Основные черты американской модели управления экономикой

<

122913 1648 1 Основные черты американской модели управления экономикойОбеспечение глобального доступа к мировым рынкам, минеральным ресурсам, океанам и космическому пространству, повышение уровня конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций в мировом хозяйстве — неотъемлемые элементы стратегии всех без исключения американских администраций второй половины минувшего столетия. Достижение этих целей формируется в рамках национальной экономической безопасности и тесно увязывается с ней. Особое внимание уделяется разработке и реализации глобалистской по форме и экспансионистской по содержанию стратегии, направленной на закрепление лидирующих позиций в политической, экономической и технологической сферах. В этой связи экономическая стратегия США тесно увязывается с задачами в области оборонной и внешней политики. При этом военно-политическая сфера безопасности рассматривается как приоритетная. Опора на военную силу — основное направление политики США на международной арене. На их долю приходится 1/3 военных расходов в мире. Они производят свыше 40% мирового объема вооружений. Идея военного превосходства прочно укоренилась в сознании американцев.

Администрация США видит основную угрозу безопасности в нарушении мирового порядка, обеспечивающего процветание американской нации. В связи с этим целью стратегии является поддержание «превосходящей американской силы». Военное доминирование США гарантирует политическую стабильность для экономической взаимозависимости. В рамках комплексного подхода к решению проблем экономической безопасности страны и в целях укрепления механизма межведомственной координации политики в этой области в начале 1993 г. в США был создан Национальный экономический совет, которому был придан профессиональный аппарат во главе с помощником президента по экономической политике. В современных условиях экономическая стратегия пытается синтезировать в себе различные задачи и интересы национального, регионального и местного характера.

Направления экономической политики. Основное место в экономической политике занимает стимулирование структурной перестройки экономики на основе достижений нового этапа НТП. Наряду с модернизацией производственного потенциала традиционных отраслей стимулируется быстрое развитие новейших отраслей. Содействие оказывается развитию наиболее конкурентоспособным секторам экономики США, прежде всего в сфере производства информационной техники, компьютеров и электронного оборудования, а также информационных и финансовых услуг.

Действенным средством в этой области служат изменение налогового обложения и амортизационная политика, выдача субсидий и гарантированных займов, обучение рабочей силы. Используются прямые и косвенные методы (последние преобладают). На содействие структурной перестройке в США ежегодно расходуется 100—200 млрд долл.

Роль государства. Американская федеральная администрация является наиболее мощной организацией в мире. Ее бюджет больше ВВП любой другой страны за исключением КНР, Японии и Германии. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР — 46,4%, больше, чем в других ведущих индустриальных странах, за исключением Франции. Оно финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью — создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Высока доля государственных расходов в здравоохранении (13,4%).

Государственные органы оказывают поддержку частным фирмам в укреплении конкурентоспособности. Важнейшим приоритетом декларируется ускоренное развитие гражданских технологий, обеспечивающих перспективы стабильного экономического роста, повышающих производительность труда. В 80—90-е годы предпринимались меры косвенного регулирования НТП: были введены налоговые субсидии для фирм, расширяющих научные исследования и разработки, уменьшены налоговые ставки для капитала, сокращены сроки амортизации для научного оборудования, предусмотрены налоговые льготы для промышленных капиталовложений в университетскую науку.

Немаловажное значение уделяется концентрации и централизации капитала, что призвано содействовать усилению международной конкурентоспособности ТНК. Стимулирующее воздействие на процессы концентрации производства оказывают государственные военные заказы, предполагающие гарантированный сбыт продукции.

Предпринимались шаги по снятию законодательных ограничений, препятствующих усилению концентрации в области экспортно-импортных операций. В 80-е годы администрация и конгресс по существу аннулировали многие положения антитрестовского законодательства, которое и раньше не содержало детально регулируемых требований.

В американском хозяйстве государство не играет значительной роли как собственник средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП — около 4%, а вместе с предприятиями местных властей — около 13% ВВП. В нем занято порядка 14—15% рабочей силы. Государству принадлежит значительная часть собственности — почти 25% территории, сеть федеральных дорог и многие другие предприятия инфраструктуры.

Государство играет определяющую роль в воспроизводстве рабочей силы, охране окружающей среды, развитии научной сферы. Оно осуществляет общенациональное регулирование через денежно-кредитную и бюджетную политику, федеральную контрактную систему. В целом государство выполняет общественно значимые функции, которые или не приносят быстрого дохода или не являются оптимальными для частных хозяйствующих субъектов.

Расходы центральной администрации находятся на средне-мировом уровне (1980 г. — 17%, 1998 г. — 20,4% ВВП). В 90-е годы роль государства в регулировании деловой активности возросла. Особенно ярко это проявилось в сельскохозяйственном производстве и в воспроизводстве рабочей силы. Расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение составляют 17% ВВП, а с учетом расходов местных органов власти — свыше 21% ВВП.

Государственное регулирование стало органической частью рыночного хозяйственного механизма США. Развитие американского капитализма свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами усиления государственного регулирования экономики. Теоретическим обоснованием этих подходов явилось кейнсианство, господствующее до конца 70-х г.г. ХХ, в., а затем монетаризм и другие неолиберальные экономические школы.

  1. В научных школах США существует целый ряд конкретных обоснований существования и периодического усиления роли государства в эконом
    Они связывают усиление функции государства с изменениями социальной
    среды, с ролью законодательства и политическими процессами в общее
    с необходимостью обеспечения экономического развития, с внутренней
    природой государства как института.
  2. К началу XXI в. можно констатировать несколько ключевых направлений государственного вмешательства в экономику США: эмиссия денег и денежно регулирование; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений; поддержание конкурентной среды и недопущение монополизации
    экономики; производство общественных благ, включая услуги образовав
    здравоохранения, фундаментальной науки и т.п.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности; преодоление чрезмерной
    социальной дифференциации.

    Среди стратегических приоритетов деятельности американского государства в социально-экономической сфере можно выделить следующие:

  • стабилизация экономического роста и выработка сбалансированной мак
    экономической политики;
  • содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики;
    <
  • всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы;
  • обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществовав;
  • получение позитивного эффекта от глобализации американской экономики;
  • улучшение окружающей природной среды.

     

  1. Главными инструментами государственного регулирования являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Важным макроэкономическим регулятором является также федеральная контрактная система, с помощью которой государственный сектор обеспечивается товарами и услугам.
    Большое значение в арсенале методов государственного регулирования имеют
    также региональная экономическая политика, в том числе масштабная поддержка предпринимательства.

    В конце XX и начале XXI вв. произошло заметное сближение позиций ведущих политических партий США — демократической и республиканец
    по вопросам социально-экономической политики. Это наблюдается как в практической политике обеих партий, так и в их предвыборных программах.

     

     

    2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ

     

    Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX в., становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации .международного товарооборота мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

    Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно (1547г.), Генуя (1595 г.), Венеция (1661 г.). Марсель (1669 г.). На территории России — Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878 г.). В настоящее время имеют статус «свободный порт»: в Швейцарии — Букс, Женевпорт, В Бразилии — Манаус, в Румынии — Сулина и некоторые другие. В таких портах товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.

    По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств «свободные порты» стали видоизменяться в свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. В начале 60-х годов свободные экономические зоны из собирающих пунктов и пунктов распределения все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров при льготных условиях их экспорта из зон. С 80-х годов свободные экономические зоны начинают использоваться для преодоления застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела, развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии.

    Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-х гг. в мире функционировало более 4 тыс. разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговле до оффшорных зон). Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Так, норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30—35%, а в азиатских зонах — более 40%. Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2—3 раза. Многие международные корпорации считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направлением своей экспансии.

    За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнению западных экспертов, к 2005г. через свободные экономические зоны будет проходить до трети мирового товарооборота.

    Свободные экономические зоны – это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Иными словами, на этих территориях осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы. Свободные экономические зоны составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.

    Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они создаются и реально способствуют достижению разнообразных целей.

    Главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений. Эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансия, то она в состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон.

    Свободные экономические зоны нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь, импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на выделенной территории с помощью иностранного капитала создается импортозаменяющее производство.

    Организация свободных экономических зон предусматривает более глубокое включение во внешнеэкономические отношения не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-культурной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений. Свободные экономические зоны призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во все национальной экономике страны.

    Необходимо, чтобы при создании свободных экономических зон цели были четко обозначены, так как они предопределяют выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности.

     

    СЭЗ представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени географически обособленная территория.

    В международно-правовой практике «свободная зона» означает часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля. Данное определение было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г, установившей коммерческую и промышленную свободные зоны. Под коммерческой свободной зоной понимается зона, куда «товары, допускаются для последующей продажи, их переработка и использование в производстве обычно запрещены». Промышленная зона подразумевает, что «товары, допущенные к ввозу могут быть подвергнуты разрешенным операциям по переработке».

    Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического, развития организующих их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться.

    В обобщенном виде создание свободных экономических зон направлено на достижение таких целей, как: привлечение передовой, по отношению к национальной технологии; активизации экономики путем привлечения иностранного капитала; поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов; насыщение внутреннего потребительского рынка; повышение уровня занятости населения и качественного состояния рабочей силы; создание современной рыночной инфраструктуры; ускоренное развитие депрессивных районов; приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

    Мировая практика предполагает два варианта создания свободных экономических зон. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», — создание свободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании.

    Помимо названных целей и причин создание СЭЗ увязывается с тремя основными задачами: стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; ростом занятости; превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюс роста национального хозяйства.

    Создание СЭЗ рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру. а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.

    Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они подразделяются, в свою очередь, на зоны замещения импорта и экспортно-ориентированные зоны.

    При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

    Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дыоти фри»).

    Типы свободных экономических зон: торговые зоны; зоны свободной торговли; промышленно-производственные зоны; технико-внедренческие зоны; сервисные зоны; комплексные свободные экономические зоны; международные свободные экономические зоны

    Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

    Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в середине 90-х гг. привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2—3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 СЭЗ. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей, экономическая зона должна выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране».

    Рассматривая СЭЗ как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики, об их использовании в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах СЭЗ представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а также стимулирования внешнеторговых связей.

    Свободные экономические зоны образованы и успешно действуют во многих странах мира. Они функционируют как в промышленно развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, Англия, Канада и других, так и в развивающихся странах. Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности применения подобного метода оздоровления экономики и проведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участках территории принимающих их стран.

    Учитывая, что перед Россией на современном этапе стоят сходные проблемы в экономической сфере, решаемые иностранными государствами в том числе с помощью образования свободных экономических зон, такие как модификация национальной техники и технологии, повышение экспортного потенциала, пополнение валютных резервов, компенсация дефицита собственных финансовых ресурсов, Россия также пошла по пути учреждения на своей территории свободных экономических зон.

    Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно предположить, что для России, обладающее многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

    Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием СЭЗ в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.

    СЭЗ в России при использовании их государством в качестве механизма селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой «ловушки» для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны способствовать сосредоточению технико-технологических инноваций, освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

    Организация СЭЗ в России должна стать одним из путей интенсификации экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  2. Авдокушин Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М.: Прогресс, 2003.
  3. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы //МЭМО –
  4. 2000.- № 11 — С. 27 – 46.
  5. Александрова Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве / Внешнеэкономическая деятельность 2004. №10.
  6. Американское государство накануне 21 века: Стратегия и тактика в экономике /А.А. Дынкин и др. – М.: Наука, 2000.
  7. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М.: Международные отношения, 2004.
  8. Леусский А. Экономика зон свободного предпринимательства. –Л.: СТЕЛЛА, 2001.
  9. Пороховский А. Американское лидерство на рубеже третьего тысячелетия: рыночный аспект //Вестник МГУ сер. Экономика – 2000. — № 5 – С. 3 – 18.
  10. Слюройинская Н. Белова Г., Богачева О. и др. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. Москва- Находка: БЕК ,2003.
  11. Смирнова Е.В. Экономика США в 21 веке //БИКИ – 2002. — № 115 – С.1, 4 – 5.
  12. Смородинская Н. Туманно будущее свободных экономических зон / Экономика и жизнь. 2003. №12.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00138 sec

WordPress: 22.86MB | MySQL:123 | 1,781sec