Место России в современной системе международных экономических отношениях

<

122613 1849 1 Место России в современной системе международных экономических отношенияхРыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи.

В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России. Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.

Россия выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990г. — 18%). Это примерно соответствует показателям развитых стран.

Значительный рост открытости российской экономики объясняется резким снижением внутреннего предложения, превращением внутрисоюзных поставок в международные. На первом этапе внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами.

Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация — на стороне стран ЕС, Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно-технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений.

ЕС — главный экономический партнер Российской Федерации. ЕС — крупнейшая интеграционная группировка, объединяющая 15 стран: Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию, Данию, Ирландию, Грецию, Испанию, Португалию, Швецию, Финляндию и Австрию. Во второй половине 90-х гг. его удельный вес в российской внешней торговле колебался в пределах 31-37%, тогда как доля стран СНГ составляла 17-21%, доля стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ) — 11-14%, США — 6-9, Китая — 4-5, Японии — 3-3,5, Швейцарии и других западноевропейских стран, не входящих в ЕС, — 3, стран Азии, Африки и Латинской Америки (в целом) — 14-16%). В перспективе доля ЕС с учетом будущего вступления в него десяти стран ЦВЕ составит 45-50% ее внешней торговли. Западная Европа выступает также крупнейшим инвестором России, хотя в этой сфере экономических отношений она испытывает мощную конкуренцию со стороны Соединенных Штатов Америки. Доля ЕС в иностранных вложениях, накопленных к началу 2000 г., составляла 57-58%, в том числе в прямых инвестициях — 37-38%; доля США — соответственно 22 и 36%.

Преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота.

Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем, с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не играть важного стабилизирующего фактора как для России, так и для самих стран СНГ.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот до сих пор ниже уровня 1990 г. (183 млрд долл.) и составляет менее 10% от уровня США, 14% от уровня Германии, 19% от уровня Японии, 36% от уровня Канады. В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10-го места в 1990 г. на 17—18-е в 1996 г., пропустив далеко вперед большинство стран ЮВА. Соответственно удельный вес России в международной торговле снизился до 1,3% против 2,6% в 1990 г.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит 4 тысячи различных видов отечественной продукции.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.

1. Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 1996 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 46,4% всего российского экспорта, в 1995 г. — 39,5%.

2. За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов сократилась до 22% в 1996 г. по сравнению с 22,5% в 1995 г. Тем не менее продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3. Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4. Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках.

5. Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6. Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 8,3% в 1995 г.

7. Удельный вес и объем экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует тенденциям, отмеченным в МТУ. Так, с 1980 г. экспорт услуг развивается опережающими темпами по сравнению с экспортом товаров, и его доля в 2002 г. составляла 24% мировой торговли. В основных промышленно развитых странах экспорт услуг составляет от 50 до 150 млрд долл. в год, тогда как в России — 13,5 млрд долл. в 2003 г.

8. После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений. Так, по оценкам Международного института стратегических исследований в Лондоне, РФ в 1996 г. занимала только 4-е место (8,6%) по объемам экспорта военной техники, пропустив вперед США (42,6%), Великобританию (22,1%) и Францию (14,1%).

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта: в 2003 г. доля индустриально развитых стран выросла до 67% (в 1990 г. — 36%), доля развивающихся стран составила 12% (в 1990 г. — 14%), на государства бывшего СЭВ приходилось 13% против 43,2% в 1990 г., на бывшие республики СССР — 8%. При этом экспорт на суммы свыше 1 млрд долл. приходится на Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Крупнейшими покупателями российских товаров являются Германия (14%), США (8%), Великобритания (7%), Италия (6%) и Китай (5%). Это является следствием топливно-сырьевой направленности структуры экспорта, привязанного к индустриальным центрам — основным потребителям сырья и электроэнергии.

В то же время пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию.

Подобная страновая ориентация во многом определяется содержательной стороной экспортно-импортных операций.

В тоже время положение РФ в системе внешнеторговых связей существенно ухудшилось. Отставание отраслевой структуры промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования привели к снижению конкурентоспособности.

<

Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% российского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет 15—20%, развивающихся стран — 15%. Произошло сокращение стран СНГ и развивающихся государств. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС — 34% и США — 8%. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступает Германия — 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли — 0,1—0,8%, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5%.

Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Во второй половине XX в. и уже в ХХI веке одним из характерных явлений жизни мирового сообщества становится массовая миграция населения. Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция, ставшая частью системы международных экономических отношений.

Международная миграция рабочей силы — это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — это выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет экспорт и импорт лиц наемного труда. Вместе с тем существует и более специфическая форма международной миграции — реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

На сегодняшний день в мировой практике служилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

  • миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
  • миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • миграция рабочей силы между развивающимися странами;
  • миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

    2) по территориальному охвату.

    межконтинентальная;

    внутриконтинентальная;

    3) по уровню квалификации мигрантов:

    высококвалифицированная рабочая сила;

    низкоквалифицированная рабочая сила;

    4) по времени:

    безвозвратная (как правило, межконтинентальная);

    временная (как правило, внутриконтинентальная);

    сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);

    маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

    5) по степени законности:

    легальная;

    нелегальная.

    Если в 1960 г. количество трудящихся-мигрантов составляло 3,2 млн человек, то в 1995 г. оно увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн человек, а в 2002 г. — уже 40 млн человек. При этом, если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения к 2002 г превышает 120 млн человек. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

    Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешёвой рабочей силой. Предприниматели заинтересованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на любые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, трудятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработная плата.

    Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами.

    В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за границу.

    Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж.

    В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства.

    Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них иностранцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невозможно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы.

    Позитивные последствия международной миграции рабочей силы для экономики в целом:

    вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

    иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

    достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 2002 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.;

    иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

    Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

    позитивные для экономики в целом:

    эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

    из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

    переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

    при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

    Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

    Негативные:

    страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

    теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

    происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

    Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики.

    Рассмотренные негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

     

     

    3. Что представляют собой портфельные и прямые инвестиции? Объясните их принципиальные различия. Какие их, по Вашему мнению, наиболее выгодны для России в современных условиях?

     

    Вывоз предпринимательского капитала означает организацию предприятий, затраты на обустройство которых несут иностранные собственники. В зависимости от степени реально осуществляемого контроля за деятельностью таких предприятий различают прямые и портфельные инвестиции.

    Прямые инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений вследствие полной собственности на затраченный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций.

    Портфельные инвестиции образуются приобретением акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих право собственности или контроля над ними. Такие капиталовложения их собственники осуществляют тогда, когда стремятся разместить свои капиталы в разных отраслях хозяйства, либо в случае, если законодательство страны, куда они направляются — ее принято называть «принимающей», делает прямые инвестиции невыгодными. Особую форму портфельных инвестиций составляет участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами. В смешанных предприятиях иностранный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг по реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся ему прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Участие в смешанных предприятиях предоставляет иностранным собственникам капитала прочные гарантии его сохранности и получения прибыли. В свою очередь государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

    Один из наиболее эффективных способов включения национальной экономики в мировое хозяйство — использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Движение ПИИ складывается из трех компонентов: создания новых капиталов за границей; реинвестирования доходов; взаимного кредитования компаний, например материнской компанией — филиалов.

    Прямые инвестиции оказывают воздействие на экспортную деятельность компаний. С одной стороны, зарубежное производство может играть роль альтернативы товарному экспорту из собственной страны. В этом случае данное воздействие носит скорее сдерживающий характер по отношению к экспорту. С другой стороны, зарубежное -производство нуждается в поставках оборудования и сырья, влечет за собой последующие поставки запасных частей, материалов и продажу услуг. Кроме того, продукция предприятий, расположенных за рубежом, реализуется не только на внутреннем рынке, она может направляться в страну базирования транснациональной компании или в третьи страны, где расположены другие предприятия данной компании, составляющие вместе единую технологическую систему. В данном случае прямые инвестиции оказывают стимулирующее воздействие на экспортную деятельность, поскольку экспорт предпринимательского капитала не столько заменяет, сколько создает товаропотоки, в значительной своей части внутрифирменные (между предприятиями, принадлежащими одной компании и находящимися в разных странах).

    Основные формы инвестиций иностранного капитала в российскую экономику включают:

    – инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

    – инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

    – инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

    – иностранные кредиты;

    – лизинговые кредиты;

    – финансовые кредиты российским предприятиям.

    Таким образом, на наш взгляд наиболее оптимальным является для российской экономики сочетание портфельных и прямых инвестиций, с преобладанием пярмых инвестиций, как обеспечивающих реальных приток капитала в нашу экономику. Российская экономика находится в устойчивом состоянии, создаются для предпосылки для экономического развития, но не хватает «живых» реальных денег, которые для дали толчок для конкурентного развития экономики. В то же время привлечение иностранных инвестиций хотя и может осуществляться под государственные гарантии, но и должны находиться под жестким госконтролем, так как крайне необходимо привлечение ресурсов отечественных инвесторов.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
  2. Комаров В. Мировой инвестиционный прогресс: региональные тенденции// Инвестиции в России. 2001. № 1.
  3. Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 2000. С. 29.
  4. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  5. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  6. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 2005.
  7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 2004.
  8. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.: Инсан, 2005.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.83MB | MySQL:120 | 1,307sec