Маркетинговые исследование международных рынков в условиях современного мира

<

122613 1654 1 Маркетинговые исследование международных рынков в условиях современного мира

1.1 Маркетинговые исследования: сущность, цели и назначение

 

В научной литературе, а также и на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрасли (бенчмаркинг/Benchmarking) и другие.

Маркетинговые исследования в англо-американской литературе нередко связывали с понятием «Информационная или осведомительная, разведывательная системы» (Intelligencesistem) [14].

Понятия «маркетинговое исследование» и «исследование сбыта» в англо-американской и немецкой терминологии по маркетингу рассматривают как синонимы, а понятие исследование рынка имеет самостоятельное значение. При этом базируются на англо-американских понятиях «Marketing Research» – исследование сбыта, маркетинговое исследование и «Market Research» – исследование рынка [14].

Американская Ассоциация Маркетинга определяет «Marketing Research», то есть сбыта, и соответственно и маркетинговое исследование как: систематический поиск, сбор, отработку и интеграцию информации, которая связана или относится ко всем проблемам маркетинга товаров и услуг [14].

Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и включает в себя процесс по выработке пакета документов о потенциале предприятия, его взаимосвязь с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями [14].

Современное маркетинговое исследование – это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства. Классическое определение маркетингового исследования дополняется теперь необходимостью использования внешних факторов, влияющих или могущих оказать влияние на поведение фирмы и ее продукции на рынке, на ее взаимодействие с партнерами и конкурентами [14].

Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя исследование рынка сбыта, исследование внутренней среды фирмы, исследование маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведения маркетинговой разведки. Такое понятие сосредотачивает внимание маркетолога и предпринимателя на важнейших элементах сферы маркетингового исследования и заведомо облегчает формирование задач маркетинговых исследований, поиск «узких мест», «горящих точек», которые могут сопровождать процесс функционирования предприятия в условиях рынка, а также оказывать помощь в осуществлении контроля за организацией сбора и подготовки маркетинговой информации.

Главное назначение (результат) маркетинговых исследований — это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество товарных и сервисных сделок, соблюдая требования основных факторов внешней среды и потребителя [9].

В свою очередь, главная цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.

Без сбора достоверной информации и последующего его анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием [9].

Ряд специалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисления основных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится Ф. Котлер [10], который трактует маркетинговое исследование как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах [10]. Отечественные авторы Е.П. Голубков [7], А.И. Ковалев повторяют подобную формулировку. А.П. Дубрович перечисляет элементы маркетингового исследования и высказывает мнение, что они имеют целью уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Приведем точку зрения И.К. Белявского, согласно которой маркетинговое исследование – это любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга [4]. То есть маркетинговое исследование. продолжая быть составной частью маркетинга, образует самостоятельное научно-практическое направление.

Таким образом, предметом маркетингового исследования следует считать маркетинговую деятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образом с ней связанные.

Серьезную проблему представляет выбор объекта маркетингового исследования. Им может быть само предприятие и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкуренты, поставщики и предприятия-конкуренты, потребители/покупатели – клиенты; федеральный или региональный рынок, включая его сегменты, а также население или отдельная его группа, как носитель демографических и социально-экономических факторов макросреды маркетинга.

Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными. Прежде всего, это нахождение потенциальных покупателей, изучение их потребностей, существующего и будущего спроса на товар для выбора целевых рынков, т.е. рынков, на которых фирма может реализовать свои цели. После того, как рынок выбран, нужно проводить текущие наблюдения за его состоянием для того, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения. Изучение рынка необходимо и для прогнозирования долговременных тенденций его развития. Составленный прогноз должен явится базой для постановки целей, разработки стратегии и планирование деятельности фирмы. Особую остроту приобретает исследование рынка тогда, когда предприятие намеревается приступить к разработке, производству и внедрению на рынок новых товаров [9].

Каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке, маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от ее специализации. Направления исследований постоянно расширяются. Ф. Котлер [10] перечисляет 28 направлений, а более поздние авторы – до сотни.

 

1.2 Общая характеристика процесса маркетингового исследования

 

Маркетинговое исследование – сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени. Существуют различные взгляды на структуру процесса маркетингового исследования. Так, например, в работах Ф. Котлера, Г.Д. Крыловой, И.К. Белявского, А.А. Бревнова несмотря на определенное сходство протекания процесса маркетингового исследования, есть небольшие отличия в процедурах, входящих в определенный этап. Можно привести точку зрения Е.П. Голубкова, согласно которой процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры [7]:

  1. Определение проблемы и целей исследования.
  2. Определение потребностей в проведении маркетинговых исследований.
  3. Определение проблемы.
  4. Формулирование целей маркетинговых исследований.
  5. Разработка плана исследований.
  6. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
  7. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
  8. Определение методов сбора необходимых данных.
  9. Разработка форм для сбора данных.
  10. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.
  11. Реализация плана исследований.
  12. Сбор данных.
  13. Анализ данных.
  14. Интерпретация полученных результатов и их доведение до производства [11].

    В ряде случаев может не возникнуть потребность в проведении маркетинговых исследований. Возможны 4 такие ситуации:

    1. Информация уже имеется в распоряжении;

    2. Недостаток времени для проведения маркетингового исследования;

    3. Отсутствуют необходимые ресурсы;

    4. Затраты превышают ценность результатов маркетинговых исследований [11].

    Руководство организацией осуществляя мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников – от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам и т.д. Однако, эта информация скорее всего касается проблем – симптомов, а не базовых проблем. Задачи исследователей как раз и является выявление базовых проблем, которые лежат в основе проблем симптомов [11].

    Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью [11].

    Формулирование проблем управления маркетингом осуществляется в очень сжатой форме (не более нескольких предложений) с учетом следующего: а) указываются компания, подразделения компании и руководители, которые должны принять участие в исследовании; б) излагаются симптомы проблем; в) излагаются возможные причины этих симптомов; г) формулируются предполагаемые направления использования маркетинговой информации [11].

    Формулирование проблем маркетинговых исследований проводится в три этапа: 1) выбор и четкое определение содержание параметров, подлежащих исследованиям; 2) определение взаимосвязей; 3) выбор моделей [11].

    В качестве примера параметров исследования и их определений можно назвать следующие: «осведомленность», «отношение к продукту» и т.д. Примером взаимосвязи между различными партнерами является цена и объем продаж. Определение параметров и их взаимосвязей приводит к созданию модели [7].

     

    1.3. Методика оценки внутренней и внешней среды предприятия

     

    Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия — в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой [11].

    При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

    В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив [11].

    На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:

  • функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы;
  • бенчмаркинг. Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение «лучших из лучших» в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия — цель такого анализа. Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку;
  • анализ полей бизнеса. Анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости;
  • классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени;
  • сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.

    Количественный анализ состояния внешней среды базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах и представляется виде аналитических таблиц и графиков.

    Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент. Этими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, и социальное поведение.

    Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность [3].

    Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям [3].

    Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д. [3].

    Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы[3].

    Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции[3].

    Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли [3].

    Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе. Часто именно социальные факторы создают крупные проблемы в организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов организация сама должна меняться.

    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

    SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации; Слабости (Weaknesses) — недостатки организации; Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

    SWOT-анализ — это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия

    Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, т. к. являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как: уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке, потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии [24].

     

    Таблица 1 – Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

    Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

    Потенциальные внутренние слабости(W):

    Четко проявляемая компетентность 

    Потеря некоторых аспектов компетентности

    Адекватные финансовые источники 

    Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

    Высокое искусство конкурентной борьбы

    Рыночное искусство ниже среднего  

    Хорошее понимание потребителей  

    Отсутствие анализа информации о потребителях

    Признанный рыночный лидер 

    Слабый участник рынка 

    Четко сформулированная стратегия 

    Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

    Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

    Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами  

    Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности  

    Устарелые технология и оборудование

    Проверенное надежное управление 

    Потеря глубины и гибкости управления 

    Надежная сеть распределения 

    <

    Слабая сеть распределения 

    Высокое искусство НИОКР 

    Слабые позиции в НИОКР 

    Наиболее эффективная в отрасли реклама

    Слабая политика продвижения

    Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

    Потенциальные внешние угрозы (Т):

    Возможности обслуживания дополнительных групп потребителей, ввода новых рыночных сегментов

    Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения 

    Расширение диапазона возможных товаров

    Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

    Благодушие конкурентов  

    Ожесточение конкуренции 

    Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

    Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

    Благоприятный сдвиг в курсах валют 

    Неблагоприятный сдвиг в курсах валют 

    Большая доступность ресурсов 

    Усиление требований поставщиков 

    Ослабление ограничивающего законодательства

    Законодательное регулирование цены  

    Ослабление нестабильности бизнеса

    Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

     

    Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. [24].

    Необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по отношению к изучаемым сегментам или рынкам. Для определения относительной важности каждой из перечисленных составляющих SWOT необходим обширный ряд входных данных. Изучив эту главу, вы построите SWOT-анализ для каждого из своих сегментов.

    Объекты в рамках каждого элемента (например, сильные стороны) будут проранжированы по значимости: первой будет идти самая важная сила, затем вторая и так далее.

    Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена на рис. 1, перечисляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как « эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную информацию [24].

    122613 1654 2 Маркетинговые исследование международных рынков в условиях современного мира

    Чтобы избежать указанных ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо следовать следующим несложным правилам.

    Правило 1.
    Тщательно определять сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

    Правило 2. Определить и оценить различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

    Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

    Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

    Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

     

    2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ

    ИССЛЕДОВАНИЯ

     

    2.1 Основные виды международных исследований в международном маркетинге

     

    Основное назначение международного маркетинга состоит в том, чтобы выявить реальные нужды и потребности потребителей товара на зарубежных рынках и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты.

    Сделать так будет возможно лишь тогда, когда менеджеры фирмы будут принимать обоснованные управленческие решения, направленные на устранение проблем, не позволяющих на должном уровне осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Обоснованное решение указанных проблем и должно обеспечить проведение международных маркетинговых исследований [19].

    Международное маркетинговое исследование представляет собой изучение некоторой проблемы на внешнем рынке и разработку на этой основе рекомендаций по обеспечению ее эффективного решения.

    В мировой практике реализации международного маркетинга проводятся самые различные международные маркетинговые исследования. Наиболее часто организуются исследования:

    – рынка (Market Research);

    – продаж (Sales Research);

    – экономики бизнеса (Business Economics Research);

    – рекламы (Advertising Research);

    – поведения покупателей (Motivation Research) [19].

    Принципиального различия в проводимых маркетинговых исследованиях в стране нахождения фирмы и в зарубежных странах не существует. В то же время при проведении международного маркетингового исследования в каждой из стран следует учитывать присущую данной стране специфику. Кроме того, необходимо учитывать особенности процесса международного маркетингового исследования, которые обусловлены несколько другими ролью и значимостью кабинетного и полевого исследований и имеют свою специфику при решении конкретных проблем международного маркетинга [19].

    В практике внешнеэкономической деятельности международным маркетинговым исследованиям придается особое значение. Многие фирмы имеют специальные отделы маркетинговых исследований. Кроме того, в мире насчитывается более 5000 различных коммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере маркетинговых исследований. Объем таких услуг ежегодно составляет около 20 млрд дол. США [19].

    Основные правила проведения международных маркетинговых исследований содержатся в действующем с 1976 г. Международном кодексе по практическому применению маркетинговых исследований.

     

    2.2 Кабинетные исследования

     

    Кабинетное, или вторичное, исследование предполагает изучение и обобщение уже имеющейся (вторичной) информации, как правило, опубликованной и относящейся к предмету исследования. Указанная информация может быть частично или полностью получена в собственной стране. Но, как правило, необходим также анализ вторичной информации за рубежом [20].

    С кабинетного исследования, как правило, и начинается изучение конкретной проблемы. Оно не всегда может дать ответ на все вопросы, интересующие исследователя и относящиеся к рассматриваемой проблеме. В большинстве своем кабинетное исследование позволяет лишь сделать вывод о целесообразности проведения в дальнейшем полевых исследований. При этом первоначально кабинетное исследование существующей на зарубежном рынке проблемы целесообразно проводить в собственной стране, а затем в случае необходимости это исследование следует продолжить на внешних рынках. Все такие исследования начинаются с поиска и обработки вторичной информации [20].

    В качестве источников вторичной информации при проведении кабинетных исследований могут быть использованы, прежде всего, данные внутренней отчетности фирмы.

    Кроме того, можно ознакомиться с источниками внешних данных. К ним, в частности, относятся:

    – материалы государственных органов управления отдельных стран, министерств и ведомств;

    – публикации в прессе;

    – специализированные издания научно-исследовательских организаций, вузов, банков, финансовых и маркетинговых организаций, а также других структур, содержащие сведения по вопросам внешнеэкономической деятельности;

    – материалы научных семинаров, конференций и симпозиумов;

    – статистические сборники как общего, так и специального характера, издаваемые в отдельных странах, а также ООН и различными международными организациями;

    – материалы международных бирж, аукционов, торгов, а также брокерских контор, телеграфных и информационных агентств;

    – различные отчеты и справки фирм по вопросам внешнеэкономической деятельности;

    – информационные материалы торговых палат, посольств и консульств;

    – информация в Интернете;

    – результаты ранее проводимых маркетинговых исследований [20].

    Особую значимость в последние годы имеет такой источник информации, как Интернет. Использование его обеспечивает доступ к тысячам расположенных по всему миру баз данных и позволяет получать самую разнообразную информацию. Однако использование Интернета не может заменить другие источники вторичной информации [2].

    Преимущества и недостатки кабинетных исследований состоят в следующем.

    Осуществление кабинетных исследований обеспечивает фирме ряд преимуществ по сравнению с использованием других маркетинговых исследований. Эти преимущества, прежде всего, обусловлены:

    – быстротой получения вторичной информации;

    – достаточно низкой стоимостью вторичных данных;

    – легкостью и доступностью использования вторичной информации;

    – созданием условий для более эффективного использования первичной информации [2].

    Наряду с преимуществами использования вторичной информации имеются и определенные недостатки. Например, эта информация может быть неполной или устаревшей, не всегда можно оценить степень ее достоверности.

    Многие из таких недостатков могут быть устранены благодаря проведению полевых исследований.

     

    2.3. Полевые исследования

     

    Полевое, или первичное, исследование предполагает непосредственное участие исследователя в сборе необходимой ему первичной информации, непосредственно относящейся к исследуемой проблеме. Чтобы получить указанную информацию, исследователь вступает в непосредственный контакт с возможными ее носителями, используя в этих целях различные методы сбора данных [2].

    В качестве методов сбора информации, как на внутреннем, так и внешних рынках используются (рис. 2):

    опрос;

    – наблюдение;

    – имитация;

    – эксперимент;

    качественные методы.

    Во всех странах независимо от того, какие из указанных методов используются для сбора информации о внешних рынках, следует учитывать специфические особенности, присущие конкретным условиям среды международного маркетинга [2].

     

     

     

     

     

    122613 1654 3 Маркетинговые исследование международных рынков в условиях современного мира

    Опрос является наиболее эффективным методом сбора информации на внешних рынках. Его использование обычно предполагает наличие анкет с расположенными в определенном порядке вопросами и возможными на них ответами. Такие вопросы могут быть заданы (рис. 3):

    – устно в беседе с респондентами;

    – письменно по почте;

    – в Интернете;

    – по телефону [27].

    122613 1654 4 Маркетинговые исследование международных рынков в условиях современного мира

    Каждый из данных видов опроса имеет как свои преимущества, так и недостатки. Значимость этих видов различна для отдельных стран. При этом наиболее сложным при проведении опросов на внешних рынках является:

    – формирование выборки;

    – составление анкеты;

    – анализ и интерпретация данных [27].

    Формирование выборки. Для того чтобы сформировать выборку, следует установить, какое количество людей и кого конкретно следует опрашивать. С этой целью используются вероятностные или не вероятностные методы [27].

    При установлении величины выборки на внешних рынках предпочтение отдается статистическим методам.

    При этом каждый из исследователей хотел бы использовать одни и те же методы формирования выборки в разных странах. Однако подобный подход не всегда обеспечивает репрезентативность выборки для различных стран.

    Составление анкеты. При составлении анкеты очень важно сформулировать вопросы с учетом специфических особенностей поведения потребителей в отдельных странах, определяемых, прежде всего, разной степенью чувствительности последних к содержанию некоторых вопросов. Например, вопросы о размере дохода, возрасте респондента, о его сексуальной жизни, вероисповедании могут быть восприняты далеко неоднозначно [27].

    В связи с этим обычно рассматривают открытые и закрытые вопросы и соответствующие ответы к ним. Это означает, что вопросы, задаваемые напрямую респондентам в одних странах, должны принимать завуалированную форму для респондентов других стран.

    При составлении анкеты обычно руководствуются следующими общими принципами:

    – вопросы должны быть конкретными, четкими и однозначными;

    – используемые слова не должны оказывать какое-либо влияние на респондентов;

    – число вопросов должно быть оптимальным;

    – на каждый из вопросов респондент должен быть способен дать обоснованный ответ;

    – каждый из поставленных вопросов должен быть приемлемым для респондента [27].

    Исходя из указанных принципов, при формулировании вопросов анкеты следует учитывать уровень развития культуры в данной стране и прежде всего один из ее элементов — используемый язык или языки. Это особенно важно для правильного понимания и толкования озвученного или представленного в письменном виде вопроса.

    В некоторых странах могут использоваться несколько различных языков. Например, в Швейцарии в отдельных регионах говорят на немецком языке, в других — на французском, используется также и итальянский язык.

    Одни и те же слова могут иметь различное содержание в отдельных странах. Например, в США под термином «семья» подразумевается первичная ячейка общества, состоящая из родителей и их детей. В Южной Европе и во многих странах Латинской Америки в состав семьи могут входить дедушки и бабушки, дяди, тети, кузины и т.д. [27].

    Анализ и интерпретация данных. После того как благодаря проведенному опросу получены соответствующие сведения по исследуемой проблеме, их необходимо обработать, сформулировать полученные результаты и дать их интерпретацию. Данные результаты могут оказаться не соответствующими реальной действительности из-за неправильного понимания предложенных ответов исследователями. Поэтому целесообразно для проведения исследований на внешних рынках привлекать специалистов местных маркетинговых фирм. Более того, отдельные маркетинговые исследования на внешних рынках предпочтительнее передать специализирующимся в этом исследовательским организациям [27].

    Наблюдение в большинстве своем применяется наряду с другими методами сбора первичной информации. Оно дает возможность в определенной степени установить, что делают исследуемые, однако не позволяет объяснить, почему они совершают те или иные действия.

    В отдельных случаях наблюдение является единственным способом, позволяющим получить необходимую информацию на зарубежных рынках. В то же время оно не всегда может быть использовано исследователем. Например, чувства, отношение или мотивы человека не поддаются наблюдению.

    Наиболее часто наблюдение проводится в целях установления действий потребителей в процессе покупки товаров и их потребления. Оно также имеет важное значение для установления возможного воздействия маркетинга на поведение покупателей и потребителей [27].

    В зависимости от участия в процессе наблюдения исследователи подразделяются на соучаствующих и простых.

    В первом случае исследователь сам непосредственно участвует в данном процессе, а во втором он наблюдает все события со стороны. В обоих случаях исследователь может осуществлять наблюдение либо открыто, либо незаметно для покупателя. Если исследователь выбрал открыто способ наблюдения, например, в каком-нибудь магазине в Европе, то об этом он должен информировать руководство и персонал магазина [2].

    Наблюдение может проводиться как лабораторным, так и полевым способом. В процессе его осуществления могут использоваться различные технические средства.

    Эксперимент. Целью проведения отдельных экспериментов является установление причинно-следственных связей между входными и выходными параметрами, характеризующими исследуемый объект при изменении значений выходных параметров, например, при уменьшении объемов продаж данного товара с увеличением его цены [2].

    В зависимости от того, в каких условиях проводится эксперимент, его принято считать полевым или лабораторным.

    Полевой эксперимент проводится в обычных наиболее часто имеющих место состояниях среды международного маркетинга. Лабораторный эксперимент осуществляется в специально созданных для него условиях. Наиболее часто эксперимент как способ сбора информации при полевом исследовании используется при реализации на внешних рынках пробного международного маркетинга [2].

    В данном случае товар как объект исследования поступает на рынок некоторой страны и после этого отслеживается отношение к нему покупателей и потребителей в процессе покупки и потребления. Полученная в результате этого информация, наряду с другими сведениями, является своеобразным ориентиром для принятия фирмой решений о возможных перспективах ее деятельности на исследуемом рынке [2].

    Имитация. Для имитации реальных процессов и явлений на внешних рынках необходимы построение и анализ моделей, описывающих конкретные ситуации в отдельных странах или регионах. Такие модели в основном могут быть созданы и проанализированы с использованием компьютерной техники. Конкретные ситуации могут быть промоделированы и путем проведения соответствующих деловых игр[2].

    Преимущество метода имитационного моделирования, как и эксперимента, состоит в том, что он позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений. Однако большие издержки, сложность, зависимость от отдельных предположений ограничивают сферу его применения [2].

     

    2.4 Качественные методы исследования

     

    Выше рассмотрены количественные методы получения первичной информации при проведении полевых исследований. Наряду с ними могут быть использованы и качественные методы.

    Основное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что они позволяют провести комплексный анализ исследуемой проблемы при небольшом числе респондентов. В то же время количественные методы предполагают наличие значительного числа респондентов [14].

    Качественные методы обычно используются в тех случаях, когда речь идет о получении первичной информации, которая является довольно сложной или недостаточно определенной, что может вызвать неверное понимание отдельных вопросов респондентами. Данные методы используются также и в целях более полного понимания изучаемой проблемы, построения обоснованных планов ее дальнейшего исследования [14].

    Основными качественными методами, используемыми при проведении полевых исследований, являются:

    – интервью целевых групп (фокус-групп);

    – углубленные интервью;

    – проективные методы [14].

    Интервью целевой группы представляет собой неформальное открытое обсуждение исследуемой проблемы под руководством ведущего. В состав группы обычно входит К-12 респондентов, хорошо осведомленных о состоянии имеющейся проблемы. Такие группы можно рассматривать как своего рода источник информации, использование которой позволяет более обоснованно определить ход дальнейших исследований [14].

    В том случае, когда интервью проводят не с отдельными группами, а на индивидуальной основе, говорят об углубленном интервью.

    При использовании проективных методов респондентам предоставляют некоторые не вполне определенные материалы в целях получения от них соответствующих подсознательных ощущений и установок. Если информация носит весьма личный характер или ставит респондентов в неприемлемое для них положение, то им предлагают рисунок, некоторое изображение или фразу и просят высказать сложившееся мнение. Как правило, это мнение спроецирует истинное ощущение респондентов, поскольку вопросы не поставлены прямо [14].

    Использование одновременно качественных и количественных методов при проведении одного и того же полевого исследования принято называть триангуляцией. Термин «триангуляция» применяется военными в навигации, когда им требуется по нескольким ориентирам установить позиции рассматриваемого объекта. Точно так же, используя количественные и качественные методы при проведении полевого исследования, можно получить более обоснованные результаты решения рассматриваемой проблемы благодаря триангуляции в международном маркетинге [14].

     

    2.5 Основные проблемы проведения полевых исследований на внешних рынках

     

    Основные проблемы проведения полевых исследований на внешних рынках обусловлены специфическими особенностями отдельных стран. Такие особенности создают определенные трудности для исследователей, что находит свое выражение:

    – в невозможности сделать представительную выборку;

    – в недоступности отдельных респондентов;

    – в невозможности обеспечения единства измерения [14].

    Во многих странах, особенно в развивающихся, не представляется возможным сделать представительную выборку респондентов. Если она и создается, то не всегда удается получить требуемую информацию. Невозможность получения необходимых сведений обусловлена как недоступностью отобранных респондентов, так и нежеланием идти на контакт в случае необходимости. Первое обусловлено тем, что с отобранными респондентами порой невозможно осуществить необходимые коммуникации ввиду их постоянной занятости. Вторая же причина обусловлена наличием соответствующих обычаев и традиций, развитием культуры в обществе в целом. Например, в соответствии с культурными традициями стран средиземноморского побережья и большей части Юго-Восточной Азии фактически запрещается общение женщин с иностранцами, существуют определенные ограничения и для мужчин. Кроме того, во многих странах не принято делиться с исследователями информацией о предпочтении к отдельным видам товаров, что является слишком личным [2].

    Существуют и другие ограничения в возможных коммуникациях исследователей в отдельных странах.

    Немаловажной причиной, обусловливающей определенные трудности проведения полевых исследований, является отсутствие единых методов измерения. Метод, используемый в одной стране, может оказаться неприемлемым в другой. Поэтому очень важно обеспечить приемлемый уровень надежности и валидности измерения. При этом должна быть обеспечена как внутренняя, так и внешняя валидность. Последняя обусловлена возможностью обобщения и распространения результатов полевых исследований в отдельных странах на исследуемые объекты в других государствах [2].

     

    3 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА

     

    3.1 Процесс международного маркетингового исследования

     

    Процесс международного маркетингового исследования во многом схож с аналогичным процессом на внутреннем рынке, однако ему присущи и свои особенности. Эти особенности определяются, прежде всего, средой международного маркетинга, влияние которой является более существенным, нежели влияние среды маркетинга в отдельном государстве. В общем виде процесс международного маркетингового исследования показан на рис. 4, где условно выделены четыре основных этапа, каждый из которых содержит присущие ему подэтапы [2].

     

    122613 1654 5 Маркетинговые исследование международных рынков в условиях современного мираВ
    качестве основных этапов международного маркетингового исследования рассматриваются:

    – установление проблемы международного маркетинга и формулирование основных задач маркетингового исследования;

    – разработка плана международного маркетингового исследования;

    – реализация плана международного маркетингового исследования;

    – предоставление и использование результатов международного маркетингового исследования [2].

     

    3.2 Определение проблемы и формулирование целей международного маркетингового исследования

     

    Без четкого и однозначного формулирования проблемы не может быть найдено приемлемое ее решение. Поэтому следует, прежде всего, сформулировать проблему и определить задачи, которые следует решить в процессе осуществления международного маркетингового исследования.

    Одновременно следует сделать исходные предложения о самом процессе маркетингового исследования, требуемых затратах, ожидаемых трудностях. Целесообразно также оговорить временные интервалы, в рамках которых следует сформулировать и представить результаты международного маркетингового исследования.

    В целях более четкой формулировки проблемы международного маркетингового исследования и однозначной постановки задач можно воспользоваться консультацией специализированной маркетинговой организации. Приняв такое решение, следует из всех возможных маркетинговых организаций выбрать наиболее приемлемую. При этом необходимо учитывать:

    – область маркетинговой деятельности, осуществляемой данной организацией;

    – наличие специалистов в рассматриваемой области исследований;

    – известность организации среди специалистов международного маркетинга;

    – открытость организации для средств массовой информации и заказчиков исследования;

    – наличие в организации собственного технического и программного обеспечения международных маркетинговых исследований;

    – уровень делового и коммуникационного взаимодействия организации с заказчиками [2].

     

    3.3 Разработка, реализация, представление и реализация плана международного маркетингового исследования

     

    Исходя из целей международного маркетингового исследования, целесообразно составить план его проведения. Для этого, прежде всего, следует получить ответы на следующие вопросы:

    – какую и в каком объеме информацию необходимо поручить исследователям?

    – какие источники являются носителями требуемой информации?

    – может ли быть получена необходимая информация в процессе кабинетного исследования или требуется проводить полевое исследование?

    – кто и каким образом требуемую информацию будет собирать?

    – каким образом будет обработана собранная информация и какие методики при этом будут использованы?

    – какие финансовые затраты необходимы для проведения международного маркетингового исследования и в какие сроки оно будет выполнено? [2].

    Изучая ответы на указанные вопросы, следует установить, сможет ли фирма самостоятельно обеспечить достижение сформулированных целей международного маркетингового исследования или ей необходимо воспользоваться услугами специализированных маркетинговых организаций, которые позволят получить более обоснованные результаты международных маркетинговых исследований [14].

    При этом необходимо учитывать, что подключение к маркетинговому исследованию специализированных организаций предполагает согласование с ними формулировки проблемы, решаемых задач и требует, в конечном счете, составления согласованного плана проведения данного международного маркетингового исследования.

    На этапе реализации плана международного маркетингового исследования реализуется составленный на предыдущем этапе план международного маркетингового исследования. Этим планом может быть предусмотрено проведение кабинетного или полевого исследования, а возможно, и того и другого. Как правило, сначала предполагается провести соответствующее кабинетное исследование в стране нахождения фирмы, а затем, в случае целесообразности, осуществляется такое же исследование в отдельных странах. Последние исследования позволяют сделать вывод о целесообразности проведения международного полевого исследования [14].

    Результаты всех выполненных исследований обрабатываются и на их основе подготавливается отчет о проведенном международном маркетинговом исследовании.

    По данным этого отчета проводится презентация полученных результатов.

    Основные результаты, полученные в процессе выполнения международного маркетингового исследования, должны быть представлены руководству фирмы для принятия на их основе соответствующих управленческих решений.

    Формой такого представления может быть или краткое изложение проблемы с указанием возможностей ее решения, или развернутый отчет о проведенном международном маркетинговом исследовании.

    Составляя подробный отчет о выполненном международном маркетинговом исследовании, исследователь, как правило, оговаривает:

    – цель исследования, адресность исследования, решаемые задачи, имеющиеся ограничения, сведения об исполнителях;

    – методологию исследования;

    – полученные результаты, степень их достоверности;

    – выводы и рекомендации, содержащие конкретные предложения по решению рассматриваемой проблемы;

    – наличие документов, подтверждающих достоверность полученных результатов и обоснованность сделанных выводов и рекомендаций [14].

    При подготовке отчета о проведенном международном маркетинговом исследовании следует учитывать, что в большинстве своем его пользователи большое внимание уделяют наглядности представляемой информации. Поэтому исследователю необходимо уделить особое внимание решению этой задачи. Ему целесообразно, например, использовать существующие возможности компьютерной графики и анимации [14].

     

    3.4 Международные маркетинговые исследования с использованием Интернета

     

    Международное маркетинговое исследование может быть выполнено на более высоком уровне, если при его проведении воспользоваться услугами Интернета. Это, прежде всего, касается только такого этапа международного маркетингового исследования, как сбор необходимой информации [14].

    Применяя сервисы Интернета, можно провести самостоятельное маркетинговое исследование, ограничившись лишь информацией, имеющейся в этой сети. В отдельных случаях это возможно и дает положительный результат, однако он не всегда будет соответствовать реальным условиям [14].

    Используя Интернет, фирма может получить дополнительную информацию, позволяющую обеспечить принятие и реализацию более обоснованных маркетинговых решений, это может быть как вторичная, так и первичная информация.

    Что касается вторичной информации, то основным ее источником в сети Интернет являются Web-серверы. Задача состоит в том, чтобы найти те из них, которые представляют несомненный интерес для данного маркетингового исследования. Чтобы выявить такие серверы, можно:

    – воспользоваться поисковыми системами, имеющимися в сети Интернет и позволяющими по ключевым словам находить требуемые массивы информации;

    – обратиться к Web-каталогам, которые имеют организованную тематическую структуру и выполняют аналогичную поисковым системам функцию;

    – воспользоваться «желтыми страницами», чтобы определить интересующие исследователя фирмы, узнать адреса их Web-страниц. «Желтые страницы» по существу представляют собой справочники, содержащие информацию о фирмах и их предпринимательской деятельности [14].

    На этих страницах указываются адреса электронной почты и Web-страниц, если таковые фирма имеет;

    – использовать тематические Web-страницы, которые содержат достаточно обширную информацию в определенной области знаний и позволяют эту информацию расширить за счет ссылок на информационные ресурсы по данной тематике;

    –воспользоваться архивами серверов, содержащих как результаты ранее проводимых маркетинговых исследований по изучаемой проблеме, так и накопленную информацию в процессе проводимых обязательных опросов пользователей отдельных Web-серверов, используя сервисы Интернета [14].

    Помимо вторичной информации, которая находится непосредственно в сети, можно получить и первичную информацию, т.е. можно провести полевое исследование.

    При таком исследовании могут быть использованы следующие методы сбора информации:

    – установлено наблюдение за пользователями электронной почты. Такое наблюдение молено вести, если установить учет пользователей E-mail, позволяющий выявить количественный и качественный состав списков рассылки, изучить динамику их изменения, определить существующее предпочтение потребителей и выявить определенные аспекты их поведения;

    – провести анкетирование по электронной почте с использованием списков рассылки фирмы;

    – провести анкетирование пользователей Web-сервера [2].

    Для анкетирования необходимо разработать соответствующую анкету, разместить ее на сервере и попросить его пользователей ответить на интересующие исследователя вопросы. Если фирма не имеет своего Web-сервера или ее Web-сервер не является достаточно посещаемым, подобный опрос можно заказать другой фирме, имеющей Web-сервер, которым пользуется интересующая исследователя целевая аудитория;

    – провести опрос пользователей серверов, доступ к которым предполагает обязательную регистрацию его клиентов. В данном случае вставляются дополнительные вопросы, интересующие исследователя;

    – провести опрос в телеконференциях. Исследователю следует выбрать интересующие его конференции, постоянно следить за их работой, самому принимать непосредственное участие в них, а также разместить соответствующие вопросы на интересующих пользователя серверах новостей [2].

    Собранная с помощью указанных выше, а также других методов интересующая исследователя информация должна быть обработана. Такая обработка осуществляется теми же методами, что и при проведении традиционных международных маркетинговых исследований.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 690 с.
  2. Акулин И.Л. Маркетинг.–Мн: Вышэйшая школа, 2007. – 401 с.
  3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. – 380 с.
  4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 288 с.
  5. Бурова А.С. Международный маркетинг. – М: Дашков и К, 2010.– 501 с.
  6. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг, 2005. №3. – С. 14– 15.
  7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2006. – 228 с.
  8. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. – М.,: ЮНИТИ, 2007.590 с.
  9. Еремен В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации .–М.: КНОРУС, 2006. – 410 с.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2011. – 882 с.
  11. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 398 с.
  12. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2009. – 710 с.
  13. Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: Учеб. пос. –М.: Экономистъ, 2008. – 375 с.
  14. Лукашевич М.Л. Международный маркетинг: Учеб.-метод. пособие по дисц. внешнеэкон.специализации: — В 2 частях. Ч.2. Применение инструментов маркетинга / Под ред. А.Г. Медведева. — СПб.: Изд-во СПбИЭФ, 2009. – 500 с.
  15. Маджаро С. Международный маркетинг. — М.: Международные отношении, 209. – 480 с.
  16. Маркетинг: Конспект лекций в схемах / Под ред. В. П. Водопьянова. – М.: ПРИОР, 2008. – 208 с.
  17. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2007. – 605 с.
  18. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2009.– 350 с.
  19. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С. В. Барсукова; Под ред. Н. И. Перцовского. -М.: Высшая школа, 2007. – 601 с.
  20. Международный маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Г.А.Васильев, Л.А. ИбрагиМов, Н.Г. Каменева и др.; Под ред. Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 199 с.
  21. Моисева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 520 с.
  22. Ноздрева Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга. М: МГИМО, 2007. – 601 с.
  23. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 2009. – 550 с.
  24. Панкрутин А.П. Маркетинг:–М.: Омега-Л., 2007. – 498 с.
  25. Пузакова Е.П. Мировая экономика. –Ростов-на-Дону, 2008. – 480 с.
  26. Сайфулаева, М. Э. Международный маркетинг в экономике современной России / М. Э. Сайфулаева. – М.: Экономика, 2010. – 234 с.
  27. Соболев, В. Ю. Международный маркетинг: Учеб. пособие / В. Ю. Соболев. – Н. Новгород: НКИ, 2010. – 389 с.
  28. Стоякин С. Г.Международная интеграция: Понятие, виды, формы // Московский журнал международного права. 2008. № 3. — С. 17 — 30
  29. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. — М.: Экономика, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00059 sec

WordPress: 23.15MB | MySQL:123 | 2,243sec