Международное движение капитала и его основные формы

<

122513 2008 1 Международное движение капитала и его основные формыНеобходимо отметить, что одним из основных факторов развития международных экономических отношений является вывоз капитала. С другой стороны, известно, что международная торговля товарами, услугами, технологиями имеют валютно-финансовые аспекты: при осуществлении экспортно-импортных операций проводятся международные расчеты или требуются международные кредиты, при международной миграции рабочей силы переводятся трансферты заработной платы. Таким образом, международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются и предпосылкой развития других форм мирохозяйственных связей в мировой экономике, и их следствием и одновременно самостоятельной формой последних.

Становление и развитие международной миграции капитала началось значительно позже, чем таких форм международных экономических отношений, как международная торговля товарами и международная трудовая миграция. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались значительные его накопления.

Такая возможность появляется на первом этапе эволюции международной миграции капитала, который начинается после завершения процессов первоначального накопления капиталов с развитием капиталистических производственных отношений на рубеже ХVII – ХVIII веков и продолжается до конца XIX века. Данный этап называют «этапом зарождения вывоза капиталов». Происходящие в этот период процессы наиболее точно отражает термин «вывоз капитала», так как последний мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил ограниченный и случайный характер.

Второй этап эволюции международной миграции капитала отсчитывают с конца XIX — начала XX веков до середины XX века, то есть по мере утверждения и распространения в мировом хозяйстве капиталистических производственных отношений. Процесс вывоза капитала в этот период осуществляется как между промышленными странами, так и между промышленными и развивающимися странами. На данном этапе вывоз капитала становится типичным, повторяющимся и характерным явлением, что позволяет назвать данный этап «этапом вывоза капитала».

Вывоз капитала — это процесс изъятия части капитала из национального оборота одной страны и перемещения его в товарной или денежной форме в сферу производства или обращения другой страны с целью извлечения более высоких прибылей. Однако на современном уровне развития мирового хозяйства уже недостаточно говорить только о вывозе капитала. С середины XX века наступает третий этап эволюции международных перемещений капиталов, продолжающийся до настоящего времени, на котором происходящие процессы более точно отражает термин «международная миграция капитала». Причин этому несколько.

Во-первых, вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие развивающиеся страны и бывшие социалистические страны. Так, в 2003 году иностранные инвестиции в группу развивающихся стран составили 173 млрд долл., а они, в свою очередь, экспортировали капитал на сумму 53,5 млрд долл. Во-вторых, страны одновременно становятся и экспортерами и импортерами капитала. Так, капиталовложения из стран ЕС в США в 2001 году составили 249 млрд долл., и одновременно из США в страны ЕС было ввезено капитала на сумму 232 млрд долл. В-третьих, экспорт капиталов вызывает значительные по объемам обратные движения капиталов в виде процентов на кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям. Например, только в 2000 году платежи США по процентам за иностранные кредиты составили около 40 млрд долл.

Исходя из вышесказанного, международная миграция капиталов — это процессы встречного движения капиталов между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам.

Объективной основой международной миграции капиталов является неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается: в неравномерности накопления капитала в различных странах; в «относительном избытке» капитала в отдельных странах; по оценкам специалистов, на конец 2008 года размер «относительного избытка капитала» достиг 180 – 200 млрд долл.; в несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства.

Термин «относительный» связан прежде всего с тем, что в странах-экспортерах капитала не наблюдается его абсолютного избытка, так как считается, что экономически производство имеет тенденцию неограниченного роста, а следовательно, и потребность в капитале есть всегда. Более того, экспорт капитала может осуществляться даже в случае недостатка его для вложения внутри страны, ведь в условиях рыночной экономики вложения капитала находятся в прямой зависимости от размеров ожидаемых доходов.

На развитие процесса международной миграции капиталов влияют две группы, факторов, среди которых:

во-первых, факторы экономического характера: развитие производства и поддержание темпов экономического роста; глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран; углубление международных специализации и кооперации производства; рост транснационализации мировой экономики (объемы производства продукции зарубежными филиалами ТНК США в 4 раза превышают объем товарного экспорта из самих США); рост интернационализации производства и развитие интеграционных процессов; активное развитие всех форм мирохозяйственных связей;

во-вторых, факторы политического характера: либерализация процессов экспорта/импорта капитала; политика индустриализации в странах «третьего мира»; проведение экономических реформ в странах с переходной экономикой (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса); политика поддержки уровня занятости. Участие страны, в процессах международной миграции капитала отражается в целом ряде показателей. Выделяют абсолютные показатели, среди которых: объем экспорта и импорта капитала, сальдо экспорта/импорта капитала, число предприятий с иностранным капиталом в стране, количество занятых на них и др. Исходя из сальдо, страны мирового хозяйства классифицируют как страны — преимущественные экспортеры капитала (Япония, Швейцария), страны — преимущественные импортеры (США, Великобритания) и страны с приблизительным равновесием экспорта и импорта капитала (Германия, Франция).

Другая группа показателей — относительные, которые более реально отражают сложившуюся в международной миграции капитала расстановку сил и зависимость страны от экспорта/импорта капитала. Среди них:

1) коэффициент импорта капитала (Кик), отражающий долю иностранного капитала (ИК) в ВВП страны:

122513 2008 2 Международное движение капитала и его основные формы

Среди европейских стран наивысший уровень этого коэффициента имеют Бельгия и Люксембург.

2) коэффициент экспорта капитала (Кэк), отражающий долю экспортируемого капитала (ЭК) в ВВП (ВНП) страны:

122513 2008 3 Международное движение капитала и его основные формы

Среди европейских стран максимальное значение этого коэффициента в Нидерландах.

3) коэффициент, отражающий долю иностранного капитала во внутренних потребностях страны в капиталовложениях:

122513 2008 4 Международное движение капитала и его основные формы

где Кп — коэффициент потребности;

ИК— иностранный капитал,

D(К) — спрос на капитал в стране.

В США около 33% всех внутренних потребностей удовлетворяется за счет иностранного капитала.

4) другие относительные показатели: доля иностранных или смешанных компаний в национальном производстве, темпы роста экспорта/импорта капитала по отношению к предыдущему периоду, сумма иностранных инвестиций на душу населения страны.

Международное перемещение капиталов имеет важное значение для развития мирового хозяйства, так как ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран, увеличивает их внешнеторговый оборот, ускоряет экономическое развитие и способствует росту объемов производства, повышает конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке, усиливает технический потенциал стран-импортеров, увеличивает занятость в стране.

Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируются по нескольким признакам, представленным в табл. 2.

Каждая из указанных выше форм может характеризовать один и тот же мигрирующий капитал по различным признакам. Так, например, в международной практике государственный капитал чаще вывозится в ссудной форме, а частный и долгосрочный — в предпринимательской форме.

Таблица 1 – Формы международной миграция капиталов

Классификационный признак

Формы мигрирующего капитала

По форме собственности мигрирующего капитала

— частный

— государственный

— международных (региональных) валютно-кредитных и финансовых организаций

— смешанный.

По срокам миграции капитала

— сверхкраткосрочвый (до 3 месяцев),

— краткосрочный (до 1 года)

— среднесрочный (от 1 года до 5-7 лет)

— долгосрочный (свыше 5-7 лет и до 40-45)

По форме предоставления капитала

— товарный,

— денежный,

— смешанный.

По цели и характеру использования мигрирующего капитала

— предпринимательский,

— ссудный.

 

В 2007 – 2008 года более 50% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве приходится на частные субъекты — корпорации, банки, паевые, страховые, инвестиционные и пенсионные фонды и др. В последние десятилетия в международной миграции капитала отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25% и одновременный рост доли капиталов ТНК. Практически 75% мигрирующего между промышленно развитыми странами капитала — это частный капитал и его объемы растут.

Доля государственного капитала среди мигрирующего в 2007 – 2008 года в мировом хозяйстве капитала оценивается в 30% и имеет тенденцию к росту. Среди общего объема экспортируемого в развивающиеся страны государственный капитал составил 90%, а в страны Восточной Европы и СНГ — около 30%.

Доля международных валютно-кредитных и финансовых организаций в международной миграции капиталов в 2007 – 2008 годах составляет около 12%, и именно она имеет наиболее высокие темпы роста. Остальная доля мигрирующего капитала приходится на смешанные субъекты.

Основной формой международной миграции капитала является вывоз предпринимательского и ссудного капитала.

Миграция капитала в предпринимательской форме предполагает обязательное наличие трех признаков:

1) организацию или участие в производственном процессе за рубежом;

2) долгосрочный характер вложений иностранного капитала;

3) право собственности на зарубежное предприятие в целом либо на его часть.

В зависимости от степени реализации указанных особенностей и целей участия различают два вида вывоза предпринимательского капитала: 1) прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) или, что одно и то же — прямые иностранные инвестиции (ПИИ); 2) портфельные инвестиции (ПИ).

 

2. РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5– 7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (в РГ по присоединению России к ВТО 58 стран, при этом ЕС считается как одна страна) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) – как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок в основном завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др.

<

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в рамках многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.

Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 1 марта 2007 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по поддержке сельского хозяйства за 2001 – 2003 гг., стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в марте 2006 г., новая редакция проекта раздела Доклада РГ по сельскому хозяйству, информация по финансированию сельского хозяйства в 2004-2006 гг. и прогноз на период до 2010 г. с учетом реализации национального проекта «Развитие АПК».

В ходе переговоров Российская сторона вновь представила аргументацию в пользу фиксирования обязательств по объему поддержки сельского хозяйства на основании базового периода 1993– 1995 гг., охарактеризовала ситуацию в агропромышленном комплексе России на сегодняшний момент и изложила перспективы развития сельского хозяйства. В ответ на заявления Российской стороны страны-члены ВТО выразили неготовность согласовать в качестве базового периода 1993 – 1995 гг. В целом дискуссия была сосредоточена на технических вопросах.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (27) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: ЕС, США, Китаем, Р. Корея , Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Эквадором, Болгарией, Египтом, Канадой, Японией, Индией, Парагваем, Уругваем, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Панамой, Доминиканской республикой и Гондурасом.

Наиболее сложно переговоры продвигаются по «таким чувствительным» секторам как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 115 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений с момента присоединения России к ВТО;

2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования);

3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

  • либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;
  • приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сфера;
  • присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
  • приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
  • отмена условия «национальной составляющей» в инвестиционных соглашениях;
  • обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
  • обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.

    Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром Г.О.Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.

    В январе 2008 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 32,4 млрд.долларов США (109,8% к январю 2007 г.), в том числе экспорт — 21,0 млрд.долларов (100,5%), импорт — 11,4 млрд.долларов (132,3%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 9,7 млрд.долларов США (в январе 2006г. — 12,4 млрд.долларов).

    7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра Г.О.Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних переговоров с Индией.

    В рамках официального визита в США 6 – 8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.

    Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

    122513 2008 5 Международное движение капитала и его основные формы

     

     

    В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

    Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

    Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002 – 2008 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.

    В течение 2001 – 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

    На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.  Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета — Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к  ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.

    Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

    В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2007 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. На сегодняшний день в основном завершены двусторонние переговоры со странами-членами РГ по доступу на рынок товаров и услуг.

    Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной.

     

     

    3.Охарактеризуйте роль НТП как определяющего фактора развития международного разделения труда в современных условиях

     

    Научно-технический прогресс не только произвел переворот в структуре международного разделения труда, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы экономических отношений — международного научно-технического и производственного сотрудничества.

    Каждые 7 – 10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки, но наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования, сколько доведение их до непосредственного промышленного применения. По расчетам специалистов, затраты на научные исследования и разработки на разных этапах их проведения соотносятся следующим образом: 1:3:6:100, где 1 — затраты на чисто научные фундаментальные исследования; 3 — затраты на фундаментальные исследования, ориентированные в практические сферы применения; 6 — затраты на прикладныетисследования; 100 — затраты на конкретные технологические разработки производственного уровня.

    Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Это не только невозможно, но и экономически нецелесообразно. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.

    Международная передача технологий — это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.

    Понятие «технология» включает в себя:

  1. собственно технологию, понимаемую как набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
  2. материализованную технологию, т. е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. п.

    По определению экспертов ЮНКТАД, работавших над Кодексом передачи технологии, к международному обмену технологий относятся сделки на основе «соглашений между сторонами независимо от их правовой формы, которые преследуют в качестве цели или одной из своих целей уступку по лицензии или передачу своих прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг».

    Международный обмен технологиями известен с начала XX века, однако формирование мирового рынка технологий приходится на 50– 60-е годы. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена. По сведениям Международного валютного фонда, занимающегося учетом платежей и поступлений за лицензии, число стран, участвующих в этом обмене с 1960 по 1985 год, возросло с 22 до 71, расширился национальный состав как продавцов (с 18 до 37), так и покупателей (с 49 до 71 стран).

    Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок: предпосылки на уровне страны; локальные предпосылки на уровне фирм, предприятий и организаций.

    Предпосылки на уровне страны определяются тем, что объективная дифференциация инновационного процесса в фирмах разных стран обусловливает различия технологического уровня национальных экономик, и, как следствие, различные позиции государств на мировом рынке технологий. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Иллюстрацией этих различий могут служить данные табл. 2.

    Качественные же различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т. д.

    Сформированный в стране научно-технический потенциал, выражаемый через товарные или технологические характеристики, и возможности международной передачи технологий предполагают поиск оптимального сочетания собственных НИОКР, нововведений и заимствованных научно-технических результатов. Такое сочетание проявляется в селективном научно-техническом развитии государства или отдельной фирмы. В тех областях науки и техники, которые не входят в сферу специализации данной страны (фирмы), повышение технического уровня достигается за счет зарубежных технологий.

     

    Таблица 2 – Финансовое обеспечение науки развитых стран (доля расходов на НИОКР в ВВП %)

     

     

    Год

    США 

    Япония 

    Германия 

    Франция 

    Великобритания

    Италия 

    Канада 

    1990

    2,8 

    2,6 

    2,7 

    2,3 

    2,3 

    1,1 

    1,4 

    1995

    2,7 

    2,9 

    2,8 

    2,4 

    2,2 

    1,3 

    1,5 

    2000

    2,6 

    2,7 

    2,5 

    2,4 

    2,2 

    1,3 

    1,5 

    2008

    2,8 

    2,9 

    2,7 

    2,4 

    2,3 

    1,7 

    1,6 

    2015 (прогноз) 

    3,0 

    3,0 

    2,9 

    2,6 

    2,5 

    2,3 

    1,9 

     

    Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений (табл. 3), выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.

    Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии, Франции и России лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом, и на этой основе создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл — от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.

     

    Таблица 3 – Рейтинг стран по способности к инновационной деятельности

    2008 г.

    2000 г.

    1. Япония

    1. США 

    2. Швейцария 

    2. Швейцария 

    3. США 

    3. Япония

    4. Швеция

    4. Швеция 

    5. Германия 

    5. Германия

    6. Финляндия

    6. Финляндия

    7. Дания

    7. Дания

    8. Франция 

    8. Франция 

    9. Норвегия

    9. Канада

    10. Канада

    10. Норвегия

    11. Австралия

    11. Нидерланды

    12. Нидерланды

    12. Австралия

    13. Австрия

    13. Австрия

    14. Великобритания

    14. Великобритания

    15. Новая Зеландия

    15. Новая Зеландия

     

    Япония является ярким примером реализации селективной научно-технической политики, о чем свидетельствует целевой характер приобретения лицензий ее фирмами: 50-е годы — повышение качества продукции и эффективности; 60-е годы — снижение трудоемкости; 70-е годы — снижение затрат энергии, топлива и сырья; 80-е годы — то же плюс достижение технологической независимости.

    Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Классический пример – создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.

    Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. Она заключается в том, что на базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.

    Таким образом, на уровне страны приобретение технологии за рубежом можно рассматривать как своего рода «компенсатор» недостаточного объема затрат на НИОКР в непрофильных областях.

    Локальные предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций включают в себя: повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем; узость материально-технической базы отдельного предприятия, института, лаборатории; неподготовленность имеющихся производственных систем к использованию новых технических решений; несоответствие полученных научно-технических результатов стратегии развития предприятия; новые стратегические возможности, открывающиеся в результате участия в международной передаче технологии.

    Особенно значимыми являются международный научно-технический обмен и сотрудничество для технологически ориентированных предприятий и организаций, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Они часто придерживаются стратегии «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может».

    Анализ целесообразности международной передачи технологии предполагает ответы на два вопроса: экономическая целесообразность экспорта технологии и ее импорта.

    Экономическая целесообразность экспорта технологии в том, что он есть: средство увеличения дохода. Если нет условий для реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, следует хотя бы реализовать технологию в качестве самостоятельного продукта. Это повысит финансовые возможности для последующих НИОКР, освоения производства на вновь реконструируемых или вводимых в строй мощностях, проведения маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках; форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск продукта и его реализацию за рубежом трудно организовать в достаточных количествах. В то же время покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с товаром, который ранее выпускался по лицензии; способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме: отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры; средство расширения товарного экспорта, если заключается комплексное лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов; способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях (роялти), контроль за техническими условиями производства, использование в качестве лицензионного вознаграждения денных бумаг и лицензиата; 6)способ обеспечения доступа ас другому новшеству через перекрестное лицензирование 7) возможность более эффективного совершенствования объекта лицензия с участием патнера-покупателя, что нередко предусматривается лицензионным соглашением.

    Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он, есть: доступ к новшествам высокого технического уровня; средство экономии затрат на НИОКР, в том числе и во времени; средство уменьшения расходов на товарные импорт и одновременно средство привлечений национального капитала и рабочей силы; условие расширения экспорта продукции, впускаемой по зарубежным технологиям. Как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий. Одна из причин этого— высокое качество лицензионных изделий.

    Это определило возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2009.
  4. Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2009.
  5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. — М.: Флиант, 2009.
  6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2004.
  7. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 6.
  8. Семенов К.А. Международные экономические отношения. — М.: Гардарика, 2008.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00149 sec

WordPress: 22.14MB | MySQL:120 | 1,651sec