Мировой рынок ссудных капиталов

<

122813 1755 1 Мировой рынок ссудных капиталовНа современном этапе развития мирового хозяйства одним из основных факторов развития МЭО считается вывоз капитала, его международные перемещения. Такие формы МЭО, как международная торговля товарами, услугами, технологиями затрагивают валютно-финансовые аспекты: при осуществлении экспортно-импортных операций проводятся международные расчеты или требуются международные кредиты, при международной миграции рабочей силы переводятся трансферты заработной платы. Таким образом, международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются и предпосылкой развития МЭО, и его следствием.

Международная миграция капиталов — это процессы встречного движения капиталов между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам.

 

Объективной основой ММК является неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается:

в неравномерности накопления капитала в различных странах; в «относительном избытке» капитала в отдельных странах;

в несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства. По оценка специалистов, на начало ХХI века размер «относительного избытка капитала» достиг 180—200 млрд. долл.

Под миграцией капитала в ссудной форме понимают все международные перемещения капитала, за исключением ПЗИ и ПИ.

Ссудная форма ММК реализуется в следующих операциях:

выдача государственных и частных займов;

приобретение облигаций другой страны, ценных бумаг, векселей, тратт иностранной компании;

осуществление выплат по долгам;

межбанковские депозиты;

межбанковские и государственные задолженности.

Быстрые темпы роста экспорта ссудного капитала и значительные по объемам повторяющиеся операции на международном уровне привели к формированию в конце 60-х — начале 70-х годов XX века мирового рынка ссудного капитала. Так, в конце 80-х годов сумма чистых заимствований на международном уровне составляла 14% от всех чистых заимствований на национальных финансовых рынках. Если в 80-е годы межстрановые перемещения ссудного капитала составляли около 30 млрд долл., то в 2002 г.— около 200 млрд долларов.

Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития.

На практике данный рынок выглядит как единство и взаимодействие рынков трех уровней: национальных, региональных, мирового. Последнее означает, что стираются границы между этими рынками (так как наблюдается либерализация международных перемещений ссудного капитала даже в развивающихся странах), сокращается степень автономности национальных рынков (они подвергаются тем же потрясениям, что и мировой), растет их интеграция и унификация операций. Так, крах на Гонконгской фондовой бирже в 2001 г. ознаменовал начало мирового финансового кризиса, охватившего не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и страны Западной Европы, США, Латинскую Америку, Россию и другие. Падение индекса корпоративных бумаг на 14% в Гонконге привело к падению курсов валют Малайзии, Сингапура, Филиппин, Индонезии и других стран, на Нью-Йоркской фондовой бирже индекс Доу-Джонса упал на 554 пункта.

В качестве причин кризиса выделяют:

спекулятивные атаки, целью которых является получение прибыли на резких колебаниях финансовых рынков;

переоцененность фондовых рынков, их «перегрев», а так как за фазой подъема всегда следует фаза спада, многие менеджеры инвестиционных компаний переводят свои средства на другие рынки;

высокая степень взаимосвязи национальных экономик в системе мирового хозяйства;

интернационализация финансовых рынков, начавшаяся еще с 70-х годов в рамках промышленно развитых стран, а в 90-е годы переместившаяся и на регион развивающихся стран.

Мировой рынок ссудного капитала имеет сложную структуру, представленную на рис. 1.

122813 1755 2 Мировой рынок ссудных капиталов

Мировой кредитный рынок — это особый сегмент МРСК, где осуществляется движение капитала между странами на условиях срочности, возвратности и платы процентов.

Данный рынок состоит из двух подсегментов — мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов, имеющих определенные особенности (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Отличия мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов

 

Критерии

Мировой денежный рынок

Мировой рынок капиталов

1. Форма экспорта

капитала

в виде денег (депозитов), то есть международного покупательного и платежного средства

в виде самовозрастающей стоимости -банковские кредиты и займы

2. Сроки кредитов

краткосрочный характер (до 1 года)

среднесрочный и долгосрочный характер (более 1 года)

3.Цель кредитов

для пополнения оборотных средств

для пополнения основного капитала

4. Сфера применения кредита

обслуживание сферы обращения — международной торговли

обслуживание процесса расширенного производства -строительство, реконструкция

 

 

Ведущими импортерами капитала на мировом кредитном рынке являются промышленно развитые страны, при этом доля стран ОЭСР составляет 86%. Крупнейшим заемщиком являются США, на втором месте находится Великобритания. Крупнейшими в мире кредиторами выступают Япония и Швейцария (см. табл. 2).

Таблица 2

Крупнейшие кредиторы и заемщики на мировом рынке капиталов в начале XXI века (в % к итогу)

Кредиторы 

Заемщики 

Япония

53

США

27

Швейцария

8

Великобритания

9

Тайвань

6

Канада

8

Нидерланды

6

Мексика

6

Германия

5

Саудовская Аравия

6

Гонконг

5

Испания

5

Бельгия

4

Италия

5

Китай  

2

Австралия

5

Прочие 

11

Прочие

29

ИТОГО 

100 

ИТОГО 

100 

 

В последние десятилетия растут займы развивающихся стран, в 2002 году они составили 110 млрд долл., а основными заемщиками являются НИС Юго-Восточной Азии, Китай, Бразилия и Аргентина.

 

Начало 80-х годов ознаменовалось для мирового рынка ссудных капиталов обострением проблемы международной задолженности, в центре которой традиционно находится вопрос о долгах развивающихся стран, составлявших в 1992 г. около 1,7 трлн долл. (37,6% ВНП этих стран).

Мировой финансовый рынок — это сегмент МРСК, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг и различных обязательств.

На первичном рынке осуществляется непосредственно эмиссия облигаций, акций и т. д., тогда как на вторичном рынке происходит централизованная или нецентрализованная (в виде фондовых бирж) купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

С начала 90-х годов мировой финансовый рынок становится все более влиятельным в ММК. В 2002 году его объем оценивается в 1 258 млрд долл. (по сравнению с 1992 г. он вырос в 3 раза), причем 85% приходится на промышленно развитые страны, и только 15% — на развивающиеся страны.

Высокие темпы роста на данном рынке имеют операции с облигациями: если в 1986 году их объем оставлял лишь 558 млрд долл., то в 2002 году он оценивался уже в 1,7 трлн долл. Объем облигационных займов в 2002 году достиг 461 млрд долл. В настоящее время размеры эмиссии облигаций значительно выше, чем акций. Основными эмитентами таких «бумаг» являются корпорации, а им более выгодно эмитировать облигации — это обходится дешевле, привлекает средства, не увеличивая число акционеров, они быстро размещаются.

Согласно данным информационного агентства «Рейтер», оборот фондовых рынков крупнейших мировых финансовых центров в 2003 г. составлял:

Великобритания (Лондон); 6 000 млрд долл. (облигации), 2 300 млрд долл. (иностранные акции), 400 млрд долл. (национальные акции);

Германия (Франкфурт-на-Майне): 6 000 млрд долл. (облигации), по 1700 млрд долл. (иностранные и национальные акции); ,

США (Нью-Йорк): 4200 млрд долл. (иностранные акции), 4000 млрд долл. (национальные акции);

Франция (Париж): 1 800 млрд долл. (облигации), 200 млрд долл. (национальные акции);

Япония (Токио): 1 700 млрд долл. (облигации), 1 600 млрд долл. (национальные акции);

Швейцария (Цюрих): 400 млрд долл. (облигации), 300 млрд долл. (национальные акции);

Россия (Москва): 200 млрд долл. (облигации);

Гонконг: 100 млрд долл. (национальные акции).

Особым звеном МРСК является еврорынок, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции в евровалютах и в производных от них финансовых ресурсах. Еврорынок сформировался в начале 60-х годов.

Евровалюта — это свободно-конвертируемые валюты, функционирующие за пределами национальных границ страны-эмитента, и не подлежащие контролю со стороны государственных финансовых органов.

Валовый объем банковских депозитов за границей (без повторов) в 1995 г. оценивается в 4,2 трлн долл. Объёмы ежедневных сделок еврорынка ежегодно растут: в 1993 г. — 900 млрд долл., а в 1995 г. — более 1 300 млрд долл. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов соотношение объемов оборотов евровалютного рынка и объемов мировой товарной торговли оцениваются как 60: 1.

По мере развития еврорынка в международном движении ссудных капиталов ослабляется значение национальных рынков. Например, размер новых эмиссий облигационных займов в 1994 г. на еврорынке был в 3,7 раза выше, чем на национальных рынках капиталов в совокупности. В сфере банковского кредитования еврорынок в 12,4 раза превосходит национальные.

Мировой рынок ссудного капитала на современном этапе своего развития имеет ряд особенностей.

1. Высокая степень монополизации данного рынка. Все операции МРСК осуществляют лишь 1 000 банков НИИ мировом финансовом рынке функционирует 43 транснациональных банка (ТНБ), мировой рынок ценных (тумаг контролируется фактически 8 финансовыми компаниями, из которых б американские, во главе находятся инвестиционные банки «Мерилл Линч» и «Морган Стенли».

2. Происходит концентрация ссудного капитала посредством слияний и взаимопереплетений субъектов МРСК. В последнее десятилетие банки стали проводить новую стратегию получения конкурентных преимуществ путем перекрестного владения финансовыми ресурсами. Например, второй по величине германский банк «Дрезденер-банк» и французский банк «Банк Националь де Пари» на основе перекрестного владения акциями осуществляют совместную деятельность в Испании. В последние годы различные национальные банки объединяются в международные банковские консорциумы, финансовыми ресурсами которых распоряжается выбранный банк-менеджер. Банками-менеджерами являются: «Дойче Банк», «Креди Свиз Банк», «Морган Стэнли», «Нокура Секьюритиз».

3. Доступ заемщиков на МРСК ограничен. Так, заемщики МВФ и Всемирного Банка имеют привилегированный доступ на данный рынок.

<

4. МРСК обладает потенциальной неустойчивостью, которая вызвана ростом масштабов валютно-финансовых и кредитных операций, ускорением передачи прав собственности, либерализацией валютного контроля, отрывом данного рынка от реального сектора экономики, производящего товары, услуги и технологии.

5. На МРСК отсутствуют четкие пространственные и временные границы — он функционирует непрерывно по часовым поясам с Востока на Запад.

6 МРСК тесно связан с современными научно-исследовательскими разработками — особенно современных мощных телекоммуникационных систем связи (спутниковая, компьютерная, электронная почта, сотовая связь, СВИФТ, СВДЕЛ, Рейтер — 2000).

7. Для МРСК характерны универсальность и унификация операций, что ведет к упрощению и единообразию процесса совершения операции и оформления документации по ним. Например, в Женеве в 1930 и 1931 годах приняты Международная вексельная и чековая конвенции.

Таким образом, процесс международной миграции капитала имеет различные формы реализации на практике и отражает стратегические цели ведущих государств мирового хозяйства, активно участвующих во всех формах МЭО. Участие страны в различных формах ММК отражает уровень интеграции данной страны в мировое хозяйство и является современным признаком существования последнего.

Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

 

Россия участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг. На начало 1997 г. общий внешний долг РФ составил 120,5 млрд долл., тогда как ВВП РФ оценивается в 160 млрд долларов. Он складывается из так называемых старых долгов бывшего СССР (104 млрд долл.) и новых — кредиты, полученные РФ после 01.01.92 г.

Среди старых долгов выделяются официальные кредиты западных правительств: (Парижский клуб) — 35 млрд долл.; кредиты западных банков (Лондонский клуб) — 28 млрд долл.; западные коммерческие кредиты (Токийский клуб) — 8 млрд долл.; долги бывшим социалистическим странам. Россия приняла на себя советские долги не сразу: в октябре 1991 г. был подписан Меморандум, а в декабре — договор о солидарной ответственности и распределении долгов между республиками. На Россию был записан 61% долга, на Украину — 16%, Белоруссию, Казахстан и Узбекистан — по 4% и т. д. Однако в скором времени выяснилось, что республики еще в меньшей степени, чем Россия, способны нести это бремя. В связи с этим в апреле 1993 г. при заключении соглашения с Парижским клубом об очередной отсрочке платежа Россия приняла на себя ответственность за все долги СССР.

Новые долги РФ невелики — 17 млрд долл. Это в основном кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, МФК, ЕБРР), к которым РФ присоединилась в 1992 г.

Одновременно Россия является и международным кредитором: по различным оценкам зарубежные страны должны нашей стране 140 — 176 млрд долл. Наиболее крупными должниками РФ являются Куба, долг которой составляет 28 млрд долл., Монголия — 18 млрд долл., Вьетнам — 17 млрд долл., Индия — 16 млрд долл., Сирия — 11 млрд долл. Из всех должников РФ лишь страны ЮВА, Магриба, Египет и Индия стараются выплатить долги, хотя и не в валюте.

Россия во время и последовательно расплачивается по своим долгам, предоставляя в то же время займы.

 

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

 

Во второй половине XX в. и уже в ХХI веке одним из характерных явлений жизни мирового сообщества становится массовая миграция населения. Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция, ставшая частью системы международных экономических отношений.

Международная миграция рабочей силы — это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — это выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет экспорт и импорт лиц наемного труда. Вместе с тем существует и более специфическая форма международной миграции — реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

На сегодняшний день в мировой практике служилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

  • миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
  • миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • миграция рабочей силы между развивающимися странами;
  • миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

    2) по территориальному охвату.

    межконтинентальная;

    внутриконтинентальная;

    3) по уровню квалификации мигрантов:

    высококвалифицированная рабочая сила;

    низкоквалифицированная рабочая сила;

    4) по времени:

    безвозвратная (как правило, межконтинентальная);

    временная (как правило, внутриконтинентальная);

    сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);

    маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

    5) по степени законности:

    легальная;

    нелегальная.

    Если в 1960 г. количество трудящихся-мигрантов составляло 3,2 млн человек, то в 1995 г. оно увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн человек, а в 2002 г. — уже 40 млн человек. При этом, если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения к 2002 г превышает 120 млн человек. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

     

    Позитивные последствия международной миграции рабочей силы для экономики в целом:

    вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

    иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

    достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 2002 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.;

    иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

    Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

    позитивные для экономики в целом:

    эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

    из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

    переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

    при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

     

    Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

    Негативные:

    страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

    теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

    происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

    Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики.

    Рассмотренные негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

    Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

     

    Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

    Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

    Косвенные методы включают такие, как:

    1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

    2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши;

    3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.

    Прямые методы включают такие, как:

    1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

    2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;

    3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

    Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

    В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

    1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

    2) экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов: а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

    3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца и др.

    Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов: политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам); политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи; политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства. Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

    1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

    а) наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии — специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

    б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года.

    2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет; Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20 – 40 лет.

    3. Состояние здоровья.

    4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

    5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

    6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

    7. Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В России, согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

     

    8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

    9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установлена Конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

    10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф.

    11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:

    а) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;

    б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;

    в) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

    В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.

     

    На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. 1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:

  • содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;
  • разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;
  • выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики;
  • регламентация набора рабочей силы;
  • борьба с безработицей;
  • гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;
  • защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;
  • защита детей и женщин;
  • регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;
  • организация профессионально-технического обучения.

    Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят:

    Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции;

    административный совет — руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ;

     

    Международное бюро труда — информационный и консультативный орган. МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

    Международная организация по миграции (МОМ). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 – члены, 35 — наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т.д. Основными функциями МОМ на данный момент, согласно уставу, являются:

  • осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;
  • перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;
  • организация передвижения беженцев;
  • предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

    В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев.

    В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.

    МОМ — это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно и ними сотрудничает.

    РФ с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.

    Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации.

    Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Таким образом, международная миграция рабочей силы является сегодня важным и одним из наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни. С одной стороны, международная миграция рабочей силы обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой — ведет к обострению экономических и социальных противоречий.

    Проблема трудовой миграции становится актуальной и для России. Так, с одной стороны, ее вхождение в мировое сообщество неизбежно связано с таким многогранным процессом, как международная миграция населения. С другой стороны, за счет международной миграции населения может быть изменена сложившаяся к началу 90-х годов неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся снижением уровня рождаемости, превышением смертности населения над рождаемостью и, таким образом, увеличением масштабов абсолютного сокращения численности населения России.

    Данной тенденции противостоит увеличение миграционного прироста населения за счет иммиграции в Россию. Министерством внутренних дел и Федеральной Миграционной Службой РФ (ФМС) определены следующие категории иммигрантов:

    иммигранты из бывших союзных республик. На рабочих и специалистов из бывших союзных республик приходится более 50% всех трудовых иммигрантов. По сравнению с 1991 г. число прибывших из стран ближнего зарубежья возросло в середине 90-х годов на 59% и составило 1 200 тыс. человек. Самым крупным поставщиком рабочей силы из ближнего зарубежья остается Украина — 65% от общей численности, затем идут Беларусь — 9%, Молдова — 6% и Грузия — 5%. Причем, доля русского населения в структуре иммигрантов составляет 62,9% (в 1994 г.);

    иностранные граждане, к которым относятся иностранные студенты, работающие по международным соглашениям, лица, требующие политического убежища, трудовые мигранты, челночные торговцы и т. д. По статистическим данным, в конце 2003 г. в России легально трудились около 400 тыс. иностранных граждан, что составляет 0,45% от общей численности занятых. В сравнении с другими государствами этот показатель явно незначителен — для примера, в США он равен 9,5%, в Австралии — 25%, в Кувейте — 86%, в Германии — 8%, в Японии — 1,1%. Больше всего рабочих и специалистов приезжает в нашу страну из Турции — 15%, Китая — 3,9%, США и Вьетнама — по 2,2%. Всего же в 1996 г. число стран дальнего зарубежья, поставляющих нам рабочую силу, достигло 105;

    владельцы капиталов, собственники, инвесторы, сотрудники совместных предприятий и т. д. Эта группа иммигрантов практически не учитывается государственной статистикой по причине краткосрочных периодов времени их пребывания. По мере интеграции России с другими странами мира данная категория иммигрантов постоянно увеличивается. Согласно оценкам Госкомстата, их численность в 2002 г. составила около 130 тыс. человек.

    Особо следует сказать о вынужденных мигрантах (беженцах, переселенцах и др.) из ближнего зарубежья. По данным ФМС РФ, на 1 января 2002г. в России насчитывалось 702,5 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Эта иммиграция носит по сути безвозвратный характер, что усугубляет положение на российском рынке труда и жилья. Столкнувшись с сотнями тысяч русских и русскоязычных беженцев из ближнего зарубежья, Россия оказалась перед необходимостью ежегодно затрачивать многомиллиардные средства из госбюджета.

    Наибольший приток мигрантов приходится на такие сферы экономики, как строительство — 42,52%, промышленность — 26%, сельское и лесное хозяйство — 22%, транспорт — 8,32% и прочие отрасли — 1,16%.

    В противовес возросшим масштабам иммиграции, эмиграционные процессы в России имеют тенденцию к сокращению. Так, количество выбывших из России на постоянное место жительства в 2001 г. составило 340 тыс. человек, что в 2 раза меньше по сравнению с 1988 г. (792 тыс. человек).

    Миграция из России определяется следующими факторами:

    более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;

    этническими мотивами (в СНГ в 1994 г. проживало около 3 млн евреев, 2 млн немцев, 1,2 млн поляков);

    численность выезжающих ограничивается емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы РФ;

    непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером и др. В связи с этим выезжает преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.

     

    Главными направлениями эмиграции являются страны дальнего зарубежья, особенно Германия – 49%, Израиль – 36%, США — 9%, Греция – 2,5% и т. д.

    Можно выделить три группы эмигрантов из России:

    1) безвозвратно эмигрирующие, среди которых трудоспособные лица составляют 70%. С этой группой главным образом связана «утечка умов». Число высококвалифицированных специалистов, покинувших страну в период с 1989 г. по 1995 г., превышает 1,5 млн человек. Наши ежегодные экономические потери из-за «утечки умов» составляют примерно 50—60 млрд долл.;

    2) временные эмигранты, выезжающие по служебным заданиям, частным приглашениям, в туристические поездки, на отдых;

    3) люди, имеющие временную работу за границей по контракту на период от 1 до 5 лет, по истечении которого они обязаны вернуться в страну выезда.

    В целях контроля за процессами вербовки и трудоустройства российских граждан за рубежом деятельность подобных агентств и организаций лицензируется. На сегодняшний день в России выдано только 150 лицензий.

    По неофициальным данным, сегодня за пределами России трудятся более 600 тыс. наших соотечественников, но достоверной информации нет. Тем более, что многие выезжающие за границу с целью туризма и по приглашениям оседают там, пополняя нелегальный рынок труда. Чтобы взять «дикую эмиграцию» под контроль, государству необходимо заключать двусторонние соглашения со странами приема.

    Таким образом, Россия в международной трудовой миграции является одновременно принимающей и направляющей страной. Разработкой и осуществлением российской миграционной политики занимается Федеральная миграционная служба России.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что начавшаяся интеграция российской экономики в мировое хозяйство сопряжена с дальнейшим развитием и совершенствованием всех форм МЭО и направлена на формирование потенциала ее экономического роста, на превращение РФ в равноправного члена мирового сообщества.

     

     

     

    ЗАДАЧА

     

    Укажите в чем сходство и различие внутренней и внешней торговли.

     

    Внутренняя торговля 

    Внешняя торговля 

    Процесс купли-продажи осуществляется внутри страны 

    Процесс купли-продажи осуществляется между покупателями и продавцами разных стран

    Установление цен как результат взаимодействия «спроса и предложения»

    На цены сильно влияют государства и международные организации

    Только внутристрановая конкуренция

    Значительная конкуренция

     

    Множественность цен

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
  2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.–М.: Международные отношения, 2003.
  3. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2000.
  4. Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998. С. 29.
  5. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Мелъянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 2004.
  8. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  9. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 1999.
  10. Сергеев В.П. Мировая экономика: Вопросы и ответы. –М.: Новый Юрист, 1998.
  11. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.: Инсан, 2000.
  12. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2003.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00041 sec

WordPress: 23.86MB | MySQL:122 | 1,725sec