ЮНИДО

<

123013 2345 1 ЮНИДО

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЮНИДО КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЮНИДО была учреждена в 1966 г. Она является частью общей системы ООН и отвечает за содействие индустриализации во всем мире в тесном сотрудничестве со 169-ю странами-членами. Главные штаб-квартиры организации расположены в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке. Всего же ЮНИДО имеет 35 представительств в различных странах и регионах мира, 13 офисов инвестиционного и технологического содействия и ряд специализированных офисов в рамках тематических направлений деятельности ЮНИДО.

Цель ЮНИДО – повышение уровня жизни и создание благоприятных условий для экономического роста в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Цель ЮНИДО в области развития состоит в оказании поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их усилиях по ускорению социально-экономического развития с учетом существующих экологических проблем.

Устойчивое промышленное развитие характеризуется следующими тремя параметрами: конкурентоспособная экономика (оцениваемая по показателям роста и структурной трансформации); производительная занятость (оцениваемая, по показателям занятости, гендерной структуры и воспроизводства материальных благ); а также здоровая окружающая среда (оцениваемая с точки зрения сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду).

Роль учреждений по поддержке промышленности, к которым относятся правительственные учреждения, коммерческие ассоциации, а также организации, находящиеся под государственным и частным контролем, состоит в оказании помощи и содействия промышленности (предприятиям) в тех случаях, когда коммерческие рынки не оказывают позитивного воздействия, а также в создании благоприятного климата и промышленной инфраструктуры для содействия росту и справедливому развитию.

Убежденность в том, что индустриализация закладывает основы для долгосрочного экономического развития, способствовала тому, что ЮНИДО и появилась на свет в 1966 году в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи, которая возложила на нее роль центрального координирующего органа в области промышленной деятельности в рамках системы Организации Объединенных Наций, а также задачу содействовать промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях.

В 1985 году ЮНИДО стала шестнадцатым по счету специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Как самое молодое специализированное учреждение она получила мандат, в котором признаются экономические реальности промышленного роста в современном мире. В Уставе ЮНИДО говорится о том, что Организация должна оказывать помощь в разработке программ развития, научно-технических программ и планов индустриализации в государственном, кооперативном и частном секторах.

Столкнувшись с проблемами, вызванными изменением экономического положения и приоритетных задач в области развития в 90-х годах, ЮНИДО приступила в 1993 году к проведению крупной реформы и обновлению программы своей деятельности. Начало реформам было положено Яундской декларацией, принятой на пятой сессии Генеральной конференции ЮНИДО.

Усилия по реформированию были сосредоточены на следующих основных направлениях:

  • более четкая направленность деятельности на услугах ЮНИДО;
  • совершенствование процессов управления и бюджетные сокращения;
  • структурные изменения с целью повышения эффективности.

    Менее чем за два года результаты этих реформ преобразили ЮНИДО, которая стала одной из первых Организаций системы Организации Объединенных Наций, осуществившей быстрые и самые эффективные преобразования.

    Изменение характера деятельности ЮНИДО проводилось по трем основным направлениям1:

  • глобальный охват с уделением особого внимания регионам, в частности беднейшим странам мира, особенно в Африке
  • сокращение количества промышленных подсекторов с уделением особого внимания сельскохозяйственному производству, пищевой отрасли, производству одежды и жилья
  • семь приоритетных тем (см. выше) с четко очерченными ключевыми областями деятельности, определяющими программу работу Организации.

    Были осуществлены радикальные изменения управленческого и структурного характера, затронувшие практически все аспекты деятельности ЮНИДО, начиная от сокращения административных расходов и кончая пересмотром обязанностей сотрудников.

    Эти перемены, которые осуществлялись в соответствии с новой стратегической линией Организации, позволили добиться больших результатов. Было ликвидировано одно звено старшего руководства; организационная структура ЮНИДО стала более простой и рациональной, что позволило обеспечить значительное сокращение бюджетных расходов. По сравнению с 1993 годом персонал ЮНИДО был сокращен на 38 процентов, и средства, выделяемые из общего бюджета Организации на административную поддержку, были урезаны до 12 процентов; в настоящее время 88 процентов расходов на ее деятельность направляется непосредственно на оказание услуг странам-потребителям.

    В 1994 – 1995 годах 40 процентов утвержденных проектов приходилось на африканский континент, которому уделяется первоочередное внимание в программах помощи ЮНИДО, причем все больше проектов осуществляется в частном секторе. Число сотрудничающих с Организацией представителей частного сектора развивающихся стран в целом удвоилось за последние три года, достигнув в 1995 году приблизительно 50 процентов. В то же время число представителей частного сектора, получающих помощь в области технического сотрудничества, возросло, и в настоящее время на них приходится 80 процентов такой помощи.

    Функции Генерального директора ЮНИДО выполняет Карлос Альфредо Магариньос (Аргентина), который был избран на четырехлетний срок в 1997 году, а в 2001 году переизбран на очередной период. Руководящими органами Организации являются Генеральная конференция, которая проводится, как правило, каждые два года, Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Шестая сессия Генеральной конференции проходила в Вене в декабре 1995 года. В состав Совета входят представители 53 государств-членов, избираемых на Генеральной конференции на четырехлетний срок при должном соблюдении принципа справедливого географического распределения. Комитет состоит из 27 государств-членов, также избираемых на Генеральной конференции на двухлетний срок. По состоянию на ноябрь 2003 года ЮНИДО объединяет 171 государство1.

    В ЮНИДО насчитывается около 816 сотрудников категорий общего обслуживания и специалистов, работающих в Вене и отделениях на местах в других странах. Кроме того, ЮНИДО ежегодно использует услуги около 850 Expertов из более чем 100 стран, из них 40 процентов из развивающихся стран.

    ЮНИДО имеет свои бюро в Женеве и Нью-Йорке, которые поддерживают контакты с государствами-членами и другими организациями системы Организации Объединенных Наций. Директора ЮНИДО по странам (Country Director) отвечают за деятельность промышленного сектора в рамках страновых программ ПРООН. Помощь представителям-резидентам ПРООН и CD оказывают младшие сотрудники категории специалистов (МСС), должности которых финансируются из взносов стран-доноров.

    ЮНИДО имеет офисы Службы содействия инвестированию и технологиям (ITPO) в Афинах, Аммане, Бахрейне, Варшаве, Вене, Милане, Молдавии, Москве, Париже, Пекине, Сеуле, Словакии, Стамбуле, Тунисе, Токио и Цюрихе и более50 опорных офисов (Focal Points) по всему миру.

    В декабре 1997 года государства – члены ЮНИДО утвердили План действий в отношении будущей роли и функций ЮНИДО, который обеспечивает основу для определения приоритетов и функций Организации. В этом Плане действий следующим образом определяется будущая деятельность ЮНИДО в двух основных областях:

    1. укрепление промышленных потенциалов на основе мероприятий в следующих областях:

    1) содействие инвестированию и использованию соответствующих технологий;

    2) консультирование по вопросам промышленной политики на основе исследований, ориентированных на принятие конкретных мер;

    3) создание институционального потенциала на национальном и секторальном уровнях;

    4) качество, стандартизация и метрология;

    5) промышленная информация на основе создания сетей, в том числе информация о передаче технологии;

    6) промышленная статистика;

    2. экологически более чистое и устойчивое промышленное развитие на основе мероприятий в следующих областях:

    1) программы поддержки стратегии и технологий в области экологически устойчивого промышленного развития, в том числе передача экологически чистых технологий в промышленных подсекторах, которые были определены в качестве самых приоритетных;

    2) разработка конкретных норм и стандартов, касающихся стратегий и технологий экологически устойчивого промышленного развития, и осуществление международных протоколов, соглашений и конвенций.

    В Плане действий содержится также призыв к ЮНИДО оказывать поддержку развитию МСП в качестве основного средства достижения справедливого и устойчивого промышленного развития. При осуществлении этих приоритетов ЮНИДО следует уделять особое внимание созданию институционального потенциала и вовлечению женщин в промышленное развитие. В географическом плане первоочередное внимание следует уделять Африке и НРС.

    В отношении методов предоставления услуг, то государства-члены призвали ЮНИДО оказывать поддержку главным образом путем предоставления пакетов комплексных услуг и укреплять в этом отношении имеющийся у нее потенциал через создание междисциплинарных групп.

    Услуги ЮНИДО в области технического сотрудничества предназначены для выполнения следующих задач1: оказание помощи странам в определении стратегического положения промышленности в их стратегиях в области развития; создание в учреждениях по поддержке промышленности потенциала для оказания услуги промышленности (особенно мелким и средним предприятиям (МСП) при уделении особого внимания предприятиям агропромышленного комплекса в наименее развитых странах (НРС)); а также выполнение глобальных мандатов, например мандатов, связанных с реализацией решений конференций Организации Объединенных Наций по глобальным вопросам, а также с Монреальским и Киотским протоколами.

    Услуги в области технического сотрудничества разрабатываются и предоставляются в соответствии с критериями качества ЮНИДО на основе следующих принципов2:

    a) актуальность. Услуги должны быть направлены на преодоление выявленных на взаимной основе препятствий в области развития, с которыми клиенты ЮНИДО сталкиваются в процессе удовлетворения потребностей своих соответствующих целевых групп в области развития;

    <

    б) участие местных партнеров. Получатели услуг ЮНИДО четко сформулировали свои потребности и выразили готовность использовать услуги ЮНИДО для преодоления существующих препятствий;

    в) действенность/эффективность. ЮНИДО и ее клиенты проанализировали наименее дорогостоящий подход для полного преодоления существующих препятствий в области развития;

    г) устойчивость/отдача. Разработка и осуществление услуг обеспечивают устойчивые выгоды для клиента и существенные улучшения на уровне целевых групп.

    ЮНИДО предоставляет услуги в рамках реформированного и более скоординированного подхода системы Организации Объединенных Наций (Рамочная программа Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития) и дополняет двусторонние и многосторонние программы сотрудничества в области развития для получения синергетического эффекта и повышения эффективности всего комплекса усилий в области развития каждой отдельной страны.

    ЮНИДО выполняет двойную задачу, выступая как1:

    Глобальный форум для поддержки и стимулирования развития

    Выступая в этой роли, ЮНИДО оказывает помощь в таких областях, как:

  • развитие партнерских отношений и осуществление инициатив в целях поддержки глобального промышленного сотрудничества;
  • распространение знаний о технологиях и подходах к промышленному развитию; передача опыта в области промышленного развития посредством специализированных совещаний и публикаций;
  • стимулирование экономического сотрудничества между развивающимися странами;
  • предоставление промышленных статистических данных и обеспечение международной сопоставимости данных и стандартов в области промышленности;
  • содействие в разработке и применении международных конвенций, таких, как Монреальский протокол, а также норм и стандартов, в частности ISO 9000 и ISO 14000;
  • и выступает в качестве честного посредника в вопросах технологии, промышленных услуг и инвестиций.

    – Поставщик комплексных услуг в области технического сотрудничества.

    В качестве Всемирного форума ЮНИДО предоставляет и распространяет информацию по широкому спектру вопросов и проблем промышленного развития, рассчитанную на самый разнообразный круг пользователей: от политиков, принимающих решение в государственной и частной сферах, до деятелей общественных организаций и международного сообщества, ответственного за принятие политических решений. Такой подход направлен на расширение сотрудничества, укрепление партнерских связей, позволяющих решать задачи сегодня с учетом перспективных задач.

    В качестве Агентства по техническому сотрудничеству ЮНИДО разрабатывает и реализует программы по поддержке политики своих стран-членов, направленной на промышленное развитие. Она также предлагает целевую специализированную поддержку по разработке и выполнению программ.

    Эти две ключевых функции ЮНИДО являются взаимодополняющими и взаимоподдерживающими. С одной стороны, опыт, приобретаемый в ходе деятельности ЮНИДО по техническому сотрудничеству, открыт для всех политиков, с другой стороны, аналитические работы ЮНИДО помогают определить приоритеты, и дают возможность увидеть те грани экономики и жизни, на которых техническое сотрудничество отразится наиболее всего.

    Техническое сотрудничество. На май 2001 г. стоимость программ и проектов ЮНИДО оценивалась в общей сложности примерно в 375 млн. долларов США. В соответствии с новым подходом, когда интегрированные программы рассматриваются как главный механизм технического сотрудничества, были разработаны 44 программы, большинство из которых действует и в настоящее время. Из  вложенных 65 млн. долларов 55% вложено в страны Африки (исключая регион Сахары), 23% — в страны арабского региона и 22% — в страны Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Подробная информация о деятельности ЮНИДО публикуется в ежегодных отчетах.

    Финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы складываются из регулярных и операционных бюджетов и специальных вкладов по всем видам технического сотрудничества. В свою очередь регулярный бюджет состоит из вкладов стран-членов и на 2000-2001 г. он составил 132.9 млн. долларов США. Финансирование технического сотрудничества осуществляется из средств добровольных взносов от стран-доноров и организаций, Программы развития ООН, Многонационального фонда для выполнения Монреальского протокола, Глобальной экологической защиты и Общего фонда товаров потребления.

    В области технического сотрудничества (Technical Assistance) ЮНИДО в дополнение к средствам ПРООН располагает Фондом промышленного развития (ФПР), средствами, поступающими из Монреальского протокола и целевых фондов. В 1995 году средства, выделяемые на утвержденные проекты по линии ФПР, составили 24,7 млн. долл. США, и средства целевых фондов — в общей сложности 8,5 млн. долларов США. Средства, выделенные на утвержденные проекты в 1995 году в рамках программы Монреальского протокола, составили 37 млн. долларов США1.

    Ежегодно ЮНИДО подписывает около 200 контрактов на сумму 14 млн. долл. США и размещает заказы на оборудование стоимостью 20 млн. долларов США. Ежегодные расходы Организации на подготовку кадров в виде выделяемых стипендий, учебных поездок и коллективного обучения достигают почти 14 млн. долларов США.

    Информационные услуги, базы данных, информационные выпуски и средства подачи информации. Информационные услуги ЮНИДО и базы данных включают конспекты, промышленную статистику, условия для бизнеса, финансы, промышленные технологии, энергетику, сельскохозяйственные отрасли. Национальные центры экологически чистого производства, биобезопасность. Кроме того, ежегодно выпускаются отчеты мирового промышленного развития. ЮНИДО осуществляет электронные еженедельные и ежемесячные информационные выпуски, публикует периодические печатные издания, подготавливаемые группами, объединенными по программам (эти материалы доступны также в электронной версии).  Одним из самых успешных средств подачи информации на базе программного обеспечения является COMFAR III Expert.

    Высшим руководящим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая 1 раз в 2 года и ответственная за разработку основных направлений политики, руководящих принципов, принятие бюджета, рабочей программы и назначение генерального директора. Делегаты конференции также избирают 53 представителей в Совет промышленного развития и 27 — в Комитет по программе и бюджету.

    Срок полномочий Генерального директора, назначаемого в ходе Генеральной конференции — 4 года. В настоящее время этот пост занимает Карлос Магарифиос (Аргентина), назначенный на второй срок в декабре 2001г.

    С февраля 2002 г. действует новая организационная структура секретариата ЮНИДО.

    В подчинении Генерального директора находятся: офис Генерального директора (представительства в Женеве и Нью-Йорке), группа внутреннего контроля, отдел по программе развития и технического сотрудничества, отдел по программной координации и деятельности на местах, административный отдел.

    Отдел по программе развития и технического сотрудничества включает: группу промышленного содействия и технологий; группу сельского хозяйства и отраслевой поддержки; группу по малым и средним предприятиям; группу по экологически чистому производству и экологического управления; группу по энергетически эффективной промышленности; группу по вопросам Монреальского протокола.

    Отдел по программной координации и деятельности на местах включает: группу стратегических научных исследований и экономики; бюро по странам Африки; бюро по странам Арабского региона; группу программной координации; бюро азиатско-тихоокеанского региона; бюро по странам Латинской Америки и Карибского бассейна; бюро по странам Европы и СНГ; офисы содействия инновациям и технологиям; местные офисы.

    Административный отдел включает: группу управления кадровыми ресурсами; группу финансовых служб; группу бытового обслуживания; группу оценки служб/услуг.

    В рамках ЮНИДО действует сеть офисов по содействию инвестициям и развитию технологий. Финансирование офисов осуществляют те страны, в которых они расположены (Россия относится к числу таких стран). Кроме того, в числе прочих региональных офисов, действуют Международные технологические центры ЮНИДО, расположенные в Австралии, Бразилии, Индии, Италии и России, работающие в тесном контакте с офисами по содействию инвестициям и развитию технологий.

    В реализации своих проектов ЮНИДО проводит работу по внедрению в развивающихся странах современных методов производства, программирования и управления; распространению технической информации; расширению доступа к продукции информационных технологий для развития промышленного производства.

    В рамках ЮНИДО действует также проект UNIDO Exchange, задача которого стимулировать развитие технологического сотрудничества, развитие благоприятной среды для успешного вложения инвестиций.

    UNIDO Exchange разработала и поддерживает web-сайт www.unido.org/exchange, который представляет собой виртуальный рынок (marketplace) инвестиций, технологий и экологических решений, поддерживаемых специализированной информацией (news exchange), экспертизами и накопленным опытом (resource sharing). Дополнительно, и для усиления взаимодействия между участниками, данная сеть предлагает возможности для обсуждений и обмена мнениями на интерактивном форуме.

    Созданный по инициативе ЮНИДО Международный центр генной инженерии и биотехнологии (МЦГИБ) с отделениями в Дели (Индия) и Триесте (Италия), приобрел в 1995 году статус независимой международной организации. Кроме того, ЮНИДО поддерживает такие центры, как Международный центр по науке и новейшей технологии (ICST) в Триесте и Центр применения солнечной энергии (ЦПСЭ) в Перте, Австралия.

     

     

    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЮНИДО С РОССИЕЙ

     

    Основой двусторонних отношений является интегрированная программа ЮНИДО для Российской Федерации (Integrated Programme: Russian Federation) «Устойчивое развитие промышленности» (Sustainable Development of the Industrial Sector). Цели программы на 1999 – 2002 г.г.: экологическая безопасность, чистое производство и энергосбережение; содействие технологическому развитию и прогнозированию, развитию малого и среднего предпринимательства; содействие расширению сотрудничества российских предприятий с развивающимися странами. В настоящее время при содействии ЮНИДО в России на федеральном и региональном уровнях осуществляются около 20 проектов (поддержка малого и среднего предпринимательства, защита окружающей среды от промышленных загрязнений, коммерциализация и внедрение современных промышленных технологий и научно-технических разработок и др.) с общим объёмом финансирования более 8 млн. долларов.

    Основные направления сотрудничества между ЮНИДО и РФ1:

    Экологически чистое производство: учреждение Центра экологически чистого производства в нефтегазовой отрасли при Государственной академии нефти и газа им. Губкина; интеграция Центра программ экологически безопасных производств в совместную программу с Программой по защите окружающей среды ЮНИДО-ООН (стоимость проекта – 1,211 тыс. долларов США).

    Заключение межрегиональных промышленных контрактов с субподрядчиками: учреждение межрегионального Центра по заключению контрактов с субподрядчиками и партнерству для развития малых и средних предприятий на базе Московского фонда поддержки малого предпринимательства (стоимость проекта – 385 тыс. долларов США).

    Содействие совершенствованию системы управления качеством, стандартизации и сертификации промышленной продукции на базе Московского центра сертификации (стоимость проекта – 1,474,5 тыс. долларов США).

    Развитие предпринимательства с участием женщин: содействие развитию малого и среднего бизнеса в Саратовской области с ориентацией на расширение участия женщин в предпринимательстве. Оказание технической поддержки в создании новых и работе существующих малых предприятий, обучение персонала по организации производства и управления с использованием методологии и программных продуктов ЮНИДО (BEST, FIT, PHAROS), подготовка предложений о создании инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Стоимость проекта – 476.860 долларов США.

    В программу сотрудничества входит также ряд региональных программ1:

    региональная программа технического сотрудничества в области промышленного развития для Санкт-Петербурга:

    региональная программа технического сотрудничества в области промышленного развития для Московской области;

    проект региональной программы для Республики Башкортостан;

    программа содействия устойчивому промышленному развитию и повышению конкурентоспособности Тверской области;

    программа содействия устойчивому промышленному развитию и повышению конкурентоспособности Республики Коми.

    14 октября 2002 г. в штаб-квартире ЮНИДО в Венском Международном центре заместитель министра иностранных дел, Юрий Федотов, и генеральный директор ЮНИДО, Карлос Магариньос, подписали протокол к Программе сотрудничества между РФ и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию на 2002 – 2005гг.

    Новая программа определяет основные направления, формы и механизмы взаимодействия России и ЮНИДО на предстоящие три года в реализации совместных проектов на федеральном и региональном уровнях для содействия устойчивому промышленному развитию российской экономики в таких областях, как экологическая безопасность, энергосбережение и чистое производство, технологическое развитие и привлечение инвестиций в экономику России, поддержка развития частного сектора, в особенности малого и среднего предпринимательства.

    Объем проектов ЮНИДО в России в сфере пока ИКТ невелик. Действует программа сотрудничества между российским представительством Ericsson, Центром ЮНИДО и «Сибирской Интернет Компанией» (Сибинтек) по внедрению информационных технологий и развитию телекоммуникаций, предусматривающая организацию центров развития новых информационных технологий (инкубаторов), расширения мобильных сетей, развитие сети учебных Интернет-центров и возможности выхода на UNIDO Exchange1.

    В рамках программы проведения техномаркетов 29– 30 марта 2003 г. в Вене (Австрия) состоялась 5-я Специализированная Международная Конференция по информационным технологиям в бизнесе. Тема Конференции «Новая экономика России: перспективы для реального бизнеса».

    Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ был открыт в Москве в 1989 г. на основе соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и является составной частью системы Офисов ЮНИДО по содействию инвестициям и технологиям (ITPO). Центр  предоставляет базу данных, включающую информацию об инвестиционных проектах, спонсорах и инвесторах, обеспечивает доступ к нескольким базам данных по российским промышленным предприятиям. Задачи центра2:

    определение, формулирование, оценка и содействие промышленным инвестиционным проектам, финансируемым российскими предпринимателями, заинтересованными в сотрудничестве с зарубежными партнерами;

    распространение информации о местных действующих нормах регулирования в сфере бизнеса и о практических результатах;

    участие в контрактах с российскими правительственными организациями, региональными администрациям, торгово-промышленными палатами, ассоциациями бизнеса и специализированными консалтинговыми компаниями;

    определение круга российских партнеров, соответствующих требованиями зарубежных компаний, заинтересованных в инвестиционном сотрудничестве в России;

    оказание помощи российским и зарубежным партнерам в подготовке аналитических исследований о перспективных возможностях инвестиционных проектов;

    оказание помощи в обеспечении надежности финансовых ресурсов для совместных инвестиционных проектов;

    помощь местным и зарубежным компаниям в организации форумов, симпозиумов, конференций, семинаров;

    ·содействие распространению программного обеспечения ЮНИДО в целях анализа возможности осуществления COMFAR III Expert в России, а также техническая и методологическая поддержка применения программ.

    Приоритетные направления деятельности Центра1:

  • содействие инвестиционному сотрудничеству, в том числе привлечение иностранных инвестиций в Россию;
  • содействие разработке и передаче технологий во взаимных интересах России и других государств — членов ЮНИДО;
  • разработка комплексных региональных проектов и программ с участием зарубежных партнеров;
  • поддержка и реализация программ технической и финансовой помощи, направленных на развитие экономики России;
  • содействие осуществлению российских программ, связанных с конверсией, приватизацией, развитием малого и среднего бизнеса и др.

    Центр ЮНИДО активно сотрудничает с крупными российскими и международными организациями, а также участвует в постоянно-действующих форумах, целью которых является разработка программ и стратегии развития промышленности и бизнеса в России, таких как2:

    Координационный Совет по международным программам поддержки малого бизнеса в России;

    Международный Конгресс промышленников и предпринимателей;

    Международный Центр научной и технической информации;

    Исполнительный Комитет СНГ;

    Ежегодные Международные Технологические Конгрессы «CITOGIC».

    В 2001 г. ЮНИДО и правительство Республики Коми РФ организовали первый круглый стол деловых кругов по вопросам стратегического партнерства и инвестиций, так как Республика Коми является российским регионом, имеющим один из самых высоких уровней зарубежных инвестиций.

    В рамках ЮНИДО действует Международный центр научной и технической информации — межгосударственная организация, созданная 27 февраля 1969 г. в соответствии с положениями многостороннего межправительственного Соглашения об учреждении Международного центра научной и технической информации со штаб-квартирой в Москве. По состоянию на 2002 г. членами МЦНТИ являются 18 государств. Основной тематикой, поддерживаемой программой грантов МЦНТИ, является создание и развитие информационных, программных и телекоммуникационных ресурсов для проведения научно-исследовательских работ и технологических разработок, а также для развития международного сотрудничества. Одним из реализованных проектов в рамках этой программы была интегрированная база данных по информационным ресурсам государств-членов МЦНТИ с описаниями национальных архивов, библиотечных, информационных фондов и баз данных.

    Кроме того, в России действует Международный центр медицинской биотехнологии, который был учрежден ЮНИДО совместно с правительством Московской области. Центр является глобальной организацией, созданной для решения задач в сфере медицинской биотехнологии в развивающихся странах. В обязанности Центра  входит сбор информации о самых новейших разработках и перспективных технологиях по всему миру с целью ликвидации разрыва между зарождающимися требованиями рынка медицинской продукции и существующей технологической базой. Основное направление деятельности Центра состоит в преобразовании накопленных знаний и опыта в конкретную промышленную продукцию, что в свою очередь будет способствовать решению проблем здравоохранения.

    Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию на 2002– 2005 годы разработана на основе результатов и опыта, накопленных в ходе реализации первой рамочной программы сотрудничества Россия – ЮНИДО на 1999 – 2002 г.г. Основная цель Программы – повышение эффективности двухстороннего сотрудничества в соответствии с новыми приоритетами реформирования экономики страны и максимального использования возможностей ЮНИДО.

    Основные тематические направления1:

    Технологическое развитие и поддержка инвестиций:

    – технологический Foresight – повышение конкурентоспособности инновационной экономики;

    – передача технологий и межстрановое сотрудничество;

    Развитие частного сектора и программы партнерства:

    – техническое содействие развитию пищевой промышленности

    – повышение конкурентоспособности малых предприятий в обувной промышленности

    Содействие внедрению системы управления качеством на малых наукоемких предприятиях;

    Экологическая безопасность, энергосбережение и чистое производство:

    – Региональное промышленное развитие.

     
     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2003.
  2. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1999.
  3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2003.
  4. Международные инвестиционные организации. Ежегодный инвестиционный справочник. М., 2004.
  5. Международные отношения: теории, конфликты, организации. М., 2004.
  6. Моисеев А.А. Международные финансовые организации. СПб., 2004.
  7. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2003.
  8. Спиридонова И.А. Мировая экономика. –М.: ИНФРА, 2000.
  9. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. -М.: Юрист, 2003.
  10. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. –М.: Экзамен, 2003.
  11. ЮНИДО помогает осваивать международные стандарты малым и средним предприятиям // Воронежское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса
  12. Официальный сайт ЮНИДО в России
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00036 sec

WordPress: 21.86MB | MySQL:119 | 1,460sec