Роль ВТО в регулировании международной торговли

<

122513 1924 1 Роль ВТО в регулировании международной торговлиВ числе международных организаций, которые не являются непосредственно частью системы ООН и не имеют официального статуса специализированного учреждения Объединенных Наций, центральную роль в вопросах многостороннего регулирования международной торговли, а также отдельных, тесно с ней связанных элементов МЭО играет в настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО), объединяющая 147 государств, доля которых в мировом товарообороте составляет более 96%. Указанная организация была создана в соответствии с соглашением, подписанным в 1994 г. в Марракеше (Марокко) участниками Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проходивших в рамках ГАТТ в период с 1986 по 1994 г. ВТО официально функционирует с 1 января 1995 г. Она не просто заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в 1947 г., но включило это соглашение в редакции 1994 г. (ГАТТ — 1994) в качестве своей интегральной части. В отличие от ГАТТ, которое юридически не являлось международной организацией, а лишь временным соглашением, ВТО является постоянно действующей организацией, налагающей на своих членов определенные юридические обязательства. ВТО имеет все атрибуты, присущие международной организации. Правовой базой ВТО является ГАТТ – 1994, а также впервые подписанные Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам зашиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Кроме того, в структуру ВТО входят и некоторые другие важные соглашения, включая соглашение по текстилю и одежде, по сельскому хозяйству, о правительственных закупках и по гражданской авиации (два последних носят ограниченно многосторонний характер), соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и некоторые другие.

ВТО преследует цели укрепления и развития мировой экономики и сосредоточения усилий по расширению торговли, росту капиталовложений, увеличению занятости и повышению уровня доходов во всем мире. ВТО является универсальной организацией, решающей глобальные задачи в области международной торговли и смежных секторах экономики. Существенной чертой ВТО является то, что, подобно ГАТТ, она опирается в своей деятельности на принципы недискриминации в торговле, предполагающие, с одной стороны, предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т. е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов.

ВТО выполняет следующие основные функции;

  • осуществляет административную и организационную деятельность, направленную на обеспечение выполнения многосторонних торговых соглашений, находящихся в компетенции организации;
  • выполняет роль форума для проведения многосторонних торговых переговоров стран-членов;
  • содействует разрешению торговых споров, которые могут возникать между членами ВТО;
  • осуществляет мониторинг за торговой политикой государств —
    членов ВТО;
  • развивает сотрудничество с другими международными организациями и институтами, вовлеченными в процесс формирования глобальной торговой политики.

    Одной из задач ВТО является также постоянное наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление необходимых консультаций в области управления и регулирования торговли.

    Важной тенденцией в развитии деятельности ВТО является повышение внимания к нуждам и запросам развивающихся стран, активное вовлечение их в переговорный процесс. Эта работа осуществляется, в частности, через вновь созданный Отдел развития и расширенный Отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки.

    Задачи, решаемые Всемирной торговой организацией в деле многостороннего регулирования международной торговли, включая смежные области, рельефно отражаются в структуре ВТО и в организационных аспектах ее деятельности.

    Высшим органом ВТО является конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Конференция собирается не реже одного раза в два года и может принимать решения по всем вопросам, входящим в компетенцию ВТО. В промежутках между конференциями аналогичные функции выполняет Генеральный совет, который отвечает за повседневную деятельность ВТО. В его задачи входит, в частности, организация работы по разрешению споров и проведению обзоров торговой политики.

    В составе ВТО действует целый ряд вспомогательных органов, включая Совет по торговле товарами (который руководит деятельностью 14 специализированных комитетов), Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Задачей указанных советов является наблюдение за реализацией соответствующих многосторонних соглашений. Организован и функционирует также ряд комитетов, в том числе Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Помимо перечисленных действуют также другие комитеты и комиссии, переговорные группы, рабочие группы.

    В структуру ВТО входит также Секретариат, возглавляемый Генеральным директором и четырьмя заместителями Генерального директора. Секретариат отвечает за обеспечение деятельности ВТО и ее органов в вопросах ведения переговоров, реализации соглашений и оказания технической помощи развивающимся странам.

    В 1996 г. в составе ВТО был создан новый орган — Комитет по региональным торговым соглашениям, призванный обеспечивать постоянное наблюдение за соглашениями о формировании зон свободной торговли и таможенных союзов. Важной задачей Комитета является проведение работы по организации консультаций, обсуждений и переговоров по вопросам взаимоотношений между региональными интеграционными объединениями и многосторонней торговой системой. Создание указанного комитета явилось конкретным отражением тенденции к усилению значения регионального аспекта в развитии системы многостороннего регулирования международной торговли и других форм МЭО.

    В настоящее время деятельность ВТО, помимо реализации ранее заключенных соглашений и договоренностей, нацелена на решение двух основных задач. Во-первых, это содействие «интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли». Во-вторых, это расширение областей и форм регулирования международной торговли и внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе. Так, рядом западных стран настойчиво выдвигается тезис о необходимости увязывания торговых условий и многосторонних мер регулирования торговли с соблюдением странами трудовых и экологических стандартов, принятых развитыми государствами. Подобное увязывание обосновывается стремлением предотвратить получение искусственных конкурентных преимуществ странами, где указанные стандарты находятся на более низком уровне. Предложения о достижении соответствующих договоренностей в рамках ВТО вызывают тревогу и озабоченность государств, прежде всего развивающихся, которые опасаются, что в случае реализации указанных предложений они могут столкнуться с применением по отношению к их экспортным товарам специальных ограничительных мер.

    Еще одно предложение сводится к принятию мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, что позволило бы ограничить нарушение принципов справедливой конкуренции при выдаче заказов приоритетным поставщикам.

    Предстоит также решить вопрос о характере и формах регулирования в будущем электронной торговли, под которой подразумевается трансграничная передача в коммерческих целях электронных сообщений, в первую очередь через Интернет. Пока что страны — члены ВТО договорились на временной основе не вводить таможенные сборы на подобные международные операции.

    В настоящее время одной из первоочередных задач в деятельности ВТО является проведение нового раунда многосторонних торговых переговоров (МТП), старт которому был дан четвертой министерской конференцией в г. Доха (Катар) в декабре 2001 г. Участники переговоров обсудили широкий спектр вопросов, включая регулирование рынка услуг, отдельные аспекты ТРИПС, вопросы регулирования рынка сельскохозяйственных товаров, правила ВТО (касающиеся антидемпинговых мер, государственных субсидий, региональных торговых соглашений), вопросы экологии, проблемы регулирования электронной торговли и т. д. В числе центральных рассматриваются также вопросы доступа на рынки промышленных товаров и задачи обеспечения так называемого специального и дифференцированного (льготного) режима для развивающихся стран.

    Ожидается, что проведение нового раунда переговоров позволит не только продвинуть вперед реализацию уже имеющихся договоренностей, но и распространить систему многостороннего регулирования на новые сферы внешнеэкономической деятельности государств.

    Актуальной задачей ВТО остается прием в члены организации около 30 новых членов, включая Россию и большинство стран СНГ. Подобное расширение ВТО должно усилить ее универсальный характер, повысить действенность функционирования многосторонней торговой системы и способствовать более глубокой интеграции вступающих стран в мировую экономику и международную торговую систему.

     

    2. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РОССИИ

     

    Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Для России на данном этапе ее развития они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств СБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур.

    В идеале привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

    – освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

    – продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

    – содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

    – содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

    – создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

    – освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

    – содействие развитию производственной инфраструктуры.

    <

    Однако, следует отметить, что иностранный капитал в национальной экономике – это весьма существенный, но противоречивый фактор ее развития. И на практике достижения вышеперечисленных задач постпредством привлечения иностранного капитала не всегда бывает возможным, т.к. иностранный капитал может быть одноврменно средством производственной деградации, превращения страны в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья. Как свидетельствует российская действительность, в условиях повышенного уровня рискованности инвестирования зарубежные инвесторы рассчитывают не менее чем на 4– 6 кратное превышение против возможной прибыли у себя дома. Иными словами, они требуют ускоренной окупаемости проекта и/или дополнительных выгод за счет доступа к экспорту сырья и полуфабрикатов. Для России это чревато тем, что ее экспертная ориентация в длительной перспективе будет в значительной степени исходить из сырьевой направленности. То есть иностранные инвесторы более заинтересованы в реализации быстроокупаемых проектов, не связанных с совершенствованием инвестиционной инфраструктуры. Более всего для этого подходят в России финансовая сфера, сфера услуг и торговля, а также экспортно-ориентированные отрасли, которые обеспечат иностранный капитал недостающими топливно-сырьевыми ресурсами и продукцией первичной переработки. Налаживать производство продукции высокой степени с последующим вывозом ее за рубеж – не в интересах зарубежного инвестора. Ему не нужны дополнительные конкуренты. Это уже задача национального инвестора, который в дополнение к своим средствам привлечет иностранный капитал.

    Кроме того, осмотрительно надо подходить их вопросу участия иностранных партнеров в соглашениях о разделе продукции. Такие соглашения предполагают оплату услуг невосполнимыми национальными природными ресурсами им сырьем. Они заключаются, как правило, на долгосрочной основе по ценам и на условиях, диктуемых иностранным участником. Аргументация ряда руководителей регионов, что такие соглашения обеспечивают занятость в регионе, способствуют повышению уровня жизни, справедлива, но лишь от части. Как свидетельствует опыт Казахстана, переданные зарубежным инвесторам промышленные предприятия сырьевого сектора в длительную аренду, лишь в течение 2– 3 лет сохраняли уровень занятых и социальную сферу в первоначальном виде. Затем начались массовые увольнения без квалификации, сокращение социально-бытовой сети услуг с целью повышения рентабельности производства и его конкурентоспособности. Кроме того, любые инвестиции из-за границы носят, как правило, связанный характер. Они ориентированы на поставку продукции из стран-доноров для обустройства, технологического перевооружения и последующего технического обслуживания, но используют ресурсный потенциал исключительно стран-реципиентов инвестиций.

    Иностранные инвестиции также могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) – это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей.

    С одной стороны, ТНК имеют возможность производить более современную модернизированную продукцию, способ производства которой пионерен для других партнеров мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции облегчают доступ к новым технологиям и изобретениям стран-реципиентов инвестиций, особенно стран трансформационной экономики, испытывающих голод в инвестиционных ресурсах. С другой стороны, в экономически слабых странах ТНК подавляют создание национальным капиталом предприятия, которые становятся неконкурентоспособными. Подобная проблема весьма актуальна для нашей страны, в которой январе 2002 г более 1/3 крупных и средних предприятий были убыточны. В 10 из 89 регионов имеет место преобладание убыточных предприятий.

    Первые иностранные компании,  начавшие  целенаправленное  внедрение  на российский   рынок,   -   это   крупнейшие   транснациональные   корпорации, производящие недорогую продукцию  массового  спроса  и  считающие,  что  они должны присутствовать на всех крупных  рынках.  В  качестве  примеров  можно привести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д.  После  массовых  поставок товаров такие компании обычно приступают к их  производству  внутри  страны. Это диктуется высокими  таможенными  пошлинами  и  необходимостью  размещать производство ближе к потребителям.
    

    Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой — Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое число предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях — Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленности — Тюменской и Магаданской областях, Приморском.

    В начале ХХI в.в., ряд регионов активно начал проводить тактику привлечения иностранных инвесторов, предоставляя дополнительные налоговые льготы.

    Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают капиталы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморь.

    ТНК представлены в четырнадцати отраслям в том числе они наиболее заметны в электронной и электротехнической промышленности (19), автомобилестроении (12), нефтедобычу (9), химии (11), пищевой и пищевкусовой промышленности (7), фармацевтике (5), торговле и прочих услугах (7) и т. п. По прямым инвестициям в российскую экономику американский капитал занимает первое место, и американские ТНК представлены в 11 из 14 выше из упомянутых отраслей.

    К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического комплекса наибольший интерес проявляют американские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить российско-американское предприятие «Полярное сияние» на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района создано американской ТНК «Коноко» и российским геолого-разведочным предприятием «Архангельскгеология». Подсчитано, что в виде налогов в бюджет РФ за время работы «Полярного сияния» на Ардалинском месторождении будет перечислено около 1 млрд долл.

    Активность ТНК несколько возросла после утверждения;
    думой в 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому закону иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органам РФ о деле произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором.

    Свои производства и предоставление услуг в России развернули фирмы, специализирующиеся на торговле и общественном питании. Их деятельность способствует конвергенции потребностей и вкусов потребителей. Показателем успеха распространения Стандартных услуг компании «Мак Доналдс» может служить открытие в России 25 фирменных ресторанов и планирование до-вести их общее количество до 100 к 2005 г. К 2002 г. инвестиции этой компании в России достигли 180 млн долл., а налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты превысили 250 млрд. руб.

    С середины 90-х гг. международные компании активизировали свою деятельность и на российском фондовом рынке. Приватизация государственных предприятий дает возможность использовать такой метод привлечения иностранных инвесторов, как продажа им акций и других ценных бумаг. Отсюда все больше значение приобретает становление фондового рынка на федеральном и региональном уровнях.

    Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой — Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое число предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях — Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленности — Тюменской и Магаданской областях, Приморском.

    Иностранные государства  также  осуществляют  политическое  давление  с целью  дать  выход  продукции  своих  производителей  на  российские  рынки. Особенно часто это  касается  таможенных  пошлин.  Могут  приниматься  также специальные   стандарты,   ставящие   «своих»   производителей    в    более благоприятные  условия.  Например,  когда  российские  авиакомпании   начали использовать самолеты российского производства в рейсах  Россия  -  США,  то американские  экологические  стандарты  на  самолеты  были  изменены   таким образом, чтобы российские самолеты им не соответствовали.  В  результате,  в этих  рейсах  российские  компании  используют  самолеты  американского  или европейского производства.
    

    Во  многих  странах  созданы  специальные  государственные  органы,  в функции которых входит содействие в сбыте национальных товаров  за  рубежом. Например, в США имеется Американская торговая  палата,  в  Совет  директоров которой входят представители крупнейших компаний, в т.ч.  присутствующие  на российском рынке –Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой  организации включает положение о том, что в ее обязанности входит «обеспечение  связи  с российским правительством»
    

    Производя  инвестиции  в  России  иностранные   компании   и   банки   могут преследовать следующие цели:
    

    1) Получение высокой нормы  прибыли  при  создании  производств  по  выпуску    продукции, которая дефицитна в России,  или  цены  на  которую  в  России    значительно выше мировых.
    

    2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже  мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная)  рабочая  сила,  низкая  цена  некоторых видов сырья.
    

    3) Использование сравнительно богатых месторождений  полезных  ископаемых  и    других природных ресурсов, разработка которых в  России  дешевле,  чем  в    других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.
    

    4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки  иностранных  ФПГ, что обычно  достигается  покупкой  российских  поставщиков  сырьевых   ресурсов и полуфабрикатов.
    

    5)  Покупка  потенциально   эффективных   российских   предприятий   (обычно   экспортно-ориентированных) по  низкой  цене  с  целью  получения  высокой  прибыли  после  ограниченных  инвестиций  в   создание   системы   сбыта, проведение  маркетинга  и  реструктуризации   номенклатуры производимой  продукции.
    

    6) Продвижение  на  российский  рынок  своей  продукции:  создание  торгово-сбытовой сети, сборочных производств,  сервисных  предприятий,  внедрение  своих  стандартов  на  российском  рынке.  К  инвестициям   такого   типа  подталкивают и высокие таможенные сборы.
    

    7)   Использование   морально   устаревшего   или   экологически    вредного  оборудования,  которое  невозможно  эффективно  использовать  в  развитых  странах. Выпуск устаревшей  продукции,  технология  производства  которой  хорошо отработана.
    

    8) Инвестирование средств российского происхождения под  видом  иностранных,  чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.
    

    Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши  на  российском  рынке не заполнены, и убедившись  в  высоком  спросе  на  свою  продукцию,  начали инвестировать средства в  производство  этой  продукции  в  России.  Главным образом эти инвестиции направлялись в пищевую  промышленность,  производство товаров широкого потребления, в частности в создание  сборочных  производств по выпуску бытовой техники.
    

    Одними из первых  свои  предприятия  в  России  организовали  McDonalds (рестораны  быстрого  обслуживания),  Coca-Cola  (производство  одноименного напитка), Funai (сборка видеотехники). Собственное  пищевое  производство  в Подмосковье организовала компания Mars (объем  инвестиций  -  $100  млн.), инвестиционный проект намерена реализовала  компания  Cadburi  (производство шоколада).   Компания   Philipp   Morris   купила   контрольный пакет Краснодарской табачной фабрики и намерена финансировала ее  реконструкцию  в объеме $60 млн.
    

    СП Poly Form создано американской ассоциацией производителей де-  ловыхи защищенных бумаг Standard Rotator и российскими  частными  лицами.  Сейчас СП специализируется на выпуске финансовых документов и защищенных  бумаг  по заказу российских страховых  компаний  и  пенсионных  фондов.  Его  нынешняя мощность позволит  обрабатывать  5  тыс.  тонн  бумаги  в  год,  в  основном финской. Продукция СП пользуется  высоким  спросом,  т.к.  до  недавнего времени в России было лишь одно предприятие этого профиля - Гознак.
    

    В отличие от слаборазвитых  стран  в  России  нет  чрезвычайно  дешевой неквалифицированной  рабочей  силы,  но  стоимость  труда  квалифицированных работников занижена. Это способствует  использованию  российских  научных  и инженерных  кадров  иностранными  компаниями.  Например,  фирмы  Motorola  и Samsung  проинвестировали  создание   собственных   научно-исследовательских центров в области электроники в  России.  Подобный  центр  намерена  создала американская фирма Texas Instruments
    

    Многих иностранных  инвесторов  привлекают  богатые  природные  ресурсы России. Ряд факторов препятствуют вложениям иностранного капитала в  разработку российских полезных ископаемых. Один из них - неясность  прав  собственности на землю и недра. Кроме того,  часто  возникают  транспортные  и  таможенные проблемы, например, нефтедобывающие СП сталкивались  с  отказами  доступа  к нефтепроводам и с произвольными повышениями тарифов  за  перекачку  нефти  и таможенных пошлин.
    

    Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции  российских предприятий - возможность  купить  потенциально  прибыльное  предприятие  по низкой цене. Многие российские предприятия,  которые  производят  или  легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе  из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной  структуры  управления,  незнания рынка  (особенно  западного),  неумения  находить  и  работать  с  западными партнерами.  Такие  предприятия  имеют  плохое  финансовое  положение,  что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки  контрольного  пакета акций иностранная фирма может добиться  улучшения  положения  предприятия  с помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным  образом в создание системы сбыта и  финансовое  обеспечение.  При  этом  иностранная фирма может использовать свой опыт работы  на  иностранных  рынках,  готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например,  предоставлять  гарантии  и векселя при расчетах).
    

    Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою  продукцию  на российском  рынке,  создают  сервисные   центры,   сборочные   производства, торговые предприятия.
    

    Несколько сборочных производств организовала в России  корейская  фирма. В целом,  методы  применяемые  иностранными  инвесторами  при  вложении средств определяются тем, что иностранный капитал стремится: контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры,  в которые  были  вложены  деньги)  и,  по  возможности,  застраховать  их   от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера; по   возможности,   обеспечить   независимость   выполняемого   проекта   от экономического положения российского предприятия-партнера; перевести отношения  со  структурой,  управляющей  вложенными  деньгами,  на западные стандарты; свести к минимуму неудобства  российской  финансовой  и  налоговой  системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании  используют  те  же методы, что и российские).
    

    В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это «Ингосстрах», «Аэрофлот» многие внешнеэкономические объединения. Так, современный «Ингосстрах» с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде советских республик представляет собой российскую ТНК финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские ношения с российскими и зарубежными предприятиями, ее вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как «Газпром», «ЛУКойл», «Алроса» и др.

    Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является гигантская организационно-хозяйственная структура РАО «Газпром» 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в сырье. «Газпром» является самым крупным в России источник поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно: на сумму от 6 до 7 млрд долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности «Газпрома» стала Германия. Ценность германского рынка заключается в том, что через эту страну проходят все основные трансъевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. «Газпром» через совместное предприятие пней компанией концерна «БАСФ» контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию «Газпрома» входит активно е участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

    Успешная деятельность российского газового гиганта на рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного успеха в рыночной экономике. Несколько десятков крупных транснациональных корпораций, несомненно укрепили бы позиции России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в Рос-
    нефтяная компания «ЛУКойл», в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти; перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием «ЛУКойл» образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве.

    В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные Корпорации — основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики. В Федеральном законе «О финансово-промышленных группах», принятом в октябре 1995 г., финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкур» способности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых чих мест. 72 ФПГ объединяют свыше тысячи предприятий лее 90 финансово-кредитных институтов. Численность занятых составляет около 25% всех работающих в промышленности России.

    Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств — членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ). При создании их на основе межправительственных соглашений, им присваивается статус межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Национальность ТНК государств — членов СНГ определяется по мест регистрации.    

    Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги — банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК.

    В последние годы заметно усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран — членов СНГ. При этом одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия стран Содружества в сфере металлургу возможно, станут транснациональные корпорации. Они создаются, чтобы противостоять на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен пример мирового рынка алюминия, где семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия.

    Возможности такой формы международных хозяйственных связей, как транснациональные корпорации, для объединения финансовых ресурсов предприятий стран — членов СНГ, проведения единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики используются в растущих масштабах. Однако одной из основных проблем, препятствующих созданию и функционированию ТНК в странах — членах Содружества, остаются расхождения в национальных законодательствах по этим вопросам. Кроме того, до сих пор не разрешены противоречия в ведении консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчетности участников транснациональных финансово-промышленных групп.

    По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы — ГАЗ и ВАЗ — начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие «КременчугавтоГАЗ», на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей «ГАЗ-3302» — «Газель». АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей «Евро-Лада» (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой «Валмет». Заводы «Валмет», где собираются машин всемирно известных фирм «Опель», «Сааб», «Дженерал моторс» считаются одним из самых технологически гибких производств, Европе.    

    Можно надеяться, что на трудном пути интеграции страны в мировую экономику российские международные компании играть роль катализаторов преодоления внутреннего эконом кого кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической сфере.

     

     

     

    3. ОБЪЯСНИТЕ ПОНЯТИЕ «ЗОЛОТОЙ МИЛЛИАРД». В ЧЕМ СОСТОИТ ЕГО СМЫСЛ? (ДАТЬ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ)

     

    Понятие «золотой миллиард» вошло в культуру западного общества и стало важным фактором мировой политики. За этим термином стоит целостная геополитическая, экономическая и культурная концепция: pазвитые стpаны, сохpаняя для себя высокий уровень потребления, будут держать остальной миp в пpомышленно неpазвитом состоянии в качестве сыpьевого пpидатка и зоны сбpоса вpедных отходов.

    Термин «золотой миллиард» образовался как синтез двух крупных идей современной западной культуры, которые принимают самое разное обличье — от квазинаучных до сугубо идеологических и даже мистических, религиозных. Одна идея — представление о «Золотом веке» прогресса и благоденствия. Другая — пессимистическое признание ограниченности ресурсов Земли и невозможности распространения этого благоденствия на все нынешнее население планеты.

    Беднеющее население «замороженных» в развитии стран деградирует и никакой ценности для «первого мира» не представляет, создавая, в то же время, глобальные социальные проблемы. Оно будет сокращено с помощью целой системы социальных технологий.

    Понятие «золотой миллиард», как отражение объективной реальности, появилось только в ХХ веке. Дело в том, что в начале двадцатого столетия на нашей планете проживало всего 1 млрд. 636 млн. человек, и большая часть населения размещалась в Азии, Африке, Латинской Америке. Основная часть народов этих регионов жила преимущественно в страшной нужде, да и в Европе, Северной Америке значительная часть граждан существовала далеко не лучшим образом. Поэтому не только «золотого миллиарда», но и его половины быть не могло, хотя в зародыше он появился задолго до ХХ века. Именно в двадцатом столетии произошел неслыханный демографический взрыв, и за этот небольшой отрезок времени только прирост населения составил 4 млрд. 360 млн. человек, то есть в три раза больше, чем появилось землян за сотни тысяч лет со времени появления первого человека. В это же время произошел мощный скачок и в области производства, что и привело к завершению формирования и появлению «золотого миллиарда».

     В наше время в мире проживают более 6 млрд. человек, они являются гражданами порядка 200 самостоятельных стран. К большому сожалению, из шести миллиардов пять живут в основном плохо, в постоянной нужде, они влачат нищенское существование, голодают, тысячи и тысячи умирают от голода. И только один миллиард живет в противоположность пяти, благоденствует. Он не только сыт, но живет в роскоши, довольстве, пользуясь всеми земными благами. Вот этот-то миллиард и назван думающими людьми «золотым».

    К «золотому миллиарду» чаще всего относят наиболее развитые капиталистические страны. Таких стран в мире насчитывается чуть более тридцати, не считая карликовые вроде Монако, или несколько стран, которые с натяжкой могут быть названы развитыми, скажем, Португалия. Число жителей этих развитых стран не добирает одного миллиарда, да кроме того и в этих странах определенная часть граждан живет далеко не «в золоте». По расчетам известного американского экономиста Филиппа Котлера, даже в США есть низший класс, живущий довольно трудно, испытывая нужду. Таких немало и в других развитых странах. В то же время во всех странах, не входящих в «золотой миллиард», определенная часть населения, хотя и сравнительно малая, живет преотлично, а зачастую в такой роскоши, какой не видят многие, живущие в странах «золотого миллиарда».

    Важным источником обогащения стран «золотого миллиарда» является торговля товарами, с которыми не могут конкурировать ослабевшие или слаборазвитые страны. США в первые послевоенные годы (1946 – 1950 гг.) ежегодно от преимуществ в торговле получала доход в 2,5 – 3,5 млрд. долларов. Особенно велики доходы этих стран от продажи оружия. В 1998 году те же США получили от продажи оружия 7,1 млрд. долларов, Германия — 5,5 млрд., Франция — 3 млрд., Великобритания — 1,2 млрд. долларов. И это только чистый доход. Эти же страны нацелились получить до 6 млрд. долларов от реализации вооружения вновь вступившим в члены НАТО странам в связи с их перевооружением по блоковским стандартам. Потому-то «золотой миллиард» никогда реально не допустит, чтобы на нашей планете был мир, чтобы не было военных конфликтов — это означало бы потерю важного источника обогащения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999. № 160-ФЗ.
  2. Баранов А.О. Экономика России: деньги, бюджет, инвестиции. М., 2004.
  3. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой анализ). М., 2006.
  4. Дергачев В.А. Международные экономические отношения.–М.: М.: Финансы и кредит, 2005.
  5. Евстигнеев В. Портфельные инвестиции в мире и России : выбор стратегии. М., 2005.
  6. Кара-Мурза С. «Золотой миллиард» и устойчивое развитие // Философия хозяйства.  1999. № 2.
  7. Международные экономические отношения / Под ред. ЕН.Н. Ливенцева. –М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  8. Мировая экономика и международные экономические отношения: часть 1 / Под ред. Хасбулатова Р.И. –М.: Гардарики, 2006.
  9. Семенов К.А. Международные экономические отношения. –М.: Юнити-Дана, 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00171 sec

WordPress: 22.19MB | MySQL:116 | 2,101sec