МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ

<

020615 1249 1 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯПотребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены — на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых эффектов покупательских взаимовлияний. Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Покупательские предпочтения можно сфокусировать по конкретным группам потребителей (молодежная, детская, мужская, детская, пенсионерская группы в товарных закупках); по товарным ассортиментам (зимнем и летнем, промышленным и продовольственным, услугам материальным и нематериальным и т.д.). Однако, и в этих случаях требуются некие конкретные основания для, чтобы установить реальные основания для движения цен по товарным и покупательским группам.

Можно сгруппировать потребительские почтения в виде ассортиментных товарных наборов, покупаемых практически всеми группами населения в сравнительно короткие периоды времени (как например, неделя, месяц, квартал, год), куда входят наиболее употребляемые товары, хотя и в различной комбинации.

Поведение потребителя — это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя — это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими. Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности. Полезность блага – это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, можно заметить, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.

Таким образом, можно кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.

поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.

потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности.

на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.

при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Таблица 1

Простейшая модель поведения потребителей

 

 

Изложенная выше модель поведения потребителя является простейшей моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Тем не менее, эта упрощённая модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия.

Этот «инструмент» анализа используют в теории для изучения ранжирования субъективных предпочтений потребителей, имеющих ограниченный личный бюджет. Каждая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать. Например, покупатель имеет выбор из четырех вариантов, составленных двумя группами товаров: продовольствием и одеждой (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование товарных наборов (продукты и одежда)

 

Варианты 

Продукты, шт. 

Одежда, шт. 

A

B

C

D

7

6

5

4 

3

4

5

7 

 

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах для кого-либо из покупателей окажутся удовлетворительны, так как они уравновешены иным количественным набором в других вариантах.

Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, приносящие покупателю одинаковый уровень удовлетворения. Все варианты (А, В, С, D) могут быть изображены на графике, формируя соответствующую кривую безразличия (рис. 1, а, б).

020615 1249 2 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯРис. 1. Варианты и наборы безразличия. Карта безразличия

 

 

Вид кривой с набором безразличия напоминает хорошо известную кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных кривых безразличия формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства кривых безразличия по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей кривых безразличия относятся следующие. Во-первых, кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. В-третьих, наклон кривой безразличия в различных точках неодинаков. Каждая точка на кривой — это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну кривой безразличия на различных ее участках. Более пологий вид кривой по мере ее движения вниз и вправо означает ее выпуклость. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей. В-четвертых, каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов, Любая другая кривая безразличия может быть построена только в соответствии с каким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжировать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной кривой безразличия. Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой кривой безразличия, ранжируя различные варианты иного уровня.

<

Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая кривая безразличия—2, сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, с точки зрения предельной полезности и потребительского эффекта, возможно лишь при более высоком доходе и бюджете. Если уровень потребления ещё возрастет, то его можно пока лишь с помощью еще более сместившейся вправо и вверх кривой безразличия— 3. Это вариант с еще большим количеством товаров, сочетающихся так, чтобы иметь суммарную полезность и потребительский эффект, отвечающий возросшему покупательскому уровню дохода и бюджетных возможностей. Следовательно, кривые безразличия — 1, 2, 3, отражающие возрастающий уровень потребления, представляют собой карту безразличия.

При снижающемся уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, «представляя» принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления.

В-пятых, тот факт, что с помощью карты безразличия можно представить изменяющиеся уровни потребления, означает также, что кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия «описывает» какой-либо один уровень потребления. Изменение его, например, из-за роста или снижения доходов может быть изображено новыми, соответственно смещающимися (но не пересекающимися) кривыми безразличия.

2. экономический рост: понятие, типы и показатели. Модели экономического роста

 

Теоретический анализ экономического роста ведется по двум основным
направлениям: неокейнсианскому и неоклассическому. Отдельными направлениями являются историко-социологическая теория стадий роста У. Рос-
тоу, в соответствии с которой все страны проходят в своем развитии шесть
стадий, а также формационная теория К. Маркса, делящая историю чело
вечества на пять общественно-экономических формаций. В отличие от
К. Маркса У. Ростоу считал, что смена одной стадии роста другой происходит эволюционным, а не революционным путем. Неокейнсианские модели роста возникли на теоретической и методологи ческой основе учения Дж. Кейнса о макроэкономическом равновесии. Они характеризуются двумя наиболее важными чертами: а) подходом к росту со стороны совокупного спроса; б) ключевой ролью в экономическом росте инвестиций.

В рамках неокейнсианского направления выделяют прежде всего модели роста Е. Домара и Р. Харрода. Модель Е. Домара строится с учетом двойственной роли инвестиций — как элемента совокупного спроса и как фактора создания производственных мощностей, а значит, совокупного предложения. Модель позволяет определить тот темп, с которым должны постоянно расти инвестиции, обеспечивающие необходимый экономический рост национального дохода. Этот темп находится в прямой зависимости от предельной склонности к сбережениям и средней эффективности инвестиций.

Модель Р. Харрода описывает механизм сбалансированного роста, основывающийся не только на функциональных связях между доходом, сбережениями и инвестициями, но и на анализе ожиданий предпринимателей.
Предприниматели настраиваются на гарантированный (прогнозируемый)
темп роста, который является темпом динамического равновесия. Он определяется отношением предельной склонности к сбережениям к акселератору. Из-за постоянства последних гарантированный темп роста также будет постоянным.

Фактический темп роста в модели Р. Харрода определяется темпом роста рабочей силы и темпом роста производительности капитала.

Модель роста Р. Солоу исходит из того, что необходимым условием сбалансированного экономического роста является равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупное предложение определяется в модели производственной функцией, а совокупный спрос — инвестиционными и потребительскими расходами. В основе модели лежит «золотое правило» накопления, согласно которому выбытие капитала не должно превышать его предельного продукта.

По мнению Р. Солоу, в устойчивом состоянии равновесия капитал, труд и уровень национального дохода увеличиваются одинаковыми темпами, равными темпу роста населения. Более быстрый темп роста населения окажет влияние на ускорение темпов роста экономики, однако выпуск на душу населения будет снижаться в устойчивом состоянии. Модель Р. Солоу позволяет раскрыть взаимосвязь трех источников экономического роста — инвестиций, численности рабочей силы и технического прогресса. Воздействие государства на экономический рост возможно через его влияние на норму сбережения и на скорость технического прогресса.

В модели Дж. Мида устойчивый темп экономического роста достигается при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода. Дж. Мид обращал внимание на необходимость соблюдения соответствия между темпами роста труда и накопления капитала. В противном случае, если рост труда не будет сопровождаться соответствующим увеличением капитала, не произойдет роста производства, поскольку весь прирост рабочей силы окажется избыточным и образуется безработица.

Модель А. Льюиса строится с учетом двух секторов экономики: аграрного и промышленного. Предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе неограниченно, а в промышленном оно является функцией наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию. Поэтому задача заключается в том, чтобы перераспределить часть трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность и тем самым добиться ускорения темпов экономического роста. Модель А. Льюиса была ориентирована на развивающиеся страны, однако последующие исследования показали ее применимость для экономики высокоразвитых государств.

2.Экономический рост — долгосрочная тенденция увеличения реального объема выпуска, соответствующего состоянию полной занятости. Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального ВВП, возрастании экономической мощи страны и росте благосостояния населения. Именно поэтому экономический рост — центральная задача всех государств, решение которой входит в одну из четырех целей макроэкономической политики («магический четырехугольник»).

3. Процесс экономического роста сопровождается количественными и качественными изменениями в экономике и обществе. Для стран, вставших на
путь экономического роста, характерно прежде всего снижение доли сельскохозяйственного сектора в общем объеме выпуска национального продукта и занятости, а также значительное ускорение этого процесса по сравнению с прошлыми периодами. Обратной стороной снижения доли аграрного сектора в экономике является сначала рост доли промышленности, а затем увеличение доли сферы услуг.

4. Изменения в структуре экономики влекут за собой серьезные изменениями в социальных институтах, поведении людей и идеологии. Речь идет об изменениях, получивших название модернизации, признаками которых являются: рационализм в принятии хозяйственных решений; экономическое планирование’, обеспечение более равного социального и правового статуса, доходов и уровня жизни для всех граждан; институциональные реформы (в области земельных отношений, образования, здравоохранения, государственного управления); утверждение идеалов трудолюбия, честности, эффективности, веры в собственные силы, готовности к переменам.

5.    Способность экономики к росту определяется рядом факторов, которые подразделяются на: а) факторы предложения (рост количества и качества рабочей силы, капитала, природных ресурсов, улучшение технологии и организации производства, развитие предпринимательских способностей); б)    факторы спроса и распределения (снижение степени монополизации рынков, улучшение налогового климата, повышение эффективности финансовой и денежно-кредитной системы, рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспортных поставок, создание возможностей для перераспределения производственных ресурсов в экономике, формирование адекватной системы распределения доходов в обществе).

По другой классификации факторы экономического роста подразделяются на следующие две категории: а) физические факторы производства; б) факторы роста производительности труда.

Степень воздействия перечисленных факторов на экономику обусловливает тип экономического роста. Экономисты различают два типа роста: экстенсивный (когда рост обеспечивается за счет количественного наращивания экономических ресурсов) и интенсивный (увеличение объемов выпуска вследствие качественного улучшения имеющихся ресурсов). Однако в чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь может идти лишь о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте.

Интенсивный рост имеет свои особенности и преимущества: а) он осуществляется главным образом вследствие научно-технического
прогресса, поэтому предполагает достаточно высокий уровень развития
производительных сил, образования и профессиональной подготовки
работников; б)    дает возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов, по этому одним из важных источников роста при этом типе становится ресурсосбережение; в)    выступает основой роста благосостояния общества.

Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

  1. Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения.
  2. Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны. Поэтому при оценке степени достижения данной цели необходимо принимать во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой деятельности рабочих и служащих.
  3. Улучшение распределения НД среди различных слоев населения. Если бы простое увеличение реального НД сопровождалось значительным ухудшением его распределения, то большая часть населения вообще бы не сочла экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло бы остаться прежним или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.
  4. Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг. Эта составляющая не находит прямого отражения в показателе реального национального дохода. В то же время вполне допустимо предположить, что более высокое качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует объем произведенного национального дохода.

    Следует иметь в виду, что постановка вопроса о целях экономического роста имеет нормативный характер, то есть содержит в себе пожелания о том, что было бы желательно иметь развивающемуся обществу.

    Позитивный подход к вопросу о целях экономического роста предполагает анализ мотивов поведения производителей и потребителей. Основным побудительным мотивом осуществления фирмами инвестиционных расходов является получение экономической прибыли в долгосрочной перспективе. Целью домохозяйств является увеличение своего благосостояния. Ради достижения этой цели они, во-первых, осуществляют сбережение части своих доходов, во-вторых, инвестируют часть дохода в повышение качества находящихся в их распоряжении факторов производства. Такой мотив характерен, в частности, для рабочих, служащих и предпринимателей, вкладывающих частные инвестиции в человеческий капитал.

    Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия «эффективность производства». Сюда относятся:

    – улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках;

    – освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом;

    – углубление специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ страны в системе международного разделения труда;

    – преодоление Х-неэффективности за счет повышения управленческого мастерства и использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирм;

    – улучшение аллокации производственных ресурсов по отраслям и регионам страны;

    – освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты ограниченных производственных ресурсов для выпуска данного объема производства.

    Понятие «качество экономического ростам в экономической теории связывается с усилением его социальной направленности. Основными составляющими качества экономического роста являются:

  • улучшение материального благосостояния населения;
  • увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности;
  • повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;
  • рост инвестиций в человеческий капитал;
  • обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;
  • социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;
  • поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.

    По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:

  • количество и качество трудовых ресурсов;
  • количество и качество природных ресурсов;
  • объем основного капитала;
  • технология и организация производства;
  • уровень развития предпринимательских способностей в обществе.

    Косвенные факторы — это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и распределения:

  • снижением степени монополизации рынка;
  • налоговым климатом в экономике;
  • эффективностью кредитно-банковской системы;
  • ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;
  • расширением экспортных поставок;
  • возможностями перераспределения производственных ресурсов в экономике;
  • действующей системой распределения доходов.

    Степень воздействия этих факторов на экономику обусловливает тип экономического роста, под которым подразумевается степень воздействия на экономический рост количественных и качественных переменных. Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К. Марксом. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

    Первый тип характеризуется количественным увеличением экономических ресурсов (факторов производства): строительством новых предприятий, электростанций, дорог, вовлечением в хозяйственный оборот новых земель, трудовых и природных ресурсов и т. п. Этот тип получил название экстенсивного экономического роста. При данном типе рост ВВП достигается путем расширения сферы применения живого и общественного труда при условии, что средняя производительность труда в обществе не меняется.

    В формализованном виде это можно изобразить следующим образом. Как уже отмечалось, мерой экономического роста служит темп прироста 020615 1249 3 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ реального ВВП за период:

     

    020615 1249 4 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ (1)

    где 020615 1249 5 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ – объем ВВП за период t;

    020615 1249 6 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ — объем ВВП за предшествующий период.

    Тогда экстенсивный рост можно выразить формулой: У

    020615 1249 7 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ
    или 020615 1249 8 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ
    (2)

    где Nt — количество используемых ресурсов (например, численность занятых);

    020615 1249 9 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ — прирост ресурсов за период t.

    Второй тип называется интенсивным экономическим ростом. Он имеет место, когда рост ВВП опережает рост количества занятых экономических ресурсов:

    020615 1249 10 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ (3)

    Понятно, что интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния общества.

    Однако экстенсивный рост — более простой тип экономического роста. Его главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития, позволяет сравнительно быстро и относительно дешево наращивать экономический потенциал страны. Экстенсивный рост исторически предшествует интенсивному росту — каждая страна в свое время прошла или проходит сейчас по пути экстенсивного роста.

    Одним из наиболее крупных исследователей измерения вклада различных факторов в экономический рост считается американский экономист Э. Денисон. Факторы, объясняющие экономический рост, он разделил на две категории. В первую он включил физические факторы производства (труд и капитал), во вторую — факторы роста производительности труда. Для измерения влияния человеческого фактора автор учитывал не только численность рабочей силы, но и такие показатели, как зависимость отдачи труда от возраста и пола, уровня образования и профессиональной подготовки. Для измерения фактора капитала он также внес некоторые качественные поправки; жилье, оборудование, промышленные строения, товарные запасы, иностранные инвестиции. С учетом этого он затем уже определял вклад каждого из данных элементов в экономический рост. Что касается влияния производительности труда на экономический рост, то оно, по мнению Э. Денисона, происходит в результате действия следующих процессов:

    1. Расширения технологических знаний или улучшения организации производства.

  1. «Наверстывания упущенного», которое происходит при передаче от
    стающим странам прикладных знаний со стороны высокоразвитых
    государств, что позволяет им приблизиться к точке оптимума.
  2. Улучшения размещения физических факторов производства и использования их в тех отраслях и регионах, где достигается наибольшая их
    отдача. Когда реальное размещение факторов приближается к оптимуму, производительность растет. По мнению Денисона, существуют следующие возможности такой оптимизации: а)    поглощение избыточной рабочей силы, образующейся в результате интенсификации сельскохозяйственного производства, что позволяет лучше использовать накопленный капитал; б)    сокращение сектора мелких независимых производителей (занятых вне сельского хозяйства), что приводит к аналогичным последствиям, происходящим в аграрном секторе; в)    устранение ограничений в мировой торговле, которая улучшает международное разделение труда.

    4.    Увеличения масштабов экономики, сопровождаемого развитием специализации производства и ростом национальных рынков.

    Проведенный Э. Денисоном анализ позволил объяснить различия в темпах экономического роста США, стран Западной Европы и Японии в послевоенный период.

    Следует заметить, что экстенсивный тип роста имеет не только плюсы (простой и дешевый рост до определенных пределов), но и минусы:

    – ему свойствен технический застой, поскольку количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом;

    – в большинстве случаев рост производства приобретает затратный
    характер. Это означает, что темпы экономического роста отстают от
    темпов наращивания и вовлечения в производство экономических ресурсов.

    Интенсивная модель роста обладает рядом новых характеристик, имеет свои особенности и преимущества:

    – это более сложный тип экономического роста, поскольку решающую роль в нем начинает играть научно-технический прогресс. Следовательно, он предполагает высокий уровень развития производительных сил, техники, технологии, высокий образовательный и профессиональный уровень работников;

    – именно этот тип роста дает возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов. Это значит, что одним из наиболее важных источников экономического роста при этом типе становится ресурсосбережение, которое обходится обществу значительно дешевле, чем рост ресурсов. Например, чтобы сэкономить 1 т условного топлива (7 тыс. килокалорий), требуется в 3-4 раза меньше затрат, чем на увеличение добычи топлива на 1 т.

    В то же время следует заметить, что переход к интенсивному типу росту – непростой путь. Требуется прогрессивная перестройка структуры экономики, повышение удельного веса наукоемких отраслей, соответствующая подготовка рабочей силы, мобильность при перемещении факторов производства в экономике и т. д. Поэтому продвижение по пути рыночных реформ — одно из условий интенсификации экономического роста.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

     

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, –М.: АО «ДИС», 2007.
  4. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. М., 2005.
  5. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М., 2003.
  6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М., 2008.
  7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, М.: Владос, 2006.
  8. Курс экономики /Под ред. Б.А. Райзберга, – М.: Инфра-М, 2005.
  9. СаксДж., Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. М., 2006.
  10. Тодаро М.П. Экономическое развитие. М., 2007.
  11. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 2007.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00146 sec

WordPress: 22MB | MySQL:118 | 1,544sec