ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

<

121914 1955 1 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬАктуальность темы исследования определяется тем, что современная налоговая система России по своему составу соответствует налоговым системам стран с рыночной экономикой. Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, преимущества регулирующего характера налога на прибыль в российской практике налогообложения реализуются не полностью. Большинство российских экономистов отмечает недостаточную степень реализации возможностей налога на прибыль по стимулированию предпринимательской активности.

За период своего существования налог на прибыль организаций неоднократно подвергался изменениям. Нововведения принципиального характера были внесены в налоговое законодательство с принятием главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ). Ученые и практики неоднозначно оценили эту главу НК РФ с точки зрения последствий воздействия нового механизма налогообложения прибыли на предпринимательскую активность. Изменение концепции налога на прибыль лишило, по их мнению, регулирующего начала налогообложение прибыли, что негативно сказывается на предпринимательской активности.

Методологической основой работы являются принципы диалектической логики, исторического и системного анализа и синтеза. В качестве инструментов научного исследования применялись методы научной абстракции, индукции и дедукции, сравнений и оценок.

В основе теоретической базы налогообложения прибыли лежит экономическое содержание прибыли. Прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным мотивом деятельности организаций. Прибыль не только качественный и количественный показатель результатов финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, но и важнейший источник удовлетворения финансовых потребностей как самого предприятия, так и общества в целом.

Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет около 90%.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В экономической науке исследование прибыли, главным образом, осуществлялось с позиций ее происхождения и измерения. Изучение эволюции научных взглядов на природу прибыли позволило выделить две основные научные концепции: качественную (А.Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) и количественную (Дж. Милль, А. Маршалл).

Современные теории прибыли связывают происхождение прибыли со специфической природой предпринимательской деятельности и, в частности, с сопровождающим ее хозяйственным риском. Величина прибыли зависит не только от деятельности предпринимателя, но и от внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, уровень и темпы инфляции, экономическая политика государства.

121914 1955 2 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬАнализ научных взглядов относительно природы прибыли позволил обобщить основные ее характеристики, раскрыть содержание ее функций (стимулирующая, воспроизводственная и контрольная) и сформулировать положение о месте и роли прибыли в современной рыночной экономике. Внимание акцентируется на двойственной природе прибыли (источник воспроизводства и цель предпринимательской деятельности), а также на том, что в современных условиях прибыль стала выполнять роль связующего звена в механизме согласования интересов отдельных предпринимателей и государства в целом. Кроме того, в современной рыночной экономике возрастает социальная роль прибыли, так как она становится важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества и предприятия. Место прибыли в современной рыночной экономике представлено на рисунке 1.

Главная цель

121914 1955 3 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ121914 1955 4 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ предпринимательской

Основной внутренний деятельности База

121914 1955 5 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ источник формирования экономического

121914 1955 6 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ121914 1955 7 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ финансовых ресурсов развития государства

предприятия

121914 1955 8 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ121914 1955 9 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

121914 1955 10 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Важнейший источник ПРИБЫЛЬ Критерий

121914 1955 11 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬудовлетворения социальных ПРЕДПРИЯТИЯ эффективности

121914 1955 12 ФИСКАЛЬНОЕ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ потребностей общества В УСЛОВИЯХ предпринимательской

и предприятия РЫНОЧНОЙ деятельности

ЭКОНОМИКИ

 

 

Рисунок 1 – Характеристика роли прибыли предприятия в рыночной экономике

 

Двойственная природа прибыли и ее особое место в рыночной экономике предопределяет вывод о том, что в современных условиях прибыль становится объектом активного регулирования со стороны государства. Одним из самых эффективных методов государственного воздействия на темпы роста прибыли, безусловно, является налоговая политика, а одним из инструментов ее реализации – механизм налогообложения прибыли.

Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Налог на прибыль предприятий относится к числу центральных, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Любое государство принуждает предприятия поделиться своим чистым доходом с обществом посредством передачи части дохода предприятия в общественную копилку — государственный бюджет. Заметим, что изымаемая доля дохода весьма значительна и составляла в разных странах и в разные периоды от 30 до 60%, прибыли.

Налог на прибыль относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, налог на прибыль относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль.

Налог на прибыль выполняет как фискальную, так и регулирующую функции. Налог на прибыль введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью.

Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

Одним из важнейших элементов теории и практики налогообложения является определение объекта налогообложения. Согласно теории налогообложения прибыль не является единственным объектом налогообложения доходов организаций. С теоретической точки зрения альтернативой прибыли могут выступать валовая выручка и валовой доход. В рамках диссертационного исследования рассмотрены преимущества и недостатки этих экономических категорий как объектов налогообложения.

Выбор прибыли в качестве объекта налогообложения обусловлен следующими положениями:

— валовая выручка является наиболее общим экономическим показателем, она включает в себя как необходимый, так и прибавочный продукт, т.е. все понесенные организацией расходы и полученные доходы. Использование валовой выручки в качестве объекта налогообложения может привести к ситуации, когда под налогообложение попадут не только доходы, но и расходы организаций, т.е. изъятию в бюджет будет подлежать не только часть прибавочного, но и необходимого продукта, следствием чего может стать сокращение производства и нарушение воспроизводственного процесса;

— использование валового дохода в качестве объекта налогообложения также может привести к налоговому изъятию части необходимого продукта и вызвать негативные социальные последствия. Для избежания налогового изъятия необходимого продукта необходимо принять в расчет множество различных факторов: фазу экономического цикла, состояние рынков труда и капитала, индивидуальные особенности выпускаемой продукции и прочее, что значительно усложнит механизм расчета;

— прибыль как часть чистого дохода представляет собой качественно однородную величину. С позиций налогообложения это означает, что налоговый механизм не затрагивает необходимый продукт, а при условии даже полного налогового изъятия прибыли гарантируется сохранение простого воспроизводства;

— однородность прибыли позволяет оперативно отслеживать ее динамику и выявлять влияние различных факторов на нее. Преимуществом прибыли как объекта налогообложения является возможность государства быстро реагировать на происходящие изменения (стимулировать или тормозить рост прибыли). Выбор прибыли в качестве объекта налогообложения позволяет зафиксировать появление сверхприбыли в отдельных организациях, определить причины ее появления и, при необходимости, использовать регулирующий механизм налогообложения;

— прибыль является конечным результатом и главной целью предпринимательской деятельности. Размер прибыли выступает важной оценкой эффективности деятельность организаций. Все это позволяет активно задействовать регулирующий механизм налога на прибыль.

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, т.к. напрямую уменьшает именно то, что, по определению, является целью предпринимательской деятельности.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Именно налог на прибыль обладает наибольшим регулирующим воздействием на деятельность хозяйствующих субъектов по сравнению с другими налогами. Благодаря использованию дифференцированных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков и видов доходов, предоставлению целевых льгот (на развитие НИОКР, капитальное строительство, техническое перевооружение, занятость инвалидов, благотворительность), применению ускоренных методов амортизации, налог на прибыль может оперативно воздействовать на деятельность организаций, стимулировать инвестиционные и инновационные процессы в экономике. Посредствам распределения ставки данного налога между уровнями бюджетной системы реализуются региональные аспекты экономической политики государства.

В структуре налоговой системы РФ, в которой наблюдается устойчивая тенденция повышения доли косвенных налогов, налог на прибыль организаций является основным прямым налогом, значительно опережая по поступлениям налог на доходы физических лиц и налог на имущество.

Данный налог в большинстве развитых стран мира имеет большое фискальное значение (в США и Канаде он занимает третье и второе место соответственно в доходах федерального бюджета). В Российской Федерации, роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета также существенна. В налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 году поступления налога на прибыль составили 28,8 % (первое место в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ). В доходах федерального бюджета он занимает 15,7% (третье место). Высока его роль и в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Налогам присущи три функции: фискальная, регулирующая и контрольная.

В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

Исследование мирового опыта позволяет выявить некоторые тенденции в налогообложении прибыли. В западных налоговых системах при налогообложении прибыли разрешено исключать из валовой прибыли почти все издержки при незначительных ограничениях. Соотношение фискальной и регулирующей функций налога на прибыль в различных странах варьируется от установления высоких ставок налога и сохранения льгот для организаций до принятия пониженных ставок и сокращения основной массы льгот. Первая модель характерна для развитых стран (США, Франция, Германия и т.д.), вторая – преимущественно для стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Болгария, Венгрия и т.д.). Последние в целях увеличения инвестиционной привлекательности для организаций осуществляют политику установления низких ставок. Одновременная отмена льгот направлена на расширение налоговой базы, что, по замыслу законодателей, призвано не допустить снижения поступлений налога на прибыль в бюджеты.

После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, Что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

Посредством реализации фискальной функции налога на прибыль происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства.

С фискальной функцией налога на прибыль тесно связана распределительная функция, которую некоторые ученые именуют перераспределительной.

Эта функция заключается в следующем.

Во-первых, посредством налогов перераспределяется часть валового внутреннего продукта от источника к потребителю соответствующих финансов.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов – между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов. Такие отношения, возникающие в связи с перераспределением налоговых доходов между звеньями бюджетной системы России, являются частью межбюджетных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

2 Порядок исчисления налога на прибыль И СРОКИ ЕГО УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ

 

Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики по налогу на прибыль организаций исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Кроме того, на основании п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет по налогу на прибыль организаций», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет по налогу на прибыль организаций — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

<

В настоящее время порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

2) Методическими рекомендациями по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729;

3) Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150;

4) иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщенных данных из аналитических регистров налогового учета.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, где прибылью признается:

1)для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

На основании п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли. Поскольку порядок определения прибыли различен для разных категорий налогоплательщиков, то различен и порядок определения налоговой базы, что может быть представлено в табл. 3.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль

Налогоплательщик

Налоговая база

Российские организации

Денежное выражение полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Денежное выражение полученного через постоянные представительства дохода, уменьшенного на величину произведенных постоянными представительствами расходов

Иные иностранные организации

Денежное выражение дохода, полученного от источников в Российской Федерации

Из рассмотренной таблицы очевидно, что общая формула для расчета прибыли (налоговой базы) выглядит следующим образом:

прибыль (налоговая база) = доходы — расходы.

Предусмотрено несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода:

— 20% для всех доходов, кроме указанных ниже. Распределение по уровням бюджета может изменяться в период его формирования по решению законодательных органов власти;

— по доходам, полученным в виде дивидендов:

6% — от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации;

15% — от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

— по операциям с отдельными видами долговых обязательств:

– 15% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

– 0% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением,— 0%. При этом прибыль, полученная от иной деятельности, облагается налогом по ставке 24%.

Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Особенностью налогообложения налогом на прибыль является то, что метод исчисления налога на прибыль предопределяет порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет. Так, налог на прибыль уплачивается в следующие сроки.

1. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

2. Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (квартал), то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала).

4. В течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.

5. В течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

6. В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход налогоплательщиками — получателями доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

Налоговые льготы по налогу на прибыль предусмотрены ст. 251 НК РФ.

Организации при исчислении налога на прибыль для определения доходов и расходов имеют право использовать метод начислений или кассовый метод. При этом, согласно положениям НК РФ, кассовый метод имеют право использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Метод начисления. При использовании этого метода доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав в их оплату. Датой получения дохода от реализации для целей налогообложения признается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. Для внереализационных доходов дата их получения устанавливается индивидуально, в зависимости от вида дохода.

Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы их оплаты.

В НК РФ указаны две даты признания материальных расходов. Первая — день передачи сырья и материалов в производство. При этом расходами признаются только то сырье и материалы, которые приходятся на производственные товары (работы, услуги). Вторая — расходы на оплату услуг или работ производственного характера включаются в состав налоговых расходов на день подписания акта приемки-передачи.

Амортизационные отчисления и заработная плата отражаются в составе расходов ежемесячно.

Кассовый метод. При использовании этого метода датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует иметь в виду, что:

— расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по мере списания данного сырья и материалов в производство;

— в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитывается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Налоги исчисляются после получения оплаты за реализованные товары (работы, услуги), и существует реальная возможность перечисления их в бюджет. Однако пользоваться кассовым методом не так уж выгодно, как может показаться. При кассовом методе должны быть оплачены как доходы, так и расходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются разными ставками, то налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщик ведет раздельный учет по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если невозможно установить рыночную цену ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах, для их определения используется метод цены последующей реализации. При этом рыночная цена товаров, работ, услуг, реализуемых продавцом, рассчитывается по формуле

Рыночная цена = Цена, по которой проданные товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже) — Обычные в подобных случаях затраты, понесенные перепродавцом при перепродажеи продвижении на рынок приобретенных товаров (работ, услуг) — Обычная для данной сферы деятельности прибыль перепродавца.

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ, услуг определяется по формуле

Рыночная цена — Обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров (работ, услуг), а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты + Обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты. Следует иметь в виду, что:

— при исчислении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

— организации, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные организацией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшают налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или часть этой суммы при следующих условиях: 1) срок переноса убытка не должен превышать 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; 2) совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы; 3) если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены; 4) организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, во время которого она уменьшает налоговую базу.

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

целях исчисления налога на прибыль доход иностранной организации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, относящиеся к ее постоянному представительству в России. При этом не имеет значения, выражены они в денежной или натуральной формах, а также через какие счета иностранной организации (в России или за рубежом) производятся расчеты по деятельности этой организации через ее постоянное представительство в России.

В России может облагаться налогом на прибыль только та часть прибыли иностранной организации, которая непосредственно связана с ее деятельностью через постоянное представительство и может быть отнесена к этому постоянному представительству.

Определение прибыли, относящейся к постоянному представительству, основано на принципах, заложенных в соглашениях об избежании двойного налогообложения. Они гласят, что прибыль, начисляемая постоянному представительству, должна соответствовать той, которую бы получило отдельное и независимое предприятие, занятое той же или подобной деятельностью в тех же или подобных условиях.

Таким образом, если нельзя прямо определить доход иностранной организации, связанный с ее деятельностью в России, тогда весь мировой доход организации нужно пропорционально распределить и часть его «передать» российскому отделению. Например, такая ситуация возникает, когда продукция, произведенная отделениями иностранной организации в различных государствах, в том числе в России, реализуется ее головным офисом или любым ее отделением в третьем государстве. В таких случаях доход исчисляется на основе принятой и закрепленной в документах головного офиса методики распределения мирового дохода головной организации между ее иностранными подразделениями. Например, в распоряжении об утверждении учетной политики. В зависимости от того, какие показатели заложены головным офисом иностранной организации в методике распределения доходов для исчисления доли дохода своего российского отделения, должны быть представлены документы или выписки из них, подтверждающие эти конкретные показатели. Документы или выписки должны быть подписаны руководителем головного офиса.

Что касается отнесения к доходам постоянного представительства доходов, указанных в статье 309 НК РФ (дивиденды, процентные и другие доходы), следует исходить из следующего. Каждый из таких доходов, действительно, может являться внереализационным доходом постоянного представительства, а может быть получен головным офисом иностранной организации вне всякой связи с ее деятельностью через постоянное представительство.

Доходы, являющиеся по классификации Налогового кодекса внереализационными, не могут относиться к постоянному представительству лишь на одном простом основании его существования.

Любой такой доход должен рассматриваться отдельно с целью определения того, может ли он быть включен в прибыль, относящуюся к постоянному представительству, или нет, на основании фактически имеющейся информации об активах и деятельности постоянного представительства. В частности, прибыль (доходы) относится к постоянному представительству, только если она получена от использования.

В целях исчисления налога на прибыль иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в России, уменьшает полученные доходы на сумму произведенных этим постоянным представительством расходов, связанных с получением указанных доходов.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 252 НК РФ, такие расходы должны быть обоснованны, то есть являться экономически оправданными затратами, фактически понесенными иностранной организацией, оценка которых выражена в денежной форме, а также подтверждены документами, оформленными в соответствии с российским законодательством.

Требование по оформлению документов в соответствии с российским законодательством распространяется только на операции, осуществляемые непосредственно отделениями иностранной организации, находящимися на территории России. Ведь вряд ли на территории иностранных государств известны типовые формы первичных документов, принятые в нашей стране.

Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранной организации, определяется в том же порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по российскому законодательству, и установлен статьями 253—269 НК РФ.

В целях исчисления прибыли, относящейся к постоянному представительству, затраты иностранной организации, как и доходы, также принимаются в той части, которая относится к данному представительству. При этом вне зависимости от того, через какие счета иностранной организации (в России или за рубежом) производятся расчеты, связанные с осуществлением деятельности иностранной организации через ее постоянное представительство в России.

Международным договором России с иностранным государством может быть предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства расходов, понесенных иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в России в других государствах. Включая управленческие и общеадминистративные расходы.

Допустим, расходы понесены иностранной организацией в пользу всех своих отделений, расположенных в разных государствах. В таком случае доля расходов, передаваемых российскому постоянному представительству, должна быть обоснована иностранной организацией аналогично рассмотренному выше порядку распределения заграничным подразделениям доходов иностранной организации.

Не включаются в состав расходов постоянного представительства расходы на содержание любых подразделений иностранной организации, не находящихся на территории России, включая головной офис.

Необходимо различать расходы, переданные головным офисом, о которых шла речь в предыдущих трех абзацах, от расходов, непосредственно, то есть напрямую, относящихся к деятельности постоянного представительства, но оплаченных со счетов головного офиса за границей.

На иностранные организации, действующие в нашей стране, не возложена обязанность открывать счета в уполномоченных банках Российской Федерации для обеспечения деятельности российских отделений, а также вести расчеты с использованием таких счетов. Поэтому расходы иностранной организации, относящиеся к деятельности отделения, могут быть оплачены не только со счетов отделения на территории России (полностью либо частично), но и со счетов головного офиса иностранной организации в зарубежных банках.

Это могут быть расходы на заработную плату иностранных сотрудников, работающих в постоянном представительстве, командировочные расходы, расходы на подготовку российских сотрудников отделения и т. д. То есть расходы в счет выполнения контрактов на территории Российской Федерации. Сведения о таких расходах содержатся в первичном учете затрат, понесенных головным офисом иностранной организации, из которого должна прослеживаться связь с конкретным проектом и деятельностью постоянного представительства в России, реализующего данный проект.

Прибыль иностранной организации от деятельности в России через постоянное представительство определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми его расходами, исчисляемыми в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.

Кодекс предусматривает единственный метод исчисления подлежащей налогообложению прибыли отделения иностранной организации. Это так называемый прямой метод. Кодекс не устанавливает возможности применения предусмотренных законодательством, действовавшим до 2002 года, условных методов расчета прибыли иностранной организации от деятельности в России на основе полученных доходов или понесенных расходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 307 НК РФ.

Налоговая база по дивидендам, относящимся к постоянному представительству иностранной организации в России, исчисляется отдельно, и при подсчете суммы налога применяется ставка 15%,
установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ.

Но многие международные соглашения об избежании двойного налогообложения содержат положения о недискриминации резидентов соответствующего иностранного государства по отношению к резидентам РФ. Поэтому если дивиденды относятся к постоянному представительству иностранной организации — резидента государства, с которым у России действует соглашение, содержащее такие положения, то к доходам в виде дивидендов применяется ставка налога 6%. Она установлена подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ для российских организаций-получателей дивидендов. При этом получатель дивидендов должен подтвердить свое постоянное местопребывание в государстве, с которым у России действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

 Ставка налога 15% применяется к сумме дивидендов, полученных из российских источников, относящихся к отделению иностранной организации — резидента государства, с которым у России отсутствует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

Такой подход зафиксирован также в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации. Она утверждена приказом МНС России от 07.03.2002 № БГ-3-23/118.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года), как это установлено пунктом 2 статьи 286 НК РФ, иностранная организация исчисляет сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетных периодов иностранные организации помимо квартальных авансовых платежей никакие промежуточные платежи в счет уплаты налога на прибыль не производят.

В рамках права, предоставленного налогоплательщикам пунктом 2 статьи 286 НК РФ, иностранные организации по своему желанию могут перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. Об этом они должны уведомить налоговый орган по месту постановки на учет в порядке, предусмотренном Кодексом.

В установленных статьей 309 Кодекса случаях доходы, перечисляемые постоянному представительству иностранной организации, могут быть подвергнуты налогообложению при их выплате у источника (налоговым агентом). Во избежание двойного налогообложения при включении в сумму прибыли иностранной организации доходов, с которых был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога (п. 7 ст. 307 НК РФ). Если же сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, то сумма переплаты подлежит возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей иностранной организации.

В сроки, установленные Кодексом, иностранные организации по итогам каждого отчетного (налогового) периода уплачивают сумму налога, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию по установленной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА № 4

 

Исходные данные: По свободным ценам реализовано 100 автомобилей «ГАЗ» исходя из отпускной цены за 150000 рублей за штуку. Какова сумма уплаченных акцизов?

 

Решение

Решение невозможно, так как по действующему НК РФ, перечень подакцизных товаров закрыт и перечислен в статье 181 НК РФ:

1. Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Для целей НК РФ под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Для целей статьи 181 НК РФ бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА № 12

 

Фактические расходы предприятия по фонду оплаты труда за 1 кв. 1998 г составили 300 тыс. руб. Определить сумму сборов на нужды образовательных учреждений, уплачиваемых предприятием, если ставка сбора – предельная.

 

Ответ

Сборы на нужды образовательных учреждений, согласно действующему НК РФ не являются налоговыми платежами и сборами, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно ст. 2 недействующего на данный момент закону «О сборах на нужды образовательных учреждений» от 16 марта 1994 г. № 7-27 ставка  сбора на нужды образовательных учреждений была устанавлена в  размере 1 процента от суммы выплат в денежной и натуральной формах, начисленных  на  оплату  труда  работникам  предприятий, организаций и учреждений  (фонд  оплаты  труда)  по  всем  основаниям,  связанным  с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, величина сбора составила бы ровно 3 тыс. руб. (1%*300000/100%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая проведенное исследование можно сделать следующий обобщающий вывод.

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 25 «Налог на прибыль организаций», которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе он определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции по трем уровням бюджета в соответствии с законодательными актами о формировании бюджета страны на каждый финансовый год. Следовательно, налог на прибыль — регулирующий. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако за последнее время прослеживается тенденция к уменьшению его доли, что связано как с уменьшением ставки налогообложения (с 30% — в 2000 г. до 24% — в 2002 г.), так и с нестабильностью развития производства. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняется приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.10.2009 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.10.2009 г.)
  4. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  5. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2009.
  6. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2008.
  7. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2006.
  8. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб, 2007.
  9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 208.
  10. Ткаченко Т.В. Функции налогов // Право и жизнь. 2006. № 7.
  11. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2009.
  12. Шкребела Е. Налог на прибыль в переходных экономиках // Сайт института экономики переходного периода: http://www.iet.ru
  13. СЮткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2007 .

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00054 sec

WordPress: 23.46MB | MySQL:120 | 1,991sec