Генезис налоговой системы: сущность и формы

<

122214 2335 1 Генезис налоговой системы: сущность и формыНалоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России1.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще В 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например, за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.

Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют обобщенные разработки (общие теории налогов) и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. Кратко охарактеризуем общие теории, начиная со средних веков (таблица 1).

 

Таблица 1 – Общие теории налогов1

Название  

Период 

Основоположники 

Теория обмена

Средние века 

 

Атомистическая теория

Эпоха Просвещения

С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо

Теория наслаждения    

Первая половина XIX в.

Ж. Симонд де Сисмонди

Теория налога как страховой премии

Первая половина XIX в.

Дж. Мак-Куллох, А. Тьер

Классическая теория

Вторая половина XVIII -первая половина XIX вв.

А. Смит, Д. Рикардо

Кейнсианская теория    

Первая половина XX в.

Дж. Кейнс

Монетаристская теория    

50-е гг. XX в.    

М. Фридман

Теория экономики предложения

Начало 80-х гг. XX в.

М. Бернс, Г. Стайн, А.Лэффер

 

Суть теории обмена — возмездный характер налогообложения, т. е., уплачивая налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.

Согласно атомистической теории как разновидности предыдущей, налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые являются платой граждан за получаемые выгоды.

В соответствии с теорией наслаждения налоги — это цена, уплачиваемая гражданином за получаемые удовольствия от общественного порядка, справедливого правосудия, обладания собственностью.

Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как платеж, уплачиваемый на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д.

Сторонники классической теории рассматривают налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирование экономики) налогам не отводится; пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Центральная идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги — это главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощыо налогов.

На количественной оценке денежного обращения основана монета-ристская теория, согласно которой налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, изымая излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории) тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.

Теория экономики предложения в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. Согласно этой теории снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К
частным теориям налогов относятся теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения и теория переложения налогов (таблица 2).

 

Таблица 2 – Частные теории налогов1

122214 2335 2 Генезис налоговой системы: сущность и формы122214 2335 3 Генезис налоговой системы: сущность и формы122214 2335 4 Генезис налоговой системы: сущность и формыНазвание

Период 

Суть теории 

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

Раннее средневековье

Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными

Конец средних веков

Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении

Конец ХIХ в.

Необходимо поддерживать баланс между прямыми и косвенными налогами

Теория единого налога

Разные времена

Единый налог — это единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Разные времена

Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика

Теория переложения налогов

Середина XVIIв.

Распределение налогового бремени, возможно, лишь в процессе обмена

 

Согласно российскому законодательству налоговая система — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке.

Более точным является следующее определение: налоговая система — это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Понятие «налоговая система» более емкое, чем понятие «система налогообложения», ибо обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками.

Экономическая характеристика налоговых систем включает в себя следующие показатели.

Налоговый гнет (налоговое бремя), то есть отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

Показатели налогового бремени в России приведены на рисунке 1.

122214 2335 5 Генезис налоговой системы: сущность и формыДля измерения налогового бремени сотрудники Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения ввели понятие
«полная ставка налогообложения» (ПСН), которое показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет. ПСН рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг.

 

Рисунок 1 – Налоговые поступления (в % к доходу)1

 

Расчеты ПСН показывают, что общее бремя налогов в России составляет 53 — 60%, что на 10 — 16 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран (рисунок 2). Более того, это намного выше уровня
«налоговой ловушки» (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным

Для гармонизации налоговой системы России и стимулирования хозяйственной активности необходимо снизить ПСН до 40 – 45%.

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли в странах ОЭСР составляет 12:1, в России — примерно 2:1.

 

122214 2335 6 Генезис налоговой системы: сущность и формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Доля налогов и платежей в добавленной стоимости (%)1

 

Для построения налоговой системы государства определяющее значение имеют
факторы политико-правового характера:

– пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

– роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

– степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

Технические решения по реализации этих факторов предусматривают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней: а) «разные налоги», б) «разные ставки», в) «разные доходы» (названия условные). Обычно используются комбинации всех трех, реже — двух форм.

Форма взаимоотношений бюджетов
«разные налоги» подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы власти на местах — местные налоги.

Суть формы взаимоотношений бюджетов
«разные ставки» состоит в том, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет.

Для формы взаимоотношений бюджетов
«разные доходы» характерна ограниченность действий местных органов, ибо в данном случае между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

Организационные принципы налоговой системы Российской Федерации.

Организационные принципыэто положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею.

Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.

Принцип единства налоговой системы. Согласно Конституции России не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.

Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет, вплоть до налоговой реформы. Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений.

Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. В процессе развития налоговой системы России этот принцип иногда нарушался.

 

1.2 Принципы и меры налогообложения

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. В ст.8 ч.1 Налогового кодекса РФ дано следующее определение налога: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Признаками налога согласно данной статье являются:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;

б) индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающего получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;

в) отчуждение принадлежащего налогоплательщику на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичной власти. В этом выражается исполнение публично-правовой обязанности каждого налогоплательщика;

г) принудительность его взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;

д) взимание в целях финансирования деятельности публичной власти (государства и муниципальных образований).

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

– система и принципы налогового законодательства;

– принципы налоговой политики;

– порядок установления и ввода в действие налогов;

виды налогов;

– порядок распределения налогов по бюджетам;

– система налоговых органов;

– формы и методы налогового контроля;

– права и ответственность участников налоговых отношений;

– порядок и условия налогового производства.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

  1. «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства».

    2. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица».

    3. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

    4. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства»1.

    Как видно, А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

    – равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

    <

    – определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

    – простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

    – не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

    Само по себе наличие установленного налога еще не решает проблему наличия у государства денег, собранных посредством этого налога. Для того, чтобы эти деньги были, надо налог собрать или заставить налогоплательщика его уплатить самостоятельно.

    Налог как юридический факт, лежащий в основе возникновения обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение». Т.Ф. Юткина, относя «налогообложение» к экономико-правовой категории, определяет его следующим образом: «Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». При этом налогообложение осуществляется, по мнению Юткиной Т.Ф., «сугубо в общественных целях»1.

    В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложение налогом». В свою очередь, «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству). При этом следует учитывать, что по законодательству Российской Федерации акты установления и введения налогов различаются.

    Таким образом, налогообложение – это деятельность государства по установлению, введению и взиманию налогов.

    Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах. Об удовлетворении через налогообложение общественных потребностей (потребностей общества) можно говорить лишь опосредованно — через деятельность государства.

    Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования.

    Налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства. Так, в Федеральном бюджете Российской Федерации налоги составляют порядка 85% от общей суммы доходов. Еще выше доля налогов в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации, где они составляют почти 90% от общей суммы доходов.

    Налоговая деятельность – это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления. Понятие «налоговая деятельность» связано с понятием «налогообложение». Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из нескольких направлений, а именно:

    1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

    2) определение компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

    3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

    4) организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;

    5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

    6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

    Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов. Основными методами налоговой деятельности являются:

    1) установление и введение налогов;

    2) ведение учета налогоплательщиков;

    3) ведение учета объектов обложения по окладным видам налогов;

    4) взимание окладных видов налогов;

    5) организация удержания налогов у источника выплаты дохода;

    6) установление для определенных категорий налогоплательщиков налоговой отчетности;

    7) осуществление контроля за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а налоговыми агентами, сборщиками налогов, банками и другими лицами, связанными с налогообложением, — своих обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

    8) принятие мер по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а иными лицами, связанными с налогообложением, своих налоговых обязанностей;

    9) организация налоговой службы государства (системы налоговых органов);

    10) установление юридической ответственности за нарушения налогового законодательства (за совершение налоговых правонарушений);

    11) привлечение лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к установленной ответственности.

    При осуществлении своей налоговой деятельности государство руководствуется определенными представлениями и идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно быть налогообложение. Руководствуясь ими, государство проводит свою налоговую политику.

    По мнению В.Г. Панскова, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов1.

    Налоговая политика государства – это система проводимых им в области налогов мероприятий, направленных на реализацию задач, стоящих перед государством в соответствии с его налоговой доктриной.

    В зависимости от характера налоговой политики государства, Л.Окунева выделяет три ее типа. Первый тип — политика максимальных налогов, основанная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка»», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип – политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Для России характерен, по мнению Л.Окуневой, первый тип налоговой политики в сочетании с третьим1.

    Применительно к организации взимания налогов обычно употребляют такую категорию, как «метод налогообложения».

    Методы налогообложения – это способы построения налоговых ставок в их соотношении с налоговой базой.

    Методы налогообложения определяются видами применяемых ставок налога.

    В зависимости от метода налогообложения оно подразделяется на следующие виды: 1) равное; 2) пропорциональное; 3) прогрессивное; 4) регрессивное.

    По способу взимания различают:

    прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

    реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

    личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

    косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг.

    Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

    косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

    косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

    фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

    таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

    В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

    федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

    региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

    местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

    По целевой направленности введения налогов различают:

    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

    целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

    В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:

    налоги, взимаемые с физических лиц;

    налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

    смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.

    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

    закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

    регулирующие налоги — разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

    По порядку введения налоговые платежи делятся на:

    общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

    факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

    По срокам уплаты налоги делятся на
    срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

     

     

     

     

     

     

    2 Особенности налогообложения в условиях современной экономики России

     

    2.1 Проблемы формирования и функционирования современной налоговой системы

     

    Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России была введена трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные Федеральные налоги взимаются по всей территории России.

    Основы существующей в стране налоговой системы были заложены на рубеже 90-х гг. XX в. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех об установлении региональных или местных налогов, перечисленных в ст. 13 и 14, принимаются соответствующими региональными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом кодексом определяются общие принципы установления этих налогов и предельные ставки:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. С. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от 23.11.2010 № 313-ФЗ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  4. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в РФ. М., 2009.
  5. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Роль налогов и налогового права в обеспечении прямой и обратной связи в процессе государственного регулирования хозяйственных процессов // Международный научный журнал «Право и политика». 2007. № 9.
  6. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода к рынку. Дисс. … докт. юрид. наук в виде научного доклада. М., 2010
  7. Карасева М.В., Крохина Ю.А.. Финансовое право. М., 2010.
  8. Лобанов Г. Налоговая система должна быть справедливой //Экономика и жизнь. 2007. № 5
  9. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2007.
  10. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2007.
  11. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2010.
  12. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб, 2007.
  13. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 2010.
  14. Пансков В. Г. Организационное вопросы налоговой реформы //Финансы. 2009. № 1.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2010.
  16. Пансков В.Г. Еще раз о назревших изменениях в российской налоговой политике // Российский экономический журнал. 2008. № 3.
  17. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М., 2009.


    Правовое регулирование межбюджетных отношений / Под ред. Г.В. Петровой. СПб., 2010.

  18. Смит А. Исследование природе и причинах богатства народов.–М.: Соцгиз. 1962.
  19. Ткаченко Т.В. Функции налогов // Право и жизнь. 2008. № 7.
  20. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2006.
  21. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. –М.: ТК Велби, 2007.
  22. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.
  23. Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2010.
  24. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2010.
  25. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. СПб., 2009.
  26. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2010.
  27. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– СПб.: Питер, 2007.
  28. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2009.
  29. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2010.
  30. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00064 sec

WordPress: 23.9MB | MySQL:116 | 2,255sec