МВФ и Мировой банк

<

122613 0048 1 МВФ и Мировой банк

1 ЦЕЛИ СОЗДАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МВФ И МИРОВОГО БАНКА

 

После Первой мировой войны ведущие страны осознали необходимость координации своей деятельности в глобальном масштабе. Лига Наций была создана в 1919 г. по инициативе победивших в войне Франции и Великобритании. В нее вошли более 30 стран. Однако эта попытка окончилась неудачей — слишком велики были противоречия между ведущими державами.

После Второй мировой войны в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а годом раньше на Бреттон-Вудской конференции были организованы Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк. К настоящему времени насчитывается свыше 4 тыс. международных организаций, из которых более 300 являются межправительственными.

Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулирования (рис. 1). В соответствии с такими классификационными признаками международные организации можно разделить на следующие группы:

1) организации, предназначенные для решения комплексных политических, экономических, социальных и экологических проблем. Сюда относятся организации системы ООН, ОЭСР, Совет Европы и др.;

  1. организации, регулирующие мировые финансовые рынки и международные валютно-финансовые отношения (МВФ, группа Мирового банка и др.);
  2. организации, регулирующие товарные рынки и международные торговые отношения (ВТО, ОПЕК и др.);
  3. региональные международные организации, представляющие
    собой экономические блоки стран (НАФТА, ЕС и др.).

    К региональным в данной классификации отнесены только наднациональные организации, а международные организации регионального уровня, решающие комплексные проблемы и имеющие в основном консультационный статус, отнесены к первой группе.

    122613 0048 2 МВФ и Мировой банк

     

    Рисунок 1 – Структура системы международных организаций[8]

     

    Все названные на рисунке 1 международные организации в той или иной мере влияют на мировые финансовые и, в частности, валютные рынки.

    Международные кредитно-финансовые институты начали учреждаться с первой трети XX в. Они создавались и действуют ныне на основе межгосударственных соглашений в соответствии с нормами международного публичного права и призваны регулировать международные экономические отношения. К их числу относят:

  • международные банки развития и инвестиционные банки, например Международный банк реконструкции и развития — ныне Всемирный банк, Международный инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк;
  • межгосударственные центральные банки, например Банк международных расчетов, Межгосударственный банк, Европейский центральный банк, Банк государств Центральной Африки, Восточнокарибский центральный банк;
  • межгосударственные экспортные банки, например Международный банк экономического сотрудничества, Латиноамериканский экспортный банк и другие международные специализированные банковские учреждения.

    Эти международные финансово-кредитные институты следуют своим целям, решают разные задачи, а их деятельность носит глобальный или локальный характер.

    Рассмотрим основные организации группы Всемирного банка.

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН), независимого в решениях от нее. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) — в 1960 г. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) – в 1966 г. и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) — в 1988 г. [15].

    В настоящее время эти учреждения, вместе взятые, образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном группы, вместе с МАР именуют Всемирным банком. Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

    В 2000 г. представители 147 государств, включая Россию, на саммите ООН подписали «Декларацию тысячелетия», в которой приняли обязательство направлять совместные усилия на снижение к 2015 г. вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны восемь целей развития: сокращение крайней бедности и голода; достижение всеобщего начального образования; обеспечение равенства полов и предоставление прав женщинам; снижение детской смертности; повышение уровня здоровья матерей; борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями; улучшение качества окружающей среды; формирование глобального партнерства в целях развития.

    МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

    Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79%.

    Функции МБРР состоят в следующем: инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

    В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов: выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран; принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов; предоставление кредитов – только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются; отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы; направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в тощи числе правительств стран.

    Главными направлениями деятельности МБРР до середины 1950-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого, по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.

    Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15— 17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки.

    Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках (табл. 1). Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля. Доходы и расходы МБРР представлены в табл. 2.

    Таблица 1 – Баланс Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

    Актив


     

    На 30 июня

    Пассив

    На 30 июня

    2008г.

    2007г.

    2008г.

    2007г.

    Задолженность банков

    1803 

    1929 

    Заимствования

    108066 

    10855

    4 

    Инвестиции

    31146 

    27916 

    Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратной покупке и подлежащие оплате за полученное обеспечение в денежной форме

     

    153 

    Ценные бумаги, приобретенные по соглашениям о перепродаже

    840 

    212 

         

    Не обращающиеся беспроцентные облигации до востребования на счете подписного капитала

    1790 

    1794 

    Суммы к оплате по валютным свопам

    80231 

    77451 

    Причитающиеся суммы по валютным свопам

    83022 

    81 343 

    Суммы к оплате для поддержания стоимости валютных резервов в счет погашения подписного капитала

    92 

    64 

    Суммы к получению для поддержания стоимости валюты в счет погашения подписного капитала

    113 

    166 

         

    Другие суммы к получению

    1070 

    1523 

    Прочие пассивы

    5361 

     

    6212 

     

    Продолжение таблицы 1

    Актив


     

    На 30 июня

     

    Пассив

    На 30 июня

    2008г.

    2007г.

    2008г.

    2007г.

    Непогашенные займы

    105 626 

    111762 

    Итого пассивы

    193 750 

    192434 

    Прочие активы

    3803 

    3707 

    Капитал

    35463 

    37918 

    Итого активы

    229213 

    230352 

    Итого пассивы и капитал

    229 213

    230352 

     

    За 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 370 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиций МВФ. Объем кредитования в 2007 финансовом году превысил 18 млрд долл. Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально.

     

    Таблица 2 – Доходы и расходы Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

    Доход, расход и результат

    На 30 июня

    2008 г.

    2007 г.

    2006 г.

    Доходы 

    <
         

    Займы: 

         

    проценты полученные 

    4328 

    5659 

    6779 

    сборы по обязательствам

    75 

    83 

    82 

    Инвестиции и торговля: 

         

    доходы полученные 

    339 

    428 

    747 

    окончательные потери 

    -35 

    -10

    -9 

    Доходы от Фонда пенсионного обеспечения персонала

     

     

    93 

    Прочие доходы 

    235 

    202 

    184 

    Итого доходов 

    4942 

    6362 

    7876 

    Расходы 

         

    Заимствования: 

         

    проценты выплаченные 

    2707 

    3509 

    4797 

    погашение эмиссий и других заимствований

    81 

    85 

    110

    Административные расходы

    934 

    882 

    876 

    Взносы по специальным программам

    179 

    156 

    176 

    Резервы на покрытие убытков по займам и гарантиям

    -665 

    -1300 

    -15 

    Прочие расходы 

    9 

    9 

    8 

    Итого расходов 

    3246 

    3341 

    5952 

    Текущий доход 

    1696 

    3021 

    1924 

    Следствие введения с 2001 г. Стандарта

         

    FAS 133 (Financial Accounting Standars)

    -4100 

    2323 

    854 

    Чистый доход 

    -2404 

    5344 

    2778_ 

     

    Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

    Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

    Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами).

    Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 35 — 40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 60 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 875 долл.

    Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 100. Число разбирательств, зарегистрированных в 2008 финансовом году, составило 16. РФ не является членом этой организации.

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления Инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

    Деятельность в Российской Федерации Группы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. В 2007 финансовом году по выставленному МБРР лимиту кредитования (6 млрд долл.), включая гарантии, РФ занимала шестое место среди крупнейших заемщиков (рис. 2 ). Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. С 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.

    Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию около 70 проектов России было выделено займов на сумму более 13 млрд. долл. Отраслевую структуру этих займов иллюстрирует рис. 3.

    Долгое время наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай — 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2007 г. Российская Федерация выплатила долгов на сумму более 1 млрд долл. по ранее полученным кредитам. В то же время она не лидировала по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составлял примерно 12,5 долл., то у Армении — более 24 долл.

    Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпорации более чем по 25 проектам превысил 500 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизаци-онный период, на развитие фондового рынка агропромышленного комплекса, на инвестиции в нефтяную промышленность и др.

    122613 0048 3 МВФ и Мировой банк

     

    122613 0048 4 МВФ и Мировой банк

    Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международным организациями.

    Помимо рассмотренных банков, в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб и др. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации осуществлять урегулирование проблем выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.

    С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная Международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а МБРР -стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.

    Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат, являющийся исполнительным органом, включает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 -от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

    Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

    В начальный период деятельности МВФ объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах МВФ.

    Основными функциями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества; поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений; предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

    Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

    Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

     

    2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

     

    Европейский банк реконструкции и развития учрежден в 1990 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями банка в настоящее время выступают 60 государств, включая все европейские страны, Российскую Федерацию, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Австралия, Египет и др.) и две организации: Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Уставный капитал составляет 20 млрд евро.

    Совокупная квота стран — членов ЕС, Европейского инвестиционного банка и собственно ЕС в уставном капитале составляет 51%, стран Центральной и Восточной Европы — 13, остальных европейских стран – 11, других стран — 24%. США располагают наибольшей квотой — 10%, Италия, ФРГ, Франция, Англия и Япония — по 8,5, а Российская Федерация — 4%, или 800 млн евро.

    Банк осуществляет свою деятельность в 27 странах. Штаб-
    квартира расположена в Лондоне. Банк имеет 33 представительства: по одному во всех странах операций, четыре в Российской Федерации (центральное в Москве и региональные в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке).

    Банк взаимодействует со многими международными институтами, и в первую очередь с Группой Всемирного банка. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов, и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации, банк традиционно уделяет пристальное внимание.

    Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, банк предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других международных организаций банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран операций. В отличие от частных иностранных и национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.

    Банк ежегодно выделяет более 3,5 млрд евро на реализацию новых проектов в странах операций. За все время существования на реализацию свыше 1000 проектов было направлено около 23 млрд евро.

    К числу операционных приоритетов банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечить экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран операций, в том числе путем повышения эффективности использования энергии.

    Банк придерживается следующих главных принципов в своей деятельности:

    – ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

    – требование к другим, в частности промышленным, инвесторам приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

    – предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;

    – непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

    – необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

    Функции банка включают:

    – прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

    – инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

    – финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

    Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям, и в первую очередь с участием иностранного капитала.

    Деятельность банка в Российской Федерации ориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики страны. Мелкие и средние предприятия при посредничестве российских банков получают финансирование на приемлемых для них в настоящее время условиях. Другими аспектами помощи банка является развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, содействие торговле и т.д.

    Банк осуществляет финансирование в Российской Федерации по следующим направлениям:

    – программа развития финансовых учреждений (ПРФУ);

    – создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);

    – учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);

    – вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

    Банки развития, кроме рассмотренных выше, начали создаваться в 1960-е гг. в отдельных регионах мира. Это было связано с ускорением распада мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. Первыми крупными региональными банками развития стали: Межамериканский банк развития (1959), Центральноамериканский банк экономической интеграции (1960), Африканский банк развития (1963) и Азиатский банк развития (1966).

     

    3. ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ

     

    Европейский инвестиционный банк учрежден в 1958 г. странами -членами Европейского экономического сообщества. Целями создания банка провозглашались долгосрочное (20—25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.

    С 1993 г. является кредитным институтом Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС), с 1997 г. осуществляет кредитование в евро. Штаб-квартира банка расположена в Люксембурге, а его отделения находятся в Афинах, Брюсселе, Лондоне и Риме. Учредителями банка в настоящее время выступают 15 стран-членов ЕС.    

    Деятельностью банка руководят совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц. Такие страны, как ФРГ, Франция, Англия и Италия, обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд евро. Размер резервного капитала превышает 10% суммы уставного фонда.

    Банк привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинируемых в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды — основные направления вложений банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Лидерами среди заемщиков банка выступают Италия, Англия, Франция и Ирландия.

    В последние годы банк как агент ЕС за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики.

    Банк международных расчетов старейший международный банк, созданный на основе Гаагского соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии в 1930 г. (план Юнга о выплате репараций побежденной в Первой мировой войне Германией). Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой банк был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США во главе с Банкирским домом Моргана, так как страна не имела права на получение репарационных платежей от Германии.

    Целью создания банка провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. К 1932 г. его участниками стали еще 19 государств Европы.

    В настоящее время 34 страны являются членами банка. Их состав включает европейские страны – бывшие социалистические: Албанию, Болгарию, Венгрию, Польшу и др., вошедшие в него еще до Второй мировой войны. Российская Федерация стала членом банка в 1996 г. Являясь учредителями Банка международных расчетов, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому его часто называют международным банком центральных банков.

    США представлены в банке не Федеральной резервной системой, а City Bank Corp., однако первая имеет тесные отношения с ним: на ежемесячных совещаниях в Базеле (Базельский клуб) и общих собраниях учредителей всегда присутствует член совета управляющих Федеральной резервной системы. Приоритет в управлении деятельностью банка традиционно сохраняется за странами Западной Европы, хотя США наращивают здесь свое влияние.

    Управление деятельностью банка осуществляется общим собранием и советом директоров, а сам банк, по существу, является акционерной расчетной палатой. Согласно уставу, основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Он изначально не имел права открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам.

    Главным источником ресурсов банка являются краткосрочные депозиты почти 100 центральных банков (приблизительно 10% мировых валютных резервов). Он хранит также золотые запасы, превышающие 200 т. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Валютой расчетов по операциям принят золотой швейцарский франк, а доллар США используется для выплаты дивидендов акционерам.

    В целях поддержки курсов ведущих мировых валют банк с начала 1960-х гг. начал проводить специальные операции — совместные валютные интервенции центральных банков («базельские кредиты»). Для покрытия неожиданного роста спроса на иностранную валюту он практикует операции «своп» с центральными банками Участников,

    В связи с мировым долговым кризисом банк с начала 1980-х гг. Расширил круг своих функций и стал предоставлять промежуточные кредиты под гарантии центральных банков странам, ожидающим кредит от Международного валютного фонда, а также проводить ряд других, в частности агентских, операций.

    С 1990 г. в банке действует специальная служба, осуществляющая техническую помощь центральным банкам и обучение банкиров стран Центральной и Восточной Европы, в частности СНГ, а также ряда стран Азии, переходящих к рыночной экономике. Однако главное внимание он уделяет сотрудничеству центральных банков стран — участниц Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС).

    Кроме выше отмеченного, банк является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями, в частности с банками, деятельность которых будет рассмотрена в следующих параграфах курсовой работы.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

     

  1. Всемирный банк. Годовой отчет 2008 // http:// www. worldbank. org/ annualreport
  2. Герасименко, В. В. Основные тенденции развития современной финансовой системы / В. В. Герасименко // Вестник Моск. Ун-та. Сер 6, Экономика. — 2003. — № 6. — С. 3-15.
  3. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок. – М.: Финансы, 2009. – 520 с.
  4. Мовсесян, А. Финансовые рынки: мировые тенденции и стратегия России // Финансист. — 2008. — № 12. — С. 52 – 55;
  5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. — М.: Флиант, 2009.– 690 с.
  6. Справочник-путеводитель по Всемирному банку: Пер. с англ. – М.: Весь мир». 2008. – 495 .
  7. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. – М.: НОРМА, 2009.– 390 с.
  8. Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банковское дело, 2009. – 490 с.
  9. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы, 2009. – 510 с.
  10. The Wall Street Journal Europe / May 1. 2008. – 200 p.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00056 sec

WordPress: 22.32MB | MySQL:117 | 2,309sec