Международные экономические организации системы ООН

<

123013 2128 1 Международные экономические организации системы ООНМеждународные организации — это добровольные объединения государств в соответствии с международным правом на основе международных договоров для сотрудничества в политической, экономической, культурной, правовой и иных областях, имеющие структуру органов управления и общие цели. Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Сегодня в мире действуют более 4000 различных межгосударственных (межправительственных) организаций и около 20000 международных неправительственных организаций.

Международные организации создают на основе международного договора (конвенции, протокола, соглашения, трактата), их учреждение не должно ущемлять интересы отдельных государств и мирового сообщества в целом. Учредительный документ обязан соответствовать принципам и нормам международного права. Сторонами учредительного акта являются государства, а также межправительственные организации. Международные организации могут быть созданы и в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Международные организации учреждают с целью координации деятельности государств в той или иной области. Вместе с тем, ряд организаций уполномочен координировать их деятельность практически во всех сферах (ООН). Они являются посредниками между государствами — членами, в их рамках происходит обсуждение и решение наиболее сложных вопросов, представляющих взаимный интерес. Наряду с международными конференциями, совещаниями, семинарами, консультациями, организации выступают в качестве органа сотрудничества по актуальным проблемам международных отношений.

Каждая международная организация формирует соответствующую организационную структуру, что подтверждает ее постоянный характер и отличает от других форм сотрудничества. Как правило, организации имеют высший орган, обычно это сессия, созываемая раз в год, постоянный исполнительный орган и административный аппарат. Права и обязанности любой организации закреплены в ее учредительном акте, в соглашениях между странами-членами, резолюциях высшего органа. Государства-члены вправе запретить организации предпринимать те или иные действия, также она не может превышать свои полномочия. При этом международные организации обладают автономной волей. Это означает, что в пределах компетенции они самостоятельно избирают средства и методы реализации своих задач.

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критерий. По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные Межправительственная организация создается государствами на основе договора для достижения общих целей. Неправительственная международная организация возникает на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциации или федерации и действует в интересах ее членов. Основными признаками неправительственной организации являются: отсутствие целей извлечения прибыли, признание ее хотя бы одним государством, ведение деятельности не менее чем в двух странах. Такими организациями могут быть союзы предпринимателей, творческие союзы, благотворительные организации и т.д. По кругу участников организации подразделяются на универсальные, открытые для приема всех государств и региональные, членами которых могут стать страны только одного региона. По условиям членства организации делятся на открытые, в которых любое государство может стать членом, и закрытые, где прием производится по приглашению первоначальных учредителей.

По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на организации общей компетенции и специальной компетенции. Деятельность первых охватывает все сферы отношений между государствами: политическую, экономическую, социальную и др. (ООН, Организация Африканского единства). Организации специальной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда) или подразделяются по направлению деятельности — экономические, научные, религиозные. По характеру полномочий организации классифицируют на межгосударственные и над государственные (наднациональные). К первой группе относят практически все международные организации. Задача надгосударственных организаций — осуществление интеграции государств-членов (ЕС).

Международные экономические организации можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному и сфере регулирования. Классификация МЭО по организационному принципу предполагает их участие или неучастие в системе ООН: 1. Международные экономические организации системы ООН; 2. Международные экономические организации, не входящие в систему ООН; 3. Региональные экономические организации.

Классификация МЭО по сфере многостороннего регулирования делит их на следующие группы: 1.Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства; 2. .Международные экономические организации в системе регулирования международной торговли; 3. Региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства; 4. Международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности; 5.Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных экономических связей.

Межгосударственное регулирование связей, осуществляемое международными экономическими организациями, постоянно развивается. Совершенствуются организационные структуры, формы и методы работы, появляются новые функции и направления деятельности. Часть организаций, исчерпав потенциал, распускается, одновременно появляются десятки и сотни новых.

Объективная необходимость регулирования международных экономических отношений обусловлена многими причинами.

Усиливается взаимозависимость и взаимовлияние национальных хозяйств, возрастает значение транснациональной производственной деятельности. Различия в национальном законодательстве все чаще порождают серьезные проблемы и споры по экономическим вопросам и появляется потребность в создании общего свода правил ведения международной хозяйственной деятельности. До настоящего времени правительствам не удалось договориться о введении единых мировых технических стандартов, общей системы единиц измерения длины и веса. Огромная разница в уровне социально-экономического развития ведущих держав и наименее развитых стран, настоятельно требует создания эффективного механизма оказания последним финансовой, технической и гуманитарной помощи. Колоссальные финансовые потоки между странами и необходимость проведения обменных операций все настойчивее подталкивают международное сообщество к введению единых мировых денег. Все эти и многие другие вопросы решаются на многосторонней основе в рамках международных экономических организаций. Международные экономические организации призваны выполнять следующие функции: обеспечение стабильного и эффективного функционирования мировой экономики, устранение экономических и административных барьеров, содействие расширению всех форм международных экономических отношений, объединение государств для совместного решения глобальных проблем, стимулирование производства и предпринимательской деятельности, согласование экономических интересов, решение спорных вопросов, оказание финансовой, технической и других форм помощи.

К настоящему времени сформировалась определенная система международных организаций, призванная осуществлять регулирование и содействие развитию международных экономических связей. По соотношению компетенции, распределяемой между государством и международной организацией, они подразделяются на три типа:

1) межправительственные организации, выполняющие координационные функции,

2) международные организации, осуществляющие отдельные наднациональные функции и

3) наднациональные организации.

Экономическое сотрудничество в той или иной степени осуществляют большинство международных организаций. Особо значимую роль играют организации системы ООН.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН отвечает за экономическую политику, осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений. Он служит главным форумом для обсуждения экономических проблем глобального и межотраслевого характера. Региональные комиссии ЭKOCOC: для Европы, для Азии и Тихоокеанского региона, для Латинской Америки и Карибского бассейна, для Западной Азии, для Африки изучают экономические проблемы соответствующих регионов, вырабатывают рекомендации и координируют усилия стран для их совместного решения. В Организацию экономического сотрудничества и развития входит 31 наиболее развитая страна мира. В рамках ОЭСР они скоординировали свою политику по отношению к остальному миру, содействуют друг другу в экономическом развитии, оказывают коллективную помощь наименее развитым государствам.

Международное промышленное сотрудничество направлено на установление прямых производственных связей, организацию совместной промышленной деятельности в наукоемких отраслях, привлечение иностранных инвестиций для создания новых предприятий, оказание различных форм технической помощи. Организация ООН по промышленному развитию ЮНИДО) создана с целью координации деятельности стран в области промышленного развития на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровне. ЮНИДО работает совместно с правительствами, международными организациями и частными компаниями. Первостепенное внимание уделяется налаживанию сотрудничества на уровне предприятий и фирм разных стран за счёт целевых фондов. Ежегодно ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам в строительстве новых предприятий, технической реконструкции, внедрении современных методов производства, подготовке национальных инженерных кадров на сумму свыше 100 млн. долл. Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) является самой крупной организацией системы ООН, финансирующей многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Главная её задача — оказание помощи развивающимся странам путём содействия их ускоренному промышленному развитию, рациональному использованию природных ресурсов, росту занятости населения. В настоящее время Программа охватывает 150 стран, в которых реализуют более 6500 проектов.

Транспорт играет важную роль в функционировании мировой экономики и национальных хозяйств. С целью развития сотрудничества в обеспечении международных перевозок, реализации международных конвенций по различным видам транспорта, разработки общих правил перевозки грузов и пассажиров создано более 100 международных транспортных организаций. В их числе: Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз автомобильного транспорта, Международный комитет железнодорожного транспорта и другие.

Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции осуществляется в рамках двух неправительственных организаций: Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Международные стандарты представляют собой вариант технических требований к продукции (услугам), что облегчает их обмен на мировом рынке. Главные требования стандартов — безопасность, высокое качество, унификация технических параметров. Обобщив национальный опыт, ИСО разработала более 10 тыс. стандартов. Они не являются обязательными для стран, но в случае их принятия, стандарты включают в национальную систему стандартизации. В ведущих странах мира гармонизировано в соответствии с международными стандартами примерно 70-80% национальных стандартов, остальные государства переходят на них по мере готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Международные организации, регулирующие торговлю (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД)

 

 

Окончание второй мировой войны позволило мировому сообществу перейти от конфронтации к поиску путей совместного решения общих экономических проблем. В этот период основным каналом хозяйственных связей между странами являлась мировая торговля, поэтому не случайно, что именно в этой сфере были предприняты попытки создания эффективного механизма регулирования.

Решение о создании Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) вступило в силу с 1 января 1948 г. Первоначально его участниками были 23 страны, а к середине 90-х гг. их стало больше 100. С одной стороны ГАТТ — это международная организация, действовавшая на основе межправительственного соглашения, с другой — это международный договор, призванный регулировать правила мировой торговли и обязательный для выполнения всеми участниками.

Высшим органом ГАТТ являлась Сессия договаривающихся сторон, созываемая ежегодно. В период между сессиями вопросы решал Совет представителей, заседания которого проходили девять раз в год. Основная работа проводилась в Комитете по торговле и развитию, Комитете по тарифным уступкам и Комитете по антидемпинговой практике. Постоянно действующий Секретариат, различные подкомитеты и рабочие группы находились в Женеве.

Принципы деятельности ГАТТ заключались в следующем: обязательное применение во взаимной торговле стран-членов режима наибольшего благоприятствования; недискриминация; снижение таможенных пошлин и устранение нетарифных барьеров; взаимность торговых уступок; ведение внешней торговли только на частноправовой основе. Эти принципы были изложены в виде статей договора. Первоначальный текст неоднократно дополнялся новыми положениями, и окончательный вариант договора включал 38 статей.

Основной формой работы Генерального соглашения по тарифам и торговле являлось проведение странами-участниками многосторонних торговых переговоров. За период существования организации было проведено восемь переговоров, некоторые из них длились много лет и получили название «раундов»; 194? г. (Женева, 23 страны), 1949 г. (Аннес и стран), 1951 г. (Торкай, 38 стран), 1956 г. (Женева, 26 стран), 1960-1961 гг. (Женева, Диллон-раунд, 26 стран), 1964-1967 гг. (Женева, Кеннеди-раунд, 62 страны), 1973-1979гг. (Женева, Токио -раунд, 102 страны), 1986-1994 гг. (Женева, Уругвайский раунд, 123 страны).

Нa первых пяти раундах главным вопросом было снижение таможенных тарифов по принципу «уступка за уступку», в результате удалось согласовать 67 тыс. взаимных уступок. Во время Кеннеди-раунда страны договорились перейти от согласования уступок к линейному снижению тарифов сразу на все товары и сократили их в среднем на 30-35%.

Существенным продвижением вперед по пути либерализации мировой торговли стал Токио-раунд. Значительно расширился круг обсуждаемых вопросов: устранение Нетарифных ограничений, антидемпинговые меры, лицензирование импорта, регулирование условий торговли сельскохозяйственной продукцией. В принятой Токийской декларации был провозглашен принцип расширения и либерализации международной торговли путем постепенного устранения торговых барьеров. ГАТТ обратилось к правительствам всех стран мира участвовать в деятельности организации на правах членов или наблюдателей.

По итогам Токио-раунда приняли 12 соглашений и договоренностей, в т.ч. Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, Антидемпинговый Кодекс (новая редакция), Кодекс по государственным заказам. В большинство документов включили требования о необходимости приведения национального законодательства в соответствие с положениями ГАТТ.

Уругвайский раунд начался в 1986 г. на специальной сессии ГАТТ в Пуанта-дель-Эсте и продолжался 8 лет. Впервые на повестку дня поставили вопросы о торговле услугами, регулировании иностранных капиталовложений, защиты интеллектуальной собственности. Дискуссии проходили в острой форме. Руководству организации и странам-участникам стало ясно, что в рамках ГАТТ решить эти вопросы практически невозможно. Следовало учесть и те изменения, которые произошли в мировой экономике за послевоенный период: глобализацию, интеграцию, рост числа ТНК и др. Поэтому в 1994 г. было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Всемирная торговая организация начала свою деятельность с 1 января 1995г. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы. Число стран-членов ВТО с 1995г. по 2003г. увеличилось с 81 до 146. Кроме этого, статус наблюдателя имеют 31 страна и около 60 международных организаций, в т.ч. МВФ, МБРР, ОЭСР. Процедура присоединения сложна и состоит из нескольких этапов. На первом этапе осуществляется детальное изучение торгово — экономического режима присоединяющейся страны. После этого, начинаются консультации и переговоры об условиях членства. Получая право доступа на рынок стран-членов ВТО, страна-кандидат принимает на себя обязательство по выполнению всех соглашений. Россия еще в 1993 г. подала заявку на вступление в ГАТТ (ВТО), но до сих пор не стала ее членом.

Одно из главных условий присоединения новых стран к ВТО постепенное приведение национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Размер индивидуальных взносов членов зависит от их доли в объеме мировой торговли.

<

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечение роста экономики и благосостояния населения. ВТО призвана регулировать торгово-экономические отношения стран в интересах мирового сообщества, способствовать снижению уровня импортных пошлин и устранению различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит устойчивость экономического развития всех государств и сохранение окружающей среды.

Основные функции ВТО: надзор за исполнением многосторонних торговых соглашений; наблюдение за торговой политикой стран-членов; проведение многосторонних торговых переговоров; содействие в решении торговых споров между Членами организации; контроль за развитием мировой торговли; консультации по вопросам мировой торговли; Сотрудничество с международными организациями по вопросам торговой политики.

В своей деятельности ВТО руководствуется основополагающими принципами. Принцип наибольшего благоприятствования (или принцип недискриминации). Страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют другим странам. Недопустима дискриминация иностранных товаров по отношению к отечественным после прохождения таможенных процедур. Ведение переговоров должно идти не по пути ужесточения торговых барьеров, а по пути взаимного предоставления уступок и льгот. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и должен пополняться всеми членами в полном объеме.

Принцип национального режима. Все страны должны предоставлять иностранным товарам в области внутренних налогов и сборов тот же режим, что и национальным товарам. Принцип защиты национальной промышленности. Страна имеет право защищать отечественную промышленность только импортными тарифами. Не допускается установление количественных ограничений (квот), стандартов и др. Принцип устойчивой основы торговли предполагает постепенное Снижение тарифов путем многосторонних переговоров. Повышение сниженных тарифов не допускается.

Принцип содействия справедливой конкуренции. Субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Это вызывает ответную реакцию со стороны других стран и приводит к принятию компенсационных мер. Применение демпинга (продажи по заниженным ценам), также негативно сказывается на партнерских отношениях. ВТО запрещает использовать субсидирование и демпинг в международной торговле.

Принцип гласности состоит в том, что все страны обязаны своевременно и в полном объеме информировать членов и руководящие органы ВТО о предстоящих изменениях в торговой политике. В соглашениях содержится перечень мер, о применении которых, требуется обязательно предупреждать, и указаны сроки уведомления. Все страны должны предоставлять ВТО аналитические обзоры своей торговой политики.

ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, которые предоставлены специализированным учреждениям Организации Объединенных Наций. Местонахождение — г. Женева (Швейцария).

Высшим органом ВТО является министерская конференция, созываемая раз в два года и полномочная принимать решения по наиболее важным вопросам. В ВТО действует принцип: «одна страна — один голос», но по традиции, унаследованной от ГАТТ, решения принимают на основе согласия всех. Министерская конференция назначает Генерального директора, эту должность в настоящее время занимает Ренато Руджеро (Италия). Он назначает сотрудников подразделений, определяет их обязанности и условия прохождения службы.

Между конференциями деятельностью ВТО руководит Генеральный совет, состоящий из послов и глав делегаций стран-членов. Этот орган отвечает за выполнение текущей работы. Генсовету подчинены три комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджетам, финансам и административным вопросам, а также два специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики стран-членов и решению спорных вопросов. Генеральный совет делегирует функции трем Советам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действием многосторонних соглашений по торговле товарами. Он руководит деятельностью четырнадцати комитетов, которые контролируют соблюдение принципов и соглашений ВТО в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами контролирует выполнение соответствующих соглашений, а также оказывает помощь группам, переговоров по вопросам передвижения физических лиц, развития базовых коммуникации, услуг по морским перевозкам, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность контролирует соответствующее направление деятельности ВТО, а также участвует в разрешении споров, связанных с торговлей контрафактными товарами.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за выполнением договоренностей о зонах свободной торговли и таможенных союзах, Комитет призван координировать работу ВТО и региональных экономических союзов для решения общей задачи — мерного развития мировой торговли.

Кроме этого, в структуру ВТО входят различные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы, они занимаются подготовкой аналитических материалов и решений ГО по многим вопросам: прием новых членов, проблемы внешней торговли развивающихся стран, правила международной конкуренции, защита окружающей среды. Секретариат — технический орган, подчиненный Генеральному директору. Его задачи: ведение текущей документации, оказание помощи в проведении многосторонних переговоров, консультации по правовым вопросам, урегулирование торговых споров между странами.

Ценный аналитический и статистический материал о состоянии и перспективах мировой торговли публикуется в изданиях ВТО: «WTO Focus?» «WTO, Annual Report» и «Trade Рolicy Reviews»,

Относительно небольшой период деятельности ВТО не позволяет говорить о каких-либо существенных результатах, но дает возможность подвести некоторые итоги. Число членов организации увеличилось до 146 государств, на которые приходится 95% мировой торговли. Таким образом, практически весь мир признал принципы ВТО как всеобщие правила мировой торговли. В настоящее время парламенты и правительства выполняют сложную работу по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми соглашениями.

Расширился круг обсуждаемых вопросов в рамках ВТО. Среди приоритетных направлений: регулирование мирового рынка услуг, защита интеллектуальной собственности, контроль за иностранными инвестициями и решение экологических проблем. По многим направлениям созданы рабочие группы, которые всесторонне изучают материалы и вырабатывают предложения для принятия решений. Рабочая группа по взаимосвязи между торговлей и инвестициями и Рабочая группа по взаимодействию между торговлей и политикой конкуренции совместно готовят рекомендации по прямым иностранным инвестициям. В 1997 г. члены ВТО подписали соглашение о снятии барьеров на рынках ссудных капиталов и допуске нерезидентов в национальные финансовые, банковские и страховые сферы.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке порождает конфликты, иски в арбитражные суды, торговые «войны». Чтобы это не происходило, в рамках ВТО создан эффективный механизм решения спорных вопросов. Процедура подробно изложена в Приложении 2 к Соглашению о создании ВТО. Если страны провели двустороннюю консультацию и не пришли к компромиссу, то дело передается в Орган по решению споров, который создает третейскую группу из 3-5 независимых специалистов. Рассмотрев все документы и выслушав обе стороны, группа принимает решение и передает его на утверждение Органу по решению споров. В отличие от арбитражных судов, где одна сторона проигрывает, третейские группы ведут дела таким образом, чтобы достичь справедливого компромисса между странами.

По отношению к наименее развитым странам, ВТО проводит политику, направленную на облегчение условий выхода на внешний рынок путем нераспространения на них некоторых правил ВТО и предоставления различных льгот. Так, страны с ежегодным доходом на душу населения менее 1 тыс. долларов могут применять количественные ограничения по импорту. Остальные члены организации имеют право вводить эту меру только в исключительных случаях и на определенный срок.

В целом, положительно оценивая роль ВТО в развитии мировой торговли, следует отметить и недостатки. Процесс либерализации международных экономических отношений возглавляют развитые страны, которые проводят через ВТО выгодные для себя решения. Если им выгодно продвижение своих товаров на рынки развивающихся стран, то они добиваются устранения барьеров. Страны Запада инициируют введение международных стандартов в области трудового законодательства, здравоохранения и экологии, что еще больше затруднит доступ на мировой рынок наименее развитым государствам. Если им невыгодна либерализация внутренних продовольственных рынков, то они разными способами затягивают принятие окончательного решения по этому вопросу. Они противодействуют снижению среднего уровня тарифов на сельскохозяйственную продукцию и изделия текстильной промышленности потому, что экспорт этих товаров особенно важен для развивающихся стран.

Иногда условия членства в ВТО идут вразрез с интересами национального бизнеса. Используя различные рычаги давления, предприниматели добиваются от своих правительств принятия заградительных мер против иностранных конкурентов. Поэтому для защиты национальных интересов правительства вынуждены идти на прямое или косвенное нарушение принятых соглашений. Так, США установили таможенные тарифы на импорт в пределах тарифных квот: на сахар — 2%, елочные изделия — 11%, мясные продукты — 5%, а на те же товары за пределами квот соответственно: 129%, 70%, 26%. Китай сохраняет более льготные условия для иностранных инвестиций, по сравнению с национальным капиталом, что противоречит основным принципам ВТО. Однако нельзя игнорировать и то, что это позволило КНР привлечь более 300 млрд долл. инвестиций из-за рубежа и получить мощный импульс развития национальной экономики.

ВТО не всегда удается достичь компромисса во взаимоотношениях с региональными торговыми союзами и организациями: ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР и другими.

Предоставив взаимные льготы в рамках регионального объединения, страны неохотно идут на их распространение на других членов ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

ВТО — это одновременно и организация, и комплекс правовых документов, определяющих права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правую основу ВТО составляют:

1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года.

2. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главные задачи ВТО
— либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, создание благоприятной среды для экономического роста и повышения экономического благосостояния людей.
Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается несколько раз в год в Женеве. В Генеральный совет обычно входят послы и главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и проведение периодических обзоров их торговой политики.

Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:

— Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за выполнением ГАТТ;

— Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за выполнением ГАТС;

— Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет наблюдение за выполнением ТРИПС.

Кроме вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и приема новых членов.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).

Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ — соглашение, не организация. Изначально, ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация(МТО). Однако, соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Генеральное соглашение по торговле услугами — первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: — Круг ведения и термины, — Общие обязательства и дисциплина, — Специальные обязательства, — Прогрессивная либерализация обмена услугами, — Процедурные положения, — Заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.

ГАТС содержит три блока прав и обязательств:

— собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;

— приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);

— перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугам осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.

ГАТС определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого «коммерческого присутствия» на территории других стран. И, наконец, как поставку услуг путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств.

Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для всех и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.

ГАТС предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях их обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть Протокола о присоединении страны к ВТО.

В рамках переговоров Уругвайского раунда была разработана классификационная схема видов услуг, могущих быть предметом торговли. Она включает 161 вид услуг. Эта схема лежала в основе конкретных переговоров и на ее основе составлены национальные перечни услуг. Она получила название «Классификационная схема ВТО». В рамках ВТО создан Совет по торговле услугами, в круг ведения которого входят все вопросы действия ГАТС. Новый тур переговоров о либерализации торговли услугами начался в 2000 году.

В настоящее время, 145 стран являются членами ВТО, около 30 — наблюдателями. Наблюдатели — это в основном страны, которые ведут переговоры о вступлении в ВТО и намерены вступить в эту организацию в ближайшие пять лет.

Всемирная торговая организация имеет следующие характерные черты:

1. ВТО — это, в первую очередь, организация, созданная для обеспечения более свободной международной торговли. Действия ВТО направлены на устранение торговых барьеров между странами.

2. ВТО не является каким-либо высшим органом, решения которого обязательны для выполнения правительствами всех стран-участниц этой организации.

3. Страны-участницы ВТО договариваются между собой по вопросам международной торговли, но с соблюдением правил ВТО.

4. Членство в ВТО не запрещает устанавливать таможенные пошлины на определенные виды товаров. Однако обычный размер таких пошлин не превышает в среднем 5-7%.

5. ВТО — демократичная организация, где решения принимаются на основе консенсуса и только в исключительных случаях (а такие были только в практике ГАТТ) — большинством голосов.

6. Все страны-участницы ВТО равны между собой, независимо от их размера и уровня экономического развития.

7. В соглашениях ВТО содержатся положения, позволяющие правительствам стран-частниц принимать меры по охране окружающей среды, по защите жизни и здоровья людей, животных и растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Глобальные проблемы. Понятие. Сущность

 

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

Первая глобальная проблема – проблемы войны и мира. Трудно опровергнуть высказывание: «История человечества – это история войн». Тем более говоря об уходящей эпохе.

Национальные и религиозные конфликты, территориальные притязания, кризис и передел власти, борьба за сферы влияния приводили к локальным и мировым войнам.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

Мировая продовольственная проблема. Учёные посчитали, что продовольственных ресурсов на Земле хватит для 80 млрд. чел., казалось бы оснований для беспокойства нет. Сегодня в мире производят достаточное количество продовольствия, на мировом рынке идёт жёсткая конкурентная борьба между продавцами за сбыт продуктов питания. Одновременно от голода умирают 15-20 млн. чел. в год и 800 млн. чел. относятся к категории «хронически голодающих»: почти 60% голодающих живут в Азии, 30% — в Африке и 10% — в Латинской Америке. Сущность мировой продовольственной проблемы заключается в том, чтобы каждый человек имел возможность получать необходимое количество продуктов питания, а страна, не имеющая в достатке собственных продовольственных ресурсов, располагала необходимыми средствами для их импорта.

Производство продовольствия, его распределение и потребление имеют важное значение для стабильного функционирования мирового хозяйства, т.к. непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. Ведущие страны мира проводят аграрную политику, направленную на самообеспечение основными продуктами питания. Независимость от внешних поставок и колебаний цен на мировом рынке позволяют обеспечивать население относительно дешёвыми и разнообразными продуктами питания, контролировать их Качество и безопасность. Развивающиеся государства не могут удовлетворять потребности в продовольствии по многим причинам. Во-первых, большинство из них расположено в неблагоприятных для растениеводства зонах, низкие урожаи связаны с неплодородными почвами и недостатком воды. Периодические засухи в Африке, тропические ливни и наводнения в Азии уничтожают часть урожая. Во-вторых, отсталые формы землевладения и землепользования, недостаток средств, не позволяют приобретать и использовать сельскохозяйственную технику и современные технологии в земледелии и животноводстве, проводить мелиоративные работы. В-третьих, в наименее развитых странах структура Сельскохозяйственного производства ориентирована в основном на экспорт (кофе, чай, сахар-сырец, тропические фрукты, специи, хлопок, шёлк) и в меньшей степени — на внутренний продовольственный рынок. В-четвёртых, быстрые темпы прироста населения, особенно городского, не позволяют удовлетворять постоянно растущие потребности в продуктах питания.

При дефиците отечественного продовольствия, правительства развивающихся стран стремятся решить эту проблему за счёт мирового рынка. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в наименее развитых государствах вывоз сельскохозяйственной продукции занимает от 75% до 90% экспорта. К числу таких стран относятся Бурунди, Мадагаскар, Судан, Уганда, Эфиопия и др. Экспортируя тропические фрукты, кофе, какао, чай, специи, технические культуры, они используют основную часть валютной выручки на закупку мяса, жиров, зерна, сахара, молочных продуктов. Значительную часть прибыли они теряют в связи с тем, что восемь ТНК контролируют 80% экспорта кофе, табака, хлопка, три ТНК -80% экспорта бананов и пять ТНК — 85% экспорта чая. Кроме этого, сельскохозяйственная продукция реализуется ими через товарные биржи Лондона, Нью-Йорка, Чикаго, Амстердама, Гамбурга и часть средств достаётся посредникам.

Во многих развивающихся странах недостаток валютных средств не позволяет закупать необходимое количество продовольствия. Возникает постоянная зависимость от поставок продовольствия и конъюнктуры мирового рынка. Используя эту ситуацию, страны- поставщики начинают оказывать влияние на политическую и экономическую жизнь государства, использовать её ресурсы в своих интересах.

Таким образом, дефицит продовольствия приводит к ослаблению национальной безопасности страны. Продовольственная безопасность определяется как постоянная доступность необходимого количества продовольствия для поддержания здоровой и активной жизни всего населения страны. Основу безопасности составляют достаточность продовольствия и возможность людей физически и экономически его получить. Уровень продовольственной безопасности определяется количеством дней, в течение которых потребление может быть обеспечено за счёт имеющихся ресурсов. Проведенные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) расчёты показали, что более 50 стран имеют уровень продовольственной безопасности ниже критического. В международной статистике часто оценивают уровень продовольственной безопасности по показателю «потребление в калориях». Необходимые энергетические потребности человека оценивают в 2700 калорий, в развитых странах этот показатель составляет 3400 калорий, в развивающихся — 2470. Население, которое не получает минимального количества калорий, относится к категории «хронически голодающего».

Организация Объединённых Наций, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, руководители ведущих государств мира понимают, что часть развивающихся стран не только не может обеспечить необходимый уровень производства продовольствия, но и не имеет достаточных средств для его импорта. Оказание помощи в виде бесплатной поставки продуктов питания уже спасло от голодной смерти миллионы людей. С начала 70-х гг. ежегодные поставки зерна голодающим увеличились почти в три раза, а мясных продуктов и жиров — в пять раз. Бесплатное продовольствие получали Египет, Иордания, Марокко, Тунис, Индия, Пакистан, Сальвадор, Гватемала, Перу. В начале 90-х гг. много продовольствия направляли в страны Восточной Европы по каналам гуманитарной помощи. Селективность поставок -основа продовольственной помощи. В первую очередь, грузы идут в районы пострадавшие от засухи, наводнений, землетрясений, экологических катастроф, военных действий.

Продовольственная помощь оказывается как на двусторонней, так и многосторонней основе. Крупной международной организацией является Продовольственная и сельскохозяйственная организация. Она занимается координацией помощи продовольствием, способствует развитию аграрного сектора в развивающихся странах, а также прогнозирует мировой рост производства продуктов питания и их потребление. Созданный в 1974 г. Всемирный продовольственный совет анализирует положение на мировом продовольственном рынке, оказывает помощь голодающим странам. Международный фонд сельскохозяйственного развития предоставляет нуждающимся странам льготные кредиты для закупки продовольствия, а также поставляет продукты питания на безвозмездной основе.

В 80-е годы произошло сокращение размеров помощи от межгосударственных организаций и одновременно увеличили поставки неправительственные объединения. Больше всех оказывают продовольственную помощь США. Европейский союз основную часть продуктов питания направляет в страны, с которыми связан экономическими интересами. Оказание безвозмездной продовольственной помощи позволяет спасти людей от голода, но сдерживает преобразования в сельском хозяйстве.

Правительства развивающихся стран должны проводить более активную аграрную политику, максимально использовать внутренние продовольственные ресурсы, создавать необходимые экономические условия для иностранных инвестиций в сельское хозяйство, зарубежные кредиты направлять не не только на закупку продовольствия, но и приобретение сельскохозяйственной техники, машин, оборудования, проводить электрификацию и химизацию сельского хозяйства. Международные организации и правительства ведущих стран могут оказать помощь в создании нетрадиционных и искусственных продуктов питания, выведении районированных сортов зерновых культур и новых пород скота, подготовке национальных кадров специалистов сельского хозяйства. Очевидно, развивающимся странам следует объединить свои усилия и сообща добиваться повышения цен на экспортные товары (кофе, какао, чай, специи, тропические фрукты и технические культуры), как в свое время страны — члены ОПЕК смогли в несколько раз увеличить цены на нефть.

Следует отметить другой аспект мировой продовольственной проблемы, характерный для развитых стран. Определенная часть населения США, Канады, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Швейцарии умирает в трудоспособном возрасте от болезней, связанных с избыточным весом и нерациональным питанием. Изобилие дешевых, качественных, разнообразных продуктов и их чрезмерное потребление приводит к тому, что даже молодые люди все чаще обращаются к врачам с заболеваниями органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы. Различные диеты и методики похудения не дают должного эффекта. Каждый человек должен научиться рационально, питаться, потреблять столько продуктов, сколько необходимо для активного и здорового образа жизни.

Проблема развития постиндустриального общества – в конце ХХ века и в первое десятилетие ХХI века фактически произошел переход от преимущественного обращения к устойчивому макромиру к измененному микромиру, от коллективного к индивидуальному, от общего к частному. От индустриального общества (с гигантскими предприятиями и гигантскими партиями) к постиндустриальному обществу с высокоподвижными малыми формами. От проблем урбанизации и индустриализации к теории малых групп и вопросам экологии. От техноцентричной эпохи к активизации гуманитарного знания в целом.

Каковы задачи постиндустриального общества? Во-первых, преодоление авторитарности промышленной системы и технократии. Во-вторых, развитие гуманитарных традиций. В-третьих, решение экологических проблем.

Следующей, пожалуй, одной из важнейшей проблемой является экологическая проблема.

В её современном виде возникла в 60-х годах ХХ-го столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.

Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы.

Следующей важной проблемой является состояние живой и неживой природы, которое в настоящее время весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции. Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель.

 

 

 

 

 

Практическое задание

 

по теме: «Природно-ресурсный потенциал мировой экономики»

 

Цель работы:

– рассмотреть влияние конъюнктуры мирового рынка сырья на доходность национальных экспортеров;

– произвести расчеты рентабельность добычи нефти.

Задание:

Предположим, что в результате снижения цен на нефть с 60 долл. За баррель до 35 долл. Россия вынуждена была снизить суточную добычу нефти с 500 до 350 тыс. баррелей

Рассчитать:

  1. Сколько прибыли ежесуточно теряет Россия, если себестоимость увеличилась на 10% и составила 10 долл. за баррель;
  2. Как изменилась рентабельность добычи нефти?
  3. Сделать выводы по рентабельности добычи нефти в России.

     

    Решение

     

    1. Рассчитаем прибыль, которую получала Россия при цене на нефть 60 долл. за баррель и при суточной добычи нефти 600 тыс. баррелей.

    Так как себестоимость нефти увеличилась на 10% и составила 10 долл. за 1 баррель, то себестоимость нефти до роста цены составляла 9,09 долл. за баррель (10*100% : 110%).

    Прибыль России с суточной добычи нефти составляла до снижения:

    П0= (60 – 9,09)х500 = 25455 тыс. долл.

    Рентабельность до снижения цены составляла:

    Р0= (Ц0 : (С0-1)) х 100% = (60 : (9,09– 1))х100% =7,42%.

     

     

    2. Рассчитаем прибыль, которую получала Россия при цене на нефть 35 долл. за баррель и снижение суточной добычи нефти до 350 тыс. баррелей.

    Себестоимость нефти составила 10 долл. за 1 баррель, прибыль составила:

    П1 = (35 – 10) х 350 =8750 тыс. долл.

    Потеря прибыли составила:

    ΔП = П1 – П0 = 25455 – 8750 = 16705 тыс. долл.

    Рентабельность после снижения цены составляла:

    Р1= (Ц1 : (С1-1)) х 100% = (35 : (10– 1))х100% =3,88%.

    Изменение рентабельности составила:

    ΔР = Р1 – Р0= 7,42 – 3,88 = 3,54%.

    Выводы: в результате снижение цен на нефть, сокращение суточной добычи нефти и роста себестоимости 1 барреля нефти, Россия ежесуточно стала терять 16705 тыс. долл. чистой прибыли, рентабельность добычи нефти уменьшилась на 3,54%.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

     

  4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. Л.Е. Стровского. – М., 2008.
  5. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В. П. Колесова. — М., 2007.
  6. Долгов С. И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. – М., 2008.
  7. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф.
    Жукова, – М., 2007.
  8. Метелкина Н. К. Мировое хозяйство и его регулирование. — М., 2012.
  9. Мировая экономика / Под ред. А. С. Булатова. — М., 2010.
  10. Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. – М., 2007.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00162 sec

WordPress: 23.24MB | MySQL:115 | 1,688sec