Россия и центры мирового хозяйства

<

122913 1740 1 Россия и центры мирового хозяйства 1. ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В МИРЕ

1.1. Место России в мировой экономике

В мире есть немало стран, оценка которых нередко зависит от субъективных факторов и может изменяться в зависимости от времени. Что касается России, то любой мало-мальски образованный человек в самых разных уголках земли поражен ее размерами, территорией, многообразием климата, ландшафта, населения. В мире больше нет такой страны, которая занимала бы одну восьмую часть всей суши (более 17 млн кв. км), границы которой на земле вытянулись почти на 20 тыс. км, а береговая черта достигает почти 38 тыс. км. 11 часовых поясов покрывает Россию с востока на запад. Несмотря на относительную суровость климата в некоторых регионах России, на ее территории можно встретить почти все имеющиеся на земле климатические зоны, всю гамму фауны и флоры. Территория России по площади больше территории США в 1,8 раза. По численности населения (около 147 млн человек в 1997 г.) Россия находится на шестом месте в мире — после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.

Россия представляет собой единственное в своем роде Евразийское государство, занимающее значительную часть территории как Европы, так и Азии. Своеобразное размещение России открывает перед страной громадные возможности играть активную роль не только на этих двух континентах, но и в мире в целом. Даже с географической точки зрения через российскую территорию могут проходить наиболее экономически выгодные воздушные и сухопутные маршруты, связывающие Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию. И теперь, когда стоит вопрос о повсеместном включении России в единое мировое рыночное пространство, было бы важным для страны не упускать этот шанс, который позволяет, с одной стороны, максимально эффективно использовать геополитическое положение страны, а с другой — способствовать развитию российских регионов, для которых фактор расстояния не всегда благоприятствовал экономическому росту.

В недрах России можно обнаружить практически все элементы таблицы Менделеева. Особую устойчивость экономике страны придает то обстоятельство, что по запасам энергетического сырья российские недра занимают ведущие позиции в мире. Так, по имеющимся оценкам, доля России в мировых прогнозных запасах нефти оценивается в 13—15%, природного газа — в 42, угля — в 43%. Как уже отмечалось, страна располагает самой протяженной в мире береговой линией, что дает в ее распоряжение значительные площади и подводные ресурсы континентального шельфа. Перспективные морские запасы углеводородов только российского Крайнего Севера вполне соизмеримы с аналогичными запасами в зоне Персидского залива и Каспийского бассейна. Большая часть энергетических ресурсов в шельфовой зоне еще полностью не исследована и может оказаться значительно больше предварительных оценок.

Что касается уже разведанных запасов энергетического сырья, то в недрах России сосредоточено 13 % (7 млрд т) мировых запасов нефти, 35 % — природного газа и около 12 % — угля. В настоящее время на страну приходится в среднем 11 % мировой добычи нефти, 28 % — природного газа и 14 % — угля. В целом место России в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве показано в табл. 1.

 

Таблица 1

Местоположение России в мировом промышленном и сельскохозяйственном

производстве

1 место

Естественный газ

2 место

Бурый уголь, картофель, молоко

3 место

Нефть, серная кислота (в моногидрате)

4 место

Электроэнергия, чугун, сталь, железная руда, вывозка деловой древесины, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, сахарная свекла

5 место

Готовый прокат черных металлов, пиломатериалы, минеральные удобрения

6 место

Каменный уголь, целлюлоза, мясо (в убойном весе), масло животное

8 место

Чулочно-носочные изделия, улов рыбы

11 место

Легковые автомобили, цемент

12 место

Шерстяные ткани, обувь

14 место

Бумага и картон, сахарный песок (из отечественного сырья), масло растительное

 

В тоже время пока экономический потенциал России не востребован в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста. По объему валового внутреннего продукта Россия замыкает первую восьмерку развитых стран мира. Подсчеты на основе различных методик (по паритету покупательной способности валют или по обменному курсу) на сегодняшний день показывают, что ВНП России едва достигает 10% ВВП США. Российский показатель ВНП надушу населения меньше американского более чем в 5 раз. Близка к России Бразилия, которая может занять восьмое место по величине ВНП. Да и вообще уровень и масштабы конкурентной борьбы на исходе XX в. таковы, что никому не дано почивать на достигнутом. Именно на обеспечение своей конкурентоспособности Россия должна обратить внимание безотлагательно.

Уже не первый год Всемирный экономический форум, собирающийся в Давосе, анализирует рейтинг конкурентоспособности 50—60 стран. Специалисты форума, как и других международных исследовательских центров, в последние годы отводят России замыкающие места. Налицо очевидное противоречие между ресурсным потенциалом России и ее местом в современной мировой экономике.

До сих пор Россия может соперничать на равных с США как космическая держава. Благодаря мировому признанию российских технологий в ракетостроении и освоении Космоса вообще, Россия сотрудничает в этой области со многими развитыми странами. В целом высокие технологии в различных отраслях российской экономики опираются на сложившиеся в последние десятилетия научные традиции и школы, которые при наличии адекватного экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности.

Основу экономического потенциала России составляет человеческий фактор. Уровень образованности и профессиональной подготовки российских граждан таков, что они способны, по признанию зарубежных партнеров из самых разных стран, решать любые технические и экономические проблемы, адаптироваться к различным условиям производственной и коммерческой деятельности. Система высшего образования в стране по-прежнему готовит высококвалифицированные и перспективные кадры по современным направлениям развития человеческого общества в русле мировых тенденций. Одним из доказательств высокого профессионального уровня российских специалистов в области естественных наук является большой спрос на них практически во всех развитых странах мира. В последние годы все больше российских граждан, имеющих образование и опыт работы в сфере управления, маркетинга, финансов, приглашаются в фирмы разных стран, работающих на рынках России или с российскими партнерами.

Вместе с тем в стране еще не найден механизм максимально эффективного использования человеческих ресурсов. Благоприятным фоном для решения этой проблемы может стать создание в стране соответствующего социального климата, уже характерного для обществ с развитой экономикой.

Российская Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира — 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,4% населения мира. Она производит 1,1—2,4% ВМП (1998 г.). РФ образовалась в 1991 г. в результате развала Советского Союза. Современная хозяйственная система — следствие слома государственного строя, разрушения, единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

В составе СССР Российская Федерация обладала крупнейшим научным и промышленным потенциалом. В наследство ей достались высокоразвитые авиакосмическая промышленность, энергомашиностроение, судостроение, металлургия, базовая химия, атомная энергетика, морской флот, одни из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы. По оценкам, на долю Российской Федерации приходится 1/5 часть мировых минеральных ресурсов. На ее территории расположено 33% мировых запасов природного газа, крупнейшие запасы каменного угля, железа и никеля, олова и свинца, золота, алмазов и нефти.

Основной тенденцией экономического развития РФ в 90-е годы являлись падение производства и снижение производственного потенциала. ВВП уменьшился в 1,4 раза, составив 62,5% от уровня 1991 г. Наиболее крупное сокращение производства произошло в обрабатывающей промышленности — в два раза. Постоянно сокращалось сельскохозяйственное производство, снизились его товарность и производственные возможности.

 

Падение производства парализовало спрос, и особенно производственный спрос. Объем капиталовложений за 1990— 2000 гг. сократился в 4 раза.

В структуре производственных капиталовложений резко упала доля сельского хозяйства. Снизились капиталовложения в отрасли конечного спроса (машиностроение, легкая промышленность). Инвестиционный процесс в значительной степени поддерживался жилищным строительством для богатых. Доля капиталовложений в ВВП сократилась до 15% (1990 г. — 30%), причем доля производственного накопления не превышала 10%. Как показали результаты обследований, только половина предприятий направляла свои доходы на развитие производства. Норма накопления оказалась ниже общемирового уровня.

Таблица 2

Нормы сбережений и накопления в РФ1


 

1991

1995

1999

Сбережения

38,8

27,9

25,6

Накопление

36,3

25,4

15,5 .

 

С 1997 г. коэффициент ввода основных фондов стал отставать от выбытия, что вызвало нарастание износа основных фондов, их старение. Деградация технического уровня проявилась в падении доли оборудования молодых возрастов (до пяти лет). Средний возраст промышленного оборудования возрос с 10,8 до более 16 лет, износ основных фондов промышленности — с 46,4 до 52%. Несмотря на то, что на реконструкцию и техническое перевооружение действовавших предприятий использовалось более половины капиталовложений производственного назначения, этого было недостаточно для массового обновления производственных мощностей из-за значительного сокращения общего объема инвестиций.

Разрушение реального сектора экономики особенно отрицательно отразилось на эффективности производства. Фондоотдача уменьшилась по национальному хозяйству в целом и по промышленности.

Таблица 3

Динамика ВВП, промышленной продукции и фондоотдачи в РФ (текущие цены с соответствующей переоценкой фондов, млрд руб.)1

 


 

1990

1991

1996

2001

ВВП

664,2

1398,5

2256120,7

9545

Основные фонды

1927.0

2061,0

13493758,0

14285,5

Продукция промышленности

600,0

1300,0

1414000,0

2995,0

Основные фонды промышленности

650,0

697,0

4518578.0

4403

Фондоотдача по национальному хозяйству

0,33

0,67

0,165

0,318

Фондоотдача по промышленности

0,92

1,86

0,31

0,680

 

В условиях резкого сокращения производственного спроса основным элементом общего спроса стали домашние хозяйства. Потребление домашних хозяйств достигло 65% в 2000 г. (1990 г. — 49%). При сокращении производства поддержка потреблением была возможна только при условии перераспределения национального дохода от производителей к потребителям (домашним хозяйствам). Это стало возможным за счет приватизации расходов предприятий и государства и сосредоточения их в руках нескольких процентов населения — «новых русских». В абсолютном выражении потребление домашних хозяйств также сократилось. В итоге образовался резкий дисбаланс между производством и потреблением.

Потребление населения уменьшилось на 1/5 часть. Основу потребления стали составлять продукты питания (52%, в том числе хлеб — 9% потребительских расходов), потребление качественных продуктов питания сократилось на 40—50%. У половины населения потребление животного белка, витаминов, упало ниже минимального уровня. Подобная картина сложилась по энергетической ценности продуктов питания. По уровню потребления основных продуктов на душу населения РФ оказалась на 45 месте в мире против 6—7 места в 1990 г.

Негативные сдвиги в личном потреблении — результат снижения доходов основной массы населения. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня, в 2000 г. составляла 30%, разрыв между доходами 10% самых богатых групп населения и 10% самых бедных групп населения — 14 раз. Стремительный раскол общества на узкий круг богатых и огромную массу бедных создало две противоположные по своим социальным целям группы населения.

Резкое сокращение производства и платежеспособности предприятий привело к падению спроса на научно-технические разработки, к абсолютному и относительному уменьшению их финансирования. Ассигнование науки из бюджета уменьшилось в 10 раз. Доля финансирования НИОКР из всех источников опустилась до 0,2% ВВП (0,9% в 1992 г.). Разрушился научно-технический комплекс как взаимосвязанная система.

Произошел массовый отток научных кадров за рубеж, практически утрачен ряд научных школ, сократился потенциал фундаментальной науки. Значительно снизилась эффективность исследовательских и научных разработок. Если в 80-е годы около 70% фундаментальных и прикладных разработок соответствовало мировому уровню, а 20% превосходило его, то в середине 90-х годов эти показатели снизились до 25 и 7%.

Таблица 4

Структура промышленного производства РФ, %1

Отрасли 

1992

1996

2000

Электроэнергетика

9,7

13,0

11,8

Топливная промышленность

13,7

17,3 .

16,4

Черная металлургия

8,0

9,6

9,7

Цветная металлургия

5,3

6,7

6,9

Химическая промышленность

8,3

8,0

8,8

Машиностроение

22,4

18,4

19,1

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

6,0

4,5

5,1

Стройматериалы

5,7

4,3

3,9

Легкая промышленность

5,6

2,0

2,0

Пищевая промышленность

11,4

12,3

12,2

Под влиянием сокращения производства и сдвигов в спросе произошли важные изменения в структуре хозяйства. Доля материального производства снизилась с 65 до 41%, а сфера услуг увеличилась. Внешне это соответствовало тенденциям мирового развития, но по экономическому содержанию сфера услуг не соответствовала своему целевому назначению. Основное место в ней занял, как и в других странах, финансовый сектор, который в отличие от многих стран имел ростовщический, спекулятивный характер и оказывал негативное влияние на экономическое развитие страны.

Серьезно изменилась структура промышленного производства. В ней возросла доля электроэнергетики, добычи топлива, черной и цветной металлургии и резко сократилась доля машиностроения и легкой промышленности.

На изменение структуры промышленного производства повлияли существенные сдвиги в спросе. Отрасли, которые в основном удовлетворяли внутренний спрос, резко снизили свое производство (машиностроение, легкая промышленность, строительные материалы). Сырьевые отрасли и отрасли первичной обработки, спрос на которые в условиях рухнувшего внутреннего рынка определялся развитыми странами, могли поддерживать свое существование. Самое тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях и смежном с ними оборонном промышленном комплексе. Ряд производств почти полностью прекратил свое существование. По оценкам, пороговое значение доли наукоемкой продукции не должно быть ниже 6% обрабатывающей промышленности. Фактически эта доля не превышает 2-2,5%.

Анализ показателей динамики и структуры промышленного производства показывает устойчивую тенденцию к разрушению сложившихся в предыдущие десятилетия пропорций. Резко разновеликие сокращения производства привели к дисбалансу в структуре производства: сырьевые отрасли — обрабатывающая промышленность — конечные продукты? потребления, что подорвало единое производственное пространство страны.

Переход от централизованно планируемой экономики к методам рыночного регулирования сопровождался обострением региональных проблем. Расширился состав кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, возросли региональные различия в уровне развития. Воспроизводственные диспропорции, сопровождаемые региональными разрывами, соседствуют с усилением хозяйственного обособления отдельных районов. В результате ряд приграничных районов включился в зарубежную экономику в большей степени, чем во внутренний рынок.

Произошла чрезмерная концентрация факторов производства в немногих зонах с высоким уровнем городского населения и в крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге. Разрывы в уровнях экономического развития между субъектами РФ достигают несколько сот раз.

Негативное влияние на экономическое развитие оказывала инфляция. За 1992—1996 гг. индекс потребительских цен вырос в 2,2 тыс. раз. В конце 90-х годов темпы инфляции замедлились — 30—86% в год, что превышает уровень развивающихся стран.

Стремление властей сгладить растущие диспропорции и острые социальные проблемы привело к хроническому бюджетному дефициту, достигавшему в отдельные годы 2—10% ВВП. Это побуждало правительство прибегать к крупным заимствованиям на внешних и внутреннем рынке.

Одной из характерных черт развития российской экономики является ее долларизация. Общий объем долларов на руках у населения близок к объему наличной денежной массы. Иностранная валюта выполняет не только функцию сбережения, но также платежного средства, особенно в теневой деятельности. Это подрывает устойчивость национальной денежной единицы.

 

Кроме того, граждане бесплатно кредитуют США, теряя при этом несколько миллиардов долларов в год. Диспропорциональность производства и обращения не могла несказаться на товарно-денежных отношениях. Их роль снизились, и возросла доля примитивных форм обмена — товар на товар. Бартерный обмен в промышленном секторе возрос примерно с 8% в 1993 г. до почти 50% в 1998 г., опустившись затем до 35% (2000 г.). Многие компании, которые получают наличные во внешней торговле, используют бартерный обмен на внутреннем рынке. Это результат огромных дисбалансов в хозяйстве, приведших к недостатку ликвидности (отпуск цен не сопровождался соответствующим ростом денежной массы).

Положение любой страны в мировом хозяйстве зависит от качества и количества трудовых ресурсов, основу которых составляет население. С 1992 г. в Российской Федерации началось абсолютное снижение численности населения: ежегодно на 200—400 тыс. человек. Сокращение происходило за счет естественной убыли, несмотря на значительную иммиграцию из бывших союзных республик (более 2 млн человек). В отрицательную сторону изменились показатели воспроизводства населения 988 г. — 2,0%, в 1996 г. — 1,3%). Растет число нетрудоспоспобных возрастов (20,7% в 1997 г.), одновременно сократилась средняя ожидаемая продолжительность жизни (66,9 лет в 1997 г. Против 70 лет в 1986—1988 гг.). Основные причины снижения средней продолжительности жизни связаны с низким качеством питания, его нехваткой, ухудшением окружающей среды и медицинского обслуживания, усилением нервно-психических нагрузок, ростом алкоголизма и наркомании.

Отрицательные тенденции экономического развития изменили положение РФ в мировом хозяйстве. Ее доля в мировом производстве сократилась с 6% в 1990 г. до 2,4% в 2000 г. Подушевой ВВП составил 33—35% от аналогичного показателя, что отбросило страну на 98 место в мире при подсчете ВВП по текущему валютному курсу и на 80-е по ППС.

В мировом хозяйстве страна известна как крупный производитель минерального сырья. В конце 90-х годов Российская Федерация обеспечивала 28% мировой добычи природного газа, каменного угля, 11% — нефти. Она является крупным производителем алмазов, алюминия, платины, электроэнергии, черных металлов, деловой древесины, хлопчатобумажных тканей, зерна, минеральных удобрений, но незначительным производителем машин и оборудования. Все машиностроение РФ по объему продаж уступает одной американской корпорации «Дженерал моторе». На долю Российской Федерации приходится 0,3% мирового объема наукоемкой продукции.

Экономическое ослабление РФ крайне затрудняет для нее реализацию своих потенциальных преимуществ. Минеральные и сырьевые ресурсы (до 40% доступных полезных ископаемых) сосредоточены в сибирском и дальневосточном районах. Освоение природных ресурсов, так же, как и воплощение прежних и новых научно-технических наработок в конкурентоспособные изделия, требуют для своей реализации крупных капитальных расходов, которые могут оказаться непосильными для страны в ближайшем будущем при существующем воспроизводственном режиме.

 

1.2. Роль России в мировой экономике

 

1.2.1. Российская Федерация в мирохозяйственных связях

 

Рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи. Несмотря на то, что роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1,5—1,2%. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25%, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах.

Россия выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990г. — 18%). Это примерно соответствует показателям развитых стран.

По ряду экспортных поставок экспортная квота достигает высокого уровня: сырая нефть — 45%, нефтепродукты — 36%, природный газ — 37%, минеральные удобрения — 72%, черные металлы, медь — 72—80%, целлюлоза — 85%, алюминий — 90%. Как видно, ряд отраслей почти полностью работает на внешний рынок.

Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны. За счет импорта обеспечивается 35—37% спроса на продовольственные товары, в том числе на 60% — на мясо, на 50% — на сливочное масло. Почти полностью за счет импорта удовлетворяется спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электроприборах. Доля импорта машин и оборудования превышает 60% (15-20% в 80-е годы).

<

 

Значительный рост открытости российской экономики объясняется резким снижением внутреннего предложения, превращением внутрисоюзных поставок в международные. На первом этапе внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами. В середине 90-х годов были почти полностью упразднены квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных поставок. Единственным регулятором ввоза товаров оставался импортный тариф. Была введена внутренняя и внешняя обратимость рубля по текущим операциям, иностранцы допущены на финансовый рынок. Защита национального производства, отдельных его секторов оказалась на заднем плане. Преобладал подход — запад нам поможет. Это привело к гипертрофированной зависимости российского хозяйства от международных рынков.

Доля Российской Федерации в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась 1,3% в 2000 г. против 2,7% в 1991 г. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 20-е место в мире. Внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в долларовом выражении в 1,4 раза, при этом импорт сократился в 1,2 раза.

Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация — на стороне стран ЕС, Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой.

Как показано в Приложении А преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота.

Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем, с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не играть важного стабилизирующего фактора как для России, так и для самих стран СНГ.

Даже укрупненные статьи экспорта и импорта, как свидетельствуют данные в Приложениях Б и В, показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию.

Подобная страновая ориентация во многом определяется содержательной стороной экспортно-импортных операций.

В тоже время положение РФ в системе внешнеторговых связей существенно ухудшилось. Отставание отраслевой структуры промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования привели к снижению конкурентоспособности. В большинстве отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции в 2—2,8 раза выше, чем в ведущих промышленных странах. Промышленное производство увеличило материале-, энерго- и трудоемкость. Энергоемкость ВВП увеличилась на 21%, промышленного производства — на 39%. По производительности труда обрабатывающая промышленность в 5—6 раз уступает развитым и в 3—4 раза НИС. Производительность труда в сельском хозяйстве по величине добавленной стоимости на одного занятого в 15—20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада.

По показателям общественной производительности труда РФ стала значительно уступать (в 1,6 раза) Бразилии, практически сравнялась с уровнем КНР (в 1990 г. она превосходила общую производительность в промышленности КНР в 2,5 раза).

Развитие производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли, в которой значительно усилилась сырьевая направленность.

Структура экспорта стала приближаться к соответствующей структуре ряда развивающихся стран. Свыше половины объема в нем составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8—11% стоимостного объема экспорта (1990 г. — 18%). В структуре экспорта обрабатывающей промышленности доля высокотехнологичных товаров выше, чем в Бразилии, но ниже, чем в КНР. Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.

Таблица 5

Товарная структура экспорта РФ, %1

 

Товарные группы

1993 г

1997г

2000г

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

3,1

2,8

2,7

Минеральные продукты

52,0

47,9

44,2

Продукция химической промышленности, каучук

5,7

8,3

8,6

Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них

0,1

0,4


Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

3,8

4,2

5,1

Текстиль и текстильные изделия, обувь

0,6

1,1

1,4

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

19,0

24,0

25,9

Машины и оборудование, транспортные средства

6,9

10,3

10,6

Другие товары

8,0

1,0

4,1

 

По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе отдельных стран-импортеров. Так, поставки энергетических товаров из страны покрывают 80% потребностей Украины, полностью — стран Балтии, свыше 50% — стран Восточной и Центральной Европы, до 20% — западноевропейских стран. В ряде производств российские производители имеют высокую конкурентоспособность: черная и цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность.

Значительные изменения произошли в структуре импорта: снизилась доля машин и оборудования, усилилась роль потребительских товаров. Доля машин и оборудования сократилась с 44,5% в 1990 г. до 36,3 в 2000 г. Вместе с тем машины и оборудование составляли крупнейшую позицию, но она была ниже уровня промышленно развитых стран. Значительное место в импорте занимают сельскохозяйственные продукты (свыше 26% за десятилетие) и химические товары (11%). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением доли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого потребления.

Рассмотренные изменения во внешней торговле в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% российского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет 15—20%, развивающихся стран — 15%. Произошло сокращение стран СНГ и развивающихся государств. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС — 34% и США — 8%. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступает Германия — 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли — 0,1—0,8%, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5%.

Торговый баланс сводился с возраставшим положительным сальдо, которое в основном обеспечивалось в торговле с развитыми странами.

. Еще до сформирования развитой денежно-кредитной системы РФ широко включилась в международное движение капитала. Она стала крупнейшим субъектом в вывозе капитала в нелегальной форме.

 

Официальный экспорт капитала (по лицензиям Центрального банка) за 1991—2000 гг. составил 11 млрд долл., в том числе прямые и портфельные инвестиции равнялись 4,5 млрд долл., или примерно 41% разрешенной суммы капитала.

По оценке ЮНКТАД, в 2000 г. накопленная сумма российских зарубежных прямых капиталовложений составила 7,4 млрд долл., или примерно 0,02% их мирового объема. В указанную сумму входят советские заграничные прямые капиталовложения. К началу 90-х годов за рубежом насчитывалось около 300 совместных компаний с участием советского капитала. 64% из них были зарегистрированы в Западной Европе, 14% — в Америке, 13% — в Азии. Совокупный объем капиталовложений в эти компании оценивался в 2—2,5 млрд долл.

В 90-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций колебался в пределах 0,2—3%’ валовых вложений в основной капитал в российском хозяйстве. Основными экспортерами капитала и инвесторами в зарубежную экономику выступают финансово-промышленные группы топливно-энергетической сферы. Легальный вывоз капитала составлял незначительную величину по сравнению с нелегально вывезенным капиталом.

Оценка нелегальной утечки капитала сильно разнится — от 9 до 100 млрд долл. в год, что составляет от 2 до 30% ВВП Российской Федерации. Предельная цифра нелегального вывоза в конце 90-х годов оценивалась в 1,4 трлн долл., что представляет чудовищное расхищение национального богатства. Огромная величина утечки капитала во много раз превышает объем иностранных инвестиций и экономической помощи Российской Федерации за 90-е годы. Господствующие круги, именуемые элитой, в 90-е годы продемонстрировали, что свое будущее они видят вне Большой и Малой России.

Движущей силой нелегального перемещения капитала служила теневая экономика, клановость, криминализация хозяйственного механизма. В этой структуре создаются незаконные прибыли, прямо ориентированные на уход от налогообложения, от любых форм государственного контроля. Немаловажную роль в этом процессе играли государственные структуры. «Диктату теневой экономики и «серых схем», разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство», — отмечал президент РФ в своем выступлении перед Федеральным Собранием в июле 2000 г. Нелегальный вывоз капитала был бы невозможен без содействия ему со стороны кредитных учреждений западных стран.

Огромные масштабы утечки капитала стали важной причиной хозяйственного кризиса, снижения уровня жизни населения. Они сдерживают инвестиционный процесс, подрывают валютное положение страны, существенно сократили налоговые поступления, затруднили погашение внешней задолженности.

Объем утечки капитала из РФ показывает, что созданное трудом нескольких поколений национальное богатство в немалой степени способствовало экономическому подъему западных стран в 90-е годы.

Ситуация изменилась с приходом нового Президента и его команды – Путина В.В. В настоящее время утечка капитала из России сократилась, что связано с начавшийся экономической и политической стабилизации в стране.

В 90-е годы Российская Федерация привлекала иностранный капитал в больших размерах. Основная его часть (70%) была привлечена в форме ссудного капитала. РФ использовала все основные формы заимствования: государственные кредиты, кредиты международных организаций, размещение обязательств на международных рынках. Значительная часть средств поступила в форме экономической помощи. В год финансового кризиса 1998 г. ее объем составил 0,4% ВВП, или 4 долл. на жителя РФ (Эстонии — 62, Латвии — 40, Литвы — 34, Грузии — 30, Украины — 8 долл.).

Широкое использование иностранного ссудного капитала привело к значительному увеличению внешнего долга — в три раза. По данным Мирового банка, в 1998 г. объем внешнего долга Российской Федерации составил 183,6 млрд долл. (1990 г. — 59,8). Он стал одним из крупнейших среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Большая часть его приходилась на государственную и гарантированную государством задолженность. Примерно 10% ее составляют кредиты МВФ. Следует отметить, что рост внешнего долга происходил при наличии огромного, постоянно растущего положительного сальдо торгового баланса. Экспорт в 1,8 раза превосходил объем импорта.

Снижение производства, высокий уровень теневой экономики привели к тому, что РФ постоянно испытывает трудности с погашением задолженности и ее обслуживанием. В результате переговоров и вступления Российской Федерации в Лондонский и Парижский клубы кредиторов удавалось договориться о реструктуризации внешних долгов. Погашение основной части долга было перенесено на начало текущего века. Наряду с облегчением текущих выплат это привело к увеличению суммы задолженности. В конце 90-х годов обслуживание внешнего долга составляло 13—16% экспортных поступлений. Нараставшие платежи по внешнему долгу делали почти невозможной государственную политику, направленную на подъем материального производства.

В силу того, что Российская Федерация стала правопреемницей СССР, к ней перешли внешние активы Советского Союза. Общая сумма задолженности иностранных государств (без задолженности стран СНГ) составляла 120 млрд долл. Однако РФ не может в полном объеме использовать эти активы. Основными должниками являются развивающиеся страны, часть из которых относится к групп наименее развитых стран. Из 57 стран-должников на регулярной основе выполняли свои долговые обязательстве менее 1/3 государств.

Хозяйственному развитию может служить приток иностранных прямых и портфельных инвестиций, которые формально не создают внешней задолженности. За 1991—2000 гг. их объем достиг 23 млрд долл., из которых 40% составляли портфельные. Приток ИПК по мировым меркам был небольшой — до 0,3— I 1,3% мирового объема в конце 90-х годов. В абсолютном размере общая сумма ИПК превысила 14 млрд долл., что составляло незначительную величину в мировом объеме ИПК — 0,03%.

Ежегодный приток ИПК в РФ занимал небольшое место в общем объеме валовых капиталовложений в основной капитал — от 1,1 до 7,2%. Столь небольшое значение иностранных прямых инвестиций обычно объясняется неблагоприятными условиями инвертирования (коррупция и т. Д.).

Основной сферой приложения ИПК были пищевая промышленность и топливно-энергетическая сфера. Далее шли торговля и общественное питание. На машиностроение и металлообработку приходится около 5% общего объема капиталовложений. В региональном отношении отмечается огромная концентрация ИПК — свыше 51% их объема приходится на Москву (Санкт-Петербург — 6,9%). Основной приток прямых капиталовложений обеспечивался за счет приобретения существовавших промышленных предприятий и не оказывал заметного влияния на увеличение и обновление основного капитала.

 

Основными инвесторами ИПК в российскую экономику являются американские корпорации, на долю которых приходится 43% общего объема прямых капиталовложений. Далее со значительным отрывом идут компании ЕС. Среди стран ЕС основными экспортерами выступали германские и британские компании — примерно по 8% наколенных капиталовложений. Обращает внимание высокая доля кипрских компаний (свыше 6% общего объема ИПК), которые не являются заметными инвесторами в мировой экономике. В данном случае речь идет об использовании российского нелегального капитала.

В тоже время оценивая движение частного легального капитала, следует отметить, что в 90-е годы происходил его чистый отток. В других европейских странах с переходной экономикой приток частного капитала составил около 180 млрд долл.

В целом внешнеэкономические связи РФ имеют однонаправленный характер, определяемый вывозом товаров и капитала. Это приводило к диспропорциональности хозяйственного развития. Сырьевая ориентация экспорта привела к выделению в рамках материального производства двух секторов, работающих на внутренний и внешний рынок, что вызывает нарушение единства воспроизводственного процесса. В одном секторе большие доходы, в другом — низкая прибыльность и основная занятость. Незначительный приток иностранных прямых капиталовложений не выравнивал эту диспропорцию, а углублял ее. В результате изменений в состоянии внутреннего и внешнего секторов российское хозяйство приобрело черты периферийно-зависимого типа развития.

 

1.2.2. Внешнеэкономические связи России со странами СНГ

 

Особое место в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации занимают страны Содружества Независимых государств (СНГ), провозглашенного в декабре 1991 г. в результате развала Советского Союза. В него вошли 13 бывших союзных республик. Провозглашение политического объединения, вместо государственного, как показали прошедшие годы, было направлено на постепенное разъединение союзных республик, раздел собственности Советского Союза и удовлетворение личных и националистических амбиций. К моменту развала СССР в стране доминировали интегрирующие факторы. Производственно-технологическая взаимосвязь предприятий и отраслей обеспечивала единое функционирование экономик союзных республик. В СССР четверть населения (75 млн человек) проживала вне границ своих национальных образований. Каждый восьмой брак считался межнациональным. На референдуме 17 марта 1991 г. большинство граждан высказалось за сохранение Союза в обновленном виде.

Разрушение единого экономического пространства сузило хозяйственный потенциал всех бывших союзных республик, производство упало на 30—50% практически во всех новообразованных государствах. Каждое из них в связи с разрывом, кооперационных связей, по оценкам, недополучало ежегодно 40% своего ВВП. Потеря свободных торговых путей, снижение ресурсного потенциала привели к коренному падению геополитической роли РФ, ослаблению ее безопасности. Появление проблем экономической выживаемости новообразованных государств объективно говорило в пользу реинтеграции, что не могли не использовать в своей политике правящие круги стран СНГ.

За время существования СНГ главы государств и правительств подписали более 1300 документов по широкому кругу вопросов торгового, финансового, производственного, технического, оборонного и социально-гуманитарного характера. Процесс хозяйственного единения формально обеспечивается Договором о создании экономического союза (1993 г.), распространяющего свое действие на все страны СНГ, а также Соглашением о создании зоны свободной торговли 1994 г. Было образовано более 30 координирующих и исполнительных органов, в числе которых Совет глав государств, Совет глав правительств, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и т.д. Их решения носят консультативный и рекомендательный характер. Ни СНГ в целом, ни его отдельные органы не обладают наднациональными полномочиями.

Несмотря на подписанные соглашения, экономическое взаимодействие внутри СНГ не носит интеграционного начала, которое предусматривает приведение разрозненных частей в единство как элементов одной хозяйственной системы. Торговые и другие экономические связи в рамках СНГ осуществляются исключительно на двухсторонней основе, и условия сотрудничества каждой пары существенно разнятся. Поэтому показатели, свидетельствующие об экономическом сотрудничестве в СНГ, отстают от показателей целого ряда других экономических группировок. В СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет около 30%, а в Меркосур, НАФТА — около 50%, в ЕС — свыше 60%. Взаимный товарооборот среди стран СНГ сократился, снизилась сбалансированность внешней торговли.

Препятствием на пути хозяйственного единения стоят субъективные и объективные причины. Это клановость интересов новых собственников производственного аппарата, политические амбиции лидеров, представляющих эти интересы и стремящихся к международному самоутверждению, несмотря на бедственное положение своих стран. Объединению препятствуют усиление неравномерности экономического развития новых стран, сырьевая направленность хозяйств большинства из них. Сдерживающее влияние оказывает ценовая политика, когда внутренние цены для партнеров из СНГ оказываются значительно выше цен на подобные поставки в страны дальнего зарубежья. Дальнейшему разъединению способствует политика западных государств. Экономическая помощь западных стран нередко препятствует процессу производственного кооперирования, нарушает оставшиеся связи между платежеспособными предприятиями.

Виртуальность экономического союза, отсутствие реальной координации внешнеэкономической деятельности, налоговой политики, механизма ответственности за выполнение принятых обязательств дополняются дроблением СНГ на различные субрегиональные группировки. Это Таможенный союз (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), преобразованный в Евразийское экономическое сообщество; Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан); ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия); Союз Белоруссии и России, основанный на сохранении суверенитета двух государств. В качестве разъединяющихся моментов используются доводы о национальной самобытности, религиозной напряженности, геополитической ориентации, социально-экономическом положении.

Суверенизация хозяйств, плановость предпринимательской деятельности выступают тормозом развития кооперации на уровне хозяйствующих субъектов или интеграции на микроуровне. (Устойчивые кооперационные связи создают основу для образования международных финансово-промышленных групп.) Препятствием также выступают существующие различия в законодательствах.

Большинство стран СНГ переориентировали свои связи с/ РФ на другие зарубежные страны, на долю которых приходится 5/4 их экспорта и 2/3 импорта. У Российской Федерации, Армении, Грузии, Узбекистана внешнеэкономическая деятельность переориентирована преимущественно на третьи страны. Только у Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Украины большая часть поставок идет на внутренний рынок Содружества. Все это не способствует развитию взаимной торговли, а производственные связи становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными.

Экономические отношения РФ с другими участниками СНГ формально относятся к числу приоритетных. Однако объем торговли с этими странами за 1991— 2000гг. снизился со 138 до 19 млрд долл. Доля стран — участниц СНГ в российском товарообороте упала с 54,6 до 18,7%. Произошли качественные изменения. Если в начале 90-х годов поддерживались кооперационные отношения, то в конце десятилетия доминировал простой обмен товарами.

На первом этапе правящие крут поощряли центробежные тенденции, рассматривая СНГ как обузу для РФ. Однако переориентация на западные рынки привела к резкому сокращению экспорта обрабатывающей промышленности. Потеря примышленных рынков наносит ущерб хозяйственному развитию Российской Федерации и может оказаться необратимой.

 

Необходимость поддержания внешнеэкономических связей вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией, возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости. РФ может получать многие цветные и редкоземельные элементы (марганец, титан, хром, свинец, фосфор, уран, барий, висмут, стронций и др.), которые необходимы современному производству и ранее на 70—100% обеспечивались внутрисоюзными поставками.

Произошли изменения в географическом направлении внешнеэкономических связей со странами СНГ. Они проявились в значительном снижении удельного веса стран Закавказья и Средней Азии. С некоторыми странами этих регионов экономические отношения почти прекратились. Так, объем товарооборота с Азербайджаном снизился до 4% от уровня 1991 г.

В конце 90-х годов около 70% товарооборота Российской Федерации в рамках СНГ осуществлялось с Украиной и Белоруссией (35 и 33%). На Украину направляется основная часть российского экспорта, Белоруссия обеспечивает основную долю российского импорта. Далее с большим отрывом идет Казахстан. Однако эти страны по величине торгового оборота уступают ФРГ и США.

В экспорте РФ в страны СНГ преобладают продовольственные, сырьевые товары, текстиль. Поставки продукции машиностроения при больших колебаниях к концу 90-х годов составили порядка 1/4 экспорта.

Неоднозначно развивались кредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй половине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансирования стали западные страны. Общая задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г. составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд долл.

Незначительным является движение капитала в форме прямых инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве

2. ОТНОШЕНИЕ РОССИЯ С ОСНОВНЫМИ ЦЕНТРАМИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

 

2.1. США и Россия

 

На протяжении долгих лет экономические связи между Россией и США были развиты чрезвычайно слабо, ибо им препятствовали политические и правовые ограничения. Определенные сдвиги произошли только в первой половине 70-х гг., когда была создана договорно-правовая база для развития двусторонних экономических отношений между СССР и США. Были подписаны соглашения о торговле, предусматривавшие взаимное применение режима наибольшего благоприятствования, урегулирование расчетов по ленд-лизу, кредитные сделки и т.д.

Но и после этого нормализация отношений не наступила. В 1974г. Конгресс США одобрил законопроект о торговой реформе с рядом поправок, из которых главной была поправка Джексона-Вэника. Согласно этой поправке государственные кредиты и кредитные гарантии нашей стране запрещались. Начались годы взаимных санкций, запретов, эмбарго.

Россия унаследовала от СССР все сложности в экономических контактах с США. До сих пор между странами отсутствует официальное торговое соглашение, не отменены ограничения на финансирование торговли. Таможенные тарифы на товары потенциального российского экспорта выше, чем на товары других стран.

Все же можно отметить, что определенная активизация экономических связей Россия—США произошла. Несколько расширился американский

экспорт в Россию. Но главным образом оживились неторговые формы экономических связей.

Прежде всего, это научно-техническая кооперация. В фундаментальных исследованиях приоритет отдается базовым отраслям, обеспечивающим общечеловеческие потребности (космос, мировой океан, медицина, экология и др.), в прикладных — таким разработкам, как развитие регионального сотрудничества (например, по связям в бассейне Тихого океана). Осуществляется ряд совместных проектов в сфере услуг, в том числе в таких областях, как инжиниринг, консультационный сервис, организация аренды оборудования, подготовка кадров, разработка программ для ЭВМ и др.

Появились совместные предприятия. Фирмы США проявляют интерес в основном к малорискованным вложениям капитала с коротким сроком окупаемости. Только два из совместных предприятий с США в начале 90-х гг. располагали уставным капиталом свыше 10 млн руб. (в ценах 1990 г.).

К концу десятилетия активность американского капитала возрастает. Открыто несколько банковских филиалов (например, «Сити-групп», «Мерилл Линч» и др.), постепенно развивается инвестиционная деятельность. Американских предпринимателей привлекают в России топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы, некоторые производства оборонной промышленности, а также региональные инвестиционные проекты, в частности, в Москве, Калужской, Пермской и Самарской областях. Подписан договор о сотрудничестве правительства Москвы с Гарвардским университетом по созданию в российской столице рынка ипотечного кредитования.

Россия получает кредиты от Международного Валютного Фонда, где, как известно, позиция США играет решающую роль.

Новые условия развития двусторонних связей породили и новые проблемы, причем с обеих сторон.

Российский инвестиционный климат, как известно, весьма сложен и рискован в силу политических, правовых, экономических, информационных факторов. Это сдерживает американских инвесторов, причем значительно больше, чем западноевропейских и японских, сильнее заинтересованных в товарном экспорте в нашу страну и использующих для его форсирования всевозможные методы.

Со стороны США зачастую предпринимаются попытки давления на внешнеэкономический курс России. В частности, были диаметрально противоположными позиции России и США по поводу маршрутов трубопроводов, по которым будет перекачиваться на мировые рынки каспийская нефть. США пытались исключить нашу страну из этого процесса, навязывая бывшим советским республикам Закавказья и Средней Азии концепцию «евразийского коридора».

США проводят по существу дискриминационную политику в отношении России на мировых рынках вооружений и военной техники. Отмечено прямое американское воздействие на правительства Кипра, Южной Кореи, Польши с целью не допустить закупки ими российских вооружений.

РАО «Газпром» отказался от заключенного соглашения с Экспортно-импортным банком США из-за давления, оказанного с американской стороны на российскую компанию в связи с ее сотрудничеством с Ираном в период санкций против этой страны.

В 1998г. администрация США запросила в Конгрессе 241 млн долл. на различные программы сотрудничества с Россией. Было выделено только 110 млн долл., да и то с оговорками по поводу религиозных свобод в нашей стране.

Вместе с тем перспективы развития сотрудничества между Россией и США зависят не только от американцев. Необходимо резко улучшить инвестиционный климат в России, в частности, добиться дебюрократизации принятия решений, ликвидировать постоянные организационные неувязки, предложить американским компаниям и банкам нормальные по мировым нормам условия операций, а российским партнерам — стать надежными, четкими, честными и деловыми.

Хотелось бы отметить, что недавняя встреча президентов Владимира Путина и Джорджа Буша продемонстрировала рост и развитие российско-американских отношений.

Трагические события 11 сентября и решительная поддержка президентом Путиным последовавшей за ними войны против терроризма придали сильнейший импульс нашим отношениям.

Хотя есть по-прежнему есть разногласия общего у наших двух государств больше, чем различий. Это подтвердили и последние события, касающиеся войны в Ираке, когда Россия заняла позиции, противоположные США. В тоже время, даже эти разногласия не разделили нас. Мне кажется крайне важно, что наши страны по-прежнему связывают прочные отношения, позволяющие преодолевать разногласия в отдельных областях.

В тоже время правительства наших двух стран должны вместе создать условия, которые позволят частному сектору России и США играть ведущую роль в расширении двустороннего экономического сотрудничества. Именно целью наших правительств должно стать создание климата доверия, способствующего торговле и инвестициям. Таким важным элементом усилий по созданию такого климата – интеграция России в мировую экономику. И тут немаловажно позиция США в этом вопросы – они намерены вести работу с российским правительством, чтобы ускорить переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Но это двусторонний процесс. Так Россия при этом, со своей стороны, должна соответствовать условиям для вступления в ВТО, обязательным и для всех остальных участников этой организации, не больше и не меньше.

В тоже время необходимо заметить, чточленство в ВТО не означает, что Россия должна полностью открыть для внешнего мира все сегменты своего внутреннего рынка – такое представление является типичным заблуждением. На самом деле Россия должна будет полностью согласиться с основанной на правилах ВТО системой управления международной торговлей и предоставить компаниям и товарам других стран более широкий доступ к своим рынкам. Это даст всем компаниям, российским и иностранным, возможность действовать на одном поле и укрепит российскую экономику.

В последнее время представители частного сектора России и США приступили к осуществлению программы российско-американского бизнес-диалога, цель которой уже в начале будущего года предоставить нашим правительствам исходные рекомендации по способам активизации торговли и инвестиционной деятельности. Представители США и России регулярно встречаются для разрешения существующих разногласий в деловой сфере. Так уже было объявлено о достижении нескольких соглашений по крупным инвестициям.

Расширяющиеся экономические связи между Россией и США способствуют наступлению «нового дня»» в российско-американских отношениях. Правительство США твердо намерено вести работу с правительством России и деловыми кругами обеих стран по расширению областей взаимных экономических интересов. Эти общие интересы послужат дальнейшему укреплению нашего сотрудничества по широкому кругу вопросов, которое позволит вместе решать не только проблемы сегодняшнего дня, но и те проблемы, с которыми нам еще предстоит столкнуться в новом столетии.

 

2.2. Япония и Россия

 

Япония является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В последние годы объем российско-японской торговли стабилизировался на уровне 5 млрд долл.

Динамика взаимного товарооборота (в млн долл.) за последние годы характеризуется диаграммой, изображенной на рис.2.

122913 1740 2 Россия и центры мирового хозяйства

Российский экспорт в Японию носит ярко выраженную сырьевую направленность: это цветные и драгоценные металлы (39% стоимостного объема), рыба и морепродукты (26%), лес и лесоматериалы (20%), уголь (6%), черные металлы и мазут. Удельный вес машинотехнических товаров в российском экспорте в Японию не превышает 1%. Импорт представлен продукцией машиностроения (75% стоимостного объема), металлопродукцией (трубы), а также химическими и текстильными товарами.

Вопросы расширения российско-японского товарооборота приобретают все большее значение в связи с общим оживлением реализации взаимных договоренностей на высшем уровне. Дальнейшее развитие внешней торговли должно опираться на улучшение товарной структуры экспорта и увеличение объемов импорта оборудования для реализации крупных инвестиционных проектов. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является постепенное повышение в российском экспорте удельного веса готовой продукции, в особенности машин и оборудования.

В настоящее время японский бизнес активно участвует в проработке и реализации крупных контрактов на поставку в Россию оборудования при поддержке соответствующих официальных органов, с привлечением средств Эксимбанка Японии и при условии страхования контрактов Министерством внешней торговли и промышленности Японии. Основными отраслями российской экономики, на которые распространяется финансовое содействие Японии, являются нефтепереработка, автомобилестроение, производство бытовой электротехники на конверсионных предприятиях, создание инфраструктуры связи и телекоммуникаций, медицина, здравоохранение.

По данным на январь 1998 г., японские компании инвестировали в Российскую Федерацию 330,6 млн долл., в государственный реестр внесены 380 предприятий с японским капиталом.

К важнейшим направлениям развития торгово-экономических отношений с Японией следует отнести межрегиональное сотрудничество. Интерес сторон связан также с обеспечением социально-экономического развития Дальнего Востока, экономически дополняющего динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Указанное обстоятельство открывает широкие перспективы для производственного сотрудничества в сырьевой и топливно-энергетической областях на основе современных технологий добычи и переработки ресурсов. Стратегическими направлениями являются мобилизация внешнеэкономического потенциала наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, сосредоточенных в регионе, сотрудничество в сфере промышленной кооперации, совместного производства и освоения промышленных технологий и новых товаров.

Объявленный правительством Японии в июле 1997 г. новый политический курс на построение доверительных отношений о» Россией открывает широкую перспективу для осуществления отдельных крупномасштабных проектов, в том числе, нефтегазовых разработок на шельфе о-ва Сахалин, освоения лесных ресурсов Дальнего Востока, развития портов (Зарубино, Ванино), развития транспортной инфраструктуры и свободной экономической зоны «Находка», совместной реализации проектов, входящих в Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2005 г. Имеется в виду консалтинговое содействие на стадии прединвестиционной проработки и экспертизы, обмен опытом в реструктуризации и развитии отдельных, в первую очередь депрессивных, отраслей, подготовка планов реконструкции предприятий; развитие банковской сферы, создание технополисов и совместных предприятий на территории Дальнего Востока, обмен специалистами и информацией.

В рамках российско-японского инвестиционного сотрудничества формируется значительный пакет перспективных, в особенности региональных, проектов зачастую с учетом интересов и финансовых структур других стран АТР. Речь идет о разработке Ковыктинского месторождения газа в Иркутской обл. и сооружении газопровода в Республику Корея через территорию Монголии и Китая, а также о якутском газовом проекте по добыче и транспортировке природного газа через территорию КНДР, о разработке перспективных угольных месторождений (Тугнуйское и др.), об организации производства товаров массового потребления на действующих промышленных предприятиях Сахалинской обл. (бумажная продукция), Хабаровского края (светотехническое оборудование, минеральные удобрения, моющие средства), Приморья (бытовые приборы, швейные изделия). В рыбной отрасли предметом совместных действий должно стать упорядочение морского промысла, строительство рыборазводных заводов, разработка запасов морской капусты в Охотском море и др. Из конверсионных направлений для Дальнего Востока приоритетное значение может иметь развитие производства экологически чистых энергоустановок, портового оборудования и судов, бытовой электроники и электротехники, выполнение субподрядных работ по проектам добычи нефти и газа на шельфе о-ва Сахалин.

Таблица 6

Динамика торговли между Японией и РФ (СССР), (в млрд. иен)1

 

  

Экспорт Японии 

Импорт Японии 

оборот 

1990 г. 

372,0 

340,8 

712,8 

1991 г. 

401,5 

355,2 

756,7 

1992 г. 

423,0 

413,3 

836,3 

1993 г. 

371,0 

482,9 

853,9 

1994 г. 

285,0 

447,6 

732,6 

1995 г. 

136,0

304,7 

440,7 

1996 г. 

166,7 

307,2 

473,9 

1997 г. 

120,2 

355,3 

475,5 

1998 г. 

108,2 

444,8 

553,0 

1999 г. 

111,3 

428,4 

539,7 

2000 г. 

122,7 

483,1 

605,8 

2001 г. 

127,6 

377,7 

505,2 

2002 г. 

54,7 

428,5 

483,2 

 

Таблица 7

Структура Японо-Российской торговли в 1999 году

Экспорт Японии

Продукция общего машиностроения 

14,8% 

Автомобили 

23,4% 

Электротовары 

17,7% 

Продукция химической промышленности 

2,9% 

Металлы 

10,6% 

Продукция шинного производства 

8,3% 

Продукция точного машиностроения 

,2% 

Прочее 

— 20,1% 

 

 

 

Таким образом, имеются реальные предпосылки не только для увеличения взаимной торговли, но и для расширения экономических связей между Россией и Японией за счет нетрадиционных форм делового сотрудничества и развития процессов региональной интеграции.

Японо-российские экономические отношения переживают в настоящее время застой: развитию двусторонних торгово-экономических связей, в особенности увеличению экспорта и инвестиции из Японии, препятствуют проблема задолженности японским частным компаниям, неотлаженность налоговой и юридической систем в России и ряд других факторов. Для того, чтобы сделать возможным планирование стабильного развития японо-российских отношений в этой области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обе страны должны добиваться устранения этих препятствий. В частности, крупномасштабные проекты на Дальнем Востоке, например проект разработки нефти и природного газа на шельфе Сахалина, осуществляются силами частных компаний, и для нормальной реализации таких проектов требуется совершенствование упорядочение внутреннего российского законодательства.

Ближайшими задачами по укреплению экономических связей между двумя нашими странами являются: ликвидация препятствий на пути двусторонних торгово-экономических отношений и повышение деловой активности частного капитала; обеспечение программ помощи России; укрепление экономических связей между Японией и дальневосточными районами России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авдокунин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Маркетинг, 2001.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Ню, Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.; Юрайт.2001.
  4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — М.: Университетская книга, 2001.
  5. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. -М.: Дело, 2000.
  6. Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное издание 2000.–М., 2000.
  7. Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное издание.–М., 2001.
  8. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: Юнити, 2002
  9. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. — М.: Высш. шк., 2000.
  10. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Шуркалиной, Н.С. Цыпиной. — М.: Лотос, 2000.
  11. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран/ Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой.–М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002
  12. Российский статистический ежегодник 2001. Статистический сборник. М., 2001.
  13. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие. — М.: Логос, 2001.
  14. Современная экономика: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  15. Тарасович Л.С. Мировая экономика: Учебник. СПб.: Питер, 2001.
  16. Хапевская Е О., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. -М.:Юрисгь, 2001.
  17. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: в 2 хт. — М.: ЗАО «Экономика», 2001.
  18. Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистически-аналитический справочник.–М.: экономика, 2001.
  19. Экономическая безопасность. Производств, финансы, банки.–М.: Финстатинформ, 1999.
  20. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.И. Иванова. — М.: ИНФРА — М, 2000.
  21. Официальный сайт Посольства Японии в России

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение А

     

    Распределение экспорта России по основным регионам мира (в %)1

    122913 1740 3 Россия и центры мирового хозяйства

     

    Распределение импорта России по основным регионам мира (в %)2

     

    122913 1740 4 Россия и центры мирового хозяйства

    Примечание. ОЭСР в составе до 1994 г. (без Чехии, Венгрии. Польши, Кореи).

     

     

     

    Приложение Б

    Структура российского экспорта (%) 2000 г.

     

    Энергоресурсы 53

    122913 1740 5 Россия и центры мирового хозяйства

     

    Структура российского экспорта (%) в 2000 г.

     

    122913 1740 6 Россия и центры мирового хозяйства

    .

     

     

     

    Приложение В

    Структура российского импорта (%) 2000 г.

     

    122913 1740 7 Россия и центры мирового хозяйства122913 1740 8 Россия и центры мирового хозяйства

    Структура российского импорта (%) 2000 г.

     

    Прочие товары Машины и оборудование

    37 35

    122913 1740 9 Россия и центры мирового хозяйства

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.74MB | MySQL:124 | 2,198sec