ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

<

121914 1802 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫФедеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (НК РФ, а до вступления в действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральными законами) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Статья 13 НК РФ1 к федеральным налогам и сборам относит: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.

Первой главой, представляющей вторую часть НК РФ, является 21 глава «Налог на добавленную стоимость», в которой указано, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налоговым периодом (в том числе для плательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается квартал.

Объектом налогообложения признается: а) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; б) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету; в) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; г) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налогообложение производится по налоговым ставкам 0%, 10% и 18% в соответствии с правилами, определенными в статье 164 НК РФ.

Взимание акцизов регулируется главой 22 НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.

Объект налогообложения определен статьей 182 НК РФ, а налоговый период – статьей 192 НК РФ.

«Налог на доходы физических лиц» введен в действие главой 23 НК РФ1 с 1 января 2001 года. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (9%, 13%, 30%, 35%). При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, социальных, имущественных и профессиональных, оговоренных в статье 218, 219, 220 и 221 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Отношения с бюджетом по поводу социального страхования и пенсионного обеспечения регламентирует глава 24 НК РФ «Единый социальный налог». Согласно ей, плательщиками налога признаются: лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели); физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Статья 236 НК РФ1 дает определение объекту налогообложения ЕСН, которым признаются: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг; доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Так же, глава 24 НК РФ регламентирует налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН статьями 241, 239 и 243 соответственно.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» введена Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

В статье 274 НК РФ дано определение налоговой базы.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Согласно статье 284 НК РФ налоговая ставка по обычным видам доходов устанавливается в размере 20 процентов, в том числе: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2,0 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 29 НК РФ. Согласно статье 334 НК налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты налогообложения определены статьей 336 НК РФ.

Глава 25.1 НК РФ1 регулирует взимание сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Статья 333.1 НК РФ устанавливает, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе — плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе — плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Согласно статье 333.2 НК РФ объектами обложения признаются:

<

– объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.

Главой 25.2 НК РФ регулируется водный налог.

Глава 25.3 НК РФ1 посвящена государственной пошлине. Согласно статье 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

 

Региональные налоги и сборы – обязательные и безвозмездные взносы в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Статья 14 НК РФ1 к региональным налогам относит:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Транспортный налог представляет собой один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй — это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

Транспортный налог – это налог региональный. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (статьи 356 — 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм главы 28 НК РФ Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ2.

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 361 НК РФ законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности их двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства соответственно (п. 1 ст. 361 НК РФ). Поэтому принадлежность объекта налогообложения к той или иной категории транспортных средств имеет важное значение при выборе налоговой ставки, в соответствии с которой будет исчисляться транспортный налог. При этом рекомендуется налогоплательщикам (письма Минфина РФ от 05.12.2005 № 03-06-04-04/47, от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15) пользоваться Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (далее – Сравнительная таблица1).

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ. Согласно статье 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются согласно статье 366 НК РФ1:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 НК РФ, в соответствии со статьей 367 НК РФ налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Глава 30 регулирует налог на имущество организаций. Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Местные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. Статья 15 НК РФ к местным налогам относит: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.1

Налог на имущество физических лиц относится к числу местных налогов. Введение его обязательно на всей территории Российской Федерации. Налог взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Инструкции МНС России «По применению Закона Российской Федерации от 2 ноября 1999 г. № 54 «О налогах на имущество физических лиц», разъясняющей порядок определения объекта обложения, исчисления и уплаты налога.

Плательщики налогов на имущество физических лиц — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Право собственности на различные виды имущества возникает чаще всего при совершении покупки, обмена, дарения, наследства, нового строительства. Факт владения имуществом (после соответствующей регистрации), отнесенным к объекту обложения, причисляет физических лиц независимо от гражданства к плательщикам налога.

Объектом налогообложения является находящееся в собственности физических лиц следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоговая база для исчисления налога определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации (в случае если она не определялась, то налог исчисляется от стоимости имущества, определяемой для расчета сумм по государственному обязательному страхованию).

Инвентаризационная стоимость рассчитывается как восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (но в пределах, определенных федеральным законодательством) дифференцированно в зависимости от величины налоговой базы и других критериев, например в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд, кирпичные, блочные или деревянные строения, помещения и сооружения и т.п.

Федеральным законодательством установлена прогрессивная шкала ставок по налогу на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических, лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения объект налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по адресу его места жительства.

Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В связи с принятием Федерального закона от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных (положений законодательных актов) Российской Федерации» часть вторая Налогового кодекса дополнена новым разделом X «Местные налоги» и входящей в него главой 31 «Земельный налог» 1.

Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изм. в ред. на 01.10.2009 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изм. на 01.10.2009 г.)// СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  5. Приказ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  6. Сравнительная таблица категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приказ МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств») // КонсультантПлюс.
  7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2007.
  8. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2006.
  9. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2008.
  10. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2009.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2005.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.28MB | MySQL:118 | 1,909sec