Современные международный рынок товаров и услуг и его функционирование

<

122613 1756 1 Современные международный рынок товаров и услуг и его функционирование

1.1 Международный рынок начала XXI в. и его структура

Развитие международного разделения труда закладывает материальные основы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Генетически и исторически этот процесс базируется на развитии внутренних рынков отдельных стран, когда товары и услуги, факторы производства (рабочая сила, капитал) выходят за национально-государственные рамки и начинают свое движение уже в системе международных экономических отношений. В экономической теории используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынок.1

Внутренний рынок — сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны. Иными словами, понятие «внутренний рынок» предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты не уходят из страны, продаются отечественным потребителям.

Национальный рынок — рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом товаров и услуг). Таким образом, внутренний рынок дополняется той частью экономического пространства данной страны, которая связана с международным экономическим обменом.

Международный рынок — совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов. Международный рынок — синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей товарами и услугами, международным движением капитала и рабочей силы (в более широком контексте — международной миграцией населения), а также — во все более значительных масштабах — международным информационным обменом. Поэтому в широком смысле мировой рынок — это все более целостное и внутренне взаимосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также информации, это единое рыночное пространство в общем комплексе государств современного мира. В условиях глобализации экономики термин «мировой рынок» все больше приобретает свой подлинный смысл.1

К основным чертам международного рынка относятся следующие.

  1. В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки.
  2. Международный рынок находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала) под воздействием соотношения не только внутренних, но и внешних спроса и предложения.
  3. Международный рынок (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.
  4. Международный рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции. Иными словами, мировой рынок играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества, техническим и другим стандартам. При этом из сферы международного обмена выводятся как товары, так и производящие и реализующие их фирмы, которые при таком развитии событий могут оказаться банкротами. Действительно, тот факт, что произведенный в данной стране товар успешно реализуется на ее внутреннем рынке, вовсе не означает, что этот же товар с таким же успехом будет реализовываться и на международном рынке.

    В связи с этим в международной торговле различаются понятия так называемых торгуемых товаров (tradable goods), которые реализуются на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров (nontradable goods), которые не реализуются за рубежом, а реализуются лишь в той стране, где они были произведены.

    Вместе с тем деление на торгуемые и неторгуемые товары обладает условностью. Так, на практике чаще всего используют деление на торгуемые и неторгуемые товары, основанное на Международной стандартной промышленной классификации (нередко ее определяют как Международную стандартную классификацию отраслей) (International Standard Industrial Classification — ISIC), принятой в ООН. Эта классификация включает 9 групп товаров, из которых к торгуемым относятся три первые группы, а шесть остальных — к неторгуемым. 1

    А. Торгуемые товары (по Стандартизированной промышленной классификации — группы 1-3):

  5. сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция);
  6. продукция добывающей промышленности;
  7. продукция обрабатывающей промышленности.

    Б. Неторгуемые товары (группы 4—9):

  8. коммунальные услуги и строительство;
  9. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;
  10. транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество;
  11. оборона и обязательные социальные услуги;
  12. образование, здравоохранение и общественные работы;
  13. прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

    Анализ указанной классификации свидетельствует об определенной ее условности. Действительно, такие неторгуемые (по данной классификации) товары, как, например, вооружение, являются предметами весьма активной международной торговли. Весьма активно ведется и строительство промышленных и других объектов за рубежом (и в этом смысле оно выступает как торгуемый в международной торговле товар). Реализуются в сфере международных экономических отношений и образовательные услуги, активно развивается международный транспорт и т.д.

    Однако, несмотря на отмеченную условность классификации товаров на торгуемые и неторгуемые, это деление имеет вполне определенный смысл. Дело в том, что тот факт, в какой степени конкретная страна располагает (или не располагает) торгуемыми товарами, имеет для нее (и для бизнеса данной страны) принципиальное, существенное значение. Если страна располагает достаточно широким спектром торгуемых товаров, то она может проводить гибкую и эффективную внешнеэкономическую, а также внутреннюю экономическую политику, осуществляя в случае необходимости маневрирование соответствующими товарами в их реализации как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

    Торгуемые товары распадаются на экспортируемые и импортируемые товары.

    В свою очередь экспортируемые товары распадаются на товары реального экспорта и субституты экспорта (те отечественные товары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубежом). Импортируемые товары (по аналогии) распадаются на товары реального импорта и субституты импорта (те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить иностранные товары).

    С понятием «товары — субституты импорта» связано такое направление экономической политики, реализованное в целом ряде стран мира, как импортозамещение. В процессе осуществления политики импортозамещения (нередко с привлечением при этом иностранных инвестиций) страны постепенно замещают отдельные импортируемые виды продукции или отдельные узлы, комплектующие изделия для производства конечной продукции на отечественную продукцию, стремясь при этом максимально активизировать отечественное производство.

    По принятым в мире стандартам статистики международной торговли критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров соответственно экспортом и импортом является факт пересечения товаром таможенной границы и фиксация этого в соответствующей таможенной отчетности.

    Основной формой проявления международного рынка выступает развитие международной торговли товарами и услугами (сопровождающиеся международным движением капитала, рабочей силы, международным информационным обменом). При этом весьма существенное значение приобретают проблемы исследования конъюнктуры международного рынка и ее формирования.

     

    1.2 Конъюнктура международного рынка и основные конъюнктурообразующие факторы

     

    Одной из основных характеристик международного рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

    Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важной проблемой экономической теории и практики. При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

  14. общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран);
  15. конъюнктуру отдельных сегментов международного рынка и отраслевую конъюнктуру;
  16. конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг.

    В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны, что должны учитывать ее исследователи (для того чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.).

    С точки зрения временных критериев выделяют:

    – текущую конъюнктуру;

    – кратко- и среднесрочную конъюнктуру;

    – долгосрочную конъюнктуру.

    Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры международного рынка взаимосвязаны (например, в оценки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнктуре).

    Конъюнктура международного рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.).

    Эти факторы подразделяются на:

    а)    постоянные и переменные;

    б)    циклические и нециклические;

    в)    стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

    г)    по срокам действия — кратко-, средне- и долгосрочные.

    Когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются, прежде всего, те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры. Это так называемые «конъюнктурные симптомы». Общая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет так называемую конъюнктурную симптоматику (которая специфична для каждого конкретного сегмента мирового товарного рынка). 1

    Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кондратьева» — по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892-1938)). В основе этих длинных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25-30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.

    Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъюнктуры международного рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.). При этом проявляются основные закономерности так называемого «цикла жизни» продукта.

    Реальная же практика изменения конъюнктуры существенно более динамична, чем это вытекает из цикличности экономического развития. В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отражать буквально прохождение тех или иных фаз цикла. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы.

    К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством (в зависимости от того, насколько значительна роль государства в экономике конкретной страны), а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-монополистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможностями государственных институтов). К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

    Вместе с тем есть постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, которые обычно рассматривают как нециклические факторы, однако они имеют свою собственную (хотя и нередко скрытую) цикличность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие оборонно-промышленного комплекса отдельных стран (это влияет прежде всего на конъюнктуру рынков вооружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако даже в производстве и реализации даже такого специфического вида продукции есть своя собственная цикличность, связанная с переходом от одних поколений вооружений к другим.

    Непрерывен также и НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-технического развития. Это неизбежно порождает новые «волны» в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

    В целом количество и сила действия тех или иных конъюнк-турообразующих факторов постоянно меняются (нередко в значительных пределах) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, одни и те же конъюнктурообразуюшие факторы могут по-разному влиять на различные сегменты рынка. Так, например, девальвация национальной ва-люты может на определенном временном промежутке способствовать наращиванию отечественного экспорта и, напротив, спаду импортных операций в стране.

    В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) гистерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.

    В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъюнктуры международного рынка имеет анализ тенденций, которые реализуются в так называемой теневой экономике, т.е. в экономике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистрируется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в теневой экономике может скрываться как законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определенной степени и потребляемых), не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (примером такого рода является производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах в нашей стране). Это — так называемая «неофициальная» экономика.

    Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следующим причинам:

    – эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.);

    – участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных платежей.

    По имеющимся оценкам на рубеже XX — XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12—15 % ВНП, в странах с переходной экономикой — 23, а в развивающихся странах — 33 % ВНП. Среди промышленно развитых стран нелегальный бизнес был наиболее развит в Италии, Испании и Бельгии (23—28 % ВНП), наименее развита была теневая экономика в Швейцарии, Японии и США — около 10 % ВНП. В России теневая экономика оценивалась Госкомстатом России в этот период в 30 %.

    По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80 % ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70 %. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля наркотиками и оружием. При среднегодовом доходе на душу населения в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны приходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990 г. их было всего 5 тыс.), 60 % от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомобилей были угнаны из стран Западной Европы.

    В мире в целом по имеющимся оценкам к началу XXI в. в рамках «неофициальной» экономики (как криминальной, полукриминальной, так и некриминальной, но нерегистрируемой) производилось товаров и услуг примерно на 9 трлн долл. (что сравнимо с ВВП США — крупнейшей по масштабам производства страны современного мира).

    Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явлением и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в максимальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.

     

    1.3. Исследование и прогнозирование конъюнктуры международного рынка

     

    Учитывая все отмеченные обстоятельства, конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно — в сочетании исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры и ее прогнозирования.

    При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными (с учетом специфики конкретных видов товаров и рынков): «кабинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации) и изучение рынка «на месте». Несмотря на то, что эти последние методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии (максимально учитывая, например, специфику интересов потребителей конкретных стран). Использование подобных методов нередко дает возможность устанавливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую используются и методы пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточного времени для его полного и всестороннего изучения, а также в ситуации реализации новых для данного рынка товаров. 1

    Существенное значение при этом приобретают методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка, к которым можно отнести следующие.

  17. Экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций. При несомненных достоинствах этого метода прогнозирования, связанных с учетом тех тенденций развития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо проявляются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним.
  18. Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется остаточно часто — например, в форме так называемых «мозговых атак», его достоинства связаны с отходом от инерционности развития и с выдвижением новых гипотез развития рынка. Однако недостатком этого метода является вполне определенная объективность экспертных оценок.
  19. Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка, во многом синтезирующий достоинства первых двух методов.

    На основе современных эконометрических методов с использованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменения конъюнктуры мирового рынка в целом, его сегментов и отдельных товаров. Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев развития.

    В целом же ввиду сложности и противоречивости развития современного мирового хозяйства, далеко неоднозначного воздействия на него множества факторов, лежащих вне сферы экономики (политических, военно-политических, экологических и др.), существует объективная возможность неточности прогнозирования развития мирового рынка. Однако это не означает, что проведение прогнозных работ малопродуктивно — напротив, потребности реальной экономики, особенно на этапе ее глобализации, ставят вопрос о необходимости осуществления прогнозных исследований с использованием все более современных методов. Как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирования, «неполная определенность предвидения всегда предпочтительнее полной неопределенности представлений о будущем».

    Однако, безусловно, проблема точности и достоверности прогнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов остается весьма актуальной. Не случайно в современной прогнозной деятельности используется термин «верификация прогнозов», т.е. оценка достоверности, точности и обоснованности прогнозов, определение четких и точных критериев оценки качества прогнозных исследований. По результатам верификации проводится уточнение и корректировка прогнозов. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы. Таким образом, проблема верификации прогнозов чрезвычайно актуальна и важна.

    Учитывая отмеченные обстоятельства, при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрезвычайно важно охватить максимальное число наиболее репрезентативных (представительных) параметров и показателей. Например, для прогнозной оценки современного производства применяют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного производства, уровня загрузки производственных мощностей, их износа (физического и морального), динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и т.д.

    В качестве источников при исследовании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства). МВФ, МБРР, ОЭСР, других авторитетных организаций.

    Однако конъюнктура мирового рынка должна не только исследоваться — отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении. Это имеет существенное значение при проведении Россией в целом и ее корпоративным бизнесом активной внешнеэкономической (прежде всего экспортной) политики.

    Так, в проведении экспортной политики существенное значение имеют:

    – активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке (при этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием всех средств массовой информации);

    – формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее имидже в целом;

    – активная политика по продвижению товара, сопровождающаяся конъюнктурным воздействием на торговых посредников;

    – постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них (типичным примером такого рода воздействия является активное внедрение в последние годы в США и некоторых других развитых странах с рыночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес пронизан криминальными структурами, что значительно осложняет деятельность отечественных фирм на территории других стран). Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Для них важно не только что, как и с какими издержками производить, но и выработать и реализовать общую стратегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной стратегии продвижения своих товаров и услуг).

    Для большинства российских предприятий-экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков конкретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов: оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг; решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и соответствующих фирм-контрагентов; выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок (или ухода с него); сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке; выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов; корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков.

     

    <

     

    2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК УСЛУГ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА

     

    2.1 Услуги в современной мировой экономике

     

    Услуги (services) представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.1

    Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

    Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 1/2 — 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2008 г. составлял 52 %.2

    Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

    – неосязаемость;

    – невидимость;

    – неразрывность производства и потребления;

    – неоднородность и изменчивость качества;

    – неспособность услуг к хранению.

    Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

    В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. 1

    Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

  20. они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом;
  21. услуги неотделимы от своего источника;
  22. их производство и потребление, как правило, неразрывны;
  23. для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

    Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего, в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

    Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

  24. коммунальные услуги и строительство;
  25. оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;
  26. транспортировку, хранение и связь, а также финансовое
    посредничество;
  27. оборону и обязательные социальные услуги;
  28. образование, здравоохранение и общественные работы;
  29. прочие коммунальные, социальные и личные услуги.1

    Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли.

    Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.2

    С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на факторные (factor services) , возникающие в связи с международным (межстрановым) перемещениям факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги (поп-factor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

    К настоящему времени изменились подходы, связанные с делением услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами1:

  30. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.
  31. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.
  32. Иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где производится услуга.
  33. Через таможенную границу перемещаются физические лица — резиденты одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами).

    В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.1

    В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

  34. деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);
  35. услуги связи (25 видов);
  36. строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);
  37. дистрибъюторские услуги (5 видов);
  38. общеобразовательные услуги (5 видов);
  39. услуги по защите окружающей среды (4 вида);
  40. финансовые услуги, включая страхование (17 видов);
  41. услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);
  42. туризм и путешествия (4 вида);
  43. услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);
  44. транспортные услуги (33 вида);
  45. прочие услуги.

    ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы.

    Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.

     

    2.2 Динамика и структура международной торговли услугами

     

    Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платежном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Business Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель — это физические или юридические лица — резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними. 1

    На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг являлись одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг. 1

    В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

    Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

    Роль услуг в экономике стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

    Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

    Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

    Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

    Однако сфере услуг, международной торговле услугами оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

    В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.1

    В 1997 г. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998 г.) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999 г.). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) или страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.

    Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1988 г. 402 млрд долл., а в 2008 г. он уже составил (по данным ВТО) 1763 млрд долл., т.е. вырос более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составила в 2008 г. 19,5 % (в предыдущие годы она составляла более 20 %, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно-сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30 % совокупной международной торговли.

    По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2008 г. составил 15,9 млрд долл. (0,9 % мирового экспорта коммерческих услуг, 24-е место). Для сравнения: в 2002 г, доля России составляла 0,8 % мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран — экспортеров услуг, таким образом, положение России среди ведущих стран — экспортеров услуг несколько улучшилось, хотя в целом доля РФ остается незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2008 г. составлял 26,7 млрд долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран — импортеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2006 г, аналогичные показатели составляли 21,5 млрд долл., 1,4 % мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран — импортеров коммерческих услуг. К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услугами, можно отнести:

    – НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

    – рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;

    – переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

    – растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе — «в одном пакете»). 1

    В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее:

  46. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).
  47. Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.
  48. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.2

    Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли являлся очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

    – занижение оценки расходов туристов за рубежом;

    – услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;

    – услуги составляют довольно значительную часть внутри фирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

    – занижается и оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.1

    В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.

    В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45 %), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.

    У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42 % — туризм, 33 % — транспортные услуги и 25 % — прочие частные услуги.

    Изменяется и географическая структура международной торговли услугами.

    Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой — в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70 % в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

    По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16,0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта услуг в 2008 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами.

    Характерно при этом, что в отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающихся стран — отрицательное сальдо во внешней торговле услугами. Россия на международном рынке услуг в 2008 г. занимала 24-е место в мире по экспорту (0,9 %) и 18-е место по импорту (1,5 %). Россия — нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2008 г. 10,8 млрд долл. (в 2006 г. оно было меньше — 8,6 млрд). 1

    Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг — туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (оффшорные центры Карибского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

     

    2.3 Тенденции развития международного рынка услуг

     

    Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка (табл. 1), экспорт услуг за 1988 – 2008 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%).1

     

    Таблица 1 – Мировой экспорт товаров и услуг (в млрд. долл.)

    Показатель

    1988 г.

    2008 г.

    Экспорт товаров

    Экспорт услуг

    Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %)

    1900,8

    363,5

    15,8

    5397,3

    1316,7

    19,5

     

    122613 1756 2 Современные международный рынок товаров и услуг и его функционирование

     

    Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

    Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

    Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

    Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

    В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

    — поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

    — перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

    — временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

    — коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги). 1

    В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

    — снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

    — увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

    — по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

    — произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

    По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в сипу ряда обстоятельств.

    Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

    Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств).

    В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

    В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

    В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

    В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40 – 50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

    Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:

    — НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

    — длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

    — увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

    — развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

    Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами (табл. 3).

     

    Таблица 2 – Доля отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг в 1988 и 2008 года

    Страны

    Экспорт товаров

    Экспорт услуг

    1988 г.

    2008 г.

    1988 г.

    2008 г.

    Всего (мир в целом)

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    США

    11,8

    12,5

    10,5

    18,2

    Канада

    3,6

    4,0

    2,0

    2,3

    Япония

    6,7

    6,9

    5,2

    4,7

    Германия

    10,1

    10,1

    7,1

    6,5

    Франция

    5,8

    5,6

    11,6

    6,4

    Великобритания

    5,8

    5,8

    9,4

    7,4

    Италия

    4,1

    4,6

    5,2

    5,1

    Нидерланды

    3,9

    3,2

    4,6

    3,9

    Китай


    3,4


     

    1,8

    Республика Корея

    0,9

    2,4

    0,7

    1,8

    Мексика

    0,9

    2,2

    1,2

    0,9

    Индия

    0,4

    0,6

    0,8

    0,8

    Малайзия

    0,7

    1,3

    0.3

    0,8

    Таиланд

    0,3

    1,0

    0,4

    1.0

    Россия

    ….

    1,4

    ….

    1,0

     

    Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 8 ведущих стран в 2008 году приходилось 54,5% экспорта. 1

    Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

    Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

    Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

    Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

    Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

     

  49. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг, 2003. – 450 с.
  50. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 690 с.
  51. Бурова А.С. Международный маркетинг. – М: Дашков и К, 2010.– 501 с.
  52. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. – М.,: ЮНИТИ, 2007.590 с.
  53. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2009. – 710 с.
  54. Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: Учеб. пос. –М.: Экономистъ, 2008. – 375 с.
  55. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 850 с.
  56. Лукашевич М.Л. Международный маркетинг: Учеб.-метод. пособие по дисц. внешнеэкон.специализации: — В 2 частях. Ч.2. Применение инструментов маркетинга / Под ред. А.Г. Медведева. — СПб.: Изд-во СПбИЭФ, 2009. – 500 с.
  57. Маджаро С. Международный маркетинг. — М.: Международные отношении, 1999. – 480 с.
  58. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2007. – 220 с.
  59. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2007. – 605 с.
  60. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.– 350 с.
  61. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С. В. Барсукова; Под ред. Н. И. Перцовского. -М.: Высшая школа, 2007. – 601 с.
  62. Международный маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Г.А.Васильев, Л.А. Ибраги мов, Н.Г. Каменева и др.; Под ред. Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 199 с.
  63. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004. – 470 с.
  64. Мовсесян А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход// Финансы. 2006. № 9. – С. 21 – 22.
  65. Моисева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 520 с.
  66. Ноздрева Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга. М: МГИМО, 2004. – 601 с.
  67. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 2009. – 550 с.
  68. Пузакова Е.П. Мировая экономика. –Ростов-на-Дону, 2008. – 480 с.
  69. Стоякин С. Г.Международная интеграция :Понятие, виды, формы // Московский журнал международного права. 2008. № 3. — С. 17 — 30
  70. Угрин Леся. Интеграционные процессы: международный аспект // Вестник Львовского университета. Серия: философские науки. 2007. Вып. 4. С. 44 – 78.
  71. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2008. – 1210 с.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.31MB | MySQL:116 | 1,792sec