СевероАмериканский экономический комплекс

<

122813 1834 1 СевероАмериканский экономический комплексНаиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли («North American Free Trade Area» – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики.

Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров. Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются: отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли «снизу вверх» – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.

Вслед за принятием Североамериканского соглашения о свободной торговле 1 января 1994 года, общий объем торговли между странами-членами НАФТА стал расти в беспрецендентном масштабе. Среднегодовой рост общего объема торговых операций за трехгодичный перирод, закончившийся 31 декабря 1996 года составил 13.8 процента.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведел к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской..

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

 

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕ

 

Идеологическая посылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами. Столкнувшись после войны с беспрецедентным экономическим кризисом, безработицей, бедностью, западноевропейские страны обратились за опытом межвоенного периода, который свидетельствовал о том, что замыкание в себе, стремление в условиях самоизоляции решить национальные проблемы не дают нужного результата.

Интеграционные процессы в Европе после Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента. Важную роль сыграл «план Маршалла», в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь. Кроме того, в результате крушения колониальных империй бывшие метрополии были вынуждены пересмотреть внешнеполитическую стратегию и пойти на углубление связей с соседями.

Интеграционные процессы в Западной Европе основывались не только на усилении взаимозависимости национальных экономик, рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами ЕЭС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования — устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, направление стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами.

Исходной точкой того, что сегодня называется Европейским союзом, следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

Новый импульс европейскому строительству был дан после Мессинской конференции (июнь 1955 г.), на которой обсуждался меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. были подписаны Римские договоры, воплотившие в жизнь основные положения Мессинской конференции. Были учреждены Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Вступившие в силу Римские договоры объединили ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

В договоре о ЕЭС указана основная цель — создание таможенного союза, предусматривающего свободное движение товаров в пределах государств-членов, отмену квот и иных препятствий на пути межгосударственной торговли, а также и свободное движение лиц, капиталов и услуг. Договор предполагал оформление конкретных направлений общей политики в сельском хозяйстве, в социальной и законодательной сферах, во внешней торговле и др. Однако договор о ЕЭС фактически молчанием обходит вопросы макроэкономической и финансовой политики. За рамками договора и проблемы внешней политики, которая осталась в ведении самих государств.

С 1 января 1959 г. началось постепенное снижение таможенных пошлин для торговли внутри Европейских сообществ в соответствии с разработанным графиком, за исключением пошлин на сельскохозяйственные товары. Была определена главная задача — завершение строительства таможенного союза к 1 января 1970 г. Процесс был завершен на полтора года раньше — к 1 июля 1968 г.

3 мая 1960 г. были завершены переговоры и подписаны соответствующие документы о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Эта организация создавалась как бы в противовес сегодняшнему Евросоюзу. ЕАСТ не смогла достичь высот европейских сообществ.

В октябре 1991 г. между ЕС и ЕАСТ заключается Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Рамочное Соглашение о ЕЭП устанавливает особые преимущества для стран ЕАСТ по доступу на рынок стран европейских сообществ. По условиям Соглашения страны ЕАСТ участвуют в разработке законов и нормативных актов по единому рынку, но не по всему спектру отношений. В целом же довольно сложная процедура все-таки позволяет решать практически все вопросы, возникающие при выполнении Соглашения. В настоящее время в ЕАСТ входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Остальные страны вступили позже в Европейское сообщество.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении сообществ и углублении интеграции. Политические лидеры сообществ, сознавая необходимость достижения качественно новых результатов в продвижении интеграционной группировки по пути прогресса, сформулировали задачу создания Европейского союза. Согласно плану Тиндеманса к концу 1980 г. предусматривалось создание экономического и валютного союза с общей валютой.

В 1970-е годы были введены в действие новые инструменты осуществления общей политики при координации национальных политик стран-участниц. Так, было создано Европейское политическое сотрудничество — институт добровольной координации внешней политики. Вторым важным шагом стало введение в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), целью которой было создание в Европе зоны валютной стабильности.

Результатом Гаагских решений в части расширения сообществ стало присоединение «к шестерке» с 1 января 1973 г. Дании, Ирландии и Великобритании, в 1981 г. — Греции, в 1986 г. — Испании и Португалии, в 1995 г. — Австрии, Финляндии и Швеции. Сегодня в состав Европейского союза входят 25 государств-членов, но о последнем этапе расширения будет сказано ниже.

Существенное влияние на ход интеграции оказывает высокоразвитое промышленное производство, поскольку именно здесь заложен огромный потенциал для внутриотраслевого разделения труда. Развитая рыночная экономика содействует созданию прочных межфирменных связей, которые уже не зависят от экономического курса правительства и политических изменений.

В настоящее время в Евросоюзе функционируют 16 оргструктур, занимающихся экономическими, политическими, финансовыми и другими вопросами. В самом ЕС их подразделяют на пять условных групп.

  1. Институты ЕС (Европарламент, Еврокомиссия, Совет министров, Суд, Палата аудиторов, Европейский Омбундсмен, Европейский наблюдатель по защите персональной информации).
  2. Финансовые органы (Центральный банк и Инвестиционный банк).
  3. Консультативные органы (Европейский экономический и социальный комитет, Региональный комитет).

    4. Институциональные органы (Отделение по официальным публикациям Европейских сообществ, Отделение Европейских сообществ по персональному отбору кадров).

    5. Агентства (Агентства Европейских сообществ в составе 16 единиц, Агентства по обшей международной политике и политике безопасности — 2 единицы, Агентства по сотрудничеству полицейских органов — Европол и по сотрудничеству в области юрисдикции — Евроюст).

    К руководящим органам Европейского союза в данном контексте относим следующие.

    – Совет министров — главный орган ЕС. В состав Совета входят представители стран-членов, как правило, на уровне министров. Совет уполномочен принимать решения, он наделен законодательной властью.

    В промежутках между заседаниями Совета министров оперативные вопросы решаются в рамках Комитета постоянных представителей (КОРЕПЕР).

    Европейская комиссия ЕК (прежняя аббревиатура КЕС) — ис
    полнительный орган Европейского союза, состоит из 25 чле
    нов, назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но независимых от них. Каждый член Евро-комиссии отвечает за определенный участок работы, курирует соответствующее подразделение — генеральный директорат. Еврокомиссия обеспечивает соблюдение договоров, выступает с законодательными инициативами, способствует претворению их в жизнь. У комиссии большие автономные права, особенно в отношении политики в области конкуренции и проведении общей политики в экономике. Еврокомиссия представляет ЕС в ряде международных организаций.

  • Европейский парламент избирается с 1979 г. всеобщим пря
    мым голосованием во всех странах-членах. В настоящее
    время в состав Европарламента входят 732 депутата, которые
    представляют семь групп партий и независимых депутатов.
    Основные функции парламента — участие в законодатель
    ном процессе ЕС и контроль за деятельностью Еврокомис-
    сии. До принятия Единого европейского акта в 1987 г. Пар
    ламент обладал лишь правами консультирования, после
    вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора
    Европарламент получил новые полномочия — право приня
    тия решений совместно с Советом министров по отдельным
    вопросам законодательства, регулирующего единый рынок,
    право поручать Еврокомиссии разработку предложений по
    некоторым направлениям политики и некоторые другие.
  • Суд обеспечивает соблюдение законности в интерпретации и
    выполнении соглашений. Суд рассматривает ходатайства
    стран-членов, Еврокомиссии, Совета и даже любого лица,
    которого лично и непосредственно касается решение Совета
    и Еврокомиссии. В настоящее время в состав суда входят
    34 судьи.
  • Европейский совет образован в 1974 г., но в то время боль
    шими полномочиями не обладал, хотя его роль постоянно
    возрастала. Впервые его статус был определен в Маастрихт
    ском договоре, согласно которому он «призван давать необ
    ходимый импульс развитию Союза и определять его общие
    политические принципы».

    Отметим и другие институты экономического и финансового профиля, которые создавались по мере расширения и углубления сферы деятельности, усложнения интеграционных процессов. Укажем некоторые наиболее авторитетные из них, играющие весьма важную роль не только в масштабе ЕС:

    •    Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан согласно
    Договору на базе капитала, предоставленного странами-

    членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов;

    <
  • Европейский социальный фонд согласно уставу обеспечивает
    адаптацию рабочей силы к новым условиям Общего рынка,
    облегчает ее перемещение и профессиональное обучение;
  • Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хо
    зяйства
    (ФЕОГА) создан с целью финансирования рыноч
    ных интервенций в рамках общей сельскохозяйственной по
    литики, для содействия операциям по экспорту излишков
    агропродукции за пределы стран Сообщества;
  • Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) был заду
    ман прежде всего как источник капиталовложений, субси
    дий, направляемых на создание или сохранение рабочих
    мест в экономике отсталых районов. В стратегическом плане
    согласно решениям Парижской встречи на высшем уровне
    1972 г. ЕФРР вменяются разработка и осуществление под
    линно региональной политики ввиду будущего расширения
    Евросоюза.

    К середине 1980-х годов в силу различных причин как внутри-есовского пространства, так и внешних в Западной Европе ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера не будет нужных темпов по созданию единого рынка.

    Так, было констатировано, что определенные усилия, принимавшиеся в Евросообществе по строительству единого рынка, в 1970-е годы оказались недостаточными, этот период был даже назван «потерянным для европейской интеграции десятилетием».

    Кроме того, по экономике ЕС больно ударили энергетический кризис 1973 г. и крах Бреттон-Вудсской системы. На развитии интеграционных процессов сказался и глубокий экономический кризис в мировой экономике в целом в 1974—1975 гг. Экономисты ЕС столкнулись с не вполне изученным феноменом — кризисный спад в интеграционной зоне стал более затяжным и глубоким, чем в неинтегрированной экономике. Вероятно, это закономерное явление. В результате интеграционных процессов в странах ЕС усилилась синхронизация циклического развития. В принципе в условиях падения спроса внутри страны можно увеличить экспорт и тем самым сгладить последствия. Экспортный клапан в ЕС, однако, не сработал. Отмечено, что в 1971—1983 гг. в условиях не совсем благоприятной конъюнктуры объем ВВП в реальном исчислении в ЕС в среднем увеличивался на 2,3% в год, в других странах Западной Европы — в среднем на 2,6%.

    В 1982 г. четвертьвековой юбилей подписания Римских договоров пришелся на третий год экономического спада. Правительства стран-членов были больше озабочены национальными проблемами и меньше времени уделяли развитию европейского процесса. КЕС представила 80 предложений, направленных на улучшение внутри-европейских процессов, особенно в области торговли и промышленности. В начале 1983 г. КЕС представила свои предложения по механизму будущего финансирования сообществ, оформив их в виде так называемой «Зеленой книги». В 1984 г. была принята программа «Эсприт» — Европейская стратегическая программа исследования и развития в области информационных технологий.

    1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов последовательно продвигаться к цели — созданию подлинного Европейского союза. Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый магистральный процесс. На сообщества возлагается ответственность за проведение новой политики, призванной способствовать более тесному экономическому и социальному сотрудничеству между богатыми и бедными странами-членами.

    Во второй части Акта содержатся положения о процедуре взаимодействия между Советом, КЕС и Европарламентом о процедуре принятия решений. Главное — отход от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства. По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс. Важным элементом Акта стал принцип «субсидиарное™», суть которого состоит в том, что ни одно решение не может быть принято на более высоком уровне, если с ним успешнее справятся на более низком уровне. Расширяются возможности влияния Европейского парламента на разработку законов, касающихся как единого рынка, так и соглашений между сообществами и третьими странами. Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающему свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, — 31 декабря 1992 г.

    В третьей части документа речь идет о сотрудничестве в области внешней политики. Поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема политического сотрудничества. В заключительной части содержатся общие положения о применении статей Акта.

    Можно сказать, что Единый европейский акт открыл сообществам путь к созданию основ экономического и валютного союза, а также союза политического. Было подчеркнуто, что необходимым и обязательным условием для нормально функционирующего рынка интеграционной группировки является введение единой валюты. Солидное обоснование получила идея создания политического союза. Акт обеспечил Европейскому парламенту достаточные полномочия, но все равно роль его по большому счету оставалась консультативной. Однако существовало понимание того, что для реализации на деле идеи строительства экономического и валютного союза потребуются принятие крупных политических решений и создание механизма для их выполнения.

    Нельзя забывать и такую важную деталь: международная обстановка способствовала решению политических задач и задач по форсированию создания ЭВС. В начале 1990-х годов закончилась «холодная война», был ликвидирован СЭВ, ЕС взял на себя ответственность в решении многих международных проблем.

    Для конкретизации идеи создания единого рынка КЕС был разработан специальный план мероприятий из 300 пунктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере — так называемая «Белая книга». «Белая книга» — программа и календарь создания внутреннего рынка, единого рынка, КЕС была опубликована 14 июня 1985 г. в виде белой книги и представлена на Миланской сессии Европейского совета.

    Целесообразно привести некоторые результаты выполнения этого плана, тем более что они в какой-то степени характеризуют сегодняшний уровень интеграции. Первая группа положений «Белой книги» относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества. Речь идет в первую очередь о полной ликвидации механизма национального импортного контроля, т.е. по существу правительства стран-членов лишаются формальной возможности действовать вопреки единой внешнеторговой политике. Значительно облегчена процедура оформления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение имеет Шенгенское соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (проживающих на территории стран, подписавших этот документ) и едином визовом контроле.

    Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач — устранении технических препятствий, в первую очередь речь идет о выравнивании норм и стандартов. Важное место занимают финансовые услуги. С 1993 г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любом месте в любой стране — члене интеграционной группировки. Разрешена
    продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям стран — членов ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), стал более прогрессивным регламент о свободе движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию экономического и валютного союза в рамках ЕС.

    Самые сложные проблемы возникли в ходе реализации третьей группы задач — налоговых проблем. Функционирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов, основной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на налог на добавленную стоимость и акцизы. Предстоит решить довольно непростую задачу регулирования количества национальных ставок НДС, сближения ставок НДС до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера на сегодняшний день является одной из тех, которые тормозят продвижение к единому рынку (о других сказано ниже).

    Важнейшее значение в деле становления европейской интеграции имеет Маастрихтский договор о Европейском союзе, принятый в декабре 1991 г. на заседании Европейского совета.

    Суть Маастрихтского договора сводится к следующему:

  • от построенного единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;
  • придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики;
  • преобразовать Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, расширив круг его компетенции;
  • дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов Сообщества («первая опора») постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности («вторая опора») и в области юстиции и внутренних дел («третья опора»);
  • объединение всех «трех опор» в рамках единой системы Европейского союза (ЕС).

    В соответствии с договором учреждаются:

  • единое европейское гражданство — все граждане государств-
    членов приобретают гражданство ЕС (имеется перечень со
    ответствующих прав);
  • политический союз — общая внешняя политика, повышение
    роли Европарламента, общая политика в области внутрен
    них дел и правосудия;
  • экономический и валютный союз (ЭВС).

    Договор заложил правовую основу ЭВС и единой валюты; определил институциональную структуру ЭВС; установил точный график перехода к ЭВС; утвердил четыре критерия конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в ЭВС; определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках ЭВС; предусмотрел систему временных исключении для тех стран, которые присоединятся к зоне единой валютной системы позднее.

    На состоявшейся в декабре 1997 г. встрече на высшем уровне стран-членов в Люксембурге одобрен прием в 1999 г. в состав ЕС еще пяти стран: Венгрии, Кипра (греч.), Польши, Чехии и Словении. Однако позже были внесены корректировки: прием новых членов отложили на период после 2000 г., страны были подразделены на «страны первой волны» и «страны второй волны». Но затем в октябре 2002 г. было объявлено, что к ЕС в мае 2004 г. официально присоединяться десять стран — Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта. В настоящее время предполагается, что Болгария и Румыния вступят в ЕС не раньше 2007 г.

    Амстердамский договор практически открыл путь к расширению ЕС и сформулировал основные правила, по которым будет изменяться его институциональная структура при быстром увеличении состава стран-участниц. Вопросы, которые не могли быть разрешены в рамках Амстердамского договора, пришлось уточнять в Договоре, подписанном в пицце в 2001 г. и уточнявшем параметры расширения ЕС до 25 стран

    Исходя из результатов встреч лидеров ЕС в Ницце (февраль
    2001 г.) и в Лекене (декабрь 2001 г.), основные принципы расширения ЕС выглядят следующим образом.    

    Во-первых, страны ЕС фактически отказались от рассмотрения вопросов о возможном приеме в будущем России и Турции. Таким образом определены географические границы Союза, во-вторых, была одобрена идея «гибкости», предполагающая существование в рамках ЕС так называемых основных стран и периферии, в-третьих, был пересмотрен количественный состав основных органов ЕС — Совета министров и Европарламента.

     

    ЗАДАЧА 1

     

    Определить эффективность экспорта:

     

    Показатели 

    Расчет 

    1 

    Объем продаж, ед. 

    1850+108 

    2 

    Производственная себестоимость единицы изделия, руб. 

    325+58 

    3 

    Цена единицы изделия: 

     

    3.1 

    на внутреннем рынке, руб. 

    605 

    3.2 

    На внешнем рынке, долл 

    134 

    4 

    Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб./ед.

    287 

    5 

    Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, долл. ед.

    103 

    6 

    Курс валюты, руб./ долл 

    35,5 

    7 

    Полная себестоимость, тыс. руб. 

     

    7.1 

    При реализации на внутреннем рынке 

    1311860 

    7.2. 

    При реализации на внешнем рынке 

    7909341 

    8 

    Денежная выручка, тыс. руб. 

     

    8.1. 

    При реализации на внутреннем рынке 

    1184590 

    8.2 

    При реализации на внешнем рынке 

    9383715 

    9 

    Прибыль, тыс. руб 

     

    9.1 

    При продаже на внутреннем рынке 

    -127270 

    9.2 

    При продаже на внешнем рынке 

    1474374 

    10 

    Рентабельность, % 

     

    10.1 

    При продаже на внутреннем рынке 

     

    10.2 

    При продаже на внешнем рынке 

    18,6 

     

    Решение

    Рассчитаем полную себестоимость при реализации на внутреннем рынке по формуле:

    Свнутр. = В(Сед.вн. +Квн.) = (1850 +108)*((325 + 58) + 287) = 1311860 руб.,

    где В – объем продаж, ед.;

    Сед. – производственная себестоимость единицы изделия, руб.;

    Квн – коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб.

    Рассчитываем полную себестоимость при реализации на внешнем рынке:

    Свншн = В(Сед. + Квнш*Р) =(1850 +108)*((325 +58)+103*35,5) =

    = 7909341 руб.

    где Квнш – коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, долл./ед.;

    Р – курс валюты, руб./долл.

    Рассчитываем денежную выручку при реализации на внутреннем рынке:

    Двн. = В *Цвн. = (1850 +108)*605 = 1184590 руб.

    где Цвн – цена при реализации на внутреннем рынке.

    Далее рассчитаем денежную выручку при реализации на внешнем рынке:

    Двнш = В*(Цвнш*Р) = (1850 +108)*(135*35,5) = 9383715 руб.

    где Цвнш. – цена при реализации на внешнем рынке.

    Полученная прибыль при продаже на внутреннем рынке составит:

    Пвн. = Двн – Свн. = 1184590 – 1311860 = -127270 руб.

    Получен убыток.

    Прибыль при продаже на внешнем рынке равна:

    Пвнш = Двнш – Свнш = 9383715 – 7909341 = 1474374 руб.

    Рентабельность продаж на внутреннем рынке нельзя рассчитать ввиду убыточности продаж.

    Рентабельность продаж на внешнем рынке составляет:

    Рвнш = Пвнш /Свнш. = 1474374/7909341 *100% = 18,6%

    Полученные результаты заносим в таблицу.

    Таким образом, можно сделать вывод о большей эффективности экспорта по сравнению с реализацией на внутреннем рынке, что основывается на убыточности продаж внутри страны и полученной прибылью при экспорте.

     

     

    ЗАДАЧА 2

     

    Рассчитать эффективность импорта товаров народного потребления:

     

    Показатели 

    Расчет 

    1 

    Количество единиц товара, тыс.ед. 

    620+58 

    2 

    Контрактная цена, евро/ед. 

    0,75 

    3 

    Транспортные расходы, евро/ед. 

    0,45 

    4 

    Другие расходы, связанные с доставкой и реализацией товара на внутреннем рынке, тыс. руб.

    624 

    5 

    Курс валюты, руб/евро 

    35,5 

    6 

    Цена реализации на внутреннем рынке, руб./ед. 

    100+58 

    7 

    Затраты, тыс. руб. 

    27038,4708 

    8 

    Результат, тыс. руб. 

    9796,9164 

    9 

    Эффект импортной операции, тыс. руб. 

    70930,6932 

    10 

    Эффективность импортной операции, % 

    262,3 

     

     

    Решение

     

    Рассчитаем величину затрат по формуле:

    З = В * (Цконтр. + Т ) Р +Д = (620000 + 58)(0,75 + 0,45)35,5 + 624000 =

    = 27038470,8 руб.

    где Цконтр. – контрактная цена, евро/ед.;

    Т – транспортные расходы, евро/ед.;

    ДР – другие расходы, связанные с доставкой и реализацией товара на внутреннем рынке, руб.

    Определим результат по формуле:

    Д = В * Цвн. = (620000 + 58)*(100 + 58) = 97969164 руб.

    Эффект импортной операции составляет:

    Э = Д –З = 97969164 – 27038470,8 = 70930693,2 руб.

    Эффективность импортной операции составит:

    Э% = Э/З*100% = 70930693,2 / 27038470,8 *100% = 262,3%

    Полученные результаты вносим в таблицу.

    Таким образом, можно сделать о высокой эффективность импортной операции, которая составит 70930,6932 тыс. руб.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Анализ экономики: Учебник. — 2-е. изд. / Под ред. В.Е. Рыбалкина,
    В.М. Грибанича. — М.: Международные отношения, 2007.
  2. Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭ и МО. 2005. № 4.
  3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. ЮА. Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Арканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах . М..: ИНФРА-М, 2001.
  5. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: Учеб. пособие. — М.: Международные отношения, 2003.
  6. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. —М.: НП «111 тысячелетие», 2001.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.71MB | MySQL:112 | 1,684sec