НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

<

122814 1839 1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬАктуальность темы исследования определяется следующими положениями. Налогообложение — это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги — это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов — сразу же сказываются на «самочувствии» государства. А через это — на «самочувствии» общества и населения.

С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Причем, связаны они с налогами весьма жестким и чувствительным образом — налоги опустошают их карманы.

Изъятие посредством налогов доходов предпринимателей лишает их стимулов к продолжению деятельности, подрывает финансовую базу производства и сокращает его инвестиционные возможности, повышает себестоимость товаров и в конечном счете их цену. Это, создавая трудности с реализацией, отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров на рынке, заставляя предпринимателей либо уходить в теневую экономику, либо вообще уходить из бизнеса.

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения. А это ухудшает общую экономическую ситуацию в стране — товары не находят спроса, заставляя производителей сворачивать производство. Экономика впадает в состояние стагнации.

В итоге налоги, по крайней мере в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, приводящей экономику страны к краху, а ее население к обнищанию. В этой ситуации государство, вместо того, чтобы быть субъектом, обслуживающим общество и оказывающим ему помощь в его существовании и развитии, превращается в силу, враждебную обществу и приносящую ему вред.

Вред, причиненный экономике и обществу непродуманной налоговой политикой государства, может быть несравним с вредом, причиненным войной или вражеским нашествием.

Налогообложение всегда представляет собой тесное переплетение и взаимодействие экономических и юридических начал, неотделимых друг от друга. Исследования теоретических проблем, проводимые с позиций лишь одной науки (экономической или юридической), что имеет место по большей части, всегда однобоки и поэтому всегда неточны.

Налоги — весьма острый и социально опасный инструментарий, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно и конечно же, на научной основе.

Задачи исследования:

– охарактеризовать налог на прибыль и организационные моменты налогового учета;

– анализ правил и способов налогообложения на прибыль;

– рассмотреть и исследовать важнейший элемент налогового учета – аналитические регистры налогового учета.

Теоретической базой являются работы таких авторов как Воронин А.В., Грисимова Е.Н., Грузина Д.К., Дуканич Л.В., Ивченов Л.С., Евстигнеева Е.Н., Калинина Е.М., Медведев А.Н., Мошков Ю.Л., Осетрова Н.И., Пархачева М.А., перминова Е., Сомоев Р.Г. и др.

 

С 1 января 2002 г. в связи со вступлением в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» законодательно установлена обязанность организации по ведению налогового учета.

Исчисление налогов, установленных в Российской Федерации, осуществляется на основе данных налогового учета. При этом налоговый учет по каждому конкретному налогу имеет свою систему. Налоговый учет — это не только система учета по налогам, для исчисления которых она применяется в соответствии с действующим налоговым законодательством, а единая система учета, предназначенная для налогообложения в целом.

Любой налог исчисляется на основе данных документов, составляющих систему налогового учета, так как:

1) система налогового учета по каждому налогу является трехуровневой и структурно состоит из следующих уровней: уровень первичных учетных документов (включая справку бухгалтера), уровень аналитических регистров налогового учета и уровень налоговой декларации (расчета налоговой базы и суммы налога к уплате за конкретный налоговый период);

2) система налогового учета по любому налогу характеризуется строгими вертикальными однонаправленными связями между всеми уровнями этой системы.

Суть рассматриваемых связей заключается в том, что данные налогового учета из первичных документов попадают в аналитические регистры, где обобщаются, а затем уже итоговая информация заносится в налоговую декларацию по налогу (расчет налоговой базы и суммы налога к уплате за конкретный налоговый период). При этом в рамках системы налогового учета движение информации идет снизу вверх: от первичных учетных документов к аналитическим регистрам налогового учета и далее к налоговой декларации (расчету налоговой базы и суммы налога к уплате за конкретный налоговый период).

 

Налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по конкретным налогам путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы и сумм этих налогов.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

Порядок ведения налогового учета по каждому конкретному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя налогоплательщика. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны содержать полную информацию о порядке формирования налоговой базы по конкретному налогу. Например, по налогу на прибыль организаций согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета в обязательном порядке должны содержать: 1) порядок формирования суммы доходов и расходов; 2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; 3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; 4) порядок формирования сумм создаваемых резервов; 5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

 

Налоговый учет основан на следующих принципах:

1) предприятие или организация рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства предприятия или организации учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий и организаций;

2) использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;

3) предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

4) имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью;

5) налоговый учет ведется по всем налогам, которые должно исчислять и уплачивать предприятие или организация, обособленно.

Правовое регулирование налогового учета в Российской Федерации осуществляется:

1) Налоговым кодексом РФ;

2) законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы»;

3) постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;

4) приказом МНС РФ от 21 .февраля 2002 г №.БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения»;

5) иными нормативными правовыми актами.

Пользователями информации, отражаемой и обобщаемой в налоговом учете, то есть получателями данных налогового учета и налоговой отчетности являются как внешние, так и внутренние. Отметим, что внешний пользователь у данных налогового учета и налоговой отчетности один — это налоговый орган по месту постановки на налоговый учет предприятия. В некоторых определенных действующим законодательством случаях пользователями данных налогового учета и налоговой отчетности являются таможенные и иные государственные органы.

Другим внешним пользователям данные налогового учета и налоговой отчетности помимо воли предприятия недоступны, так как на основании п. 1 ст. 102 НК РФ данные налогового учета и налоговой отчетности составляют налоговую тайну предприятия.

К внутренним пользователям налоговой отчетности относятся: учредители, участники предприятия, а также собственники его имущества; руководители предприятия; сотрудники служб предприятия.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно, однако цели и правила ведения налогового учета для всех налогов одни. У налогового учета, в отличие от других рассмотренных нами видов учета, существует две цели:

– формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

– обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Основными задачами налогового учета являются отражение фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью исчисления налогов и расчет налоговой базы и сумм налогов к уплате, то есть формирование показателей налоговой декларации.

Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики по налогу на прибыль организаций исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Кроме того, на основании п. 1 ст. 346.24. НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Так как все налоги исчисляются на основе данных налогового учета, то ведение налогового учета для целей налогообложения обязательно.

Субъектами налогового учета по конкретным налогам являются налогоплательщики этих налогов. В некоторых случаях, предусмотренных действующим налоговым законодательством, субъектами рассматриваемого вида учета могут быть и налоговые агенты. Это относится, например, к налогу на доходы физических лиц, налоговый учет по которому ведется налоговыми агентами.

Объектами налогового учета по конкретным налогам являются объекты налогообложения по этим налогам. К примеру, в соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения, а значит, и объектом налогового учета по налогу на добычу полезных ископаемых признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если процесс их добычи осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В налоговом учете используются в основном стоимостные показатели, но в некоторых случаях применяются и натуральные. Так, например, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу являются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие транспортные средства. При этом для исчисления транспортного налога применяется такой натуральный показатель, как количество транспортных средств того или иного вида, зарегистрированных за налогоплательщиком.

Методы записи данных налогового учета не регламентированы действующим законодательством, поэтому налоговый учет может вестись как простой, так и двойной записью.

На основании ст. 80 НК РФ состав, формы и сроки (периодичность) представления налоговой отчетности (налоговых деклараций) установлены действующим налоговым законодательством. Налоговая отчетность — это совокупность налоговых деклараций по налогам и сборам, исчисляемым и уплачиваемым конкретным предприятием или организацией, то есть налогоплательщиком. В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Формы налоговых деклараций установлены нормативными правовыми актами.

В соответствии с действующим налоговым законодательством можно предложить два варианта ведения налогового учета:

1) автономное ведение налогового и бухгалтерского учета;

2) интегрированное ведение налогового и бухгалтерского учета. Первый вариант ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами. Специалисты данной службы могут координировать всю финансовую деятельность организации.

 

Причем их образование не требует специальной подготовки в области бухгалтерского учета, так как при ведении налогового учета можно не учитывать правила ведения бухгалтерского учета, в том числе применение бухгалтерских счетов, двойной записи и др.

Ведение данного варианта строится на применении аналитических регистров налогового учета, которые формируются на основе первичных документов, являющихся основанием и для ведения бухгалтерского учета. В этом случае следует иметь дополнительные экземпляры первичных документов для ведения налогового учета. Кроме того, необходимо предусмотреть взаимосвязь данных налогового и бухгалтерского учета, а также внутренний контроль тождественности информации двух видов учета, что значительно увеличит расходы организации.

Второй вариант предусматривает максимальное сближение (интеграцию) бухгалтерского и налогового учета. Поскольку здесь регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.

При выборе варианта ведения налогового учета надо учитывать влияние всех факторов, а не только финансовые возможности организации. Такими факторами являются: организационная структура предприятия; отраслевая принадлежность и специфика деятельности; наличие внешних и внутренних пользователей информации; степень автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями; уровень состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля.

Для организации налогового учета налогоплательщикам необходимо принять и утвердить учетную политику для целей налогообложения прибыли (далее — налоговую политику).

Налоговая политика — это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов в целях формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Налоговая политика должна раскрывать подходы организации при решении таких вопросов, как: определение налоговой базы по налогу на прибыль; формирование налоговых обязательств перед бюджетом; оценка имущества; распределение убытков между налоговыми периодами.

В процессе формирования налоговой политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета: порядок организации налогового учета; принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком; формы аналитических регистров налогового учета; технология обработки учетной информации; способы ведения налогового учета.

К налоговой политике прилагаются формы аналитических регистров и порядок отражения в них информации. При этом каждый регистр должен содержать следующие реквизиты: наименование, период составления, измерители операции, наименование операции, подпись лица, ответственного за составление регистра.

Принятая налоговая политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации.

Способы ведения налогового учета (табл. 7.1), выбранные организацией, применяются последовательно от одного учетного периода к другому.

Изменения в налоговую политику могут быть внесены в случаях изменения: законодательства о налоге на прибыль; применяемых способов налогового учета.

С 1 января 2002 г. организация обязана формировать в налоговом учете информацию о: доходах от реализации товаров (работ, услуг), имущества и мущественных прав; внереализационных доходах.

Таблица 1

Способы ведения налогового учета

Объект налоговой политики

Способы ведения налогового учета

Классификация доходов и расходов

Отнесение доходов (расходов) к доходам (расходам) от реализации товаров (работ, услуг). Отнесение доходов (расходов) к внереализационным доходам (расходам)

Порядок признания доходов и расходов

Признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, в котором поступили денежные средства, имущество (работы, услуги) и (или) имущественные права

Порядок признания убытка

Полное признание убытка в отчетном (налоговом) периоде. Перенос убытка на будущие отчетные (налоговые) периоды

Начисление амортизации

Линейный метод. Нелинейный метод

Формирование резервов

Формируются резервы по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Резервы не формируются 

Оценка списываемых материалов и товаров

Методы оценки по себестоимости единицы запасов

Методы оценки по средней себестоимости

Метод оценки по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)

Метод оценки по себестоимости последних во времени закупок (ЛИФО)

Периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль

Ежеквартальная уплата

Ежемесячная уплата 

 

 

Аналогичным образом должна формироваться информация о ее расходах.

Представленный подход к классификации доходов и расходов отличается от принципов их группировки для целей бухгалтерского учета. В соответствии с гл. 25 НК РФ организация вправе самостоятельно классифицировать: доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду (субаренду); доходы (расходы) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В налоговом учете эти доходы (расходы) признаются как внереализационные. Однако если имущество и интеллектуальная собственность предоставляются за плату во временное владение и пользование на постоянной основе, то они должны быть включены в состав доходов (расходов) от реализации.

Налоговый учет является самостоятельной системой учета, поскольку по всем рассмотренным характеристикам он разнится с другими системами учета и что самое главное имеет совершенно отличные от других систем учета цели и задачи.

Налоговый учет — это самостоятельная упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по конкретным налогам путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы и сумм этих налогов.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет по налогу на прибыль организаций», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет по налогу на прибыль организаций — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

 

Целями ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций являются:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет конкретных налогов.

На основании ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Система налогового учета по налогу на прибыль организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета по налогу на прибыль организаций должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета по налогу на прибыль организаций на основании ст. 313 НК РФ являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Эти три группы документов составляют систему налогового учета по налогу на прибыль организаций, структура которой является трехуровневой:

1) уровень первичных учетных документов (включая справку бухгалтера);

2) уровень аналитических регистров налогового учета;

3) уровень налоговой декларации (расчета налоговой базы по налогу на прибыль).

<

Налог на прибыль относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, налог на прибыль относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль.

Налог на прибыль выполняет как фискальную, так и регулирующую функции. Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» налог на прибыль является весомым источником доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от налога на прибыль составляют более 6 % со всех доходов федерального бюджета РФ.

Налог на прибыль введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В настоящее время порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

2) Методическими рекомендациями по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729;

3) Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150;

4) иными нормативными правовыми актами.

Третьим уровнем налогового учета является уровень налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (уровень расчета налоговой базы по налогу на прибыль). Понятия налоговая декларация и расчет налоговой базы по налогу на прибыль для целей налогового учета идентичны по своему смысловому содержанию, так как налоговая декларация содержит в себе все показатели, установленные в качестве обязательных для расчета налоговой базы, поэтому такая декларация полностью заменяет собой расчет налоговой базы для целей налогового учета.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщенных данных из аналитических регистров налогового учета.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2) сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; выручка от реализации ценных бумаг; выручка от реализации покупных товаров; выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; выручка от реализации основных средств; выручка от реализации товаров (работ, услуг), обслуживающих производств и хозяйств;

3) сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе: расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода: расходы, понесенные при реализации ценных бумаг; расходы, понесенные при реализации покупных товаров; расходы, связанные с реализацией основных средств; расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

 

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе: прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг; прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; прибыль (убыток) от реализации основных средств; прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

5) сумма внереализационных доходов;

6) сумма внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее в соответствии с НК РФ.

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, где прибылью признается:

1)для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

На основании п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли. Поскольку порядок определения прибыли различен для разных категорий налогоплательщиков, то различен и порядок определения налоговой базы, что может быть представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль

Налогоплательщик

Налоговая база

Российские организации

Денежное выражение полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Денежное выражение полученного через постоянные представительства дохода, уменьшенного на величину произведенных постоянными представительствами расходов

Иные иностранные организации

Денежное выражение дохода, полученного от источников в Российской Федерации

 

Из рассмотренной таблицы очевидно, что общая формула для расчета прибыли (налоговой базы) выглядит следующим образом:

прибыль (налоговая база) = доходы — расходы.

Предусмотрено несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода:

— 24% для всех доходов, кроме указанных ниже. Распределение по уровням бюджета может изменяться в период его формирования по решению законодательных органов власти. В 2003 г. в федеральный бюджет зачислялось 6%; в бюджеты субъектов Российской Федерации — 16%; в местные бюджеты — 2%, а на 2004 г. утверждено соответственно 5%, 16%, 2%;

— по доходам, полученным в виде дивидендов:

6% — от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации;

15% — от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

— по операциям с отдельными видами долговых обязательств:

15% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

0% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением,— 0%. При этом прибыль, полученная от иной деятельности, облагается налогом по ставке 24%.

Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Особенностью налогообложения налогом на прибыль является то, что метод исчисления налога на прибыль предопределяет порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет. Так, налог на прибыль уплачивается в следующие сроки.

1. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

2. Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (квартал), то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала).

4. В течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.

5. В течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

6. В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход налогоплательщиками — получателями доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

Налоговые льготы по налогу на прибыль предусмотрены ст. 251 НК РФ. Согласно этой статье не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль следующие доходы:

– в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ; услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

– в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

– в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

– в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

– в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

– в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

– в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

– другие доходы в соответствии с НК РФ.

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И СПОСОБЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

 

2.1. Методы определения доходов и расходов

 

Организации при исчислении налога на прибыль для определения доходов и расходов имеют право использовать метод начислений или кассовый метод. При этом, согласно положениям НК РФ, кассовый метод имеют право использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Метод начисления. При использовании этого метода доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав в их оплату. Датой получения дохода от реализации для целей налогообложения признается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. Для внереализационных доходов дата их получения устанавливается индивидуально, в зависимости от вида дохода. Например, для доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, это будет дата расчетов или предъявления налогоплательщиком документов в соответствии с условиями заключенных договоров.

Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы их оплаты. Это означает, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов. Они группируются на расходы, связанные с реализацией, и внереализационные. Первые в свою очередь подразделяются на четыре группы: материальные расходы, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, прочие расходы.

В НК РФ указаны две даты признания материальных расходов. Первая — день передачи сырья и материалов в производство. При этом расходами признаются только то сырье и материалы, которые приходятся на производственные товары (работы, услуги). Вторая — расходы на оплату услуг или работ производственного характера включаются в состав налоговых расходов на день подписания акта приемки-передачи.

Амортизационные отчисления и заработная плата отражаются в составе расходов ежемесячно.

Кассовый метод. При использовании этого метода датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует иметь в виду, что:

— расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по мере списания данного сырья и материалов в производство;

— в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитывается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Налоги исчисляются после получения оплаты за реализованные товары (работы, услуги), и существует реальная возможность перечисления их в бюджет. Однако пользоваться кассовым методом не так уж выгодно, как может показаться. При кассовом методе должны быть оплачены как доходы, так и расходы. Например, торговая организация продала в розницу товары, но со своим поставщиком за эти товары еще не рассчиталась. Налогооблагаемая база в этом случае будет выше, чем если бы организация работала по методу начисления.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются разными ставками, то налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщик ведет раздельный учет по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. В случаях, когда цены, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночных цен идентичных товаров, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, которые рассчитывают по результатам сделки исходя из рыночных цен.

Если невозможно установить рыночную цену ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах, для их определения используется метод цены последующей реализации. При этом рыночная цена товаров, работ, услуг, реализуемых продавцом, рассчитывается по формуле

Рыночная цена = Цена, по которой проданные товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже) — Обычные в подобных случаях затраты, понесенные перепродавцом при перепродажеи продвижении на рынок приобретенных товаров (работ, услуг) — Обычная для данной сферы деятельности прибыль перепродавца.

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ, услуг определяется по формуле

Рыночная цена — Обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров (работ, услуг), а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты + Обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты. Следует иметь в виду, что:

— при исчислении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

— организации, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные организацией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшают налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или часть этой суммы при следующих условиях:

1) срок переноса убытка не должен превышать 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток;

2) совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы;

3) если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены;

4) организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, во время которого она уменьшает налоговую базу.

 

2.2. Порядок начисления амортизации

 

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ с 1 января 2002 года устанавливает новый порядок начисления амортизации имущества для целей налогообложения.

Прежде чем начислить амортизацию, организация должна определить срок полезного использования основного средства. До 1 января 2002 года в целях налогообложения применялись Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072. Однако с 1 января 2002 года эти нормы не действуют. Теперь, чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

В этом документе все основные средства разбиты на 10 амортизационных групп. Для каждой группы установлен интервал срока полезного использования. Например, офисная мебель относиться к четвертой амортизационной группе. Срок ее полезного использования может составлять от пяти лет одного месяца до семи лет включительно. Конкретный срок в рамках этого интервала организация выбирает самостоятельно.

Необходимо обратить внимание, что сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтерском учете срок службы каждого основного средства организация может устанавливать самостоятельно.

В налоговом учете организация может применять один из двух способов амортизации основных средств – линейный или нелинейный. Это установлено п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ. Причем не обязательно использовать один и тот же метод для всех основных средств. По некоторым объектам можно начислять амортизацию линейным методом, а по другим – нелинейным. Это разрешают Методические рекомендации по применению гл. 25 Налогового кодекса РФ, утвержденные Приказом МНС России от 26.02.2002 г. № БГ-3-02/98.

В настоящее время ускоренная амортизация регламентируется пунктом 7 статьи 259 Налогового Кодекса РФ.

В суммы начисленной амортизации входят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, определенные в соответствии с законодательством. Амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Срок полезного использования данного имущества должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 10 000 руб.

Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и т.д.), а также материально-производственные запасы, незавершенное капитальное строительство и другое имущество согласно законодательству.

В соответствии с НК РФ амортизируемое имущество организации распределяется по амортизационным группам в зависимости от сроков полезного использования. Законодательством определены 10 амортизационных групп. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией в соответствии с требованиями Классификатора основных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Срок полезного использования нематериального актива определяется из срока действия патента, свидетельства и из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет.

С 1 января 2002 г. организации имеют право выбрать для начисления амортизации в налоговом учете один из двух способов: линейный и нелинейный. Однако к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам сроком полезного использования от 20 лет применяется только линейный метод. Принцип использования нелинейного метода заключается в следующем: в первые несколько периодов стоимость основных средств списывается в большем размере, чем в последующем. При этом, хотя общая сумма амортизации остается неизменной, экономия достигается за счет уменьшения налоговых платежей в начальные периоды по сравнению с предыдущими. Ежемесячная норма амортизации при нелинейном методе исчисляется по формуле

К= (2 : п) х Т%,

где К — ежемесячная норма амортизации, %;

п –срок полезного использования, мес.

С момента, когда остаточная стоимость основного средства составит 20% от первоначальной, амортизация в последующие месяцы начисляется линейным методом до полного списания остаточной стоимости. Выбранный метод закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.

Для снижения налогового бремени рекомендуется использовать нелинейный метод начисления амортизации, если финансовый результат деятельности организации положительный. Увеличивая амортизационные отчисления практически в два раза по сравнению с линейным методом, возрастает общая величина расходов, уменьшается облагаемая база, а следовательно, и налог на прибыль. При наличии убытка от финансово-хозяйственной деятельности целесообразно использовать линейный метод, так как увеличение суммы убытка не окажет непосредственного влияния на налоговое бремя.

Амортизацию можно начислять и по уменьшенным нормам по решению руководителя организации. Использование пониженных норм допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. Использование пониженные нормы амортизации удобно для предприятий, предполагающих получение убытка в ближайшее время. В последующем, в прибыльном году, нормы можно будет увеличить.

Рассмотрим особенности реализации амортизируемого имущества в целях налогообложения.

При реализации амортизируемого имущества доход (расход) определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения, уменьшенной на сумму начисленной амортизации, с учетом понесенных при реализации затрат. Положительная разница признается прибылью и включается в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. Отрицательная разница отражается в аналитическом учете как прочие расходы налогоплательщика, включаемые в целях налогообложения в состав расходов будущих периодов. Ежемесячно равными долями расходы будущих периодов включаются в состав внереализационных расходов. Количество месяцев, в течение которых расходы будущих периодов будут переноситься во внереализационные расходы, определяется как разница между количеством месяцев срока полезного использования имущества и количеством месяцев его эксплуатации до момента его реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано. Рассмотрим на примерах влияние финансового результата от реализации амортизируемого имущества на облагаемую прибыль.

 

2.3. Порядок списания стоимости материалов в производство и при реализации

 

При исчислении прибыли важно правильно определить расходы. Не все фактически произведенные затраты можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Одни следует производить лишь из собственной прибыли, остающейся у организаций после уплаты налогов. Другие включаются в себестоимость только в пределах утвержденных нормативов, например командировочные расходы, представительские расходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Исходя из этого положения налогоплательщик может доказать необходимость тех или иных затрат и учесть их при формировании облагаемой базы (например, расходы по оплате сотового телефона или заграничной командировки).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные.

Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

К материальным расходам относятся затраты:

— на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;

— на приобретение материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды;

— на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом предприятия;

— расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

Стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из фактических затрат на их приобретение, а именно: цена их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы на транспортировку, ввозные таможенные пошлины и иные затраты. Неправильное определение стоимости ТМЦ может привести к занижению облагаемой базы. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров для целей налогообложения, применяется один из следующих методов оценки:

— по стоимости единицы запасов;

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Применяемый метод оценки указывается в учетной политике, принятой организацией для целей налогообложения.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость остатков ТМЦ, переданных в производство, но не использованных на конец месяца, и возвратных отходов.

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми (контрактами) или коллективными договорами.

К прочим затратам относятся:

— налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления (например, налог с владельцев автотранспортных средств, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ);

— платежи по процентам за кредиты банков в пределах годовой учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на 3 пункта (расходы, превышающие этот предел, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия);

— оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов, оплата работ по сертификации продукции;

— другие затраты, входящие в себестоимость продукции. Внереализационные доходы, полученные в отчетном (налоговом) периоде, уменьшаются на:

— убытки прошлых налоговых периодов;

— суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию;

— потери от брака;

— потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

— потери от стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Как известно, все затраты, производимые предприятием и связанные с его производственной деятельностью, учитываются при расчете финансового результата его деятельности. Для руководителя неважно, включаются они в расходы или нет в целях налогообложения. Ему важно знать размер фактической прибыли и какими средствами он может располагать. А для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается на разницу между фактическими расходами и нормируемой величиной по представительским, рекламным, командировочным и другим расходам в соответствии с законодательными актами.

2.4. Порядок определения суммы незавершенного производства

 

Согласно ст. 319 НК РФ под незавершенным производством (далее — НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.


 

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.


 

Для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. При этом для целей настоящей главы под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию.


 

Для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).


 

Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.


 

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав материальных расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав материальных расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных данной статьей.


 

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.


 

Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию

 

3. РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

 

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для дальнейшего отражения в расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В аналитических регистрах налогового учета данные налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам доходов и расходов. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Однако на основании ст. 313 НК РФ к формам аналитических регистров налогового учета существует ряд требований. Так, формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.

Данные налогового учета — это показатели, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Практика применения налогового законодательства выработала различные системы аналитических регистров налогового учета. Рассмотрим наиболее интересные с практической точки зрения системы аналитических регистров налогового учета.

Налоговые органы разработали и предложили свою систему аналитических регистров налогового учета, которые группируются следующим образом:

1) группа регистров промежуточных расчетов, которые предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. К ним относятся:

– регистр-расчет формирования стоимости объекта учета;

– регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов;

– регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр-расчет стоимости сырья и материалов, списанных в отчетном периоде;

– регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

– регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;

– регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

– регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;

– регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;

– регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;

– другие аналитические регистры налогового учета;

2) группа регистров учета состояния единицы налогового учета. Эти регистры являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение этих регистров должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. К ним относятся:

– регистр информации об объекте основных средств;

– регистр информации об объекте нематериальных активов;

– регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр учета расходов будущих периодов;

– регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;

– регистр учета операций по движению кредиторской ; задолженности;

– регистр учета расчетов с бюджетом;

– регистр учета расчетов по штрафным санкциям;

– другие аналитические регистры налогового учета;

3) группа регистров учета хозяйственных операций. Эти регистры являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Перечень регистров включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. Сюда включаются:

– регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета поступлений денежных средств;

– регистр учета расхода денежных средств;

– регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;

– регистр учета расходов на оплату труда;

– регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов;

4) группа регистров формирования отчетных данных. Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов. К ним относятся:

– регистр-расчет учета амортизации основных средств;

– регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде;

– регистр учета прочих расходов текущего периода;

– регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества;

– регистр-расчет учета остатка транспортных расходов;

– регистр учета внереализационных расходов;

– регистр учета доходов текущего периода;

– другие аналитические регистры налогового учета;

5) группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями. Эти регистры используются только некоммерческими организациями для отражения операций по поступлению и использованию целевых средств. Они состоят из:

– регистра учета поступлений целевых средств;

– регистра учета использования целевых поступлений;

– регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС РФ, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для предприятий, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Кроме того, она не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях.

Реальный практический интерес представляет следующая система аналитических налоговых регистров. Она избавлена от двух главных недостатков ранее рассмотренной системы: громоздкости и сложности определения доходов и расходов по кассовому методу. Данная система предусматривает только два аналитических регистра — регистр доходов и регистр расходов:

1. Регистр доходов включает в себя следующие показатели:

– дата операции;

– хозяйственная операция;

– вид дохода;

– дата оплаты;

– документ оплаты;

– дата передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– документ передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– сумма (без НДС).

1. Регистр расходов включает в себя следующие показатели:

– дата операции;

– хозяйственная операция;

– вид расходов;

– дата оплаты;

– документ оплаты;

– дата начисления расхода: для сырья, материалов — дата списания в производство; для прочих расходов (материальных, на оплату труда, процентов, услуг, на уплату налогов и сборов) — дата погашения задолженности; для амортизации — дата начисления;

– документ начисления расхода: для сырья, материалов — акт списания в производство, для расходов на оплату труда — расчетная ведомость и т. д.;

–сумма.

В практической работе по исчислению налога на прибыль нужны также документы расчета учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на оплату услуг нотариусов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты. Однако это должны быть именно документы, а не аналитические регистры налогового учета. Так, например, расчет налога на прибыль при такой системе налогового учета гораздо сложнее, чем предусмотрено в регистре, предложенном налоговыми органами. В этой точке зрения прослеживается аналогия с бухгалтерским учетом, где расчеты проводятся в бухгалтерских справках, а уже проводки с готовыми суммами заносятся в регистры учета. Практическая ценность такого решения проблем для ведения налогового учета достаточно высока, что доказано нормальной работой такой системы налогового учета на предприятиях машиностроения, медицинской иммунобиологической промышленности, торговли и предприятиях, оказывающих рекламные услуги.

Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется на основе данных аналитических налоговых регистров, составляющих второй уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учета по объектам налогообложения налогом на прибыль организаций, полученных из первичных учетных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая проведенное исследование можно сделать следующий обобщающий вывод.

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 25 «Налог на прибыль организаций», которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе он определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции по трем уровням бюджета в соответствии с законодательными актами о формировании бюджета страны на каждый финансовый год. Следовательно, налог на прибыль — регулирующий. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако за последнее время прослеживается тенденция к уменьшению его доли, что связано как с уменьшением ставки налогообложения (с 30% — в 2000 г. до 24% — в 2002 г.), так и с нестабильностью развития производства. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняется приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Анализ приведенных регистров налогового учета показывает, что каждый из регистров представляет собой по сути оборотно-сальдовую ведомость, в графах которых помещаются наименования объектов учета, некоторые другие характеристики объектов учета (дата приобретения или ввода в эксплуатацию, стоимость и т.д.), операция, производимая над объектом учета, некоторые параметры этой операции (дата, номер и другие реквизиты документа и т.д.), начальный остаток объекта учета до операции, приход, расход, конечный остаток объекта учета после операции. В строках этих оборотно-сальдовых ведомостей должны приводиться эти самые объекты учета. Стоимостные показатели, относящиеся к некоторому набору объектов учета, обладающих одинаковыми характеристиками, суммируются в еще один реквизит регистра налогового учета. Некоторые из оборотно-сальдовых ведомостей разбиты на две (не мною, а специалистами МНС РФ при описании соответствующих регистров). В одной — начальный остаток объекта учета до операции, приход и конечный остаток объекта учета после операции. В другой — начальный остаток объекта учета до операции, расход и конечный остаток объекта учета после операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  4. Авдеев В.Ю. Глава 25 Налогового кодекса РФ: Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия. М., 2005.
  5. Арутюнова О.Л. Применение ПБУ 18/01 «Учет расчетов по налогу на прибыль». М., 2006.
  6. Каланов А.Н. Налог на прибыль: комментарий к главе 25 Налогового кодекса. М., 2006.
  7. Кожинов В.Я. Налоговый учет. М., 2005.
  8. Куликова Л.И. Налоговый учет. М., 2005.
  9. Малявкина Л.И. Налоговый учет доходов и расходов. М., 2005.
  10. Подпорина Ю.В. Налог на прибыль. Исчисление, уплата, ответственность. М., 2006.
  11. Рябова Р.И. Налоговый учет расходов и доходов. Глава 25 Налогового кодекса. М., 2005.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00213 sec

WordPress: 22.46MB | MySQL:118 | 2,086sec