Третичный сектор мирового хозяйства – понятие, общая характеристика

<

123013 2152 1 Третичный сектор мирового хозяйства – понятие, общая характеристикаТретичный сектор включает Транспорт, торговля, финансово-кредитная деятельность, наука, культура, здравоохранение и др.

Услуги (services) представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 1/2 — 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2008 г. составлял 52 %.

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

– неосязаемость;

– невидимость;

– неразрывность производства и потребления;

– неоднородность и изменчивость качества;

– неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

  1. они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом;
  2. услуги неотделимы от своего источника;
  3. их производство и потребление, как правило, неразрывны;
  4. для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

    Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

    Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

  5. коммунальные услуги и строительство;
  6. оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;
  7. транспортировку, хранение и связь, а также финансовое
    посредничество;
  8. оборону и обязательные социальные услуги;
  9. образование, здравоохранение и общественные работы;
  10. прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

    Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли.

    Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

    С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на факторные (factor services), возникающие в связи с международным (межстрановым) перемещениям факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги (поп-factor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

    К настоящему времени изменились подходы, связанные с делением услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами:

  11. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.
  12. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.
  13. Иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где производится услуга.
  14. Через таможенную границу перемещаются физические лица — резиденты одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами).

    В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.

    В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

  15. деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);
  16. услуги связи (25 видов);
  17. строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);
  18. дистрибъюторские услуги (5 видов);
  19. общеобразовательные услуги (5 видов);
  20. услуги по защите окружающей среды (4 вида);
  21. финансовые услуги, включая страхование (17 видов);
  22. услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);
  23. туризм и путешествия (4 вида);
  24. услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);
  25. транспортные услуги (33 вида);
  26. прочие услуги.

    ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы.

    Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.

     

    7.2. Транспорт и связь

     

    Транспорт относится к коммуникационной системе и специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции: соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между производством и потреблением. Транспорт обеспечивает экономический рост — чуткий барометр национального и мирового хозяйства, является потребителем материалов, определяет загрузку отраслей. Роль в ВВП — 4-5%, в некоторых странах поднимается до 10% (не включая внутрифирменный транспорт). Доля наиболее высока в наименее развитых странах. В промышленно развитых странах на каждого жителя перевозится 20-25 тонн груза, в целом по миру — 7 тонн.

    Развитие транспорта: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения. Увеличилась интенсивность пассажирооборота. По количеству грузов на 1 тонну: на первом месте — автомобильный транспорт, на 2 — ж/д, на 3 — морской, на 4 — трубопроводный, на 5 — внутренневодный, на 6 — авиационный. В течение последних десятилетий была создана густая сеть автомобильных дорог (невероятная удобность автомобильного транспорта). Структура изменилась в плане концентрации промышленного производства: до 60-х гг. усиленными темпами шло строительство крупных комбинатов, что требовало наличия ж/д, сейчас наблюдается процесс фрагментарности в развитии производства, размеры предприятий уменьшаются. На ж/д перевозки приходятся насыпные и массовые грузы (в США — с/х грузы и уголь). По грузообороту первое место занимает морской транспорт, некоторый приходится 60% мирового грузооборота из-за высокой дальности, большой вместимости судов, что понижает транспортные расходы, которые в целом в 2 раза ниже, чем при пользовании ж/д транспортом. До середины 80-х гг. увеличивалась роль наливных грузов, сейчас возрастает значение сухогрузов.

    Автомобильный транспорт: отрасль развивается с начала века, грузооборот удваивается каждые 15 лет. В основном используется для перевозок на малые расстояния (в среднем 25 км), играет важную роль в перемещении людей. В послевоенный период личный автопарк возрос в 10 раз. На 1 автомобиль в мире в среднем приходится 10 человек.

    Воздушный транспорт: произошло увеличение темпов роста, грузооборот удваивается каждые 10 лет. Расширился поток пассажиров: в 90-е гг. перевозки людей составили больше 1 млрд. человек. В перевозке пассажиров стал основным конкурентом ж/д транспорта. Перевозка грузов составляет 1% от всего объема работы, однако доля растет. Перевозятся в основном ценные и срочные грузы.

    В транспорте произошли значительные технические изменения, которые связаны с растущей специализацией видов транспорта, ростом грузооборота и увеличением скорости движения. Происходит концентрация грузооборота (основной объем которого приходится на 93 порта мира, всего в мире более 200 портов). Крупнейшие: Роттердам, Марсель, Антверпен, Осака, Шанхай, Сингапур. Из более, чем 14000 аэропортов мира выделяются 400. Самые крупные: Охара (Чикаго), Норита (Токио). Развитие транспортных магистралей привело к развитию многовидовых транспортных структур. Единство транспортной структуры достигается организацией контейнерных перевозок. В смешанных международных перевозках используется несколько видов транспорта. Набирает силу процесс создания интегрированных транспортных систем, работа которых координируется и увязывается между собой. Образовались многовидовые транспортные компании, действующие на расширенной географической основе, охватывая весь мир. Транспортные системы имеют между собой ряд различий. Преобладающие позиции занимают высоко развитые страны, на которые приходится более 70% мирового грузооборота. В стоимостной оценке высока доля морских перевозок, в перевозке грузов — автомобильный транспорт. В промышленно развитых странах сосредоточено 63% портов и 60% аэропортов мира. Они контролируют основные виды связи: 60% морского тоннажа. Ведущая роль принадлежит Греции, Японии, США и Норвегии. Большая часть торгового флота принадлежит европейским странам (1/3).

    <

    На развивающиеся страны приходится более 20% мирового грузооборота. Большую роль играет морской транспорт — 35% мирового торгового флота принадлежит развивающимся странам. Крупными судовладельцами являются КНР и Ю. Корея. На развивающиеся страны приходится также больше 10% мирового легкового транспорта, 20% грузовиков и автобусов. Однако в развивающемся мире наблюдается низкая плотность транспортных путей. В Саудовской Аравии на 100 квадр. км приходится 4 квадр. км дорог, в Судане — 400 м. Авиационный транспорт является делом национального престижа, без поддержки государства компании конкуренции не выдерживают. Однако 16 компаний развивающихся стран входят в ведущие компании мира. Для транспорта развивающихся стран характерен низкий уровень технического развития. В странах развивающегося мира грузы перемещаются в основном на 35 км.

    Мировая транспортная система отличается пестротой институциональной и социальной структуры. Институциональная структура — форма организаций, транспортирующих субъектов. Важно участи государств. Транспорт является материало и энергоемко отраслью. Высока степень концентрации капитала в ж/д, авиационном, трубопроводном транспорте. В автомобильном транспорте концентрация капитала незначительна. Крупные компании составляют менее одного процента от общего числа компаний. Наблюдается характерная тенденция — рост количества мелких компаний даже в морском и авиа транспорте.

    Существует 2 уровня: межправительственный и частный. Основные инструменты регулирования — международные соглашения. В отношении морского транспорта существует ряд организаций, которые занимаются обеспечением безопасности, решением экономических и технических вопросов. На национальном уровне усилия сосредоточены на ликвидации ограничений: приватизация, либерализм, дерегулирование. Процесс развития транспорта и связи проходит взаимосвязанно. Логистика — система, в основе которой лежат принципы распределения, перевозки и складирования товаров с целью облегчения для компаний схемы доставки.

    Начиная с 70-х гг. 20 в. в мире наблюдается ярко выраженная тенденция к интернационализации хозяйства, это привело к появлению глобальной системы производства, что в свою очередь послужило импульсом к укреплению компаний, которые расширили масштабы своей пространственной деятельности. Это создало необходимость для развития коммуникационных систем. Развитие связи и транспорта зависит от пространственной структуры спроса на мировой арене. Развитая коммуникационная система позволяет реализовать связь регионов в единое целое. В промышленно развитых странах на долю связи и транспорта приходится до 10% ВВП, в среднеразвитых — 7%, в слаборазвитых — 5%. Уровень развития производительных сил влияет на уровень развития средств связи и транспорта.

    Связь — важнейший элемент воспроизводства в мире — это совокупность отраслей, объединенных общим назначением — передача и распределение информации. Связь является стержнем системы управления. В данное время мировое хозяйство находится на пути к информационной ступени развития. С каждым годом растет объем услуг международной связи. Развитие связи опережает развитие других сфер производства. Связь занимает все более высокое место в предоставлении рабочих мест и приросту в ВВП. Связь бывает почтовая и электрическая. Почтовые предприятия занимаются в основном обработкой, доставкой письменной информации, счетов. Электрическая — передача звуков и сообщений по проводной, радио и другим системам. Делится на телефонную, видеотелеграфную и телеграфную, факсимильную, радиовещание, телевидение электронная почта, передача деловой информации.. По распространению телефонной, телевизионной, радио и космической связи ведущее место занимают страны ЕС, затем Сев. Америка, страны Азии (разрыв с ЕС в 4 раза), Южная Америка, Восточная Европа. Высокие показатели в международных услугах: Люксембург — на одного жителя в год приходится 500 минут международных телефонных разговоров, в целом среди промышленно развитых стран — 21 минута в год, в мире — 7 минут. Однако большинство стран мира не имеют доступа к современным средствам связи. Ведущее место по количеству телефонных номеров занимает Швеция — 1 номер на 1 жителя (для сравнения в Чаде на 100 жителей приходится 0,07 телефонных номеров). Разрывы велики не только в регионах, но и в подсистемах. Создание систем мировой связи влияет на МРТ. Повышается возможность работы на дому, что значительно снижает издержки на рабочую силу, привлекается рабочая сила из развивающихся стран.

     

    7.3. Финансово-кредитная сфера

     

    С начала 60-х гг., а особенно в 80—90-е гг. XX в. в мировом хозяйстве наблюдался интенсивный процесс интернационализации международных операций и рынков ссудных капиталов. Причем первоначально этот процесс основывался на интернационализации производства, превращении ведущих национальных компаний и банков в транснациональные.
    Транснациональные компании (ТНК) в поисках дополнительной прибыли преодолели узость национальных рынков путем активных инвестиций в производственные и сбытовые подразделения за рубежом. Потребности в кратко- и долгосрочном капитале, которые возникали у этих компаний, также стали финансироваться не только с помощью национальных рынков, но и с использованием возможностей финансовых рынков отдельных зарубежных государств и в целом мирового. Банки, идя навстречу своим клиентам, вынуждены были также развивать свои международные операции. В результате не только возросла активность финансово-кредитных учреждений на внешних рынках, но путем слияний и поглощений, а также создания различных альянсов сформировались транснациональные банки. Эти процессы оказали заметное влияние на объемы операций и структуру мирового финансового рынка. Однако в настоящее время интернационализация операций в финансово-кредитной сфере происходит быстрее, чем в сфере производства. По существу, финансовая интеграция в мировом масштабе служит катализатором глобализации мировой экономики, т.е. процессов сближения хозяйственных механизмов стран мира и возникновения единого мирового финансового рынка.
    Можно выделить несколько факторов, которые способствовали глобализации и интеграции мирового финансового сообщества. Прежде всего речь идет о последовательном смягчении государственных валютных и внешнеторговых ограничений в ведущих странах мира. Кроме того, параллельно происходило дерегулирование и либерализация финансово-кредитных операций в основных мировых финансовых центрах. К этому необходимо добавить, что развитие компьютерной и телекоммуникационной техники и технологии значительно облегчило процедуру принятия финансовых решений и позволило осуществлять инвестиции по всему земному шару в режиме реального времени из одного офиса. Необходимо также упомянуть об институциализации финансовых рынков, т.е. преимущественном развитии активности институциональных инвесторов — крупных финансово-кредитных учреждений, обладающих несравненно большими ресурсами и возможностями по сравнению со средствами мелких частных инвесторов.
    Однако наряду со снижением барьеров на пути международного движения капиталов в современной мировой экономике существуют и противоположные тенденции. Увеличение международной мобильности капиталов усилило потенциальную опасность перерастания валютно-финансовых кризисов отдельных стран и регионов в мировые. Поэтому страны, обеспокоенные проблемой национальной экономической безопасности, пытаются защитить свои национальные рынки от негативного воздействия внешних факторов путем введения разнообразных ограничений на трансграничный перелив финансовых ресурсов. К этому необходимо добавить меры, направленные на борьбу с отмыванием незаконно полученных денежных средств и на пресечение финансирования преступных организаций.

    Мировой финансовый рынок обеспечивает:

    механизм межстранового перемещения ресурсов;

    взаимодействие покупателей и продавцов финансовых ресурсов, что позволяет выявлять цены финансовых активов и, следовательно, доходность операций в различных валютах;

    привлечение дополнительных инвесторов, предоставляя возможность перепродажи имеющихся финансовых активов, что увеличивает ликвидность рынка;

    снижение издержек обращения, свойственных процессу финансирования, за счет расширения инвестиционных возможностей;

    ускорение процесса транснационализации не только промышленного, но и финансового капитала;

    возможность для своих участников международной диверсификации активов, что способствует общему снижению рисков инвестиционных портфелей.

    С функциональной точки зрения мировой финансовый рынок можно рассматривать как совокупность национальных и собственно международных финансовых рынков, обеспечивающих аккумулирование и перераспределение финансовых ресурсов через систему банковских и иных финансово-кредитных учреждений для обеспечения процесса воспроизводства в мировом масштабе. При этом современный мировой финансовый рынок представляет собой не простую механическую сумму национальных и международных рынков, а их совокупность, рассматриваемую с учетом всей системы сложных прямых и обратных хозяйственных связей, существующих между ними. Хотя некоторые особенности отдельных рынков (например региональных или рынков отдельных финансовых инструментов) продолжают сохраняться, в целом постепенно процессы взаимного перелива капиталов приводят к формированию единой системы торговли валютами, кредитными ресурсами, высокой степени корреляции фондовых индексов и формированию на этой базе новых сегментов мирового финансового рынка.

     

    7.4. Здравоохранение

     

    Общность задач в области здравоохранения, необходимость единства действий для
    их осуществления привели медиков различных стран мира к объединению в международные медицинские организации и международные движения. В наши дни ведущее место среди
    них занимают: Международный Комитет Красного Креста, Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная организация здравоохранения и движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — одно из крупнейших специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 г. — день ратификации Устава Организации 26 государствами — членами ООН. В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее — «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья»..

     

    7.5. Образование

     

    Лидирующие позиции по уровню образования взрослого населения  занимают три страны — США, Норвегия, Израиль, в которых 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Россия, занимавшая в 2002 году  7-е место, в 2005 году уступила свои позиции еще четырем странам, разделив 11-13-е места с Великобританией и Швецией. В подавляющем числе рассматриваемых стран в 2005 году отмечается положительная динамика по сравнению с 2002 годом .

    Лидеры по индексу образования:  Австралия, Дания, Ирландия,Испания, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Финляндия (индекс образования 0,99).

     

    7.6. Торговля

     

     

    Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

    Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

    — преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

    — интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

    — увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

    — на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

    — повышается уровень международной специализации страны.

    При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

    Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:

    — во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

    — во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

    — в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

    — в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

    Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

    Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

    — общего товарооборота;

    — товарной структуры;

    — географической структуры.

    Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

    В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:

    1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

    2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

    3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

    4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

    5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

    Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

    1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

    2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

    3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

    4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

    5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

    Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота.

    Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

    Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период:

    — НТР, приведшая к изменениям в международном разделении труда, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;

    — развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т.п.;

    — активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;

    — процесс либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;

    — получение политической независимости бывшими колониальными странами и выделение из их числа новых индустриальных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

    — переход стран Центральной и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик.

    Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 50 лет.

    Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1985 по 2008 год этот показатель более чем удвоился и в 2007 году составил 5,325 трлн долл. Фактически же мировой экспорт товаров в 2008 году сократился на 2% и составил 5,225 трлн долл.

     

    7.7. Другие отрасли сферы услуг

     

     

    Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка, экспорт услуг за 1988 – 2008 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%).

    Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

    Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

    Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

    Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

    В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

    — поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

    — перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

    — временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

    — коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

    В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

    — снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

    — увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

    — по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

    — произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

    По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в сипу ряда обстоятельств.

    Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

    Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств).

    В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

    В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

    В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

    В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40 – 50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

    Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:

    — НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

    — длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;

    — увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;

    — развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

    Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 8 ведущих стран в 2008 году приходилось 54,5% экспорта.

    Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

    Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

    Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

    Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

    Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

     

    Задача

     

    Американская корпорация «Джой Фудс» поставляет соевый шрот для производства кормов английской компании «Вайт тис».

    С 1 января курс фунта стерлингов упал с 2,8 до 2,4 доллара за фунт стерлингов.

    Определите, какие убытки понесут американские экспортеры в результате понижения фунта стерлингов, если сумма не выполненных ими контрактов перед партнерами составляет 35 млн. фунтов стерлингов?

    ОТВЕТ

    С каждого фунта стерлинга американская фирма будет терять

    2,8 – 2,4 = 0,4 доллара

    Следовательно, с суммы в 35,000,000 фунтов стерлингов убыток составит

    0,4*35,000,000 = 14,000,000 долларов

     

     

    Список литературы

     

  27. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг, 2008.
  28. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  29. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. М., 2007.
  30. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М., 2003.
  31. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2007.
  32. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2009.
  33. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2008.
  34. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2007.
  35. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колесова М., 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00039 sec

WordPress: 23.52MB | MySQL:122 | 2,085sec