МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

<

020615 1231 1 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРАКак известно, объем производства, определяемый производственными факторами, в конечном счете, через рыночный механизм спроса и предложения увязывается с запросами потребителей производимого продукта. Но на этом нельзя поставить точку в рассмотрении взаимосвязи между производством и потреблением. Надо иметь в виду, что потребители — это люди, обладающие волей, им присуща психология потребительского поведения, они обладают склонностью к определенным предпочтениям в ходе принятия решения о покупке произведенных товаров. К тому же потребители имеют ограниченные денежные возможности для приобретения произведенных благ.

Поведение потребителя не удается вписать в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому Скорее следует говорить о некоторых самых общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.

Рассматривая различия в выборе покупаемых товаров, экономисты обнаружили, что с увеличением доходов покупатели ограничивают потребление дешевых, простых товаров и переключают внимание на покупку более дорогих товаров, но в меньшем количестве (закон Энгеля).

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.

Первая глава посвящена модели потребительского выбора, анализируются теоретические методы построения кривых и карты безразличия. Для этого решаются следующие задачи:

  1. Дать характеристику сущности потребительского поведения
  2. Исследовать модели поведения потребителей
  3. Сопоставить потребительское поведение с кривыми безразличия и бюджетных ограничений.

Во второй главе исследуется экономическая сущность потребительского бюджета и бюджетной линии. Для этого необходимо исследовать вопросы:

  1. Понятие потребительского бюджета

  2. Выявить сущность бюджетных ограничений и покупательской способности как экономических категорий

  3. Описать правило потребительского поведения и условия равновесия.

  4. Проанализированы особенности эффекта замещения и эффекта дохода, и их влияние на поведение потребителей.

В заключительной главе обращено внимание на особенности потребительского поведения на современном российской рынке.

1. МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА: КРИВЫЕ И КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ

 

1.1. Потребительское поведение

 

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены — на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых эффектов покупательских взаимовлияний. Например, в поведении покупателей иногда имеет место «эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие (например, соседи Ивановы, друзья Петровы и т.д.) Известен также «эффект сноба», когда покупки делаются «наоборот, вопреки тому, что предпочитают другие». Исследованиями выявлен также «эффект демонстрации исключительности», т.е. когда покупателем подчеркнуто и демонстративно делаются престижные покупки дорогих товаров, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы «произвести впечатление» исключительностью своих возможностей.

Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Например, покупатель всегда предпочитает большее количеству товаров меньшему их количеству при той же цене; качественные товары более предпочтительны, чем некачественные или устаревшие; экологически чистые товары также более предпочтительны при одинаковой цене и прочих равных условиях.

Покупательские предпочтения можно сфокусировать по конкретным группам потребителей (молодежная, детская, мужская, детская, пенсионерская группы в товарных закупках); по товарным ассортиментам (зимнем и летнем, промышленным и продовольственным, услугам материальным и нематериальным и т.д.). Однако, и в этих случаях требуются некие конкретные основания для, чтобы установить реальные основания для движения цен по товарным и покупательским группам.

Можно сгруппировать потребительские почтения в виде ассортиментных товарных наборов, покупаемых практически всеми группами населения в сравнительно короткие периоды времени (как например, неделя, месяц, квартал, год), куда входят наиболее употребляемые товары, хотя и в различной комбинации.

Представим себе несколько таких вариантов, включающих товарный набор Х (одежда), и набор У (продовольствие). Они различаются лишь сочетанием, т.е. комбинацией одних и тех товаров, делающих эти наборы во всех вариантах равноценными по предпочтениям (табл. 1).

Таблица 1

Товарные наборы одежды и продуктов

 

Варианты

Набора Х

(одежда, шт.)

Набор У

(продукты, шт.) 

Доход

(единиц)

А

В

С

D

7

6

5

4

2

4

5

7

10

10

10

10     

 

 

Однако и в этом случае варианты и наборы товаров должны быть приведены к некоему «общему знаменателю», делающему их реально покупаемыми по текущим ценам. Очевидно, что таким «знаменателем» выступает доход потребителей в рассматриваемый текущий период.

Доход (предположим, он равен 10 денежным единицам) выступает как фактор спроса вообще и гипотетического распределения потребительских предпочтений, в частности, по таким группам товаров, как одежда и продукты.

С точки зрения процесса формирования спроса и определения цен, предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов. Однако это еще не означает, что покупатель распределит собственный доход именно так, как показано в таблице или как хотел бы предприниматель, устанавливая рыночные цены товаров. Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, предавая меньшее или большее значение каждому виду товаров (варианты В и С). Другие — покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить (вариант А), сократив до минимума расходы. Третья группа покупателей (вариант D) «не укладывается» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок.

 

1.2. Простейшая модель поведения потребителей

 

Спрос на рынке — это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определённую величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.

Поведение потребителя — это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя — это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности. Это закон уже был нами сформулирован в самом общем виде, немного позднее мы вернёмся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.

Полезность блага — это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий ещё меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.

поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.

потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности.

на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.

при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Таблица 2

Простейшая модель поведения потребителей

 

 

Изложенная выше модель поведения потребителя является простейшей моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; больше того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее, эта упрощённая модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.

 

1.3. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия.

Кривые безразличия и бюджетные ограничения

 

Проанализируем категории потребительского поведения и выбора товаров с помощью категорий ординализма. Они представлены понятиями, графиками и кривыми безразличия. Результаты должны быть такими же. Во-первых, покажем на кривых безразличия действие закона убывающей предельной полезности. Во-вторых, совместив графики бюджетной линии и кривые безразличия раскроем принцип и правило максимизации полезности и потребительского равновесия. Таким образом, категории ординализма — это лишь другой способ доказательств, использующихся в теории потребительского поведения.

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия.

Этот «инструмент» анализа используют в теории для изучения ранжирования субъективных предпочтений потребителей, имеющих ограниченный личный бюджет. Каждая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать. Например, покупатель имеет выбор из четырех вариантов, составленных двумя группами товаров: продовольствием и одеждой (табл.3).

Таблица 3

Ранжирование товарных наборов (продукты и одежда)

 

Варианты 

Продукты, шт. 

Одежда, шт. 

A

B

C

D

7

6

5

4 

3

4

5

7 

 

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах для кого-либо из покупателей окажутся удовлетворительны, так как они уравновешены иным количественным набором в других вариантах.

Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, приносящие покупателю одинаковый уровень удовлетворения. Все варианты (А, В, С, D) могут быть изображены на графике, формируя соответствующую кривую безразличия (рис. 1, а, б).

Вид кривой с набором безразличия напоминает хорошо известную кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных кривых безразличия формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства кривых безразличия по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей кривых безразличия относятся следующие.

Во-первых, кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. Различные точки на одной и той же кривой безразличия — это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов, которые могут быть ранжированы лишь по предпочтениям. Во-вторых, наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности «ассортимента» набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие — на вертикальной оси. Например, на нашем графике между точками С и D наклон кривой равен примерно 2. (Знак «минус» здесь существенного значения не имеет, сравниваем лишь абсолютные величины.) Это означает, что предельная полезность товара на горизонтальной оси примерно в 2 раза выше товара, отмеченного на вертикальной оси. Но суммарный объем полезности не выходит за пределы сопоставимых вариантов С и А следовательно, потребитель ничего не теряет и не выигрывает. Меньшее количество одного товара компенсируется большим количеством другого товара, уравновешивая общую полезность и потребительский эффект. Другими словами, отказ от 2 ед. одного товара ради 1 ед, другого товара — это уже известная нам предельная норма замещения, но здесь она выражена категориями безразличия.

020615 1231 2 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

 

Рис. 1. Варианты и наборы безразличия. Карта безразличия

 

В-третьих, наклон кривой безразличия в различных точках неодинаков. Каждая точка на кривой — это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну кривой безразличия на различных ее участках. Более пологий вид кривой по мере ее движения вниз и вправо означает ее выпуклость. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.

В-четвертых, каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов, Любая другая кривая безразличия может быть построена только в соответствии с каким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжировать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной кривой безразличия. Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой кривой безразличия, ранжируя различные варианты иного уровня. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая кривая безразличия—2, сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, с точки зрения предельной полезности и потребительского эффекта, возможно лишь при более высоком доходе и бюджете. Если уровень потребления ещё возрастет, то его можно пока лишь с помощью еще более сместившейся вправо и вверх кривой безразличия— 3. Это вариант с еще большим количеством товаров, сочетающихся так, чтобы иметь суммарную полезность и потребительский эффект, отвечающий возросшему покупательскому уровню дохода и бюджетных возможностей. Следовательно, кривые безразличия — 1, 2, 3, отражающие возрастающий уровень потребления, представляют собой карту безразличия.

При снижающемся уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, «представляя» принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления.

В-пятых, тот факт, что с помощью карты безразличия можно представить изменяющиеся уровни потребления, означает также, что кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия «описывает» какой-либо один уровень потребления. Изменение его, например, из-за роста или снижения доходов может быть изображено новыми, соответственно смещающимися (но не пересекающимися) кривыми безразличия.

Возможности потребительского выбора, как известно, определяются бюджетными ограничениями и ценами товаров. Рассмотренные нами кривые безразличия остается лишь совместить графиком дохода (линией бюджетных ограничений). Предположим, бюджет потребителя равняется все тем же условным 10 ден. единицам, а расходы ограничиваются только двумя товарами из вышеприведенной таблицы. Если известна цена товаров, то остается лишь перемножить количества закупаемых товаров на их цену.

Уже известное нам уравнение бюджетного ограничения показывает, что количество единиц одного товара, умноженное на его цену, плюс количество другого товара, умноженное на его цену, следует уравновесить с 10 ден. ед. дохода (при условии, что он полностью израсходован на эти покупки).

XPx +YPy = 1

 

где Рx и Ру— цена единицы товаров, показанных на осях Х и Y (соответственно, одежда и продукты); 1 — доход, личный бюджет, равный 10 ден. единицам. Соотношение товарных цен Рх/ Ру — характеризует наклон линии характеризует наклон линии бюджетных ограничений. Применительно к нашему примеру с одеждой и продуктами, крутизна наклона бюджетной линии (при доходе в 10 ден. единиц) будет определяться отношением цены за единицу одежды к цене за единицу продуктов.

Сопоставив ценовые и бюджетные ограничения, покупатель замещает одни товары другими, стремясь к максимизации их полезности и собственного потребительского эффекта.

Предельная норма замещения для покупателя равна соотношению цен товаров, подлежащих замещению. Это уже известное нам правило максимального удовлетворения потребностей покупателя, которое можно, подтвердить также кривыми безразличия, совмещенными с линией бюджетных ограничений. Сравнивая потребительские предпочтения и варианты реально возможного выбора, отметим следующие ситуации (см. рис. 1, б).

Во-первых, потребителю, разумеется, предпочтительнее набор с большим количеством обоих товаров, чем набор с меньшим их количеством. Ситуация с большим количеством продуктов и одежды представлена кривой безразличия 3, расположенной правее бюджетной линии и не пересекающейся с ней. Однако это не реальная для потребителя ситуация, поскольку цены товаров этого набора превышают возможности бюджетного дохода потребителя — 10 ден. единиц.

Во-вторых, кривая безразличия показывает ситуацию, когда доход используется не полностью и текущее потребление осуществляется на заниженном уровне, не соответствующем уровню дохода. В точках пересечения кривой безразличия 1 с бюджетной линией потребление товаров очевидно меньше, чем оно могло бы быть в точке равновесия.

В-третьих, искомая максимизация полезности и потребительское равновесие достигается в той единственной точке, где кривая безразличия 2 проходит по касательной с линией бюджетных ограничений. В этой точке достигается максимально возможное удовлетворение потребителя при полном использовании его дохода. Это и есть точка потребительского равновесия — Е. Отметим также, что в точке потребительского равновесия наклон кривой безразличия и наклон бюджетной линии равны. Применительно к нашему примеру с продовольствием и одеждой это означает что наклон кривой безразличия 2 равен отношению предельной полезности одежды к предельной полезности продуктов. Наклон линии бюджетных ограничений в этой же точке равен отношению цены одежды к цене продовольственных продуктов. Это и требовалось доказать с помощью кривых безразличия заданной кривой бюджетных ограничений, определяющейся доходом в 10 ден. единиц.

 

1.4. Потребительское равновесие и кривая спроса

 

Изложенная выше модель потребительского поведения составляет основу формирования индивидуального спроса на любой товар. Чтобы доказать это, используем хорошо известную карту кривых безразличия и линию бюджетных ограничения покупателя, совместив их в одном графике. Смещение бюджетной линии вправо и вверх происходите двух случаях: когда растут реальные доходы при неизменных ценах, либо когда реальные доходы неизменны, а цены снижаются.

<

При этом каждой сместившейся вправо линии бюджетных ограничений соответствует кривая безразличия более высокого порядка. Точка касания этих кривых соответствует покупательскому равновесию, установившемуся на более высоком уровне потребления. Если реальные доходы вновь будут возрастать, равновесие бюджетного ограничения и потребления товаров вновь сместится в сторону более высокого уровня потребления. Это должно быть отмечено новой касательной точкой кривых бюджетного ограничения и безразличия, где установилось потребительское равновесие более высокого уровня и т.д. Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называют кривой «доход-потребление».

Зависимость между реальными доходами и потреблением впервые обоснована и показана графически в ХIХ в. английским экономистом Дж. Хиксом и названа кривой уровня жизни. Затем немецкий статистик Э.Энгель, изучая структуру бюджетов рабочих семей, дополнил и уточнил закономерности распределения доходов между такими группами товаров, как пища и одежда, жилище и коммунальные услуги, а также товары и услуги более высокого порядка.

Это иллюстрация случаев влияния частичного снижения цен при неизменных доходах (рис. 2, а).

Например, если произошло понижение цены только одной группы товаров из потребительского набора, то смещение линии бюджетных ограничений вправо произойдет только вдоль той оси, где представлены подешевевшие товары. Предположим, что из приведенного выше потребительского набора продуктов и одежды, описанных картой кривых безразличия, цены за условную 1 шт. одежды постепенно снижались с 1 ден. единицы до 0,5, затем до 0,25 ден. единиц. При неизменных ценах на продукты и фиксированном бюджетном доходе, равном в нашем примере 10 ден. единицам, потребительское равновесие устанавливалось ценами одежды на все более высоком уровне (см. рис. 2, а, б).

 

020615 1231 3 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Рис.2. Кривые: а – «цена –потребление» и б– «доход-потребление»

 

Равновесие устанавливается в точке по касательной двух кривых: линии бюджетных ограничений и кривой безразличия. Из графика видно, что если через все полученные точки равновесия провести соединительную линию, то получим новую кривую под названием «цена-потребление».

Кривая «цена-потребление», во-первых, показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим (рис. 2, б).

Во-вторых, линия «цена-потребление» служит важным инструментом доя определения кривой индивидуального спроса. В данном случае получим кривую спроса на одежду, если пометим все точки кривой «цена-потребление» в координатах обычного графика с ценами на вертикальной оси и количеством покупок одежды – на горизонтальной оси. Полученная кривая спроса не только повторяет линию «цена-потребление», но и показывает также важную особенность закона спроса – убывающую полезность любого товара и обратную зависимость между движением цен и количеством закупок по этой цене. Если предположить, что индивидуальный спрос каждого покупателя имеет смысл столь детально вычислять, то совокупный рыночный спрос по каждому данному товару можно получить агрегированием индивидуальных кривых спроса на каждый конкретный товар.

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

 

2.1. Понятие потребительского бюджета

 

В обществе объективно действует закон возвышения потребностей, согласно которому по мере развития человечества потребности непрерывно разнообразятся, приобретают качественно новый облик, «возвышаются». При этом само производство, предоставляя новые возможности, инициирует и новые потребности.

Потребности теснейшим образом связаны с образом жизни и уровнем жизни. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными и низменными, и рациональными и иррациональными, вредными. Во-вторых, уровень жизни — это прежде всего уровень удовлетворения наших потребностей.

Великое разнообразие потребностей можно структурировать, выделяя виды потребностей.

Потребности допускают в определенной степени взаимозаменяемость: одна потребность может быть удовлетворена через другую.

Потребности социальных групп — это общая потребность людей, объединившихся по кругу интересов.

В более широком плане к общественным причисляют потребности всего народа, всей нации, всех людей в культуре, образовании, здоровье, физической культуре и спорте, труде и отдыхе.

О проблемах расходов, доходов, прожиточного минимума постоянно вещают средства массовой информации. Так что многое в этом отношении известно каждому человеку. Однако важно знать, как смотрит на эти вопросы экономическая наука.

Потребительским бюджетом называют таблицу, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи, на основании чего формируется суждение о соответствии доходов и расходов, делаются выводы о необходимости их изменения в ту или иную сторону с целью достижения сбалансированности. В бюджетной таблице выделяются отдельно доходная и расходная части бюджета.

Реальный потребительский бюджет отражает реально складывающиеся доходы и расходы семей, исчисленные за месяц или год. Реальные бюджеты строятся на основе спроса, изучения, анализа, статистики доходов и потребления отдельных наиболее представительных групп населения. Отметим, что в отличие от государственных, территориальных бюджетов, бюджетов предприятий, которые строятся по данным официального учета, государственной статистической отчетности, личные и семейные бюджеты нельзя построить подобным образом. Ведь ни люди, ни семьи ни перед кем не отчитываются полностью в своих расходах. Даже о доходах нет четкого представления, если система декларирования денежных доходов не налажена. В этих условиях приходится доверять опросу или пользоваться косвенными данными, оценками, прогнозами.

Рациональным потребительским бюджетом называют теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Рациональный потребительский бюджет — это инструмент социально-экономического анализа и ориентир, цель, к которой следует стремиться.

В условиях тяжелой экономической ситуации, снижения жизненного уровня приходится широко использовать понятие минимального потребительского бюджета, или бюджета потребительского минимума. В таком бюджете расходная часть составляется на основе набора жизненно необходимых человеку, семье потребительских товаров, услуг, расходов, С учетом реальных цен определяется общая денежная сумма доходов, требуемая для покрытия этих расходов. Отсюда и устанавливается прожиточный минимум в рублях, о котором уже упоминалось выше, как об одном из показателей уровня жизни. Конечно, расчетная величина прожиточного минимума всегда условна, так как он зависит от состава и количества благ и услуг, включаемых в необходимый набор, то есть в уже упоминавшуюся «потребительскую корзину».

При составлении личных и семейных потребительских бюджетов важно учитывать основные статьи доходов и расходов. В отношении доходов достичь этого относительно несложно ввиду немногочисленности доходных позиций, включающих заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, дополнительные выплаты, доходы от личного подсобного хозяйства, благотворительную помощь. Что же касается личных и семейных расходов, то полный перечень их видов составил бы сотни наименований. Поэтому при составлении личных и семейных бюджетов экономисты прибегают к агрегированию, укрупнению расходных статей. Обычно выделяются такие статьи, как расходы на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мебели, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на квартплату и бытовые услуги, на культурные нужды, на курение и винно-водочные изделия, на транспорт, на уплату налогов, а также на образование сбережений.

К сожалению, в сложившейся у нас практике только редкие семьи и люди составляют, а тем более анализируют семейные и личные бюджеты. Чаще прибегают лишь к самым общим сопоставлениям доходов и расходов, иногда влезая в неоплатные долги. Понятно, что расчет бюджета сам по себе не увеличивает доходы и не снижает расходы, но помогает понять, как это сделать и избежать личного и семейного банкротства.

Наряду с балансами доходов и расходов на образ и уровень жизни влияют зависимость между доходами и потреблением и дифференциация доходов. Напомним, к примеру, что согласно закону Энгеля при росте доходов потребление смещается в область более дорогих и ценных товаров.

Взаимосвязь между уровнем личного, семейного потребления и величиной дохода именуется функцией потребления. Такая функция ставит в соответствие каждому уровню личного располагаемого дохода человека или семьи планируемый либо реальный уровень потребительских расходов. Функция потребления может быть построена на индивидуальном и региональном уровне, а также на уровне страны в виде макроэкономической зависимости.

 

2.2. Бюджетные ограничения и покупательная способность

 

Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает прежде всего категорию ресурсных ограничений и возможностей, денежного дохода, определяющий платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущем потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления; между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление называют бюджетными ограничениями. Количество товаров или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.

Функция бюджетного ограничения, представленная в виде графика (рис. 3), имеет вид кривой, называемой линией или кривой бюджетных ограничений.

020615 1231 4 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

 

Линия бюджетных ограничений на данном графике — это сочетание покупок гипотетических товарных наборов Х (одежды, шт.) и наборов У (продуктов, шт.), осуществляемых в пределах имеющегося денежного дохода, равного 10 денежным единицам (рис. 3). Любая точка на кривой бюджетных ограничений — это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет.

Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Так, если при прочих равных условиях возрастают денежные доходы, то возрастает платежеспособность (покупательная способность) потребителей. Рост платежеспособности происходит и в том случае, если денежные доходы не изменились, но снизились потребительские цены. На графике бюджетных ограничений эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии. И, наоборот, при прямом снижении денежных доходов и неизменных ценах — имеет место сокращение платежеспособности и спроса покупателей. Снижение покупательной способности произойдет и в том случае, если повысились цены на товары, тарифы на услуги и т.д. при неизменном денежном доходе потребителей. Такая ситуация может быть показана на графике смещением влево и вниз всей кривой бюджетных ограничений.

Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя представляют собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход — это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.

Реальный доход — это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей и ограничений личного бюджета.

Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможности покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров снимает ограничения личного бюджета потребителя, увеличивает возможности благосостояния. Такие ситуации могут быть показаны на графике смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси, где представлены товары с изменяющимися ценами (рис. 4, а, б).

Снижение цен, например, на товарную группу Х (одежда), при неизменных ценах продовольствия, вызывает смещение влево линии бюджетных ограничений вдоль горизонтальной оси графика, где показаны покупки одежды. В случае роста цен этой группы товаров линия бюджетных ограничений сместится вправо по оси X.

020615 1231 5 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Рис. 4. Бюджетная линия: изменения цен и доходов

 

То же самое произойдет с линией бюджетных ограничений в случае соответственно снижения или роста цен на продовольствие и неизменных ценах на одежду. В частности, снижение цен сместит линию ограничений вправо вверх вдоль оси У (продукты); рост этих цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси У, означая снижение возможностей закупок продуктов.

 

2.3. Предельная полезность и потребительский выбор

 

Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара — это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой, количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.

Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение. Естественно, что потребитель осуществит вторую, третью и последующие единицы столь полезного для себя товара. Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель возможно продолжит закупки этого товара. Но будет ли он это делать до бесконечности, наращивая потребление только одного вида товара?

Например, для покупателя дневная потребность в таком продовольственном продукте, как хлеб, примерно равняется 1 батону весом 0,5 кг, цена которого составляет 2 денежные единицы. При неизменных ценах и прочих равных условиях этот покупатель не будет покупать больше 1 батона в день. Однако если цена хлеба станет снижаться и дойдет до 1 денежной единицы за батон, не исключено, что покупатель увеличит количество покупок до 2 батонов. Если цена еще снизится, например, до 0,5 денежной единицы, то вероятность увеличения покупок возрастет, возможно до 3 и более батонов.

Очевидно, вопрос о предельной полезности покупок этого товара возникнет достаточно скоро и не только по причине физиологических пределов его ежедневного потребления. Даже из нашего гипотетического упрощенного примера видно, что любая из последующих единиц покупаемого хлеба приведет покупателя к ощущению убывающей полезности денежных затрат на потребление возрастающих количеств одного и того же товара.

Эффект снижающейся полезности относится не только к продуктам, он прослеживается при покупках абсолютно всех товаров. Для текущего личного потребления можно купить 1 или 2, или 3 и т.д. единицы одноименного товара (например, одежды, телевизоров и видео, обуви, автомобилей, квартир, мотоциклов, компьютеров). Перечень можно продолжить, называя все многообразие товарного мира, но возможно интуитивно или в силу здравого смысла покупатель установит для себя некий предел, где каждая дополнительная единица затраченных денег на один и тот же товар приносит относительно меньшую полезность, чем предыдущая. Вышеприведенный пример достаточно реален и может быть подтвержден покупательской практикой, хорошо известной любому потребителю. Что же касается теории, то в категориях потребительского поведения этот эффект называют убывающей предельной полезностью покупаемых товаров.

Стремление покупателя к приращению дополнительных покупок чаще всего вызвано снижением цен закупаемых товаров. Увеличивая количество покупаемого товара по более низкой цене, потребитель получает возросшую суммарную полезность от осуществленных денежных затрат.

Суммарная полезность действительно возрастает. Ведь общий эффект от потребления 2 или 3 и т.д. единиц товара выше, чем от 1 единицы того же товара. Эффект от приращения закупок можно представить выражением, которое в символах теории предельной полезности и цен может быть представлено следующим образом:

020615 1231 6 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
=предельной полезности денег

 

Однако, несмотря на то, что суммарная полезность от закупок товара возрастает, темп этого возрастания постепенно замедляется, вдет по убывающей. Другими словами: по мере приращения денежных затрат на каждую дополнительную покупку, начинает действовать закон убывания предельной полезности приобретаемого товара, даже если его цена снижается.

Проиллюстрируем это с помощью таблицы с условным числовым примером убывающей предельной полезности (табл. 4).

Таблица 4

Числовой пример убывающей предельной полезности товара

 

Количество товара, шт.

Суммарный

полезный эффект

Предельная полезность

0

1

2

3

4

5 


4

7

9

10

10 

 

 

4

3

2

1

0 

 

Предельная полезность определяется как разность значений последующей и предыдущей числовых величин в колонке «Суммарный полезный эффект». Приращение покупок товара (см. первую колонку) до определенного момента — 5 ед. товара — сопровождалось увеличением суммарного полезного эффекта. Однако значения величин предельной полезности на каждую дополнительную закупку неуклонно снижаются и в момент закупки 5 ед. товара равняются нулю.

Закон убывающей предельной полезности, представленный с помощью числового примера нашей таблицы, может быть показан также в виде графиков с кривыми суммарного полезного эффекта и снижающейся предельной полезности (см. рис. 5 а, б).

020615 1231 7 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Кривая суммарного полезного эффекта (рис. 5, ) показывает все более медленный его рост и достижение экстремальной точки при покупке 5 ед. одноименного товара. Здесь суммарный полезный эффект равнялся 10 ед. «Ступеньки», через которые проходит кривая суммарного полезного эффекта, соответствуют величинам снижающейся предельной полезности от дополнительных затрат денег потребителем на каждую последующую закупку одного и того же товара. На рис. 5, б показана динамика и темп снижения предельной полезности каждой дополнительной покупки.

Кривая убывания предельной полезности вполне закономерно напоминает линию графика индивидуального спроса на товар. Между ними имеется прямая взаимосвязь.

Определим как изменится поведение рационального потребителя вследствие убывания предельной полезности затрат денег на осуществляемые им покупки. Нетрудно предположить, что преодоление тенденции убывания предельной полезности должно быть связано с изменением распределения личного денежного бюджета. Денежные расходы на покупки и текущее потребление покупатель должен распределить так, чтобы суммарный полезный эффект не только не снижался, но был максимальным, обеспечивая равновесие между затратами и потреблением. В теории этот принцип называется правилом рационального потребительского поведения.

 

2.4. Правило потребительского поведения и условие равновесия. Предельная норма замещения

 

При фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок.

Поскольку такая оценка неотделима от цен покупаемых товаров, то правило максимизации потребительского эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара — на равновеликую единицу денежных затрат. В случае, когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью на такую же единицу денежных затрат. Именно с этой целью покупатель осуществляет «перелив», или переключение денежных затрат из личного бюджета. Однако в процессе этого «перелива» расходуемых на покупки денег покупатель может определить сначала среднюю арифметическую величину предельной полезности по каждому из покупаемых товаров. Продемонстрируем это с помощью еще одного условного числового примера, представленного в табл. 3.

Таблица 3

Выбор максимально-полезного товара

 

Альтернативы выбора товаров

Предельная полезность, условных, шт

Цена (Р),

ден. единиц 

Средняя предельная полезность, МU/Р

X

Y

Z 

1000

800

450 

100

40

30 

10

20

15      

 

Как видно из таблицы, потребительский выбор покупателя, ориентирующегося на максимизацию полезности, выявит нерациональность расходования денег на товары X и Y, так как наибольшей полезностью располагает альтернативный товар Y (его полезность равняется 20). Руководствуясь правилом потребительского выбора, покупатель может достичь равновесия путем замещения менее полезных товаров более полезными. Замещение одного товара другим требует соизмерения максимального количества товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара.

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара Y (табл. 3) должно уравновесить снижение закупок товара Х. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель соизмерит не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров. В данном случае покупатель действует по так называемому закону равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов. При этом, как отмечалось выше, если

020615 1231 8 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА, то и 020615 1231 9 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

где MUx,y,..,n— предельная полезность товаров х, у, …, n; Рx,y,..,n — цена товаров х, у, …, n. Руководствуясь этим правилом, покупатель перераспределит свои денежные расходы в пользу большей закупки товаров Y, отказавшись от последней единицы товара Х. Цена X, равная в нашем примере 100 ден. единиц, позволит купить дополнительно 2,5 ед. более полезного товара Y, что даст более высокий полезный эффект. В денежном выражении он составит 2000 ден. единиц потребления товара Y. За вычетом 1000 ден. единиц от экономии на товаре X покупатель получает потребительскую выгоду от рационального выбора, равную 1000 ден. единиц полезного эффекта.

Уравновесив таким образом свою выгоду и затраты, покупатель достигает равновесия, сбалансированного по показателю «равной предельной полезности на равновеликую денежную единицу расходов» (табл. 4).

Как видно, функция полезности возрастает при условии — «одинаковая предельная полезность на каждую последующую единицу дополнительных денежных затрат». Но соотношение предельной полезности любых товаров должно быть равно соотношению их цен.

Таблица 4

Потребительское равновесие

 

Альтернативы выбора товара

Предельная полезность,

MU 

 

Цена за единицу 

 

MU/P 

X

Y

Z

1500

600

450 

100

40

30 

150

150

150 

В этом случае рациональный потребитель уравновесит предельную полезность любого товара с предельными денежными затратами собственного бюджета, руководствуясь правилом, которое можно выразить алгебраически следующим образом:

 

XPx + YРy=1

 

где X, Y — виды товаров (например, одежда и продукты); Px, Рy — цена этих товаров; 1 — бюджетный доход потребителя (равный в нашем примере 10 денежным единицам).

Замещение позволяет потребителю не только сопоставлять предельные (дополнительные) выгоды и предельные (дополнительные) затраты, но и достичь их сбалансированного равенства, распределив покупки в соответствии с размерами личного бюджетного дохода.

Соизмерить максимальное количество товаров, которое потребитель замещает одной дополнительной единицей другого, более полезного для себя товара можно с помощью предельной нормы замещения.

Предельная норма замещения — это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и т.д. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета. Увеличения полезность своих денежных расходов, рациональный покупатель стремится уравновесить не только взаимно замещаемые товары; но и цены этих товаров.

Точнее именно цены и позволяют уравновесить пропорции взаимного замещения товаров. Предельная норма замещения (англ. Marginal rate of substitution — МRS) одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимно замещаемых товаров. Так, например, если X и Y – это товары, которые потребитель замещает для максимизации полезности собственных денежных затрат на их потребление, то он руководствуется нормой их замещения, которая может быть выражена следующим образом:

 

MRS x,y =MU x/ MU y = Px/Py

 

В конечном итоге максимизация полезности для рационального потребителя достигается при таком распределении его личного бюджета, когда предельная полезность каждой денежной единицы затрат одинакова по каждому покупаемому товару. Если полезность от расходов дополнительной единицы денежных затрат на товар Х выше, чем от денежной единицы затрат на товар Y, то потребитель будет максимизировать свою общую полезность за счет приращения покупок товара X, и наоборот.

Постепенно предельная полезность закупаемого товара снижается, я потребитель сократит приращение денежных затрат на покупку, перераспределив их на другие товары, которые теперь для него имеют более высокую предельную полезность.

Постоянно перераспределяя денежные затраты из своего фиксированного личного бюджета, потребитель обеспечивает равновесие и доступное ему максимальное благосостояние тогда, когда предельная полезность каждой дополнительной денежной единицы затрат становится одинаковой по всем приобретаемым товарам.

Очевидно, что принцип равной предельной полезности денежных затрат нарушается, если предельная полезность, например, товара Х вдвое, а предельная полезность товара Y втрое выше их цены. Нарушение принципа происходит потому, что дополнительная единица денежных затрат на товар Y приносит посетителю большую суммарную полезность, чем дополнительная денежная единица денежных затрат на товар Y. Именно поэтому покупатель переключает часть денежных затрат с товара X, где их относительная полезность ниже, на товар Y, где они дают относительно более высокую полезность. Разница между полезностыо этих товаров выступает своего рода эффектом рационализма покупателя. Именно поэтому рациональный покупатель меняет направление своих расходов и оценивает вновь создавшееся положение. Ведь дополнительные закупки товара Y снижают предельную полезность, приносимую каждой дополнительной единицей денежных затрат на этот товар (действует закон убывающей предельной полезности). Одновременно с этим вследствие сокращения потребления товара Х увеличилась предельная полезность израсходованных на них денег. Таким образом, потребитель приближается к некоей реальной точке равновесия, постоянно вычисляя и «играя» на разнице полезности различных товаров. Как видно, условием равновесия, т.е. когда покупатель удовлетворен и хотел бы находиться в достигнутой точке равновесия, является равенство предельной полезности на каждую денежную единицу затрат по каждому товару, измеренной соотношением цен этих товаров.

 

2.5. Эффект замещения и эффект дохода

 

На структуру сформировавшегося спроса покупателей, как известно, влияет их доход, а также общее или частичное снижение цен товаров. Реакция покупателей на снижение цен проявляется двояко. Во-первых, возрастает количество закупок подешевевшего товара, которым покупатели замешают остальные, ставшие теперь сравнительно более дорогими товары. Спрос изменяется на те товары, которыми потребитель замещает прежние, изменяя соответственно структуру товарных наборов. Покупатель осуществил лишь простое перераспределение своего фиксированного дохода (и личного бюджета) на закупку большего количества подешевевших товаров, в том числе и за счет снижения закупок товаров с неизменными ценами. Следовательно, происходят изменения и в структуре существующего спроса; увеличилась та его составляющая, которая приходится на подешевевшие товары. Эффект замещения — это и есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, «замещающего» остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.

Во-вторых, снижение цен адекватно повышению реального дохода покупателей. Это выражается увеличением их покупательной способности, а, следовательно, и той составляющей спроса, которая вызвана относительно возросшим доходом и платежеспособностью. Отсюда эффект дохода — это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода о снижения цен. Для покупателя всякое снижение цен позволяет сократите расходы, а значит получить соответствующую экономию своего дохода. Размер «экономии» дохода зависит от величины снижения ценно именно на эту величину покупатель стал как бы богаче, состоятельнее и предъявит дополнительный спрос. Вследствие понижения цен стало возможным либо сохранить сэкономленную часть дохода, не меняя структуру текущего потребления, либо приобрести больше товаров, чем до снижения цен. В данном случае интерес представляет та величина эффекта дохода, которая найдет выражение в увеличении покупательского спроса на товары текущего потребления.

Следовательно, эффект замещения и эффект дохода касаются изменения покупательского спроса, но у каждого из них своя мера влияния на его структуру. Не только теоретически, но и в практическом ценообразовании следует разграничивать воздействие этих эффектов на нормальные, т.е. высококачественные товары и товары низшего порядка (менее ценные).

Рассмотрим на графике эффект замещения и эффект дохода применительно к стандартному товару (рис. 6).

График на рис. 6. построен с помощью кривых безразличия и кривых бюджетных ограничений, совмещенных так, чтобы показать интересующие нас эффекты. Они отражают одновременные изменения от понижения цен: рост покупательной способности (эффект дохода) и замещение большим количеством подешевевшего товара — меньшего количества тех, чьи цены не менялись (эффект замещения). Первоначальная бюджетная линия соответствует сформировавшемуся потребительскому спросу на два товара (например, продукты и одежду).

020615 1231 10 МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Равновесие установилось в точке А, где произошло касание бюджетной линии и кривой безразличия 1. При любом снижении цен эффект дохода сместит вправо вверх всю линию бюджетных ограничений и покупательское равновесие установится на более высоком уровне (в точке В) по касанию кривых бюджетного ограничения и безразличия 2 Если произошло снижение цен, например, только на одежду, то линия бюджетных ограничений (пунктирная) «разделит» эффект дохода, указывая величину замещения продуктов с неизменными ценами (по оси Y) на возросшее количество одежды по снизившимся ценам (по оси X). Кривая безразличия 3, установившая потребительское равновесие в точке С, покажет общее изменение в потреблении как продуктов с неизменной ценой, так и одежды после снижения ее цен. Эффекты дохода и замещения в этом случае суммированы в совокупном эффекте, а величина каждого из них показана отрезками вдоль оси X. Отрезки, «отсекаемые» линией бюджетных ограничений и точками потребительского равновесия, спроецированы на осях продуктов и одежды и соответствуют величине тех изменений в спросе которые соответствуют эффектам замещения и дохода.

3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

 

Анализ потребительского поведения на современно российской рынке проведем на основе исследования существующего в нашей стране потребительского рынка.

В современных условиях переходного периода к рыночной экономике формирование товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как по продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.

В данное время приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику

Для достижения данной цели прежде всего необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:

развитие отечественного производства и переработки продуктов питания;

развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако, многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания. Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий по упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием позволили значительно увеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить их ассортимент, что привело к увеличению доли продовольственного рынка, занимаемого данным предприятием.

Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса.

Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

В 2000 г. произошли положительные сдвиги в развитии торговли. Состояние потребительского рынка оставалось стабильным и характеризовалось высоким уровнем товарной насыщенности.

На протяжении всего периода отмечался устойчивый прирост оборота розничной торговли, и к концу 2000 г., по оперативным данным, он составил 2240 млрд. руб., или 108,5% в товарной массе по сравнению с 1999 г. Положительная динамика характерна для большинства субъектов Российской Федерации.

Отмечалась положительная динамика в уровне доходов населения, являющимся основным фактором роста платежеспособного спроса на товары. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, по предварительным данным составивший около 10%, позитивно сказался и на структуре платежеспособного спроса. Наблюдалась тенденция улучшения макроструктуры оборота, проявляющаяся в повышении удельного веса продажи непродовольственных товаров. В обороте розничной торговли доля приобретения населением непродовольственных товаров на 2% превысила уровень 1999 г. (удельный вес продажи непродовольственных товаров в 1999 г. составлял 51,9%).

Обозначилась тенденция оттока покупателей с вещевых, смешанных и продовольственных рынков в торговую сеть, о чем свидетельствуют опережающие темпы реализации товаров торгующими организациями.

Экономический кризис оказал, в известной степени, положительное влияние на развитие отечественной промышленности, выпускающей товары народного потребления.

Предприятия отечественной промышленности стали увеличивать выпуск конкурентоспособных товаров, что дало определенный толчок к формированию рынка отечественных товаров. В результате потребительский рынок пополнился многими новыми товарами в расширенном ассортименте по количеству, видам и потребительским свойствам.

Успешно развивалась легкая и пищевая промышленность. По предварительным данным, прирост производства изделий легкой промышленности за 2000 г. составил свыше 30%, прирост производства в пищевой промышленности — не менее 12%.

Развитие отечественной пищевой и легкой промышленности — это то направление, которое способно придать устойчивую динамику всему экономическому росту, поскольку оно опирается на внутренний спрос и в меньшей степени зависит от внешних факторов. К тому же развитие этих отраслей повышает экономическую безопасность страны.

Однако основные проблемы продовольственного рынка оставались достаточно острыми. При увеличении выпуска продукции предприятиями мясной и молочной промышленности, значительном расширении ассортимента, улучшении качества товаров данных отраслей, в 2000 г., как, впрочем, и на протяжении последнего десятилетия, большой проблемой явилась недостаточная сырьевая база для производства мясо- и молокопродуктов, или, другими словами, состояние сельского хозяйства пока еще не позволяет говорить о полном удовлетворении потребностей населения в основных продуктах питания за счет отечественных товарных ресурсов. Зависимость продовольственного рынка от импорта еще довольно существенна.

По-прежнему продолжает сокращаться потребление населением страны мяса и молока. Потребление этих продуктов практически в 2 раза ниже норм, рекомендуемых для нормальной жизнедеятельности (при рекомендуемой норме потребления мясопродуктов 81 кг фактическое потребление составило порядка 45 кг, молокопродуктов — соответственно 392 и 215 кг). Вместе с тем в прошлом году несколько возросло потребление в расчете на душу населения сахара, растительного масла, рыбы и рыбопродуктов, овощей и хлебопродуктов, включая крупу и макаронные изделия. Однако достичь рекомендуемого Минздравом России уровня потребления этих продуктов (кроме хлебобулочных изделий и картофеля), к сожалению, еще не удается (рекомендуемое потребление рыбопродуктов составляет 23,3 кг на человека в год, фактически потребляется — около 10 кг, овощей соответственно — 139 кг и чуть более 80 кг в год на человека).

Изменился рацион питания населения. Усилилась дифференциация в расходах на покупку различных видов продуктов питания среди населения с различным уровнем материального достатка.

В начале декабря 2000 г. рост цен на продовольственные товары к аналогичному периоду 1999 г. составил более 15%. Стоимость минимального набора из 25 основных продуктов питания в среднем по России на начало декабря 2000 г. равнялась 730,0 руб. в расчете на месяц и по сравнению с началом года увеличилась на 10% (стоимость набора в Москве составила 925,0 руб., или на 6% выше, чем в начале декабря 1999 г., в Санкт-Петербурге — 800,0 руб. и выше на 14%).

Скажем о состоянии рынка алкогольной продукции. Меры, принятые в последние два года по усилению роли государства в регулировании и контроле в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (квотирование производства спирта этилового, введение моратория на его импорт, лицензирование производства и оборота этой продукции и т.д.), направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей и пополнение средств федерального и региональных бюджетов.

Продолжает улучшаться структура потребления алкогольных напитков и пива. В прошлом году было отмечено снижение производства и продажи водки и ликеро-водочных изделий в среднем на 10% против уровня 1999 г., при увеличении за тот же период производства вина виноградного и коньяка на 25—30%.

Однако проблема нелегального производства алкогольной продукции остается еще острой. Расчетный уровень нелегального производства водки и ликеро-водочных изделий, с учетом неформального оборота, составлял в 2000 г. свыше 40%.

Что касается рынка непродовольственных товаров, то ситуация здесь выглядит более благополучно и носит сбалансированный характер. Положительные тенденции роста производства непродовольственных товаров сложились практически во всех территориях. В то же время следует отметить, что рост производства большинства непродовольственных товаров лишь компенсировал резкое сокращение объемов их выпуска в предыдущий период.

И хотя на рынке непродовольственных товаров уже происходят позитивные изменения под воздействием серьезной конкуренции между российскими товаропроизводителями и импортерами аналогичной продукции, все же основной составляющей покупательского спроса продолжал оставаться ценовой фактор.

Учитывая, что цена на отечественную продукцию в 1,5—2 раза ниже, чем на аналогичные импортные товары, наблюдается увеличение спроса населения на товары отечественных производителей (стиральные машины, морозильники, пылесосы, трикотажные изделия, ткани, обувь и др.). В результате можно ожидать дальнейшего снижения доли импортных поставок, хотя по отдельным позициям импорт будет занимать устойчивое положение на рынке (радиоэлектроника, фототовары и др.).

Нельзя забывать, что благоприятные условия, созданные кризисом, не вечны и постепенно исчерпываются. Стабилизация рубля при росте цен на внутреннем рынке улучшает положение импортеров. Цены на отечественные и импортные товары постепенно сближаются.

Наступает время реального рынка и реальной конкуренции на равных. На рынке должны быть и импортные, и российские товары, и у потребителя должен быть выбор. В таких условиях наши товары должны быть современными и качественными.

Наметилась тенденция к улучшению качества таких продовольственных товаров, как кондитерские изделия, растительное и сливочное масло, маргарин и майонез, колбасные изделия и копчености, молочные и плодоовощные консервы, минеральная вода и ряд других, процент забраковки которых по сравнению с 1999 г. снизился в среднем на 10%.

Что касается качества промышленных товаров, то положение с ним гораздо хуже, чем с продуктами питания. Количество забракованной продукции по основным видам товаров превышает здесь 40%. Так, в прошедшем году не было допущено к реализации от проверенного количества от 43 до 70% тканей, текстильной галантереи, меха и меховых изделий, кожаной обуви, мебели и др. К большому сожалению, приходится констатировать, что количество забракованных промышленных товаров по сравнению с 1999 г. увеличилось более чем на 17%. Основными же причинами снятия с реализации указанных товаров являются промышленные дефекты, что свидетельствует о безответственном отношении производителей к качеству выпускаемой продукции и низком уровне производственного контроля на предприятиях.

Товарная насыщенность потребительского рынка носит относительно устойчивый характер. Платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания и основные непродовольственные товары будет удовлетворяться в полной мере.

В краткосрочном периоде потребительский рынок будет развиваться в соответствии с Планом действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2003—2004 гг., главной целью которого является повышение уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

Потребность, понимаемая как нужда, необходимость, относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, побудителей производственно-экономической деятельности. Природа социальных потребностей чрезвычайно разнообразна.

С одной стороны, это ряд биологических, физиологических потребностей организма человека, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. Эти потребности заложены в организме людей самой природой человека. В то же время цивилизация расширила круг таких потребностей и изменила кое в чем их характер.

С другой стороны, человек — существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Отсюда многие его потребности порождены тем, что он живет в сообществе людей, общается с другими людьми. Более того, формирование социальных групп, государства, общества приводит к возникновению общественных потребностей.

В рамках проведенного исследования в курсовой работе были решены следующие задачи:

  1. Дана характеристика сущности потребительского поведения
  2. Исследованы модели поведения потребителей
  3. Сопоставлена потребительское поведение с кривыми безразличия и бюджетных ограничений.
  4. Дано понятие потребительского бюджета

  5. Выявлена сущность бюджетных ограничений и покупательской способности как экономических категорий

  6. Описано правило потребительского поведения и условия равновесия.

  7. Проанализированы особенности эффекта замещения и эффекта дохода, и их влияние на поведение потребителей.

В заключительной главе обращено внимание на особенности потребительского поведения на современном российской рынке.

Тема работы была раскрыта путем решения поставленных перед нами задач и анализа теоретических вопросов:

Модель потребительского выбора: кривые и карта безразличия;

Потребительский бюджет и бюджетная линия;

Потребительское поведение на современном российском рынке.

Выявлены возможные модели поведения потребителей на рынке как участников экономических отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 1998.
  2. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех.– Дубна: Феникс, 1996
  3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, — М.: Владос, 1994.
  4. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А.Райзберга, – М.: Инфра-М, 2001.
  5. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2 –М.: Республика, 1992.
  6. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1997.
  7. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 1995.
  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.
  9. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек, 1997.
  10. Экономическая теория: Учебник под общей редакцией В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, — М.: Инфра-М, 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00148 sec

WordPress: 21.34MB | MySQL:119 | 1,956sec