Особенности и значение внешней экономики Соединенных Штатов

<

122513 1803 1 Особенности и значение внешней экономики Соединенных Штатов

1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

1.1. Торговая политика: понятие, цели, виды и экономические последствия

 

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер. Среди наиболее распространенных целей внешней политики можно выделить: а) обеспечение экономического роста; б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности национальной валюта; г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; д) сохранение политической и экономической независимости страны; е) сохранение экономического и военного превосходства [6].

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.

В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные ограничения. Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин [6].

Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2) является источником поступления средств в бюджет государства; 3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки [6].

Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии: во-первых, по направлению движения товара пошлины делятся на: а) импортные, устанавливаемые на товары, ввозимые в страну; б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно); во-вторых, по способам установления пошлины делятся на: а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара; б) специфические — в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара; в) смешанные, представляющие собой различные комбинации адвалорных и специфических пошлин; в-третьих, по целям введения таможенные пошлины делятся на: а) преференциальные (пониженные) пошлины для создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной; б) дискриминационные (повышенные) пошлины в виде ответных (на определенные действия партнера); в) компенсационные (в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли); г) антидемпинговые (для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным); в-четвертых, в зависимости от экономических целей и результатов таможенные пошлины классифицируются на: а) фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну; б) протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции [5].

В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находится в пределах 3-5%, а в России — в пределах 13-16%.

К мерам нетарифного регулирования относятся: квотирование; лицензирование; эмбарго; валютный контроль; налоги на экспортно-импортные операции; субсидии; административные барьеры.

Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам прямого экспортного кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

В развитых странах активно используется: а) система прямого субсидирования экспорта (распространена в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза); б) экспортное кредитование (охватывает около 12– 20% всего объема экспорта развитых стран); в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков) [5].

Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами.

При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги; доля иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

При предоставлении услуг путем перемещения в страну-импортера поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие; национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др. [5].

 

 

1.2. Необходимость применения политики протекционизма

 

В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики [5].

Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства [5].

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка [6].

Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры [10].

По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта [6].

По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны [6].

Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории «свободы торговли» классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы [8].

Суть взглядов сторонников «свободной торговли» прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством [8].

В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: «протекционизм или свобода торговли?» [8].

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.

До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, не-конкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма [13].

Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала [13].

Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала [13].

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий [6].

Следует отметить особое направление внешнеэкономической политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны [6].

Введение монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом [6].

Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

Расширение и углубление экономических отношений между странами в течение столетий неразрывно связано с развитием внешней торговли. По оценке ВТО и ОЭСР в течение последних 250 лет (за исключением периода 1913-1950 г.г.) среднегодовые темпы роста международной торговли опережали темпы мирового экономического развития примерно в 1,5 раза. Многие дискуссии в новой и новейшей истории экономической мысли пронизаны вопросами внешнеторговой тематики [22].

В практике мирового хозяйства реализуются два направления внешнеторговой политики: с одной стороны, происходит либерализация внешней торговли в рамках отдельных стран и их интеграционных объединений, а, с другой стороны, сохраняются устойчивые протекционистские тенденции в торгово-экономических связях различных государств и их группировок. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются [22].

В условиях глобализации мирового хозяйства, возрастания взаимосвязи и взаимозависимости государств тенденция к усилению открытости национальных экономик вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма. Либерализация мировой торговли — не однолинейный процесс, он достаточно противоречив. Часто он сопровождается усилением протекционистских тенденций (неопротекционизм), внешний либерализм может скрывать за собой протекционизм долговременного действия [22].

В условиях острой конкурентной борьбы в глобализирующейся мировой экономике при дисбалансе интересов стран рациональное сочетание протекционистских и фритредерских элементов во внешнеторговой политике постоянно нарушается, возникают торговые противоречия.

Существуют два основных полюса или две основные формы внешнеторговой политики государства:

— фритредерство (free trade), или политика свободной торговли;

— протекционизм (protectionosm).

Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводятся, а действуют как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. В 50 – 60-е годы преобладали тенденции к либерализации, а в 70 – 80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Протекционизм часто приобретает специфический региональный характер: внутри экономических интеграционных объединений происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но одновременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с третьими странами. При этом: а) происходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины в случаях нанесения «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.

 

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ США

 

2.1. Структура, динамика и тенденции развития внешней торговли США

 

Целый ряд преимуществ США в обеспеченности теми или иными факторами производства (наличие крупных капиталов, хорошо развитая финансовая сфера, высокая квалификация рабочей силы, широкий размах научных исследований и т.д.), бесспорно, влияет на структуру внешнеторговых связей страны. Но в последние десятилетия в условиях все более усложняющейся системы глобальных мирохозяйственных связей возникли некоторые новые явления, повлиявшие в том числе и на развитие американской внешней торговли [26].

Среди них выделим в первую очередь то, что промышленно развитые страны все более сближается по степени их обеспеченности основными факторами производства (во многом это результат возросшей мобильности капитала, знаний, рабочей силы), и между собой эти страны все больше торгуют однотипными товарами. Преимущественное развитие именно этого вида взаимной торговли происходит на фоне относительного ослабления их связей с экономиками «второго» ряда и взаимной торговли слаборазвитых стран между собой [6].

Постепенно меняется сам характер специализации национальных экономик: внутриотраслевая специализация вытесняет межотраслевую. Специализация на уровне первичных отраслей, т. е. межотраслевая, все больше уступает место специализации на уровне отдельных узких производств или технологических звеньев, т. е. внутриотраслевой, а в ряде случаев специализацию в ее привычном понимании вообще трудно обнаружить — настолько схожими являются товары, задействованные в межстрановом обмене. Например, по данным за 1996 г., уже 57 % всей внешней торговли США имело выраженный внутриотраслевой характер [6].

В современных условиях содержание и направление торговых потоков во многом определяется стремлением к использованию преимуществ массового производства («экономии на масштабах»), специфическими интересами ТНК и возникновением транснациональных производственных комплексов, появлением «новой экономики», которая базируется на информационных технологиях. Спрос становится все более диверсифицированным, в том числе и потребительский спрос, предъявляемый богатеющим населением высокоразвитых стран [6].

Об огромной роли ТНК в американской экономике и американских внешнеторговых связях говорят, например, следующие данные. В 2007г, объем продаж американских «материнских» ТНК (исключая банковские) оценивался в 2,2 трлн долл., тогда как весь ВВП США в этом же составлял 9,3 трлн долл. На экспорт ТНК с территории США пришлось 63% всего американского экспорта, экспорт-порт ТНК — 37 % всего американского импорта, в том числе внутрифирменная торговля (т, е. обмен товарами между «материнскими» компаниями и их заграничными филиалами) составляла 25 % всего экспорта и 16 % всего импорта США [23].

Преобладающей тенденцией в развитии внешней торговли США после окончания Второй мировой войны было почти неуклонное расширение объемов как экспорта, так и импорта. В последнем десятилетии XX в. сокращение экспорта и импорта США было зафиксировано лишь дважды; экспорта в 1998 г. и импорта в 1991 г. [23].

Среднегодовые темпы роста как экспорта, так и импорта США (в текущих ценах) в рамках десятилетий колебались незначительно (табл. 1), за исключением 1970-х гг., когда в основном под влиянием инфляционных факторов они резко ускорились. [23].

С начала 1960-х гг. темны роста импорта постоянно превышают темпы роста экспорта, что привело к появлению стойкого дисбаланса во внешнеторговых

 

 

 

 

Таблица 1 – Среднегодовые темпы внешней торговли и ВВП США в текущих ценах во второй половине XX – начала XXI вв. по десятилетним периодам (в %)

Период

Экспорт

Импорт

ВВП

1951-1960

6,8

5,0

5,9

1961-1970

8,0

<

10,5

7,0

1971-1980

18,1

20,1

10,4

1981-1990

5,7

7,1

7,6

1991-2000

7,2

9,4

5,5

2001 – 2008

8,1

9,6

6,1

 

В 1971 г. впервые с 1893 г. США свели свой внешнеторговый баланс с дефицитом, который с 1976 г. принял хронический характер, причем с 1992 г. увеличение этого дефицита происходит непрерывно.

 

Таблица 2– Баланс внешней торговли США в текущих ценах (в млрд долл.)

Год

Экспорт

Импорт

Сальдо

1913

2,5

1,8

+0,7

1929

5,2

4,4

+0,8

1939

3,2

2,3

+0,9

1946

11,8

5,1

+6,7

1950

10,2

9,1

+ 1,1

1960

19,6

14,8

+4,9

1970

42,5

39,9

+2,6

1980

224,2

249,7

-25,5

1990

387,4

498,4

-111,0

2000

772,2

1224,4

-452,2

2008

891,1

1351,6

-460,5

 

Причина дефицита — не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве — постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за «излишний» импорт, в конечном счете, возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, завышенный курс доллара; высокий уровень жизни и потребления в стране [23].

В первые послевоенные годы благодаря особенностям обстановки того времени США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30 %, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10-11%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по «естественным» причинам и являлось статистически всего лишь следствием расширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкостью, производимой традиционными отраслями [2].

В 1960 – 1980-х гг. США отставали по темпам роста экспорта от большинства развитых стран, не говоря уже о новых индустриальных странах. В 1970 г. США потеряли место крупнейшего в мире экспортера продукции обрабатывающей промышленности, а в 1978 г. уступили первенство ФРГ и по объему всего экспорта, оставаясь при этом, правда, крупнейшим мировым импортером товаров. Положение изменилось в 1990-х гг., когда внешняя торговля США вновь стала опережать по темпам роста как всю мировую торговлю, так и торговлю своих основных конкурентов. В результате США удалось частично восстановить прежние позиции на мировых рынках, вернув себе, в частности, роль крупнейшего мирового экспортера[2].

Удельный вес США в мировом экспорте повысился с 11,4% в 1990 г. до более чем 13% в 2008 г., а в мировом импорте увеличился с 14,6 до 17,5%, тогда как доля других стран, входящих в первую пятерку крупнейших мировых торговцев (ФРГ, Японии, Франции и Великобритании), в эти годы понизилась как в мировом экспорте, так и в импорте[2].

 

2.2 Значение внешней торговли для экономики США

 

Данные, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в последнем десятилетии XX в. американская внешняя торговля пережила определенный «ренессанс»: возрос ее динамизм, окрепли позиции США на мировых рынках, а соответственно, повысилась и ее роль в национальной экономике. Последнее частично может быть измерено, хотя чисто количественные показатели, конечно, не могут передать все многообразие и всю сложность качественных аспектов данного явления [16].

В 1990-х гг. экспорт и импорт США после перерыва в предыдущем десятилетии вновь стали опережать по темпам роста ВВП страны. Причем доля товарного экспорта в ВВП повысилась с 6,7 до 7,8%, а доля товарного импорта — соответственно с 8,6 до 12,4%. В 2000 г. импорт достиг в этом измерении рекордных показателей, экспорт же лишь восстановил прежний уровень по отношению к ВВП, который был зафиксирован в 1980 г. [16].

По сравнению со многими другими странами в США доля внешней торговли в ВВП остается довольно низкой. Впрочем, в «больших» странах, обладающих значительным и хорошо развивающимся внутренним рынком, роль внешней торговли в экономике в целом всегда обычно не столь велика в отличие от малых стран, реальный сектор которых больше ориентирован на внешние рынки. Однако значение внешней торговли для многих отраслей производства США, особенно высокотехнологичных, выходит далеко за рамки, обозначаемые вышеприведенными усредненными макропоказателями[16].

Это, прежде всего, относится к обрабатывающей промышленности, доля экспорта продукции которой во всех отгрузках отечественных обрабатывающих предприятий в 2008 г. достигла 20 %, в том числе, например, в отгрузках продукции общего машиностроения — 36 %, компьютеров и прочей электронной техники — 45 %, продукции электромашиностроения — 25 % [16].

Еще выше была доля импортных товаров в общем потреблении идентичных товаров в США. По всей продукции обрабатывающей промышленности в 2008 г. она составила 26%, в том числе по продукции общего машиностроения — 33%, компьютерам и прочей электронике — 51 %, продукции электромашиностроения — 32 %, транспортным средствам и оборудованию — 33 %, кожаным изделиям — 80 %, одежде и аксессуарам — 57,5 % [16].

Весьма зависит от внешних рынков также сельское хозяйство США — четверть всех продаж его продукции за наличные приходилась на долю экспорта, а от внешних источников поставок — американский рынок нефти и некоторых других видов промышленного сырья.

Американские исследователи с полным основанием отмечают, что к концу XX в. интеграция экономики США в экономики других стран стала еще плотнее. Что же изменилось в последние десятилетия ушедшего века? Прежде всего произошли сдвиги в самой «природе» внешнеторговых связей: как уже упоминалось выше, значительно увеличилась область применения различных форм международной производственной кооперации. Именно «вертикальная» торговля, на долю которой к исходу XX в. приходилось, по некоторым оценкам, около четверти экспорта США и других высокоразвитых стран, является сейчас наиболее динамичным компонентом международного товарообмена (подчеркнем, что феномен «вертикальной» торговли тесно связан с расширением деятельности ТНК и внутриотраслевой специализации ведущих национальных экономик) [16].

Благоприятные условия для активизации интеграционных процессов создали также значительное снижение коммуникационных издержек в международной торговле и международных транспортных издержек. Уменьшились и сроки доставки товаров, чему, в частности, весьма способствовало развитие воздушных перевозок — доля импорта, доставляемого в США воздушным транспортом, возросла в период 1975 – 2008 гг. с 9,2 до 25,4 %.

Наконец, определенный позитивный кумулятивный эффект дало снижение ряда торговых барьеров, в частности таможенных тарифов, и упорядочение различных форм государственного регулирования мирохозяйственных отношений.

2.3. Структурные особенности внешней торговли США

 

Даже самые благоприятные показатели динамики внешней торговли сами по себе еще не являются свидетельством ее эффективности и соответствия современным требованиям экономического развития. Подлинное состояние внешней торговли характеризует прежде всего ее товарная структура, отражающая как уровень развития и степень зрелости национальной экономики, так и характер ее участия в системе международного разделения труда. С этой точки зрения принципиальное значение имеет место продукции обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичной, которое она занимает во внешнеторговых связях [23].

Продукция обрабатывающей промышленности уже давно преобладает как в экспорте, так и импорте США, но тенденция к дальнейшему увеличению этого вида продукции (как и к повышению степени наукоемкости самой этой продукции) продолжает действовать, что соответствует и общемировым тенденциям. Если в 1980г. продукция обрабатывающей промышленности составляла 70% американского экспорта и 55 % импорта, то к 2008 г. ее доля увеличилась соответственно до 82 и 80 % (в мировом экспорте ее удельный вес — 75 %) [23].

Показательно, что и на рынках этой сравнительно простой в технологическом отношении продукции американские компании все-таки нашли свою «нишу», с одной стороны, специализируясь на производстве наиболее высококачественных товаров, а с другой — всемерно их удешевляя посредством развития трансграничной производственной кооперации (например, с мексиканскими или Карибскими предприятиями).

В распределении американских внешнеторговых потоков по регионам и отдельным странам решающую роль играет изменившийся характер и товарный состав этой торговли. Приоритетное развитие получают торговые связи США с партнерами, наиболее динамично развивающимися и наиболее успешно осваивающими современные технологические достижения, а также имеющими хорошо развитую обрабатывающую промышленность и в целом достаточно диверсифицированную экономику. Соответственно падает значение стран, развитие которых замедлилось, а тем более тех, кому фактически нечего предложить на мировых рынках, кроме сырья и самых примитивных потребительских товаров.

В отдельных случаях на географической структуре внешнеторговых связей заметно сказывается влияние торгово-политических или даже чисто политических факторов. Например, образование в 1994 г. НАФТА дало ощутимый толчок развитию торговли США с Канадой и особенно Мексикой. Недавно завершившаяся «холодная война» в течение многих лет тормозила развитие экономических связей США с так называемыми социалистическими странами, одновременно стимулируя расширение этих связей со «стратегическими партнерами» Америки, особенно со странами Западной Европы и Японией. В настоящее время по политическим соображениям США всячески ограничивают торговые контакты с Кубой и рядом арабских государств [23].

Обозначим общие контуры региональной структуры внешнеторговых связей США и общие тенденции ее изменений. Так, доля промышленно развитых стран в американском экспорте в 1950 г. составляла 57%, затем она повысилась, но к 2008 г, вновь понизилась практически до этого же уровня (табл. 4). Следует подчеркнуть, что уменьшение доли промышленно развитых стран в 1990-х гг. произошло не из-за сокращения торговли (экспорт США в эти страны возрос в 1,7 раза), а в связи с более динамичным развитием торговых связей с рядом стран, формально относимых к развивающимся, но на самом деле ставших уже индустриальными (Южная Корея, Сингапур и др.) [23].

Довольно сходная картина наблюдается в распределении импорта США, в котором доля промышленно развитых стран также заметно снизилась в 1990-х гг. при абсолютном росте ввоза товаров из этих стран в 2,1 раза. Как и в экспорте, и в этом случае особенно значительно уменьшилась доля Японии, экономика которой уже давно находится в состоянии стагнации. Экспорт США в Японию возрос с 1990 по 2008 г. в 1,3 раза, а импорт из Японии — в 1,6 раза.

Среди развивающихся стран к концу века значительно упала доля в американской внешней торговле стран Латинской Америки, за исключением Мексики, коммерческим отношениям США с которой (причем как раз в форме «вертикальной» торговли) в значительной мере способствовало создание НАФТА. В XX в. Мексика заняла в списке крупнейших покупателей американских товаров второе место (после Канады), а в списке крупнейших поставщиков товаров на американский рынок — третье место (после Канады и Японии). В целом же доля партнеров США по НАФТА (Канады и Мексики) составляла в 2008 г. в американском экспорте около 35 %, а в импорте — 30 %.

 

Таблица 4 – Географическое направление внешней торговли США в текущих ценах (в % к импорту)

Страны 

Экспорт 

Импорт 


 

1970 

1980 

1990 

2000 

2008

1970 

1980

1990 

2000 

2008

Промышленно развитые страны 

69,1 

61,2 

65,2 

56,8 

54,9

73,2 

51,2 

60,2 

52,0 

53

В том числе 

страны Западной Европы

33,5 

30,1 

28,6 

23,1 

22,8

28,0 

18,9 

21,9 

19,9 

20,5

Канада 

21,0 

18,6 

21,4 

23,2 

22,6

27,8 

17,2 

18,7 

19,1 

19,3

Япония 

10,8 

9,3

12,3 

8,2 

9,5

14,7 

12,5 

18,1 

12,0 

13,2

Развивающиеся страны, за исключением стран Восточной Европы

30,1 

37,0 

33,5 

42,4

44,2

26,1 

47,7 

39,3 

46,7 

45,6

Страны Восточной Европы 2 

0,8 

1,8 

1,1 

0,8 

0,9

0,6 

0,6 

0,5 

1,3 

1,4

 

Очень динамично в последние годы развиваются и торговые отношения США со странами Юго-Восточной Азии, которые относят к категории «новых индустриальных стран». Их доля в экспорте США поднялась к 2008 г. до 30 %, а в импорте достигла почти 40 %. Среди них наиболее активно развивается торговля США с Китаем, доля которого и в импорте, и в экспорте США за последние 10 лет почти удвоилась. Причем по объему поставок товаров на американский рынок к концу 1990-х гг. Китай вышел на четвертое место среди крупнейших партнеров США (после Канады, Японии и Мексики). В экспорте США его доля пока что, правда, невелика.

3. Система государственного регулирования внешней торговли США

 

3.1.Регулирование импорта

 

Применение мер тарифного регулирования ввоза товаров в США базируется на Таможенном тарифе, технические характеристики которого (структура, классификация и т.п.) соответствуют Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой на международном уровне в форме специальной конвенции и вступившей в силу в 1988 г. Эта система используется также для учета экспортных операций, хотя экспорт из США таможенному обложению не подлежит. Помимо таможенных ставок в Таможенном тарифе содержится множество пояснений и ссылок на различные законодательные акты и нормы регулирования США [26].

Тариф предусматривает три режима обложения товаров. Первый применяется к странам, которые пользуются в США недискриминационным режимом, называемым также режимом наибольшего благоприятствования (далее — РНБ), Предусматриваемые им тарифные ставки установлены в соответствии с международными соглашениями, заключенными, как правило, в рамках ГАТТ/ВТО (GАТТ’94 — General Agreement on Tariffs and Trade — Генеральное соглашение по тарифам и торговле, с 1994 г. — Всемирная торговая организация — World Trade Organization). Второй режим предусматривает льготные ставки (от пониженных до нулевых), применяемые к отдельным категориям стран или товаров. Ими пользуются развивающиеся страны (в рамках Генерализированной системы преференций, распространенной, в частности, и на Россию), хотя далеко не по всем поставляемым в США товарам, а также страны, с которыми США заключили соглашения о свободной торговле (Канада, Мексика, Израиль, Иордания) или какие-либо другие соглашения об особом торговом режиме (Карибские страны, страны Андской группы, некоторые африканские страны). Кроме того, частично или полностью освобождены от таможенного обложения при импорте в США реимпортируемые американские товары, ранее вывезенные за границу и возвращаемые как без изменений, так и после некоторой обработки, включая сборку, а также товары, ввозимые туристами. В эту же категорию входит импорт гражданских самолетов, регулируемый соответствующим соглашением, заключенным в рамках ВТО [26].

Третий режим касается импорта из стран, не пользующихся в США РНБ. Ставки таможенного обложения в этом режиме в соответствии с этим режимом установлены еще законом о тарифах 1930 г. — до того, как США ввели в практику заключение международных соглашений, предусматривающих понижение тарифов на основе взаимности. Эти «базовые» ставки превышают ныне действующие обычно в несколько (иногда в десять и даже более) раз [26].

Распространение РНБ на какие-либо страны не требует заключения с ними специальных соглашений, но в законодательстве США указаны определенные нормы и критерии, на основании которых отдельные страны могут быть в одностороннем порядке лишены РНБ. В годы «холодной войны» (с 1951 г.) РНБ не применялся в США к большинству так называемых «коммунистических» стран, причем к России этот режим до сих пор применяется лишь на временной основе[26].

Ставки пошлин в Таможенном тарифе США сильно дифференцированы по отдельным товарам и, как правило, возрастают по мере повышения степени обработки товаров. Сырьевые товары ввозятся в основном беспошлинно, наиболее же высокие ставки применяются к готовым изделиям, особенно потребительским товарам [26].

В результате целого ряда международных переговоров, проводимых в послевоенные годы преимущественно в рамках ГАТТ/ВТО, средневзвешенный уровень таможенного обложения в расчете на облагаемый импорт снизился в США с 30 % в 1930 г. до менее чем 4% на данный момент. Но многие товары, ввоз которых создает или может создать трудности для тех или иных национальных отраслей, облагаются по значительно более высоким ставкам.

В системе кредитования экспорта промышленных товаров центральное место занимает Экспортно-импортный банк США, одновременно гарантирующий кредиты от политических и коммерческих рисков. Товарно-кредитная корпорация, находящаяся в ведении Министерства сельского хозяйства, кредитует и даже иногда субсидирует экспорт сельскохозяйственных товаров. Для финансирования американского экспорта частично используются также средства экономической и военной помощи, предоставляемой США иностранными государствами [26].

 

3.2 Особенности регулирования внешнеторговой политики США

 

Внешнеторговая политика США основана на понимании того, что в стратегическом плане государство заинтересовано в расширении международного торгового обмена, который создает благоприятные условия для формирования наиболее эффективной структуры экономики и реализации ее преимуществ в мирохозяйственном взаимодействии. Поэтому именно США возглавили в послевоенные годы движение за преобразование мировой торговой системы, включающее как ее либерализацию, так и определенное упорядочение, подчинение общим принципам и правилам (правда, обычно соответствующим «западной» модели экономического развития) [26].

Выдвигая на первый план лозунг «свободной торговли», США, однако, проявляют значительный прагматизм в текущей политике, не останавливаясь при необходимости перед применением чисто протекционистских мер. Конкретное «наполнение» политики США может меняться в зависимости от тех проблем и задач, которые наиболее актуальны в данный конкретный момент для страны и ее руководства, но неизменным остается одно — сохранение приоритета национальных интересов перед любыми другими соображениями, в том числе и идеологического свойства [3].

Для реализации своих целей в области международной торговли США активно используют механизм переговоров, проводимых как на многосторонней (в рамках ГАТТ/ВТО, иногда ОЭСР), так и двусторонней и региональной основе. США нередко прибегают и к односторонним мерам, что порою приводит к возникновению конфликтов в отношениях с отдельными государствами и локальным торговым «войнам», тем более что для США характерна весьма вольная трактовка международных торговых норм (например, о злоупотреблении Соединенными Штатами мерами антидемпингового регулирования был даже официально поставлен вопрос в ВТО). Иногда США применяют методы и средства торговой политики, вообще не предусмотренные международными нормами.

В последние два десятилетия XX в. и в начале ХХI века во внешнеторговой политике США наблюдалось определенное смещение акцентов с мероприятий по регулированию импорта (которые, тем не менее, власти США продолжают активно заниматься) в сторону мер, обеспечивающих беспрепятственный доступ американских товаров на рынки других стран. При этом речь идет не только об устранении торговых барьеров на пути экспорта США, но и о воздействии на хозяйственную деятельность и экономическую политику других стран, если они затрудняют американскую торговую экспансию и задевают интересы американских компаний, работающих на внешних рынках.

 

3.3 Антидемпинговое регулирование

 

Первая попытка принять антидемпинговый закон в США была сделана представителями республиканской партии, которые предлагали включить в Закон о тарифе 1913 года положение, касающееся введения антидемпинговых пошлин на товары, поставляемые по демпинговым ценам. И до конца апреля 1921 года попытки провести соответствующий законопроект в Конгрессе США не прекращались в связи с распространившимся мнением, что европейские страны осуществляли демпинговые поставки товаров в США, чтобы подорвать американскую экономику. Несмотря на заключение финансового комитета Сената об отсутствии демпинговых поставок, 27 мая 1921 года был принят первый Антидемпинговый закон США [4].

Среди базовых источников антидемпингового законодательства США прежде всего необходимо назвать Закон о тарифе от 17 июня 1930 года (антидемпингу посвящен 7 раздел), (Закон о тарифе 1930 года), положения которого, были инкорпорированы в 19 титул Свода законов США (далее — Свод Законов). В действующей редакции Закон о тарифе представляет собой законодательный акт, регулирующий вопросы заключения торговых договоров, учета внешней задолженности иностранных государств, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, запрещения импорта в США в качестве ответной меры на действия иностранных государств, вопросы компетенции федеральных органов в области регламентации импорта и т. д. Среди других законов Соединенных Штатов наибольший интерес представляют следующие [4].

Закон о торговле 1974 года затрагивает широкий круг вопросов в области экспортно-импортных операций. Наряду с имеющимися уточнениями Закона о тарифе 1930 года в нем содержится ряд норм общего и частного характера. Среди них принцип обусловленности предоставления недискриминационного режима в торговле, то есть взаимности в торговле как обязательного условия для получения иностранным импортером выгод и привилегий (ст. 301). Кроме того, в вышеназванный закон впервые в американской практике включены положения о торговле со странами, которые именовались в самом законе как страны с нерыночной экономикой. Был введен, в частности, запрет на заключение со странами с нерыночной экономикой торговых соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле [4].

Далее следует назвать Закон о торговых соглашениях от 26 июля 1979 года, принятый после Токийского раунда переговоров ГАТТ. Он затрагивал в основном случаи и процедуру наложения на товар антидемпинговых и компенсационных пошлин. Этим законом впервые предусматривалась возможность судебного обжалования решений Комиссии по международной торговле США о применении таких пошлин, а также закреплялся статус торговых представителей США в международных организациях, причем представителями могли быть как граждане США, так и иностранцы [4].

Закон о торговле и тарифах от 30 октября 1984 года (Закон о торговле и тарифах) представляет собой объемный законодательный акт, регулирующий непосредственно не связанные между собой отношения во внешней торговле, (антидемпинговым вопросам посвящены ст. 221 и раздел VI этого закона). Закон о тарифах и торговле расширил полномочия Министерства торговли США по контролю над импортом, предоставив ему право начинать расследование для принятия решения о применении антидемпинговых и компенсационных пошлин не только после получения заявления американского производителя конкурирующего товара, но и по собственной инициативе [4].

23 августа 1988 года Законом о конкуренции и торговле был дополнен Закон о торговле 1974 года, а точнее, была значительно расширена сфера применения ст. 301 этого закона. Эта статья предусматривает так называемые ответные меры при несправедливой торговле, позволяющие заинтересованным лицам (экспортер, местный производитель, торговый представитель США, инвестор), возбуждать административную процедуру оспаривания законности или разумности внешнеторговой практики, которая, по их мнению, ограничивает американский экспорт, инвестиции или предпринимательство за рубежом. В случае успешного завершения этой процедуры США могут принимать определенные ответные меры, в том числе ограничивать импорт из страны-нарушителя в США или чаще облагать его дополнительной пошлиной [4].

Однако отношение к этому закону далеко не однозначно как в США, так и за их пределами. Американский ученый Стюарт С. Малауер прокомментировал его следующим образом: «Стоящее за этим законом намерение добиваться открытия иностранных рынков путем введения в США ограничений на импорт представляется парадоксальным. Предпочтение следует отдать многостороннему сотрудничеству в рамках ГАТТ, а не односторонним ограничениям торговли или двустороннему регулированию торговых и инвестиционных потоков. В длительной перспективе это может нанести только вред Соединенным Штатам» [4].

Суть этого закона можно охарактеризовать в следующих двух моментах. Во-первых, исполнительная власть получила соответствующие полномочия на ведение многосторонних переговоров, по либерализации торговли в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. Во-вторых, намеченные в законе меры предполагали, в частности, пересмотр системы импортных тарифов и ужесточение ответных мер США против стран, которые прибегают к несправедливой, по мнению Вашингтона, торговой практике. Одно из основных положений закона дает право применять карательные акции против всего товарного импорта страны, которая будет определена как нарушитель правил честной игры в торговле.

Антидемпинговый кодекс потребовал внесения определенных изменений в антидемпинговое законодательство Соединенных Штатов. Поправки, необходимые для внесения в законодательство США, были введены Законом о соглашениях Уругвайского раунда (антидемпингу посвящен раздел II), который был принят 8 декабря 1994 года ( Закон о соглашениях Уругвайского раунда) [4].

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой сфере являются подзаконные акты. Принятие Закона о соглашениях Уругвайского раунда потребовало, в свою очередь, внесения изменений в подзаконную базу. Управление международной торговли Министерства торговли США 11 мая 1995 года дополнило свои правила процедур по применению антидемпинговых и компенсационных пошлин так называемыми Временными правилами (далее — Временные правила), которые отразили изменения антидемпингового законодательства США, связанные с принятием вышеуказанного закона. Временные правила применяются при проведении антидемпинговых расследований и пересмотров для процессов, инициированных после 1 января 1995 года. Как следует из названия этого подзаконного акта, правила носят временный характер и в настоящее время ведется разработка окончательного варианта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  2. Долина М. Торговый дефицит США: прошлое, настоящее, будущее // Чужие деньги. № 25.
  3. Емельянов С.В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей Инновационная стратегия правительства США в ХХI веке // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №3.
  4. Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999.
  5. Корниенко О.В. Мировая экономика.–СПб.: Питер, 2007.
  6. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  7. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  8. Мировая экономика / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.
  9. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  10. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2004.
  11. Михеев В. Россия в мировой экономике // Pro et Contra, № 2, 2002.
  12. Мелъянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. – М.: Прогресс, 2004.
  13. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  14. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 2003.
  15. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 2004.
  16. Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах – М.: Наука 2001.
  17. Пискунов Ю.В. , Сельцовский В.Л. Мировая экономика: Статистический справочник. М. , 2008.
  18. Портной М. А. США в мировой финансовой системе // Международные процессы // 2007. № 1(13).
  19. Пузакова Е.П. Мировая экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  20. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  21. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 5,
  22. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  23. Супян В. Экономика США в начале ХХI века // Проблемы теории и практики управления 2006. № 4.
  24. Шевчук Д.А. Мировая экономика. –М.: Экзамен, 2007.
  25. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. – М.: Юристъ, 2002..
  26. Экономика США: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. –СБ.: Питер, 2009.
  27. www.amerika.org – сайт дайджестов американской прессы на русском языке

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.03MB | MySQL:120 | 6,417sec