Состав и структура местных финансов США и России

<

122613 1840 1 Состав и структура местных финансов США и РоссииЗвеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.

Главное звено местных финансов — местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции — регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии — земель, уездов, городов, общин; в Великобритании — графств, округов; в Италии — областей, провинций, коммун; в Японии — префектур и муниципалитетов. В России за счет средств местных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение задач и функции местного самоуправления. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В России местные бюджеты включают бюджеты: а) муниципальных районов; б)    городских округов; в)    внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; г) городских и сельских поселений.

В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

К источникам финансирования расходов местных бюджетов, как в странах США и Запада, а также в России, относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).

Местные бюджеты входят в единую бюджетную систему Российской Федерации, которая представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В последние 15 – 20 лет в   США  наблюдается рост объема финансов  местных  органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде средств, мобилизуемых через финансовую систему. Одновременно на местные  финансы  перекладывается существенная часть расходов.
В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы  штатов и местных  органов власти становятся основным источником денежных ресурсов. Так, в государственном финансировании социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, в сохранении природных ресурсов, в гражданском и жилищном строительстве — около. 40%. К ресурсам местных  органов управления в США  относятся финансы  штатов, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных и специальных дистриктов (округов). Звеньями системы местных  финансов  являются местные  бюджеты, а также специальные фонды, финансы  предприятий, принадлежащих местным  органам управления. В стране существует более 83 тысяч местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

<

Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет — 3% в ВНП, то в Норвегии — 15%, в Швеции — 31%.

К особенностям местных финансово в РФ следует отнести механизм выравнивания. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления определяет порядок выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов). Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Федерации: а) регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов; б) районных фондов финансовой поддержки поселений. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

В отношении финансовой базы местных бюджетов Российской Федерации следует отнести необходимость их укрепления: на начало проведения реформы местного самоуправления около 95% муниципальных образований являлись дотационными. Доля собственных налоговых доходов местных бюджетов в среднем по стране покрывала менее 15% расходных потребностей местных бюджетов. Сегодняшнее состояние финансового положения муниципальных образований также не позволяет сделать вывод об их финансовой самостоятельности: законодательное закрепление бюджетных и иных полномочий местного самоуправления в финансовой сфере должно подкрепляться реальным улучшением состояния экономики и финансов в муниципальных образованиях и в стране в целом.

 

 

2. НАЛОГИ КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов — от 30 до 70%.

Доходы штатов и местных органов власти в США формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Различают три основные группы местных налогов.

Местные прямые и косвенные налоги, применяемые практически во всех странах. Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран — на жителей и на профессию (Франция). К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует.

Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

В настоящее время Налоговый кодекс к местным налогам РФ относит всего для налога: а) земельный налог; б)    налог на имущество физических лиц.

Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с бюджетом городов, является налог с продаж — косвенный налог на потребление (схожий с налогом на добавленную стоимость). Обычно им не облагаются продовольственные товары (за исключением ресторанов). В 1993—1994 финансовом году налог с продаж применялся в 44 (из 50) штатов США. Например. этот налог отсутствует в штатах: Аляска, Дэлавер. Нью-Джерси. В остальных — ставка колеблется от 3 до 8,25 %, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая — в Колорадо и Висконсине (3%), в Алабаме, Луизиане, Мичигане. Джорджии, Южной Дакоте. Айове (4%); наиболее высокая — в Калифорнии (7,25%). Иллинойсе (8%). Нью-Йорке (25%). Налог с продаж может распределяться, например, следующим образом: в штате Иллинойс в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд, —1% (направляется на нужды департамента скоростного транспорта — железные дороги). Некоторые штаты, например, Калифорния, взимают налог па деловую активность. Он включает в себя два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд заработной платы, который в Калифорнии составляет 1,6%.
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпорации, налоге с продаж и налоге на деловую активность.
Города США имеют сноп налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в г, Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40 % собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тысяч зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.

В г. Уинтон (штата Иллинойс) налог на имущество в 1991— 1992 финансовом году был установлен в 6,75 % (это очень высокий уровень), В облагаемую собственность входили земля и строения. На этом основании база налогообложения равна 1/3 рыночной стоимости. Владелец получал один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог поступал в бюджеты штата, города, школьных и парковых округов, В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.

Из других местных налогов в городе можно выделить: налог на гостиничное обслуживание (5% от платы за гостиницу); налог на коммунальные услуги (3% от платы за телефон, газ, электричество); налог на сделки (при продаже и покупке недвижимости вносятся 2 доллара 50 центов за каждую тысячу долларов).

Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль, и в отличие от России и ряда европейских стран, служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее последние без крупных правительственных субсидий не обходятся. Даже столица США г. Вашингтон, имеющий в качестве федеративного округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 80%. Остальные затраты возмещаются федеральными субсидиями. В Нью-Йорке субсидии возмещают около трети бюджета города.

Анализ структуры и ставок местных налогов в США позволяет классифицировать их по четырем основным группам. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых — основными являются: поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как налогом с продаж, так и специфическими акцизами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Владимирова М.П., Темиров В.С., Теунаев Д. М. Финансы. М., 2006.
  2. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М., 2006.
  3. Джеймс А. Хадсон , Патрик Хонахан и др. Глобализация и национальные финансовые системы. М, 2005 г.
  4. Федякина Л. Н. Международные финансы. М., 2005.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00108 sec

WordPress: 21.95MB | MySQL:118 | 1,271sec