Ценные бумаги как объект налогообложения

<

122914 1546 1 Ценные бумаги как объект налогообложенияАктуальность темы исследования определяется тем, что налогообложение операций с ценными бумагами является составной частью системы налогообложения Российской Федерации. Основы государственной налоговой системы регулируют налогообложение прибыли и доходов, получаемых юридическими и физическими лицами, в частности, и от операций с ценными бумагами. В России законодательно установлены правила организации системы налогообложения и сборов, определены категории плательщиков, а также налоговые ставки. Плательщиками налогов и сборов являются юридические лица, которые последовательно предстают то в роли эмитентов ценных бумаг, то в роли инвесторов, выполняя свойственные им действия с ценными бумагами. Физические лица – участники рынка ценных бумаг, получая доход, также становятся плательщиками налогов.

На основе правил организации системы налогообложения и сборов осуществляется не только ее построение, но и функционирование. Классификация налогов с разделением их на федеральные, региональные и местные служит инструментом для целенаправленного их применения, систематизации и совершенствования.

Порядок налогообложения прибыли и доходов от операций с ценными бумагами функционирует начиная с формирования основ законодательной базы в 1991 г. и по настоящее время с учетом современных изменений и дополнений в виде законов, указов, распоряжений и положений, Налоговый кодекс Российской Федерации.

В законодательной базе налогообложения прибыли и доходов по государственным ценным бумагам в последнее время произошли существенные изменения. Налогообложению подлежат доходы и. прибыль от операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО), облигациями Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациями Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), облигациями государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и ценными бумагами органов местного самоуправления.

Задачи исследования:

– рассмотреть особенности ценных бумаг как объекта налогообложения;

– охарактеризовать общие правила налогообложения операций с ценными бумагами;

– исследовать налог на доходы на физических лиц и единый социальный налог по операциям с ценными бумагами.

 

1.1 Классификация ценных бумаг

 

Ценные бумаги можно группировать по различным направлениям: по видам, по форме и другим. Остановимся подробнее на этих группировках.

1. По видам денных бумаг. Данная классификация содержится в статье 143 ГК РФ, которая так и называется – «Виды ценных бумаг».

В то же время в ряде действующих законодательных и нормативных актов термин «виды ценных бумаг» используется и в ином — менее строгом смысле. Например, в статье 6 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» говорится о нескольких «видах» ценных бумаг, полученных инвестором в результате новации государственных ценных бумаг, проводившейся до вступления в силу главы 25 НК РФ. Однако, как известно, в результате новации и ГКО-ОФЗ, и ОВВЗ 3-ей серии инвесторами были получены только различные государственные облигации, которые, согласно ГК РФ, относятся к одному и тому же виду ценных бумаг – «государственная облигация».

2. По типам ценных бумаг. В различных нормативных документах ценные бумаги разделяются на типы на основе совершенно различных критериев. Так, например, в одном случае к разным типам относят купонные и бескупонные облигации1, в другом – облигации не делят на типы, но выделяют (отождествляя с «категориями») типы акций2.

За пределами разделения ценных бумаг на виды в соответствии с ГК РФ все иные их классификации могут квалифицироваться как классификации по «типам» ценных бумаг. Причем в основе этих классификаций могут лежать самые разные критерии:

  • с точки зрения правил выпуска ценные бумаги подразделяются на эмиссионные (на к ним относятся акции, облигации, жилищные сертификаты, опционные свидетельства) и не эмиссионные. Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг);
  • с точки зрения типа предоставляемых (фиксируемых) ими имущественных прав различают долевые (акции), долговые (облигации, векселя) и производные ценные бумаги (опционы);
  • по отношению к организованному рынку ценных бумаг (ОРЦБ) есть эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на ОРЦБ;
  • акции могут быть разделены на простые и привилегированные, привилегированные — на кумулятивные и некомулятивные, конвертируемые и неконвертируемые;
  • облигации в зависимости от механизма выплаты (получения) по ним дохода бывают процентные, дисконтные и дисконтно-процентные, в зависимости от способа удостоверения субъекта прав по ценной бумаге – именные или предъявительские, в зависимости от эмитента государственные (которые, в свою очередь, делятся на федеральные и субъектов Федерации), муниципальные, Банка России и корпоративные (юридических лиц);
  • опционные свидетельства могут быть свидетельствами на покупку и свидетельствами на продажу и т. д.

3. По форме ценных бумаг. Понятие формы ценных бумаг имеет два основных смысла. Во-первых, это документарная или бездокументарная форма ценных бумаг: именно в таком сочетании используется термин «форма» в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг).

Во-вторых, под формой ценной бумаги понимается совокупность ее реквизитов, отсутствие или несоблюдение правил написания хотя бы одного из которых (дефект формы) делает ценную бумагу недействительной. Самым типичным примером этого является вексель (п. 2 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 и подтвержденного Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», далее ~ Положение о переводном и простом векселе).

 

1.2 Принципы формирования балансовой стоимости ценных бумаг

 

Согласно Порядку отражения операций с ценными бумагами, утвержденному приказом Минфина России от 15 января 1997 г. № 2 (далее – приказ Минфина России № 2), вложения средств организациями в виде инвестиций в ценные бумаги в бухгалтерском учете отражаются как финансовые вложения (п. 3), последние же принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора (п. 3.2 приказа Минфина России № 2, п. 44 Положения по ведению бухгалтерского учета).

При этом следует подчеркнуть два момента: а) в бухгалтерском учете под «фактическими», «фактически произведенными» затратами понимаются не только те затраты, которые уже фактически оплачены, но и те, которые еще лишь начислены в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть независимо от их фактической оплаты1. Применительно к ценным бумагам это подтверждается тем, что в пункте 44 Положения по ведению бухгалтерского учета говорится об отражении «полностью не оплаченных» финансовых вложений (кроме займов) «в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору»;

б) необходимым условием списания затрат по приобретению ценных бумаг на счета учета финансовых вложений является — наряду с завершением начисления этих затрат – переход к организации права собственности на данные облигации. Как зафиксировано в пункте 3.1 приказа Минфина России № 2, указанные счета используются для учета «приобретенных» ценных бумаг, бумаги же, не являющиеся собственностью организации, нельзя считать «приобретенными» ею.

Момент перехода права собственности на акции и облигации, являющиеся эмиссионными ценными бумагами, определяется в порядке, установленном статьей 29 Закона о рынке ценных бумаг) являются:

– в случае нахождения сертификата ценной бумаги непосредственно у ее владельца — в момент передачи этого сертификата приобретателю (для предъявительских ценных бумаг) или с момента передачи ему сертификата после внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя (для именных ценных бумаг);

– в случае депонирования (хранения) сертификата на документарную ценную бумагу в депозитарии или в случае бездокументарных ценных бумаг — в момент (с момента) внесения приходной записи по счету депо или по лицевому счету приобретателя.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами2. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, до получения указанных выше документов, подтверждающих переход к инвестору права собственности на эмиссионные ценные бумаги, затраты, связанные с приобретением бумаг, не могут быть списаны со счета предварительного учета затрат на счета учета финансовых вложений.

Право собственности на вексель как ордерную ценную бумагу удостоверяется указанием на его лицевой (при выдаче) или оборотной (при совершении индоссамента) стороне имени векселедержателя (кредитора) или (при бланковом индоссаменте) самим фактом нахождения векселя у векселедержателя.

В действующем Плане счетов ситуация оплаты расходов по приобретению ценных бумаг до перехода права собственности на них и ситуация перехода права собственности на ценные бумаги до оплаты расходов по их приобретению не разделяются, при этом операция приобретения ценных бумаг как финансовых вложений описана в синтезированном виде: финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. Например, приобретение организацией ценных бумаг других организаций за плату проводится по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

 

1.3. Расходы, связанные с эмиссией (выдачей) и дополнительным обслуживанием ценных бумаг

 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса. Налог на операции с ценными бумагами в статье 270 НК РФ не поименован. Следовательно, он подлежит вычету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Подтверждается такой вывод письмом МНС РФ от 3 июня 2002 г. № ВГ-6-02/779 « «О разъяснении отдельных вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций финансово-кредитными организациями».

Применительно к расходам инвестора по обслуживанию (хранению) ценных бумаг в приказе Минфина РФ № 2 говорится только о расходах по оплате услуг депозитариев при хранении в них бланков (сертификатов) ценных бумаг (п. 7). В бухгалтерском учете эти расходы показываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В Отчете о прибылях и убытках расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг, показываются по статье «Прочие операционные расходы», если они не отражены развернуто к доходам по этим ценным бумагам. При этом состав указанных расходов определяется как оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т. п. (п. 76 приказа Минфина РФ № 60н).

Если же расходы были понесены, скажем, в 2000 году, а доходы получены только в 2001 году, то в 2000 году на сумму расходов должна быть увеличена налогооблагаемая прибыль по строке 4.24 Справки, а в 2001 году они должны быть показаны в бухгалтерском учете и отчетности в качестве убытков прошлого года, выявленных в отчетном году. В этом случае, суммарно, расходы фактически не уменьшат налогооблагаемые доходы.

Не должны были относиться в уменьшение доходов по ценным бумагам расходы, не являющиеся обязательными для получения дохода, — например, по оплате выписок с лицевого счета или счета депо, запрашиваемые владельцем ценных бумаг вне связи с их движением.

С 2002 года все расходы, связанные с хранением ценных бумаг, относятся в целях налогообложения к внереализационным, то есть уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

2 Общие правила налогообложения операций с ценными бумагами

 

2.1 Налог на прибыль

 

Согласно статье 329 НК РФ, датой признания расхода по операциям с ценными бумагами является дата реализации указанных ценных бумаг.

Сумма расходов при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяется исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги (п. 9 ст. 280 НК РФ). При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Доход представляет собой сумму средств от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества организации, а также от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других организаций, от предоставления имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанные с производством продукции и ее реализацией.

Юридическое лицо от операций с ценными бумагами может получить доходы в виде:

суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении облигаций в стоимостном выражении в безналичной форме или имущественном эквиваленте (например, в виде слитков золота);

купонного дохода в соответствии с условиями выпуска в виде
процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации;

дивиденда по акциям;

дисконта по долговым ценным бумагам в соответствии с условиями выпуска, не предусматривающими его процентных выплат;

положительной разницы от перепродажи ценных бумаг;

комиссионных вознаграждений за оказание услуг на рынке ценных бумаг.

Налоговая ставка на доходы от операций организаций с ценными бумагами устанавливается в размере 24%. При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%,
    зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%,
    зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%,
    зачисляется в местные бюджеты.

Налоговые ставки на доходы от операций с ценными бумагами иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере 20%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

  • 6% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских
    организаций российскими организациями и физическими лицами;
  • 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

.К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

  • 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
  • 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Доход организаций от операций с ценными бумагами

Налоговой базой по государственным ценным бумагам может быть:

1. Разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки. По государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) в качестве дохода признается разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки облигации с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Установлено, что убытки от реализации (выбытия) ценных бумаг могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данных ценных бумаг.

2.    Часть накопленного купонного дохода. Доход, получаемый от операций с ценными бумагами, может быть и в виде части суммы накопленного купонного дохода или процента к номинальной стоимости облигаций, рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при их продаже или в случае погашения купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным при покупке облигаций. Это правило относится к облигациям федерального займа, облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, если в условиях выпуска при их обращении предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. При этом сумма накопленного купонного дохода или процента к номинальной стоимости облигаций, подлежащего вычету из валовой прибыли, должна соответствовать размеру дохода, рассчитываемого исходя из заявленного эмитентом дохода в виде процента или купона по данному виду облигаций, и времени фактического нахождения ее на балансе владельца.

3.    Проценты, если в условиях выпуска не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу. Доход может быть также и в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, а также государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органо вместного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.

Говоря о налоговом учете расходов по приобретению и реализации ценных бумаг, следует обратить внимание на то, что в статьях 280 и 300 НК РФ понятия «цена приобретения» и «расходы по приобретению» ценной бумаги используются в различном смысле, не как синонимы. При этом первое понятие оказывается шире второго, превышая его, скорее всего, на величину расходов, производимых сверх покупной стоимости самой ценной бумаги, уплачиваемой в соответствии с договором купли-продажи ее продавцу. В то же время в подпункте 7 пункта 7 статьи 272 НК РФ говорится о расходах, связанных с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, то есть в этом случае понятие «расходов по приобретению» оказывается более широким, чем стоимость самой ценной бумаги, уплачиваемой в соответствии с договором купли-продажи ее продавцу. В этой ситуации представляется более точным руководствоваться смыслом, придаваемым рассматриваемым понятиям специальными статьями о ценных бумагах – статьи 280 и 300 НК РФ.

Вместе с тем в главе 25 НК РФ отсутствует примерный перечень расходов по приобретению ценных бумаг. МНС РФ к расходам, связанным с приобретением и выбытием (реализацией), относит прямые расходы по оплате услуг специализированных организаций и иных лиц за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые посредникам (включая оплату услуг депозитариев, связанных с переходом права собственности), и вознаграждения, уплачиваемые организациям, обеспечивающим заключение и исполнение сделок; другие обоснованные и документально подтвержденные прямые расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, в том числе, например, оплата услуг депозитария за хранение ценных бумаг, оплата услуг1.

В связи с включением МНС в состав расходов, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг оплаты услуг депозитария за хранение ценных бумаг и оплаты услуг реестродержателя (очевидно, тоже за хранение ценных бумаг), отметим, что, согласно пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ, расходы, связанные с хранением ценных бумаг, относятся к внереализационным.

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1)    по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

2)    по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

3)    по стоимости единицы (п. 9 ст. 280 НК РФ).

Таким образом, в целях налогообложения нельзя применять метод средней себестоимости (допускаемый в целях бухгалтерского учета). Причем, по мнению МНС РФ, методы ФИФО и ЛИФО применяются только при реализации и выбытии эмиссионных ценных бумаг и не применяются при реализации или выбытии векселей и других неэмиссионных ценных бумаг2.

Оценка ценных бумаг при методе ФИФО основана на допущении, что ценные бумаги продаются в течение месяца в последовательности их поступления (приобретения), то есть ценные бумаги, первыми поступившие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости ценных бумаг, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка ценных бумаг, находящихся в остатке на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретения, а в себестоимости реализации (выбытия) ценных бумаг учитывается себестоимость ранних по времени приобретения.

Себестоимость реализованных (выбывших) ценных бумаг определяется путем вычитания из суммы себестоимости остатков ценных бумаг на начало месяца и себестоимости поступивших за месяц ценных бумаг себестоимости остатка ценных бумаг на конец месяца.

Этот метод можно также применять в течение месяца на каждую дату выбытия внутри месяца ценных бумаг, используя оценку остатка ценных бумаг, определенную по методу ФИФО, на дату предшествующей операции (так называемый метод скользящей ФИФО).

<

Оценка ценных бумаг при методе ЛИФО основана на допущении, что ценные бумаги, первыми поступившие в продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени приобретения. При применении этого метода оценка ценных бумаг, находящихся в остатке на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретений, а в себестоимости реализации (выбытия) ценных бумаг учитывается себестоимость последних по времени приобретений.

Себестоимость реализованных (выбывших) ценных бумаг определяется путем вычитания из суммы себестоимости остатков ценных бумаг на начало месяца и себестоимости поступивших за месяц ценных бумаг себестоимости остатка ценных бумаг на конец месяца.

Этот метод можно также применять в течение месяца на каждую дату выбытия внутри месяца ценных бумаг, используя оценку остатка ценных бумаг, определенную по методу ЛИФО, на дату предшествующей операции (так называемый метод скользящей ЛИФО).

Последовательность, в которой приобретенные ценные бумаги должны ставиться на учет в рамках одного дня (в порядке, указанном дилером, по алфавитному списку эмитентов или дилеров, по-другому), определяется инвестором самостоятельно с фиксированием выбранного порядка в учетной политике.

В пункте 2 статьи 280 НК РФ состав расходов при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяется сходным образом – исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию. Непрофессиональными участниками рынка ценных бумаг налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется отдельно, и что только профессиональные участники рынка ценных бумаг при формировании налоговой базы по операциям с ценными бумагами могут учитывать и иные доходы и расходы, определенные в соответствии с главой 25 НК РФ.

В целях налогового учета убытков от реализации ценных бумаг все ценные бумаги разделены только на две категории — обращающиеся и не обращающиеся на ОРЦБ, не предусматривающие никакого дальнейшего деления (п. 8 ст. 280 НК РФ). Условия отнесения ценных бумаг к обращающимся на ОРЦБ установлены в пункте 3 статьи 280 НК РФ.

В отношении ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

При соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены

В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг (п. 5 ст. 280 НК РФ).

НК РФ не предусмотрено каких-либо особых правил для определения цены сделки с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, при совершении сделки вне ОРЦБ. Исходя из этого, МНС РФ разъяснило, что в такой ситуации цена все равно определяется на основании данных организатора торговли в соответствии с правилами, установленными для ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, указанными в пункте 5 статьи 280 НК РФ1.

Для расчета рыночной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, применяется понятие средневзвешенной цены ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. В случае, если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли (п. 4 ст. 280 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 280 НК РФ, в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  1. если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних
    12 месяцев;
  2. если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги,
  3. рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

    В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. В частности, для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию; для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте.

    В связи с тем, что законодательством Российской Федерации не установлено понятия «рыночная ставка ссудного процента» до специальных указаний в качестве рыночной величины ставки ссудного процента специалисты МНС РФ и Минфина РФ считают возможным использовать ставку MIACR.

    Ставка MIACR- это фактическая ставка межбанковских кредитов в Москве (в отличие от ставки MIBID, по которой банки соглашаются (объявляют о своей готовности) взять кредиты от других банков, и ставки М1ВОК, по которой банки согласны (предлагают) предоставить кредиты другим банкам). Таким образом, MIACR – это ставка годового процента, по которой действительно предоставлялись кредиты на московском межбанковском рынке.

    Рассчитывается эта ставка как средневзвешенная величина годовых процентов по объемам фактических сделок по предоставлению кредитов коммерческими банками коммерческим банкам за предыдущий день, причем по каждому сроку отдельно. Производит эти расчеты Информационный консорциум Банка России на основе официальной отчетности коммерческих банков, имеющих наибольшие объемы предоставленных межбанковских кредитов.

    Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ.

    Перенос убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦВ, и ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ, осуществляется непрофессиональными участниками рынка ценных бумаг (как в рамках одного налогового периода, так и за его пределами) раздельно по указанным ценным бумагам в пределах доходов, полученных от операций с соответствующей категорией ценных бумаг (п. 10 ст. 280 НК РФ).

    Условия налогообложения сделок РЕПО изложены в статьях 282, 333 НК РФ.

    Сделка РЕПО – это две взаимосвязанные сделки купли-продажи с переходом каждый раз права собственности на ценные бумаги. При этом условие о совершении обеих сделок и условия каждой из них должны содержаться в одном договоре. В противном случае сделка, являющаяся фактически сделкой РЕПО, но оформленная двумя самостоятельными договорами купли-продажи, не будет являться, по крайней мере, в целях налогообложения сделкой РЕПО.

    Предметом РЕПО могут быть только эмиссионные ценные бумаги. При этом возвращаться по второй части РЕПО должны бумаги того же выпуска, что были получены по первой части сделки (напомним, что, согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, выпуск ценных бумаг – это совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер).

    Цена и срок исполнения второй части РЕПО не подлежит изменению, то есть в целях налогообложения к сделкам РЕПО неприменима норма пункта 2 статьи 424 ГК РФ о возможности изменения цены после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором.

    Ограничивается в целях налогообложения также срок и действия и срок, на который может продлеваться договор о сделке РЕПО, – на срок, не превышающий количество дней от даты исполнения сделки по условиям ее заключения до конца отчетного периода.

    Если после исполнения второй части РЕПО сторона, выкупившая свои ценные бумаги, захочет их реализовать в рамках обычной сделки купли-продажи, то расходы по приобретению данных ценных бумаг будут определяться в целях налогообложения на дату их первоначального приобретения, а не на дату и не по ценам второй части РЕПО.

    С экономической точки зрения сделки РЕПО являются или предоставлением денежного займа (кредита) под залог ценных бумаг, или предоставлением займа вещами (товарного кредита) в виде ценных бумаг. Разница между ценой первой и второй части РЕПО есть процент, уплачиваемый за пользование заемными средствами. В силу этого финансовый результат от операции РЕПО определяется в целях налогообложения не по каждой части отдельно, а суммарно по обеим частям сделки.

    Если продавец по первой части РЕПО продает бумаги по более низкой цене, чем потом их выкупает, то есть в целом несет убыток, значит, при совершении второй части РЕПО он уплачивает проценты за пользование денежными средствами, полученными по первой части сделки.

    Если же продавец по первой части РЕПО продает бумаги по более высокой цене, чем потом их выкупает, то есть в целом получает прибыль, значит, при совершении второй части РЕПО ему уплачивают проценты за пользование ценными бумагами, полученными от него в первой части сделки.

    Соответственно доход или расход покупателя по первой части РЕПО определяется в обратном порядке.

    Во всех этих ситуациях указанные проценты включаются в целях налогообложения в состав внереализационных доходов или расходов.

    Чтобы поставить барьер на пути бесконечного затягивания определения финансового результата от сделок РЕПО в целях налогообложения, предусмотрено «принудительное» определение самостоятельного финансового результата от реализации по первой части сделки не выкупленных вовремя (в пределах отчетного периода) ценных бумаг. Причем в этом случае определение указанного финансового результата производится «задним числом» — на дату исполнения первой части РЕПО.

    Еще одно «наказание» за нарушение сроков обратного выкупа ценных бумаг состоит в том, что цена реализации не выкупленных вовремя ценных бумаг принимается для целей налогообложения с учетом положений пунктов 5 и 6 статьи 280 НК РФ (то есть по рыночным ценам) на дату реализации таких ценных бумаг, тогда как при своевременном исполнении второй части РЕПО прибыль и убытки сторон определяются на основе установленных ими цен по обеим частям сделки без учета рыночных цен реализации ценных бумаг, участвующих в РЕПО (п. 8 ст. 282 НК РФ).

    Если сделка РЕПО совершается с государственным или муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, то появляется необходимость раздельного учета в целях налогообложения финансового результата от РЕПО с «телом» облигации и полученного в результате РЕПО дохода в виде накопленного купонного дохода (НКД).

    Учет дохода в виде НКД производится каждой стороной РЕПО в рамках сделки в общем порядке, при этом покупатель по первой части РЕПО определяет общий доход в виде НКД с учетом дохода, выплаченного эмитентом в период нахождения облигации у покупателя.

     

    2.2. Особенности налога на добавленную стоимость

     

    В главе 21 НК РФ операции с ценными бумагами относятся к необлагаемым оборотам. Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) непосредственно реализация ценных бумаг.

    По вопросу об освобождении реализации ценных бумаг от НДС в главе 21 НК РФ существуют следующие нормы.

    Одна прямая – об освобождении ценных бумаг от налога при ввозе на территорию РФ. При этом формулировка подпункта 10 пункта 1 статьи 150 НК РФ почти дословно повторяет текст, всегда присутствовавший в инструкциях ГТК РФ и ГНС (МНС) РФ о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.

    Другая – «косвенная», вытекающая из положения о том, что при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса налоговая база определяется отдельно по каждому из виду активов предприятия (п. 1 ст. 158 НК РФ). Это значит, что реализация ценных бумаг освобождается от НДС не только при их реализации как самостоятельного вида имущества, но и когда они реализуются в составе предприятия в целом как имущественного комплекса.

    В связи с нормой пункта 4 статьи 149 НК об обязанности налогоплательщика вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобождающихся от налогообложения) в соответствии с положениями данной статьи, следует напомнить постановление ВАС РФ от 29 февраля 2000 г. № 5323/99. Согласно этому постановлению, ведение учета доходов и затрат по операциям с ценными бумагами в соответствии с приказом Минфина РФ № 2 в полной мере обеспечивает выполнение требования о раздельном учете облагаемых и необлагаемых операций и никакого дополнительного раздельного учета операций с ценными бумагами не требует. В главе 21 НК:

  • возможность отказаться от льготы в виде освобождения от налога не распространяется на обороты по реализации ценных бумаг (см. соответственно последний абзац п. 1 ст. 5 и п. 5 ст. 149 НК РФ);
  • лицензия для освобождения от налогообложения реализации ценных бумаг необходима только при ведении лицензируемой дилерской деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ), под которой понимается совершение сделок куп
    ли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством по купки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг).

Норма старого Закона о НДС о том, что от налога не освобождаются брокерские и иные посреднические услуги, связанные с обращением ценных бумаг (п. «ж» ст. 5), поглощена в гл.21 НК РФ более общей (и четче сформулированной) нормой пункта 7 статьи 149: освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров,

Согласно пункту 4 статьи 169 НК РФ счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг) независимо от профессионального статуса налогоплательщика. Однако, если по недосмотру или какой-то иной причине налогоплательщик при совершении указанных операций, включая реализацию ценных бумаг, выставит покупателю счет-фактуру с выделением в нем сумм налога, он должен будет уплатить эти суммы в бюджет (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ), несмотря на то что отказ от освобождения, как уже указывалось, запрещен.

Рассмотрим особенности уплаты НДС по услугам, связанным с приобретением ценных бумаг.

Методологически вывод о том, что НДС по услугам, связанным с приобретением ценных бумаг, входит в учетную стоимость ценной бумаги в качестве составной части «фактических затрат», основан на норме о том, что невозмещаемые налоги, а следовательно, и невозмещаемый НДС включаются в стоимость актива в качестве затрат, связанных с его приобретением.

Согласно же налоговому законодательству, НДС по услугам, использованным для осуществления операций, освобожденных от НДС, — к которым всегда относились и операции с ценными бумагами — никогда не подлежал возмещению (ст. 170 НК РФ).

В настоящее время налоговый учет НДС по услугам, использованным для осуществления необлагаемых (освобожденных от налогообложения) операций, полностью совпадает с его налоговым учетом, поскольку и в налоговом учете этот НДС будет включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, путем включения в стоимость активов (товаров), работ, услуг (ст. 170 НК РФ)1.

Проанализируем особенности уплаты НДС по расходам, связанным с эмиссией (выдачей) и дополнительным обслуживанием ценных бумаг

Услуги, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг и выдачей векселей, с дополнительным обслуживанием ценных бумаг, включая услуги депозитариев и регистраторов (в том числе по хранению ценных бумаг), облагаются НДС.

Главой 25 НК РФ все рассматриваемые расходы были признаны уменьшающими налогооблагаемую прибыль. В состав внереализационных расходов включаются расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы (подп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Однако это не привело к возможности вычета НДС по указанным услугам, поскольку они по-прежнему остались приобретаемыми для осуществления необлагаемых НДС операций. Вычету же, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ, подлежит НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. А пункт 2 статьи 170 НК РФ устанавливает, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). При этом Законом № 57-ФЗ снято ограничение, в соответствии с которым речь могла идти только о тех товарах (работах, услугах), которые не подлежали налогообложению (освобождались от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ.

 

 

 

3 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог по операциям с ценными бумагами

 

3.1 Налогообложение доходов физических лиц от операций с ценными бумагами

 

Доход физических лиц от операций с ценными бумагами включает дивиденды по акциям, проценты по облигациям, доход в виде дисконта при погашении облигаций, приобретенных по цене ниже номинала, а также при купле-продаже ценных бумаг. Перечисленные виды доходов граждан образуются от обращения государственных и корпоративных ценных бумаг. Однако налогообложению подвергаются не только перечисленные доходы, но и проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, открытым:

  • в рублях — если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действующей в течение периода существования вклада;
  • в иностранной валюте — если проценты выплачиваются выше
    ставки рефинансирования, установленной Банком России.

Характерным примером применения приведенной схемы налогообложения является налог на доход от вложений средств граждан в сберегательные сертификаты банков России. Если в результате данной операции полученный доход превышает учетную ставку, установленную Банком России, то он подлежит налогообложению.

Законодательную базу по налогообложению доходов физических лиц представляет Налоговый кодекс РФ. Физические лица согласно Налоговому кодексу РФ должны уплачивать налог от доходов, полученных от операций с ценными бумагами.

Для целей налогообложения вначале следует определиться с налогооблагаемой базой, а затем применить ставку налогообложения.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму предусмотренных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. При определении налоговой базы при выполнении операций с ценными бумагами следует учесть ряд особенностей.

Особенностью определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг является то, что в этом случае налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. В свою ‘очередь, порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.

Следующей особенностью является уплата налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации.

Сумма налога на доходы физических лиц в этом случае касается полученных дивидендов и определяется с учетом следующих положений:

1)    сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке 6%.

При этом налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на сумму, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, полученная разница не подлежит возврату;

2)    если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, которая признается налоговым агентом, она определяет сумму налога отдельно по
каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате доходов по ставке 6%, в порядке, предусмотренном ст. 275 Налогового кодекса РФ.

При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструмента срочных сделок, базисным активом по которым являются пени бумаги, учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

  • купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;
  • купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных
    фондов, включая их погашение;
  • с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления, являющегося физически лицом.

Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков.

Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, в то] числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляю щей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд), либо имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделка купли-продажи.

Законодательно налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.

Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отношении:

  • специально установленных кодексом доходов;
  • страховых выплат по договорам добровольного страхования;
  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

 

3.2 Организация приобретает ценные бумаги у физического лица

 

Доход, возникающий у физического лица при реализации им ценных бумаг организации определяется на основании статьи 214.1 НК РФ. Остановимся на основных особенностях установленного этой статьей порядка).

Все ценные бумаги разделены на две категории – обращающиеся и не обращающиеся на ОРЦБ. Налоговая база по сделкам с ценными бумагами каждой категории определяется отдельно и во многом по-разному.

Доход (убыток) по сделке купли-продажи ценных бумаг любой категории определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенные и документально подтвержденные налогоплательщиком. При этом следует иметь в виду, что помимо стоимости ценных бумаг по договору купли-продажи к расходам могут быть отнесены суммы, уплачиваемые или возмещаемые только профессиональным участникам рынка ценных бумаг и только в связи с их профессиональной деятельностью. Поскольку нами рассматриваются только операции с ценными бумагами непосредственно между физическим лицом и организацией, не являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, постольку речь будет идти, главным образом, о бумагах, не обращающихся на ОРЦБ.

В случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ: в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи ценных бумаг, если при этом бумаги находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, то сумма вычета не может превышать 125 000 руб. Имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. При этом, как следует из пункта 3 статьи 214.1 НК РФ, организация, напрямую приобретающая ценные бумаги у физического лица, не рассматривается в качестве источника дохода.

Иными словами, если физическое лицо — продавец самостоятельно заключает договора купли-продажи ценных бумаг, принадлежащих ему на праве собственности, то уплата налога с суммы полученного дохода, в том числе с предоставлением вышеуказанного имущественного налогового вычета или вычета в размере фактически произведенных расходов производится самим физическим лицом по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган на основании статьи 228 НК РФ. Именно такая позиция зафиксирована в письме МНС РФ от 14 августа 2002 г. № 04-1-09/888-АА417 «О налогообложении доходов физических лиц».

При этом не говорится, что организация, являющаяся источником выплаты дохода, обязана в соответствии со статьей 230 НК РФ представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных в налоговом периоде физическим лицам-продавцам ценных бумаг доходах. Объясняется это, по нашему мнению, тем, что указанная обязанность возлагается пунктом 2 статьи 230 НК РФ не на источник выплаты дохода, а на налогового агента, которым, как отмечено выше, организация-покупатель ценных бумаг не является.

 

3.3 Организация продает ценные бумаги физическому лицу

 

В этом случае доходом, получаемым физическим лицом, является материальная выгода, исчисляемая как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ). Датой получения рассматриваемого дохода будет день приобретения ценных бумаг (подп. 3 п. 1 ст. 223). В связи с этим напомним, что факт приобретения ценной бумаги фиксируется и устанавливается в соответствии со статьей 29 Закона о рынке ценных бумаг.

Порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы ее колебаний устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг (п. 4 ст. 212 НК РФ). Однако до настоящего момента этот порядок определен ФКЦБ только по отношению к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ (Распоряжение ФКЦВ № 1087-р). И если ценная бумага, обращающаяся на ОРЦБ, будет реализована физическому лицу вне ОРЦБ, то при решении вопроса о наличии или отсутствии у физического лица материальной выгоды организация-продавец должна будет руководствоваться установленным ФКЦБ порядком определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы ее колебаний.

По отношению же к ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ и (или) не имеющим на момент приобретения рыночной цены, порядок определения рыночной цены в главе 23 НК РФ не установлен, следовательно, исчисление материальной выгоды по таким ценным бумагам производиться не может. В связи с этим следует отметить, что пункт 4 статьи 212 исключает возможность применения в целях налога на доходы физических лиц способа установления рыночной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, сформулированного в статье 280 НК РФ в целях налога на прибыль.

В то же время заметить, что облагается материальная выгода в виде разницы цен по ценным бумагам так же, как и материальная выгода по товарам (работам, услугам): по ставке 13 % (ст. 224 НК РФ). При этом налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом. И если порядок определения рыночной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, в целях налога на доходы физических лиц будет установлен, то организация, продавшая физическому лицу ценные бумаги по цене, ниже рыночной, будет являться налоговым агентом. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев, (п. 2, 5 6 ст. 226 НК РФ).

В целях единого социального налога (ЕСН) материальная выгода по ценным бумагам отдельно не выделялась, являясь, по-видимому, составной частью материальной выгоды от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами) (п. 4 ст. 237 НК РФ).

Однако по отношению к ценным бумагам материальная выгода в целях единого социального налога в 2001 году не могла быть определена.

Во-первых, согласно исчерпывающему перечню взаимозависимых лиц, приведенному в пункте 1 статьи 20 НК РФ, работник и организация-работодатель не являются взаимозависимыми лицами (признать их таковыми можно только через суд в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ).

Во-вторых, в целях ЕСН указанные виды дополнительной материальной выгоды должны были учитываться по стоимости товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленной исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений статьи 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен (п. 4 ст. 237 НК РФ). Однако до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ, в которых предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг, положения, предусмотренные подпунктом 3, 10 статьи 40 НК РФ, не применялись при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг1. В контексте последней нормы вступление в силу статьи 214.1 НК РФ, хотя в ней и предусмотрено «налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг», ситуации, по-видимому, не меняло, так как не являлось «введением в действие соответствующих глав части второй НК РФ». Таким образом, отсутствовал порядок применения статьи 40 НК РФ к ценным бумагам, а следовательно, и механизм исчисления по ним материальной выгоды.

С 2002 года понятие материальной выгоды в целях ЕСН более не существует.

 

3.4 Организация оплачивает ценные бумаги за физическое лицо

 

В целях налога на доходы на физических лиц это считается выплатой дохода в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Налоговая база при по лучении такого дохода определяется как стоимость ценных бумаг, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ).

В настоящее время в соответствии с положениями главы 25 НК РФ налоговая база (рыночная стоимость оплаченных ценных бумаг) определяется в порядке, установленном статьей 280 НК РФ.

Составной частью налоговой базы по ЕСН является «полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи» (п. 1 ст. 237 НК РФ). Являясь доходом в натуральной форме, стоимость указанных товаров (работ, услуг) учитывается на день их оплаты исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен (п. 4 ст. 237 НК РФ). При этом, как и в случае с налогом на доходы физических лиц, налоговая база по оплаченным за физическое лицо (или членов его семьи) ценным бумагам определяется на основании порядка определения рыночной цены ценных бумаг, установленного статьей 280 НК РФ.

Законом № 71-ФЗ все вопросы касающиеся налогообложения налогом на доходы физических лиц, операций с ценными бумагами, были сведены в статье 214.1 и в связи с этим – исключены из других статей. В частности, из статьи 220 НК РФ была исключена норма, согласно которой если налогоплательщиком были на безвозмездной основе или с частичной оплатой приобретены (получены) в собственность ценные бумаги, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг. Заметим, что, если при приобретении ценных бумаг с разницы между их рыночной стоимостью и ценой приобретения уже был уплачен налог, то при получении дохода от реализации этих ценных бумаг такая разница не должна облагаться налогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность законодательных мер, обеспечивающих поступление в бюджеты различных уровней налогов, сборов, пошлин, акцизов и других видов обязательных платежей, уплачиваемых налогоплательщиками — юридическими и физическими лицами.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Налоговый кодекс. Классификация налоговых платежей представлена классификационными признаками по способу исчисления, видам налогов, ставкам платежа, объектам и субъектам налогообложения, предоставляемым льготам, периодичности налогообложения и по функциональному назначению. Современная система налогообложения строится на основе федеральных, региональных и местных налогов.

Налогообложение доходов эмитентов от операций с ценными бумагами связано с тем, что при осуществлении выпуска ценных бумаг эмитент — юридическое лицо обязано уплатить налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинальной суммы выпуска. Выручка от размещения собственных акций налогом не облагается.

Средства, поступающие от размещения акций по цене, равной номиналу, включаются в состав уставного капитала. Сумма, образовавшаяся от превышения цены размещения над номиналом, так называемый эмиссионный доход, учитывается в составе добавочного капитала и используется только для капитализации прибыли.

Доход юридического лица от размещения собственных долговых ценных бумаг по номиналу не облагается налогом, в то время как доход в виде ажио подлежит налогообложению. Налогоплательщики —- юридические лица не уменьшают налогооблагаемую базу и расходы по выплате дохода инвесторам покрывают за счет чистой прибыли.

Инвесторы, получая дивиденды по акциям, в налогооблагаемую базу их не включают, поскольку налоговые выплаты в свое время произвел за них эмитент.

Проценты по долговым негосударственным ценным бумагам инвесторы в полном объеме включают в налогооблагаемую базу. Процентный доход по государственным ценным бумагам, выпущенным в обращение до 21 января 1997 г., налогом не облагается. Полученный доход исключается из налогообложения у всех категорий налогоплательщиков. Этот порядок касается и тех ценных бумаг, по которым проценты уплачиваются не только государством, но и покупателем продавцу. Эта ситуация может возникнуть при совершении сделок с такими ценными бумагами, в условиях выпуска которых стоимость накопленного купонного дохода входит в цену сделки.

Доход в виде процента по государственным ценным бумагам и ценным бумагам местных органов власти у всех категорий налогоплательщиков облагается налогом по ставке 15%. Доход, полученный от перепродажи (погашения) всех остальных ценных бумаг, банки, кредитные организации, страховые компании уплачивают по ставке 24%, нерезиденты — 20%, другие юридические лица — 30%. Если инвестор понес убыток от перепродажи (погашения) ценных бумаг, то налогооблагаемая база уменьшается и расходы покрываются за счет чистой Прибыли по тем акциям и облигациям, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг.

Доход инвесторов от переоценки государственных краткосрочных бескупонных облигаций подлежит налогообложению по ставке 15%. Убытки, полученные от переоценки ГКО, не уменьшают налогооблагаемую базу.

Налоги с доходов от переоценки облигаций федеральных займов банки, кредитные организации, страховые компании уплачивают по ставке 24%, нерезиденты — 20%. При налогообложении доходы могут быть уменьшены на расходы от переоценки облигаций отдельно по каждому выпуску в пределах полученных доходов. Расходы от переоценки облигаций федеральных займов не уменьшают налогооблагаемую базу ни при каких условиях.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг получают вознаграждение в виде комиссионных за выполнение услуг брокера, дилера, организатора торговли на биржевом и внебиржевом рынке, доверительного управляющего, депозитария, специализированного регистратора и клиринговой организации. Следует отметить, что порядок налогообложения дилеров аналогичен налогообложению доходов инвесторов.

Доход, полученный по ценным бумагам физическими лицами, подлежит налогообложению с учетом предоставленных льгот.

В соответствии с современной законодательной базой налогообло-гаемой базой служит совокупный доход, полученный физическими лицами в календарном году. В составе совокупного годового дохода учитываются выплаты, полученные как в денежной, так и в натуральной форме.

Физические лица получают доход от ценных бумаг в виде дивидендов по акциям и процентных выплат по долговым ценным бумагам. Эти виды доходов включаются в совокупный годовой доход и подлежат налогообложению.

Процентные выплаты гражданам по государственным ценным бумагам и ценным бумагам, выпушенным в обращение органами местного самоуправления, подоходным налогом не облагаются. Однако этому правилу закономерно следовать только в том случае, если доходы выплачиваются по истечении срока погашения, установленного условием их выпуска.

Налог на доходы удерживается с физического лица юридическими лицами в момент выплаты ему дохода, а в том случае, если доход физическому лицу выплачивает другое физическое лицо, то при совершении сделок подоходный налог не удерживается.

Налог с имущества граждан, переходящего в порядке наследования и дарения, затрагивает и ценные бумаги. При оформлении права наследования, если общая стоимость переходящего в собственность гражданина имущества превышает в 850 раз установленный законом размер минимальной оплаты труда, действующий на дату открытия наследства, то налог уплачивается только с суммы превышения.

При составлении договора дарения законом предусмотрено, что налог уплачивается только в том случае, если в момент совершения сделки дарения общая стоимость переходящего в собственность гражданина имущества превышает в 80 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, действующий на эту дату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. № 31. Ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.07.200 г. № 117-ФЗ // СЗ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  6. Федеральный закон РФ от 1 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  7. О рынке ценных бумаг: ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ № 89-ФЗ от 28.07.2004 г.) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  8. Федеральный закон от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ « О внесении изменений и дополнений часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  9. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ « О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
  10. Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС РФ от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98
  11. Письмо МНС РФ от 3 июня 2002 г. № ВГ-6-02/779 «О разъяснении отдельных вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль»
  12. письмо МНС РФ от 14 августа 2002 г. № 04-1-09/888-АА417 «О налогообложении доходов физических лиц».
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н
  14. Порядок присвоения государственного регистрационного номера выпускам облигаций Центрального банка Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 3 ноября 1999 г. № 70н
  15. Приложение 3 к Стандартам эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденным постановлением ФКЦБ по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. № 48.
  16. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело.– М.: экономист, 2004.
  17. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2006.
  18. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2005.
  19. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2005.
  20. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2005.
  21. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб, 2005.
  22. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 2006.
  23. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2005.
  24. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2005.
  25. Пансков В.Г. Еще раз о назревших изменениях в российской налоговой политике//Российский экономический журнал. 2004. № 3.
  26. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М., 2004.
  27. Середа А.А. Финансовые ресурсы инвестиционного процесса в российской экономике. Ростов-на-Дону, 2005.
  28. Смит А. Исследование природе и причинах богатства народов.–М.: Соцгиз. 1962.
  29. Ткаченко Т.В. Функции налогов // Право и жизнь. 2004. № 7.
  30. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. –М.: Финансы, 2006.
  31. Ценные бумаги: новое в учете и налогообложении.–М.: Бератор-Пресс, 2006.

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00044 sec

WordPress: 22.84MB | MySQL:117 | 2,517sec