НАЛОГОВАЯ ТАЙНА В СИСТЕМЕ МЕР ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

<

122314 0018 1 НАЛОГОВАЯ ТАЙНА В СИСТЕМЕ МЕР ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИАктуальность темы исследования. Правовой институт налоговой и коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.

В современных условиях жёсткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Как справедливо отмечается в литературе: «Обеспечение правовой защищённости отечественной научно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе экономической и технологической безопасности России. Надёжная правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности – наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов».

    В течение продолжительного времени институт коммерческой тайны, и как следствие институт налоговой тайны, был неизвестен отечественному законодательству. Это вполне понятно: в условиях отсутствия конкуренции, полного огосударствления экономики просто не было необходимости в подобных правовых институтах. Понятия, близкие по содержанию коммерческой и налоговой тайне, встречались только в нормативно-правовых актах, посвящённых регулированию внешнеэкономической деятельности советских организаций. Между тем, институт коммерческой тайны имеет в российском праве более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд.

Проблема защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой и налоговой тайны, была детально разработана в отечественной юриспруденции. Примером может служить вышедшая в 1910 году и во многом не утратившая актуальности до настоящего времени монография В. Розенберга «промысловая тайна».1 Затрагивались проблемы, связанные с коммерческой тайной, и в трудах другого выдающегося цивилиста второй половины XIX начала XX века – Г.Ф. Шершеневича.2

    С переходом России к рыночной экономике, с реформированием отечественного законодательства, приведением его в соответствие с новыми требованиями, интерес к коммерческой тайне снова возрастает, что подтверждается появлением в литературе большого количества работ, посвящённых этой проблеме.

    Настоящая работа посвящена исследованию правовой природы налоговой тайны, её основных признаков, способов охраны информации, составляющей налоговой тайну, и защиты интересов её обладателей.

Цель работы – исследование роли налоговой тайны как механизма защиты конфиденциальной экономической информации.

Задачи исследования:

– провести анализ понятия налоговой тайны в системе защиты конфиденциальной экономической информации;

– рассмотреть механизм регулирования правового режима налоговой тайны.

Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Эмпирической базой исследования является применение структурно-логического, теоретико-аналитического анализа литература.

Нормативно-правовой базой исследования являются такие источники как Конституция РФ, Налоговый и Гражданский кодексы, федеральные законы РФ

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Алексеев С.С., Баканов М.И., Басовский Л.Е., Бачило И.Л., Бахрах Д.Н., Брызгалин А.В., Витрянский В.В., Гуев А.Н., Исаков В.Б., Костенко М.Ю., Кучеров И.И., Матузов Н.И., Морозов Д.В., Окунева Л., Пансков В.Г., Разгулин С.В., Розенберг В., Рушайло В.Б., Снытников А.А., Староверова О.В. Торшин А.В., Черник Д.Г., Шиверский А.А., Юткина Т.Ф., Ясин Е.Г. и др.

1.1. Понятие экономической информации

 

Учитывая специфику интересующего института налогового права, из всей совокупности охраняемой информации целесообразно выделить и проанализировать ту, которая по содержанию может быть отнесена к экономической. Ведь именно экономическая информация составляет основу данных, необходимых для налогообложения (т. е. налоговозначимой информации). Термин «экономическая информация» является достаточно широко употребимым, под ним подразумевается информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ1. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов2. Экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Последняя защищается в режиме нескольких видов (разновидностей) тайн, включая государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайны и тайну страхования. Эти тайны, принимая во внимание объединяющий их объект, можно рассматривать как смежные.

В составе всей экономической информации специалисты выделяют микроуровневую маркетинговую информационную систему, которая в свою очередь включает внутреннюю систему учета и отчетности, т. е. данные о внутрифирменных информационных потоках, характеризующих объем, структуру и скорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности1. Полагаем, что именно эта информация составляет основу той, которая необходима для налогообложения, например, организаций.

Объективной реальностью является то, что воздействию угроз информационной безопасности в сфере; экономики наиболее подвержена система сбора, обработки, хранения и передачи налоговой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов федеральными органами налоговой полиции, утвержденная приказом ФСНП России и МНС России 12, 13 октября 2006 г. № ВА-3033 и БГ-6-24/8022, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Вероятно, из-за наличия подобных угроз законодатель посчитал необходимым дополнить систему защиты экономической информации режимом налоговой тайны. В юридической литературе отмечается, что «во-первых, в системе российского налогового права законодательно закреплен новый правовой институт — налоговая тайна, основной целью которого является создание комплексной правовой защиты информации о налогоплательщике, полученной налоговыми органами при осуществлении своих полномочий; и, во-вторых, существенной новеллой является признание налоговой тайны общим принципом налогообложения»3.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации любые (за исключением установленных НК РФ) сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами (их должностными лицами) в процессе реализации своих полномочий, признаны конфиденциальной информацией и составляют в соответствии со ст.102 НК РФ налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами (их должностными лицами), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Для сведений, составляющих налоговую тайну, установлен специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих такие сведения, либо их разглашение влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Известно, что обязанность по уплате того или иного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения. В теории же налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), которые в соответствии с налоговым законом обусловливают обязанность по уплате налога. Объекты налогообложения специалисты связывают с юридическими фактами, представляющими собой правомерные действия. К числу таких действий относятся: принятие наследства, приобретение права собственности на имущество, получение разрешения на осуществление определенных видов деятельности, реализация подакцизной продукции, покупка наличной иностранной валюты, получение прибыли (дохода) и др. Указанные юридические факты могут возникать в процессе производства материальных и нематериальных благ, их обращения и потребления1. По мнению отдельных авторов, «налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные»2. Отмечается также, что источником уплаты любого налога выступает доход лица, который является, как правило, результатом его экономической деятельности1. Следовательно, анализируемый вид информации преимущественно носит экономический характер и в первую очередь включает сведения о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также о трудовой деятельности физических лиц.    

Однако при выполнении возложенных законом задач контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов налоговым органам (их должностным лицам), помимо сведений, составляющих в силу ст. 102 НК РФ налоговую тайну, становятся известными и другие виды конфиденциальной информации. Доступ к такой информации, ее правовой режим и условия защиты регламентированы нормативно-правовыми актами в разных отраслях законодательства. В этой связи научный и практический интерес представляет рассмотрение вопроса о соотношении налоговой тайны и других видов конфиденциальной информации.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает установление какого-либо перечня защищаемой информации, определяются лишь ее конфиденты, т. е. физические лица и организации, которым в силу профессиональной деятельности, по договору или на ином законном основании становятся известны сведения, которые они обязаны сохранять. В данном случае вполне позволительно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Подобным образом сконструированы также нотариальная, адвокатская, аудиторская тайны.

Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы, их должностные лица, привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, налоговой полиции, лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты1.

То обстоятельство, что налоговозначимая информация становится достоянием служащих, позволяет рассматривать информацию, составляющую налоговую тайну, также с точки зрения ее относимости к служебной Информации. Ранее, исходя из этого, относили сведения, составляющие налоговую тайну, к служебной тайне указанных лиц2. Этой точки зрения придерживаются до сих пор и некоторые другие авторы. Налоговая тайна рассматривается ими как разновидность служебной тайны3. Однако согласиться с этим можно лишь отчасти.

С правовой точки зрения тайна может рассматриваться как особый режим защиты той или иной информации. В этом смысле налоговую тайну можно определить как предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования определенной совокупности конфиденциальной информации, за нарушение которого предусматривается юридическая ответственность.

 

1.2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

 

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения. Однако при этом определено, что налоговой тайной являются не все сведения, полученные указанными органами, а только те из них, которые касаются налогоплательщиков. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что «к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах — налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них. Поэтому в условиях явного пробела в ст. 102 Кодекса в отношении данных лиц следует применять аналогию»1.

Кроме того, из содержания статьи следует, что налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайны налогоплательщика. Однако, судя по всему защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается.

Подобный подход позволяет получить лишь очень приблизительное представление о содержании информации, которая защищается в режиме налоговой тайны. В познавательных целях попытаемся сделать необходимые уточнения, основываясь на анализе соответствующих положений законодательства о налогах и сборах.

Комментируя ст. 102 НК РФ, С. Д. Шаталов отмечает: «Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа.

Рассматриваемая статья «закрывает» все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных»1.

Действительно, юридическая конструкция налоговой тайны включает перечень сведений, которые однозначно к числу защищаемых не относятся. Таковыми, в частности, являются сведения:

– разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

– об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);

– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;    

– предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Однако это знание позволяет лишь понять, какая информация не включается в состав сведений, составляющих налоговую тайну. Для более же точного установления ее содержания необходимо рассмотреть и другие признаки.

В своем комментарии А. Н. Гуев выделяет следующие признаки налоговой тайны:

– она представляет собой сведения, полученные налоговыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов (как по месту учета налогоплательщика, так и другими налоговыми органами, например, вышестоящими) о налогоплательщике;    

– ней относятся сведения, как предоставленные налоговому, таможенному органу и органу государственного внебюджетного фонда налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например, в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок. К числу сведений налоговой тайны относится также информация, полученная от банков, органов регистрации, опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений;

– составляют любые сведения, за исключением тех, которые определены в законе;

– предоставление информации, ее составляющей, правоохранительным органам Российской Федерации, другим государственным органам, организациям, учреждениям и гражданам осуществляется в установленном порядке;

– представляет собой часть более общего понятия — сведения конфиденциального характера;

– отличается от коммерческой тайны1.

Для определения содержания налоговой тайны, по мнению
М. Ю. Костенко, необходимо выявить:    

– объект налоговой тайны;

– способ получения сведений, составляющих налоговую тайну;

– лиц, обязанных соблюдать налоговую тайну (субъекты обязанности);

– лиц, имеющих право требовать соблюдения налоговой тайны (субъекты права)2.

Полагаем, что указанные признаки в своей совокупности позволяют достаточно точно определить содержание информации, составляющей налоговую тайну. Следует лишь дополнить этот ряд ее источниками, которые также достаточно специфичны.

В качестве основного признака следует рассматривать объект налоговой тайны. Его основу составляет налоговозначимая информация, которая непосредственно необходима для налогообложения, т. е. для правильного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов. Именно эта информация представляет наибольшую ценность для органов, взимающих налоги и сборы. Вся эта информация подразделяется на массовую, или общедоступную, и конфиденциальную. В свою очередь информация с ограниченным доступом подразделяется на два информационных массива сведений, одни из которых составляют служебную, а другие — налоговую тайну. Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, в данном случае представляет собой совокупность конфиденциальной информации, отличной от той, которая защищается в режиме служебной тайны. Последнюю составляет информация о деятельности налоговых органов. Налоговую же тайну, как уже отмечалось, составляет информация, которая относится к профессиональной тайне налоговых органов, а именно та, собственниками которой являются налогоплательщики.

Принимая во внимание состав конфидентов налоговой тайны, можно сделать вывод, что налоговую тайну составляет также информация с ограниченным доступом, которая относится к профессиональной тайне таможенных органов, органов государственных фондов и органов налоговой полиции. Например, в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»1 определено, что сведения, содержащиеся в открываемых Пенсионным фондом РФ на каждое застрахованное лицо индивидуальных лицевых счетах, относятся к категории конфиденциальной информации.

Содержание информации, составляющей налоговую тайну, фактически зависит от того, как, у кого и какую конфиденциальную информацию принимают или собирают указанные органы в ходе выполнения возложенных на них задач. В данном случае мы имеем в виду истопники информации, составляющей налоговую тайну.

Специалисты обращают внимание на то, что сведения, составляющие налоговую тайну, могут быть: предоставлены налоговому органу самим налогоплательщиком в процессе исполнения им обязанностей и осуществления прав, предусмотренных НК РФ; получены налоговым органом при осуществлении налогового контроля; предоставлены налоговым органам органами налоговой полиции, другими государственными и муниципальными органами, организациями и физическими лицами в соответствии с законом или по собственной инициативе1. По нашему мнению, возможности получения налоговозначимой информации несколько шире. Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет выделить пять основных источников. В частности, такая информация может быть:

<

– предоставлена налоговому органу, таможенному органу, органу государственного внебюджетного фонда самим налогоплательщиком;

– сообщена налоговому органу налоговыми агентами, органами, осуществляющими регистрацию, и банками;    

– собрана налоговым органом, таможенным органом, органом государственного внебюджетного фонда в процессе совершения действий: по осуществлению налогового контроля;

– получена таможенными органами и органами налоговой полиции в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия;

– передана залоговым органам и органам налоговой полиции другими контролирующими и правоохранительными органами в порядке информационного обмена, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах и сборах обязывает к ее предоставлению. Согласно п. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

– представлять в налоговый орган по месту учета налоговые’ декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;    

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в установленном порядке.

Помимо этого в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

– об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;

– обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

– обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

– об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

– об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Первую информацию о налогоплательщике налоговые органы получают, как правило, при его постановке на учет. Ведь при подаче заявления о постановке на налоговый учет организация одновременно с ним представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством ее создание. Индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. При постановке же на учет физических лиц в состав сведений о налогоплательщике включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.

Налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Согласно п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.

Основной объем налоговозначимой информации поступает в налоговые органы посредством представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

Налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый
орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с
налогоплательщика, и о сумме его задолженности в течение одного месяца. Кроме того, они должны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.    

Информацию, необходимую для постановки налогоплателыциков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые регистрируют организации и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, регистрирующие акты гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

– о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;

– о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;

– о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы частных нотариусов, частных детективов и частных охранников либо у которых отозваны или прекратили действий указанные документы, в течение 10 дней;

– о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;

– о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в течение 10 дней после регистрации имущества;

– о предоставлении прав на пользование природными ресурсами в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;

– об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего, решения;

— о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Кроме того, ст. 862 НК РФ относит к регистрирующим органам организации, и (уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физических лиц. Это органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках. На них возложена обязанность предоставления информации:    

– о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позднее 15 дней;

– о зарегистрированных транспортных средствах, не относящихся к недвижимому имуществу, не позднее 15 дней после регистрации;    

– о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг не позднее 15 дней после регистрации;

– о сделках купли-продажи культурных ценностей не позднее 15 дней после удостоверения;

– о зарегистрированных сделках с золотом в слитках не позднее 15 дней после их регистрации.

Банки также располагают различной информацией о своих клиентах. Эта информация используется для целей учета налогоплательщиков и для налогового контроля. Согласно ст.. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Счета (счет) в данном случае — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 11 НК РФ).

Значительный объем налоговозначимой информации налоговые, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов собирают в процессе проведения налогового контроля. В этой связи отмечается, что в целях получения дополнительной информации и сбора доказательств должностные лица налоговых органов могут провести в ходе проверки такие процессуальные действия (действия по осуществлению налогового контроля), как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов, инвентаризация, истребование документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза1. Полученная в результате этого информация включает самые различные сведения о налогоплательщиках, в том числе и те, которые не относятся к налогообложению, например, о личной жизни физических лиц. Информация же, необходимая для налогового контроля, находит отражение в протоколах налогово-процессуальных действий и актах проверок.

Налоговозначимая информация, как уже отмечалось, может быть получена и в процессе проведения таможенными органами и органами налоговой полиции оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия. Эти органы выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. В связи с этим им приходится осуществлять сбор соответствующей информации, которая составляет их служебную тайну. Так, согласно ч. 2 ст. 10 Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»2 сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Наконец, налоговозначимая информация может быть передана налоговым органам и органам налоговой полиции другими контролирующими и правоохранительными органами в порядке информационного обмена, в том числе международного. В настоящее время Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с целым рядом государств мира. Эти международные акты предусматривают взаимодействие правоохранительных органов, прежде всего в деле борьбы с так называемыми общеуголовными преступлениями. Кроме того, с участием Российской Федерации заключен ряд двусторонних международных соглашении, ‘которые непосредственно направлены на достижение сотрудничества в деле выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений. В данном случае имеются в виду соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы (по вопросам) за соблюдение налогового законодательства, которые позволяют добиться взаимодействия между налоговыми органами, органами налоговой полиции Российской Федерации и соответствующими органами иностранных государств в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов. Все эти соглашения предусматривают различные формы информационного обмена между правоохранительными и контролирующими органами стран-участников.

Принимая во внимание указанные источники, можно сделать вывод о том, что в режиме налоговой тайны «защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, к ней относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ

 

2.1 Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

 

По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

Как было уже подчеркнуто в предыдущих главах курсовой работы, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим», предлагается понимать его, как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей1.

В юридической литературе правовой режим определяется и как специальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств1, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования2. Имеется также утверждение, что правовой режим — это одновременно: права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования, и его механизм. Существует и версия, что правовой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права3.

Следует также принять во внимание отраслевую принадлежность правовых режимов. В одной из своих работ Д. Н. Бахрах отмечает, что «правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования — отраслевой юридический инструментарий, — опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли»4.

В этой связи интерес представляют определения тех или иных режимов в действующем законодательстве. Например, согласно ст. 18 ТК РФ таможенный режим — это совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Во всех приведенных выше определениях режим так или иначе определяется как совокупность, система или сочетание правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо режим действительно возможен лишь при установлении совокупности взаимосвязанных положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа к информации, составляющей налоговую тайну, также базируется на совокупности соответствующих положений.

Уже упоминавшаяся Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов федеральными органами налоговой полиции определяет защиту информации прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.

Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поступившие в эти органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСНП России и ГТК России.

Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую Тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2006 г. № БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.

Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам выдаются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, — в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в Получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость их предоставления связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего, такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

 

Имеет особенности и предоставление конфиденциальной налоговой информации органам налоговой полиции. Основные направления взаимодействия органов налоговой полиции и налоговых органов определяются в Соглашении об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 26 мая 2000 г. № ВС-160. К примеру приказ ФСНП России от 18 декабря 2001 г. № 573 «Об объявлении Соглашения об информационном взаимодействии Госкомстата России и ФСНП России», приказ ФСНП России от 21 декабря 2001 г. «Об информационном взаимодействии между ФСНП России и Минимуществом России», приказ ФСНП России от 14 января 2002 г. № 18 «Об объявлении Соглашения по информационному взаимодействию ФСНП России и ФПС России», приказ ФСНП России от 18 октября 2001 г. № 524 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия ФСНП России и ФСФО России». В качестве одного из них определена организация порядка передачи налоговыми органами федеральным органам налоговой полиции материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки налоговых преступлений.

Предоставление конфиденциальной информации органам прокуратуры, внутренних дел и федеральной службы безопасности осуществляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства по защите информации.

Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется также судебным приставам-исполнителям.

Информационный обмен осуществляют и другие органы государственной власти, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Например, заключен целый ряд межведомственных соглашений, предусматривающих информационный обмен, с участием ФСНП России. К примеру приказ ФСНП России от 18 декабря 2001 г. № 573 «Об объявлении Соглашения об информационном взаимодействии Госкомстата России и ФСНП России», приказ ФСНП России от 21 декабря 2001 г. «Об информационном взаимодействии между ФСНП России и Минимуществом России», приказ ФСНП России от 14 января 2002 г. № 18 «Об объявлении Соглашения по информационному взаимодействию ФСНП России и ФПС России», приказ ФСНП России от 18 октября 2001 г. № 524 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия ФСНП России и ФСФО России».

Цель этих соглашений — создать условия для повышения уровня информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, принятия управленческих решений; обеспечить совместимость информационных ресурсов; организовать обмен статистической и аналитической информацией; повысить эффективность использования государственных информационных ресурсов.

Со стороны ФСНП России информационный обмен прежде всего предусматривает предоставление информации о состоянии криминогенной обстановки в налоговой сфере и данных о нарушениях налогового законодательства.

 

2.2. Ответственность за разглашение налоговой тайны

 

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» за нарушение обязанности по соблюдению как налоговой, так и служебной тайны, на должностных лиц налоговых органов может быть возложена дисциплинарная и уголовная ответственность. Основания привлечения к уголовной ответственности должностных лиц налоговых органов за несоблюдение служебной и налоговой тайн различаются. Так, нарушение порядка работы должностных лиц налоговых органов со служебной тайной может рассматриваться как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). За неправомерное разглашение, использование и утрату налоговой тайны уголовная ответственность должностных лиц налоговых органов наступает в зависимости от вида разглашенных сведений, составляющих налоговую тайну. Так, в случае разглашения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, применяется ст.137 УК РФ. Незаконное разглашение или использование должностным лицом налоговых органов коммерческой или банковской налоговой тайны влечет его уголовную ответственность на основании ст.183 УК РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 183 УК РФ собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений — наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.

В соответствии с частью 2 ст. 183 УК РФ незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.

Субъектом преступления может быть, в частности, любой работник организации. Коммерческая тайна должна соблюдаться лицами, ею владеющими, и после увольнения их с работы до тех пор, пока соответствующие сведения не перестали быть охраняемой тайной, к которой нет свободного доступа.

Деяние, предусмотренное частью 2 ст. 183 УК РФ, имеет обязательный признак — причинение крупного ущерба, находящегося в причинной связи с разглашением или использованием чужой коммерческой тайны. Это могут быть убытки, понесенные обладателем коммерческой тайны, вызванные необходимостью переориентации деятельности, уменьшением клиентуры и т.д.

Мотивы и цели разглашения или использования коммерческой тайны могут быть корыстными, связанными со стремлением получить из этого материальную выгоду, или такими, которые свидетельствуют о личной заинтересованности виновного в совершении этих действий и причинении крупного ущерба: месть, зависть, обида.

Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает.

Правилом ч. 2 п. 2 ст. 139 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность работников возместить убытки, возникшие в связи с разглашением ими вопреки трудовому договору сведений, составляющих коммерческую тайну.

Основанием ответственности является наличие следующих обязательных условий (элементов):

а) прямого действительного ущерба (ТК РФ);

б) противоправного поведения работника;

в) причинной связи между действиями (бездействием) работника и причиненным ущербом;

г) вины работника в причинении ущерба (ТК РФ).

Прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается, в частности, уменьшение наличного имущества предприятия вследствие утраты, ухудшения или понижения его ценности, а также необходимости произвести излишние выплаты.

Противоправность поведения работника (ч. 2 п. 2 ст. 139 ГК). Противоправность может выражаться в различного рода действиях (бездействии), приведших к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, чем ему нанесен ущерб.

При определении причинной связи между действиями (бездействием) работника, выразившимися в разглашении ставшей ему известной в силу трудового договора (контракта) коммерческой тайны, и причиненным ущербом берутся во внимание все аспекты деятельности работника, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должностными инструкциями, а также его личные качества.

Вина работника в причинении ущерба, возникшего в связи с разглашением коммерческой тайны. В соответствии с правилом ч. 2 ст. 118 КЗоТ материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине.

Размер ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну по трудовому договору (контракту). В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 139 ГК лица, разгласившие коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязаны возместить причиненные убытки. Однако в силу правила, предусмотренного п. 3 ст. 2 ГК, для определения размера причиненных убытков, подлежащих возмещению, нельзя применять нормы ст. 15 и 393 ГК, поскольку трудовое законодательство регулирует вопросы определения размера материальной ответственности другими правилами – нормами ТК РФ.

Важно подчеркнуть, что трудовое законодательство РФ предусматривает два основных вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную. Ограниченной она называется потому, что возмещение ущерба ограничивается по отношению к заработной плате работника. Полная же материальная ответственность именуется так потому, что работник возмещает ущерб в полном размере без всякого ограничения.

При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Как правило, таким пределом является средний месячный заработок ТК РФ.

Следует отметить, что ТК РФ не содержит перечня случаев причинения ущерба, за которые предусмотрена материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка работника. В связи с этим представляется возможным отнести к таковым и ситуацию, связанную с разглашением информации, составляющей коммерческую тайну.

ТК РФ предусматривает случаи полной материальной ответственности работников. Применительно к вопросу определения размера материальной ответственности за ущерб, причиненный разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, отметим правила, предусмотренные ТК РФ, а именно:

– работники несут материальную ответственность в полном объеме;

– когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

– когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей.

Важно заметить, что лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявлять к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, гражданский иск, который рассматривается судом совместно с уголовным делом (ст. 29 УПК). В этом случае обладатель коммерческой тайны, чьи права были нарушены, может применить правила ст. 139 ГК и потребовать возмещения убытков в связи с разглашением коммерческой тайны в полном объеме. При этом суд, руководствуясь ТК РФ, может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению.

Что касается непосредственно размера ущерба, причиненного организации в связи с разглашением работником коммерческой тайны, то он может быть определен по правилам ТК РФ. Что касается неполученных доходов (упущенной выгоды), то они в расчет исчисления размера ущерба, подлежащего возмещению, включены быть не могут.

Таким образом, следует отметить, что права обладателя коммерческой тайны (работодателя) на возмещение причиненного имущественного ущерба работником, разгласившим ее, жестко ограничены нормами ТК РФ.

Привлечение к ответственности будет возможно при наличии следующих условий:

  • совершение лицом действий по разглашению коммерческой тайны;
  • вина лица, разгласившего коммерческую тайну;
  • наличие причинной связи между действиями лица, разгласившего коммерческую тайну, и убытками обладателя коммерческой тайны.

При определении размера ответственности не будут действовать указанные выше ограничения, предусмотренные трудовым законодательством РФ.

Лицо, совершившее правонарушение, будет обязано возместить не только прямой ущерб, но и упущенную выгоду (т.е., те доходы, которые обладатель коммерческой тайны мог бы получить при ее сохранении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Обобщая проведенное исследование, следует сделать следующие выводы. Налоговую тайну
составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
      2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

 4) предоставляемых налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми, таможенными или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), одной из сторон которых является Российская Федерация.

Сведения, составляющие налоговую тайну, поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

 Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Разглашение налоговой тайны влечет ответственность, предусмотренную статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. О налоговых органах в РФ: ФЗ РФ от 21.03.91 № 943-1.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.05.2007 г.)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.05.2007 г.)
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарии специалиста. // Нормативные акты для бухгалтера — №16. – 1998 г.
  6. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
  7. Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.

 

2. Монографии, учебники, учебные пособия

 

  1. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. –М.: НОРМА, 1989.
  2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. –М.: НОРМА, 2007.
  3. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие, –М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Бачило И. Л., Лопатин В. П., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. –СПб.: ПИТЕР, 2007.
  5. Бахрах Д. Н. Административное право. –М.: ИНФРА-М, 1996.
  6. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой с постатейными материалами официальных органов / Под ред. А. В. Брызгалина А. Н. Головкина. 3-е изд., перераб. и доп. –М., 2007.
  7. Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налог плательщик и Гражданский кодекс. –М.: ЮРАЙТ, 1995.
  8. Гуев А. Н. Постатейный комментарий части первой Налогового кодекса Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. –М.: ЮРИСТЪ, 2006.
  9. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. –М.:НОРМА, 2007.
  10. Кучеров И.И. Налоговое право России.– СПб.: Питер, 2007.
  11. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. –СПб.: Питер, 2006.
  12. Налоговое право России / Отв. ред. Ю.А. Крохина. -М.: Наука, 2003.
  13. Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепе .– М.: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ, 2006.
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий / Под общ. ред. В.И. Слома. –М.: ЮРИСТЪ, 2004.
  15. Морозов Д.В. Коммерческая и налоговая тайна // Главбух, 2006. №7.
  16. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. –М.: НОРМА, 2004.
  17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. –М.: ЮРАЙТ, 2003.
  18. Розенберг В. Промысловая тайна: переп. с изд. 1910 года. –СПб.: ПИТЕР, 2006.
  19. Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы: Монография. –М.: ИНФРА-М, 2006.
  20. Снытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. –М.: ИНФРА-М, 2007.
  21. Староверова О.В. Налоговое право. – М.: НОРМА, 2004.
  22. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2002.
  23. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права в 4 томах. Переп. с изд. 1908 – 1912 гг. –СПб.: ПИТЕР, 2002.
  24. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М. 1996.
  25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение; Учебник. –М.: Экзамен, 2003.
  26. Ясин Е. Г. Теория информации и экономические исследования. – М.: Высшая школа, 1970.

 

3. Статьи

 

  1. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права, М., 1987.
  2. Костенко М. Ю. О толковании положений статьи 102 «Налоговая тайна» Налогового кодекса Российской Федерации // Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекомендации: Налоговые правонарушения ответственность / Под ред. С. Г. Пепеляева. Вып. 1(11). М., 2006.
  3. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
  4. Мухамедшин И. Актуальные проблемы правовой защиты научно-технического потенциала России // Хозяйство и право, № 9, 1998.
  5. Разгулин С.В. Налоговая тайна // Учет. Налоги. Право. 2007. № 35
  6. Торшин А. В. Информация, охраняемая в режиме налоговой тайны, и ее источники // Финансовое право. 2007. № 2.

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.16MB | MySQL:116 | 2,798sec