Тенденции развития мировой торговли и основные теории международной торговли

<

122713 2025 1 Тенденции развития мировой торговли и основные теории международной торговли

1.1. Классическая теория международной торговли

 

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество»1. Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.

То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»1.

Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Принцип абсолютного преимущества


 

страна 1

страна 2

товар А

10 труд. ед.

20 труд. ед.

товар Б

20 труд. ед.

10 труд. ед.

 

Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.

 

1.2. Модель Хекшера — Олина

 

Теория Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. — начале ХХв. произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты — 35%, а на продовольствие – 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал — дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства»1.

В 1954 году была опубликована статья американского экономиста Василия Леонтьева (Wassily Leontief), где была сделана попытка проверить теорию Хекшера-Олина.

 

1.3. Парадокс Леонтьева

 

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высоко капиталоемкие товары.

В последние годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя «парадокс Леонтьева». В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств можно отнести следующие2:

– неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;

– значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;

– влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

В то же время в попытках разгадать парадокс Леонтьева ученые стали вводить в модель и другие, помимо капитала и труда, факторы производства. Новые расчеты «фактороемкости» обогатили, как уже было сказано, наши представления о том, кто выигрывает, а кто теряет в результате внешней торговли. В каком-то смысле этот побочный продукт споров вокруг парадокса Леонтьева компенсировал ущерб, нанесенный им теории Хекшера — Олина. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но исследования, стимулированные работой Леонтьева, показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам. И действительно, США выступают чистым экспортером товаров, интенсивно использующих эти факторы, в полном соответствии с теорией Хекшера — Олина. Таким образом, несмотря на некоторый ущерб, нанесенный теории Хекшера — Олина парадоксом Леонтьева, она в конечном счете обогатилась новыми результатами, полученными в ходе исследования этой загадки.

 

1.4. Теория Портера: теория конкурентных преимуществ

 

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли — непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента1: 1) Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; 2) Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью; 3) Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке; 4) Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: 1) Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать; 2) Государственная политика.

По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить1:

1) Воздействие правительства на факторные условия: акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.); грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие правительства на условия спроса: государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций); регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции); воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности); стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования); предоставление полной и качественной информации покупателям; введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств); зарубежная помощь и политические связи (классический пример — схема взаимодействия колония — метрополия).

3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли: политика правительства в отношении СМИ; образование кластеров (в трактовке Портера — создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции); региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта); воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.); образование новых фирм; торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом); привлечение зарубежных инвестиций.

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

 

2.1. Сущность, формы, показатели и современные тенденции развития международной торговли товарами

 

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей1:

— преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

— интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

— увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

— на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

— повышается уровень международной специализации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что1:

— во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

— во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

— в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

— общего товарооборота;

— товарной структуры;

— географической структуры. Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах РОВ (free on board — свободно на борту), включающих в себя все расходы, связанные с доставкой товара до борта корабля и его переходом за поручни судна в порту отгрузки.

Учет импортных поставок осуществляется в ценах С1F (cost, insurance, freight — стоимость, страхование, фрахт), включающих стоимость грузов, а также расходы по страхованию груза в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды1:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке.

Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период1:

— НТР, приведшая к изменениям в международном разделении труда, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;

— развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т.п.;

— активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;

— процесс либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;

— получение политической независимости бывшими колониальными странами и выделение из их числа новых индустриальных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

— переход стран Центральноq и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик.

Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 50 лет.

Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1985 по 2003 год этот показатель более чем удвоился и в 2002 году составил 5,325 трлн долл. Фактически же мировой экспорт товаров в 2003 году сократился на 2% и составил 5,225 трлн долл.

Динамика объема прироста мировой торговли товарами представлена в табл. 3.

Таблица 3

Динамика и темпы прироста физического объема мировой

торговли товарами, в %


 

2000 г.

2001 г.

2002 г. 

2003 г. 

Общий объем мирового товарооборота

5,4

5,7

10,4

8,3

в том числе продукция


 


 


 


 

обрабатывающей

6,3

6,2

11,1

8,7

промышленности


 


 


 


 

Экспорт стран ОЭСР

5,7

4,7

10,4

8,4

Импорт стран ОЭСР

7,9

8,0

10,3

8,0

Экспорт стране нечленов ОЭСР

4,1

6,6

10,4

7,9

Импорт стран-не членов ОЭСР

-0,7

0,8

10,8

9,2

Торговля внутри ОЭСР

8,3

6,6

10,3

8,2

Экспорт стран ОЭСР в страны

не члены ОЭСР

-1,2

3,0

11,0

8,9


 


 


 


 

Импорт стран ОЭСР из стран-не

членов ОЭСР

3,8

7,3

9,9

7,5


 


 


 


 

 

Внешняя торговля росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран. В США в 1990– 2003 годах ВВП вырос на 31,4%. экспорт — на 48,4%, импорт — на 50,5%. Рост общемирового объема выпуска продукции в 2003 году составил 3%, в 1998 году — 2%, а объем мирового экспорта (в натуральном выражении) в 1997 — 10%, а в 1998 году — 3,5%.

Это обстоятельство привело к росту экспортной и импортной квот многих стран. Если в 1978-1987 годах на экспорт направлялось 13,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, в 1990 году — 15,2%, то в 2003 году — 17%. У отдельных стран эти показатели выше: у Германии, Франции, Италии более 23%, Великобритании — 28%, у Нидерландов — 53%, Бельгии — 72,6%.

Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном итоге определяют географическую структуру мировой торговли.

Географические направления мировой торговли представляют собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70-75%, развивающихся стран — около 20% мировой торговли и бывших социалистических стран — около 10%. Более конкретное представление об участии отдельных стран, их групп и отдельных регионов дают данные, приведенные в табл. 4.

Географическая конфигурация международной торговли в послевоенный период может быть представлена следующим образом. Промышленно развитые страны преобладают как в мировом экспорте (72,2% в 2003 году), так и в импорте (74,6% в 2000 году).

Ведущая роль в международной торговле принадлежит трем центрам развитого мира — СЩА, ЕС и Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта.

Около половины мирового товарооборота приходится на «большую семерку» (48,1% в 2003 году).

Внешнеторговые позиции ведущих индустриальных стран изменялись во времени под влиянием неравномерности экономического развития: в середине 80-х годов ФРГ опережала США, а Япония вплотную приблизилась к ним по стоимости товарного экспорта. В 90-е годы позиция США как ведущего экспортера и импортера вновь стабилизировалась.

Таблица 4

Удельный вес отдельных групп государств в мировой торговле товарами, в%

Страны

Экспорт

Импорт

2001 г.

2002 г. 

2003 г. 

2001 г.

2002 г. 

2003 г. 

Всего ОЭСР

73,1

72,2

70,3

73,5

74,6

73,7

США

12,0

11,9

11,8

17,3

18,8

19,5

Япония

7,3

7,7

7,8

4,6

4,9

5,2

Германия

10,2

9,7

8,8

8,6

8,2

7,4

Франция

5,8

5,5

5,0

5,2

5,0

4,7

Италия

4,5

4,1

3,9

3,7

3,5

3,3

Великобритания

5,1

4,8

4,5

5,8

5,6

5,4

Канада

4,1

4,4

4,5

3.5

3,6

3,7

Другие страны

24,1

24,1

23,9

24,8

24,9

24,6

ОЭСР


 


 


 


 


 


 

Всего страны не

члены ОЭСР

26,9

27,8

29,7

26,5

25,4

26,3


 


 


 


 


 


 

Азиатские страны

не члены ОЭСР

18,2

16,5

17,1

14,1

14,5

15,2


 


 


 


 


 


 

Латинская

3,1

3.1

<

3,3

4,5

3,8

3,8

Америка


 


 


 


 


 


 

Прочие страны не

члены ОЭСР

7,6

8,2

9,3

7,9

7,1

7,2


 


 


 


 


 


 

 

Тенденция к постоянному росту удельного веса в мировом товарообороте присуща развивающимся странам: 32% мирового экспорта в 2003 году по сравнению с 21,9% в 1970 году.

Тенденция роста неодинаково проявляется во всех регионах развивающегося мира1:

— по-прежнему растет удельный вес в мировом экспорте НИСов Юго-Восточной Азии: по совокупному объему внешней торговли (1,3 млрд долл.) Южная Корея, Сянган, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд уступают лишь США;

— возрастает доля Китая: стоимостный объем внешней торговли вырос с 24 млрд долл. в 1979 году до 325 млрд долл. в 2002-м, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира;

— имеет тенденцию к снижению роль стран Африки (без ЮАР) в мировой торговле;

— снижается также доля развивающихся стран Латинской Америки за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили (две первые по структуре экспорта уже приблизились к параметрам новых индустриальных стран).

Одной из особенностей мировой внешней торговли в 2003 году были значительные вариации в динамике ее объема у разных стран мира, что привело к заметным перестановкам во внешнеторговой табели о рангах. Страны Западной Европы, Канада и Мексика улучшили свои позиции, в то время как азиатские страны и Россия, наоборот, их сдали.

С распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте неуклонно снижается (с 6,9% в 1970 году до 2,3% в 2002-м). На долю России в 2002 году приходилось 1,0% мирового экспорта и 0,8% мирового импорта.

Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю промышленно развитых стран (61%), 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и всеми другими странами.

Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций.

Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура мировой торговли, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (табл. 5).

Во-вторых, под влиянием НТП увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий в целом (примерно 80% мировой торговли) и машинотехнической продукции в частности (40% мировой торговли). Роль главных экспортеров и импортеров на этих товарных рынках выполняют промышленно развитые страны. В 1995 году на их долю приходилось 76,8% мирового экспорта и 68,9% мирового импорта машин и транспортного оборудования. Доля развивающихся стран составляла соответственно 21,8% и 27,9%.

В-третьих, сокращается доля международной торговли сырьем и минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 году до 12% в 1995-м), что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производстве промышленно развитых стран (в результате их перехода в 80-е годы к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем (за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли). В 2003 году на долю индустриальных стран приходилось 60,5% мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны — 33,4%, на государства с переходной экономикой — 6,1%, что свидетельствует о превращении промышленно развитых стран в основных экспортеров сырья. Они остаются одновременно и основными импортерами сырья.

Таблица 5

Товарная структура экспорта по группам стран (в %)

 

Страны

Год 

Продовольствие

Сельскохозяйственное сырье

Руды и металлы

Топливо

Готовые изделия


 

Развитые страны

1980

11,3

3,6

5,0

7,0

70,9


 

1990

8,9

2,8

3,2

4,2

77,9


 

2003

7,6

1,0

2,8

3,8

80,5

Развивающиеся страны

1980

11,8

3,8

4,3

59,7

19,5


 

1990

11,6

3,1

4,1

26,6

53,6


 

2003

8,4

2,5

3.7

14,9

70,5

Страны ЦВЕ

1980

10,6

2,9

2,8

8,1

75,0


 

1990

10,2

2,5

5,3

5,9

73,9


 

1997

9,1

2,5

4,3

4,8

79,3

СССР/СНГ 1

1980

1,8

5,5

3,5

47,0

24,8


 

1990

2,1

7,6

9,4

52,7

24,0


 

2003

3,0

7,6

13,4

33,9

42,3

‘ До 1990 г. включительно — весь СССР, а в 2003 г. — страны СНГ.

122713 2025 2 Тенденции развития мировой торговли и основные теории международной торговли

В-четвертых, в мировой торговле снижается удельный вес продовольствия: 8,2% в 1995 году по сравнению с 22,8% в 1937 году, что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен. При этом промышленно развитые страны стали ведущими экспортерами продовольствия, обеспечив в 2002 году 67,3% его мирового экспорта, в результате чего усилилась продовольственная зависимость развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства.

В-пятых, после мирового экономического кризиса 1974– 1975 годов вновь наметилась тенденция роста доли текстиля и одежды в мировом экспорте При этом развивающиеся страны сблизили свои позиции на рынке текстиля с промышленно развитыми странами (в 2002 году их доли составляли соответственно 48,3% и 49,3%), а на рынке одежды обеспечивали 60% стоимости ее мирового экспорта (промышленно развитые страны — 35,4%, страны с переходной экономикой — 4,6%).

 

2.2 Особенности, структура и динамика международной торговли услугами

 

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка (табл. 6), экспорт услуг за 1980 – 2003 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%).

Таблица 6

Мировой экспорт товаров и услуг (в млрд долл.)


 

1980 г.

2003 г.

Экспорт товаров

Экспорт услуг

Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %)

1900,8

363,5

 

15,8

5397,3

1316,7

 

19,5

 

122713 2025 3 Тенденции развития мировой торговли и основные теории международной торговли

Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды1: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги. Услуги делятся также на:

— факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

— нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

— поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территория одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

— перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

— временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

— коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

— снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

— увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

— по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

— произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в сипу ряда обстоятельств.

Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств).

В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40 – 50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились1:

— НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

— длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

— увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

— развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами (табл. 7).

Таблица 7

Доля отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг в 1980 и 2003 года

Страны

Экспорт товаров

Экспорт услуг

1980 г.

2003 г.

1980 г.

2003 г.

Всего (мир в целом)

100,0

100,0

100,0

100,0

США

11,8

12,5

10,5

18,2

Канада

3,6

4,0

2,0

2,3

Япония

6,7

6,9

5,2

4,7

Германия

10,1

10,1

7,1

6,5

Франция

5,8

5,6

11,6

6,4

Великобритания

5,8

5,8

9,4

7,4

Италия

4,1

4,6

5,2

5,1

Нидерланды

3,9

3,2

4,6

3,9

Китай


3,4


 

1,8

Республика Корея

0,9

2,4

0,7

1,8

Мексика

0,9

2,2

1,2

0,9

Индия

0,4

0,6

0,8

0,8

Малайзия

0,7

1,3

0.3

0,8

Таиланд

0,3

1,0

0,4

1.0

Россия

….

1,4


 

1,0

 

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 8 ведущих стран в 2003 году приходилось 54,5% экспорта.

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

Актуальным становится вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

 

2.3. Национальное регулирование и основы юридического обеспечения внешней торговли товарами и услугами: формы, методы, инструменты

 

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер. Среди наиболее распространенных целей внешней политики можно выделить1: а) обеспечение экономического роста; б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности национальной валюта; г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; д) сохранение политической и экономической независимости страны; е) сохранение экономического и военного превосходства.

Существуют два основных полюса или две основные формы внешнеторговой политики государства:

— фритредерство (free trade), или политика свободной торговли;

— протекционизм (protectionosm).

Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводятся, а действуют как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. В 50 – 60-е годы преобладали тенденции к либерализации, а в 70 – 80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Протекционизм часто приобретает специфический региональный характер: внутри экономических интеграционных объединений происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но одновременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с третьими странами. При этом: а) происходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины в случаях нанесения «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.

В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные ограничения. Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.

Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2) является источником поступления средств в бюджет государства; 3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:

во-первых, по направлению движения товара пошлины делятся на: а) импортные, устанавливаемые на товары, ввозимые в страну; б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно); во-вторых, по способам установления пошлины делятся на: а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара; б) специфические — в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара; в) смешанные, представляющие собой различные комбинации адвалорных и специфических пошлин; в-третьих, по целям введения таможенные пошлины делятся на: а) преференциальные (пониженные) пошлины для создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной; б) дискриминационные (повышенные) пошлины в виде ответных (на определенные действия партнера); в) компенсационные (в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли); г) антидемпинговые (для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным); в-четвертых, в зависимости от экономических целей и результатов таможенные пошлины классифицируются на: а) фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну; б) протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.

В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находится в пределах 3-5%, а в России — в пределах 13-16%.

К мерам нетарифного регулирования относятся: квотирование; лицензирование; эмбарго; валютный контроль; налоги на экспортно-импортные операции; субсидии; административные барьеры.

Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам прямого экспортного кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

В развитых странах активно используется: а) система прямого субсидирования экспорта (распространена в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза); б) экспортное кредитование (охватывает около 12– 20% всего объема экспорта развитых стран); в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков).

Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами.

При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги; доля иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

При предоставлении услуг путем перемещения в страну-импортера поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие; национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

3.1. Экспортно-импортные торговые операции с участием России. Формы осуществления

 

3.1.1. Понятие и характеристика

 

Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в единственную растущую сферу российской экономики.

Введем основные понятия, характеризующие формы экспортно-импортные торговые операции.

Экспорт — вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру.

Импорт — ввоз в страну заграничных:

— товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;

— услуг — в форме платного пользования услугами иностранных фирм;

— капитала — в форме предоставления кредитов и займов.

Импорт выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой.

Различают видимый и невидимый импорт. Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Импорт выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой.

Биржа — предприятие с правами юридического лица, участвующее в формировании оптового рынка товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты и др. путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых по устанавливаемым биржей правилам.

Биржа обеспечивает брокеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые цены, содействует расчетам, разрабатывает типовые контракты, ведет арбитражное разбирательство споров. В зависимости от биржевого товара биржи подразделяются на: фондовые, на которых торгуют ценными бумагами; валютные, на которых торгуют валютой; товарные, обеспечивающие торговлю массовым товаром по стандартам или образцам; фьючерсные, торгующие контрактами; универсальные, на которых торговля идет разными видами биржевых товаров

Оптовая торговля — торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки.

Международная ярмарка — форма организации международного рынка с представлением образцов предлагаемых к продаже товаров. Международные ярмарки проводятся с целью заключения внешнеторговых контрактов.

Международный аукцион — аукцион, к участию в котором допускаются представители других стран. Обычно международные аукционы периодически организуются специальными фирмами в крупных торговых городах. В международной торговле наиболее важными аукционными товарами являются пушнина, шерсть, табак, чай, пряности.

Надо отметить, что в развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода1:

– 1992—1993 гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота;

– 1994—1996 гг., отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности;

– 1997— 2000 гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота;

– 2001– 2004 г. – рост товарооборота, в основном за счет экспорта природных ресурсов.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот до сих пор ниже уровня 1990 г. (183 млрд долл.) и составляет менее 10% от уровня США, 14% от уровня Германии, 19% от уровня Японии, 36% от уровня Канады. В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10-го места в 1990 г. на 17—18-е в 1996 г., пропустив далеко вперед большинство стран ЮВА. Соответственно удельный вес России в международной торговле снизился до 1,3% против 2,6% в 1990 г.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит 4 тысячи различных видов отечественной продукции.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.

1. Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 1996 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 46,4% всего российского экспорта, в 1995 г. — 39,5%.

2. За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов сократилась до 22% в 1996 г. по сравнению с 22,5% в 1995 г. Тем не менее продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3. Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4. Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках.

5. Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6. Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 8,3% в 1995 г.

7. Удельный вес и объем экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует тенденциям, отмеченным в МТУ. Так, с 1980 г. экспорт услуг развивается опережающими темпами по сравнению с экспортом товаров, и его доля в 2002 г. составляла 24% мировой торговли. В основных промышленно развитых странах экспорт услуг составляет от 50 до 150 млрд долл. в год, тогда как в России — 13,5 млрд долл. в 2003 г.

8. После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений. Так, по оценкам Международного института стратегических исследований в Лондоне, РФ в 1996 г. занимала только 4-е место (8,6%) по объемам экспорта военной техники, пропустив вперед США (42,6%), Великобританию (22,1%) и Францию (14,1%).

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта: в 2003 г. доля индустриально развитых стран выросла до 67% (в 1990 г. — 36%), доля развивающихся стран составила 12% (в 1990 г. — 14%), на государства бывшего СЭВ приходилось 13% против 43,2% в 1990 г., на бывшие республики СССР — 8%. При этом экспорт на суммы свыше 1 млрд долл. приходится на Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Крупнейшими покупателями российских товаров являются Германия (14%), США (8%), Великобритания (7%), Италия (6%) и Китай (5%). Это является следствием топливно-сырьевой направленности структуры экспорта, привязанного к индустриальным центрам — основным потребителям сырья и электроэнергии.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта.

Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции1.

1. Основными статьями являются машины и оборудование (37,4% в 1996 г.), продовольственные товары (24,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (15,7%), черной и цветной металлургии (5%), товары массового спроса (одежда, обувь и т.д. — 4,4%) и прочее.

2. Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной (68%), швейной (73%), кожевенной, обувной и меховой (81%) промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3. Нерационален и импорт по статье «Продовольствие»: располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4. Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру российского импорта, следует отметить, что в общем его объеме в 2003 г. на долю индустриально развитых стран приходилось 69% (61% в 1993 г.), развивающихся стран — 13% (17%), стран бывшего СЭВ — 8,5% (10,7%), на республики бывшего СССР — 9,5% (11,3%). При этом на суммы свыше 1 млрд долл. импортируют Украина, Казахстан, Беларусь.

В целом в настоящее время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспорта, рационализации импорта и установления торговых партнерских отношений с другими странами на равной основе — это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами.

 

3.1.2. Оптовая торговля

 

Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой — независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.

Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» — когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» — «добровольные цепи» — контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.

Важный параметр в оптовой торговле — соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.

 

3.1.3. Биржи

 

Существует несколько основных видов товарных бирж:

  1. Открытые — доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.
  2. Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками — брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.
  3. Закрытые — торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом.

    В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются как правило одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.

    Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу. Срочные (фьючерсные) биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов.1 Фьючерсная биржевая торговля — один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

    Основными признаками фьючерсной торговли являются:

    — фиктивный характер сделок, то есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;

    — преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование, а не через поставку товара);

    — заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент (в случае поставки товара по фьючерсному контракту продавец имеет право поставить товар любого качества и происхождения, предусмотренных правилами биржи);

    — полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара (например, 5 тысяч бушелей пшеницы или 1 тысяча баррелей нефти), места и сроков поставки;

    — обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а между ними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой — специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.

    Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами — акциями и облигациями — существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

     

    3.1.4. Ярмарки, аукционы

     

    Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретится с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.

    Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна.

    Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. Среди европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в который производятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из них: вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.

    Берлинская ярмарка весьма привлекательна для Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, балтийских и скандинавских стран, а также для России и стран бывшего СССР. Для этих регионов она стала международным торговым центром. Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. В таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника, Берлинская ярмарка занимает ведущие позиции на континенте. Быстро растет ее значение и в таких отраслях ярмарок, как строительная, электротехническая, автомобильная, авиакосмическая, а также ярмарки санитарной техники, конторского оборудования, по водоснабжению и охране водоемов. В прошлом году оборот ярмарки превысил 200 миллионов марок и имеет устойчивую тенденцию к росту.

     

    3.2. Россия и экономические образования в системе мирохозяйственных связей

     

    Рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи.

    В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России. Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.

    Россия выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990г. — 18%). Это примерно соответствует показателям развитых стран.

    Значительный рост открытости российской экономики объясняется резким снижением внутреннего предложения, превращением внутрисоюзных поставок в международные. На первом этапе внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами.

    Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация — на стороне стран ЕС, Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой.

    В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно-технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений.

    ЕС — главный экономический партнер Российской Федерации. ЕС — крупнейшая интеграционная группировка, объединяющая 15 стран: Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию, Данию, Ирландию, Грецию, Испанию, Португалию, Швецию, Финляндию и Австрию. Во второй половине 90-х гг. его удельный вес в российской внешней торговле колебался в пределах 31-37%, тогда как доля стран СНГ составляла 17-21%, доля стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ) — 11-14%, США — 6-9, Китая — 4-5, Японии — 3-3,5, Швейцарии и других западноевропейских стран, не входящих в ЕС, — 3, стран Азии, Африки и Латинской Америки (в целом) — 14-16%). В перспективе доля ЕС с учетом будущего вступления в него десяти стран ЦВЕ составит 45-50% ее внешней торговли. Западная Европа выступает также крупнейшим инвестором России, хотя в этой сфере экономических отношений она испытывает мощную конкуренцию со стороны Соединенных Штатов Америки. Доля ЕС в иностранных вложениях, накопленных к началу 2000 г., составляла 57-58%, в том числе в прямых инвестициях — 37-38%; доля США — соответственно 22 и 36%.

    Преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота.

    Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем, с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не играть важного стабилизирующего фактора как для России, так и для самих стран СНГ.

    В то же время пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию.

    Подобная страновая ориентация во многом определяется содержательной стороной экспортно-импортных операций.

    В тоже время положение РФ в системе внешнеторговых связей существенно ухудшилось. Отставание отраслевой структуры промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования привели к снижению конкурентоспособности.

    Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% российского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет 15—20%, развивающихся стран — 15%. Произошло сокращение стран СНГ и развивающихся государств. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС — 34% и США — 8%. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступает Германия — 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли — 0,1—0,8%, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5%.

    Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
  5. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  6. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2000. №32.
  7. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. — С.-Петербург: Судостроение, 1998.
  8. Делягин М. Заряд еврооптимизма.– М.: Эксперт. № 4. 2000.
  9. Демидов В.Е., Завьялов П.С., Маркетинг во внешнеэкономической деятельности -М.; Экономика, 2003.
  10. Дмитракович Ф.А. ТНК в мировой экономике // Международными экономические отношения 1997. №5.
  11. Дюмилин И.И.Международная торговля услугами. М., 2004.
  12. Иващенко А.А. Товарная биржа. -М.: Международные отношения, 2001.
  13. Комаров В. Мировой инвестиционный прогресс: региональные тенденции// Инвестиции в России. 1999. № 1.
  14. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.–М.: Международные отношения, 2003.
  15. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  16. Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 2000.
  17. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  18. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  19. Михайлушкин А.И. Международная экономика. –М.: Высшая школа, 2004.
  20. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  21. Мелъянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 2004.
  22. Метелкина Н.К. Мировое хозяйство и его регулирование. – М.: Станкин, 2004.
  23. Мовсесян А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход// Финансы. 2000. №9.
  24. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1999.
  25. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 2004.
  26. Пузакова Е.П. Мировая экономика. –Ростов-на-Дону, 2003.
  27. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.: Инсан, 2000.
  28. Хойер В.. Как делать бизнес в Европе. — М.: Прогресс, 2000.
  29. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2003.
  30. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.15MB/0.00380 sec

WordPress: 23.45MB | MySQL:120 | 3,164sec