Международное регулирование мирохозяйственных связей

<

122613 1702 1 Международное регулирование мирохозяйственных связейОдной из отличительных особенностей функционирования современного мирового хозяйства является интенсивное развитие международных хозяйственных связей отношений (МХС), которое проявляется в расширении и углублении экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Данная особенность обусловлена рядом причин1:

  • интернационализацией производства, представляющей процесс преодоления его обособленности национальными рамками, развития всесторонних связей и взаимозависимости между национальными производственными процессами;
  • НТП, в результате которого происходит углубление общественного разделения труда, усиление технологических связей между производителями;
  • развитием региональной интеграции, способствующей увеличению взаимных связей между странами-участницами этого процесса, а также увеличению открытости их экономик;
  • обострением глобальных проблем, приводящим к концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.

    Таким образом, активизируется развитие особой подсистемы в рамках общей системы экономических отношений.

    Международные хозяйственные отношения (МХС) — это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ2.

    МХС, как и экономические отношения вообще, являются сферой человеческой деятельности и определяются общими закономерностями хозяйственного развития. Вместе с тем МХС имеют целый ряд особенностей, отражающих их отличия от других экономических отношений. К таковым относят следующие1:

    1) хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки национальных границ;

    2) вовлекаются дополнительные ресурсы;

    3) происходит перемещение ресурсов, факторов производства и результатов производства за пределы отдельных стран;

    4) используются и вырабатываются особые инструменты и механизмы воздействия;

    5) создаются специальные организованные структуры. Главной особенностью является то, что МХС осуществляются через государственные границы.

    МХС проявляются на различных уровнях экономики2:

    1) микроуровень. Здесь субъектами МХС являются отдельные граждане, предприятия и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции;

    2) макроуровень. Основными субъектами этого уровня выступают национальные государства;

    3) наднациональный уровень, где действуют международные организации и наднациональные институты.

    В современные МХС вовлекаются страны независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации: от индустриальных стран с прогрессивной экономикой до развивающихся беднейших государств.

    Указанные субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МХС. В качестве форм мирохозяйственных связей обычно выделяют3:

    1) международную торговлю товарами (МТТ) и услугами (МТУ). На современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения данной формы МХС на две отдельные;

    2) международный научно-технический обмен;

    3) международное движение капиталов;

    4) международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВКО);

    5) международную миграцию рабочей силы. В соответствии с имеющейся статистикой, ведущей формой МХС выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей. На международную торговлю услугами (МТУ) приходится 17%; на международное движение капиталов, осуществляемое в форме прямых, портфельных инвестиций и ссудного капитала, — 3%, 9% и 5% соответственно.

    Углубление и дальнейшее развитие внешнеэкономических связей стран в мировом хозяйстве обусловлено1:

    1) естественными факторами — природными, географическими, демографическими;

    2) так называемыми приобретенными факторами — производственными, технологическими;

    3) социальными, этническими, национальными, политическими и нравственно-правовыми условиями, сложившимися в данных странах.

    К началу XXI вв. мирохозяйственные связи превратились в наиболее интенсивно развивающуюся сферу экономической деятельности, причем значительные темпы роста отличают все формы МХС2:

    1) международная торговля товарами по темпам роста значительно опережает рост внутреннего производства субъектов мирового хозяйства. Так, опережение темпов роста внешнеторгового оборота над темпами роста ВВП в среднем в середине 90-х гг. составляло 1,5%; у США — 6%; у стран ЕС — 4,5%; у Японии — 4%;

    2) международная торговля услугами в последние два десятилетия растет в 3 раза быстрее международной торговли товарами;

    3) еще больший динамизм показывает международное движение капиталов. Только рост прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в 90-е гг. в 3 раза опережал рост товарного экспорта и в 4 раза — мирового производства;

    4) самым ходовым товаром на мировом рынке становится новая технология. Удельный вес технологически новых товаров и услуг в 90-е гг. в экспорте США составил более 20%, в Японии — 18,5%, в Германии и Франции — 15%. Кроме того, в период с 1960 по 1985 гг. количество участников международного научно-технического обмена увеличилось с 49 до 71;

    5) наблюдается заметный рост масштабов миграции рабочей силы. Если в 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн мигрантов, то в 1995 г. их количество увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн человек, а в 1998 г. — уже 40 млн человек.

    В географической структуре мирохозяйственных связей также происходят определенные изменения.

    Происходит интенсификация экономических связей между промышленно развитыми странами (ПРС): растет взаимодействие между США и Японией, странами Западной Европы в рамках интеграционного процесса. Так, например, 15% автомобилей в США производятся японскими и американо-японскими компаниями, тогда как 10 лет назад подобного производства еще не было.

    Изменяется роль развивающихся стран (РС) на мировом рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. С одной стороны, РС теряют свои позиции на традиционных мировых рынках продовольствия и сырья (с 40% в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.). С другой стороны, быстро завоевывают новые ниши во всех секторах мирового рынка новые индустриальные страны (НИС), в частности, НИС Юго-Восточной Азии, доля которых в мировом экспорте увеличилась с 3,3% в 1980 г. до 10,5% в 1996 г. Кроме того, 12% мирового экспорта ссудного капитала также приходится на НИС Юго-Восточной Азии и примерно 10% ПЗИ.

    Снижается удельный вес постсоциалистических стран, экономика которых находится в состоянии кризиса. Так, удельный вес России в международной торговле снизился в 2 раза (с 2,6% в 1990 г. до 1,3% в 2000 г.). Тем не менее, переход к рыночной экономике активизирует перелив капитала в эти страны. Кроме того, происходит переориентация внешнеэкономических связей постсоциалистических стран на индустриально развитые страны при одновременном ослаблении между собой и развивающимися странами1.

    В целом на современном этапе в системе МХС происходят кардинальные изменения, тесно связанные между собой и оказывающие противоречивое влияние на экономику субъектов, а также на сами формы мирохозяйственных связей.

    Таким образом, международные хозяйственные силы представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

    Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

    <

    Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия2.

    В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

    Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства1.

    Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

    Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства — протекционизм и фритредерство.

    Фритредерство — это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот2. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в Х1Х веке, а в его основу легла теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели Способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

    Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.

    Таможенный тариф — это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

    Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз товаров). По способу взимания они делятся на адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и смешанные.

    Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытеснял аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну. В этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

    Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране.

    Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

    Существует несколько видов количественных ограничений. Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

    При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии на экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.

    В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени.

    Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.

    В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области формирования экспорта.

    В современных условиях происходит интернационализация не только самой хозяйственной жизни, но и системы государственного регулирования.

    Экономические хозяйственные отношения между странами становятся многосторонними, и государство все более активно подключается к деятельности международных организаций, осуществляющих многостороннее регулирование экономических отношений.

    В послевоенное время международные экономические организации глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота.

    31 декабря 1995 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) стало достоянием истории. Эта влиятельная организация была создана в 1947 году для регулирования международных торгово-экономических отношений и объединила к середине 90-х годов около 100 стран мира. На смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), куда вступили почти все члены ГАТТ. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО стали согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования в торговле.

    Именно ГАТТ обеспечило ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта в «золотой век» между 1950 и 1970 годами. Вместе с тем остается большой круг нерешенных проблем, которые достались ВТО как преемнице ГАТТ. Среди них, например, возможное негативное влияние на развивающиеся страны протекционистских мер по отношению к интеллектуальной собственности; ограниченная либерализация правил торговли сельскохозяйственной продукцией; международная торговля и охрана окружающей среды; торговля и трудовое законодательство.

    Вхождение России в ВТО в качестве полноправного члена требует приведения ее торгового режима по товарам, услугам и защите интеллектуальной собственности в соответствие с определенным мировым «стандартом». Главные проблемы связаны с неопределенной торговой политикой России в ряде областей, включая сельское хозяйство и государственные предприятия. В целом отмечается тенденция к перспективному бурному росту объемов экспорта у развивающихся и посткоммунистических стран. А это может послужить началом нового периода торговой экспансии, столь же динамичного, как период 50—60-х годов.

    Важную роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирный банк, включающий 4 финансовых института. Основные задачи МВФ — содействие международным экономическим взаимодействиям стран и их валютному сотрудничеству. МВФ регулирует валютные курсы, поддерживает устойчивость валютных паритетов, предоставляет кредитные ресурсы странам — членим МВФ. Членами МВФ в настоящее время являются более 150 стран. После второй мировой войны СССР отказался вступить в эти организации, мотивируя свой отказ идеологическими разногласиями, хотя в тот период ему были обеспечены льготные условия. Россия заняла иную позицию и предприняла энергичные усилия, чтобы добиться вступления в МВФ. Одним из финансовых институтов МВФ является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов. Условием членства в МБРР является членство в МВФ.

    Усиление роли внешнего компонента в экономической политике государства проявляется также и в том, что отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.

    Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торговли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций — все это имеет под собой прочный фундамент, объективную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни — торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, развития науки, транспортных коммуникаций.

    В некоторых регионах хозяйственное сближение стран-соседей приобрело такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интеграционного типа, региональных «гиперструктур». Возникают обширные международные зоны интенсивного экономического воздействия с единым .режимом хозяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики.

    Характерной особенностью современного мирового хозяйства стало расширение региональных группировок, о чем свидетельствует приводимый перечень наиболее крупных из них1:

    Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада и Мексика с возможным присоединением Китая.

    Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегия, Швейцария, Испания, Лихтенштейн.

    Европейский союз (ЕС) — Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Греция.

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

    «Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

    Южно-Африканский комитет развития — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

    Западно-Африканский экономический и валютный союз — Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

    Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

    Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

    Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский экономический союз. Возникнув почти 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. На сегодняшний день Европейский союз (ЕС) объединяет 12 стран Западной Европы, создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС уже произошел в 2002 году переход к единой валютной системе с единой денежной единицей – «евро».

    По мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую действенность приобретают международные институты законодательной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европейский суд и др.).

    В возникновении и в эволюции ЕС с самого начала огромную роль играли национальные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм.

    В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 году начало западноевропейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные импульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от американских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действовали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «своих» групп капитала.

    Тем не менее достигнутая степень хозяйственного взаимодействия США и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, интеграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире.

    Таким образом, выход государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, то есть экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ГАТТ/ ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций.

    Последние могут иметь самые разные формы и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК — организация стран — экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных -– ВТО, МВФ, МБРР.

    Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», то есть группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегодно совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителями крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 года в них принимает участие Россия.

    В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономических связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов.

    Для России важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со странами, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе.

    ЗАДАЧА

     

    На протяжении многих лет Мексика поддерживала курс своей национальной валюты на уровне 1 песо = 8 центов США. Как вы считаете, мог бы поддерживаться это фиксированный курс, если бы в течение ряда лет темп инфляции в Мексике были бы намного быстрее, чем в США?

     

    Ответ

    На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.

    Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.

    Высокие темпы инфляции в стране обесценивают национальную валюту, и ее курс начинает снижаться по отношению к валютам стран, где темпы инфляции ниже.

    Таким образом, если темпы инфляции в Мексике были бы намного быстрее, чем в США, то заданный фиксированный курс на уровне 1 песо = 8 центов США..

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
  2. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1999.
  3. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  4. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  5. Спиридонова И.А. Мировая экономика. –М.: ИНФРА, 2000.
  6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. -М.: Юрист, 2003.
  7. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. –М.: Экзамен, 2003.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00036 sec

WordPress: 22.96MB | MySQL:118 | 1,499sec