Сущность международной торговли и ее особенности на современном этапе

<

122613 0108 1 Сущность международной торговли и ее особенности на    современном этапеМеждународная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

— преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

— интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

— увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

— на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

— повышается уровень международной специализации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:

— во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

— во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

— в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

— общего товарооборота;

— товарной структуры;

— географической структуры.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота.

Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период:

— НТР, приведшая к изменениям в международном разделении труда, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;

— развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т.п.;

— активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;

— процесс либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;

— получение политической независимости бывшими колониальными странами и выделение из их числа новых индустриальных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

— переход стран Центральной и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик.

Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 60 лет.

Прирост мировой торговли в 2008 г. в реальном выражении составил только 2,0% (самый низкий показатель в текущем десятилетии) по сравнению с 5,5% в 2007 г. Реальный рост торговли ВТО рассчитывает с учетом инфляции в разных странах и динамики курсов валют на основе прогнозов статистических служб ООН и МВФ. При этом номинально вывоз товаров вырос на 15% и составил 15,8 трлн долл., а экспорт услуг – на 11%, или до 3,7 трлн долл. Германия сохранила в 2008 г. место крупнейшего в мире экспортера товаров (1,47 трлн долл.), за ней следует КНР (1,43 трлн долл.) и США (1,31 трлн долл.). Эти же страны лидируют и в списке крупнейших импортеров: США – 2,17 трлн, Германия – 1,21 трлн и Китай – 1,13 трлн. Объем международной торговли в 2009 г. уменьшился на 9%. Это самое серьезное сокращение в послевоенный период, что обусловлено глобальной рецессией и растущими протекционистскими тенденциями. Резкое сокращение объема мировой торговли произошло уже во второй половине 2008 года. В результате рост торгового оборота по итогам года составил всего 2% по сравнению с 6% в 2007 году. Предыдущий спад в мировой торговле наблюдался 27 лет назад, но носил гораздо менее значимый характер. в 2009 году, например, экспорт стран Евросоюза году сократился на 16%, а импорт — на 23% по сравнению с предыдущим периодом. Экспорт из Китая, который является крупнейшим экспортером мира, сократился на 17%.

Изменились страновые и региональные пропорции в распределении мировых торговых потоков. По данным ВТО, суммарный экспорт развитых стран снизится по итогам 2009 года на 10%, экспорт развивающихся — на 2-3%.

Начиная с 2008 г. публикуется доклад ВЭФ о состоянии и стимулировании мировой торговли. Частью доклада является рейтинг стран по степени благоприятности условий для перемещения товаров и инвестиций через границы. По данным доклада 2009 первое место в списке из 121 страны разделили Сингапур и специальный административный район Китая Гонконг. Последние места рейтинга занимают Венесуэла, Кот-д’Ивуар и Чад. Россия заняла 109-е место по интегральному показателю и 113-е по доступности внешнего и внутреннего рынков.

Спад объема мировой торговли в 2009 году в результате мирового финансового кризиса составил 12% — это худший показатель с 1945 года. Главной причиной уменьшения объема торговли стало одновременное снижение совокупного потребительского спроса во всех лидирующих мировых экономиках, а также сокращение торгового финансирования. Также снижению товарооборота способствовали, хотя и в гораздо меньшей степени, увеличение госпошлин, внутренних субсидий и принятие дополнительных антидемпинговых мер.

Существенную роль для стимулирования роста экономики в долгосрочной перспективе играет технологический прогресс, при этом торговля в данном отношении занимает важную роль. По его словам, открытая торговля будет способствовать выходу из кризиса, что необходимо будет обсудить в рамках дохийского раунда многосторонних торговых переговоров.

 

 

 

2 Теории международной торговли в прошлом и современные

 

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество»1. Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.

То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»1.

Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Принцип абсолютного преимущества


 

страна 1

страна 2

<

товар А

10 труд. ед.

20 труд. ед.

товар Б

20 труд. ед.

10 труд. ед.

 

Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.

Теория Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. — начале ХХв. произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты — 35%, а на продовольствие – 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал — дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства»1.

В 1954 году была опубликована статья американского экономиста Василия Леонтьева (Wassily Leontief), где была сделана попытка проверить теорию Хекшера-Олина.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высоко капиталоемкие товары.

В последние годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя «парадокс Леонтьева». В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств можно отнести следующие:

– неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;

– значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;

– влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

В то же время в попытках разгадать парадокс Леонтьева ученые стали вводить в модель и другие, помимо капитала и труда, факторы производства. Новые расчеты «фактороемкости» обогатили, как уже было сказано, наши представления о том, кто выигрывает, а кто теряет в результате внешней торговли. В каком-то смысле этот побочный продукт споров вокруг парадокса Леонтьева компенсировал ущерб, нанесенный им теории Хекшера — Олина. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но исследования, стимулированные работой Леонтьева, показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам. И действительно, США выступают чистым экспортером товаров, интенсивно использующих эти факторы, в полном соответствии с теорией Хекшера — Олина. Таким образом, несмотря на некоторый ущерб, нанесенный теории Хекшера — Олина парадоксом Леонтьева, она в конечном счете обогатилась новыми результатами, полученными в ходе исследования этой загадки.

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли — непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента: 1) Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; 2) Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью; 3) Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке; 4) Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: 1) Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать; 2) Государственная политика.

По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие правительства на факторные условия: акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.); грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие правительства на условия спроса: государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций); регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции); воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности); стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования); предоставление полной и качественной информации покупателям; введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств); зарубежная помощь и политические связи (классический пример — схема взаимодействия колония — метрополия).

3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли: политика правительства в отношении СМИ; образование кластеров (в трактовке Портера — создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции); региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта); воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.); образование новых фирм; торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом); привлечение зарубежных инвестиций.

 

 

3. Место России в мировой торговле

 

Надо отметить, что в развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода1:

– 1992—1993 гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота;

– 1994—1996 гг., отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности;

– 1997— 2000 гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота;

– 2001– 2009 гг. – рост товарооборота, в основном за счет экспорта природных ресурсов.

Современное положение Российской Федерации в международной торговле определяется ее активным участием в мировом экспорте топливно-энергетических и сырьевых товаров. Россия по-прежнему является одним из основных производителей и экспортеров углеводородов в мире. Около 90% ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты. По данным Минэкономразвития России в 2006 году Российская Федерация экспортировала 248,4 млн. тонн нефти, 202,8 млрд. куб. метров газа. Доля российских компаний в мировом экспорте цветных металлов и драгоценных камней в 2006 году составила : по меди – 5,3 %, по алюминию – 16,7 %, по никелю – 21,7 %, по алмазам – 20 процентов. Значительное место в российском экспорте занимают черные металлы.

В соответствии с таможенной статистикой внешней торговли Российской Федерации в 2006 году внешнеторговый оборот страны составил 439,5 млрд.долларов, в том числе экспорт – 302,0 млрд. долларов, импорт – 137,5 млрд. долларов. Вместе с тем доля России в мировом экспорте товаров составляет около двух процентов. В международной торговле услугами Россия имеет еще более слабые позиции. Доля России в мировом экспорте услуг составляет менее одного процента, в мировом импорте услуг – около 1,6 процента. В целом, на мировом рынке услуг Россия продолжает сохранять свое положение нетто-импортера услуг. Основными видами услуг являются транспортные услуги и поездки /туризм/. По данным Центрального банка России в 2006 году экспорт услуг составил 30,34 млрд. долларов, импорт услуг – 45,27 млрд. долларов.

В 2008 г. Российская Федерация заняла 9-е место в мире по стоимостным объемам экспорта товаров – 472 млрд долл. При этом номинальные темпы годового прироста выросли до 33%. Удельный вес России в глобальном вывозе составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (292 млрд долл.; темпы прироста — 31%) Россия осталась на 16-й позиции, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,8% (в 2007 г., соответственно, 16-е место и 1,6%). Без учета внутрирегиональной торговли 27 стран ЕС и отдельных членов группировки Россия заняла 5-е место по товарному экспорту и 10-е – по импорту товаров в мире (в 2007 г., соответственно, 7-е и 10-е места). В рейтинге стран – поставщиков коммерческих услуг в 2008 г. (50 млрд долл.; темпы прироста – 29%) Российская Федерация заняла 22-е место, а ее удельный вес составил 1,3% (в 2006 г., соответственно, 25-я позиция и 1,2%). В сфере импорта коммерческих услуг (75 млрд долл.; темпы прироста – 29%) Россия сохранила 16-е место в мире, а ее удельный вес составил 2,2% против 1,9% в 2007 г.

для защиты внутреннего рынка в 2009 году российское правительство подняло импортные пошлины на телевизоры (с 10% до 15%), на отдельные виды проката из железа (с 5% до 15%) и нелегированной стали (с 5% до 20%), а также на трубы из черных металлов (с 5% до 15% и 20%). И, наконец, «классический» пример — это установление практически заградительных 30-процентных пошлины на иномарки.

Учитывая значимость международной торговли в развитии экономики страны, главной задачей России в развитии и совершенствовании внешней торговли является ее диверсификация, выход на внешние рынки с готовой высокотехнологичной продукцией.

 

Практическое задание

 

Цель работы: рассмотреть отраслевую структуру государства, провести ее анализ.

В стране за год произведено товаров и услуг: автомобили 19,4 млрд. долл., легкая промышленность 27 млрд. долл., добыча полезных ископаемых 11 млрд. долл., сельскохозяйственной продукции 27 млрд. долл., произведено услуг 15 млрд. долл. Население страны составило на начало года 29,95 млн. чел., на конец года 30,25 млн. чел.

Задание: 1) рассчитать ВВП на душу населения,

  1. проанализировать отраслевую структуру народного хозяйства,
  2. определить специализацию страны.

    Таблица. Отраслевая структура национального хозяйства

    Отрасли 

    Млрд. долл.

    Доля, % 

    Автомобилестроение 

       

    Легкая промышленность 

       

    Добывающая промышленность 

       

    Сельское хозяйство 

       

    Сфера услуг 

       

    Итого: 

       

     

    Сделать выводы по отраслевой структуре экономики государства.

     

    Решение

    1) Рассчитаем ВВП

    Отрасли 

    Млрд. долл. 

    Доля, % 

    Автомобилестроение 

    19,4 

    19,52 

    Легкая промышленность 

    27 

    27,16 

    Добывающая промышленность 

    11 

    11,07 

    Сельское хозяйство 

    27 

    27,16 

    Сфера услуг 

    15 

    15,09 

    Итого: 

    99,4 

    100,00 

    Рассчитаем среднегодовую численность населения страны за год:

    (29,95+30,25)/2 = 30,1 млн. чел.= 0,0301 млрд. чел.

    Рассчитаем ВВП на душу населения:

    ВВПn=99400/30,1 = 3302,33 млн. руб.

    Как видим из таблицы, в структуре ВВП наибольший удельный вес занимает легкая промышленность – 27,16% и сельское хозяйство 27,16%, менее значительна доля автомобилестроения – 19,52% и сферы услуг – 15,09%. Доля добывающей промышленности наименее значительна – всего 11,07%.

    Специализация страны в производстве продукции легкой промышленности и сельского хозяйства.

    Список литературы

     

     

  3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2010.
  4. ВТО: Кризис и протекционистские меры обрушили мировую торговлю // АИФ: здоровье-Санкт-Петербург. 2010. 24 февраля.
  5. Киреев А. Международная экономика. Т. 1. М., 2010.
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2009.
  7. Рыбчинский В. Е. Международные экономические отношения. М., 2008.
  8. Халевинская Е., Крозе И. Мировая экономика. – М., ЮРИСТ. 2009.
  9. Щеглов А. Россия стала мировым лидером «по вредной экономике» [Электронное средство массовой информации] // http://bfm.ru/ articles/2010/02/24/ rossija-stala-mirovym-liderom-po-vrednoj-zashhite.html

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00141 sec

WordPress: 22.45MB | MySQL:122 | 1,934sec