Международное движение капитала

<

123013 2312 1 Международное движение капиталаНеобходимо отметить, что одним из основных факторов развития международных экономических отношений является вывоз капитала. С другой стороны, известно, что международная торговля товарами, услугами, технологиями имеют валютно-финансовые аспекты: при осуществлении экспортно-импортных операций проводятся международные расчеты или требуются международные кредиты, при международной миграции рабочей силы переводятся трансферты заработной платы. Таким образом, международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются и предпосылкой развития других форм мирохозяйственных связей в мировой экономике, и их следствием и одновременно самостоятельной формой последних.

Становление и развитие международной миграции капитала началось значительно позже, чем таких форм международных экономических отношений, как международная торговля товарами и международная трудовая миграция. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались значительные его накопления.

Такая возможность появляется на первом этапе эволюции международной миграции капитала, который начинается после завершения процессов первоначального накопления капиталов с развитием капиталистических производственных отношений на рубеже ХVII – ХVIII веков и продолжается до конца XIX века. Данный этап называют «этапом зарождения вывоза капиталов». Происходящие в этот период процессы наиболее точно отражает термин «вывоз капитала», так как последний мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил ограниченный и случайный характер.

Второй этап эволюции международной миграции капитала отсчитывают с конца XIX — начала XX веков до середины XX века, то есть по мере утверждения и распространения в мировом хозяйстве капиталистических производственных отношений. Процесс вывоза капитала в этот период осуществляется как между промышленными странами, так и между промышленными и развивающимися странами. На данном этапе вывоз капитала становится типичным, повторяющимся и характерным явлением, что позволяет назвать данный этап «этапом вывоза капитала».

Вывоз капитала — это процесс изъятия части капитала из национального оборота одной страны и перемещения его в товарной или денежной форме в сферу производства или обращения другой страны с целью извлечения более высоких прибылей1. Однако на современном уровне развития мирового хозяйства уже недостаточно говорить только о вывозе капитала. С середины XX века наступает третий этап эволюции международных перемещений капиталов, продолжающийся до настоящего времени, на котором происходящие процессы более точно отражает термин «международная миграция капитала». Причин этому несколько.

Во-первых, вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие развивающиеся страны и бывшие социалистические страны. Так, в 2003 году иностранные инвестиции в группу развивающихся стран составили 173 млрд долл., а они, в свою очередь, экспортировали капитал на сумму 53,5 млрд долл.

Во-вторых, страны одновременно становятся и экспортерами и импортерами капитала. Так, капиталовложения из стран ЕС в США в 2001 году составили 249 млрд долл., и одновременно из США в страны ЕС было ввезено капитала на сумму 232 млрд долл.

В-третьих, экспорт капиталов вызывает значительные по объемам обратные движения капиталов в виде процентов на кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям. Например, только в 2000 году платежи США по процентам за иностранные кредиты составили около 40 млрд долл.

Исходя из вышесказанного, международная миграция капиталов — это процессы встречного движения капиталов между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам.

Объективной основой международной миграции капиталов является неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается1:

— в неравномерности накопления капитала в различных странах;

— в «относительном избытке» капитала в отдельных странах; по оценкам специалистов, на конец 90-х годов размер «относительного избытка капитала» достиг 180 – 200 млрд долл.;

— в несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства.

Термин «относительный» связан прежде всего с тем, что в странах-экспортерах капитала не наблюдается его абсолютного избытка, так как считается, что экономически производство имеет тенденцию неограниченного роста, а следовательно, и потребность в капитале есть всегда. Более того, экспорт капитала может осуществляться даже в случае недостатка его для вложения внутри страны, ведь в условиях рыночной экономики вложения капитала находятся в прямой зависимости от размеров ожидаемых доходов.

На развитие процесса международной миграции капиталов влияют две группы, факторов, среди которых:

во-первых, факторы экономического характера.

— развитие производства и поддержание темпов экономического роста;

— глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран;

— углубление международных специализации и кооперации производства;

— рост транснационализации мировой экономики (объемы производства продукции зарубежными филиалами ТНК США в 4 раза превышают объем товарного экспорта из самих США);

— рост интернационализации производства и развитие интеграционных процессов;

активное развитие всех форм мирохозяйственных связей во-вторых, факторы политического характера:

— либерализация процессов экспорта/импорта капитала;

— политика индустриализации в странах «третьего мира»;

— проведение экономических реформ в странах с переходной экономикой (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса);

— политика поддержки уровня занятости. Участие страны, в процессах международной миграции капитала отражается в целом ряде показателей. Выделяют абсолютные показатели, среди которых: объем экспорта и импорта капитала, сальдо экспорта/импорта капитала, число предприятий с иностранным капиталом в стране, количество занятых на них и др. Исходя из сальдо, страны мирового хозяйства классифицируют как страны — преимущественные экспортеры капитала (Япония, Швейцария), страны — преимущественные импортеры (США, Великобритания) и страны с приблизительным равновесием экспорта и импорта капитала (Германия, Франция).

Другая группа показателей — относительные, которые более реально отражают сложившуюся в международной миграции капитала расстановку сил и зависимость страны от экспорта/импорта капитала. Среди них1:

1) коэффициент импорта капитала (Кик), отражающий долю иностранного капитала (ИК) в ВВП страны:

123013 2312 2 Международное движение капитала

Среди европейских стран наивысший уровень этого коэффициента имеют Бельгия и Люксембург.

2) коэффициент экспорта капитала (Кэк), отражающий долю экспортируемого капитала (ЭК) в ВВП (ВНП) страны:

123013 2312 3 Международное движение капитала

Среди европейских стран максимальное значение этого коэффициента в Нидерландах.

3) коэффициент, отражающий долю иностранного капитала во внутренних потребностях страны в капиталовложениях:

123013 2312 4 Международное движение капитала

где Кп — коэффициент потребности;

ИК— иностранный капитал,

D(К) — спрос на капитал в стране.

В США около 33% всех внутренних потребностей удовлетворяется за счет иностранного капитала.

4) другие относительные показатели: доля иностранных или смешанных компаний в национальном производстве, темпы роста экспорта/импорта капитала по отношению к предыдущему периоду, сумма иностранных инвестиций на душу населения страны.

Международное перемещение капиталов имеет важное значение для развития мирового хозяйства, так как ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран, увеличивает их внешнеторговый оборот, ускоряет экономическое развитие и способствует росту объемов производства, повышает конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке, усиливает технический потенциал стран-импортеров, увеличивает занятость в стране.

Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируются по нескольким признакам, представленным в табл. 2.

Каждая из указанных выше форм может характеризовать один и тот же мигрирующий капитал по различным признакам. Так, например, в международной практике государственный капитал чаще вывозится в ссудной форме, а частный и долгосрочный — в предпринимательской форме.

В 90-е годы более 50% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве приходится на частные субъекты — корпорации, банки, паевые, страховые, инвестиционные и пенсионные фонды и др. В последние десятилетия в международной миграции капитала отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25% и одновременный рост доли капиталов ТНК. Практически 75% мигрирующего между промышленно развитыми странами капитала — это частный капитал и его объемы растут.

 

Таблица 1 – Формы международной миграция капиталов

Классификационный признак

Формы мигрирующего капитала

По форме собственности мигрирующего капитала

— частный

— государственный

— международных (региональных) валютно-кредитных и финансовых организаций

— смешанный.

По срокам миграции капитала

— сверхкраткосрочвый (до 3 месяцев),

— краткосрочный (до 1 года)

— среднесрочный (от 1 года до 5-7 лет)

— долгосрочный (свыше 5-7 лет и до 40-45)

По форме предоставления капитала

— товарный,

— денежный,

— смешанный.

По цели и характеру использования мигрирующего капитала

— предпринимательский,

— ссудный.

 

Доля государственного капитала среди мигрирующего в 90-е годы в мировом хозяйстве капитала оценивается в 30% и имеет тенденцию к росту. Среди общего объема экспортируемого в развивающиеся страны государственный капитал составил 90%, а в страны Восточной Европы и СНГ — около 30%.

Доля международных валютно-кредитных и финансовых организаций в международной миграции капиталов в 90-х годах составляет около 12%, и именно она имеет наиболее высокие темпы роста. Остальная доля мигрирующего капитала приходится на смешанные субъекты.

<

Основной формой международной миграции капитала является вывоз предпринимательского и ссудного капитала.

Миграция капитала в предпринимательской форме предполагает обязательное наличие трех признаков1:

1) организацию или участие в производственном процессе за рубежом;

2) долгосрочный характер вложений иностранного капитала;

3) право собственности на зарубежное предприятие в целом либо на его часть.

В зависимости от степени реализации указанных особенностей и целей участия различают два вида вывоза предпринимательского капитала: 1) прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) или, что одно и то же — прямые иностранные инвестиции (ПИИ); 2) портфельные инвестиции (ПИ).

 

 

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ТОВАРНЫХ МИРОВЫХ РЫНКАХ

 

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

экономический цикл;

состояние совокупного спроса и предложения;

инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

издержки;

прибыль;

налоги и сборы;

предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

сезонность;

эксплуатационные расходы;

комплектность;

гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

государственное регулирование;

валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет:

платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;

объем спроса — количество товара, которое способен приобрести покупатель;

полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;

цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

рынок совершенной (чистой) конкуренции;

рынок чистой монополии;

рынок монополистической конкуренции;

рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера — в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления — одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка — на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков — олигополия — характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, — установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. — требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополис-тического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами — процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен — индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга — завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых в конечном счете оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

 

ЗАДАЧА

 

Какие факторы производства можно считать в России избыточными: капитал, труд или землю? На чем основываются Ваши суждения? Какие товары в этой связи Россия должна производить и продавать – капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности землей или трудоемкие?

 

Решение

 

Несмотря на все революционные потрясения конца прошлого века, Россия по своей территории является первым государством в мире. Именно поэтому на мой взгляд наша страна обладает избыточными ресурсами в виде земли, которая используется не в полной мере. Многие земли просто пустуют. Сельское хозяйство в нашей стране находится в упадке. В основном заселенная и в более интенсивно используется лишь центральная часть нашей страны, ВТО же время огромные ресурсы Сибири фактически выпали из экономического оборота в создании национального валового продукта.

Экономика России в большинстве случаев имеет черты «развивающейся экономики» (невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность продукции, отсталые технологии производства продукции и др.).

По моему мнению, экономический рост последних лет в России во многом обязан благоприятному состоянию мировой конъюнктуры, за счет чего Россия получила высокие дополнительные доходы. Но выполняя мобилизационные функции в экономике переходного периода, внешняя торговля не стала катализатором структурных сдвигов в народном хозяйстве и не способствовала росту национальной конкурентоспособности. При этом экспортные доходы концентрировались в сырьевых секторах или секторах первичного передела продукции, что не имело значимого мультипликативного эффекта для экономики, консервируя отсталую утяжеленную структуру. Одновременно импорт последовательно вытеснял отечественных товаропроизводителей из высокооборачиваемых сегментов внутреннего рынка.

Об эффективности внешней торговли можно судить, исходя из теории сравнительных преимуществ.

Так, если страна специализируется на производстве тех товаров, которые она может производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другой стороной, то внешняя торговля будет взаимовыгодна для обеих стран. В ряде случаев, обладание дефицитным или редким сырьем содействует возникновению рентных стоимостных преимуществ. Кроме того, на эффективности деятельности отражается наличие и насыщенность достаточных факторов производства.

В целом каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, а импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Об эффективности внешней торговли можно судить, исходя из теории сравнительных преимуществ.

Так, если страна специализируется на производстве тех товаров, которые она может производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другой стороной, то внешняя торговля будет взаимовыгодна для обеих стран. В ряде случаев, обладание дефицитным или редким сырьем содействует возникновению рентных стоимостных преимуществ. Кроме того, на эффективности деятельности отражается наличие и насыщенность достаточных факторов производства.

В целом каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, а импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Россия имеет значительный избыток земельных ресурсов, которые она должна использовать в полной мере. Россия является самым крупным государством в мире по занимаемой площади (17, 075 млн. кв. км), опережая такие страны, как Канада (10,0), Китай (9,6), США (9,4). В то же время основная полоса расселения населения и соответственно используемых земельных ресурсов занимает примерно 1/10 части всей территории страны, примерно 70% земельных ресурсов страны не вовлечены в производственный потенциал вообще, что и есть значительный избыток такого фактора как земля.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международная экономическая интеграция //Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2003.
  2. Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2004.
  3. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. — М.: Флиант, 2000.
  4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2004.
  5. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 6.
  6. Семенов К.А. Международные экономические отношения. — М.: Гардарика, 2003.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.19MB | MySQL:124 | 1,520sec