Влияние транснациональных корпораций на состояние внутренней среды принимающей страны

<

123013 2139 1 Влияние транснациональных корпораций на состояние внутренней среды принимающей страны

1. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1. Эволюция, сущность и формы международных корпораций

 

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, представленную на рис. 1.

123013 2139 2 Влияние транснациональных корпораций на состояние внутренней среды принимающей страны

Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями [5, C. 21].

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащие прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах [3, C. 14].

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:

– имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

– оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

– в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь
значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими [1, C. 230].

В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

  • годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 2009 году он составил 168 млрд долл.);
  • от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у «Роял Датчшелл», занявшей в 2008 году второе место в мире по этому
    показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);
  • доля зарубежных активов не менее 25%;
  • филиалы имеются не менее, чем в шести страна [3, C. 19].

    Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпорации. Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

    В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

    Начиная с 80-х годов весьма популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.

    Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

  • развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
  • налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
  • обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
  • гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании [9, C. 41].

    В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:

  • экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;
  • экономии за счет эффекта масштаба;
  • увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
  • диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

    Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен. Основными, целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

  • поддержание монополистической позиции на рынке;
  • завоевание новых рынков сбыта;
  • минимизация налогов и таможенных пошлин;
  • уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
  • использование различий в темпах инфляции;
  • воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
  • сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др. [10, C. 331].

    Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.

    I    этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

    II    этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

    На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.

    На IV этапе (60-е — 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений.

    НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

    На этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

    На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем: во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными); во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений; в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

    К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20 – 30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах, «Экссон» — в 100 странах.

    Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:

  • в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5 – 6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;
  • создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;
  • расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной
    интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;
  • международное производство, создаваемое ими, не только материальное, но и нематериальное;
  • в последнее десятилетие интенсивно растут прямые инвестиции международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;
  • стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);
  • интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной компании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей
    мировой торговли);
  • вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании независимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);
  • разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно (в целях
    снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);
  • диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15).

    Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых инвестиций. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);

  • «сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам и усиление их взаимодействия
    в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;
  • стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному
    предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии.

    Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции международного разделения труда и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.

     

    1.2. Теоретические концепции ТНК как международных корпораций

     

    Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международные компании начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках; вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах [5, C. 23].

    Отмечая главную особенность ТНК — наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.

    Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.

    Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в последующем ее развили Ч.П. Киндлебергер и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших транзакционных расходов, т.е. расходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором. Монополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной тех логии; «эффекта масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране [15, C. 296].

    Модель жизненного цикла продукта разработана американским, экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре ста, цикла жизни: I — внедрение на рынок, II — рост продаж, III – насыщение рынка, IV — спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции рубежом.

    В большинстве ТНК представляют собой крупные предприятия олигопольного или монопольного типа с диверсификация ванной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства, они контролируют изготовление и сбыт продукции, предоставление услуг как в стране базирования, так и вне ее пределов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английской экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создана модель интернализации, в соответствии с которой значительная часть международных экономических операций являет фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов. Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют к единый, согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной компании, направленной на достижение главной цели деятельности ТНК — получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого его звеньев.

    О масштабности замкнутого внутрифирменного рынка международных компаний свидетельствуют такие данные: примерно 1/3 мировой торговли товарами и услугами приходится на сделки между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами и между самими филиалами, а около 70% платежей мировом рынке обмена технологиями в конце 90-х гг. осуществлялись между головными компаниями и их зарубежными филиалами.

    Многие из вышеописанных моделей характеризуются однобокостью и узостью взгляда на комплексную проблему транснациональных корпораций. Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок: 1) наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника); 2) условия в принимающей стране способствуют организации там производства товаров и услуг вместо и экспорта (преимущества интернационализации производства); 3) возможность использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимущества месторасположения).

     

    1.3. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве

     

    К 2009 году в мире функционировало более 60 тыс. международных корпораций, имеющих 500 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) компаний по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау [3, C. 20].

    Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды; 85% рынка меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина американского экспорта осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании эта доля достигла 80% , в Сингапуре — 90% . Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК. В США доля ТНК в трансфертах технологий составляет 80%, в Великобритании — 90%.

    Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 4 трлн. долл., а объем продаж ТНК составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции ТНК выпускается аффилированными зарубежными структурами. Объем продаж заграничных структур ТНК уже превышает весь мировой экспорт. Следует отметить, что продажи зарубежных структур растут на 20– 30% быстрее, чем прямой экспорт ТНК [3, C. 21].

    Прямые иностранные инвестиции ТНК в последние годы росли в 3 раза быстрее, чем внутренние инвестиции, хотя на их долю приходится всего 6% ежегодных инвестиций в промышленно развитых странах. Еще одна показательная цифра: 70% всех международных платежей, связанных с кредитами и лицензиями, составляют платежи между материнскими компаниями и их заграничными филиалами. 60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

    Региональное размещение международных корпораций представлено в табл. 1.

    Анализ международной деятельности 100 крупнейших компаний мира, приведенных в UNSTAD World Investment Report 2009 г., позволяет сделать следующие выводы. Все 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений международных корпораций (исключая банковские и финансовые учреждения) базируются в промышленно развитых странах. На их долю приходится 15% зарубежных активов, 22% зарубежных продаж и 19% занятых в зарубежных филиалах 60 тыс. ТНК.

    Таблица 1– Распределение международных корпораций и их зарубежных филиалов по группам стран в 2009 году

    Регион/страна

    Кол-во родительских компаний в регионе

    Кол-во размещенных в регионе филиалов

    Промышленно развитые страны

    34353

    93311

    Развитые страны

    экономикой:  

    3788

    101139

    Страны с переходной экономикой, в т.ч.

    400

    55000

    Россия 

    7793

    Весь мир 

    38451

    251450

     

     

    С точки зрения страны происхождения самую большую группу составляют американские корпорации (27 из 100 крупнейших). На них приходится 32,4% совокупных зарубежных активов, 26% зарубежных продаж и 25,6% занятых. Крупнейшими американскими компаниями по объему зарубежных активов являются Дженерал Электрик, Форд Моторз, Дженерал Моторз, Эксон Корпорейшен и IBM. 17 мест в 100 крупнейших ТНК мира занимают японские компании с совокупным зарубежными активами в 15,7%, объемом зарубежных продаж в 22,8%, и числом занятых в зарубежных филиалах — 10,7% от соответствующих показателей 100 ТНК [3, C. 22].

    Европейским международным корпорациям принадлежит 45 мест в этом списке, в том числе Франция представлена 13, Германия и Великобритания — 11 ТНК. Совокупные европейские активы европейских компаний составляют 40,1%, зарубежные продажи — 41,8%, а число занятых в зарубежных филиалах 51,4% от соответствующих показателей 100 ТНК.

    Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом:

  • химико-фармацевтическая промышленность (21 ТНК);
  • электронная и электротехническая промышленность (18 ТНК);
  • автомобилестроение (14 ТНК);
  • нефтедобыча и нефтепереработка (13 ТНК);
  • производство напитков и продуктов питания (9 ТНК);
  • диверсифицированная отраслевая структура (7 ТНК) [3, C. 22].

    Дальнейшие инвестиционные планы первой сотни ТНК предполагают существенный рост прямых инвестиций (как и капиталовложений вообще), что основано на хороших перспективах экономического роста в странах, выступающих основными получателями иностранных инвестиций (в числе последних все чаще фигурируют развивающиеся страны).

    Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИСов Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока. Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран является размещение их филиалов в других развивающихся странах своего и близлежащих регионов. Постепенно сфера их деятельности распространяется на другие регионы мировой экономики, включая и промышленно развитые страны. В Бразилии, КНР, Южной Корее и Тайване объемы прямых иностранных инвестиций в развитые страны их национальных ТНК превысил уже 50%. В число ведущих 50 ТНК развивающихся стран входят «Дэу» (Южная Корея), «Семене» (Мексика), «Криэй-тивтекнолоджи» (Сингапур), «Чина Интернейшнл Траст энд Корпорейшн» (Китай).

    В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия.

    Транснационализации подвергнута деятельность не только промышленных компаний, но и компаний, оперирующих в сфере услуг. В международном кредите господствуют 50 транснациональных банков, в страховых операциях — 30 ведущих компаний, в рекламном деле — 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках — 25 международных авиатранспортных компаний.

    <

    Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют. Крупнейшие ТНБ мира по размеру активов представлены в табл. 2.

     

    Таблица 2 – Крупнейшие транснациональные банки мира по размеру активов (по состоянию на май 2010 г в млрд. долл.)

    Название банка 

    Страна 

    Активы  

    Industrial Bank of Japan\ Dai-Ichi Kangyo Bank\Fuji Bank

    Япония 

    1241 

    Deutshe Bank\Bankers Trust 

    Германия 

    732,5 

    UBS 

    Швейцария 

    685,9 

    Citigroup 

    США 

    668,6 

    Bank America Corp 

    США 

    617,7 

    Bank of Tokyo-Mitsubishi 

    Япония 

    598,7 

    ABN Amro 

    Голландия 

    504,1 

    HSBC Holdings 

    Великобритания 

    484,6 

    Credit Suisse Group 

    Швейцария 

    474 

    Credit Agricole Group 

    Франция 

    457 

     

    По масштабам зарубежного инвестирования лидируют транснациональные корпорации, базирующиеся в США, Великобритании, Франции и Австралии. Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны — США, Великобритания, а также ФРГ.

    Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность международных корпораций (МК) позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе международного разделения труда и мирохозяйственных связей.

    Внедрившись в экономику развивающихся стран, МК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли. При этом норма прибыли на ПЗИ (прямых зарубежных инвестициях) в развивающихся странах в среднем в 2 раза превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах.

    В сферу своей деятельности международные корпорации втягивают множество местных компаний, в том числе малых и средних, что ведет к усилению зависимости предприятий малого бизнеса от международных корпораций, которая все чаще складывается на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.п.

    Несмотря на то, что оказание экономической помощи не является целью деятельности международных корпораций в развивающихся странах, тем не менее объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях и международном разделении труда.

    Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К первым относятся:

  • распространение достижений НТП на периферийную зону мирового хозяйства;
  • выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;
  • создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;
  • более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения занятых в филиалах международных корпораций;
  • повышение квалификации национальных кадров, так называемый «обучающий эффект»;
  • способствуют включению местных производителей в процессы международного разделения труда[16, C. 84].

    К отрицательным последствиям присутствия международных корпораций в развивающихся странах можно отнести:

  • подавление своей мощью местных фирм;
  • установление монопольных цен;
  • нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

    – загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

  • дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов транснациональных компаний превышает заработную плату работников местных фирм;
  • возможность оказания влияния на политику правительства данной страны [5, C. 25].

    Международные корпорации, функционирующие на территории промышленно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику этих государств.

    Серьезным позитивным результатом деятельности международных корпораций в промышленно развитых странах является то, что они в значительной степени определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны; обеспечивают 20% всей занятости индустриально развитых стран; создают конкурентную среду для местных компаний и тем самым способствуют ускорению экономического прогресса страны. Негативные последствия деятельности ТНК в индустриальных странах приводят к аналогичным последствиям и в развивающихся странах.

    Итак, можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику.

  1. ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
  2. ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах. Это означает, что современные ТНК способны влиять на уровень экономического развития целых регионов.
  3. ТНК играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных
    и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства. Они же разрабатывают новейшие виды
    продукции с наиболее востребованными потребительскими свойствами, тем самым способствуя процессу технологического развития производства.
  4. Международные корпорации являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за НЗИ. Тем самым создается международный рынок труда, для которого характерны процессы конвергенции профессиональной подготовки персонала.

    Таким образом, ТНК являются движущей силой нескольких ключевых процессов современной мировой экономики. Они оказывают положительное влияние на экономики различных стран и регионов, способствуют в них развитию производственных, научных и технологических связей между предприятиями. ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.

     

     

    2. ВЛИЯНИЕ ТНК НА ЭКОНОМИКУ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН

     

    2.1. Стратегические модели транснациональных корпораций

     

    Стратегия корпорации — это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях. Для реализации своих стратегий международные корпорации, используют различные модели инвестирования;

  • инвестирование с «нуля»;
  • трансплантации;
  • стратегические альянсы;
  • международные слияния и приобретения;
  • международные переплетения.

    Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования.

    Трансплантации — вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

    Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах.

    В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:

  1. технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;
  2. соглашения о совместном производстве (23,3%).

    Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы
    могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;

  3. соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках [16, C. 85].

    Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.

    В стратегических системах кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.

    Международные слияния и приобретения (М & А) как форма международного предпринимательства имеет в современных условиях возрастающее значение. Количество международных слияний компаний, составившее в 2003 году сумму в 342 млрд долл., еще больше увеличилось в 2006 году. На этот вид инвестиций в 2003– 2006 годах пришлась большая часть инвестиций в развитые страны.

    По оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря слияниям компаний к 2010 году в ряде отраслей мировой промышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчитывается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5 –10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с продажами более 10 млрд долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка [19, C. 31].

    В 2009 году резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд долл. В 2008 году стоимость 58 таких сделок составила 161 млрд долл.

    Важная целевая установка компании по слиянию и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка компании может пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покупки определенной компании состоят в том, что существующие структуры, сети, оборудование в сфере сбыта, производства, поставок могут быть заимствованы.

    Международная деятельность по покупке и поглощению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной конкурентной позиции.

    Международные переплетения ТНК представляют собой совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.

    Вместе с тем сегодня еще нельзя говорить об устойчивом типе международной предпринимательской деятельности. Критериями выбора формы международной предпринимательской деятельности являются индивидуальные для каждого предпринимателя и фирмы мотивы и цели транснационализации [5, C. 26].

    Очевидно, что международные корпорации, создавшие на базе глобальных производительных сил международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей людей в любой стране мира становятся главным субъектом глобальной мировой экономики. Обострение глобальной конкуренции между ними определяет в ближайшем будущем уменьшение числа МК с одновременным увеличением их роли и мощи.

     

    2.2. Влияние ТНК на экономику принимающих стран

     

    Влияние ТНК на конкурентоспособность принимающих экономик очень многосторонне и далеко не всегда оно бывает положительным. Это связано с тем, что отношения между принимающими странами и ТНК — сложны, что обусловлено частым несовпадением интересов, а также асимметрией власти. Такая асимметрия ощущается сразу же, как только обе стороны пытаются максимизировать свои выгоды. ТНК, как правило, экономически намного сильнее, чем большинство принимающих их стран. Они нередко стараются использовать свою мощь, чтобы оказывать давление на местные правительства, принуждая их минимизировать свои налоговые обязательства или добиваясь получения особых льгот в финансовой сфере, инфраструктуре, защите рынка и т.д. В качестве ответных акций многие страны применяют запреты и ограничения, а также национализацию и экспроприацию собственности (особенно активно эти меры использовались после второй мировой войны).

    Все же в большинстве случаев (в особенности при наличии целевой программы развития отношений с транснациональными корпорациями) принимающая страна выигрывает от присутствия ТНК. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, наряду с местными властями, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы. Широкое привлечение иностранного капитала при помощи ТНК способствует снижению безработицы в стране. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны и повышению ее конкурентоспособности в системе мирового хозяйства.

    Положительные эффекты от присутствия ТНК в экономике принимающей страны в первую очередь обусловлены притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Расширение притока иностранного капитала в значительной мере способствует модернизации национальной промышленности, интенсификации экспорта (т.е. увеличение в нем доли высокотехнологичных продуктов обрабатывающей промышленности) и повышению конкурентоспособности целых отраслей национальной промышленности. Эксперты ОНН считают [46], что вне зависимости от уже существующего уровня связей между иностранными филиалами и местной экономикой их можно расширить и углубить в целях наращивания потенциала и конкурентоспособности отечественных фирм. Для принимающей страны такие связи могут послужить стимулятором экономической активности, а там, где местные ресурсы замещают импортируемые, улучшить состояние платежного баланса. Укрепление позиций местных поставщиков может, в свою очередь, привести к перетоку осязаемых и неосязаемых активов в остальную часть экономики принимающей страны и способствовать динамичному развитию предпринимательского сектора.

    Однако не стоит забывать, что в своих действиях ТНК руководствуются в основном желанием максимизировать прибыль и минимизировать издержки, далеко не всегда считаясь при этом с интересами принимающих их государств, поэтому для получения максимальной выгоды от притока ПИИ в страну правительство должно выработать четкую программу взаимодействия с иностранными инвесторами для расширения их связей с национальными производителями

    В целом же для ТНК основополагающим является вопрос, в какой мере особенности тех или иных принимающих стран могут стать источником выгод или, напротив, потерь и конфликтов. Многие компании делают ставку на преимущества, вытекающие из различий, но очень редко говорят о том, какие именно показатели представляют большую или меньшую значимость. Как правило, они стремятся не к разнообразию в организационных формах и применяемых методах, а к тому, чтобы создавать и поддерживать заданный уровень общности, сплоченности и единообразия в рамках своей структуры. Проблема здесь не в том, как найти баланс обоих явлений, а как одновременно извлекать выгоду из них. Оба данных явления — это две стороны медали. Вместе с тем существуют, конечно, важные сферы, где необходимы последовательность и единообразие.

    Взаимоотношения ТНК с принимающими странами также неоднозначны. Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью их воспроизводственного процесса. Так доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом, в общем объеме производства обрабатывающей промышленности Австралии, Бельгии, Ирландии и Канады превышает 33, в ведущих западноевропейских странах — 21-28, в США — более 10%. Еще большую роль иностранный капитал в форме прямых инвестиций играет в экономике развивающихся стран, где на долю компаний с иностранным участием приходится до 40% промышленного производства, а в ряде государств дочерние структуры и филиалы ТНК выпускают 50-60% производимой продукции.

    Интегрируя рабочую силу различных государств и предъявляя ей одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это приводит к качественному росту промышленности принимающей страны и как следствие — росту производительности труда.

    ТНК также оказывают определенное влияние на местные органы власти для улучшения налогового режима или дебюрократизации отдельных процедур, например, связанных с инвестированием или приватизацией. Часто именно мощное воздействие представителей ТНК служит катализатором реформирования бюрократического аппарата, пересмотра различных законодательных актов, регулирующих правила инвестирования и налогообложения в принимающей стране в сторону их оптимизации и либерализации. В результате этого повышается прозрачность экономики государства, его привлекательность для иностранных инвесторов, что способствует привлечению в страну дополнительных капиталовложений.

    Хотя в целом деятельность ТНК положительно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности принимающих стран, тем не менее, существует много проблем, связанных с той деятельностью ТНК, которая противоречит интересам принимающих государств. К таким проблемам, в частности, относятся: подавление своей мощью местных фирм, установление монопольных цен, нарушение законов, например укрытие доходов от налогообложения путем перекачки их из одной страны в другую, хищническая эксплуатация природных и трудовых ресурсов, загрязнение окружающей среды, организация «утечки умов» в материнскую компанию, противодействие реализации экономической политики принимающих государств.

    Итак, во влиянии ТНК на принимающие страны есть свои плюсы и минусы (таблица 3).

    Таблица 3 – Плюсы и минусы транснациональных компаний на экономику принимающих стран

    Плюсы 

    Минусы 

    ТНК играет важную роль в распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров

    Присутствие ТНК порождает неравенства доходов и запреты

    Рост доходов тех, кто нанят на работу и местных субпоставщиков

    Организация «утечки умов» в материнскую компанию

    Улучшение поставок на внутренний рынок

    Хищническая эксплуатация природных и трудовых ресурсов

    Более быстрый приток новых технологий

    Нарушение законов (например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачки их из одной страны в другую)

    Расширение притока капитала и экспорт

    Подавление своей мощью местных фирмы и товаров

    Модернизация методов управления и маркетинга

    Установление монопольных цен на товары

     

     

    Как отмечают эксперты ООН, транснациональные корпорации являются «двигателями мировой экономики». Действительно, на сегодняшний день ТНК являются такими же равноправными участниками международных экономических отношений, как и собственно государства базирования и принимающие страны. Благосостояние страны, ее участие в международном разделении труда, степень интегрированности в мировое хозяйство и в конечном итоге ее международная конкурентоспособность все в большей степени зависят от того, насколько успешна деятельность ТНК, базирующихся в ее экономике. Кроме того, капиталовложения ТНК в иностранную экономику — активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет создания за рубежом новых рынков и экспорта части произведенной корпорациями продукции в созданные зарубежные филиалы. Таким образом, для страны базирования открывается доступ к новым емким рынкам. С учетом политических изменений в мире сегодня на передний план выходят вопросы обеспечения экономических интересов государств, усиления конкурентоспособности их товаров и услуг на мировых рынках. Поддержка и защита национальных товаропроизводителей, увеличение их экспорта возводится многими странами в ранг госполитики, одного из приоритетов национальной безопасности. 

     

    3 ВЛИЯНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

     

    3.1 Инвестиционный климат в России

     

    Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Для России на данном этапе ее развития они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств СБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур.

    В идеале привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

    – освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

    – продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

    – содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

    – содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

    – создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

    – освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

    – содействие развитию производственной инфраструктуры [23, C. 101].

    Однако, следует отметить, что иностранный капитал в национальной экономике – это весьма существенный, но противоречивый фактор ее развития. И на практике достижения вышеперечисленных задач постпредством привлечения иностранного капитала не всегда бывает возможным, т.к. иностранный капитал может быть одновременно средством производственной деградации, превращения страны в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья. Как свидетельствует российская действительность, в условиях повышенного уровня рискованности инвестирования зарубежные инвесторы рассчитывают не менее чем на 4– 6 кратное превышение против возможной прибыли у себя дома. Иными словами, они требуют ускоренной окупаемости проекта и/или дополнительных выгод за счет доступа к экспорту сырья и полуфабрикатов. Для России это чревато тем, что ее экспертная ориентация в длительной перспективе будет в значительной степени исходить из сырьевой направленности. То есть иностранные инвесторы более заинтересованы в реализации быстроокупаемых проектов, не связанных с совершенствованием инвестиционной инфраструктуры. Более всего для этого подходят в России финансовая сфера, сфера услуг и торговля, а также экспортно-ориентированные отрасли, которые обеспечат иностранный капитал недостающими топливно-сырьевыми ресурсами и продукцией первичной переработки. Налаживать производство продукции высокой степени с последующим вывозом ее за рубеж – не в интересах зарубежного инвестора. Ему не нужны дополнительные конкуренты. Это уже задача национального инвестора, который в дополнение к своим средствам привлечет иностранный капитал [23, C. 102].

    Кроме того, осмотрительно надо подходить их вопросу участия иностранных партнеров в соглашениях о разделе продукции. Такие соглашения предполагают оплату услуг невосполнимыми национальными природными ресурсами им сырьем. Они заключаются, как правило, на долгосрочной основе по ценам и на условиях, диктуемых иностранным участником.

    Иностранные инвестиции также могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) – это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей.

    С одной стороны, ТНК имеют возможность производить более современную модернизированную продукцию, способ производства которой пионерен для других партнеров мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции облегчают доступ к новым технологиям и изобретениям стран-реципиентов инвестиций, особенно стран трансформационной экономики, испытывающих голод в инвестиционных ресурсах. С другой стороны, в экономически слабых странах ТНК подавляют создание национальным капиталом предприятия, которые становятся неконкурентоспособными. Подобная проблема весьма актуальна для нашей страны, в которой январе 2006 г более 1/3 крупных и средних предприятий были убыточны. В 10 из 87 регионов имеет место преобладание убыточных предприятий [2, C. 9].

    Безусловно, иностранные инвестиции необходимы нашей экономике, но они будут эффективны лишь при условии разработки и осуществлении целенаправленной разработки и осуществлении целенаправленной стратегии привлечения иностранных инвестиций на федеральной, а тем более местном уровнях, а также проведении разумной инвестиционной экономической политики, основные направления которой будут рассмотрены в следующем разделе.

    Успех в борьбе за привлечение иностранного капитала в Россию находится в прямой зависимости от ее рейтинга инвестиционного климата по сравнению с другими странами. Инвестиционным климатам называется ситуацию в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы. Этот климат складывается из большого числа элементов (так называемых факторов риска), которые можно объединить в следующие группы:

  4. социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы.
  5. внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития.
  6. внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы [2, C. 10].

    Негативное влияние на инвестиционный климат России оказывает и целый комплекс рисков, с которым сталкиваются иностранные инвесторы в нашей стране. Ниже приведена таблица, в которой отображены показатели того, как западные топ-менеджеры, работающие в России, оценивают риски для инвесторов (5– самый высокий уровень риска, 1 – самый низкий).

     

    Таблица 4 – Показатель риска в России

    Произвол бюрократии и коррупция 

    4,3 

    Неэтичная конкуренция: использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR

     

    3,8 

    Риски потери собственности, возможность лишиться своих активов, иногда даже на формально законном основании

     

    3,7 

    Менеджеры, игнорирующие права инвесторов 

    2,8 

    Непрозрачные финансы 

    2,5 

    Политический риск (смена законодательства, способная принести вред бизнесу)

     

    1,8 

    Неэффективный менеджмент, недостаток знаний, устаревшие методы управления

     

    1,8 

     

    Что касается отраслевой структуры инвестиций, то иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала с большей степенью риска и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль. Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций показана на рис. 2 по состоянию 2009 год.

    Как видно из графика, основной акцент перенесен на реальный сектор экономики (пищевая промышленность, торговля и общественное питание и прочие отрасли). Значительная доля иностранных известий в пищевой промышленности отражает тенденцию проникновения иностранного капитала в промышленность – подчинить своему влиянию производство импортозамещающей продукции, для которой характерна быстрая окупаемость капитала.

     

    123013 2139 3 Влияние транснациональных корпораций на состояние внутренней среды принимающей страны

    Первоочередная задача на данном этапе повысить эффективность иностранных инвестиций в промышленность РФ, обеспечить приток иностранного капитала в наиболее нуждающиеся в нем отрасли. Осуществление данных мероприятий возможно лишь при проведении разумной политики стимулирования иностранных инвестиций государством.

     

    3.2. Специализация международных ТНК в России

     

    Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой — Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое число предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях — Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленности — Тюменской и Магаданской областях, Приморском.

    В начале ХХI в.в., ряд регионов активно начал проводить тактику привлечения иностранных инвесторов, предоставляя дополнительные налоговые льготы.

    Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают капиталы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморь.

    ТНК представлены в четырнадцати отраслям в том числе они наиболее заметны в электронной и электротехнической промышленности (19), автомобилестроении (12), нефтедобычу (9), химии (11), пищевой и пищевкусовой промышленности (7), фармацевтике (5), торговле и прочих услугах (7) и т. п. По прямым инвестициям в российскую экономику американский капитал занимает первое место, и американские ТНК представлены в 11 из 14 выше из упомянутых отраслей [28, C. 55].

    К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического комплекса наибольший интерес проявляют американские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить российско-американское предприятие «Полярное сияние» на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района создано американской ТНК «Коноко» и российским геолого-разведочным предприятием «Архангельскгеология». Подсчитано, что в виде налогов в бюджет РФ за время работы «Полярного сияния» на Ардалинском месторождении будет перечислено около 1 млрд долл.

    Активность ТНК несколько возросла после утверждения;
    думой в 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому закону иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органам РФ о деле произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором.

    Свои производства и предоставление услуг в России развернули фирмы, специализирующиеся на торговле и общественном питании. Их деятельность способствует конвергенции потребностей и вкусов потребителей. Показателем успеха распространения Стандартных услуг компании «Мак Доналдс» может служить открытие в России 55 фирменных ресторанов и планирование до-вести их общее количество до 100 к 2009 г. К 2007 г. инвестиции этой компании в России достигли 180 млн долл., а налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты превысили 250 млрд. руб.

    С середины 90-х гг. международные компании активизировали свою деятельность и на российском фондовом рынке. Приватизация государственных предприятий дает возможность использовать такой метод привлечения иностранных инвесторов, как продажа им акций и других ценных бумаг. Отсюда все больше значение приобретает становление фондового рынка на федеральном и региональном уровнях.

    Многие ученые-экономисты считают, что инвестиции со стороны ТНК повышают экономическую эффективность России и необходимы для оздоровления национальной экономики. К примеру, проф. П. Фишер утверждает, что государство должно ориентироваться на все большее привлечение средних и малых ТНК для укрепления позиций отечественных предприятий и достижению лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов [37, с. 15]. Экономист-исследователь В. Карачаровский [13, с. 14] считает, что для России актуально создание интегрированных корпораций, производящих высокие технологии и высокотехнологическую продукцию. Согласно мнению экономиста В. Смирнова [32, с. 133] в стране целесообразно активизировать работу по более полному использованию возможностей, которые открывает производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество с фирмами зарубежных стран. Это сотрудничество способно помочь решить задачи наращивания экспортного потенциала и импортозамещения в более сжатые сроки, обеспечить экономию финансовых средств. 

    Согласно исследованиям [8, c. 129; 9, с. 15] о влиянии ТНК на экономику принимающей стороны, иностранный капитал может разнонаправлено влиять на экономическое состояние страны-реципиента. В целом, транснациональные корпорации являются движущей силой важнейших ключевых процессов современной мировой экономики. Они определяют динамику, структуру, уровень конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке, контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. В то же время транснациональные корпорации сдерживают эконо-мическое развитие, когда скупают отечественные предприятия с целью устранения конкурентов, переносят из-за рубежа производства, экологически вредные для окружающей среды и здоровья граждан. Так, например, табачная промышленность в России на 100% принадлежит иностранным компаниям, в производстве пива их доля достигает – 97%. Также инвестиции иностранных ТНК могут угрожать национальной безопасности через засилье зарубежных фирм в ВПК, что затрудняет хранение военных секретов. 

    Ряд экономистов-исследователей (А. Амосов, Т. Белоус, А. Навой и др.) считает, что мотивами ввоза иностранного капитала в Россию являются завоевание монополистического влияния зарубежными партнерами на местном рынке и «отвоевывание» рыночных ниш у отечественных производителей, наращивание интенсивности импорта в данную страну, что в итоге может привести к структурной дифференциации экономики. ТНК, по их мнению, могут извлекать выгоду из своего олигополистического статуса, устанавливая высокие цены. 
    Также в результате активного приобретения иностранными инвесторами долей участия в российских компаниях, оцененная доля нерезидентов в акционерном и прочем капитале отечественных компаний возросла до 40–50% [25, с. 47]. Таким образом, по некоторым отраслям отечественная экономика приблизилась к порогу экономической безопасности. 

    Следует иметь в виду, что в условиях резкой активизации зарубежной деятельности российских компаний теоретические проблемы также вызывает обоснование экспорта отечественного капитала в контексте его бегства или неконтролируемого оттока [17, с. 74; 25, с. 48]. 

    В качестве примера можно привести проекты разработки нефтяных месторождений на Сахалинском шельфе «Сахалин-1» и «Сахалин-2», разрабатываемые компаниями Exxon и Royal Dutch/Shell.

    При этом ТНК могут влиять на все факторы экономического роста. Однако наиболее сильное положительное влияние наблюдается в области использования капитала ТНК в виде прямых инвестиций в национальную экономику. В данной ситуации можно выделить отрицательные и положительные моменты влияния деятельности иностранных ТНК на экономику страны (табл. 5).

     

    Таблица 5 – Плюсы и минусы присутствия иностранных ТНК в добывающей отрасли в России в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2»

    Факторы положительного влияния 

    Факторы отрицательного влияния 

    После того, как окупятся, в российский бюджет начнут поступать средства от продажи добытой на разработанных шельфах нефти

    Доступ к иссякаемым природным ресурсам был открыт иностранным компаниям, которые будут получать с них прибыль вместо того, чтобы эта прибыль шла в экономику России

    У России не было собственных средств и технология для осуществления этих дорогостоящих и технологические сложных проектов, шельфы остались бы замороженными и далее (Сахалин-1 был заморожен с 1970 г. фактически до 2000 г., когда его разрешили разрабатывать компании Exxon)

    Иностранные ТНК беспокоит только собственная прибыль, экологические нормы и иные стандарты компании соблюдают только постольку, поскольку существует система контроля

    Иностранные ТНК создают дополнительные рабочие места на Дальнем Востоке с высокими требованиями к квалификации и высокой (по меркам российского Дальнего Востока) оплатой труда

    Несмотря на то, что иностранные компании используют современные сложные технологии для освоения месторождений и строительства нефтепроводов, российские компании не получают доступа к этим технологиям и не смогут их использовать самостоятельно в дальнейшем

     

    Правительства принимающих стран в настоящее время располагают многочисленными способами избегать негативных последствий деятельности ТНК, обладая административными возможностями, силой, опытом общения с подобными структурами, а также если относительная значимость данных стран достаточно высока. 

    В стране-реципиенте на уровне принятия решения о необходимости вовлечения ТНК в экономику правительственными органами государства должны учитываться как интересы иностранных инвесторов, так и национальные интересы. В своей деятельности правительства руководствуются целями, совпадающими или конфликтующими с задачами ТНК. Международным корпорациям в силу транснационального характера приходится осуществлять свою корпоративную стратегию в различной культурной среде, одновременно в нескольких юридических и политических системах. Специфика структуры ТНК, их продукции и услуг должна соответствовать рынкам и юрисдикции стран, в которых они действуют.

    Следовательно, отношения между представителями принимающей стороны и ТНК могут быть: нейтральными; заинтересованными либо обоюдно, либо с одной стороны; конфликтными. 

    В этих условиях возникает потребность в разработке методологии и методических приемах и правилах с учетом опыта зарубежных стран, применяемых при вовлечении ПИИ (в частности, ТНК) в экономику России. 
    При отборе желающих прийти на российский рынок ТНК Правительству России следует: во-первых, учитывать отраслевую принадлежность ТНК для исключения диспропорций в отраслевом разрезе; во-вторых, проводить анализ уровня проникновения иностранного капитала в акционерный капитал российских компаний и контроль за сохранением экономической безопасности Российской Федерации; в-третьих, учитывать опыт работы конкретных ТНК в других странах и иметь в виду феноменальное влияние ТНК на страны базирования, которые, перенимая опыт, сами становятся экспортерами капитала, новых управленческих методов и технологий. Последнее, соответственно, повышает престиж и транснациональный статус России в мировом сообществе, что способствует развитию партнерских отношений и привлечению инвесторов. 

    Соответственно, при разработке национальной политики по отношению к иностранным корпорациям следует применять на практике перечень индикаторов – показателей макроэкономической эффективности (для принимающей страны и для страны-инвестора) и деятельности ТНК в целом и ее зарубежной составляющей для страны – реципиента. 

    Комплекс перечисленных мер, позволит достигнуть сбалансированности национальных экономических (государственных и частных) интересов России в политике привлечения ТНК в экономику России, обеспечить эффективное использование прямых иностранных инвестиций для модернизации реального сектора российской экономики.

     

    3.3. Российские транснациональные корпорации

     

    В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это «Ингосстрах», «Аэрофлот» многие внешнеэкономические объединения. Так, современный «Ингосстрах» с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде советских республик представляет собой российскую ТНК финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские ношения с российскими и зарубежными предприятиями, ее вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как «Газпром», «ЛУКойл», «Алроса» и др.

    Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является гигантская организационно-хозяйственная структура РАО «Газпром» 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в сырье. «Газпром» является самым крупным в России источник поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно: на сумму от 6 до 7 млрд долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности «Газпрома» стала Германия. Ценность германского рынка заключается в том, что через эту страну проходят все основные трансъевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. «Газпром» через совместное предприятие пней компанией концерна «БАСФ» контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию «Газпрома» входит активно е участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

    Успешная деятельность российского газового гиганта на
    рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного успеха в рыночной экономике. Несколько десятков крупных транснациональных корпораций, несомненно укрепили бы позиции России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в Рос-
    нефтяная компания «ЛУКойл», в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти; перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием «ЛУКойл» образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве.

    В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные Корпорации — основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики. В Федеральном законе «О финансово-промышленных группах», принятом в октябре 1995 г., финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых чих мест. 72 ФПГ объединяют свыше тысячи предприятий лее 90 финансово-кредитных институтов. Численность занятых составляет около 25% всех работающих в промышленности России [7, C. 29].

    Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств — членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ). При создании их на основе межправительственных соглашений, им присваивается статус межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Национальность ТНК государств — членов СНГ определяется по мест регистрации.    

    Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги — банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК [7, C. 29].

    В последние годы заметно усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран — членов СНГ. При этом одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия стран Содружества в сфере металлургу возможно, станут транснациональные корпорации. Они создаются, чтобы противостоять на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен пример мирового рынка алюминия, где семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия.

    Возможности такой формы международных хозяйственных связей, как транснациональные корпорации, для объединения финансовых ресурсов предприятий стран — членов СНГ, проведения единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики используются в растущих масштабах. Однако одной из основных проблем, препятствующих созданию и функционированию ТНК в странах — членах Содружества, остаются расхождения в национальных законодательствах по этим вопросам. Кроме того, до сих пор не разрешены противоречия в ведении консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчетности участников транснациональных финансово-промышленных групп.

    По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы — ГАЗ и ВАЗ — начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие «КременчугавтоГАЗ», на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей «ГАЗ-3302» — «Газель». АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей «Евро-Лада» (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой «Валмет». Заводы «Валмет», где собираются машин всемирно известных фирм «Опель», «Сааб», «Дженерал моторс» считаются одним из самых технологически гибких производств, Европе.    

    Можно надеяться, что на трудном пути интеграции страны в мировую экономику российские международные компании играть роль катализаторов преодоления внутреннего эконом кого кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической сфере.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  7. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Юристъ, 2011.
  8. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// МЭ и МО. 2006. № 6.
  9. Бадрак А. О влиянии ТНК на мировую торговлю // Российская экономика и жизнь, 2006. № 2.
  10. Биргулиева Г.Ф. Проблемы транснационализации бизнеса:
    от теории к практике // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (27).
  11. Винокуров Е. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // МЭ и МО. 2006. № 10.
  12. Градобитова Л.Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. М., 2009.
  13. Грязнова Э.А. КНТК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М., 2007.
  14. Дегтярева И.В. Выгоды и издержки прямых иностранных инвестиций для российской экономики // Вестник УГАТУ. 2006. № 1(14). С. 126–133.
  15. Дегтярева И.В., Биргулиева Г.Ф. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций: смена приоритетов? // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Материалы седьмой всероссийской научной конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2007. Т. I. С. 11–17.
  16. Дементьев В. ФПГ в российской экономике // Российская экономика и жизнь. 2006. № 2.
  17. Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея–центр, 2006.
  18. Калин А. Национальные особенности корпоративного развития. // Экономика и жизнь. 2007. № 19.
  19. Качаровский В. Концентрация капитала и новая экономика // Экономист. 2006. № 12. С. 14.
  20. Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2010.
  21. Колпаков С. Организация международных консорциумов в авиапромышленности: мировой опыт и уроки для России // Российская экономика и жизнь. 2006. №2.
  22. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. –М.: РОССПЭН, 2009.
  23. Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 61–62,74.
  24. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2009.
  25. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. — М.: Флиант, 2006.
  26. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2006.
  27. Миронов А.А. Концепции развития транснациональных корпораций. М., 2009.
  28. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. –М.: Велби, 2006.
  29. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. — М.: Финансовая академия, 2006.
  30. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6.
  31. Навой А. Структурный анализ международного движения капитала //Деньги и кредит. 2007. № 1. С. 47–48.
  32. Нухович Э. Современная мировая экономическая система // Российская экономика и жизнь. 2007. № 7.
  33. Пузакова Е.П. Процесс интернационализации в мировой экономике: сущность, формы, тенденции. Ростов-на-Дону, 2006.
  34. Рогов С.М. Россия и Всемирная торговая организация //Независимая газета. — 2006. 01 дек.
  35. Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Р.И. Зименкова. М. , 2009.
  36. Сапунцов А. Методологические основы оценки деятельности транснациональных корпораций // Инвестиции в России. – 2007. – № 1. – С. 27.
  37. Сергеев ПМ. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. — М.: Новый юрист, 2009.
  38.  Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии России // Общество и экономика. 2006. № 11–12. С. 133.
  39. Титов К. Международное антимонопольное регулирование и ВТО // Международная экономика и международные отношения. 2006. № 10.
  40. Хуснутдинов М. Конвенция о ТНК: условия принятия и реализации // Российская экономика и жизнь. 2003. №4.
  41. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце 20 столетия //Проблемы теории и практики управления. 2006. № 3.
  42. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  43. . Фишер П. Привлечение ПИИ в Россию: 5 шагов к успеху. – М.: Наука, 2005.
  44. Экономика внешних связей России / Под ред.А.С. Булатова. М., 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00046 sec

WordPress: 23.18MB | MySQL:121 | 2,171sec