НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

<

122114 1849 1 НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВКак явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как же развивается и действует малый бизнес в этих странах.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы1:

  • в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
  • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  • уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
  • способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
  • в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
  • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
  • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется прежде всего общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу.

Основные экономические черты малого предпринимательства: обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);специализация на каком-либо виде деятельности; реализация произведенных товаров (услуг) через куплю — продажу на рынке;

Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1. Характером производственного процесса: ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

гибкость, восприимчивость к нововведениям;

небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

высокая оборачиваемость капитала;

существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий являются:

— локальность ресурсных и сбытовых рынков;

— неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

— положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

— сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

— ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

— большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются1:

— совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

— стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

— общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

— высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

— низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

— высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

<

— неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;

— стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

— работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ1. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В городах России число малых предприятий составляет 880 тыс., на которых занято 6600 тыс. работников (8,6% всего занятого населения), около 4,5 млн. человек занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью. В промышленной сфере число малых предприятий на конец 2001 г. составляло 125 тыс., по сравнению с 2000 г. оно сократилось на 6,4%; в научно-технической сфере — 28 тыс. при сокращении на 7,4%2.

В сельской местности на конец 2001 г. действовали 265,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, по сравнению с 1997 г. их число уменьшилось на 5%. Кроме того, около 2,5 млн. семейных подворных хозяйств также поставляет свою продукцию на рынок.

В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн. человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

С 2003 года были особо выделены мелкие предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. При этом учитывается не только численность, но и годовой объем продаж. Такой подход вполне обоснован, поскольку при высокой фондоемкости и автоматизации производства, например в энергетике, предприятие с небольшим коллективом способно выпускать продукцию на многие десятки миллионов рублей и доминировать на региональном и даже национальном рынке.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимуще-ственно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица).

Одной из форм малого бизнеса является самозанятость – предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского Союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя.

Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней

Доходы от малого предпринимательства представляются довольно важной составляющей бюджетов регионов, прежде всего из-за своей перспективности.

Именно малое и среднее предпринимательство по планам федеральных и региональных правительств и администраций должно существенным образом влиять на доходы субъектов и муниципальных образований.

Однако, рассматривая данную категорию необходимо отметить её определенную специфичность по целому ряду причин. Во-первых, неоднозначность отнесения предприятий к сфере малого предпринимательства в налоговом законодательстве и отсутствие отдельного учета для данной категории плательщиков. Во-вторых, особенностями статистической отчетности по этой категории, связанной с косвенной оценкой. Так называемым «досчётом», при котором отчетность собирается у части предпринимателей, а затем полученные данные распространяются на всю генеральную совокупность. Есть и иные особенности.

Сводные данные по объемам поступлений налогов на совокупный доход представлены в таблице.

Таблица

122114 1849 2 НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ122114 1849 3 НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

 

Анализ поступлений налогов от малого предпринимательства в 2002 году показал, что и по этому налогу, как и по рассмотренным ранее доходам, наблюдаются значительные различия.

Показатели на душу населения ниже 100 руб. наблюдались в Тюменской, Московской, Курганской, Оренбургской областях и Республике Марий Эл.

Названные субъекты имеют разный уровень экономического развития.

Особенно обращает на себя внимание крайне низкий показатель по Московской области — всего 44 руб./чел. Для региона, тесно связанного со столицей, такой уровень может быть обусловлен, прежде всего, с организационными вопросами реализации налогового законодательства в этой сфере, поскольку фактическое состояние развития малого предпринимательства в Московской области имеет достаточно высокие показатели.

Показатели от 100 до 200 руб./чел. отмечены в 11 регионах. Среди которых, в качестве регионов имеющих соответственно низкий и высокий уровень экономического развития, можно отметить Костромскую и Липецкую области.

Объемы данного налога 100 и 142 руб./чел.

Показатели от 200 до 300 руб./чел. имели четыре субъекта – Нижегородская и Амурская области, Приморский Край и Республика Карелия.

Свыше 300 руб./чел. имели в 2002 г. Краснодарский край и Магаданская область – 305 и 308 руб./чел. соответственно. Эти субъекты являются практически полной противоположностью по численности населения, по климато-географическому положению и экономическому развитию. Однако развитие малого предпринимательства в плане налогов оказались достаточно близким.

Анализ роли доходов от налогов на совокупный доход показал, что их доля в общем объеме доходов субъектов и в объеме собственных доходов также имеют значительные различия по субъектам.

Минимальные показатели вклада налогов на совокупный доход наблюдались как у регионов с высокими показателями доходов на душу населения, так и с низкими. По Московской области эти налоги составили всего 0,57%, по Магаданской области – 1,1%, по Красноярскому краю – 1,7%, Ленинградской области –2,0%, Амурской области – 2,7%. Все эти регионы имеют доходы на душу населения более 7,5 тыс. рублей.

У субъектов с доходами 5,5 тыс. рублей на душу населения и ниже, тоже наблюдались невысокие доли налогов на совокупный доход в общем объеме доходов. По Тюменской, Курганской и Оренбургской областям показатели составили соответственно ,75, 1,5 и 1,7%, По Республике Марий Эл – 2.2% .

В субъектах РФ, имевших в 2002 году показатели налогов на совокупный доход свыше 200 руб./чел., доля этого налога в общем объеме доходов составила от 2,8 в Приморском до 6,2% в Краснодарском краях.

Как свидетельствуют приведенные данные, общей тенденций зависимости налогов от малого бизнеса и показателей объемов доходов региональных бюджетов не наблюдается.

Рассмотрим теперь эти соотношения применительно к собственным доходам регионов, поскольку выравнивающие влияния федеральной помощи в определенной мере сглаживают картину.

Наиболее удельный вес налогов на совокупный доход в объеме собственных доходов наблюдался у субъектов, имеющих низкие собственные

доходы и значительные объемы федеральной помощи.

У субъектов, имеющих собственные доходы менее 3 тыс. руб./ чел. удельный вес налога на совокупный доход составил от 2,6 до 5,9% . По республикам Адыгея и Марий Эл произошло увеличение с 2,5 до 5.9% и с 2,2 до 4,8% соответственно.

Наибольший удельный вес в 2001 году среди анализируемого круга субъектов РФ отмечен в Краснодарском крае – 7,6%. Что можно оценивать уже как существенный вклад в доходы регионального бюджета.

Анализ показателей налога на совокупный доход в 2003 г. выявил увеличение в среднем по анализируемой группе субъектом на 34%.

Наибольший рост наблюдался в Курганской, Псковской и Свердловской областях соответственно в 3, 2,5 и 2,1 раза.

По целому ряду субъектов отмечен незначительный рост. К ним относятся Свердловская, Оренбургская, Вологодская области, Краснодарский край, Республика Карелия. Рост составил от 5,8 до 16% . По остальным регионам показатели роста колебались от 20 до 90%.

Применительно к уровню экономического развития регионов общих тенденций также не наблюдалось – в Московской области рост 1,9 раза, а в Липецкой всего 16%. В регионах с низкими показателями развития картина близкая. В Курганской области налоги увеличились в 3 раза, а в Костромской всего на 3%.

Изменения поступлений налога в 2004 г. имело ряд особенностей. Во- первых, объем поступлений не увеличился, а снизился как в среднем по группе на 35%., так и по абсолютному большинству субъектов. Снижение поступлений в региональные бюджеты обусловлено изменениями в налоговом законодательстве.

Эти изменения связаны, прежде всего, со снижением ставки налога на вмененный доход с 20 до 15% от объема вмененного налога, а также изменением распределения налога между уровнями бюджетной системы.

Изменения затронули как распределение налогов между уровнями бюджетной системы, так и ставки налогов.

Во-вторых, несмотря на изменение законодательства, объем поступлений по Московской области не снизился, а увеличился более чем в 2 раза. Выше уже отмечалось, что низкие показатели по Московской области в 2002 – 2003 годах не отражают состояние малого предпринимательства по региону, а связаны с организацией введения законодательства по налогам на совокупный доход, что и нашло подтверждение в 2004 г.

Рост в 10% наблюдался также в Тюменской области, что также может быть расценено как существенное, перекрывающее потери от изменения законодательства, увеличение объемов налога.

В третьих, несмотря на отмеченное выше изменение в законодательстве, единое для всех субъектов РФ показатели падения поступлений по субъектам имели в 2004 году значительные различия. Так. Например, по Краснодарскому краю объемы налога снизились с 333 руб./ чел. в 2003 г. до 144 руб./ чел., т.е. в 2,3 раза. Аналогичная картина по Нижегородской, Псковской, Курганской, и Вологодской областям. В тоже время по Липецкой, Амурской, Оренбургской областям снижение составило всего 18 – 21%.

Динамика показателей налога на вмененный доход по округам представлена на диаграммах по Приволжскому и Сибирскому федеральным округам (рис. 1, 2).

 

 

122114 1849 4 НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

 

Рис. 1 Динамика доходов от малого предпринимательства по субъектам Приволжского округа

 

122114 1849 5 НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

Рис. 2. Динамика доходов от малого предпринимательства по субъектам Сибирского округа

 

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что характер динамика налога по субъектам из разных округов имеют одинаковую направленность. По Омской и Нижегородской областям, республикам Марий Эл и Хакасии в 2003 г. наблюдается рост, а в 2004 г. – снижение. Причем по республикам — практически до уровня 2002 г., а в Нижегородской области даже ниже уровня 2002 г.

Изменения объемов налога в Оренбургской области и Красноярском крае можно оценить как не очень значительные. В Оренбургской области даже изменение законодательства в плане перераспределения платежей между уровнями бюджетной системы в значительной мере компенсировано ростом объемов доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: ФЗ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ// Российская газета. 18 июня 1995 г.
  4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000.
  5. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. М., 2006.
  6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2006.
  7. Малое предпринимательство: проблемы финансового и имущественного обеспечения// Российское Агенство поддержки малого и среднего бизнесе; http://www.ra.siora//analit//pprfor.asp
  8. Фадеев В.Ю. Экономические основы малого предпринимательства. –М.: ИФНРА-М, 2004

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.71MB | MySQL:120 | 1,262sec