Мексика

<

123013 2351 1 МексикаГлава I. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕКСИКИ

1.1. Краткие сведения о политико-географическом положении

Мексика – вторая по численности населения страна в латинской Америки, занимает исключительное геостратегическое положение, находясь между двумя океанами и двумя материками: северной и Южной Америкой. На севере граничит с США, на юге – с Белизом и Гватемалой. Столица –Мехико. Денежная единица – песо. Мексика — федеративная республика. Глава государства — президент, избираемый прямым голосованием на 6 лет один срок. Конституция запрещает переизбрание президента. Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, состоит из двух палат — сената и палаты депутатов. В административном отношении Мексика делится на 31 штат и федеральный столичный округ.

Территория — 1973 тыс. км2, население — 99,1 млн человек (2000).

Природа Мексики разнообразна. В значительной степени это обусловлено сложной геологической историей страны и строением рельефа.

Мексика — горная страна; более половины ее территории лежит на высоте свыше 1000 м над уровнем моря; около 2/3 занимает Мексиканское нагорье, окаймленное с запада, юга и востока горными массивами. Прибрежные низменности расположены вдоль Мексиканского залива; наиболее крупная по площади — карстовая низменность полуострова Юкатан. Сложность геологических структур и вулканическая деятельность определяют богатство и разнообразие полезных ископаемых. Мексика располагает многочисленными запасами рудных ископаемых, приуроченных к величайшему на земном шаре Тихоокеанскому рудному поясу. Она прочно удерживает первое место в мире по добыче серебра (17% мировой добычи), обилие которого в свое время так поразило и привлекло испанских конкистадоров; главное месторождение — Фреснильо (штат Сакатекас — 40% добычи в Мексике и 5% мировой добычи). Мексика входит В число ведущих мировых производителей полиметаллических, медных руд, ртути. Самые богатые месторождения свинцово-цинковых и медных руд находятся на севере страны;

Мексика — один из ведущих в мире экспортеров цинка и свинца. Достоверные и вероятные запасы железной руды с содержанием железа выше 60% составляют 350 млн т. Основные разрабатываемые месторождения — Лас-Тручас (штат (ичоакан), Серро-де-Меркадо (штат Дуранго) и Перла (штат Чиуауа). Имеются в стране (сурсы золота. Из неметаллических руд она полагает крупными запасами серы (Теуаннекский перешеек), плавиковошпатовых руд (месторождение Мускис, штат Коауила); графита, висмута, сурьмы.

Но самым крупным природным богатством Мексики являются нефть и природный газ. С открытием в 70-е годы XX в. крупнейших юфтяных месторождений в штатах Чиапас и Габаско, на шельфе в районе залива Кампече месторождение Кантарель Мексика заняла дно из ведущих мест в мире по запасам и добыче нефти. Достоверные и вероятные запасы ее уцениваются в 14 млрд т (1996); Мексика уступает в Латинской Америке лишь Венесуэле (17 млрд т). Разведано несколько значительных месторождений урана (штаты Чиуауа, Нуэво-Леон, Дуранго).

Мексика расположена в субтропических и тропических широтах. Северная часть страны лежит в области субтропического континентального климата с малым количеством осадков и резкими колебаниями температур; остальная территория — в тропическом климатическом поясе. На климат страны большое воздействие оказывает пересеченность рельефа. Внутренние районы, где проживает основная часть населения, испытывают хронический дефицит воды. Гидроэнергетический потенциал мексиканских рек оценивается в 10 млн кВт. Самым большим потенциалом располагают реки тропической части береговых районов. Наибольшее транспортное значение имеют системы рек Атлантического океана.

Мексика отличается исключительным многообразием флоры и фауны. Кактус — один из символов страны; только в Мексике он изображен на гербе. Леса покрывают 1/5 территории. Прибрежные районы — «тьерра калиенте» — с тропическим климатом и красноземными почвами имеют пышную тропическую растительность. Антропогенное опустынивание, сведение тропических лесов составляют одну из острых экологических проблем Мексики. К этому следует добавить загрязнение воды отходами нефтехимических предприятий, что связано с быстрым увеличением их за последние десятилетия.

Особенности населения Мексики определяются прежде всего тем, что она была колыбелью одной из самых высоких цивилизаций доколумбовой Америки. Болыцую часть современного населения составляют мексиканцы испано-индейского происхождения. Они говорят на испанском языке, который является государственным, и исповедуют в основном католицизм. Но в Мексике проживает также более 40 индейских племен и народностей; самые крупные из них — ацтеки (науа), майя, отоми, сапотеки, тарраски. В штатах Чиапас и Юкатан до 40% населения говорят на индейских языках.

В 60—80-е годы XX в. Мексика занимала одно из первых мест в мире по темпам естественного прироста населения — 3,5% в год. Благодаря демографической политике и достижениям медицины они стали быстро снижаться и в конце 90-х годов не превышали 2,0% в год. За 1980—2000 гг. рождаемость сократилась с 43 человек на каждую тысячу жителей до 25, а смертность — с 9 до 5 соответственно; детская смертность — с 73%о в 1970 г. до 31% в 2000 г. Но Мексика пока еще остается одной из «молодых» стран мира: 36% детей среди всех жителей. Поэтому проблема занятости всегда имела огромное значение для страны и является составной частью всех экономических программ. С ней же связана и характерная черта миграций мексиканского населения, которое направляется на заработки в США как легально, так и нелегально. В 1999 г. в США проживало около 20 млн мексиканцев.

Главными районами притяжения мигрантов внутри страны являются федеральный округ, нефтяные районы побережья, приграничные районы севера.

Мексика — среднезаселенная страна (плотность населения — 47 человек на 1 км2).

Мексика — страна с давними традициями городской жизни; многие современные города возникли на месте индейских поселений. В 2000 г. в городах проживало 75% населения. В стране около 60 городов с числом жителей свыше 1100 тыс. человек. Характерной чертой урбанизации является гипертрофированное развитие немногих крупнейших городов; наиболее крупные — Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, Пуэбла. Мехико с его 18-миллионным населением резко доминирует не только в стране, но и в мире, приближаясь по числу жителей к Токио. Особый тип представляют пограничные города-«близнецы» на севере страны; таковых насчитывается уже более 15 пар; они более тесно связаны с городами США, чем с другими районами Мексики.

Сельские поселения размещаются, как правило, компактно, в виде сгустков, отделенных друг от друга обширными редконаселенными пространствами; это объясняется горным характером рельефа, трудностями водоснабжения во многих районах.

Экономически активное население составляет 40%, 24% занято в сельском хозяйстве, более половины — в сфере услуг, около 1/4 — в промышленности и строительстве. Безработица является одной из постоянных проблем мексиканской жизни. По социально-экономическим показателям жизни населения Мексика стоит впереди Бразилии, но отстает от Аргентины, Уругвая, Венесуэлы: в стране 8% жителей неграмотны; на одного врача приходится 970 человек (2000).

В 2000 в Мексике почти 38 млн. человек находилось в трудоспособном возрасте, из них почти 5% не работали и еще 35% работали неполный рабочий день. Проблема устройства на работу стимулирует огромную миграцию населения в город Мехико, столицы штатов и в США. По оценкам, численность людей, которые в 1990-е годы мигрировали в поисках работы, составила 14 млн. человек. В Мексике практически нет иностранных рабочих, за исключением двух штатов.

 

1.2. Эволюция мексиканской экономики

 

Будучи в течение 300 лет испанской колонией, Мексика являлась для Испании дешевым источником сырья и рынком сбыта товаров. Такая политика обогатила очень небольшую по численности мексиканскую элиту, состоявшую из испанцев и креолов (мексиканцев испанского происхождения), но препятствовала экономическому развитию. Экономика базировалась в основном на выращивании кукурузы, бобовых, чилийского красного перца и разведении крупного рогатого скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального сырья, а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени зависела от использования труда местного населения, состоявшего в основном из индейцев (позже метисов). Войны за независимость (1810–1821) и последовавшая за ними нестабильность разорили страну и затормозили инвестиционный процесс. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил в 1876–1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь иностранных инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти Мексики и построили железные дороги, шоссе, портовые сооружения, телеграфные линии и системы линий электропередач. Это вызвало бурное экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Поскольку объем производства кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской пеньки возрастал за счет сокращения натурального сельского хозяйства, большинство крестьян пострадали, так как земли, принадлежавшие их общине, так называемые «эхидос», были заняты частными землевладельцами, и они были вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к вспышке революции 1910, которая свергла Диаса.

Новое правительство предприняло активные действия по «мексиканизации» экономики. В 1930-е годы президент Ласаро Карденас национализировал железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных компаний, которые контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную реформу.

Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию отечественной промышленности для замены импорта (ICI) – эта концепция широко распространилась по всему западному полушарию в результате Великой Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских барьеров для поощрения «зарождающихся отечественных отраслей промышленности», которые бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей. К другим стимулам развития предпринимательства относились налоговые льготы, займы с низкими процентами, дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное движение и строительство обширной сети шоссейных и железных дорог, аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства вызвала «экономическое чудо», которое проявилось в высоких темпах экономического роста.

Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться благодаря открытию «Петролеос мехиканос» («Пемекс»), государственной нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического спада 1981–1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства.

Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель де ла Мадрид Уртадо (1982–1988) приступил к реформе, направленной на устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять вненефтяной экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству Мексики в ГАТТ.

В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия свободной торговли не только на промышленные, но также и на сельскохозяйственные товары; бытовые, транспортные, банковские и инвестиционные услуги; и такие виды интеллектуальной собственности, как авторские права, торговые марки и программное обеспечение для компьютеров. Три государства договорились также о проведении в жизнь законов об окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие с 1 января 1994.

Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить защиту» мелкого бизнеса, компаний средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более эффективно работающими корпорациями США и Канады.

Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит, огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995 программу выхода из кризиса; тем не менее ВВП в течение этого года стремительно сократился на 6,2% на фоне роста цен на 52%. Жесткая политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу для ее роста в 1997 (прирост 4,8%) и 1998 (4,5%).

Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998 только 12% экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета. Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999 года.

Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на 67% в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и нефтехимических заводах.

В политическом отношении Мексика — первая страна Латинской Америки, установившая дипломатические отношения с СССР.

 

1.3. Общая характеристика мексиканской экономики

 

Мексика — одна из наиболее экономически развитых стран не только Латинской Америки, но и всего «третьего мира», обладающая многоотраслевым хозяйством и богатой минерально-сырьевой базой.

Она занимает второе место в Латинской Америке (после Бразилии) по объему ВВП, хотя по размерам его на душу населения уступает ряду стран континента (Аргентине, Венесуэле, Чили). ВВП распределяется следующим образом: 4% приходится на сельское и лесное хозяйство, 28,2% — на промышленность и строительство и 67,8% — на сферу услуг и проч. (2000 г.).

Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики в 2000 – общий выпуск товарной продукции и оказанных услуг – составил 402,5 млрд. долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность составила 28,3% ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3%, сельское и рыбное хозяйство – 6,1%. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно составлял в 1997 – 6,2%, в 1998 – 5,1%, 1999– 7%, в 2000 – 5,3%.

Мексика, обыкновенно страдавшая от бюджетного дефицита, в начале 1990-х годов присоединилась к Швейцарии и Японии и вошла в первую тройку стран, которые имели бюджеты с положительным сальдо. Это заметное достижение помогло стране стать членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в которую входят развитые государства мира. В течение первых трех месяцев 1994 активное сальдо государственного сектора экономики составляло 1,7 млрд. долларов. Хотя государственные расходы выросли на 14,5%, доходы в бюджет также увеличились, в основном за счет улучшения сбора налогов и доходов от отраслей экономики, не связанных с нефтедобычей. Несмотря на девальвацию песо в 1995, Седильо удалось удержать контроль над ростом денежной массы. В результате дефицит федерального бюджета удерживался в 1998– 2000 на уровне 1,25% от ВВП.

Территориальная структура хозяйства Мексики характеризуется региональными диспропорциями.

Мексика занимает второе место в Латинской Америке (после Бразилии) по величине промышленного потенциала, вместе с Бразилией и Индией входит в тройке развивающихся стран с наиболее крупной и диверсифицированной промышленностью. Ее доля в промышленном производстве Латинской Америки составляет около 1/4 продолжает увеличиваться. Мексика обладав достаточно разнообразной промышленностью базирующейся на богатой сырьевой основе располагающей большим резервом дешевой рабочей силы. В 80—90-е годы существенно выросла ее научно-техническая составляющая.

Для структуры мексиканской промышленности характерна сравнительно высокая доля добывающих отраслей. Свыше 70% стоимости промышленной продукции приходится на тяжелую промышленность; ее основные отрасли — машиностроение, металлургия, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая. В этих отраслях преобладают крупные, оснащенные современным техническим оборудованием предприятия. Большая часть их принадлежит иностранному капиталу (главным образом США, Японии, Германии), который «поглотил» почти все приватизированные предприятия.

Но в Мексике существуют мелкие и средние предприятия, принадлежащие в основном национальному капиталу, и это одна из особенностей мексиканской промышленности, обусловленная демографическим фактором; они дают немало рабочих мест и помогают решать проблему занятости, поэтому всегда пользовались поддержкой государства. Кроме того, проблема мелкой промышленности тесно связана с необходимостью децентрализации производства.

В мексиканской промышленности всегда были сильны позиции госсектора, но в связи с новыми реформами большинство предприятий передано в частные руки.

Специфическим явлением в мексиканской промышленности стали так называемые «маки-ладорас» — предприятия для экспортной переработки полуфабрикатов из США на севере страны. Они основаны на американском капитале и мексиканской дешевой рабочей силе: в США осуществляются капиталоемкие сложные операции, в Мексике — трудоемкие. Это главным образом предприятия по производству узлов автомобилей, электронной, электробытовой техники, а также обувной, швейной, мебельной промышленности. Почти 90% их продукции поступает на рынок США. Мексика является важнейшим партнером США по сборочным операциям, что обусловлено прежде всего ее графическим положением. За последние годы в связи с приватизацией подобные предприятия разных стран (даже Тайваня, Южной Кореи) распространились по всей стране.

Территориальная структура мексиканской промышленности характеризуется высокой концентрацией ее в столичной агломерации (свыше половины промышленного производства страны); выделяются два других крупных научно-промышленных центра — Монтеррей и Гвадалахара. Гаким образом, в Мексике, в отличие от большинства других стран Латинской Америки, промышленность сосредоточена в центре страны. Поэтому государственная политика децентрализации была всегда направлена на перемещение ее прибрежные районы («сдвиг к морю»). Эта тенденция активно развивается в последние годы:

Растут «нефтяные» центры на побережье Мексиканского залива, а также увеличивается роль Тихоокеанского региона в связи с расширением экономических связей Мексики с Японией и другими странами Тихоокеанского бассейна. Новым (явлением стало создание индустриальных парков.

Основу мексиканской энергетики составляют нефть и природный газ. Быстрое развитие нефтяной промышленности, обусловленное открытием крупных месторождений |нефти в 70-е годы XX в., определило положение Мексики как одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти на мировом рынке, а внутри страны — роль нефтяного фактора как важного для всей промышленности.

По добыче нефти (167 млн т в 2000 г.) Мексика занимает первое место на континенте и шестое — в мире. Более половины нефти добывается на шельфе в заливе Кампече (месторождение Кантарель). Около половины добываемой нефти потребляется внутри страны, остальное — вывозится. Бурение, добыча и первичная переработка нефти являются прерогативой государственной компании «ПЕМЕКС». При «ПЕМЕКС» находится Мексиканский институт нефти, который ведет большую научно-исследовательскую работу и является крупнейшим учреждением Латинской Америки по НИОКР в нефтяной промышленности.

Важным изменением в нефтяной промышленности стало стремительное развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей. Мощность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в 2000 г. превысила 76 млн. т. (первое место в Латинской Америке и 11-е в мире). Основные НПЗ расположены на побережье Мексиканского залива; наряду со старыми центрами — Рейноса, Сьюдад-Мадеро, Поса-Рика, Минатитлан — возникли новые — Монтеррей, Салина-Крус, Тула, Кадерейта.

По добыче природного газа (главным образом попутного) — 40 млрд м3 — Мексика опередила Аргентину. Основные районы добычи — побережье Мексиканского залива (штаты Чи-апас, Табаско) и на севере (штат Тамаулипас). Главные потребители — нефтехимическая промышленность, электростанции. По выработке сжиженного газа Мексика занимает первое место в Латинской Америке и является его нетто-экспортером.

Добыча каменного угля ведется почти исключительно в штате Коауила (Сабинас и Рио-Эс-кондидо). Основные потребители угля — черная металлургия и ТЭС. Одна из самых крупных ТЭС — «Рио-Эскондидо» (1,2 млн кВт), работает на угле.

Мексика небогата гидроресурсами, и наиболее удобные из них уже освоены. Большая часть электроэнергии производится на ТЭС, доля гидроэнергии — около 15%. Наиболее крупные ГЭС:

Чикоасен и Ангостура на р. Грихальва, Вильита и Инфернильо на р. Бальсас. Мексика — первая страна Латинской Америки, где действуют геотермальные электростанции (наиболее успешно — в Серро-Прието в Нижней Калифорнии) и промышленная солнечная станция Сан-Луис-де-ла-Пас в шт. Гуанахуато, начали работать ветровые станции. На базе собственных запасов урана (в штате Чиуауа — Лас-Маргаритас и Вилья-Аумада) работает АЭС «Лагуна Верде» мощностью 1,3 млн кВт (в 70 км от г. Веракрус). Общая мощность электростанций составляла 38 млн кВт в 2000 г.

Черная металлургия — одна из важных отраслей, имеет прочную сырьевую базу: железную руду высокого качества и коксующиеся угли. Она полностью приватизирована. В Монтеррее была построена первая в Латинской Америке доменная печь (1903). Основные предприятия черной металлургии — в Монклове (3,8 млн т стали в год); в Монтеррее; новый металлургический комплекс создан в Ласаро-Карденасе (мощностью 1,3 млн т стали с преобладанием электростали). Мексика стала значительным экспортером черных металлов. По выплавке стали (15 млн. т. 2000г.) она занимает четвертое место среди развивающихся стран после КНР, Бразилии и Индии.

Цветная металлургия имеет давние традиции и опирается на разнообразную сырьевую базу; она достигла высокого уровня развития. Мексика выделяется не только в Латинской Америке, но в мировом масштабе по выплавке свинца — 170 тыс. т, цинка — 220 тыс. т, серебра, меди, алюминия. Почти все месторождения находятся в северных районах, там же расположены и главные центры цветной металлургии. Крупнейшими центрами производства являются: свинца и цинка — Чиуауа, Идальго-дель-Парраль, Фреснильо, Санта-Барбара, Нуэва-Росита; меди — Кананеа, Сан-Луис — Потоси, Гуаймас, Накосари. Ведущие позиции в отрасли занимают иностранные компании.

<

Машиностроение занимает в последние годы ведущее место благодаря быстрому развитию электроники. Мексика достигла больших успехов в развитии электроники: производство мини-компьютеров, телефонных аппаратов, телекоммуникационного оборудования. В последние годы в Мексику переместилось немало предприятий из стран Азии, что объясняется дешевизной мексиканской рабочей силы. Из импортера электроники и электротехники Мексика превратилась в одного их ведущих экспортеров в мире. Рост экспортности мексиканского машиностроения в последние годы также связан с развитием электронной промышленности. Предприятия этой отрасли, а это главным образом, заводы «макиладорас», построенные американскими компаниями (а теперь и других стран особенно Японии), расположены и в северных приграничных районах: Тихуана, Сыодад-Хуа рее, Мехикали, а также в Мехико, Гвадалахаре, Монтеррее, Толуке. Другая важная отрасль — автомобилестроение. В 1999 г. было выпущено 12 млн автомобилей. Мексика экспортирует автомобили, автомоторы и запчасти. В этой отрасли господствуют иностранные компании: «Фольксваген», «Дженерал моторе», «Крайслер»; в последние годы утвердилась японская «Тоёта». Большинство автомобильных предприятий сосредоточено в Пуэбле (один из крупнейших в мире заводов), Толуке, Саагуне. Железнодорожный подвижной состав, локомотивы производятся в Агуаскальентес и Сыодад-Саагун.

Мексика входит в число ведущих производителей станков и кузнечно-прессового оборудования среди развивающихся стран.

Химическая промышленность в связи со стремительным развитием нефтехимии стала одной из ведущих отраслей тяжелой промышленности Мексики. В 80—90-е годы для нее характерно углубление переработки нефтегазового сырья, что в большой степени обусловлено достижениями НТР. Значительно расширился ассортимент продукции. Мексика является крупным производителем таких изделий, как полиэтилен, метанол, пластмассы. Главные центры нефтехимии — Ла-Кангрехера, Коацакоалькос, Мина-титлан, Пахаритос. Крупные нефтехимические комплексы расположены в районе столицы. Мексика опережает многие страны Латинской Америки по производству удобрений. Большие успехи достигнуты в фармацевтике (Мехико, Толука). Большое значение имеет употребление лекарственных трав; многие рецепты сохранились со времен майя.

Текстильная промышленность — одна из самых старых отраслей, почти полностью базируется на местном сырье: хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, перерабатывающая хенекен. Мексика славится средневолокнистым хлопком, из которого вырабатываются высококачественные хлопчатобумажные ткани; главные центры — Матаморос и Сьюдад-Обрегон. Крупнейший текстильный центр — Пуэбла.

Шелковая и шерстяная промышленность базится в основном в Мехико, переработка хенекена — на Юкатане. В текстильной промышленности преобладают мелкие и средние предприятия, принадлежащие национальному капиталу.

Пищевая промышленность — также традиционная отрасль: в ней большое место занимает производство плодоовощных консервов, соков, прохладительных напитков. Мировым спросом пользуется алкогольный напиток текила, который делают из специального вида голубой агавы. 90-х годов Мексика стала экспортером сахара.

Природно-климатические условия на большей части территории Мексики малоблагоприятны для сельского хозяйства. Около 40% занимают пустыни и полупустыни, 40% — горы и леса, на остальной части земель сельское хозяйство возможно чти исключительно при искусственном орошении. По площади орошаемых земель — более 6 млн. га — Мексика занимает одно из ведущих мест в мире (свыше 1/4 посевных площадей, составляющих 23 млн. га, 2000 г.).

Характерной особенностью аграрного строя Мексики является сочетание частного землевладения с общинным. В этом отношении она отличается от других стран Латинской Америки. Общинное землевладение унаследовано от индейцев. В общинах — эхидос — земля, вода и леса находятся в общем пользовании; обрабатываемые земли могут передаваться лишь по наследству, а пастбища и леса используются совместно. Мексиканское сельское хозяйство развивалось под влиянием аграрной реформы 1910—1917 гг., в результате которой были подорваны позиции крупного землевладения, часть земель передана в эхидальный сектор. Аграрная реформа в Мексике шла очень медленно из-за опасений, что усилиями иностранцев торговля землей обернется потерей национальной независимости. На современном этапе эхидальные хозяйства мало отстают от частного сектора, но значение последнего возрастает в сельскохозяйственном производстве страны. Именно он стал базой создания АПК. Капиталистический уклад занимает главенствующее положение в современном сельском хозяйстве Мексики.

Мексика отличается достаточно высоким агротехническим уровнем сельского хозяйства. Не случайно в этой стране было положено начало «зеленой революции» в развивающихся странах; здесь были выведены высокоурожайные сорта пшеницы, кукурузы, сорго. Мексика стоит на первом месте в Латинской Америке по расходам на НИР в сельском хозяйстве; среди НИИ по сельскому хозяйству некоторые имеют международное значение (Международный НИИ по улучшению сортов пшеницы и кукурузы для тропических и субтропических районов). Важную роль в развитии сельского хозяйства страны играют кредитно-банковская система и закупочно-сбытовые организации.

Главная отрасль — растениеводство (свыше 60% стоимости продукции). Основные культуры — кукуруза, сорго, пшеница, фасоль, но особенно выделяется Мексика выращиванием овощей и занимает видное место в их мировом экспорте: это томаты (3-й в мире экспортер после Голландии и Испании), перец (Мексика — один из основных в мире производителей перца, который выращивался здесь еще до прихода испанцев); зеленый горошек, спаржа. Кукуруза и фасоль — главные продовольственные культуры, распространены повсеместно. Пшеница выращивается на орошаемых землях, в основном на севере и северо-западе. Выведенные мексиканскими учеными засухоустойчивые сорта пшеницы дают неплохие урожаи. Мексика относится к крупным хлопкопроизводящим странам мира, высокосортный мексиканский хлопок пользуется спросом на мировом рынке. Специфическая культура страны — хенекен (основной район — Юкатан).

В сельскохозяйственном производстве Мексики большую роль играют ТНК, особенно в выращивании экспортных культур — сахарного тростника, тропических фруктов (цитрусовых, манго, ананасов, папайя), кофе. Эти культуры предназначены главным образом для рынка США. В отличие от экспортных значение других продовольственных культур уменьшается; в результате Мексика вынуждена импортировать продовольствие, особенно зерно: за последние десять лет импорт его вырос в три раза.

Животноводство представлено в основном разведением крупного рогатого скота мясного направления. Часть скота экспортируется в США.

Внешнеэкономические связи обеспечиваются в основном морскими перевозками. Большая их часть приходится на тихоокеанские порты Ласаро-Карденас и Мансанильо и атлантические — Веракрус и Тампико-Альтамира. Большинство портов приватизировано, но в каждом есть госорганизации с контролирующими функциями. Объем морских перевозок будет возрастать по мере вовлечения Мексики в орбиту взаимоотношений со странами Тихоокеанского бассейна. По тоннажу морского флота (около 1 млн бр.-рег. т, из них около 700 тыс. — танкерный) Мексика стоит на третьем месте в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины).

Две трети сухопутных перевозок осуществляется автомобильным транспортом, который лидирует во внутренних перевозках. По протяженности автомобильных дорог (240 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — свыше 80 тыс. км) Мексика уступает только Бразилии. Большая часть автодорог сосредоточена на севере и в центре страны. Мексика в основном сама обеспечивает себя автомобилями. В Мексике, на границе с США, берет начало Панамериканское шоссе (от Нуэво Ларедо до Ушуайя в Аргентине). Протяженность железных дорог — 26,5 тыс. км (третье место в Латинской Америке). Основные линии имеют меридиональное направление и связывают города Мексики с США. Объем железнодорожных перевозок (особенно грузовых) растет. Горный характер рельефа осложняет строительство транспортной сети (так, железная дорога Мехико—Кордова—Веракрус имеет 32 туннеля) и предъявляет особые требования к ее эксплуатации.

Большое развитие получил в последние годы трубопроводный транспорт. По протяженности трубопроводов (более 30 тыс. км) Мексика занимает первое место в Латинской Америке. Страна покрыта сетью нефте- и газопроводов, которые соединяют места добычи с центрами потребления нефти и газа. Один из важнейших — газопровод Рейноса—Монтеррей—Чиуауа, продуктопровод Тампико—Монтеррей.

Особенности геостратегического положения Мексики между двумя полушариями обусловливают ее роль в качестве перекрестка важных воздушных авиатрасс. По объему авиаперевозок Мексика уступает лишь Бразилии. Мехико — один из крупнейших центров международного воздушного сообщения. Ведущие государственные авиакомпании в 90-е годы проданы и перешли в частные руки.

Внешние экономические связи Мексики во многом определяются географической близостью к США, которые являются ее главным торговым партнером. На США приходится свыше 80% (в 1970 г. — 70%) объема мексиканского экспорта.

Характерной тенденцией развития экспорта является увеличение доли готовых промышленных изделий в его стоимости: с 30% в 1985 г. до 86% в 1999 г., главным образом за счет продукции черной металлургии и машиностроения: последнее связано с экспортом электронных изделий «макиладорас». Мексика входит в десятку мировых стран — экспортеров электротехники (наряду с ФРГ, Японией, США). С 70-х годов Мексика была одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, которую она вывозит более чем в 20 стран. Но на рубеже 80—90-х годов зависимость Мексики от экспорта нефти уменьшилась (с 66% в 1980 г. до 10% стоимости в 1999 г.), Мексика принадлежит к числу крупных мировых экспортеров свинца, цинка, меди, марганца, серебра, многих химических продуктов и некоторых сельскохозяйственных товаров: кофе, тропических фруктов, хлопка. В импорте преобладают промышленное оборудование и продовольствие. Тесные связи и определенная зависимость от США обусловили присоединение Мексики к Североамериканской ассоциации свободной торговли.

Вторым по значению торговым партнером Мексики являются страны ЕС (6% объема торговли). Новое направление во внешнеэкономических связях — усиление роли Тихоокеанского бассейна, особенно Японии; выросла доля и других стран — членов АТЭС (Кореи, Малайзии, Сингапура). Мексика с 1989 г. является постоянным членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Развиваются торговые связи между Мексикой и Россией (в 1997 г. подписано соглашение о сотрудничестве в области науки, культуры, образования).

Как неотъемлемая часть Латинской Америки Мексика имеет тесные и разнообразные связи со многими странами континента, особенно с Бразилией, Чили, Венесуэлой, Колумбией, странами Центральной Америки. Со многими из них осуществляется беспошлинная торговля. Большую роль в Мексике приобрел туризм; в 1999 г, сюда прибыло 22 млн туристов и по их числу она заняла седьмое место в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Некоторые особенности экономического развития отличают Мексику от других латиноамериканских стран. Мексика — единственная страна Латинской Америки, в которой в результате буржуазно-демократической революции 1910—1917 гг. была проведена достаточно радикальная аграрная реформа. Она не уничтожила крупного землевладения, но расчистила путь для развития капитализма в сельском хозяйстве. Мексика — одна из первых латиноамериканских стран, вступивших на путь национализации природных ресурсов и создания государственного сектора. По конституции 1917 г. была провозглашена собственность государства на землю, ее недра и воды. Вплоть до реформ 80—90-х годов нынешнего столетия Мексика выделялась в Латинской Америке сильными позициями госсектора и его активным участием в экономической жизни страны, особенно в нефтяной промышленности. Мексика первой в капиталистическом мире национализировала нефтяную промышленность (в 1938 г.); нефтяная компания «ПЕМЕКС» стала стержнем госсектора. Это особенно важно из-за высокой роли нефтяного фактора в экономической истории страны.

Роль иностранного капитала менялась в зависимости от экономической политики сменявших друг друга правительств. Мексика на протяжении многих лет была страной со строгими ограничениями иностранного капитала: допускалось его участие в национальном производстве до 50%, а по закону 1975 г. — до 34%. Экономические реформы, начавшиеся в Мексике в 1989 г., открыли свободный доступ иностранному капиталу — до 100%; одновременно они направлены на приватизацию государственных предприятий, которая должна быть завершена к концу века, и либерализацию внешней торговли. Однако это привело к усилению зависимости от иностранного капитала, закрытию многих промышленных предприятий, увеличению безработицы и, наконец, социальному расслоению населения. Экономический кризис, разразившийся в Мексике в 1995 г., был отчасти преодолен с помощью США, но с условием переструктурирования мексиканской промышленности под интересы американского рынка. В Программе национального развития страны на 1997— 2000 гг. правительством намечен курс, в основе которого лежат усиление ориентации на использование внутренних ресурсов, а также интеграции территории; обеспечение прочного финансового фундамента за счет прежде всего собственных ресурсов. Большое внимание уделяется развитию социальной сферы. Все это накладывает особый колорит на национальное развитие экономики Мексики, и можно подчеркнуть, что немаловажную роль играют Соединенные Штаты Америки и иностранные государства. Так на 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 80 млрд долл., из них 60% приходилось на США; из других стран значительные позиции занимают Япония, Германия, Великобритания, Испания. Участие госсектора в экономике сократилось с 40% ВНП в середине 80-х гг. до 23% в 1997 г., но его регулирующая роль сохраняется, особенно в эксплуатации природных ресурсов.

Основным приоритетом промышленной политики правительств было стимулирование внутреннего спроса, которое осуществлялось в двух по существу противоположных вариантах: в интегрирующем, путем перераспределения и снижения неравенства в доходах в Мексике, и дифференцирующем, «исключающем», на основе активной политики концентрации доходов в Бразилии. Из потребностей внутреннего рынка и приоритетов увеличения его емкости исходили в своей деятельности все субъекты экономики — госсектор, ТНК и национальные предприниматели.

Другой проблемой мексиканской экономики является слабость внутренних источников накопления, необходимых для осуществления индустриализации. В Мексике проблема мобилизации накоплений решалась на первом этапе (до середины 50-х годов) путем перераспределения ресурсов из аграрного сектора в промышленный и увеличения экспорта сырья. С исчерпанием этих источников к середине 50-х годов все более важную роль стал играть иностранный капитал. В Бразилии, где не было аграрной реформы и где возможности для наращивания экспорта сырья были более ограниченными, чем в Мексике, основным источником накоплений в 50-е годы были доходы, полученные в «легкой» фазе индустриализации за счет использования возможностей огромного внутреннего рынка. В этом смысле развитие бразильской экономики на первом этапе индустриализации носило более эндогенный характер, чем в Мексике.

В свою очередь, с учетом выше сказанного, хотелось бы отметить, что проблемы развития мексиканской экономики связаны прежде всего с внутренними различиями. Как известно, в Мексике выделяется восемь экономических районов.

Центрально-Восточный район занимает 5% территории, но сосредоточивает 1/3 населения и выше 60% промышленной продукции. Здесь почти нет сырьевых ресурсов, остро стоит проблема водоснабжения, но он располагает квалифицированной рабочей силой и хорошо развитой инфраструктурой. Отраслями специализации являются машиностроение (автомобилестроение и электроника), химическая промышленность, текстильная, обувная, швейная.

В районе резко доминирует Мехико, агломерация которого занимает около 3 тыс. км2 с населением около 18 млн человек. Его развитие определялось центральным положением. Город лежит на высоте 2250 м на месте древнего города ацтеков Теночтитлана, располагавшегося когда-то среди озер и каналов. При сооружении Мехико они были осушены, а в наше время это сказывается в нарушении гидрологического режима и оседании грунта. С чрезмерным ростом населения потребность в воде увеличивается, и ее приходится ввозить, так как бурение новых водозаборных скважин запрещено. Мехико — один из наиболее плохо обеспеченных водой городов мира. Тяжелая экологическая обстановка осложняется и тем, что город лежит, в горной котловине, поэтому здесь постоянно скапливается смог от переизбытка автомобилей и постоянных «пробок». В связи с этим программы по децентрализации столицы являются постоянной составной частью многих планов экономического развития. Мехико — главный политический, финансовый, научный и культурный центр страны с крупнейшим в Западном полушарии университетом.

Из других центров выделяются Пуэбла, Толука, Саагун. Близ городов Толука и Пуэбла созданы индустриальные парки, а в Толука — центр технологического развития автомобилестроения.

Центрально-Западный район занимает часть нагорья, обращенную к Тихому океану; характеризуется сочетанием промышленности с достаточно развитым сельским хозяйством (кукуруза, пшеница, томаты, перец). Основные отрасли промышленности — нефтеперерабатывающая и нефтехимическая (Гвадалахара, Саламанка, Туспан) со специализацией на производстве химических волокон, синтетического каучука; машиностроение (особенно электронное), черная металлургия, обувная. Гвадалахара — второй по величине город страны, крупный транспортный узел на пересечении дорог, крупный центр электротехники (особенно мини-компьютеров и телефонной аппаратуры), а также нефтехимии; один из красивейших городов Мексики со старинными соборами, важный научный и культурный центр (его нередко называют «жемчужиной Запада»). Керетаро — крупный центр электроники. В Агуаскальентес — один из ведущих автомобильных заводов страны японской фирмы. Крупный промышленный центр — Ласаро-Карденас с металлургическим комбинатом полного цикла, заводами по производству серной кислоты и минеральных удобрений.

Северо-Западный район занимает обширную территорию между Западной Сьерра-Мадре, Тихим океаном и границей США; по его территории протекают многочисленные реки (Колорадо, Фуэрте, Майо), впадающие в Тихий океан. Он имеет ярко выраженную экспортную направленность хозяйства. Это специализированный район орошаемого земледелия — хлопчатник, томаты, виноград, оливки (вывозятся в США) — и пищевой промышленности; в Калифорнии выращивают цитрусовые. Немалое значение имеет добыча цветных металлов. В приграничной с США зоне расположены главные центры сборочных предприятий («макиладорас») — Тихуана, Мехикали с высоко развитой электроникой, что обусловило быстрый рост числа жителей: за последние годы они стали самыми быстрорастущими городами страны; так население Тихуаны увеличилось с 60 тыс. в 1950 г. до 750 тыс. в 1990 г. Для района имеет большое значение перспектива будущего развития связей со странами Тихоокеанского бассейна; в связи с этим происходит реконструкция портов Масатлан, Гуаймас, Энсенада.

Северный район — самый большой по территории (1/3 площади страны), обладает засушливым климатом, пустынной растительностью; главный район горнодобывающей промышленности (добыча полиметаллов, серебра, железной руды, угля), на базе которой в 60—70-е годы получили развитие «верхние этажи» промышленности. Основные центры — Монклова, Пьедрас-Неграс (черная металлургия), Чиуауа, Сан-Луис-Потоси, Сальтильо (цветная металлургия); Сью-дад-Хуарес — крупнейший центр предприятий «макиладорас» (электронной и автомобильной промышленности). Характерной чертой размещения стало создание индустриальных парков вокруг промышленных центров; один из таких парков создан близ Сьюдад-Хуареса. На орошаемых землях выращиваются зерновые и хлопчатник.

Северо-Восточный район — старый район нефтяной промышленности, второй в стране по добыче нефти и газа. Главные центры нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности — Тампико и Рейноса. Рейноса также центр электронной промышленности (особенно производства телевизоров). Район покрыт густой сетью нефте- и газопроводов. Здесь же расположен третий по величине город Мексики Монтеррей — крупный центр черной металлургии и электроники, а также научный центр новых технологий; здесь находится прекрасно оснащенный технологический институт. Нуэво-Ларедо — один из ведущих в мире производителей телевизоров «Sоnу».

Восточный район занимает обширную прибрежную равнину Мексиканского залива с влажным тропическим климатом. Главное богатство района — нефть, с открытием новых месторождений которой (штат Табаско) он стал’ быстро развивающимся районом. По запасам, добыче и переработке нефти он занимает лидирующее положение в стране. Специализацию промышленности определяют нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли. Основные центры нефтепереработки — Минатитлан, Сыо-дад-Мадеро, Веракрус (старейший порт, морские ворота страны, через него осуществляется связь с европейскими странами). За два десятилетия здесь выросло большое число новых центров нефтепереработки и нефтехимии. В районе более 10 центров нефтехимической промышленности: Поса-Рика, Сыодад-Мадеро, Ла-Кангре-хера, Сыодад-Пемекс и др.

В районе имеются запасы самородной серы по которым Мексика занимает видное место мире. Развито тропическое плантационное земледелие (до половины сбора сахарного тростника, крупнейшие ананасовые плантации). В Сан-Кристобале — самый крупный сахарный завод Мексике.

Южный район с открытием богатых месторождений нефти (штат Чиапас) превратился из бедного сельскохозяйственного в район нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (главный центр — Салина-Крус). Выросшие среди тропических лесов мачты нефтяных вышек резко изменили облик этого отсталого и в основном сельскохозяйственного края. Немалое значение имеет производство художественных изделий из серебра. Здесь построены крупнейшие в Мексике ГЭС на р. Бальсас — Инфернильо и Вильита. Район имеет большие возможности для развития туризма.

Юкатанский район располагает значительными природными ресурсами (земельные, лесные). Из отраслей промышленности выделяются производство грубоволокнистых тканей и канатно-веревочных изделий из хенекена главный центр — Мерида), пищевая промышленность. В районе проживают многие индейские племена, среди которых преобладают индейцы майя. Мир цивилизации майя привлекает большое число туристов, что дало импульс развитию района в последние десятилетия. В 70-е годы на северо-восточном побережье построен фешенебельный курорт Канкун, ставший одним из самых модных в Западном полушарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. ВЛИЯНИЕ НАФТА НА ЭКОНОМИКУ МЕКСИКИ

 

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли («North American Free Trade Area» – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Таблица 1

Показатели социально-экономического развития стран – членов

НАФТА в 2000 году

показатель 

США 

Канада 

Мексика 

НАФТА 

Население (млн. чел.) 

278,2 

30,5 

97,4 

406,1 

Территория (тыс. кв. км)

9364 

9971 

1958 

21293 

ВВП (млрд. долл.) 

9152,1 

634,9 

483,7 

10270,7 

ВВП на душу населения (млрд. долл.) 

32921 

20481 

4966 

25291 

Золото-валютные резервы (млрд. долл.) 

120,0 

56,3 

63,6 

239,9 

Экспорт (млрд. долл.) 

695,2 

238,4 

136,7 

1070,3 

Импорт (млрд. долл.)

1059,1 

220,2 

148,7 

1428,0 

Сальдо (млрд. долл.) 

-363,9 

18,2 

-12,0 

-357,7 

Доля в мировом экспорте (%) 

12,8 

4,4 

2,5 

19,7 

Экспорт услуг (млрд. долл.) 

253,4 

34,2 

11,8 

299,4 

Импорт услуг (млрд. долл.) 

180,4 

38,5 

13,8 

232,7 

Доля в мировом экспорте услуг (%)

19,9 

2,7 

0,9 

23,5 

Экспортная квота (%) 

7,6 

37,5 

28,3 

10,4 

Инвестиционный климат (доля иностранного капитала в общем объеме прямых инвестиций, %) 

10,6 

19,6 

10,5 

10,2 

 

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли «снизу вверх» – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно предусматривало взаимные обязательства двух стран ликвидировать ограничения в торговле товарами и услугами (на транспорте, в телекоммуникациях, компьютерных, финансовых системах, в области туризма), отменить ограничения на иностранную собственность в кредитно-финансовой системе Канады и канадских банков в США и ряд других положений.

Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.
Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

— отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

— поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

— смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

— либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

— защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

— создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено «чувствительностью» соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.
Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течении десяти лет.

Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и соответственно попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах – участницах соглашения.
Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дальнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.
Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.
В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

Таким образом, отметим следующее. Наименьшее сопротивление встретила идея НАФТА в Мексике, и не только потому, что парламент этой страны контролируется правящей Институционно-революционной партией, лидером которой является президент К.Салинас де Гортари, активнейший сторонник соглашения. Мексика как страна слаборазвитая и сравнительно бедная (по отношению, естественно, к Северной, но отнюдь не Латинской Америке), по общему мнению объективно выигрывает больше остальных участников соглашения. Особенно на первом этапе его реализации, когда с 1 января 1994 г. от уплаты пошлин в Соединенных Штатах освобождаются 80% товаров мексиканского экспорта, в то время как Мексика распространит такой преференциальный режим лишь на 40 % американского импорта, что делается для компенсации разницы в экономическом развитии этих государств.

НАФТА позволит влить в мексиканскую экономику крупные дополнительные капиталовложения, что даст возможность создать новые рабочие места, повысить уровень жизни населения, предоставит уникальный шанс для общего преобразования страны. По выкладкам экономистов, Мексика сможет рассчитывать на создание примерно 600 тыс. рабочих мест.

Конечно, подписание договора о НАФТА вряд ли оказалось возможным, если бы не впечатляющие успехи мексиканской экономики за последние годы. А именно: произведена кардинальная реформа банковского дела. Удачно развивается программа приватизации. В основном завершена более чем 50-летняя земельная реформа. Значительно снижен дефицит госбюджета. Выросли золотовалютные резервы страны (почти 19 млрд.долл. на 1992 г.). Уровень инфляции, превышавший в 1987 г. 100% , на сегодняшний день снизился до менее 10%. Приток иностранных капиталовложений в национальную экономику за период пребывания у власти нынешнего президента страны превысил все, что когда-либо вкладывалось в эту республику с самого ее основания. Валовой национальный продукт приближается к 350 млрд.долл. Умелое сочетание политического и экономического прагматизма в традиционно деликатных отношениях с «великим северным соседом» без отказа от курса на максимально тесные узы с другими латиноамериканскими государствами принесло свои плоды: договор с НАФТА не вызвал сколь-либо значительного сопротивления ни в мексиканском обществе, ни в кругах политической оппозиции. Гладко прошла и ратификация его в парламенте.

Именно все это и еще раз подчеркивает важность деятельности НАФТА для Мексики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и мировые экономические отношения: учебное пособие.–М.: Деловой мир, 2001.
  2. Альперович М.С. Рождение мексиканского государства. М., 1972
  3. Бассольс Баталья А. Экономическая география Мексики. М., 2001.
  4. Боровков А.Н., Шереметьев И.К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития.–М.: Государство и политика, 2001.
  5. Гарса М. Заметки о высшем образовании в Мексике. – Вестник высшей школы, 1958, № 5
  6. Дадалко В.А. Мировая экономика.–М.: Интерпрессервис, 2001.
  7. Дарья Троицкая. Падение кактусового занавеса//Русский фокус. 2001. № 3.
  8. Клесмет О.Г. Мексика. М., 1999
  9. Кутейщикова В.Н. Мексиканский роман. М., 1971
  10. Лапишев Е.Г. Мексика на рубеже двух веков. М., 2001
  11. Мировая экономика /Под ред. Тарасевича Л.С.-М.: 2001.
  12. Мексика. Политика. Экономика. Культура. М., 1998 Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810–1945. М., 1960
  13. Максименко Л.Н. Мексика: Вопросы социально-экономического развития. М., 2000
  14. Мексика: тенденции экономического и социально-политического развития. М.,1999.
  15. Паркс Г. История Мексики. М., 1999
  16. Пичугин П.А. Корридос мексиканской революции. М., 1984.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00075 sec

WordPress: 22.85MB | MySQL:120 | 1,841sec