Рынок услуг в общей системе международных экономических отношений

<

122813 1810 1 Рынок услуг в общей системе международных экономических отношений

1.1 Услуги в современной мировой экономике

Услуги (services) представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.1

Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 1/2 — 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2008 г. составлял 52 %.2

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

– неосязаемость;

– невидимость;

– неразрывность производства и потребления;

– неоднородность и изменчивость качества;

– неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. 1

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

  1. они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом;
  2. услуги неотделимы от своего источника;
  3. их производство и потребление, как правило, неразрывны;
  4. для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

    Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

    Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

  5. коммунальные услуги и строительство;
  6. оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;
  7. транспортировку, хранение и связь, а также финансовое
    посредничество;
  8. оборону и обязательные социальные услуги;
  9. образование, здравоохранение и общественные работы;
  10. прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

    Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли.

    Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.1

    С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на факторные (factor services) , возникающие в связи с международным (межстрановым) перемещениям факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги (поп-factor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

    К настоящему времени изменились подходы, связанные с делением услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами:

  11. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.
  12. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.
  13. Иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где производится услуга.
  14. Через таможенную границу перемещаются физические лица — резиденты одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами).

    В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.1

    В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

  15. деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);
  16. услуги связи (25 видов);
  17. строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);
  18. дистрибъюторские услуги (5 видов);
  19. общеобразовательные услуги (5 видов);
  20. услуги по защите окружающей среды (4 вида);
  21. финансовые услуги, включая страхование (17 видов);
  22. услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);
  23. туризм и путешествия (4 вида);
  24. услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);
  25. транспортные услуги (33 вида);
  26. прочие услуги.

    ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы.

    Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.

     

    1.2 Динамика и структура международной торговли услугами

     

    Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платежном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Business Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель — это физические или юридические лица — резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними. 1

    На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг являлись одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг. 1

    В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

    Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

    Роль услуг в экономике стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

    Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

    Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

    Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

    Однако сфере услуг, международной торговле услугами оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

    В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.1

    В 1997 г. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998 г.) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999 г.). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) или страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.

    Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1988 г. 402 млрд долл., а в 2008 г. он уже составил (по данным ВТО) 1763 млрд долл., т.е. вырос более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составила в 2008 г. 19,5 % (в предыдущие годы она составляла более 20 %, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно-сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30 % совокупной международной торговли.

    По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2008 г. составил 15,9 млрд долл. (0,9 % мирового экспорта коммерческих услуг, 24-е место). Для сравнения: в 2002 г, доля России составляла 0,8 % мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран — экспортеров услуг, таким образом, положение России среди ведущих стран — экспортеров услуг несколько улучшилось, хотя в целом доля РФ остается незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2008 г. составлял 26,7 млрд долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран — импортеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2006 г, аналогичные показатели составляли 21,5 млрд долл., 1,4 % мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран — импортеров коммерческих услуг. К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услугами, можно отнести:

    – НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

    – рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;

    – переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

    – растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе — «в одном пакете»). 1

    В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее:

  27. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).
  28. Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.
  29. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.2

    Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли являлся очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

    – занижение оценки расходов туристов за рубежом;

    – услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;

    – услуги составляют довольно значительную часть внутри фирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

    – занижается и оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

    В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.

    В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45 %), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.

    У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42 % — туризм, 33 % — транспортные услуги и 25 % — прочие частные услуги.

    Изменяется и географическая структура международной торговли услугами.

    Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой — в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70 % в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

    По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16,0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта услуг в 2008 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами.

    Характерно при этом, что в отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающихся стран — отрицательное сальдо во внешней торговле услугами. Россия на международном рынке услуг в 2008 г. занимала 24-е место в мире по экспорту (0,9 %) и 18-е место по импорту (1,5 %). Россия — нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2008 г. 10,8 млрд долл. (в 2006 г. оно было меньше — 8,6 млрд). 1

    Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг — туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (оффшорные центры Карибского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ

     

    2.1 Государственное и международное регулирование торговли услугами

     

    Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути — взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию.

    Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами. В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами1:

  30. Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.
  31. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан — потребителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.).
  32. Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение.
  33. Государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг.

    Система регулирования государствами международной торговли услугами включает:

    – различные формы таможенного контроля;

    – различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);

    – осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;

    – использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах;

    – лицензирование отдельных видов услуг.

    К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:

    – общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

    – ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);

    – запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан);

    – ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;

    – ограничение различных видов государственной помощи(включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.

    Реализация различных форм и методов регулирования международной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и/или ее отдельных сегментов.

    Так, в Российской Федерации основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами:

    – с территории РФ на территорию иностранного государства;

    – с территории иностранного государства на территорию РФ;

    –на территории РФ иностранному заказчику услуг;

    – на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

    – российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

    – иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

    – российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

    – иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

    Таким образом, в законе предусмотрены все возможные варианты способов осуществления внешней торговли услугами.

    Предусмотрено также положение о национальном режиме в отношении внешней торговли услугами. Иными словами, в законе зафиксировано положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.

    В законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:

    – необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

    – необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    – необходимы для выполнения международных обязательств РФ;

    – необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    – необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг;

    – направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг;

    – являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;

    – необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям данного Федерального закона нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе предотвращения и расследования преступления, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг; защита от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах. При этом в данном законе отмечается, что указанные меры не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами. Положения данной статьи закона могут не применяться в отношении услуг, иностранных исполнителей услуг из иностранных государств или групп иностранных государств, с которыми у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый иным государствам или группам государств. 1

    <

    В течение достаточно продолжительного времени международная торговля услугами регулировалась на двусторонней основе (между государствами, а также между государствами и иностранными фирмами, работающими в сфере услуг). Затем появились формы многостороннего регулирования, и регулирование международной торговли услугами перешло на региональный уровень. В тех сегментах мирового рынка услуг, где страны между собой уже давно взаимодействуют, были созданы и действуют специализированные международные организации. К их числу можно отнести, например, Международную организацию гражданской авиации — ИКАО (ICAO – Internetional Civil Aviation Organization), Всемирную туристскую организацию WTO – World Tourist Organization), Международную морскую организацию — ИМО (IMO – International Maritime Prganizatiion). В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов и т.д. Всемирная туристская организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д.

    Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА) Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

     

    2.2 Прямое и скрытое регулирование мирового рынка услуг

     

    Большинство стран мира проводит ограничительную политику в отношении зарубежных поставщиков услуг и импорта услуг. Нередко отдельные сферы услуг полностью закрыты или сохраняют отраслевые ограничения. Вместе с тем регулирование торговли услугами практически ничем не отличается от методов регулирования международной торговли товарами и включает субсидии, пошлины, налоги, квоты, технические стандарты. В то же время существует трудность применения пограничных мер регулирования торговли услугами, в особенности таможенных пошлин. Причина связана с трудностью определения момента, когда услуги пересекают таможенную границу. Стоимость или объем любых сделок с услугами невозможно определить до факта их предоставления или потребления, если он становится известен таможенным чиновникам.

    Условно меры регулирования международной торговли услугами делят на две группы:

  34. Средства прямого регулирования.
  35. Средства скрытого регулирования.

    К прямым мерам относят барьеры, ограничивающие объем торговли услугами. Напротив, скрытые средства непосредственно не влияют на объем торговли услугами.

    Каждая из групп подразделяется на две подгруппы: дискриминационные меры и недискриминационные меры (т. е. средства, которые ограничивают допуск и деятельность поставщиков услуг независимо от их национальности, а значит, не носят дискриминационного характера по отношению к зарубежным компаниям).

    Применение прямых дискриминационных средств регулирования торговли услугами связано с защитой политических, общественных и культурных интересов и во многом зависит от масштаба применения принципа национального режима и наличия исключений (отраслей, закрытых для допуска зарубежных поставщиков услуг). Исключения могут носить общий характер (достижение общенациональных целей, например противодействие угрозе национальной безопасности) или избирательный характер (в отношении отдельных чувствительных к импорту отраслей).

    К данной группе барьеров можно отнести количественные ограничения; пошлины и таможенные сборы; требования об обязательном содержании местного компонента (например, в сфере телевещания или радиовещания); запреты на отдельные виды профессиональных услуг, оказываемых иностранными физическими лицами; ограничения на долю зарубежного участия в капитале местных компаний; ограничения на организацию финансовых институтов нерезидентами.

    Количественные ограничения (квотирование) применяются в отношении процесса производства услуги, а не как таковой услуги, что вызвано спецификой рассматриваемого объекта — зачастую его нематериальным характером, невозможностью складирования и пр. В качестве примера можно привести двусторонние соглашения в сфере воздушного транспорта, которые регулируют международную торговлю в области авиационных услуг.

    Такие соглашения определяют, какие компании могут пользоваться действующими маршрутами; количество посадочных мест/полетов, разрешенных в течение определенного периода времени; суммарный объем посадочных мест/полетов авиакомпаниями третьих государств, допущенных к пользованию конкретным маршрутом. В целом эти соглашения исходят из принципа взаимных обязательств и учитывают специфику авиакомпаний другой договаривающейся стороны, т. е. страна А предоставляет право на полеты над своей территорией по определенному маршруту компаниям страны Б при условии, что последняя разрешает авиакомпаниям государства А пользоваться своими воздушными маршрутами.

    В международной торговле услугами широко распространена практика прямого запрета на перевозку товаров зарубежными фирмами внутри страны воздушным, водным, сухопутным транспортом, а также запрета на предоставление телекоммуникационных услуг (например, голосовая телефонная связь). Эти отрасли резервируются исключительно за национальными компаниями. Во многих странах разрешение на право оказания разного рода услуг предоставляется только резидентам — национальным юридическим и физическим лицам, например, в правовой сфере, страховании, образовании, консультировании в инвестиционной области. При этом запрет может применяться по сугубо политическим причинам. В качестве примера Можно привести запрет (эмбарго) правительства США на поставку технологий и оборудования в СССР при строительстве транссибирского нефтепровода (1992 г.). При этом данное американское требование распространялось как на компании, расположенные в США, Так и на зарубежные филиалы и дочерние компании американских ШК, расположенные в странах ЕС.1

    К группе прямых дискриминационных барьеров в торговле услугами относят таможенные сборы, взимаемые при перемещении физических лиц. Это — сборы за получение визы, въезд/выезд, дискриминационные портовые сборы и др. По своему эффекту эти сборы равнозначны пошлинам, так как являются средством ценовой защиты внутреннего рынка услуг от доступа зарубежных поставщиков. Во многих странах размер сборов невысокий, что повышает значение количественных ограничений и миграционной политики в качестве главных мер ограничения доступа зарубежных фирм на внутренний рынок.

    Пошлины, старейшее средство регулирования торговли товарами, также применяются в торговле услугами. Их дискриминационный характер наиболее важен в отношении ввоза товаров, используемых при оказании услуг или ввоза компонентов для производства услуг. В качестве примера товаров первого рода можно назвать кинофильмы, телевизионные программы, программное обеспечение на компакт-дисках или дискетах. Примерами второй группы являются компьютеры, телекоммуникационное оборудование, специальные рекламные материалы, которые необходимы для осуществления процесса производства услуги.

    Субсидирование национальной сферы услуг также служит барьером для доступа на внутренний рынок зарубежных фирм-поставщиков, так как искусственно снижает уровень их конкурентоспособности за счет выделения прямых или косвенных дотаций в сфере строительства, связи, транспорта. По данным ОЭСР, от 2/5 до 3/5 государственных дотаций имеет отраслевой характер, при котором государство поддерживает отрасли «нижних этажей» производственного комплекса — сталелитейную, судостроение, горнодобывающую промышленность. Максимальные субсидии предоставляются железнодорожному транспорту в размере до 180% совокупной добавленной стоимости в этой отрасли. В государствах — членах Европейского союза субсидирование железнодорожного транспорта оценивается на уровне примерно 40% добавленной стоимости.

    Прямые барьеры в сфере международной торговли услугами также могут не преследовать дискриминационных целей в отношении зарубежных поставщиков. К данной группе относят средства, связанные со сложившейся национальной практикой регулирования сферы услуг. В том числе — государственная монополия в сферах железнодорожного транспорта и телекоммуникаций, когда государство ограничивает допуск зарубежных (и национальных) частных предпринимателей на конкретный рынок, наличие государственного ценового контроля за оказываемые услуги. В последнем случае государственные органы определяют ставки на оказание той или иной услуги (пр# этом размер ставок может лимитировать конкурентные преимущества зарубежной фирмы), проводят мониторинг цен, требуют предварительного одобрения правительственными органами пределов цен, устанавливаемых отраслями на продукцию своего производства. Ценовой контроль по эффекту аналогичен количественным ограничениям и должен создать впечатление, что цены не являются монопольными (цри условии, что поставщик услуг занимает монопольное положение на рынке). Этот барьер часто применяется в сфере воздушных перевозок, финансовых услуг, телекоммуникаций и в ряде других областей, в которых правительственные органы устанавливают минимальные или максимальные уровни цен, разрабатывают методику подсчета цен или требуют фиксирования цен.

    В качестве примера можно привести деятельность Международного союза электросвязи, главной целью которого является распределение сфер влияния (а значит, и доходов) между национальными телефонными, почтовыми и телеграфными компаниями, ведущими международные операции. Еще в 1865 г. была разработана система определения ставок на международные услуги в данной области. Она представляла собой механизм по распределению доходов между странами происхождения, транзитными странами и странами назначения международных телекоммуникационных услуг, оказываемых монополистами. Это — схема двойных цен, когда поставщик страны, из которой происходит звонок, взимает розничный тариф (инкассовый сбор) с местного потребителя и определяет оптовую цену (расчетную цену) с провайдера услуг страны, в которую звонок поступает. В случае нарушения баланса между количеством входящих и исходящих звонков между двумя государствами поставщик услуги компенсирует партнеру понесенные затраты для достижения нет-то-баланса (как правило, сумма компенсации равна половине действующего тарифа). Устанавливаемые расчетные цены представляют собой минимальный уровень для определения розничных цен в данном государстве в отношении международных услуг связи. Подобное картельное соглашение в сфере телефонной связи по определению Международных тарифов создает барьеры на пути либерализации, так как нацелено на поддержание сверхприбыли фирм-монополистов.

    Скрытые средства регулирования международной торговли услугами, имеющие дискриминационный характер в отношении зарубежных поставщиков услуг, ограничивают международное перемещение капиталов, лиц, информации. Они включают в себя ограничения на миграцию или временное пребывание иностранцев с целью сократить уровень занятости иностранной рабочей силы в прикипающей стране; общие ограничения на зарубежные капиталовложения (не специально в отношении сферы услуг); контроль за переводом средств за рубеж и др.

    К скрытым дискриминационным барьерам также относится система правительственных закупок, которая ограничивает допуск зарубежных фирм к правительственным контрактам. На них приходится значительная доля рынков отдельных видов услуг, что дискриминирует зарубежные компании. При этом явно протекционистский характер преференциальных правительственных контрактов оказывает большое влияние на торговлю услугами.

    В целом дискриминационный характер системы правительственных заказов/закупок зависит от уровня прозрачности, т. е. осведомленности зарубежных фирм о предстоящих тендерах, о критериях выбора поставщика и др. Так, согласно широко известному закону США «Покупай американское» правительство предоставляет 12%-ную скидку американским малым компаниям и частным предпринимателям, расположенным в регионах с высоким уровнем безработицы и поставляющим товары и услуги на местный рынок, и 50%-ную скидку — при выделении оборонных контрактов. При этом действует запрет на использование зарубежных компонентов при производстве соответствующих товаров и услуг.

    Дискриминационный характер правительственных контрактов наиболее четко проявляется в сфере услуг, так как на долю государственных компаний приходится значительная часть совокупного спроса. Это относится к таким сферам услуг» как образование, обработка данных, строительство, немедицинские профессиональные услуги, в том числе консультационные услуги. Так, например, 30% консультационных услуг в Великобритании предоставляется государственными органами.

    Одним из необходимых условий деятельности поставщиков услуг является наличие сертификата или разрешения (лицензии), что особенно важно при оказании профессиональных и некоторых предпринимательских услуг (например, финансовых). Это — правовые, медицинские, бухгалтерские услуги. Соответствующие разрешения выдают правительственные или специальные органы с учетом действующих в стране национальных правил. Различия национальных норм вызваны несоответствием в уровнях подготовки, требований к документам об образовании, критериев получения лицензий на право занятия деятельностью в сфере бухгалтерской отчетности, инжиниринговых услуг, законодательства, архитектуры. В качестве способа решения данной проблемы можно назвать гармонизацию стандартов и прочих технических барьеров, которая наблюдается в рамках отдельных интеграционных группировок — Европейского союза, Зоны свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (АНЗСЕРТА), НАФТА. Еще одним направлением решения этой проблемы является введение принципа взаимного признания квалификационных требований. На современном этапе отсутствие унифицированных или взаимно признанных стандартов и прочих правил служит защитой национальной сферы услуг и негативно сказывается на уровне благосостояния национальных потребителей. Ограничения в торговле услугами можно также классифицировать с учетом этапов создания — регулирование возможности физического присутствия поставщика услуг на рынке страны потребления и оказания услуг через посредство филиала с иностранными и инвестициями, в том числе лицензирование деятельности новых фирм; ограничения на ПЗИ в функционирующие компании; ограничения в отношении перемещения лиц — поставщиков услуг; функционирования — регулирование операций поставщика услуг после прихода на рынок страны потребления, в том числе ограничение количества фирм, ведущих основной бизнес по оказанию услуг; ценообразование услуг; временные ограничения на перемещения лиц — поставщиков услуг

    Динамика индекса торговых ограничений в сфере услуг в отношении иностранных фирм приведен в таблице 1.

     

    Таблица 1 – Индекс торговых ограничений в сфере услуг в отношении иностранных фирм1

    Страна 

    Бухгалтерские услуги 

    Архитектурные услуги

    Банковские услуги 

    Торговые

    услуги 

    Инжиниринговые услуги 

    Правовые

    услуги 

    Транспортные услуги 

    США 

    0,33

    0,23

    0,06

    0,16

    0,19

    0,48

    0,60

    Канада 

    0,42

    0,33

    0,07

    0,19

    0,16

    0,52

    0,32

    Франция

    0,31

    0,14

    0,07

    0,33

    0,03

    0,58

    0,33

    Германия

    0,39

    0,15

    0,07

    0,24

    0,28

    0,49

    0,39

    Гонконг 

    0,32

    0,22

    0,09

    0,05

    0,13

    0,27

    0,40

    Индия 

    0,44

    0,08

    0,60

    0,32

    0,10

    0,40

    0,61

    Мексика

    0,36

    0,31

    0,17

    0,11

    0,33

    0,49

    0,48

    ЮАР 

    0,44

    0,11

    0,19

    0,07

    0,10

       

    Республика Корея

    0,48

    0,19

    0,43

    0,33

    0,12

    0,44

    0,58

     

     

    В приведенной табл. 1 показан индекс торговых ограничений в сфере услуг. Если значение индекса в пределах 0-1, то режим не является ограничительным, при индексе более 1 — ограничительный режим. Индекс рассчитан в отношении иностранных фирм. Наименьшей дискриминации подвергается торговля предпринимательскими услугами, консалтинговыми и дистрибьюторскими услугами, экологическими и туристскими услугами. Наиболее жесткие ограничения применяются в банковском секторе, финансовых услугах, телекоммуникациях и на транспорте.

     

     

    2.3 Генеральное соглашение по торговле услугами

     

    Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS — ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ – 1994).

    К числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights TRIPS— ТРИЛС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS — ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг).

    ГАТС впервые создало механизм международной торговли услугами без дискриминации, на основе честной конкуренции и согласованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединенных в 6 частей, а также приложения.

    В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами); заключительные положения. В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС.

    Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию общих и специфических обязательств и правил. Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те услуги, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран — участниц Соглашения.

    ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства — это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признает возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

    К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъятий из национального режима, которые государство, присоединившееся к ГАТС, сможет применять в отношении иностранных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на национальный рынок. Эти списки действуют определенный срок и, в принципе, должны сокращаться. Изъятия могут иметь различные формы, включая ограничения количества поставщиков услуг, объема торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, количества иностранных физических лиц, занятых в определенном секторе услуг. Может быть записано требование определенной правовой формы учреждения компании -поставщика услуг. Допускается ограничение доли иностранного капитала (максимального процента иностранного участия) в отдельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.

    Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

    Различные виды услуг либерализированы в разной степени, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран — членов ВТО изъятия из национального режима или даже РНБ сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либерализации рынка услуг прежде всего развитые государства и транснациональные корпорации.

    Различные сектора рынка услуг либерализированы не в одинаковой степени. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что может привести и к снижению стоимости страхования и кредита.

    Торговля услугами является одним из самых сложных направлений на переговорах о вступлении России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут ее не выдержать, как это уже произошло на рынках многих товаров.

    Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические -по отдельным видам услуг — обязательства. Потребуется также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС и добиваться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ

     

    Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка (табл. 2), экспорт услуг за 1988 – 2008 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%).1

     

    Таблица 2 – Мировой экспорт товаров и услуг (в млрд. долл.)

    Показатель

    1988 г.

    2008 г.

    Экспорт товаров

    Экспорт услуг

    Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %)

    1900,8

    363,5

    15,8

    5397,3

    1316,7

    19,5

     

    122813 1810 2 Рынок услуг в общей системе международных экономических отношений

     

    Рисунок 1 – Структура мирового экспорта товаров и услуг

     

    Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

    Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

    Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

    Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

    В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

    — поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

    — перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

    — временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

    — коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги). 1

    В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

    — снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

    — увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

    — по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

    — произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

    По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в сипу ряда обстоятельств.

    Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

    Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств).

    В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

    В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

    В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

    В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40 – 50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

    Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:

    — НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

    — длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

    — увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

    — развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

    Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами (табл. 3). Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 8 ведущих стран в 2008 году приходилось 54,5% экспорта. 1

    Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

     

    Таблица 3 – Доля отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг в 1988 и 2008 года

    Страны

    Экспорт товаров

    Экспорт услуг

    1988 г.

    2008 г.

    1988 г.

    2008 г.

    Всего (мир в целом)

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    США

    11,8

    12,5

    10,5

    18,2

    Канада

    3,6

    4,0

    2,0

    2,3

    Япония

    6,7

    6,9

    5,2

    4,7

    Германия

    10,1

    10,1

    7,1

    6,5

    Франция

    5,8

    5,6

    11,6

    6,4

    Великобритания

    5,8

    5,8

    9,4

    7,4

    Италия

    4,1

    4,6

    5,2

    5,1

    Нидерланды

    3,9

    3,2

    4,6

    3,9

    Китай


    3,4


     

    1,8

    Республика Корея

    0,9

    2,4

    0,7

    1,8

    Мексика

    0,9

    2,2

    1,2

    0,9

    Индия

    0,4

    0,6

    0,8

    0,8

    Малайзия

    0,7

    1,3

    0.3

    0,8

    Таиланд

    0,3

    1,0

    0,4

    1.0

    Россия

    ….

    1,4

    ….

    1,0

     

    Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

    Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

    Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

    Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  36. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — №32. С. 3301.
  37. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  38. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. ФЗ от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ)// Российская газета. 5 июня 2003 г.
  39. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // КонсультантПлюс.
  40. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг, 2003. – 450 с.
  41. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 690 с.
  42. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. – М.,: ЮНИТИ, 2007.590 с.
  43. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2009. – 710 с.
  44. Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: Учеб. пос. –М.: Экономистъ, 2008. – 375 с.
  45. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 850 с.
  46. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2007. – 220 с.
  47. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2007. – 605 с.
  48. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.– 350 с.
  49. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004. – 470 с.
  50. Мовсесян А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход// Финансы. 2006. № 9. – С. 21 – 22.
  51. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 2009. – 550 с.
  52. Пузакова Е.П. Мировая экономика. –Ростов-на-Дону, 2008. – 480 с.
  53. Стоякин С. Г.Международная интеграция :Понятие, виды, формы // Московский журнал международного права. 2008. № 3. — С. 17 — 30
  54. Угрин Леся. Интеграционные процессы: международный аспект // Вестник Львовского университета. Серия: философские науки. 2007. Вып. 4. С. 44 – 78.
  55. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2008. – 1210 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.07MB/0.00034 sec

WordPress: 24.1MB | MySQL:118 | 3,034sec