Сущность международной торговли и ее особенности на современном этапе

<

123013 2123 1 Сущность международной торговли и ее особенности на  современном этапеВ настоящее время международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений, одним из важных факторов глобализации мирового хозяйства.

Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики, в производстве товаров и услуг для внешнего рынка.

Международная торговля непосредственно связана с мировым рынком, представляющим собой систему устойчивых товаро-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных участием в международном разделении труда. Мировой рынок как экономическая категория отличается от национального рынка территориальным пространством, субъектами рыночных отношений и условиями поставки товаров.

Согласно принятым ООН, ВТО, ОЭСР определениям международная торговля – это оплаченный товарооборот между странами, который представляет собой трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. Предметом международной торговли выступают материальные вещи /готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары и.т.д./, услуги, интеллектуальная собственность /авторские и патентные права, и.т.д/.

Таким образом, международная торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. С ней связаны информационное, инвестиционное, научно-техническое сотрудничество, международная специализация и кооперация производства. С одной стороны она способствует экономическому прогрессу промышленно развитых стран, а с другой стороны может затормозить развитие экономики развивающихся стран. Например, торговая экспансия передовых стран стала препятствием для развития обрабатывающей промышленности и формирования народно-хозяйственных комплексов в развивающихся странах.

Современная международная торговля может быть представлена как многоярусная система, состоящая из трех этажей. На нижнем этаже находится рынок базовых товаров, который образует продукция сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности. На среднем этаже находятся полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, к которым относятся продукция черной металлургии, строительные материалы, текстиль, продукция легкой промышленности. На этом этаже располагаются также станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки. На верхнем этаже располагаются товары высоких технологий, товары наукоемких отраслей промышленности. Это офисное и телекоммуникационное оборудование, электроника, электрооборудование, точные измерительные приборы, аэрокосмическая техника, медицинское оборудование, фармацевтика, другие высокотехнологичные товары.

Международная торговля играет исключительно важную роль в развитии мировой экономики. Характеризуя роль международной торговли следует отметить, что в настоящее время 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится на мировую торговлю. Современная международная торговля развивается высокими темпами, которые в последнее десятилетие более чем в два раза превосходят темпы роста мирового валового внутреннего продукта. Участие различных стран в международной торговле способствует интенсификации производства и углублению его специализации. Повышается степень загрузки оборудования, организуется массовое производство, внедряются новая техника и современные технологии, при наличии спроса на рынке увеличивается экспорт. В свою очередь расширение экспорта влечет за собой повышение занятости. По оценке ЮНКТАД ООН, увеличение экспорта промышленных товаров, равное 1 % ВВП, повышает рост доли промышленности в общей занятости на 0,62 – 0,78%.

Международная торговля позволяет мобилизовать и более эффективно использовать потенциал экономики той или другой страны, способствует росту производительности труда и доходов. В результате международные товарные потоки охватывают все регионы мира, в которых международная торговля занимает центральное место и служит мощным фактором экономического роста. В частности, наибольших успехов в развитии национальных экономик достигли те страны, где высокими темпами развивалась внешняя торговля. К их числу можно отнести США, Германию, Японию, новые индустриальные страны Азии. Для многих развивающихся стран именно международная торговля явилась важной составляющей индустриализации и ускорения экономического подъема.

Таким образом, в развитии мировой экономики международная торговля является важным компонентом, роль которого трудно переоценить. Именно торговля способствовала становлению валютно-финансовых и кредитно-денежных отношений, производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества между странами. Торговля товарами определила динамику международного обмена услугами. Международная торговля подготовила предпосылки для экономической интеграции. С ее помощью страны не только повышают эффективность производства, но и увеличивают свое национальное богатство.

Международная торговля предоставляет несомненные преимущества как в производстве товаров, так и в потреблении товаров и услуг. Она способствует повышению жизненного уровня населения, эффективности производства. Однако, эти преимущества достигаются в условиях свободной торговли, при отсутствии запретов и ограничений. Либерализация и протекционизм определяют в настоящее время основные направления развития мировой торговли. Либерализация торговли связана с обеспечением свободного доступа товаров и услуг на внешние рынки, протекционизм призван обеспечить регулирование доступа иностранных товаров на внутренние рынки, защитить рынки, национальные отрасли промышленности от недобросовестной конкуренции.

Учитывая данное обстоятельство, мировое сообщество выработало целый ряд принципов, на которых базируется международная торговля.

Принцип «свободы торговли» означает суверенное право на свободную торговлю с другими странами, свободно заключать двухсторонние и многосторонние договоры, объединяться в международные организации, пользоваться выгодами торговли, участвовать в решении мировых проблем международной торговли.

Принцип «не дискриминации в торговле» означает право государства не подвергаться дискриминации, пользоваться общим для всех режимом доступа товаров на иностранный рынок, право на защиту национального рынка.

Принцип «взаимной выгоды» означает право государств на учет их интересов при решении вопросов и проблем международной торговли, обязанность государств не применять в международной торговле принудительные меры, направленные на извлечение выгоды или ущемление прав других государств.

Принцип «предоставления национального режима» означает обязанность государств предоставлять товарам импортного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и национальным товарам.

Принцип «наибольшего благоприятствования» вытекает их двухсторонних торговых договоров, документов ГАТТ и ЮНКТАД. Он означает право государств на максимально благоприятные ставки таможенного тарифа на иностранной таможенной территории в отношении своих товаров, обязанность государств распространять на иностранные товары максимально благоприятные ставки таможенных тарифов, а также право государств не предоставлять преференциальные ставки, которые имеют место в приграничной торговле, в торговле с развивающимися странами в рамках общей системы преференций.

Принцип «преференций для развивающихся стран» означает право развивающихся стран на специальные ставки таможенных пошлин в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения, не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими развивающимися странами, право развивающихся стран на применение субсидий, в том числе экспортных в целях социально экономического развития.

Принцип «свободы транзита» означает право не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли, право на свободу транзита и на освобождение транзитных товаров от таможенных пошлин, обязанность прибрежных государств предоставлять свободу транзита товарам государств, не имеющих выхода к морю.

Три важнейших составляющих характеризуют международную торговлю. К ним относятся общий объем международной торговли /товарооборот/, географическая и товарная структура.

Мировой товарооборот составляет стоимость всех товаров, перемещающихся через границы. В целях избежания двойного счета мировой товарооборот подсчитывается как мировой экспорт и как мировой импорт.

При этом учитываются две особенности: разница в стоимостной базе экспорта и импорта, данные по мировому товарообороту товаров и услуг приводятся раздельно.

Форма торговли рассматривается как способ существования и выражения содержания коммерческих операций.

Основу традиционных форм международной торговли составляют экспортно-импортные сделки купли –продажи товаров. К ним относятся импорт, экспорт, реимпорт, реэкспорт.

Импорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их продажи на внутреннем рынке. Ее признаками являются наличие контракта между контрагентами и пересечение товаром границы страны-импортера. Под импортом понимается ввоз в страну товаров иностранного происхождения, из свободных зон /свободных складов/, а также ввоз товаров для переработки под таможенным контролем.

Реимпорт представляет собой ввоз в страну ранее вывезенного в режиме экспорта товара, который не подвергался за рубежом переработке, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Основными причинами возврата товаров являются возврат непроданных товаров, возврат дефектных товаров, ликвидация или банкротство партнера.

При проведении импортных операций Покупатель обычно стоит перед решением следующих задач: установление компромисса по критерию цена-качество, а также минимизация риска сделки за счет проверки надежности контрагента, защитных статей контракта, выбора формы платежа, адекватной степени риска, страхования, проверки соответствия сделки правовому режиму.

Экспорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их иностранному контрагенту. Наличие контракта и пересечение товара через границу являются основными признаками экспорта. По данным ВТО крупнейшими экспортерами в мире являются Европейский Союз, США, КНР, Япония.

Реэкспорт представляет собой особую форму экспорта. Ее предметом является экспорт ранее импортированного товара, который не подвергался значительной переработке. В соответствии с требованиями Покупателя допускаются с товаром только такие операции как расфасовка, упаковка, маркировка.

В практике международной торговли имеют место следующие виды реэкспорта.

Вынужденный реэкспорт применяется в случае, когда ранее импортированный товар не может быть продан импортером на внутреннем рынке с необходимым экономическим эффектом.

Спекулятивный реэкспорт используется, когда товар закупается с целью перепродажи. В основном касается биржевых товаров.

Технологический реэкспорт характерен для строительных инжиниринговых компаний при осуществлении проектов под «ключ», а также при поставках комплектного оборудования.

Учетный реэкспорт представляет собой операции, осуществляемые без завоза в страну импортера. Таможенная статистика учитывает эти операции как экспортные.

Методы организации международной торговли рассматриваются как способы осуществления торгового обмена между ее участниками. Следует отметить, что методы международной торговли многообразны как многообразно содержание внешнеторговой деятельности в целом.

Традиционно к основным методам торговли относят прямой, косвенный и корпоративный методы. Формальным признаком международного характера коммерческой сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке.

Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности.

На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

– внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;

– зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:

– развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

– НТР;

– деятельность транснациональных корпораций ТНК;

Начиная 2008 публикуется доклад ВЭФ о состоянии и стимулировании мировой торговли. Частью доклада является рейтинг стран по степени благоприятности условий для перемещения товаров и инвестиций через границы. По данным доклада 2009 первое место в списке из 121 страны разделили Сингапур и специальный административный район Китая Гонконг. Последние места рейтинга занимают Венесуэла, Кот-д’Ивуар и Чад. Россия заняла 109-е место по интегральному показателю и 113-е по доступности внешнего и внутреннего рынков.

В рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ), отражающем степень свободы перемещения товаров через границу, Россия заняла 109-е место из 121 возможного. Торговля, по мнению авторов исследования, сдерживается прежде всего неблагоприятным бизнес-климатом и высокими пошлинами на импорт. Впрочем, высокая неопределенность развития кризиса не дает уверенности в том, что страны — лидеры рейтинга не изменят своим принципам открытости: многие уже прибегают к протекционизму. Если этот процесс выйдет из-под контроля, сократится вся мировая торговля, что неминуемо приведет ко второй Великой депрессии.

 

Таблица 1 – Индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 году

 

Страна (экономика)

Общий индекс 

1 

Сингапур 

5.97 

2 

Гонконг, Китай

5.57 

3 

Швейцария 

5.44 

4 

Дания 

5.44 

5 

Швеция 

5.44 

<

6 

Канада 

5.35 

7 

Норвегия 

5.33 

8 

Финляндия 

5.33 

9 

Австрия 

5.29 

109 

Россия 

3.29 

 

 

Индекс вовлеченности в международную торговлю, рассчитанный ВЭФ, основывается на нескольких факторах: доступе к внутренним и зарубежным рынкам, административной инфраструктуре на границе, эффективности работы таможни и других. Лидерами открытости стали Сингапур и Гонконг. США имеют благоприятный бизнес-климат и отличную инфраструктуру. Но их позиция, согласно ВЭФ, ослаблена ограничениями доступа к рынкам и обеспокоенностью убытками, которые могут нанести бизнесу преступность, насилие и терроризм. В Китае хорошо обстоят дела с транспортными услугами и скоростью прохождения импортно-экспортных процедур, однако развитие торговли сдерживается ограниченным доступом к его рынкам.

Главной проблемой России считается «чрезвычайно ограниченный доступ к рынку». По этому критерию стране присвоено 113-е место. Тарифы на импорт в России в среднем составляют 15% (114-е место), в том числе для сельскохозяйственного импорта — 26% (106е место).

Барьеры доступа к российскому рынку, скорее всего, будут снижены в процессе присоединения к ВТО. Однако российское правительство недавно приостановило переговорный процесс по вступлению в торговую организацию в связи с созданием таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Согласно данным Всемирного банка, к весне 2009 года 17 государств из G-20 ввели новые протекционистские меры. В числе первых были США с антикризисной кампанией «покупай американское».

 

2. Теории международной торговли в прошлом и современные

 

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран
мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVIXVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики
Нового времени.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке
итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Меркантилизм — система взглядов экономистов XVXVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

– необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

– признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

– приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

– ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита – реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества:

– климат;

– территория;

– ресурсы.

Приобретённые преимущества: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо – специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина – сгласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

– у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

– развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

– существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева – суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

Теория Майкла Портера – данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

– воздействие правительства на факторные условия;

– воздействие правительства на условия спроса;

– воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

– воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[

Теория Самуэльсона и Столпера – в середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

 

 

3. Место России в мировой торговле

 

Россия расположена между двумя наиболее динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности — Европой и Восточной Азией. Напомним, что в СССР была создана мощная транспортная система, которая позволяла получать ежегодно до 15 млрд. долларов прибыли от транзитных перевозок.

Достаточно сказать, что через Российскую Федерацию проходит не более 1–2 % всей торговли между Востоком и Западом, в том числе менее 1 % контейнерных перевозок, ежегодный объем которых в треугольнике НАФТА — ЕС — Восточная Азия достиг 6 млн. единиц. В 1990-е годы морские перевозки увеличивались на 12 % в год. Объем перевозок по Транссибирской железной дороге по сравнению с 1990 годом упал в 6 раз, а контейнерных перевозок — в 8 раз, до мизерного уровня в 22 тысячи контейнеров в год. Ныне доходы России от транзита составляют менее 1 млрд. долларов в год.

Причины сложившейся ситуации связаны, прежде всего, с последствиями распада СССР и развала единой транспортной системы. Россия оказалась отрезанной таможенными барьерами новых независимых государств от своих партнеров в Европе и на Среднем Востоке, утратила главные морские порты на Балтике и Черном море, потеряла значительную часть торгового флота. Негативную роль сыграло ухудшение качества предоставляемых Россией транспортных услуг, отсутствие необходимой законодательной базы, ошибочная тарифная политика, разгул преступности и коррупции. На протяжении 1990-х годов резко сократились капиталовложения в развитие транспортной системы. Все это отразилось на конкурентоспособности российского транспорта в борьбе с транснациональными судоходными компаниями, наладившими дешевую перевозку контейнеров. В результате, несмотря на проигрыш во времени, грузопотоки пошли южным маршрутом, через Индийский океан.

Россия могла бы использовать свое уникальное географическое положение для завоевания ведущего места на мировом рынке услуг, прежде всего транспортно-коммуникационных. Темпы роста торговли услугами вдвое опережают аналогичные показатели торговли товарами. На долю мирового рынка услуг уже приходится примерно четвертая часть от общего мирового товарооборота. При этом только у индустриально развитых стран экспорт транспортных услуг превышает 250 млрд. долларов в год.

Не стоит забывать и о появившейся, благодаря Интернету, электронной торговле. Клиент покупает товар у продавца, находящегося за тысячи километров, и ожидает его немедленной поставки. В этих условиях решающим фактором становится скорость выполнения заказа. Вместе с тем, предпринимаются попытки развития трансконтинентальных транспортных потоков в обход России. Например, планы воссоздания «Великого шелкового пути», обусловленные политическим фактором. В последние годы грузы ЕС все чаще следуют в Восточную Азию через Закавказье и Центральную Азию по программе «ТРАСЕКА». Это имеет далеко идущие последствия, стимулируя формирование союза ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), пытающейся противостоять России в СНГ.

Таким образом, РФ приходится сталкиваться с соперничеством за место в формирующейся трансконтинентальной наземной транспортной системе. Тем не менее, в этой сфере она все еще сохраняет конкурентоспособность. Занимая более 30 % территории евроазиатского континента, Россия может играть особую роль в обеспечении связи между двумя регионами, став естественным транспортным мостом между Европой и Азией. Российская транспортная сеть относительно хорошо развита: Транссиб и БАМ, морские порты во всех бассейнах, сеть воздушных линий и аэропортов, обеспечивающих кратчайшие пути перевозок, направление которых совпадает с конфигурацией грузопотоков. Она сможет обеспечить многократно больший объем транзитных перевозок (примерно 15 % общего грузопотока) в сообщениях Европа – Азия, а в перспективе Европа – Азия – Америка.

Следует напомнить, что через российскую территорию пролегают 3 из 9 международных транспортных коридоров ЕС. Такой транзит предпочтителен для перевозчиков, поскольку максимально упрощает транспортную схему: одна страна — одно таможенное законодательство.

Однако пока потенциал нашей страны используется слабо. Интеграция транспорта нашей страны в мировую транспортную систему является важной составляющей стратегии вхождения России в международную экономику. Поэтому на первый план выходят совершенствование отечественной транспортной системы и реализация масштабных транзитных возможностей. Доходы от транзита должны стать важной статьей валютных поступлений в государственный бюджет, оказавшийся в чрезмерной зависимости от мировых цен на энергоносители. России потребуется, по крайней мере, 5 лет для того, чтобы выйти на объем транзитных перевозок 1991 года. К 2015 году дополнительные доходы за счет этого могут вырасти на 8–10 млрд. долларов.

Развитие Северного морского пути обеспечивает загрузку российской судостроительной промышленности. В бюджете следующего года правительство намерено увеличить расходы на эксплуатацию существующего ледокольного флота.

Единая энергетическая система стран СЭВ давно развалилась, однако сегодня начинается осуществление ряда проектов, предусматривающих поставку электричества из России в сопредельные страны.

Интеграция России в глобальную экономику будет облегчена, если вместо конкуренции с бывшими союзными республиками, Россия сможет объединить свои усилия, создав трансконтинентальную транспортно-энергетическую ось.

Негативные тенденции в развитии внешней торговли России.

1. Структура экспорта о полном несоответствии профиля международной специализации России современным тенденциям развития мировой торговли

2. На лицо асимметрия внешнеторговых экономических связей России по отношению к ее основным торговым партнерам, т.е. экономически развитым странам

3. Уязвимость внешнеторговых позиций России в случае неблагоприятной для нее конъюнктуры мировых рынков или введения специальных санкций

4. Существенная часть российского экспорта приходится на экспорт продукции экологически вредных производств, в частности в металлургической, целлюлозно-бумажной, химической промышленности

Спад в товарообороте связан, прежде всего, с последствиями глобального финансово-экономического кризиса.

Внешнеторговый оборот РФ за 2009 год составил $469 млрд (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил $400,5 млрд (снижение на 36,3%), со странами СНГ — $68,5 млрд (снижение на 35,5%).

Положительное сальдо торгового баланса России за 2009 год уменьшилось на 33% и составило $134,3 млрд.

Экспорт России по итогам 2009 года составил $301,6 млрд и уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья — $254,9 млрд (снижение на 35,9%), в страны СНГ — $46,7 млрд (падение на 32,9%).

Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.

Импорт России в 2009 году составил $167,4 млрд и снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья — $145,6 млрд (снижение на 36,8%), из стран СНГ — $21,8 млрд (- 40,5%).

Снижение стоимостных объемов российского связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46% (в 2008 году — 55,9%). В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году — 28,8%).

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году — 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году — 14,5%), на страны ЕврАзЭС — 8,7% (8,2%), на страны АТЭС — 20,7% (20,3%).

Основными торговыми партнерами России в 2009 году среди стран дальнего зарубежья были: Германия, товарооборот с которой составил $39,9 млрд (59,4% к 2008 году), Нидерланды — $39,9 (64,5%), Китай — $39,5 млрд (78,8%), Италия — $32,9 млрд (62,2%), Турция — $19,6 млрд (50,8%), США — $18,4 млрд (69%), Франция — $17,1 (77,2%), Польша — $16,7 млрд (61,9%), Япония — $14,5 млрд (50,2%), Финляндия — $13,1 млрд (58,6%).

Согласно американской статистике, которая заметно расходится с российской из-за различий в системах учета, экспорт США в Россию составил за 2009 год около $5,4 млрд, а импорт — примерно $18,2 млрд. Соответственно, положительное для России сальдо торгового баланса превысило $12,8 млрд. Годом ранее оно было на $4,6 млрд больше. Что касается конкретных товарных позиций, американцы заметно сократили импорт российского топлива и смазочных материалов (до $13 млрд против $17 млрд годом ранее), уменьшили вдвое ввоз металлов и материалов (до $2,6 млрд против $5,4 млрд), а также химических товаров (до $1,4 млрд против $2,95 млрд). Чуть больше они стали покупать лишь напитков и табака ($152 млн против $122 млн), а также машин и оборудования ($205 млн против $199 млн).

Россия по итогам 2009 года экспортировала 150,7 млрд кубометров природного газа, что на 13,5% меньше показателя 2008 года (174,3 млрд кубометров), в том числе в дальнее зарубежье поставки упали на 24% до 120,5 млрд кубометров. Такие данные приводит сегодня Федеральная таможенная служба (ФТС).

Доходы от экспорта газа в 2009 году снизились в 1,7 раза до $39,381 млрд. Экспорт российской нефти вырос на 1,9% до 225,881 млн тонн по сравнению с 221,636 млн тонн за 2008 год. Объем поставок нефти в дальнее зарубежье составил 210,926 млн тонн (в 2008 году — 204,876 млн тонн). Выручка российских экспортеров нефти за 2009 год снизилась в 1,6 раза до $93,487 млрд.

 

Практическое задание

 

Цель работы: рассмотреть отраслевую структуру государства, провести ее анализ.

В стране за год произведено товаров и услуг: автомобили 19,4 млрд. долл., легкая промышленность 27 млрд. долл., добыча полезных ископаемых 11 млрд. долл., сельскохозяйственной продукции 27 млрд. долл., произведено услуг 15 млрд. долл. Население страны составило на начало года 29,95 млн. чел., на конец года 30,25 млн. чел.

Задание: 1) рассчитать ВВП на душу населения,

  1. проанализировать отраслевую структуру народного хозяйства,
  2. определить специализацию страны.

    Таблица. Отраслевая структура национального хозяйства

    Отрасли 

    Млрд. долл. 

    Доля, % 

    Автомобилестроение 

       

    Легкая промышленность 

       

    Добывающая промышленность 

       

    Сельское хозяйство

       

    Сфера услуг 

       

    Итого: 

       

     

    Сделать выводы по отраслевой структуре экономики государства.

     

    Решение

    1) Рассчитаем ВВП

    Отрасли 

    Млрд. долл. 

    Доля, % 

    Автомобилестроение 

    19,4 

    19,52 

    Легкая промышленность 

    27 

    27,16 

    Добывающая промышленность 

    11 

    11,07

    Сельское хозяйство 

    27 

    27,16 

    Сфера услуг 

    15 

    15,09 

    Итого: 

    99,4 

    100,00 

    Рассчитаем среднегодовую численность населения страны за год:

    (29,95+30,25)/2 = 30,1 млн. чел.= 0,0301 млрд. чел.

    Рассчитаем ВВП на душу населения:

    ВВПn=99400/30,1 = 3302,33 млн. руб.

    Как видим из таблицы, в структуре ВВП наибольший удельный вес занимает легкая промышленность – 27,16% и сельское хозяйство 27,16%, менее значительна доля автомобилестроения – 19,52% и сферы услуг – 15,09%. Доля добывающей промышленности наименее значительна – всего 11,07%.

    Специализация страны в производстве продукции легкой промышленности и сельского хозяйства.

     

    Список литературы

     

  3. Абрамов В.Л. Мировая экономика. М.: Дашков и К, 2007
  4. Вавилова Е.В. Бородулина Л.П. Международная торговля. – М.: Гардарики, 2010.
  5. Кормышев В.В. Управление международной коммерческой деятельностью. – М.: ГУВПО ВАВТ, 2009.
  6. Олехнович Г.И. Мировая экономика. – Минск.: Амалфея, 2007
  7. 5. Пискулов Ю.В. Международная торговля товарами и услугами. М.: – ГОУВПО ВАВТ, 2009.
  8. Разумнова Л.Л. Международная торговля. – М: Макс-пресс, 2007.
  9. Сидорова Е.Ю. Международная торговля. – М.: Экзамен, 2010.
  10. 8. Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  11. . Тыннель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Минск, Амалфея, 2009.
  12. Фомишин С.В. Международные экономические отношения.– Ростов-на-дону, Феникс, 2007.
  13. Интернет-ресурс Всемирной торговой организации –
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00116 sec

WordPress: 24.66MB | MySQL:118 | 1,772sec