Основные положения по порядку осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами

<

122413 1653 1 Основные положения по порядку осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентамиСогласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статья 7 указанного ФЗ устанавливает, что расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров — со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 6 ФЗ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров — со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 ст. 7 ФЗ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты импортируемых товаров.

Требования о резервировании, установленные частями 3 и 4 ст 7 ФЗ, не применяются при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия указанного в статье 17 Федерального закона обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать только:

1) установление требования об использовании специального счета резидентом;

2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.

Действие статьи 7 ФЗ не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями-резидентами и нерезидентами.

Согласно ст. 8 ФЗ Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в настоящей статье, регулируются Центральным банком Российской Федерации, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и требование о резервировании.

Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных настоящим Федеральным законом.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

6) операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке.

Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней:

1) резидентами — в случаях, указанных в пунктах 1, 3 — 5 части 2 и пунктах 1, 3, 4 и 6 части 3 статьи 8 ФЗ;

2) нерезидентами — в случаях, указанных в пункте 3 части 2 и пункте 3 части 3 статьи ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года:

1) резидентами — в случаях, указанных в пунктах 2, 3 и 5 части 2 и пункте 3 части 3 настоящей статьи;

2) нерезидентами — в случаях, указанных в пункте 3 части 2 и пунктах 2, 3 и 5 части 3 статьи 8 ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 8 ФЗ.

Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внешних ценных бумаг.

Валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений. При осуществлении валютных операций между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму свыше 150 000 долларов США в течение календарного года Центральным банком Российской Федерации может быть установлено требование об использовании специального счета резидентом или нерезидентом и (или) требование о резервировании, предусмотренное частью 5 или 6 статьи 8 ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает требования о резервировании, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 8 ФЗ, по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего проекта нормативного акта Центрального банка Российской Федерации должно согласовать предложение Центрального банка Российской Федерации об установлении требования о резервировании либо представить мотивированный отказ в его согласовании.

Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать особенности применения требований, предусмотренных настоящей статьей, к банковским операциям кредитных организаций.

Согласно ст. 11 ФЗ купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

Центральный банк Российской Федерации, за исключением установленных пунктом 5 части 3 статьи 9 Федерального закона и частями 5 и 6 статьи 11ФЗ случаев купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами, который может предусматривать:

1) установление требования об использовании специального счета резидентами и нерезидентами;

<

2) установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;

3) установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.

Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 11 ФЗ.

Требования, установленные в соответствии с частью 3 статьи 11 ФЗ, не применяются при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, уполномоченными банками, а также при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, физическими лицами не для целей осуществления ими предпринимательской деятельности.

Требования, установленные в соответствии с частью 3 статьи 11ФЗ, не применяются, если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВАЛЮТНЫХ РАСЧЕТОВ

 

 Расчеты могут быть наличные и в кредит.

По экспортным операциям более предпочтительны наличные расчеты, потому что они позволяют быстро вовлечь в оборот валютную выручку.

По импортным операциям целесообразнее пользоваться коммерческим кредитом с учетом условий его предоставления.

Основными формами валютных расчетов во внешнеэкономической деятельности являются:

  1. Авансовый платеж — получение полной или частичной оплаты перед отгрузкой товара экспортером. Эта форма расчетов — наилучшая для экспортера и наихудшая для импортера. Импортеру приходится прибегать к такой форме расчетов в связи с его крайней заинтересованностью в поставке товара. Обычно в качестве аванса переводят до 35% стоимости товара. Авансовая форма часто используется при торговле оружием, ядерным топливом, драгоценными металлами и некоторыми другими специфическими товарами.
  2. Оплата после отгрузки. Это более «мягкие» для импортера условия. Экспортер посылает импортеру документы, удостоверяющие факт отгрузки, а тот сразу же, не дожидаясь прибытия товара, осуществляет платеж. Конечно, риски импортера, производящего оплату, когда товар в пути, достаточно велики.

    3. Расчеты по открытому счету. При такой форме расчетов экспортер регулярно посылает товар импортеру, а тот тоже с определенной периодичностью осуществляет платежи. При этом поставки товара опережают платежи, поэтому экспортер фактически предоставляет товарный кредит импортеру. Обычно такие расчеты применяются между предприятиями одной финансово-промышленной группы или когда партнеры давно сотрудничают и полностью .доверяют друг, другу.

    Заметим, что первые три формы расчета используются в довольно специфических условиях, а последующие три являются более общими и распространенными.

    4. Банковские переводы. Расчеты в форме банковского перевода осуществляются в следующем порядке:

    – между экспортером и импортером заключается контракт (это обязательный первый шаг для каждой формы расчета –контракт);

    – поставка товара и предоставление ТРД от экспортера импортеру;

    – импортер дает платежное поручение своему банку на оплату полученного товара;

    – банк импортера переводит деньги в банк экспортера;

    – банк экспортера зачисляет полученные средства на счет экспортера.

    Иногда пункты меняются местами, т.е. производится полный или частичный авансовый платеж. Данная форма платежа довольно проста и дешева (банк обычно не берет комиссию за перевод или эта комиссия очень мала), однако риск одной из сторон (экспортера при обычном банковском переводе, импортера — при авансовом) довольно высок, что препятствует широкому распространению этой формы расчетов.

    5. Расчеты в форме инкассо. Инкассовая форма расчетов заключается в том, что импортер дает своему банку поручение осуществить платеж сразу после предоставления ему определенных в контракте документов. Расчеты в форме инкассо осуществляются в следующем порядке:

    — контракт;

    — поставка товара от экспортера импортеру;

    — экспортер дает своему банку инкассовое поручение и предоставляет ему ТРД, связанные с поставкой товара импортеру;

    — банк экспортера проверяет предоставленные документы и посылает их в банк импортера;

    — банк импортера передает документы (и тем самым право собственности на товар) импортеру против платежа, т.е. происходит обмен этих документов на платежное поручение импортера;

    — банк импортера переводит деньги в банк экспортера;

    — банк экспортера зачисляет полученные средства на счет экспортера.

    Приведенный порядок расчетов отличается от обычного банковского перевода тем, что предусмотренные контрактом документы передаются через банки, которые проверяют их и несут ответственность за правильность инкассовых расчетов. Это делает данную схему гораздо более надежной, но и более дорогой, поскольку банки, естественно, берут комиссию за оказываемые услуги.

    6. Аккредитивная форма расчетов является наиболее сложной, дорогой, но и наименее рискованной. Технологии аккредитивных расчетов могут значительно отличаться. Ниже описана некоторая базовая схема.

    Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка произвести по указанию и за счет импортера платеж экспортеру на сумму стоимости поставленных товаров после представления экспортером определенных в контракте товарораспорядительных документов. Базовая схема предусматривает следующий порядок операций:

  3. – контракт;
  4. – экспортер сообщает импортеру о готовности товара к отгрузке;
  5. — импортер поручает своему банку открыть аккредитив (т.е. выделяет из денег на своем расчетном счете часть средств для оплаты товара, которые поступают на отдельный аккредитивный счет и замораживаются там до выполнения условий открытия аккредитива);

    4 — банк импортера пересылает в банк экспортера открытый в пользу экспортера аккредитив;

  6. — банк экспортера официально уведомляет экспортера об открытии на него аккредитива;
  7. — поставка товара от экспортера импортеру;
  8. — экспортер передает своему банку ТРД, связанные с поставкой товара импортеру;
  9. — банк экспортера проверяет предоставленные документы и посылает их в банк импортера;

    9- банк импортера передает документы (и тем самым право собственности на товар) импортеру для получения закупленного им товара;

  10. — банк импортера пересылает суммы аккредитива в банк экспортера;
  11. — банк экспортера зачисляет полученные средства на счет экспортера.

    Из приведенного порядка видно, что по сравнению с инкассовой формой расчетов еще более увеличивается роль и ответственность банков. Кроме того, импортер вынужден заранее перевести деньги на аккредитив, что исключает для экспортера риск неоплаты товара в случае правильно проведенной поставки.

    Аккредитивная форма широко распространена и имеет несколько разновидностей:

    а) отзывной аккредитив. Может быть изменен или аннулирован банком импортера в любой момент без предварительного уведомления экспортера. В связи с такой дискриминацией экспортера в международной торговле используются практически только безотзывные аккредитивы, которые могут быть изменены только по согласию всех заинтересованных сторон;

    б)    подтвержденный аккредитив. Требует дополнительной гарантии со стороны другого банка, не являющегося банком импортера. Обычно таким банком является банк экспортера;

    в)    переводной аккредитив. Предусматривает использование не только непосредственным экспортером, но и его субпоставщиками. В этом случае в аккредитивном договоре указывается, что определенная часть суммы аккредитива должна быть передана субпоставщикам при выполнении оговоренных в договоре условий субпоставки. Такие аккредитивы создают дополнительные гарантии поставщикам экспортера и все более широко используются при экспорте сложной продукции;

    г)    револьверный (возобновляемый) аккредитив. Используется при многократных поставках по определенному в контракте графику и предусматривает постоянное восстановление суммы аккредитива после каждой поставки;

    д)    делимый аккредитив. Предусматривает выплату экспортеру определенных сумм после частичной поставки;

    е)    покрытый аккредитив. Требует перевода валютного покрытия от банка импортера в банк экспортера или в другой банк, гарантирующий сделку. Покрытие может иметь форму страхового депозита или блокирования части средств на корреспондентском счете. В настоящее время покрытые депозиты имеют небольшое распространение;

    ж)    аккредитив «с красной оговоркой». Предусматривает частичную авансовую оплату еще не поставленного товара;

    з)    компенсационный аккредитив (аккредитив back to back).
    Предполагает участие посредника и его банка. В этом случае аккредитивная схема проходит как бы еще одну полную ступень через открытие аккредитива в банке посредника, который уже в свою очередь открывает аккредитив в банке экспортера. К такой форме расчетов прибегают в случаях, когда непосредственная связь между экспортером и импортером невозможна или невыгодна.

    Инструментами расчетов могут быть денежные переводы по системе SWIFT, почтовые, телеграфные/телексные платежные поручения, чеки, векселя, банковские тратты. Существенным недостатком сложных форм расчетов является медленное прохождение документов. Здесь большую помощь может оказать уже система SWIFT(Общество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций). Чеки, векселя и банковские тратты могут использоваться при платежах как денежные суррогаты, с согласия сторон.

     

     

     

     

    3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

     

    Организация экспортно-импортных операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

    Нормативные акты условно можно подразделить на:

  • международные соглашения по торгово-коммерческой деятельности;
  • соглашения стран СНГ;
  • указы Президента;
  • законы, принятые Палатой представителей и одобренные Правительством;
  • постановления правительства;
  • ведомственные нормативные акты.

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, включая Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, другие нормативные акты.

    Основополагающим документом, определяющим «принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства», является Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ .

    Согласно ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» используются следующие основные понятия:

    1) аналогичный товар — товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

    2) взаимность — предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

    3) внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

    4) внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

    5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

    6) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

    сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иные;

    7) внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;

    8) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

    9) зона свободной торговли — таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

    10) импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;

    11) иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

    12) иностранный заказчик услуг — иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

    13) иностранный исполнитель услуг — иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

    14) коммерческое присутствие — любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

    15) международный транзит — перемещение через таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

    16) непосредственно конкурирующий товар — товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

    17) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

    18) орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

    19) паспорт внешнеторговой бартерной сделки — документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок;

    20) предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

    21) российский заказчик услуг — российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

    22) российский исполнитель услуг — российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

    23) российское лицо — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    24) таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

    25) таможенный союз — единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

    26) товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

    27) участники внешнеторговой деятельности — российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью;

    28) экспорт товара — вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

    В ст. 14 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определен порядок заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей

    1. Предложения о заключении международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей представляются в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации федеральным органом исполни

    Порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами определен в ст. 24 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

    Лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в следующих случаях:

    1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

    2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

    3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

    4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

    2. Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 статьи 24 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 данного Федерального закона.

    Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

    Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений, представленных по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Срок выдачи разрешения не может превышать три рабочих дня с даты подачи заявления. Не допускается требовать для получения разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров представления иных документов, кроме заявления. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

    Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров установлено ст. 26 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

    Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

    Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

    Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

    Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

    Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. ФЗ от 18.07.05 № 58-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Российская газета. 15 дек. 2003
  4. Международные экономические отношения / Под ред. ЕН.Н. Ливенцева. –М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.:Финансы и статистика, 2006.
  6. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 2005.
  7. Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование. – М.: БЕК, 2003.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.97MB | MySQL:124 | 1,944sec