Мировые товарные рынки: тенденции роста и структурные изменения

<

122813 1821 1 Мировые товарные рынки: тенденции роста и структурные измененияМеждународная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

— преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

— интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

— увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

— на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

— повышается уровень международной специализации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:

— во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

— во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

— в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

— общего товарооборота;

— товарной структуры;

— географической структуры.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота.

Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период:

— НТР, приведшая к изменениям в международном разделении труда, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;

— развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т.п.;

— активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;

— процесс либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;

— получение политической независимости бывшими колониальными странами и выделение из их числа новых индустриальных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

— переход стран Центральной и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик.

Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 50 лет.

Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1985 по 2004 год этот показатель более чем удвоился и в 2002 году составил 5,325 трлн долл. Фактически же мировой экспорт товаров в 2004 году сократился на 2% и составил 5,225 трлн долл.

Динамика объема прироста мировой торговли товарами представлена в табл. 1. Внешняя торговля росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран. В США в 1990– 2004 годах ВВП вырос на 31,4%. экспорт — на 48,4%, импорт — на 50,5%. Рост общемирового объема выпуска продукции в 2004 году составил 3%, в 1998 году — 2%, а объем мирового экспорта (в натуральном выражении) в 1997 — 10%, а в 1998 году — 3,5%.

Это обстоятельство привело к росту экспортной и импортной квот многих стран. Если в 1978-1987 годах на экспорт направлялось 13,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, в 1990 году — 15,2%, то в 2004 году — 17%. У отдельных стран эти показатели выше: у Германии, Франции, Италии более 23%, Великобритании — 28%, у Нидерландов — 53%, Бельгии — 72,6%.

Таблица 1

Динамика и темпы прироста физического объема мировой

торговли товарами, в %

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г. 

2004 г. 

Общий объем мирового товарооборота

5,4

5,7

10,4

8,3

в том числе продукция


 


 


 


 

обрабатывающей

6,3

6,2

11,1

8,7

промышленности


 


 


 


 

Экспорт стран ОЭСР

5,7

4,7

10,4

8,4

Импорт стран ОЭСР

7,9

8,0

10,3

8,0

Экспорт стране нечленов ОЭСР

4,1

6,6

10,4

7,9

Импорт стран- нечленов ОЭСР

-0,7

0,8

10,8

9,2

Торговля внутри ОЭСР

8,3

6,6

10,3

8,2

Экспорт стран ОЭСР в страны

не члены ОЭСР

-1,2

3,0

11,0

8,9


 


 


 


 

Импорт стран ОЭСР из стран- нечленов ОЭСР

3,8

7,3

9,9

7,5


 


 


 


 

 

Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном итоге определяют географическую структуру мировой торговли.

Географические направления мировой торговли представляют собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70-75%, развивающихся стран — около 20% мировой торговли и бывших социалистических стран — около 10%. Более конкретное представление об участии отдельных стран, их групп и отдельных регионов дают данные, приведенные в табл. 2.

Географическая конфигурация международной торговли в послевоенный период может быть представлена следующим образом. Промышленно развитые страны преобладают как в мировом экспорте (72,2% в 2004 году), так и в импорте (74,6% в 2002 году).

Ведущая роль в международной торговле принадлежит трем центрам развитого мира — СЩА, ЕС и Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта.

Около половины мирового товарооборота приходится на «большую семерку» (48,1% в 2004 году).

Внешнеторговые позиции ведущих индустриальных стран изменялись во времени под влиянием неравномерности экономического развития: в середине 80-х годов ФРГ опережала США, а Япония вплотную приблизилась к ним по стоимости товарного экспорта. В 90-е годы позиция США как ведущего экспортера и импортера вновь стабилизировалась.

Таблица 2

Удельный вес отдельных групп государств в мировой торговле товарами, %

 

Страны

Экспорт

Импорт

2002 г.

2003 г. 

2004 г. 

2002 г.

2003 г. 

2004 г. 

Всего ОЭСР

73,1

72,2

70,3

73,5

74,6

73,7

США

12,0

11,9

11,8

17,3

18,8

19,5

Япония

7,3

7,7

7,8

4,6

4,9

5,2

Германия

10,2

9,7

8,8

8,6

8,2

7,4

Франция

5,8

5,5

5,0

5,2

5,0

4,7

Италия

4,5

4,1

3,9

3,7

3,5

3,3

Великобритания

5,1

4,8

4,5

5,8

5,6

5,4

Канада

4,1

4,4

4,5

3.5

3,6

3,7

Другие страны

24,1

24,1

23,9

24,8

24,9

24,6

ОЭСР


 


 


 


 


 


 

Всего страны не

члены ОЭСР

26,9

27,8

29,7

26,5

25,4

26,3


 


 


 


 


 


 

Азиатские страны

не члены ОЭСР

18,2

16,5

17,1

14,1

14,5

15,2


 


 


 


 


 


 

Латинская

Америка

3,1

3.1

3,3

4,5

<

3,8

3,8


 


 


 


 


 


 

Прочие страны не

члены ОЭСР

7,6

8,2

9,3

7,9

7,1

7,2


 


 


 


 


 


 

 

Тенденция к постоянному росту удельного веса в мировом товарообороте присуща развивающимся странам: 32% мирового экспорта в 2004 году по сравнению с 21,9% в 1970 году.

Тенденция роста неодинаково проявляется во всех регионах развивающегося мира:

— по-прежнему растет удельный вес в мировом экспорте НИСов Юго-Восточной Азии: по совокупному объему внешней торговли (1,3 млрд долл.) Южная Корея, Сянган, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд уступают лишь США;

— возрастает доля Китая: стоимостный объем внешней торговли вырос с 24 млрд долл. в 1979 году до 325 млрд долл. в 2004-м, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира;

— имеет тенденцию к снижению роль стран Африки (без ЮАР) в мировой торговле;

— снижается также доля развивающихся стран Латинской Америки за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили (две первые по структуре экспорта уже приблизились к параметрам новых индустриальных стран).

Одной из особенностей мировой внешней торговли в 2004 году были значительные вариации в динамике ее объема у разных стран мира, что привело к заметным перестановкам во внешнеторговой табели о рангах. Страны Западной Европы, Канада и Мексика улучшили свои позиции, в то время как азиатские страны и Россия, наоборот, их сдали.

С распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте неуклонно снижается (с 6,9% в 1970 году до 2,3% в 2002-м). На долю России в 2004 году приходилось 1,0% мирового экспорта и 0,8% мирового импорта.

Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю промышленно развитых стран (61%), 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и всеми другими странами.

Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций.

Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура мировой торговли, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (табл. 3).

Во-вторых, под влиянием НТП увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий в целом (примерно 80% мировой торговли) и машинотехнической продукции в частности (40% мировой торговли). Роль главных экспортеров и импортеров на этих товарных рынках выполняют промышленно развитые страны. В 1995 году на их долю приходилось 76,8% мирового экспорта и 68,9% мирового импорта машин и транспортного оборудования. Доля развивающихся стран составляла соответственно 21,8% и 27,9%.

В-третьих, сокращается доля международной торговли сырьем и минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 году до 12% в 1995-м), что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производстве промышленно развитых стран (в результате их перехода в 80-е годы к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем (за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли). В 2003 году на долю индустриальных стран приходилось 60,5% мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны — 33,4%, на государства с переходной экономикой — 6,1%, что свидетельствует о превращении промышленно развитых стран в основных экспортеров сырья. Они остаются одновременно и основными импортерами сырья.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Товарная структура экспорта по группам стран (в %)

 

Страны


 

Год 

Продовольствие

Сельскохозяйственное сырье

Руды и металлы

Топливо

Готовые изделия

Развитые страны

1980

11,3

3,6

5,0

7,0

70,9


 

1990

8,9

2,8

3,2

4,2

77,9


 

2004

7,6

1,0

2,8

3,8

80,5

Развивающиеся страны

1980

11,8

3,8

4,3

59,7

19,5


 

1990

11,6

3,1

4,1

26,6

53,6


 

2004

8,4

2,5

3.7

14,9

70,5

Страны ЦВЕ

1980

10,6

2,9

2,8

8,1

75,0


 

1990

10,2

2,5

5,3

5,9

73,9


 

2004

9,1

2,5

4,3

4,8

79,3

СССР/СНГ 1

1980

1,8

5,5

3,5

47,0

24,8


 

1990

2,1

7,6

9,4

52,7

24,0


 

2004

3,0

7,6

13,4

33,9

42,3

‘ До 1990 г. включительно — весь СССР, а в 2004 г. — страны СНГ.

122813 1821 2 Мировые товарные рынки: тенденции роста и структурные изменения

В-четвертых, в мировой торговле снижается удельный вес продовольствия: 8,2% в 1995 году по сравнению с 22,8% в 1937 году, что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен. При этом промышленно развитые страны стали ведущими экспортерами продовольствия, обеспечив в 2002 году 67,3% его мирового экспорта, в результате чего усилилась продовольственная зависимость развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства.

В-пятых, после мирового экономического кризиса 1974– 1975 годов вновь наметилась тенденция роста доли текстиля и одежды в мировом экспорте При этом развивающиеся страны сблизили свои позиции на рынке текстиля с промышленно развитыми странами (в 2002 году их доли составляли соответственно 48,3% и 49,3%), а на рынке одежды обеспечивали 60% стоимости ее мирового экспорта (промышленно развитые страны — 35,4%, страны с переходной экономикой — 4,6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И РЫНОК УСЛУГ

 

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка (табл. 3), экспорт услуг за 1980 – 2003 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%).

 

Таблица 3

Мировой экспорт товаров и услуг (в млрд. долл.)

Показатель

1980 г.

2004 г.

Экспорт товаров

Экспорт услуг

Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %)

1900,8

363,5

15,8

5397,3

1316,7

19,5

 

122813 1821 3 Мировые товарные рынки: тенденции роста и структурные изменения

Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

— поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территория одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

— перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

— временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

— коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

— снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

— увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

— по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

— произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств).

В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40 – 50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:

— НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

— длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

— увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

— развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами (табл. 4).

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 8 ведущих стран в 2004 году приходилось 54,5% экспорта.

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Таблица 4

Доля отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг в 1980 и 2004 года

Страны

Экспорт товаров

Экспорт услуг

1980 г.

2004 г.

1980 г.

2004 г.

Всего (мир в целом)

100,0

100,0

100,0

100,0

США

11,8

12,5

10,5

18,2

Канада

3,6

4,0

2,0

2,3

Япония

6,7

6,9

5,2

4,7

Германия

10,1

10,1

7,1

6,5

Франция

5,8

5,6

11,6

6,4

Великобритания

5,8

5,8

9,4

7,4

Италия

4,1

4,6

5,2

5,1

Нидерланды

3,9

3,2

4,6

3,9

Китай


3,4


 

1,8

Республика Корея

0,9

2,4

0,7

1,8

Мексика

0,9

2,2

1,2

0,9

Индия

0,4

0,6

0,8

0,8

Малайзия

0,7

1,3

0.3

0,8

Таиланд

0,3

1,0

0,4

1.0

Россия

….

1,4


 

1,0

 

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

Актуальным становится вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2005.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  3. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2000. №32.
  4. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. М., 2004.
  5. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  6. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2005.
  7. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2004.
  8. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  9. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Ростов-на-Дону, 2005.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00133 sec

WordPress: 23.04MB | MySQL:122 | 2,516sec