кредитно-финансовые институты начали учреждаться с первой трети XX в. Они создавались и действуют ныне на основе межгосударственных соглашений в соответствии с нормами международного публичного права и призваны регулировать международные экономические отношения. К их числу относят:

  • международные банки развития и инвестиционные банки, например Международный банк реконструкции и развития — ныне Всемирный банк, Международный инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк;
  • межгосударственные центральные банки, например Банк международных расчетов, Межгосударственный банк, Европейский центральный банк, Банк государств Центральной Африки, Восточнокарибский центральный банк;
  • межгосударственные экспортные банки, например Международный банк экономического сотрудничества, Латиноамериканский экспортный банк и другие международные специализированные банковские учреждения.

    Эти международные финансово-кредитные институты следуют своим целям, решают разные задачи, а их деятельность носит глобальный или локальный характер.

     

    2.2. Организации группы Всемирного банка

     

    Банк международных расчетов старейший международный банк, созданный на основе Гаагского соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии в 1930 г. (план Юнга о выплате репараций побежденной в Первой мировой войне Германией). Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой банк был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США во главе с Банкирским домом Моргана, так как страна не имела права на получение репарационных платежей от Германии.

    Целью создания банка провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. К 1932 г. его участниками стали еще 19 государств Европы.

    В настоящее время 34 страны являются членами банка. Их состав включает европейские страны – бывшие социалистические: Албанию, Болгарию, Венгрию, Польшу и др., вошедшие в него еще до Второй мировой войны. Российская Федерация стала членом банка в 1996 г. Являясь учредителями Банка международных расчетов, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому его часто называют международным банком центральных банков.

    Управление деятельностью банка осуществляется общим собранием и советом директоров, а сам банк, по существу, является акционерной расчетной палатой. Согласно уставу, основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Он изначально не имел права открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам.

    Главным источником ресурсов банка являются краткосрочные депозиты почти 100 центральных банков (приблизительно 10% мировых валютных резервов). Он хранит также золотые запасы, превышающие 200 т [17]. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Валютой расчетов по операциям принят золотой швейцарский франк, а доллар США используется для выплаты дивидендов акционерам.

    <

    В целях поддержки курсов ведущих мировых валют банк с начала 1960-х гг. начал проводить специальные операции — совместные валютные интервенции центральных банков («базельские кредиты»). Для покрытия неожиданного роста спроса на иностранную валюту он практикует операции «своп» с центральными банками Участников,

    В связи с мировым долговым кризисом банк с начала 1980-х гг. Расширил круг своих функций и стал предоставлять промежуточные кредиты под гарантии центральных банков странам, ожидающим кредит от Международного валютного фонда, а также проводить ряд других, в частности агентских, операций.

    Кроме выше отмеченного, банк является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН), независимого в решениях от нее. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) — в 1960 г. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) – в 1966 г. и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) — в 1988 г. [15].

    В настоящее время эти учреждения, вместе взятые, образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном группы, вместе с МАР именуют Всемирным банком [13]. Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

    В 2000 г. представители 147 государств, включая Россию, на саммите ООН подписали «Декларацию тысячелетия», в которой приняли обязательство направлять совместные усилия на снижение к 2015 г. вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны восемь целей развития:

  • сокращение крайней бедности и голода;
  • достижение всеобщего начального образования;
  • обеспечение равенства полов и предоставление прав женщинам;
  • снижение детской смертности;
  • повышение уровня здоровья матерей;
  • борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями;
  • улучшение качества окружающей среды;
  • формирование глобального партнерства в целях развития[15].

    МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

    Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79%.

    Функции МБРР состоят в следующем:

  • инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
  • аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
  • постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
  • посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами[15].

    В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

  • выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
  • принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
  • предоставление кредитов – только под гарантии правительств тран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;
  • отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
  • направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в тощи числе правительств стран.

    Главными направлениями деятельности МБРР до середины 1950-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого, по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д. [15].

    Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15— 17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки.

    Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках (табл. 1). Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля. Доходы и расходы МБРР представлены в табл. 2.

    За 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 370 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиций МВФ.

     

     

     

     

    Таблица 1 – Баланс Международного банка реконструкции и развития, млн долл. [3]

    Актив    


     

    На 30 июня

     

    Пассив

    На 30 июня

    2008г.

    2007г.

    2008г.

    2007г.

    Задолженность банков

    1803 

    1929 

    Заимствования

    108066 

    10855

    4 

    Инвестиции

    31146 

    27916 

    Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратной покупке и подлежащие оплате за полученное обеспечение в денежной форме

     

    153 

    Ценные бумаги, приобретенные по соглашениям о перепродаже

    840 

    212 

         

    Не обращающиеся беспроцентные облигации до востребования на счете подписного капитала

    1790 

    1794 

    Суммы к оплате по валютным свопам

    80231 

    77451

    Причитающиеся суммы по валютным свопам

    83022 

    81 343 

    Суммы к оплате для поддержания стоимости валютных резервов в счет погашения подписного капитала

    92 

    64 

    Суммы к получению для поддержания стоимости валюты в счет погашения подписного капитала

    113 

    166 

         

    Другие суммы к получению

    1070 

    1523 

    Прочие пассивы

    5361 

    6212 

    Непогашенные займы

    105 626 

    111762 

    Итого пассивы

    193 750 

    192434 

    Прочие активы

    3803 

    3707 

    Капитал

    35463 

    37918 

    Итого активы

    229213 

    230352 

    Итого пассивы и капитал

    229 213

    230352

     

    Объем кредитования в 2007 финансовом году превысил 18 млрд долл. Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально.

     

     

     

     

    Таблица 2 – Доходы и расходы Международного банка реконструкции и развития, млн долл.
    [3]

    Доход, расход и результат

    На 30 июня

    2008 г.

    2007 г.

    2006 г.

    Доходы 

         

    Займы: 

         

    проценты полученные 

    4328 

    5659 

    6779 

    сборы по обязательствам

    75 

    83 

    82 

    Инвестиции и торговля: 

         

    доходы полученные 

    339 

    428 

    747 

    окончательные потери 

    -35 

    -10 

    -9 

    Доходы от Фонда пенсионного обеспечения персонала

     

     

    93 

    Прочие доходы 

    235 

    202 

    184 

    Итого доходов 

    4942 

    6362 

    7876 

    Расходы 

         

    Заимствования: 

         

    проценты выплаченные 

    2707 

    3509 

    4797 

    погашение эмиссий и других заимствований

    81 

    85 

    110

    Административные расходы 

    934 

    882 

    876 

    Взносы по специальным программам

    179 

    156 

    176 

    Резервы на покрытие убытков по займам и гарантиям

    -665 

    -1300 

    -15 

    Прочие расходы 

    9 

    9 

    8 

    Итого расходов 

    3246 

    3341 

    5952 

    Текущий доход 

    1696 

    3021 

    1924 

    Следствие введения с 2001 г. Стандарта

         

    FAS 133 (Financial Accounting Standars)

    -4100 

    2323 

    854 

    Чистый доход 

    -2404 

    5344 

    2778_ 

     

    Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

    Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

    Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами).

    Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 35 — 40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 60 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 875 долл. [15].

    Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 100. Число разбирательств, зарегистрированных в 2004 финансовом году, составило 16. РФ не является членом этой организации.

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления Инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

    Деятельность в Российской Федерации Группы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. В 2007 финансовом году по выставленному МБРР лимиту кредитования (6 млрд долл.), включая гарантии, РФ занимала шестое место среди крупнейших заемщиков (рис. 2 ). Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. С 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.

    122613 0131 3 Финансовые международные организациии

    Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию около 70 проектов России было выделено займов на сумму более 13 млрд. долл. Отраслевую структуру этих займов иллюстрирует рис. 3. Долгое время наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай — 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2007 г. Российская Федерация выплатила долгов на сумму более 1 млрд долл. по ранее полученным кредитам. В то же время она не лидировала по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составлял примерно 12,5 долл., то у Армении — более 24 долл.

    122613 0131 4 Финансовые международные организациии

     

    Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпорации более чем по 25 проектам превысил 500 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизаци-онный период, на развитие фондового рынка агропромышленного комплекса, на инвестиции в нефтяную промышленность и др.

    Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международным организациями.

    Помимо рассмотренных банков, в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб [18] и др. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации осуществлять урегулирование проблем выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.

     

    2.3. Международный валютный фонд

     

    С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная Международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а МБРР -стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире[15].

    Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат, являющийся исполнительным органом, включает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 -от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

    Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц[15].

    В начальный период деятельности МВФ объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах МВФ[15].

    Основными функциями МВФ являются:

  • содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
  • поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
  • предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

    Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

    Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

     

     

    2.4. Региональные финансовые организации

     

    Европейский инвестиционный банк учрежден в 1958 г. странами -членами Европейского экономического сообщества. Целями создания банка провозглашались долгосрочное (20—25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.

    С 1993 г. является кредитным институтом Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС), с 1997 г. осуществляет кредитование в евро. Штаб-квартира банка расположена в Люксембурге, а его отделения находятся в Афинах, Брюсселе, Лондоне и Риме. Учредителями банка в настоящее время выступают 15 стран -членов ЕС.    

    Деятельностью банка руководят совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц. Такие страны, как ФРГ, Франция, Англия и Италия, обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд евро. Размер резервного капитала превышает 10% суммы уставного фонда.

    Банк привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинируемых в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды — основные направления вложений банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Лидерами среди заемщиков банка выступают Италия, Англия, Франция и Ирландия[15].

    В последние годы банк как агент ЕС за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики.

    Европейский банк реконструкции и развития учрежден в 1990 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями банка в настоящее время выступают 60 государств, включая все европейские страны, Российскую Федерацию, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Австралия, Египет и др.) и две организации: Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Уставный капитал составляет 20 млрд евро.

    Совокупная квота стран — членов ЕС, Европейского инвестиционного банка и собственно ЕС в уставном капитале составляет 51%, стран Центральной и Восточной Европы — 13, остальных европейских стран – 11, других стран — 24%. США располагают наибольшей квотой — 10%, Италия, ФРГ, Франция, Англия и Япония — по 8,5, а Российская Федерация — 4%, или 800 млн евро [17].

    Банк осуществляет свою деятельность в 27 странах. Штаб-
    квартира расположена в Лондоне. Банк имеет 33 представительства: по одному во всех странах операций, четыре в Российской Федерации (центральное в Москве и региональные в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке).

    Банк взаимодействует со многими международными институтами, и в первую очередь с Группой Всемирного банка. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов, и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации, банк традиционно уделяет пристальное внимание[15].

    Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, банк предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других международных организаций банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран операций. В отличие от частных иностранных и национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.

    Банк ежегодно выделяет более 3,5 млрд евро на реализацию новых проектов в странах операций. За все время существования на реализацию свыше 1000 проектов было направлено около 23 млрд евро.

    К числу операционных приоритетов банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечить экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран операций, в том числе путем повышения эффективности использования энергии[15].

    Банк придерживается следующих главных принципов в своей деятельности:

    – ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

    – требование к другим, в частности промышленным, инвесторам приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

    – предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;

    – непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

    – необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

    Функции банка включают:

    – прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

    – инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

    – финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

    Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям, и в первую очередь с участием иностранного капитала.

    Деятельность банка в Российской Федерации ориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики страны. Мелкие и средние предприятия при посредничестве российских банков получают финансирование на приемлемых для них в настоящее время условиях. Другими аспектами помощи банка является развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, содействие торговле и т.д.

    Банк осуществляет финансирование в Российской Федерации по следующим направлениям:

    – программа развития финансовых учреждений (ПРФУ);

    – создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);

    – учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);

    – вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

    Банки развития, кроме рассмотренных выше, начали создаваться в 1960-е гг. в отдельных регионах мира. Это было связано с ускорением распада мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. Первыми крупными региональными банками развития стали: Межамериканский банк развития (1959), Центральноамериканский банк экономической интеграции (1960), Африканский банк развития (1963) и Азиатский банк развития (1966).

    В 1970-е гг. появился еще ряд аналогичных кредитных учреждений: Карибский банк развития (1970), Западноафриканский банк развития (1973), Арабский банк экономического развития Африки (1974), Банк развития государств Центральной Африки (1975) и др.[16].

    Учредителями банков, помимо развивающихся стран соответствующих регионов, выступают, как правило, отдельные «нерегиональные» государства, в том числе развитые. Это позволяет расширить финансовые возможности деятельности региональных банков. Названные учреждения продолжают функционировать в настоящее время. Они имеют сходные цели, осуществляют однотипные операции, развивают сотрудничество между собой и с другими международными институтами. Развивающиеся страны получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности.

    В отдельных регионах мира функционируют межгосударственные экспортные банки. В 1963 г. правительствами ряда социалистических стран был учрежден Международный банк экономического сотрудничества. В настоящее время состав его участников незначительно изменился. Российская Федерация является членом банка. Уставный капитал составляет 400 млн евро. Он продолжает свою деятельность в основном расчетно-кредитное обслуживание внешнеторговых связей предприятий и организаций стран-участниц.

    К разряду таких банков относится созданный в 1977 г. Латиноамериканский экспортный банк и ряд других подобных учреждений.

    Европейский регион является особым, поскольку в настоящее время здесь наиболее глубоко и динамично протекают интеграционные процессы стран Западной Европы и продолжают преодолеваться последствия недавнего сокрушительного распада «социалистического лагеря». Эти процессы затрагивают интересы многих стран, в частности Российской Федерации.

    Межгосударственный банк учрежден в 1993 г. на основе соглашения, подписанного главами 10 государств – участников СНГ: Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Учредителями банка выступают правительства и центральные банки названных стран. Высшим органом управления является совет банка, состоящий из представителей — по одному от каждой страны. Он назначает президента и его заместителя, отвечающих за оперативное управление. Решения Совета банка принимаются квалифицированным большинством — 75% общего числа голосов. Его штаб-квартира расположена в Москве.

    Уставный капитал банка при его учреждении составил 5 млрд руб.[17]. Доля каждого участника была установлена и полностью оплачена пропорционально объему взаимного товарооборота стран, зафиксированному в 1990 г, Взнос Российской Федерации определен в размере половины стоимости уставного капитала. По решению Совета банка размер уставного капитала может увеличиваться за счет части неиспользованной прибыли пропорционально первоначальному взносу каждой страны.

    Функции банка включают:

    – многосторонние расчеты между центральными банками стран-участниц по торговым и иным операциям:

    – техническое и сезонное кредитование центральных банков в рамках многосторонних расчетов;

    – координация (в пределах установленных полномочий) денежно-кредитной политики стран-участниц;

    – управление эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссии центральными банками стран-участниц;

    – аналитическая и рекомендательная деятельность в пределах своей компетенции[15].

    Банк выполняет также функции специализированного института Платежного союза СНГ. С 1996 г. в соответствии с договоренностью между Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Российской Федерацией и Таджикистаном он допущен на внутренние финансовые рынки этих стран с правом проводить банковские операции и сделки. Банк признан международной межправительственной организацией, действующей в соответствии с нормами международного публичного права.

    Европейский центральный банк начал функционировать как руководящий орган Европейской системы центральных банков с начала 1999 г. Его возглавляют совет управляющих и исполнительная дирекция. Совет состоит из управляющих центральными банками стран — участниц зоны евро. Исполнительная дирекция представлена назначаемыми на восемь лет без права продления срока президентом банка, вице-президентом и четырьмя членами. Ими могут быть только граждане стран-участниц.

    Капитал банка принадлежит центральным банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупной численности граждан ЕС и долей в общем объеме ВВП. До 20% чистой прибыли ежегодно пополняют резервный фонд банка, а остальная часть распределяется между учредителями в соответствии с размером оплаченного капитала. Банк выполняет следующие функции:

    – формирование и проведение денежно-кредитной и валютной политики;

    – осуществление международных валютных операций;

    – хранение и управление официальными резервами иностранной валюты;

    – содействие нормальному функционированию платежных систем;

    – координация деятельности центральных банков стран-участниц, в частности стандартизация используемых систем учета и отчетности.

    Банк проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рынках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей как внутри ЕС, так и с другими государствами.

    Международный инвестиционный банк учрежден в 1970 г. правительствами ряда стран — членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), в частности СССР, для долгосрочного и среднесрочного кредитования проектов внутри «социалистического лагеря».

    Первоначальный уставный капитал оценивался в 1,1 млрд переводных рублей. Квоты стран-участниц устанавливались исходя из объема их экспорта во взаимном товарообороте.

    Штаб-квартира банка расположена в Москве. Высший орган управления — совет банка — состоит из представителей всех стран-участниц, имеющих по одному голосу независимо от доли в уставном капитале. Несмотря на прекращение в 1990 г. функционирования СЭВ и определенные изменения состава участников банка, он продолжил свою деятельность и перешел на расчеты в свободно конвертируемой валюте. В настоящее время его уставный капитал составляет 1,3 млрд евро.

    Северный инвестиционный банк учрежден в 1976 г. правительствами Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции для среднесрочной и долгосрочной кредитной поддержки стран-участниц. Оплаченный уставный капитал составляет 200 млн SDR [3]. Штаб-квартира банка расположена в Хельсинки. В совет директоров входят по два представителя от каждой страны-участницы.

    Банк осуществляет кредитование совместных проектов промышленных компаний или организаций одновременно в нескольких странах региона. Условием кредитной поддержки является долевая собственность стран-участниц на средства производства или долгосрочные соглашения между ними на поставки сырья, производство продукции и ее сбыт.

    Таким образом, деятельность международных банков является неотъемлемой и важной частью процесса глобальной экономической интеграции. Российская Федерация, расширяя сотрудничество со многими из них, все более вписывается в мировую экономическую систему.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 800 c.
  2. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой анализ). – М.: Финансъ, 2006. – 390 с.
  3. Всемирный банк. Годовой отчет 2008 // http://www.worldbank. org/annualreport
  4. Герасименко, В. В. Основные тенденции развития современной финансовой системы / В. В. Герасименко // Вестник Моск. Ун-та. Сер 6, Экономика. — 2003. — № 6. — С. 3-15.
  5. Доронин И. Современные финансовые рынки: тенденции и перспективы // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2003. — № 6. — С.23-35.
  6. Дуглас Прессмаy. Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия // Материалы VIII Международного банковского конгресса. –СбП.: Питер, 2008. – С. 14– 29.
  7. Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2006.
  8. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок. – М.: Финансы, 2009. – 520 с.
  9. Мовсесян, А. Финансовые рынки: мировые тенденции и стратегия России // Финансист. — 2001. — № 12. — С. 52 – 55;
  10. Мовсесян А.Г. Современные тенденции развития мировых финансовых рынков // Банковское дело. № 6. С. 17– 20 .
  11. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. — М.: Флиант, 2007.– 690 с.
  12. Сидорова Е. В. О тенденциях развития мировых финансовых рынков // Финансы. — 2005. — № 12. — С. 65 – 66
  13. Справочник-путеводитель по Всемирному банку: Пер. с англ. – М.: Весь мир». 2008. – 495 .
  14. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. – М.: НОРМА, 2009.– 390 с.
  15. Пискунов Ю.В., Сельцовский В.Л. Мировая экономика: Статистический справочник. – М.: Статистика, 2006. – 500 с.
  16. Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банковское дело, 2009. – 490 с.
  17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы, 2009. – 510 с.
  18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, Юнити. 2009. – 680 с.
  19. Финансы: Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2007. – 799 с.
  20. Янковский К.П. Инвестиции. – М.: Экзамен, 2006. – 420 с.
  21. The Wall Street Journal Europe / May 1. 2008. – 200 p.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.07MB/0.00055 sec

WordPress: 22.58MB | MySQL:118 | 2,394sec