ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ

<

122514 1931 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ И УГОЛОВНО ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМОдним из главных условий существования государства в условиях рыночной экономики является взимание налогов. Налоговая преступность для России — явление относительно новое, поскольку в течение длительного исторического периода (со времени окончания НЭПа и до начала экономических преобразований конца 80-х гг.) основными налогоплательщиками являлись государственные предприятия, которые не были заинтересованы в уклонении от уплаты налогов. Командно-административная система позволяла перераспределять доходы преимущественно вне налоговой системы. Налоговые преступления, если и совершались, то касались главным образом нарушения порядка уплаты налогов гражданами. С конца 80-х гг. в России быстрыми темпами стали создаваться предпосылки для политических и социально-экономических преобразований. Последующее развитие реформ закономерно привело к изменению существовавшей командно-административной системы хозяйствования и переходу к рыночной экономике, основанной на частной собственности, свободе предпринимательской и иной деятельности. В таких условиях налоги из «малозначительного и во многом формального инструмента превращаются в мощный рычаг экономической политики государства… являются не только главным источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации и местного самоуправления».1 В то же время неизбежным негативным последствием таких изменений явилось массовое уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Однако назвать налоговую преступность явлением новым для Российского государства можно лишь со значительной долей условности, поскольку в определенные периоды его существования, связанные с процветанием рынка, наблюдалось широкое развитие налоговой системы как средства пополнения государственной казны, а значит и существенное распространение налоговых правонарушений.

Наиболее характерными в этом плане являются исторические периоды начиная с 80-х гг. XIX в., ознаменовавшиеся переходом от натурального крепостного хозяйства к денежному, вплоть до Октябрьской революции, а также десятилетний период (с 1921 по 1931 г.) новой экономической политики.

Способы уклонения от уплаты налогов и сборов, также как и в современных условиях, в большинстве случаев обуславливались особенностями налоговой системы, наличием в ней отдельных «слабых мест», возможностью сокрытия тех или иных объектов налогообложения и т, п. Так, в конце XIX в. в связи с преобладанием акцизов в общем объеме налоговых платежей наибольшее распространение имели акцизные нарушения, такие, как реализация подакцизных товаров без специальных ярлыков, свидетельствующих об уплате акцизного сбора. В период НЭПа получили распространение такие способы уклонения от уплаты налогов, как «ликвидация предприятия» к тому моменту, когда подходил срок уплаты налогов, фиктивное создание организаций (в том числе кооперативов), которые пользовались налоговыми льготами, осуществление торговли на основании патентов, приобретенных на подставных лиц, ведение двойного учета и т. п. Сравнение способов уклонения от уплаты налогов, использовавшихся в указанные исторические периоды и в современной России, свидетельствует о существенном их сходстве. Однако в наше время борьба с налоговыми преступлениями стала еще более актуальной, чем в прошлом.

Несмотря на высокую латентность, присущую налоговым преступлениям, судебно-следственная практика свидетельствует об устойчивом росте налоговой преступности, повышении ее общественной опасности за счет более изощренных форм совершения данного преступления и размеров причиненного ущерба. Между тем, никаких реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в российской экономике пока не предвидится.

Ухудшение финансово-экономического положения в стране явилось во многом следствием серьезных нарушений налогового законодательства, роста налоговых преступлений и правонарушений. В связи с этим борьба с налоговой преступностью с каждым годом приобретает все большую актуальность и практическую значимость.

Потери казны от неуплаты налогов составляют, по мнению специалистов, поистине астрономические суммы. Бюджет недополучает сотни миллиардов рублей и миллионы долларов ежегодно. По целому ряду причин налоговый аппарат не в состоянии осуществлять полномасштабный контроль за соблюдением налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами. Органы налоговой полиции, в чьи задачи входит предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, фактически только начинают свою деятельность.

Наиболее активной сферой приложения криминального потенциала, сосредоточенного в организованных преступных структурах, остается экономика. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в экономике просматривается тенденция сползания некоторых ее секторов на теневые принципы функционирования. По оценке Госкомстата России, на теневой сектор приходится более 20% валового продукта. В данных условиях органы налоговой полиции основные усилия концентрировали на наиболее важных в обеспечении экономической безопасности направлениях. Продолжалась работа по выявлению и пресечению преступлений в кредитно-финансовой сфере, обращалось особое внимание на контроль преступлений, связанных с «теневой» экономикой, легализацией «грязных» капиталов.

Почти две трети крупных и особо крупных нарушений налогового законодательства составляют уклонения от уплаты налога на прибыль предприятий, более одной пятой — уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, более одной десятой части — уклонения от отчислений в дорожные фонды, от налогов с физических лиц, налога на имущество предприятий и др.

Одной из важнейших проблем, которая оказывает существенное влияние на налоговую политику и деятельность правоохранительных и контролирующих органов, является проблема нормотворчества. Свобода правового поля в период проведения правовой реформы вместо ожидаемой пользы принесла определенный вред и позволила субъектам нормотворчества игнорировать реальности отражения объективного мира. В связи с отсутствием четкого законодательного разграничения субъектов нормотворческой деятельности создаются определенные трудности на данном направлении. Так, множественность субъектов нормотворчества, их недостаточная правовая квалификация и компетенция обусловили появление множества правовых норм, не отвечающих требованиям научной обоснованности и реально складывающимся социально-экономическим и политическим отношениям.

Неоправданно сложная и противоречивая система налогообложения, в свою очередь, оказывает существенное влияние на уголовно-правовую практику, призванную защищать налоговую сферу. Вместе с тем, конструкция статей Уголовного Кодекса РФ, устанавливающих уголовную ответственность за налоговые преступления, законодателем изложена некачественно. В связи с этим на практике возникают определенные проблемы правовой оценки и квалификации налоговых преступлений, применения уголовно-правовой нормы. Все это не только затрудняет уголовно-правовую защиту налоговой сферы, но и при определенных обстоятельствах делает ее невозможной.

При применении уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления обнаруживается его несогласованность со сферой правоохранительного законодательства, регламентирующей вопросы ответственности за смежные экономические преступления и налоговые правонарушения, не являющиеся преступлениями. Кроме того, что налоговые преступления во многих случаях наказываются гораздо мягче других, менее опасных преступлений, они довольно часто влекут менее серьезные штрафные санкции, нежели даже административные и гражданские налоговые правонарушения. В связи с этим необходимо принять законы, адекватные реальному состоянию налоговой преступности. Предлагается привести уголовное, административное, налоговое, таможенное, банковское законодательство в соответствие с требованиями проводимой экономической реформы. Ужесточение уголовно-правовых и других санкций, при строгом их разграничении и дифференциации за налоговые правонарушения, должно стать определяющим фактором воздействия государства на налогоплательщика, основным методом реализации уголовной политики в налоговой сфере.

Не менее важная причина — это недобросовестность виновных, которые для того, чтобы уйти от ответственности,

<

проявляют порой чудеса изобретательности, принимают активные меры к сокрытию следов преступлений. Довольно часто они просто уничтожают первичные документы, отражающие финансовую деятельность организации.

Основными проблемами в области борьбы с экономическими преступлениями, в том числе и налоговыми, являются:

— отсутствие основополагающих юридических документов в сфере экономики, финансов, права;

— несовершенство законодательных и нормативных актов, регулирующих хозяйственные и финансовые отношения;

— отсутствие фундаментальных теоретических и методических разработок;

— острый дефицит профессионально подготовленных, высококвалифицированных кадров.

Приведенный перечень проблем не является исчерпывающим.

Одним из важнейших условий успешного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела является правильная характеристика преступления. Как правило, выделяют три основных вида таких характеристик; уголовно-правовую, криминологическую и криминалистическую. Указанные характеристики различаются по своим целям. Если назначение первой — квалификация расследуемого события, а второй — уяснение причин и условий, приведших к уголовно-наказуемому правонарушению, то третья целиком подчинена задачам расследования.

Уголовный закон устанавливает ответственность за уклонение граждан от уплаты налога и уклонение от уплаты налогов с организаций. Уклонение от уплаты налогов совершается путем сокрытия доходов в форме действия либо бездействия.

Первое может состоять во внесении в отчетные документы о доходах или иных объектах налогообложения заведомо искаженных данных, уменьшающих сумму доходов и иных объектов налогообложения, а также в заключении мнимых сделок, налогообложение объектов по которым ниже (или отсутствует), чем по сделке реальной.

Бездействие может заключаться в непредставлении декларации о доходах, неотражении объектов налогообложения в документах или даже в полном отсутствии необходимой для целей налогообложения бухгалтерской документации (например, при отсутствии регистрации юридического лица).

Наиболее распространенными способами уклонения от уплаты подоходного налога физическими лицами являются:

  1. заполнение налоговой декларации ненадлежащим образом (например, неуказание всех мест работы и, следовательно, утаивание денежных сумм, по которым следует платить подоходный налог, занижение сумм, подлежащих налогообложению);
    1. ненадлежащее оформление первичных документов на выплату
      денежных средств на предприятиях (платежных ведомостей). В этом случае фактическое количество выплаченных денег работнику может не совпадать с денежной суммой, за которую он расписался в платежной ведомости. Это может достигаться включением в штатную численность «мертвых душ», т.е. людей, фактически не работающих на предприятии, но числящихся в его штатном расписании. В этом случае при формально правильном заполнении налоговой декларации налицо полное несоответствие между реальным и учтенным доходом субъекта налогообложения, а следовательно, прямой уход от уплаты налога. Выявление такого рода нарушений возможно только при проведении проверки непосредственно на месте с опросом каждого, чья фамилия фигурирует в платежных ведомостях организации;
  2. полное отсутствие какого-либо оформления выплаченных денежных средств физическому лицу. При этом фактическая оплата производится из источника средств, возникшего незаконным путем (неоприходованные деньги — «черный нал»). В этом случае налоговая декларация может не заполняться вовсе, так как операция по выплате наличных денежных средств не нашла отражения в бухгалтерских документах;
  3. выплата наличных денег не из кассы предприятия, а через страховые фирмы. Это достигается путем заключения мнимых договоров, предусматривающих выплаты страховых возмещений физическим лицам, которые (страховые возмещения) в действительности являются не чем иным, как денежным вознаграждением, или реальным доходом физического лица;
  4. предоставление работникам (особенно коммерческих банков) безвозмездных ссуд, с последующим открытием депозитных счетов и размещением этих денег на указанные счета (для своих сотрудников банк имеет возможность устанавливать особую повышенную ставку). Такие выплаты не облагались налогами (1996 г. включительно) и Представляли собой особый «законный» способ уклонения от налогообложения.

    Разнообразный приемы и способы уклонения от уплаты различных налогов юридическими лицами:

  5. отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности. Это означает, что будучи не зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке как юридическое лицо, хозяйственная единица не осуществляет постановку на учет в налоговые органы (и внебюджетные фонды), что порождает полное отсутствие контроля за оборотом денежных средств и доходами, фактически ею получаемыми. Следствием, такой ситуации является как отсутствие надлежащего бухгалтерского учета, расчета налогооблагаемой базы и соответственно причитающихся налогов, так и неуплата
    этих налогов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды;
  6. отсутствие (или частичное наличие) бухгалтерского оформления хозяйственных операций или даже отдельных видов деятельности хозяйствующим субъектом. Например, неоприходование материальных ценностей (сырья, материалов, товаров), дальнейшая их переработка и продажа, которая также не находит отражения в регистрах бухгалтерского учета, приводит к возникновению неучтенной выручки (занижению ее), из чего как следствие вытекает неуплата (недоплата) таких налогов, как налог на добавленную стоимость и акцизы (особенно это характерно для алкогольной продукции), налог на пользователей автомобильных дорог, налог на прибыль;
  7. необоснованное списание товарно-материальных ценностей при
    фактической их продаже без оприходования выручки, что приводит к возникновению «черных» (неучтенных) денег, возникновению неправомерных убытков хозяйствующего субъекта, занижению выручки и, соответственно, неуплате тех же налогов;
  8. полное неоприходование выручки (в кассу) за фактически реализованную продукцию с последующим ее (выручки) неотражением в бухгалтерских документах (без наличия списания), что приводит к тем же неблагоприятным последствиям для бюджета, однако в этом случае можно легко обнаружить недостачу товарно-материальных ценностей, которые были оприходованы, но документы на выбытие которых отсутствуют;

    5)    частичное неоприходование выручки характерно в случаях не обоснованного фиктивного занижения цен на реализуемую продукцию с осуществлением реальных расчетов наличными деньгами. Следствием является недоплата тех же налогов (НДС и других налогов, базой для взимания которых является выручка от реализации, а также налога на прибыль). Кроме того, в этом случае происходит образование неучтенных денег, которые, будучи присвоены физическим лицом, являются его сокрытым доходом (не попадают в налоговую декларацию). Оформление операций по реализации продукции по заниженным ценам может производиться с использованием подложных документов;

    6) использование в хозяйственном обороте внеоборотных активов,
    не состоящих на балансе организации. В результате образования не
    учтенных денежных средств, они могут быть использованы на покупку дорогостоящей техники для предприятия без отражения этой операции в бухгалтерском учете. В результате этого возникает неоприходованное имущество, следствием чего является уход от налога на имущество;

  9. отнесение на себестоимость продукции затрат, которые не имели места в действительности путем составления поддельных документов на отпуск материалов в производство (например, с использованием при этом материалов заказчика);
  10. отнесение на себестоимость продукции стоимости услуг (с перечислением денег) по фиктивным договорам (например, ремонт компьютерной техники), по которым не было получено предусмотренного в договоре возмещения (фактически ремонт не производился), а предполагалось получение какой-либо иной выгоды (например, получение наличных денег);

    9)    завышение стоимости приобретаемых товарно-материальных
    ценностей путем использования поддельных первичных (сопроводи
    тельных) документов;

  11. отнесение на себестоимость продукции затрат, не связанных с
    производством продукции или осуществленных в непроизводственной сфере (работы по благоустройству городов, оказанию помощи сельскому хозяйству и др.);
  12. отнесение на себестоимость продукции затрат сверх установленных законодательством нормативов (например, представительские, командировочные расходы);
  13. включение в себестоимость затрат по фиктивным командировочным удостоверениям;
  14. отнесение на себестоимость продукции затрат другого временного периода. В результате завышения себестоимости продукции искусственно уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль и, соответственно, величина этого налога, что приводит к недоплате этого вида налога в бюджеты всех уровней;
  15. подмена реального договора на оказание услуг, налогообложение по которому предполагается более жестким другим договором с более льготным налогообложением (например, договор о совместной деятельности, вместо договора аренды);
  16. осуществление сделок с партнерами через счета третьих лиц (могут быть и подставные фирмы), при том, что последние пользуются налоговыми льготами;
  17. необоснованное применение налоговых льгот хозяйствующими субъектами.

    В реальной действительности возможны и другие способы уклонения от платы налогов.

    Субъектами налоговых преступлений являются физические лица, имеющие доход, превышающий установленный текущим законодательством предел, и уклоняющиеся от уплаты налогов, либо должностные лица организаций, подписывающие соответствующие бухгалтерские документы, поступающие в налоговую инспекцию, или бухгалтерские документы, не представляемые, но хранящиеся в организации (первичные документы). Это руководители этих организаций, главные (старшие) бухгалтеры или просто бухгалтеры. Виновными могут быть и другие сотрудники организации, не принимавшие участия в оформлении бухгалтерских документов, однако по каким-то причинам их создавшие. Доказывание виновности таких лиц крайне затруднительно.

    Для должностных лиц характерно достаточно высокое их служебное (а следовательно, и социальное) положение, сознательная установка на уклонение от уплаты налогов, обширные деловые и личные связи в различных сферах жизни, нередко в том числе связи с криминогенным элементом, четкое распределение ролевых функций и др.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В целях предупреждения налоговых преступлений необходимо разработать общегосударственную систему мер борьбы с налоговыми преступлениями, которая позволит повысить эффективность уголовно-правовой охраны налоговой сферы.

    Общая система мер борьбы с налоговыми преступлениями автору представляется в таком виде:

    а) Разработка единой комплексной общегосударственной программы данной борьбы. Программа должна представлять собой целостную концепцию защиты экономической безопасности государства от налоговых преступлений, опираться на экономический прогноз, учитывать рекомендации специалистов из различных областей: правоведов, криминологов, экономистов, психологов, философов и т.д.

    б) Создание межведомственного координирующего центра по изучению причин налоговых преступлений и разработке мер по их предупреждению, организации единой информационно-аналитической работы, комплексному изучению, систематизации и обобщению данных о налоговых преступлениях, анализу эффективности применения законодательства по борьбе с этими преступлениями.

    в) Создание совершенной правовой основы борьбы с налоговыми преступлениями, базирующейся на уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, Налоговом Кодексе Российской Федерации.

    г) Создание специальных налоговых судов, что позволило бы избежать судебных ошибок, активизировало бы профилактическую работу, обобщение и использование положительного опыта правоприменительной практики.

    д) Специальная профессиональная подготовка лиц, занимающихся борьбой с налоговыми преступлениями. Для этого необходимо разработать программы подготовки и переподготовки сотрудников оперативных подразделений, дознавателей, следователей, совершенные методики расследования налоговых преступлений. В процессе профессиональной подготовки особое внимание следует уделять усвоению экономических, финансовых, криминологических и других знаний.

    е) Объединение усилий всех правоохранительных и контролирующих органов по следующим основным линиям:

    — постановка единой задачи всем органам и организациям, занимающимся экономической безопасностью;

    — планирование и анализ борьбы с налоговыми преступлениями;

    — организация взаимодействия;

    — создание подразделений по профилактике налоговых преступлений.

    ж) Пропаганда необходимости борьбы с налоговыми преступлениями, включающая показ антигосударственной сущности налоговых преступлений, освещение противоправного характера различных способов совершения налоговых преступлений, разъяснение налогового законодательства, необходимости его соблюдения каждым налогоплательщиком, организацию правового всеобуча налогоплательщика под углом зрения соблюдения им всех налоговых требовании.

    з) Материально-техническое обеспечение органов, занимающихся борьбой с налоговыми преступлениями, в том числе оснащение налоговых органов современными средствами связи, транспортом, повышение уровня материального обеспечения сотрудников, социальная защищенность, создание информационного банка данных правоохранительных и контролирующих органов, содержащего полные сведения о налоговых преступлениях и практических мерах борьбы с ними.

    В настоящее время, в период проведения экономических реформ, с учетом реально складывающейся ситуации в налоговой сфере, возникает насущная потребность в разработке и принятии федеральной программы по формированию у населения налоговой культуры.

    Необходимо отметить, что, при обоюдном желании и заинтересованности ведомств, такую программу по целенаправленному формированию у гражданина — налогоплательщика высокой налоговой культуры вполне возможно разработать и принять и на местном уровне с учетом специфики и складывающихся социально-экономических отношений в регионе.

    Конец формы

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изм. в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
    3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изм. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
    4. Алмазов С.Н. Налоговая реформа: общественная оценка путей и способов осуществления // Финансы. 2000. № 12. С. 18– 22.
    5. Бабаев Б.Н., Куприянов А.С. Уклонение от уплаты налогов // Российская юстиция. 2001. № 12. С. 15– 17.
    6. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 2006.
    7. Ларичев А.М. Уклонение от уплаты налогов с организаций // Адвокат. 2003. № 7. С. 21 – 28.
    8. Челышева О.В., Феськов М.В. Расследование налоговых преступлений. СПб., 2005.
    9. Улезко С.И. Проблемы уголовно-правовой охраны налоговой системы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.64MB | MySQL:123 | 1,489sec