Международная торговля как ведущая форма мирохозяйственных связей

<

122513 1725 1 Международная торговля как ведущая форма мирохозяйственных связей

1.1. Сущность, формы, показатели и современные тенденции развития международной торговли товарами

 

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей1:

— преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

— интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

— увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

— на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

— повышается уровень международной специализации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что1:

— во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

— во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

— в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

— общего товарооборота;

— товарной структуры;

— географической структуры. Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды1:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке.

Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период1:

— НТР, приведшая к изменениям в международном разделении труда, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;

— развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т.п.;

— активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;

— процесс либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;

— получение политической независимости бывшими колониальными странами и выделение из их числа новых индустриальных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

— переход стран Центральноq и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик.

Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 50 лет.

Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1985 по 2006 год этот показатель более чем удвоился и в 2005 году составил 5,325 трлн долл. Фактически же мировой экспорт товаров в 2006 году сократился на 2% и составил 5,225 трлн долл.

Динамика объема прироста мировой торговли товарами представлена в табл. 3.

Таблица 3

Динамика и темпы прироста физического объема мировой

торговли товарами, в %


 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Общий объем мирового товарооборота

5,4

5,7

10,4

8,3

в том числе продукция


 


 


 


 

обрабатывающей

6,3

6,2

11,1

8,7

промышленности


 


 


 


 

Экспорт стран ОЭСР

5,7

4,7

10,4

8,4

Импорт стран ОЭСР

7,9

8,0

10,3

8,0

Экспорт стране нечленов ОЭСР

4,1

6,6

10,4

7,9

Импорт стран-не членов ОЭСР

-0,7

0,8

10,8

9,2

Торговля внутри ОЭСР

8,3

6,6

10,3

8,2

Экспорт стран ОЭСР в страны

не члены ОЭСР

-1,2

3,0

11,0

8,9


 


 


 


 

Импорт стран ОЭСР из стран-не

членов ОЭСР

3,8

7,3

9,9

7,5


 


 


 


 

 

Внешняя торговля росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран. В США в 1990 – 2006 годах ВВП вырос на 31,4%. экспорт — на 48,4%, импорт — на 50,5%. Рост общемирового объема выпуска продукции в 2006 году составил 3%, в 1998 году — 2%, а объем мирового экспорта (в натуральном выражении) в 1997 — 10%, а в 1998 году — 3,5%.

Это обстоятельство привело к росту экспортной и импортной квот многих стран. Если в 1978-1987 годах на экспорт направлялось 13,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, в 1990 году — 15,2%, то в 2006 году — 17%. У отдельных стран эти показатели выше: у Германии, Франции, Италии более 23%, Великобритании — 28%, у Нидерландов — 53%, Бельгии — 72,6%.

Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном итоге определяют географическую структуру мировой торговли.

Географические направления мировой торговли представляют собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70-75%, развивающихся стран — около 20% мировой торговли и бывших социалистических стран — около 10%. Более конкретное представление об участии отдельных стран, их групп и отдельных регионов дают данные, приведенные в табл. 4.

Таблица 4

Удельный вес отдельных групп государств в мировой торговле товарами, в%

Страны

Экспорт

Импорт

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Всего ОЭСР

73,1

72,2

70,3

73,5

74,6

73,7

США

12,0

11,9

11,8

17,3

18,8

19,5

Япония

7,3

7,7

7,8

4,6

4,9

5,2

Германия

10,2

9,7

8,8

8,6

8,2

7,4

Франция

5,8

5,5

5,0

5,2

5,0

4,7

Италия

4,5

4,1

3,9

3,7

3,5

3,3

Великобритания

5,1

4,8

4,5

5,8

5,6

5,4

Канада

4,1

4,4

4,5

3.5

3,6

3,7

Другие страны

24,1

24,1

23,9

24,8

24,9

24,6

ОЭСР


 


 


 


 


 


 

Всего страны не

члены ОЭСР

26,9

27,8

29,7

26,5

25,4

26,3


 


 


 


 


 


 

Азиатские страны

не члены ОЭСР

18,2

16,5

17,1

14,1

14,5

15,2


 


 


 


 


 


 

Латинская

3,1

3.1

3,3

4,5

3,8

3,8

Америка


 


 


 


 


 


 

Прочие страны не

члены ОЭСР

7,6

8,2

9,3

7,9

7,1

7,2


 


 


 


 


 


 

 

Тенденция к постоянному росту удельного веса в мировом товарообороте присуща развивающимся странам: 32% мирового экспорта в 2006 году по сравнению с 21,9% в 1970 году.

Тенденция роста неодинаково проявляется во всех регионах развивающегося мира1:

— по-прежнему растет удельный вес в мировом экспорте НИСов Юго-Восточной Азии: по совокупному объему внешней торговли (1,3 млрд долл.) Южная Корея, Сянган, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд уступают лишь США;

— возрастает доля Китая: стоимостный объем внешней торговли вырос с 24 млрд долл. в 1979 году до 325 млрд долл. в 2005-м, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира;

— имеет тенденцию к снижению роль стран Африки (без ЮАР) в мировой торговле;

— снижается также доля развивающихся стран Латинской Америки за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили (две первые по структуре экспорта уже приблизились к параметрам новых индустриальных стран).

Одной из особенностей мировой внешней торговли в 2006 году были значительные вариации в динамике ее объема у разных стран мира, что привело к заметным перестановкам во внешнеторговой табели о рангах. Страны Западной Европы, Канада и Мексика улучшили свои позиции, в то время как азиатские страны и Россия, наоборот, их сдали.

Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю промышленно развитых стран (61%), 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и всеми другими странами.

Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций.

Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура мировой торговли, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (табл. 2).

Таблица 2

Товарная структура экспорта по группам стран (в %)

 

Страны

Год 

Продовольствие

Сельскохозяйственное сырье

Руды и металлы

Топливо

Готовые изделия


 

Развитые страны

1980

11,3

3,6

5,0

7,0

70,9


 

1990

8,9

2,8

3,2

4,2

77,9


 

2006

7,6

1,0

2,8

3,8

80,5

Развивающиеся страны

1980

11,8

3,8

4,3

59,7

19,5


 

1990

11,6

3,1

4,1

26,6

53,6


 

2006

8,4

2,5

3.7

14,9

70,5

Страны ЦВЕ

1980

10,6

2,9

2,8

8,1

75,0


 

1990

10,2

2,5

5,3

5,9

73,9


 

1997

9,1

2,5

4,3

4,8

79,3

СССР/СНГ

1980

1,8

5,5

3,5

47,0

24,8


 

1990

2,1

7,6

9,4

52,7

24,0


 

2006

3,0

7,6

13,4

33,9

42,3

‘ До 1990 г. включительно — весь СССР, а в 2006 г. — страны СНГ.

 

<

Во-вторых, под влиянием НТП увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий в целом (примерно 80% мировой торговли) и машинотехнической продукции в частности (40% мировой торговли). Роль главных экспортеров и импортеров на этих товарных рынках выполняют промышленно развитые страны. В 1995 году на их долю приходилось 76,8% мирового экспорта и 68,9% мирового импорта машин и транспортного оборудования. Доля развивающихся стран составляла соответственно 21,8% и 27,9%.

В-третьих, сокращается доля международной торговли сырьем и минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 году до 12% в 1995-м), что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производстве промышленно развитых стран (в результате их перехода в 80-е годы к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем (за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли). В 2006 году на долю индустриальных стран приходилось 60,5% мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны — 33,4%, на государства с переходной экономикой — 6,1%, что свидетельствует о превращении промышленно развитых стран в основных экспортеров сырья. Они остаются одновременно и основными импортерами сырья.

В-четвертых, в мировой торговле снижается удельный вес продовольствия: 8,2% в 1995 году по сравнению с 22,8% в 1937 году, что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен. При этом промышленно развитые страны стали ведущими экспортерами продовольствия, обеспечив в 2005 году 67,3% его мирового экспорта, в результате чего усилилась продовольственная зависимость развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства.

В-пятых, после мирового экономического кризиса 1974– 1975 годов вновь наметилась тенденция роста доли текстиля и одежды в мировом экспорте При этом развивающиеся страны сблизили свои позиции на рынке текстиля с промышленно развитыми странами (в 2005 году их доли составляли соответственно 48,3% и 49,3%), а на рынке одежды обеспечивали 60% стоимости ее мирового экспорта (промышленно развитые страны — 35,4%, страны с переходной экономикой — 4,6%).

 

1.2 Особенности, структура и динамика международной торговли услугами

 

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка (табл. 3), экспорт услуг за 1980 – 2006 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%).

 

Таблица 3

Мировой экспорт товаров и услуг (в млрд долл.)


 

1980 г.

2006 г.

Экспорт товаров

Экспорт услуг

Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %)

1900,8

363,5

 

15,8

5397,3

1316,7

 

19,5

 

122513 1725 2 Международная торговля как ведущая форма мирохозяйственных связей

Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды1: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги. Услуги делятся также на:

— факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

— нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

— поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территория одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

— перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

— временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

— коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

— снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

— увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

— по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

— произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в сипу ряда обстоятельств.

Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств).

В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40 – 50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились1:

— НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

— длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

— увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

— развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами (табл. 4).

Таблица 4

Доля отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг в 1980 и 2006 года

Страны

Экспорт товаров

Экспорт услуг

1980 г.

2006 г.

1980 г.

2006 г.

Всего (мир в целом)

100,0

100,0

100,0

100,0

США

11,8

12,5

10,5

18,2

Канада

3,6

4,0

2,0

2,3

Япония

6,7

6,9

5,2

4,7

Германия

10,1

10,1

7,1

6,5

Франция

5,8

5,6

11,6

6,4

Великобритания

5,8

5,8

9,4

7,4

Италия

4,1

4,6

5,2

5,1

Нидерланды

3,9

3,2

4,6

3,9

Китай


3,4


 

1,8

Республика Корея

0,9

2,4

0,7

1,8

Мексика

0,9

2,2

1,2

0,9

Индия

0,4

0,6

0,8

0,8

Малайзия

0,7

1,3

0.3

0,8

Таиланд

0,3

1,0

0,4

1.0

Россия

….

1,4


 

1,0

 

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 8 ведущих стран в 2006 году приходилось 54,5% экспорта.

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

Актуальным становится вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

 

1.3. Повышение эффективности экономики в результате развития международной торговли

 

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей1:

— преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

— интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

— увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

— на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

— повышается уровень международной специализации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что1:

— во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

— во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

— в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

— общего товарооборота;

— товарной структуры;

— географической структуры. Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта, обычно в долларах США и в ценах ФОБ1; импорт подсчитывается в ценах СИФ2. При ее изучении исследуют динамику и структуру товарных потоков, их географическое направление. При публикации товарной структуры международной торговли в статистических сборниках ООН товары группируют в соответствии со Стандартной международной товарной классификацией ООН (СМТК). Помимо этой товарной номенклатуры в мире широко используют также Брюссельскую таможенную номенклатуру (БТН), а с 1988 г. в статистике международной торговли начали применять гармонизированную систему описания и кодирования товаров (ГС), на использование которой переходит большинство стран мира, в том числе и Россия.

Интенсивное развитие внешнеэкономических связей требует определить их влияние на развитие экономики страны. Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие внесли Дж. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп, П. Самуэльсон и другие экономисты.

Динамика и товарная структура мировой торговли складывается прежде всего под воздействием циклических факторов, динамики цен, изменений курсов, роста или снижения внутреннего спроса на потребительские и инвестиционные товары, внешнеэкономической политики государств, направленной на рост (или сдерживание) экспорта или импорта.

Внешнюю торговлю практически всех стран мира (и групп стран) отличает несбалансированность, однако ее характер весьма различен: если для ФРГ и Японии типичны положительные сальдо, то баланс США — пассивный.

Дальнейшим фактором, определяющим состояние платежного баланса, является динамика текущих мировых цен на сырьевые товары. Отметим, однако, что сильного дестабилизирующего воздействия на внешние расчеты промышленно развитых стран эти цены не оказали. Свою положительную роль здесь сыграла кратковременность повышения цен, снизившаяся энергоемкость экономики, сокращение потребления ввиду замедления экономического роста.

Следует отметить, что внутренняя структура платежного баланса также динамична и изменчива, зависит от комплекса взаимодействующих факторов. Динамика текущего платежного баланса отражает не только изменения во внешней торговле, но и баланс в движении услуг, частных переводов и других статей. Так, в балансе услуг дополнительными статьями практически у всех развивающихся стран выступают доходы от туризма, у большинства — частные переводы, у нескольких стран (Турция, Южная Корея) — поступления от страхования и транспортных услуг, у некоторых других (Кувейт, Сингапур) — инвестиционные доходы.

Однако у большинства развивающихся стран сумма платежей в целом превосходит поступления. Среди платежей на первом месте стоят выплаты за иностранные кредиты и займы, а также иностранные инвестиции.

К 2005 г. несбалансированность платежного баланса развивающихся стран несколько смягчилась, хотя долговой кризис создавал чрезвычайные трудности для большой группы стран, что, естественно, затрагивает и интересы стран-кредиторов. Поэтому сами страны-должники и их кредиторы предпринимали и предпринимают усилия по преодолению долговых проблем. Например, практикуется пересмотр задолженности по двусторонним государственным кредитам в сторону ее снижения, причем размеры списанной задолженности по государственным кредитам ежегодно увеличиваются, а в 2005 г. было впервые согласовано и значительное списание частной банковской задолженности на 11,5 млрд. долл. для Венесуэлы, Коста-Рики, Мексики и Филиппин, что составило от 1,3 до 6,9% общего долга этих стран иностранным банкам. На очереди решение вопроса о дальнейшем облегчении долгового бремени, включая списание части основной суммы долга и процентных платежей не только для наименее развитых, но и для стран со средним и выше среднего уровнем развития.

Международная экономика повышает эффективности национальной экономики вследствие более полного использования имеющихся ресурсов, при этом позволяя получить стране те ресурсы и товары, которые дефицитны

 

2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

2.1. Торговая политика: понятие, цели, виды и экономические последствия

 

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер. Среди наиболее распространенных целей внешней политики можно выделить1: а) обеспечение экономического роста; б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности национальной валюта; г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; д) сохранение политической и экономической независимости страны; е) сохранение экономического и военного превосходства.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.

В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные ограничения. Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.

Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2) является источником поступления средств в бюджет государства; 3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии: во-первых, по направлению движения товара пошлины делятся на: а) импортные, устанавливаемые на товары, ввозимые в страну; б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно); во-вторых, по способам установления пошлины делятся на: а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара; б) специфические — в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара; в) смешанные, представляющие собой различные комбинации адвалорных и специфических пошлин; в-третьих, по целям введения таможенные пошлины делятся на: а) преференциальные (пониженные) пошлины для создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной; б) дискриминационные (повышенные) пошлины в виде ответных (на определенные действия партнера); в) компенсационные (в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли); г) антидемпинговые (для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным); в-четвертых, в зависимости от экономических целей и результатов таможенные пошлины классифицируются на: а) фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну; б) протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.

В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находится в пределах 3-5%, а в России — в пределах 13-16%.

К мерам нетарифного регулирования относятся: квотирование; лицензирование; эмбарго; валютный контроль; налоги на экспортно-импортные операции; субсидии; административные барьеры.

Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам прямого экспортного кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

В развитых странах активно используется: а) система прямого субсидирования экспорта (распространена в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза); б) экспортное кредитование (охватывает около 12– 20% всего объема экспорта развитых стран); в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков).

Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами.

При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги; доля иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

При предоставлении услуг путем перемещения в страну-импортера поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие; национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др.

2.2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

 

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле — GАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.

В настоящее время помимо тарифных методов государственного регулирования ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

  1. паратарифные методы;
  2. меры контроля за ценами;
  3. финансовые меры;
  4. меры количественного контроля;
  5. меры автоматического лицензирования;
  6. монополистические меры;
  7. технические меры.

    Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД используется всего восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли. Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми — в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара. Главными составляющими ИТТ являются:

    – систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;

    – методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых товаров и взимания пошлин;

    – механизм введения, изменения или отмены пошлин;

    – правила определения страны происхождения товара;

    – пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Активная часть ИТТ — ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто — экспортные и транзитные.

    В соответствии со способом установления пошлин различаются:

  • адвалорные пошлины;
  • специфические пошлины;
  • комбинированные пошлины.

    Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Важное место в системе импортного таможенного тарифа отводится правилам определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Мost Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной режим наибольшего благоприятствования не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в 2 раза меньшие, чем базовые ставки (у России эти ставки в начале 2004 г. были меньше не в 2 раза, а на 25 %). Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствования, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, монополистические меры, технические меры).

    Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы.

    НДС (value added tax), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

    В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Австрии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при ввозе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам — в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    Меры контроля за ценами — это меры борьбы с искусственным занижением иен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

    Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.

    Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ—1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой, что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера — она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

    Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов так называемого «нового протекционизма»).

    Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

    Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

    Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

    Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

    Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ-1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ—1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти страны к началу 2004 г. приходилось более 95 % мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны — его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ—1994 есть так называемые «исключения из правила недискриминации», которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

    Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

    Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).

    Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

    Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминации и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

    Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий. Так, в соответствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 90-е гг. в Австрии 3 государственных предприятия концентрировали всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Финляндии — 2 (алкоголь, зерновые), в Исландии — 5 (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии — 6 (алкоголь, зерновые, сливочное масло, молочный порошок, соль, шелк), в Мексике — 1 (молочный порошок), в Новой Зеландии — 1 (фрукты), в Норвегии — 3 (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции — 1 (алкоголь), в Турции — 1 (алкоголь), во Франции — 1 (спички), в Греции — 1 (спички), в Швейцарии — 2 (сливочное масло, алкоголь).

    Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов — обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также зашита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

    При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической зашиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.

    В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны — члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

    В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот кодекс содержит указанные выше положения.

     

    2.3. Необходимость применения политики протекционизма

     

    В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

    Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.

    Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

    Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.

    Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

    По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.

    По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

    Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории «свободы торговли» классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы.

    Суть взглядов сторонников «свободной торговли» прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.

    В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: «протекционизм или свобода торговли?».

    Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

    Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.

    До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

    Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, не-конкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма.

    Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала.

    Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

    В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.

    Следует отметить особое направление внешнеэкономической политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны.

    Введение монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.

    Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

    Расширение и углубление экономических отношений между странами в течение столетий неразрывно связано с развитием внешней торговли. По оценке ВТО и ОЭСР в течение последних 250 лет (за исключением периода 1913-1950 г.г.) среднегодовые темпы роста международной торговли опережали темпы мирового экономического развития примерно в 1,5 раза. Многие дискуссии в новой и новейшей истории экономической мысли пронизаны вопросами внешнеторговой тематики.

    В практике мирового хозяйства реализуются два направления внешнеторговой политики: с одной стороны, происходит либерализация внешней торговли в рамках отдельных стран и их интеграционных объединений, а, с другой стороны, сохраняются устойчивые протекционистские тенденции в торгово-экономических связях различных государств и их группировок. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются.

    В условиях глобализации мирового хозяйства, возрастания взаимосвязи и взаимозависимости государств тенденция к усилению открытости национальных экономик вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма. Либерализация мировой торговли — не однолинейный процесс, он достаточно противоречив. Часто он сопровождается усилением протекционистских тенденций (неопротекционизм), внешний либерализм может скрывать за собой протекционизм долговременного действия.

    В условиях острой конкурентной борьбы в глобализирующейся мировой экономике при дисбалансе интересов стран рациональное сочетание протекционистских и фритредерских элементов во внешнеторговой политике постоянно нарушается, возникают торговые противоречия.

    Существуют два основных полюса или две основные формы внешнеторговой политики государства:

    — фритредерство (free trade), или политика свободной торговли;

    — протекционизм (protectionosm).

    Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

    Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

    В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводятся, а действуют как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. В 50 – 60-е годы преобладали тенденции к либерализации, а в 70 – 80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

    Протекционизм часто приобретает специфический региональный характер: внутри экономических интеграционных объединений происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но одновременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с третьими странами. При этом: а) происходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины в случаях нанесения «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — №32. С. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2006 г. № 61-ФЗ (в ред. ФЗ от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ)// Российская газета. 5 июня 2006 г.
  4. Об иностранных инвестициях в РСФСР: Закон РФ от 4 июля 1991 г. (в ред. ФЗ от 08 декабря 2006 г. № 169-ФЗ) // Российская газета. 12 июля 1991 г.
  5. О железнодорожном транспорте: Федеральный закон от 25 августа 1995 г. (в ред. ФЗ от 10 января 2006 г. № 17-ФЗ) // Российская газета. 3 сентября 1995 г.
  6. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2006.
  7. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  8. Аксенов В. Интеграционное противоборство // Независимая газета, № 54, 2004.
  9. Газизуллин Н.Ф. К разработке концепции Евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. 2003. № 3.
  10. Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии // Союз: Беларусь-Россия, №6, 2004.
  11. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. М., 2004.
  12. Корниенко О.В. Мировая экономика.–СПб.: Питер, 2007.
  13. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  14. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  15. Мировая экономика / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005
  16. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2006.
  17. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2004.
  18. Михеев В. Россия в мировой экономике // Pro et Contra, № 2, 2005.
  19. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2006.
  20. Мелъянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 2004.
  21. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век // РЭЖ, № 8, 2005.
  22. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  23. Мовсесян А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход// Финансы. 2003. №9.
  24. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1999.
  25. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 2004.
  26. Пискунов Ю.В. , Сельцовский В.Л. Мировая экономика: Статистический справочник. М. , 2005.
  27. Пузакова Е.П. Мировая экономика. –Ростов-на-Дону, 2006.
  28. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  29. Сергеев П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 2006.
  30. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2003.
  31. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  32. Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2003.
  33. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2006.
  34. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2006.
  35. Шевчук Д.А. Мировая экономика. –М.: Экзамен, 2007.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.93MB | MySQL:120 | 3,243sec