Роль внешнеэкономической деятельности для современной российской экономики

<

122513 1656 1 Роль внешнеэкономической деятельности для современной российской экономики

1.1. Структура и динамика внешнеэкономических связей России

 

Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в единственную растущую сферу российской экономики.

Период 90-х годов характеризовался увеличением экспортной квоты России до 38% в 2006 г. (против 1% в 1990 г.). Это обстоятельство, однако, следует расценивать не как углубление участия РФ в международном разделении труда, а как отражение топливно-сырьевого характера экспорта страны. За 1992—2006 гг. товарооборот России увеличился с 96,8 до 210,8 млрд долл. В 2006 г. экспорт составил 135,4 млрд долл., импорт – 75,4 млрд долл.

Основные тенденции развития российской внешней торговли:

Неравномерность развития товарооборота в период 1990 – 2006-х годов, когда период падения объема торговли сменял период роста. В 1992 г. объем торговли России сократился вследствие таких причин, как экономический кризис; распад СССР и нарушение сложившихся хозяйственных связей; переход на расчеты в СКВ с бывшими основными торговыми партнерами — странами Центральной и Восточной Европы и бывшими союзными республиками; рост транспортных издержек. Период 1993—1997 гг. знаменовался ростом товарооборота в 1,8 раза благодаря либерализации внешнеторговой деятельности (в том числе отказу от государственной монополии на внешнюю торговлю). В 1998—1999 гг. вследствие влияния августовского (1998 г.) финансового кризиса и исчерпания влияния фактора либерализации (по мировым оценкам, продолжается в течение 4—7 лет) объем торговли сократился. В 2000—2006 гг. наблюдался полуторакратный рост товарооборота России, в том числе благодаря оживлению в экономике, быстрым темпам роста торговли со странами СНГ (за один 2000 г. товарооборот увеличился в 2 раза). В 2003 г. объем торговли сократился из-за неблагоприятной конъюнктуры в мире, а в 2006 г. вырос до рекордного уровня за весь постсоветский период благодаря росту спроса, росту средних контрактных цен на многие российские товары, в том числе на нефть.

Состояние российской внешней торговли на протяжении последних пяти лет характеризуется устойчивыми высокими темпами прироста ее объемов, возросшими по экспорту и импорту в 2006 г. по отношению к 1999 г. в 2,4 раза (в 1 полугодии 2006 г. – в 1,3 раза по отношению к 1 полугодию 2006 г.). При этом средний годовой темп прироста экспорта и импорта за последние пять лет составил более 19%.

Внешнеторговый оборот России в 2006 г. составил, по данным Банка России, 279,8 млрд.долларов США (132,0% к 2006 г.), в том числе экспорт – 183,5 млрд.долларов (135,0%), импорт 96,3 млрд.долларов (126,6%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 87,2 млрд.долларов США (в 2006 г. – 59,8 млрд.долларов) В 1 полугодии 2006 г. темпы роста объемов внешней торговли по прежнему оставались на высоком уровне. Так, по сравнению с 1 полугодием 2006 г. внешнеторговый оборот России возрос на 35,3% и составил 166,3 млрд.долларов США, положительное сальдо торгового баланса – 57,7 млрд.долларов.

2006 год характеризовался расширением объемов внешней торговли России, чему способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка основных сырьевых товаров, а так же растущий внутренний спрос, как на товары народного потребления, так и на товары производственно-технического назначения, машины и оборудование.

По данным таможенной статистики в 2006 году сохранился устойчивый рост внешнеторгового товарооборота России, который составил 257,1 млрд.долларов США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 34,6%, в том числе со странами дальнего зарубежья — 210,0 млрд.долларов США (рост на 33,5%), со странами СНГ — 47,1 млрд.долларов США (рост на 40,0%).
В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2006 году приходилось 81,7%, на долю стран СНГ — 18,3%. Несмотря на более скромный удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте России, высокие темпы развития внешней торговли в значительной степени определялись быстрым ростом как экспорта, так и импорта в торговле со странами СНГ.

Сальдо торгового баланса достигло наивысшего значения в 2006 году и составило 105,9 млрд.долларов США (за 2006 год — 76,3 млрд.долл.США), в том числе со странами дальнего зарубежья — 94,3 млрд.долл.США (за 2006 год — 69,0 млрд.долл.США), со странами СНГ — 11,6 (за 2006 год — 7,3 млрд.долл.США).
Для 2006 года был характерен ежеквартальный рост экспорта и импорта. (рис.1) Стоимостной объем российского экспорта, достигнув своего максимума в IV квартале, вырос по сравнению с аналогичным показателем I квартала на 45,7% (IV квартал 2006 года по отношению к I кварталу 2006 года — 20,7%). Импорт IV квартала 2006 года превысил уровень I квартала 2006 года на 52,6% (в 2006 году — на 49,3%).

Экспорт России в 2006 году составил 181,5 млрд.долларов США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 35,8%, в том числе в страны дальнего зарубежья — 152,1 млрд.долларов США (рост на 34,5%), в страны СНГ — 29,4 млрд.долларов США (рост на 43,3%). Столь значительный рост стоимостных объемов экспорта являлся следствием улучшения мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров, в частности черных и цветных металлов.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2006 году составил 210,0 мллрд.долл.США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 33,5%, в том числе экспорт — 152,1 млрд.долл.США (рост на 34,5%), импорт — 57,9 млрд. долл. США (рост на 30,9%).

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2006 году практически не изменился и составил 58,2% от всего объема экспорта в эти страны (в 2006 году — 57,8%), однако темп роста стоимостного объема экспорта этой группы был высоким и составил 136,0%. Основным фактором роста стоимостного объема экспорта были беспрецедентно высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть).

 

Таблица 1– Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

  

Экспорт

Импорт

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Всего

82419

105033

101884

107301

135929

183207

243569

62603

44862

53764

60966

76070

97382

125303

     в том числе:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

со странами вне СНГ

65446

90783

86614

90926

114572

153004

210052

44259

31434

40723

48815

60993

77491

103464

со странами СНГ

16973

14250

15270

16375

21357

30203

33517

18344

13428

13041

12151

15077

19891

21839

 

Главной статьей экспорта в страны СНГ в 2006 году оставалась продукция топливно-энергетического комплекса — 45,1% от всего объема экспорта в эти страны, что на 2,1 процентных пункта больше, чем в 2006 году. В 2006 году поставки нефтепродуктов (физические объемы) по сравнению с прошлым годом выросли на 19,6%, в том числе бензина автомобильного — на 42,7%, дизельного топлива — на 38,0%, мазута — на 24,0%. Поставки природного газа увеличились на 21,3%.Экспорт сырой нефти остался на уровне прошлого года.

Значительный удельный вес в торговле со странами СНГ приходился на машины и оборудование. Их доля в экспорте в 2006 году составила 21,0% (в 2006 году — 21,3%). Однако, как и экспорт в страны дальнего зарубежья, российский экспорт в страны СНГ носил однобокий характер: 72,5% стоимости экспорта этой продукции обеспечивалось за счет двух товарных групп — 84 (механическое оборудование, ядерные реакторы) и 87 (транспортные средства).
В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе-апреле 2006 года приходилось 36,8% российского товарооборота, а после расширения Европейского Союза до 25 стран его доля в мае-декабре составила 48,3% российского товарооборота. На страны СНГ в 2006 году приходилось 18,3% российского товарооборота (в 2006 году — 17,6%), на страны ЕврАзЭС — 10,3% (9,8%), на страны АТЭС — 16,8% (16,1%).
Основными торговыми партнерами России в 2006 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 23,9 млрд.долларов США (128,8% к 2006 году), Нидерланды — 16,6 млрд.долл.США (167,4%), Италия — 15,3 млрд.долл.США (139,9%), Китай — 14,9 млрд.долл.США (128,4%), США — 9,8 млрд.долл.США (136,3%), Турция — 8,7 млрд.долл.США (151,2%), Швейцария — 8,4 млрд.долл.США (132,1%), Финляндия — 8,2 млрд.долл.США (132,1%), Польша — 8,0 млрд.долл.США (126,4%), Соединенное Королевство — 7,7 млрд.долл.США (121,1%).

Несбалансированность российской торговли: начиная с 1990-х годов быстро растет положительное сальдо торгового баланса, достигшее 60,0 млрд долл.

Товарная структура экспорта России характеризуется высокой долей топливно-сырьевых товаров и крайне низкой долей машин, оборудования и средств транспорта. В 2006 г. доля топливно-сырьевых товаров составила 60,2% (в 2000 г. 44,0%); продукции металлургии — 14,2%; машин, оборудования и средств транспорта — 6,9 (для сравнения: в 2000 г. — 10,4%); химической продукции — 6,2; древесины и целлюлозно-бумажной продукции — 4,4%. Высокая доля сырьевых товаров в российском экспорте неудивительна: наша страна обладает высокими сравнительными преимуществами в данной сфере, позитивное влияние оказывает и благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти. Вместе с тем, по оценкам Министерства природных ресурсов страны, начиная с 1990-х годов проявились неблагоприятные тенденции в минерально-сырьевом комплексе страны: (1) сокращение объема разведанных запасов большинства полезных ископаемых; (2) высокий уровень нерентабельности многих полезных ископаемых (30—70% по отдельным видам); острый дефицит отдельных видов сырья, в том числе из-за неосвоенности ресурсной базы (титан, свинец); слабой геологической изученности территории страны (уран, ртуть, вольфрам); отсутствия крупных месторождений (марганец, фосфориты).

В товарной структуре импорта страны ведущими являются две товарные позиции — машины, оборудование и средства транспорта (40,4% в 2006 г.) и продовольствие и сырье для его производства (21,3%). Из других товарных групп — химическая продукция — 18,5%, древесина и целлюлозно-бумажная продукция — 4,5; текстиль — 4,3; продукция металлургии — 4,8; минеральные продукты — 1,2%.

Географическое распределение российского экспорта характеризуется ростом доли стран дальнего зарубежья и снижением доли стран СНГ за 1990-2000-е годы. В целом за 1993-2006 гг. удельный вес стран дальнего зарубежья вырос с 74,5 до 83,0%, а стран СНГ снизился с 25,5 до 17,0%. Другая отличительная черта — неравномерность развития торговли с отдельными группами стран в рамках дальнего зарубежья. В 2006 г. доля развитых стран составила 48,4% (выросла в 2 раза по сравнению с советским периодом), доля развивающихся стране несколько возросла (до 21,7%), а стран Центральной и Восточной Европы сократилась до 12,9%.

По итогам 2006 г. основными контрагентами России стали Германия (9,6%); Беларусь (6,5%); Италия (6,4%); КНР (6,1%);Украина (6%).

 

1.2. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Существенная специфическая черта международных экономических отношений — это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: 1) межгосударственные — универсального или локального, в том числе двустороннего, характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам; 4) между государствами и международными (транснациональными) хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств (34, с. 251).

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. С этим связаны многочисленные ссылки в национальном гражданском, хозяйственном, таможенном и ином законодательстве на международные договоры (например, ст. 7 ГК РФ (1), ст. 5, 6 Закона от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (4), ст. 3, 10, 11, 16, 18—22 Федерального закона от 25 августа 1995 г. «О железнодорожном транспорте» (5), ст. 13, 168, 403, 435 ТК РФ 2004 г. (3)).

Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях — глобальном (всемирном) и региональном (локальном).

Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются ЭКОСОС, ВТО, ЮНКТАД, МВФ, МБРР. На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский союз, ОЭСР, СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН.

В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие Движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения. Дальнейшее расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порождает новые, более сложные, комбинированные виды экономических договоров (34, с. 253).

В числе многочисленных резолюций ООН — Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке 1974 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового экономического порядка» 1979 г.

В числе многосторонних соглашений особое место принадлежит Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г., представляющему собой своего рода кодекс правил разрешения государствами внешнеторговых проблем. К числу основных положений ГАТТ относится взаимное предоставление сторонами Соглашения режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме, т. е. всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из участниц другой стране-участнице, автоматически распространяется на все другие страны — участницы ГАТТ. Одновременно ГАТТ предусматривает применение национального режима в отношении транзита, антидемпинговых пошлин, таможенных формальностей. Условия ГАТТ предусматривают отказ от использования количественных ограничений.

Начало европейской «управляемой» в 1951 г. многосторонней интеграции было положено образованием трех самостоятельных, но взаимосвязанных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957 ) (34, с. 254).

В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. были подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и учредительный договор о здании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) (34, с. 255).

Основным источником международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов является международный договор.

Основные правила осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу с февраля 2005 г. Этот закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для ее осуществления, а также защиты экономических и политических интересов страны.

Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, каковыми являются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли), их правомочия, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей.

В соответствии с законом (ст. 5) торговая политика является составной частью экономической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Внешнеторговая политика России осуществляется с помощью таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных настоящим законом. Иные методы государственного регулирования не допускаются.

Закон (ст. 4) определяет принципы регулирования внешней торговли. Таковыми являются:

<

– защита государством законных прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено законом;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– взаимность в отношении другого государства (группы государств);

– обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предлагается применять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

–обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, а также оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

По оценке специалистов МВФ, из 89 развивающихся государств 15 стран имеют открытые внешнеторговые режимы. Среднедушевые доходы развивающихся стран с открытым внешнеторговым режимом сравнимы с соответствующими показателями развитых государств, так как последние характеризовались более низкими темпами роста среднедушевых доходов — 2,3% в рассматриваемый период. При этом снизились среднедушевые доходы развивающихся стран с жестким ограничительным внешнеторговым режимом.

В целом государства с открытой внешнеторговой и инвестиционной политикой получают преимущества для национального экономического развития за счет специализации на имеющихся сравнительных преимуществах для создания конкурентоспособных отраслей, стимулирования притока зарубежных капиталовложений, дополнительных преимуществ от передачи технологий, управленческих и прочих навыков за счет доступа к новым видам и производственным процессам. Напротив, за проведение протекционистской политики общество платит высокую цену ростом импортных цен и цен на отечественные товары, ограничением конкуренции и т. д.

Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее демографическому, промышленному и научному потенциалу, став при этом равноправным партнером на мировом рынке. В этом смысле присоединение к ВТО — абсолютно логичный и верный шаг. Присутствие в ВТО представляется позитивным и с позиций консолидации внутренних реформ и их успешного завершения, одним из важнейших условий присоединения является приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. Законодательная среда внутри страны просто обязана стать более надежной и прогрессивной, — и гарантией исполнения целого ряда внутренних законов будет участие страны в ВТО, что в результате должно послужить целям проводимых экономических и социальных реформ.

Конкретными целями
присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

    Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

    Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

    Преимущества торговой системы ВТО заключаются в следующем:

    выгоды ВТО для потребителей;

    понижение стоимости жизни;

    более широкий выбор товаров и услуг;

    выгоды ВТО для экономики страны в целом;

    Экономические выгоды:

    повышение доходов;

    повышение занятости;

    повышение эффективности внешнеэкономической деятельности;

    Политические выгоды:

    1. Защита от лоббирования.

    2. Борьба с коррупцией.

    Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:

    обеспечение равных шансов для всех участников;

    эффективный механизм разрешения споров;

    укрепление международной стабильности .

    Типичные заблуждения относительно ВТО :

    ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов;

    членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников;

    участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой;

    преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие»;

    «коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды»;

    «коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека»;

    «ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными»;

    «маленькие страны в ВТО бессильны»;

    «ВТО – это инструмент мощного лоббирования»;

    «у более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО»;

    «ВТО – недемократичная организация»;

    Условия участия в ВТО следующие: ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

    Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров.

    Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет. Эти условия торговли не раз и навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных «раундов» торговых переговоров в ВТО (очередной из них начался в январе 2003 года). Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.

    Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей.

    Присоединение же к ВТО предполагает распространение национального режима на все виды иностранной интеллектуальной собственности независимо от того, охранялась она ранее на территории России или нет. И если раньше многие произведения, которые перепечатывались, воспроизводились на компакт-дисках или транслировались почти даром, а то и вовсе пиратски, то вступление в ВТО поставит крест на даровом пользовании чужим интеллектуальным продуктом.

    Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики.

    При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.

    С одной стороны, расчеты (выполненные по второму сценарию) показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания, заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой — со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.

    Высоко-технологичные отрасли

    Вариантны, в зависимости от степени поощерения технического прогресса в стране

    Пищевая

    Пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции

    Мебельная

    Встает на ноги.
    Важен каждый процент защитного тарифа

    Фармацевтика

    Обострение конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта

    Металлургия

    Конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуги естественных монополий

    Химия

    Обострение конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике

    Авто и авиа

    Смогут «выжить» только при господдержке

    Транспорт

    Сохранение конкурентной ситуации

    Связь и информатика

    Обострение конкуренции, но к частичному выигрышу потребителя

     

    Торговля

    Сохранение ситуации в оптовом звене. В розничной торговли — наступление зарубежных супермаркетов.

    Наука

    ВТО мало что изменит. Главные проблемы: недофинансирование, утечка умов

    Менеджмент, финансы

    Смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции

     

    Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей
    промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом — до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

     

    1.3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности России

     

    Оценивая внешнеторговую деятельности отдельной страны, трудно переоценить роль государства в ее регулировании, можно утверждать, что государство осуществляет те или иные формы управления внешнеэкономической деятельности, исходя из сложившейся социально-экономической обстановки, а также национальных интересов страны. В наличии у государства имеется широкий набор инструментов, позволяющий с наибольшей эффективностью реализовывать национальную внешнеторговую политику.

    Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

    Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны.

    Она способствует интеграции стран в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

    В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

    В качестве главной цели внешнеэкономической политики в мировой тенденции большинство государств провозглашает активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

     

     

    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

     

    2.1. Понятие и правовая основа таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

     

    Одним из элементов деятельности таможенных органов Российской Федерации является пополнение федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей с товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

    Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу разрешений, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. Это законодательно закрепленное понятие содержится в ТК РФ. Представляется, что определять его можно и несколько проще — как платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции таможенных органов.

    Действующим ТК РФ предусмотрены следующие виды таможенных платежей: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу разрешений таможенными органами и сборы за возобновление действия этих разрешений; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) сбор за включение таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, банков и иных кредитных учреждений в соответствующие реестры ГТК России; 12) плата за участие в таможенных аукционах.

    Поскольку в ТК РФ имеется упоминание о том, что приведенный в нем перечень таможенных платежей является исчерпывающим, то отнесение ряда иных платежей к категории таможенных возможно только при условии внесения соответствующих дополнений в ТК РФ.

    Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета.

    Правовую основу Таможенно-тарифного регулирования составляют в первую очередь ТК РФ, Закон «О таможенном тарифе», а также система подзаконных нормативно-правовых актов по таможенно-тарифному регулированию, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ и ГТК России.

    Административные меры в системе таможенно-тарифного регулирования по своей природе, казалось бы, противоречат провозглашенной в нашей стране свободе внешнеэкономической деятельности. Однако это не совсем так.

    Под тарифным регулированием в таможенном праве понимают такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

    В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

    Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия здесь не исключение) составляют импортные пошлины. Основная их задача в нашей стране — защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Россию иностранных товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

    Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — также для пополнения доходной части бюджета.

    Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нище, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

    По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на адва-лорные, специфические и комбинированные. Адвалорные исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические исчисляются в установленном размере за единицу товаров (например, 10 евро за 1 кг или 0,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя и пр.), а комбинированные сочетают в себе как первые, так и вторые (например, 0,8 евро за куб. см рабочего объема двигателя, но не менее 30% от таможенной стоимости).

    Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы также в зависимости от кода товара по ТН ВЭД СНГ и страны его происхождения. Так, например, к товарам, ввозимым из стран, которым Россия в торго-во-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. В отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.

    В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

    Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

    Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному снижению затрат на производство товаров и, следовательно, к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

    Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят фискальный и регулятивный характер.

    Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета, а регулятивная функция, в свою очередь, проявляется:

    — либо как стабилизирующая (когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, на для других);

    —либо как протекционистская (когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера — и фактический запрет на их ввоз);

    —либо как стимулирующая (когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров).

    Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом «О таможенном тарифе».

    Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

     

     

    2.2. Меры нетарифного регулирования внешне-экономической деятельности

     

    Регулирование внешнеэкономической деятельности во всех странах мира основывается на сочетании мер тарифного (экономического))» нетарифного (административного) регулирования.

    Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности — это применяемые таможенными и иными органами государственной власти с целью защиты внутреннего рынка от нежелательной, конкуренции иностранных товаров меры административного характера, которые используются в качестве инструмента обеспечения жесткого государственного контроля за внешнеторговыми операциями, а также для получения торгово-политических уступок от стран — торговых партнеров России и содействуют развитию национального производства товаров.

    Применяемые в настоящее время в России меры нетарифного регулирования внешней торговли включают в себя:

    — запрет на ввоз и вывоз определенных товаров;

    — квотирование и лицензирование экспорта и импорта;

    — разрешительную систему ввоза и вывоза отдельных товаров;

    —сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим государственным стандартам;

    — процедуру экспортного контроля;

    — процедуру декларирования товаров.

    Запрет на ввоз и вывоз определенных товаров устанавливается исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и других интересов российского государства.

    В соответствии с действующим российским законодательством запрещены к вывозу из России:

    1) оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

    2) наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества;

    3) российская и иностранная валюта сверх установленных сумм, иные валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни);

    4) облигации государственных займов и лотерейные билеты Российской Федерации, аннулированные ценные бумаги;

    5) печатные и аудиовизуальные материалы, а также иная изобразительная продукция, могущая причинить вред интересам государства, а также правам граждан;

    6) камнесамоцветное сырье, минералы, горная порода и т. п. (за исключением сувениров, продаваемых в розничной торговой сети);

    7) представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу;

    8) непроявленные фоточувствительные материалы;

    9) произведения- искусства и другие предметы, представляющие художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.

    К ввозу в Россию запрещены товары, указанные выше в пп. 1, 2, 5, 8, а также российская валюта сверх установленных норм, средства цветного копирования, передающие и приемо-передающие устройства любой мощности (за исключением некоторых моделей радиотелефонов фирмы «Раnаsоnic»), сырье, продукты животного и растительного происхождения, колбаса домашнего изготовления, молочные и рыбные продукты, семена и посадочный материал, медикаменты и витаминные препараты.

    Запрет на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных органов.

    Наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования являются квотирование и лицензирование — меры количественного ограничения экспортно-импортных операций. Цель этих мер сострит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или в некоторые из них). Эти меры часто связаны между собой. В частности, лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам до ее исчерпания. Квоты — это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров.

    Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров.

    Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных товаров является более либеральной (по сравнению с лицензированием) мерой нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и основана на получении разрешения на перемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров. Приведем ряд примеров.

    В России действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения РФ, зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам. Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируется соответствующим утвержденным Правительством РФ положением в строгом соответствии с требованиями действующих конвенций ООН. Закупка за границей и ввоз в Россию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств допускается при наличии соответствующих разрешений Госсвязьнадзора России. На перемещение через границу оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешения выдав» Министерство внутренних дел РФ. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при представлении в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Внешнеторговый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры РФ. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Государственной инспекции по карантину растений РФ. Департамента ветеринарии РФ и других компетентных государственных органов.

    Следующей мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров. В настоящее время во всем мире уделяется огромное значение качеству импортируемых товаров. И Россия в этом смысле не исключение. Так, Закон «О защите прав потребителей», устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предъявляет определенные требования к качеству товаров, отмечая, что ввозимые на территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям. Запрещается ввоз в Россию товаров, которые не соответствуют этим требованиям, не имеют сертификатов соответствия и надлежащей маркировки. Таким образом, сертификация — это процедура установления соответствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в определенном регионе. Сертификация имеет целью повышение качества производимых и импортируемых товаров, дополнительно гарантирует потребителям качество потребляемых товаров, соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном счете повышение качества жизни населения страны.

    Процедура экспортного контроля является, пожалуй, самой важной с точки зрения объектов контроля мерой нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта процедура касается сферы российского экспорта материалов, оборудования и технологии, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, т. е. товаров, именуемых товарами двойного назначения:-

    К мерам нетарифного регулирования можно отнести и процедуру декларирования, которая представляет собой заявление декларантом по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений.

     

     

    2.3. Характеристика основных условий контрактов во внешнеэкономической деятельности. «Инкотермс»

     

    Весь комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта или, как говорят по-другому, базисных условий поставки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товаров, являющихся предметом внешнеторговой сделки купли-продалей, а также возможные риски при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырьевым грузам до 40-50% от цены соответствующего товара. Здесь обычно используется термин «франкировка», означающий, что покупатель свободен «франко» до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т. п. ) или аналога «франко» на другом, как правило, английском языке. К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, относятся разнообразные их виды при внешнеторговых операциях. Это:

    – затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия, фирмы, проверка количества и качества, отбор проб и проведение испытаний, упаковка;

    – доставка и оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и хранением при перевозке на транспортных средствах перевозчика внутри страны;

    – перевозка и оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;

    – погрузка и расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;

    – доставка и расходы по доставке товара средствами международных перевозок;

    – страхование и затраты на страхование при международных перевозках;

    – оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте назначения;

    – оплата таможенных пошлин при пересечении границы и , наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.

    На практике действует правило, согласно которому расходы экспортера по доставке товара включаются в цену последнего. Таким образом определяется исходная цена, используемая для установления записываемой в контракте. Последнее важно для исчисления так называемой таможен­ной стоимости товаров, являющейся базой налогообложения и расчета внутренних цен.

    Четкое разграничение базисных условий контракта, однозначное понимание каждого из них вырабатываются международной практикой. Впервые согласованное толкование основных коммерческих терминов, применяемых во внешней торговле «Инкотермс» (International Commercial Terms) было разработано и принято Международной торговой палатой в 30-х годах. В настоящее время действует обновленная и уточненная редакция международных коммерческих терминов «Инкотермс-90». В ней дана подробная трактовка 13 основных (из общего числа 28) вариантов базисных условий контракта. При этом они по-новому подразделены применительно к современным способам транспортировки:для любых видов транспорта и смешанных перевозок — 7 вариантов; морским и внутренним водным транспортом — 6; воздушным транспортом — 1 и железнодорожным — 1 вариант. Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих документах, обозначены первыми буквами английских слов, выражающих их содержание. Назовем хотя бы главные из них:

    – FAS (Free alongside ship) — «свободен вдоль борта», которое означает, что экспортер обязан доставить груз и несет риски и расходы по момент доставки и разгрузки товара на пристани порта отправления;

    – FOB (Free on board) — «свободен на борту» — экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно;

    – CFR (Cost, Freit) — «стоимость, фрахт» груз доставляется экспортером в порт прибытия с разгрузкой на причале, по этот момент экспортер несет все риски и расходы, кроме страхования;

    – CIF (Cost, Insurance. Freit) — «стоимость, страхование, фрахт» — экспортер доставляет груз в порт прибытия с разгрузкой на причале и несет все риски и расходы по момент разгрузки, включая страхование.

    Некоторые обязанности являются общими для экспортера и импортера при всех условиях. Так, продавец всегда должен, если иное не оговорено специально:

    – поставить товар согласно контракту в указанный в нем пункт международного отправления;

    – обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

    – получить и оплатить экспортную лицензию или необходимое разрешение на вывоз;

    – оплатить таможенные пошлины и сборы по экспорту;

    – нести риски и расходы до момента перехода товара в распоряжение покупателя в пункте, предусмотренном контрактом.

    В свою очередь, покупатель при всех базисных условиях, если специально не оговорено иное, должен: принять товар в месте и в сроки, определенные контрактом и оплатить контрактную цену товара; оформить и оплатить получение импортной лицензии или иного разрешения на ввоз.

    Все возможные обязанности экспортера и (или) импортера при любых базисных условиях поставки разбиты, согласно «Инкотермс-90», на 10 пунктов, которым присвоены соответствующие порядковые номера. Теперь их не надо перечислять текстуально — достаточно лишь указать необходимый номер для экспортера (А) и импортера (В). Перечень обязанностей и их нумерация приводятся в Приложении 3. Знание «Инкотермс» необходимо для участников внешнеэкономической деятельности, как инструкций для бухгалтера. Поставляя товары на экспорт или закупая их по импорту, контрагенты несут определенные и часто немалые риски, в том числе, в случае утраты или гибели товара, его неприбытия или несвоевременного прибытия в место назначения, потери качеств, нарушения сертификационных характеристик и т. п. Это может привести к подрыву отношений доверия, вызвать необходимость обращения за исковой защитой, в том числе через арбитраж. Если при заключении и оформлении контракта стороны ссылаются на «Инкотермс», они могут быть уверены в простом и четком распределении своих прав и обязанностей, исключают возможность возникновения недоразумений и споров по принятым формулировкам, обеспечивают единообразное понимание и толкование условий внешнеторговой сделки. Ссылка на то, что условия сделки купли-продажи регулируются «Инкотермс», позволяет избежать многословных и расплывчатых определений, комментариев и оговорок, нередко затрудняющих обоснованные правовые, экономические и финансовые решения, вызывающих дополнительные расходы.

    Наиболее часто применяемыми и используемыми в международной статистике для оценки стоимостных объемов экспорта и импорта являются базисные условия и цены ГОВ(ФОБ) при экспорте и СЩСИФ) при импорте.

    Действие правил «Инкотермс» может быть показано на примере условия FOB, т. е. «свободен на борту» с указанием далее порта отгрузки: «Российские лесоматериалы FOB Находка». Это означает, что товар, в данном случае доски обработанные лиственных пород, доставляются экспортером в порт Находка и погружаются им на борт судна. Риск гибели или повреждения товара, утраты (например, отсырение), им оговоренных в контракте качеств, и другие обязанности экспортера переходят с продавца на покупателя (импортера) в момент пересечения товаром (крановым средством) поручней (линии борта) судна. По условию FOB экспортер обязан:

    – поставить лесоматериалы в соответствии с условиями договора купли-продажи с предоставлением предусмотренных контрактом данных, подтверждающих такое соответствие;

    – погрузить их на борт судна, названного покупателем, в установленные дату или срок и незамедлительно уведомить импортера об отправке груза;

    – нести все расходы и риски по доставке на судно в порту отгрузки до момента фактического перехода товара (стрелы крана с лесоматериалами) через поручни судна, включая расходы по оплате всех пошлин, налогов и сборов, взимаемых при экспорте, а также расходы по совершению всех формальностей, обязательных для выполнения продавцом при погрузке товара на борт;

    – обеспечить за свой счет обычную упаковку груза, кроме случаев, когда подобные товары отправляются, как правило, без упаковки;

    – оплатить расходы, связанные с проверкой (взвешивание, подсчет, проверка качества), необходимой для осуществления поставки;

    – оформить и представить за свой счет обычно принятый в практике чистый документ, удостоверяющий поставку груза на борт обозначенного судна;

    – представить импортеру по его просьбе и за его счет свидетельство о происхождении товара;

    – по просьбе импортера на его риск и за его счет оказать ему содействие в получении коносамента и других документов, помимо указанных в предыдущих пунктах, выдаваемых в стране отправления и/или происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для ввоза в страну назначения, а также для транзита при перевозке через третьи страны.

    Подобным же образом можно расшифровать и обязанности импортера при внешнеторговой сделке купли-продажи товара на условиях FOB.

    Условие и соответственно цена CIF, означает , что в цену товара включена его основная цена — FOB и все последующие расходы по страхованию груза и транпортировке в пункт назначения.

    «Инкотермс» исходит из того , что главные трудности участников внешнеторговых сделок купли-продажи связаны со следующими моментами:

    – неопределенность в части того, право какой страны должно применяться в контракте;

    – недостаточность информации;

    – различия в толковании базисных условий сделок.

    Применение «Инкотермс» в значительной мере устраняет все эти трудности, хотя на практике иногда возникают ситуации, не поддающиеся единой трактовке. Они, как правило, связаны с:

    – особенностями отдельных видов торговли;

    – обычаями некоторых портов;

    – особыми условиями контрактов, требующими отступления от стандартных вариантов.

    Но и в этих случаях решение облегчается с учетом общих подходов, сформулированных в «Международных коммерческих терминах». Из сказанного можно понять значение «Инкотермс» для практики внешней торговли.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 1997.
  2. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М., 1994.
  3. Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий / Под ред. А.С. Комарова. М., 2000.
  4. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г. М., 2005.
  5. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  7. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2004 г. № 61-ФЗ (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 г. № 90-ФЗ)// Российская газета. 5 июня 2004 г.
  8. Об иностранных инвестициях в РСФСР: Закон РФ от 4 июля 1991 г. (в ред. ФЗ от 08 декабря 2004 г. № 169-ФЗ) // Российская газета. 12 июля 1991 г.
  9. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изм.) // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.
  10. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2004.
  11. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  12. Бекяшев К.А., Ходаков А.Г. Международное частное право. Сборник документов. М., 2007.
  13. Белов А.П. Базисные условия поставки товара в экспортно-импортных контрактах Право и экономика. 2006.
  14. Вилкова Н. Исторические аспекты унификации права международных контрактов // Хозяйство и право. 1997. № 6. С. 139 – 147
  15. Вилкова И.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2005.
  16. Ерпылева Е.Н. Понятие, форма и порядок заключения международных коммерческих контрактов // Внешнеторговое право. 2005. № 2.
  17. Комментарий Международной торговой палаты к Инкотермс 2000. Толкование и практическое применение. Публикация МТП № 620 / Пер. с анг. М., 2001.
  18. Комаров А.С. Новое в правовом регулировании внешнеторговых контрактов // Внешняя торговля. 2005. № 2. С. 26.
  19. Лупц Л.А. Внешнеторговая купля-продажа. М., 1972.
  20. Матвеев И. Юридическое значение формы сделки и ответственность за ее нарушение // Хозяйство и право. 2001. № 12. С. 9 – 10.
  21. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век // РЭЖ, № 8, 2003.
  22. Мировая экономика / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
  23. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2005.
  24. Михеев В. Россия в мировой экономике // Pro et Contra, № 2, 2003
  25. Принципы международных коммерческих договоров / Пер. с англ. М., 2004; Комаров А.С. Международная унификация правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Законодательство. 2001. № 12.
  26. Родионов А.А. Защита прав при неисполнении коммерческих контрактов // Бюллетень «Коммерческое право». 2000. № 5.
  27. Родионов А.А. Современные тенденции развития права международных коммерческих договоров // Научные труды. Российская академия юридических наук. М.: Изд-ская группа «Юрист», 2005. Вып.5.
  28. Розенберг М.Г. Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией. М., 2001.
  29. Розенберг М.Г. Практика Международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий. М., 2007.
  30. Розенберг М.Г. Гражданский кодекс и договор международной купли-продажи товаров // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М. 2006.
  31. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров. М., 2005.
  32. Шевчук Д.А. Мировая экономика. –М.: Экзамен, 2007.
  33. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 2007.
  34. Incoterms 2000 Russian (official translation), English (original text) – Uunusimaa Oy Helsinki. 1999.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00149 sec

WordPress: 23.55MB | MySQL:115 | 2,954sec