Структура и динамика товаропотока внешней торговли России

<

122513 1648 1 Структура и динамика товаропотока внешней торговли России

1. Структура и динамика товаропотока внешней торговли России

Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в единственную растущую сферу российской экономики.

Период 90-х годов характеризовался увеличением экспортной квоты России до 38% в 2006 г. (против 1% в 1990 г.). Это обстоятельство, однако, следует расценивать не как углубление участия РФ в международном разделении труда, а как отражение топливно-сырьевого характера экспорта страны. За 1992—2005 гг. товарооборот России увеличился с 96,8 до 210,8 млрд долл. В 2005 г. экспорт составил 135,4 млрд долл., импорт – 75,4 млрд долл.

Основные тенденции развития российской внешней торговли:

Неравномерность развития товарооборота в период 1990 – 2005-х годов, когда период падения объема торговли сменял период роста. В 1992 г. объем торговли России сократился вследствие таких причин, как экономический кризис; распад СССР и нарушение сложившихся хозяйственных связей; переход на расчеты в СКВ с бывшими основными торговыми партнерами — странами Центральной и Восточной Европы и бывшими союзными республиками; рост транспортных издержек. Период 1993—1997 гг. знаменовался ростом товарооборота в 1,8 раза благодаря либерализации внешнеторговой деятельности (в том числе отказу от государственной монополии на внешнюю торговлю). В 1998—1999 гг. вследствие влияния августовского (1998 г.) финансового кризиса и исчерпания влияния фактора либерализации (по мировым оценкам, продолжается в течение 4—7 лет) объем торговли сократился. В 2000—2005 гг. наблюдался полуторакратный рост товарооборота России, в том числе благодаря оживлению в экономике, быстрым темпам роста торговли со странами СНГ (за один 2000 г. товарооборот увеличился в 2 раза). В 2002 г. объем торговли сократился из-за неблагоприятной конъюнктуры в мире, а в 2005 г. вырос до рекордного уровня за весь постсоветский период благодаря росту спроса, росту средних контрактных цен на многие российские товары, в том числе на нефть.

Состояние российской внешней торговли на протяжении последних пяти лет характеризуется устойчивыми высокими темпами прироста ее объемов, возросшими по экспорту и импорту в 2006 г. по отношению к 1999 г. в 2,4 раза (в 1 полугодии 2005 г. – в 1,3 раза по отношению к 1 полугодию 2006 г.). При этом средний годовой темп прироста экспорта и импорта за последние пять лет составил более 19%.

Внешнеторговый оборот России в 2006 г. составил, по данным Банка России, 279,8 млрд.долларов США (132,0% к 2005 г.), в том числе экспорт – 183,5 млрд.долларов (135,0%), импорт 96,3 млрд.долларов (126,6%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 87,2 млрд.долларов США (в 2005 г. – 59,8 млрд.долларов) В 1 полугодии 2005 г. темпы роста объемов внешней торговли по прежнему оставались на высоком уровне. Так, по сравнению с 1 полугодием 2006 г. внешнеторговый оборот России возрос на 35,3% и составил 166,3 млрд.долларов США, положительное сальдо торгового баланса – 57,7 млрд.долларов.

2006 год характеризовался расширением объемов внешней торговли России, чему способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка основных сырьевых товаров, а так же растущий внутренний спрос, как на товары народного потребления, так и на товары производственно-технического назначения, машины и оборудование.

По данным таможенной статистики в 2006 году сохранился устойчивый рост внешнеторгового товарооборота России, который составил 257,1 млрд.долларов США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 34,6%, в том числе со странами дальнего зарубежья — 210,0 млрд.долларов США (рост на 33,5%), со странами СНГ — 47,1 млрд.долларов США (рост на 40,0%).
В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2006 году приходилось 81,7%, на долю стран СНГ — 18,3%. Несмотря на более скромный удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте России, высокие темпы развития внешней торговли в значительной степени определялись быстрым ростом как экспорта, так и импорта в торговле со странами СНГ.

Сальдо торгового баланса достигло наивысшего значения в 2006 году и составило 105,9 млрд.долларов США (за 2005 год — 76,3 млрд.долл.США), в том числе со странами дальнего зарубежья — 94,3 млрд.долл.США (за 2005 год — 69,0 млрд.долл.США), со странами СНГ — 11,6 (за 2005 год — 7,3 млрд.долл.США).
Для 2006 года был характерен ежеквартальный рост экспорта и импорта. (рис.1) Стоимостной объем российского экспорта, достигнув своего максимума в IV квартале, вырос по сравнению с аналогичным показателем I квартала на 45,7% (IV квартал 2005 года по отношению к I кварталу 2005 года — 20,7%). Импорт IV квартала 2006 года превысил уровень I квартала 2006 года на 52,6% (в 2005 году — на 49,3%)1

Экспорт России в 2006 году составил 181,5 млрд.долларов США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 35,8%, в том числе в страны дальнего зарубежья — 152,1 млрд.долларов США (рост на 34,5%), в страны СНГ — 29,4 млрд.долларов США (рост на 43,3%). Столь значительный рост стоимостных объемов экспорта являлся следствием улучшения мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров, в частности черных и цветных металлов.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2006 году составил 210,0 мллрд.долл.США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 33,5%, в том числе экспорт — 152,1 млрд.долл.США (рост на 34,5%), импорт — 57,9 млрд. долл. США (рост на 30,9%).

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2006 году практически не изменился и составил 58,2% от всего объема экспорта в эти страны (в 2005 году — 57,8%), однако темп роста стоимостного объема экспорта этой группы был высоким и составил 136,0%. Основным фактором роста стоимостного объема экспорта были беспрецедентно высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть).

Главной статьей экспорта в страны СНГ в 2006 году оставалась продукция топливно-энергетического комплекса — 45,1% от всего объема экспорта в эти страны, что на 2,1 процентных пункта больше, чем в 2005 году. В 2006 году поставки нефтепродуктов (физические объемы) по сравнению с прошлым годом выросли на 19,6%, в том числе бензина автомобильного — на 42,7%, дизельного топлива — на 38,0%, мазута — на 24,0%. Поставки природного газа увеличились на 21,3%. Экспорт сырой нефти остался на уровне прошлого года1

Значительный удельный вес в торговле со странами СНГ приходился на машины и оборудование. Их доля в экспорте в 2006 году составила 21,0% (в 2005 году — 21,3%). Однако, как и экспорт в страны дальнего зарубежья, российский экспорт в страны СНГ носил однобокий характер: 72,5% стоимости экспорта этой продукции обеспечивалось за счет двух товарных групп — 84 (механическое оборудование, ядерные реакторы) и 87 (транспортные средства).
В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе-апреле 2006 года приходилось 36,8% российского товарооборота, а после расширения Европейского Союза до 25 стран его доля в мае-декабре составила 48,3% российского товарооборота. На страны СНГ в 2006 году приходилось 18,3% российского товарооборота (в 2005 году — 17,6%), на страны ЕврАзЭС — 10,3% (9,8%), на страны АТЭС — 16,8% (16,1%).
Основными торговыми партнерами России в 2006 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 23,9 млрд.долларов США (128,8% к 2005 году), Нидерланды — 16,6 млрд.долл.США (167,4%), Италия — 15,3 млрд.долл.США (139,9%), Китай — 14,9 млрд.долл.США (128,4%), США — 9,8 млрд.долл.США (136,3%), Турция — 8,7 млрд.долл.США (151,2%), Швейцария — 8,4 млрд.долл.США (132,1%), Финляндия — 8,2 млрд.долл.США (132,1%), Польша — 8,0 млрд.долл.США (126,4%), Соединенное Королевство — 7,7 млрд.долл.США (121,1%).

Несбалансированность российской торговли: начиная с 1990-х годов быстро растет положительное сальдо торгового баланса, достигшее 60,0 млрд долл.

Товарная структура экспорта России характеризуется высокой долей топливно-сырьевых товаров и крайне низкой долей машин, оборудования и средств транспорта. В 2006 г. доля топливно-сырьевых товаров составила 60,2% (в 2000 г. 44,0%); продукции металлургии — 14,2%; машин, оборудования и средств транспорта — 6,9 (для сравнения: в 2000 г. — 10,4%); химической продукции — 6,2; древесины и целлюлозно-бумажной продукции — 4,4%. Высокая доля сырьевых товаров в российском экспорте неудивительна: наша страна обладает высокими сравнительными преимуществами в данной сфере, позитивное влияние оказывает и благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти. Вместе с тем, по оценкам Министерства природных ресурсов страны, начиная с 1990-х годов проявились неблагоприятные тенденции в минерально-сырьевом комплексе страны: (1) сокращение объема разведанных запасов большинства полезных ископаемых; (2) высокий уровень нерентабельности многих полезных ископаемых (30—70% по отдельным видам); острый дефицит отдельных видов сырья, в том числе из-за неосвоенности ресурсной базы (титан, свинец); слабой геологической изученности территории страны (уран, ртуть, вольфрам); отсутствия крупных месторождений (марганец, фосфориты).

В товарной структуре импорта страны ведущими являются две товарные позиции — машины, оборудование и средства транспорта (40,4% в 2006 г.) и продовольствие и сырье для его производства (21,3%). Из других товарных групп — химическая продукция — 18,5%, древесина и целлюлозно-бумажная продукция — 4,5; текстиль — 4,3; продукция металлургии — 4,8; минеральные продукты — 1,2%1.

Географическое распределение российского экспорта характеризуется ростом доли стран дальнего зарубежья и снижением доли стран СНГ за 1990-2000-е годы. В целом за 1993-2005 гг. удельный вес стран дальнего зарубежья вырос с 74,5 до 83,0%, а стран СНГ снизился с 25,5 до 17,0%. Другая отличительная черта — неравномерность развития торговли с отдельными группами стран в рамках дальнего зарубежья. В 2005 г. доля развитых стран составила 48,4% (выросла в 2 раза по сравнению с советским периодом), доля развивающихся стране несколько возросла (до 21,7%), а стран Центральной и Восточной Европы сократилась до 12,9%.

По итогам 2006 г. основными контрагентами России стали Германия (9,6%); Беларусь (6,5%); Италия (6,4%); КНР (6,1%);Украина (6%). Внешнеторговый оборот за 9 месяцев 2007 г. составил 400,4 миллиарда долларов США, в том числе экспорт товаров — 247,0 миллиарда долларов, импорт — 153,5 миллиарда долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное — 93,5 миллиарда долларов США. По сравнению c 9 месяцами 2006 г. внешнеторговый оборот возрос на 19,0%, экспорт — на 10,4, импорт — на 36,3%. На долю стран дальнего зарубежья приходится 84,8% всего внешнеторгового оборота. В товарной структуре экспорта преобладали топливно-энергетические ресурсы (63,3%). Ведущее место в импорте занимали машины, оборудование и транспортные средства (49,8%)1

 

Таблица 1– Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Показатель

  

1995 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

Миллиардов долларов США

Внешнеторговый оборот

145,0

149,9

155,6

168,3

212,0

280,6

369,2

468,6

578,2

Экспорт  

82,4 

105,0 

101,9 

107,3 

135,9 

183,2 

243,8 

303,9 

355,2 

Импорт 

62,6 

44,9 

53,8 

61,0 

76,1 

97,4 

125,4 

164,7 

223,1 

Сальдо торгового баланса

19,8 

60,1 

48,1 

46,3 

59,9 

85,8 

118,4 

139,2 

132,1 

родолжение таблицы 1

Показатель

  

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Миллиардов долларов США

      в том числе: 

  

  

  

  

  

  

  

  

 

  со странами дальнего
  зарубежья

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    экспорт

65,4

90,8

86,6

90,9

114,6

153,0

210,2

260,6

301,5

    импорт

44,3

31,4

40,7

48,8

61,0

77,5

103,5

140,1

191,2

    сальдо торгового
    баланса

21,2

59,3

45,9

<

42,1

53,6

75,5

106,7

120,4

110,3

  со странами СНГ

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    экспорт

17,0

14,3

15,3

16,4

21,4

30,2

33,5

43,4

53,7

    импорт

18,3

13,4

13,0

12,2

15,1

19,9

21,9

24,6

31,9

    сальдо торгового
    баланса

-1,4

0,8

2,2

4,2

6,3

10,3

11,7

18,8

21,9

  

В процентах к предыдущему году

Внешнеторговый оборот

123,1

130,2

103,8

108,1

126,0

132,4

131,6

126,9

123,4

Экспорт

122,3

139,0

97,0

105,3

126,7

134,8

133,1

124,7

116,9

Импорт

124,1

113,5

119,8

113,4

124,8

128,0

128,8

131,3

135,4

      из него:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  со странами дальнего
  зарубежья

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    экспорт

126,7

142,8

95,4

105,0

126,0

133,5

137,4

123,9

115,7

    импорт

121,4

107,8

129,6

119,9

124,9

127,0

133,6

135,3

136,5

  со странами СНГ

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    экспорт

108,0

118,8

107,2

107,2

130,4

141,4

111,1

129,3

123,9

    импорт

131,1

129,4

97,1

93,2

124,1

131,9

110,1

112,2

129,6

 

Как видим внешнеторговой оборот Российской Федерации имеет тенденцию к росту, как по экспорту так и по импорту. Отмечается положительная динамик торговли как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ. Величина экспорта составила 535,2 млрд. долларов США в 2007 году, что на 23,4% выше показателя предыдущего года. Отметим, что на протяжении всего исследуемого периода отмечается в целом положительное сальдо торгового баланса России, величина которого составила 132,1 млрд. долл. США . Это говорит о том, что объем экспорта в 2007 году, равный 355,2 млрд. долл. США, превышает величину импорта, который равен 223,1 млрд. долл. США. Величина экспорта со странами дальнего зарубежья составила 30,15 млрд. долл. США, что превышает импорт из данных стран, равный 191,2 млрд. долл. США. Сальдо торгового оборота со странами дальнего зарубежья несколько снизилось в 2007 году, составив 110,3 млрд. долл. США, по сравнению с величиной прошлого года ( 120,4 млрд. долл. США).

 

2. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Существенная специфическая черта международных экономических отношений — это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: 1) межгосударственные — универсального или локального, в том числе двустороннего, характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам; 4) между государствами и международными (транснациональными) хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств1.

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. С этим связаны многочисленные ссылки в национальном гражданском, хозяйственном, таможенном и ином законодательстве на международные договоры (например, ст. 7 ГК РФ, ст. 5, 6 Закона от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР», ст. 3, 10, 11, 16, 18—22 Федерального закона от 25 августа 1995 г. «О железнодорожном транспорте», ст. 13, 168, 403, 435 ТК РФ 2003 г. .

Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях — глобальном (всемирном) и региональном (локальном).

Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются ЭКОСОС, ВТО, ЮНКТАД, МВФ, МБРР. На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский союз, ОЭСР, СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН.

В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие Движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения. Дальнейшее расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порождает новые, более сложные, комбинированные виды экономических договоров1.

В числе многочисленных резолюций ООН — Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке 1974 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового экономического порядка» 1979 г.

В числе многосторонних соглашений особое место принадлежит Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г., представляющему собой своего рода кодекс правил разрешения государствами внешнеторговых проблем. К числу основных положений ГАТТ относится взаимное предоставление сторонами Соглашения режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме, т. е. всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из участниц другой стране-участнице, автоматически распространяется на все другие страны — участницы ГАТТ. Одновременно ГАТТ предусматривает применение национального режима в отношении транзита, антидемпинговых пошлин, таможенных формальностей. Условия ГАТТ предусматривают отказ от использования количественных ограничений.

Начало европейской «управляемой» в 1951 г. многосторонней интеграции было положено образованием трех самостоятельных, но взаимосвязанных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957 ) (34, с. 254).

В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. были подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и учредительный договор о здании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) (34, с. 255).

Основным источником международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов является международный договор.

Основные правила осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу с февраля 2004 г. Этот закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для ее осуществления, а также защиты экономических и политических интересов страны.

Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, каковыми являются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли), их правомочия, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей.

В соответствии с законом (ст. 5) торговая политика является составной частью экономической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Внешнеторговая политика России осуществляется с помощью таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных настоящим законом. Иные методы государственного регулирования не допускаются.

Закон (ст. 4) определяет принципы регулирования внешней торговли. Таковыми являются:

– защита государством законных прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено законом;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– взаимность в отношении другого государства (группы государств);

– обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предлагается применять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

–обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, а также оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее демографическому, промышленному и научному потенциалу, став при этом равноправным партнером на мировом рынке. В этом смысле присоединение к ВТО — абсолютно логичный и верный шаг. Присутствие в ВТО представляется позитивным и с позиций консолидации внутренних реформ и их успешного завершения, одним из важнейших условий присоединения является приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. Законодательная среда внутри страны просто обязана стать более надежной и прогрессивной, — и гарантией исполнения целого ряда внутренних законов будет участие страны в ВТО, что в результате должно послужить целям проводимых экономических и социальных реформ1.

Конкретными целями
присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2008.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  3. Аксенов В. Интеграционное противоборство // Независимая газета, № 54, 2001.
  4. Газизуллин Н.Ф. К разработке концепции Евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. 2005. № 3.
  5. Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии // Союз: Беларусь-Россия, №6, 2006.
  6. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. М., 2004.
  7. Корниенко О.В. Мировая экономика.–СПб.: Питер, 2007.
  8. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  9. Мировая экономика / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008
  10. Шевчук Д.А. Мировая экономика. –М.: Экзамен, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00173 sec

WordPress: 24.22MB | MySQL:115 | 2,354sec