ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

<

122114 1928 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИНалогообложение операций с ценными бумагами является составной частью системы налогообложения Российской Федерации. Основы государственной налоговой системы регулируют налогообложение прибыли и доходов, получаемых юридическими и физическими лицами, в частности, и от операций с ценными бумагами.

В России законодательно установлены правила организации системы налогообложения и сборов, определены категории плательщиков, а также налоговые ставки. Плательщиками налогов и сборов являются юридические лица, которые последовательно предстают то в роли эмитентов ценных бумаг, то в роли инвесторов, выполняя свойственные им действия с ценными бумагами. Физические лица участники рынка ценных бумаг, получая доход, также становятся плательщиками налогов.

На основе правил организации системы налогообложения и сборов осуществляется не только ее построение, но и функционирование. Классификация налогов с разделением их на федеральные, региональные и местные служит инструментом для целенаправленного применения, систематизации и совершенствования.

Действия организации — эмитента по выпуску ценных бумаг подчиняются Закону РФ «О налоге на операции с ценными бумагами».

Порядок налогообложения прибыли и доходов от операций с ценными бумагами функционирует начиная с формирования основ законодательной базы в 1991 г. и по настоящее время с учетом современных изменений и дополнений в виде законов, указов, распоряжений положений, Налоговый кодекс Российской федерации.

В законодательной базе налогообложения прибыли и доходов по государственным ценным бумагам в последнее время произошли существенные изменения. Налогообложению подлежат доходы и прибыль от операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО), облигациями Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациями Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), облигациями государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и ценными бумагами органов местного самоуправления.

Корпоративные ценные бумаги — акции и облигации организаций, жилищные сертификаты и векселя приносят владельцам определенный доход. В основе системы налогообложения прибыли и доходов, полученных от операций с корпоративными ценными бумагами, лежит расчет налога на прибыль предприятия. Схема расчета налога на прибыль предприятия предусматривает изъятие в доход государства только той части дохода, которая законодательно предопределена с учетом предоставляемых льгот.

Одним из сложных, интересных и жизненно важных вопросов является налогообложение доходов физических лиц вообще и, в частности, от операций с ценными бумагами. Объектом налогообложения в этом случае объявляется совокупный годовой доход граждан, в состав которого входят и доходы от операций с ценными бумагами. При этом следует помнить о льготах, которые предоставляет государство физическим лицам налогообложению доходов от операций с ценными бумагами и от ценных бумаг как имущества, переходящего в результате дарения и по наследству.

Задачи исследования:

– дать общую характеристику системы налогообложения в России;

– рассмотреть механизм и основные принципы налогообложения ценных бумаг в Российской Федерации.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Алексеев М.И., Гуреев В.И, Килячков А.А., Миркин Я., Пепелев С.Г., Семенкова Е.В., Соловьев Д., Юткина Т.Ф. и др.

 

1.1. Налоговая система РФ, налоги: их функции и классификация налогов

 

Налоговая система Федерации представляет собой совокупность законодательных мер, обеспечивающих поступление в бюджеты различных уровней налогов, сборов, пошлин, акцизов и других видов обязательных платежей, уплачиваемых налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами.

Построение налоговой системы в России определяют закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). Они устанавливают систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также общие принципы налогообложения и сборов на территории Российской Федерации. Часть первая Кодекса определяет:

 

– перечень и виды поступающих в бюджетную систему государства налогов и сборов;

– категории плательщиков, их права и обязанности;

– пределы компетентности налоговых органов [2];

Часть вторая Кодекса определяет:

– федеральные налоги;

– специальные налоговые режимы;

– региональные налоги и сборы.

– федеральные налоги;

– специальные налоговые режимы;

– региональные налоги и сборы [3].

Законодательно установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

Сбором называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах, и сборах, являются:

– организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

– организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

– Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ;

– Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;

– государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками;

– Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов.

Все многообразие налоговых платежей, действующих в настоящее время, можно классифицировать: по способу исчисления — прямые и косвенные; по видам — федеральные, региональные и местные; по ставкам платежа — стабильные и дифференцированные; по объектам налогообложения — доход от операций с ценными бумагами; по субъектам налогообложения — юридические и физические лица, резиденты, нерезиденты; по предоставляемым льготам — необлагаемый минимум, снижение ставки налогообложения, изъятие из налогообложения, освобождение от уплаты налога; по периодичности налогообложения — непрерывного и дискретного действия; по функциональному назначению — регулирующие и стимулирующие.

Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, например, такие, как:

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном; правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоги могут оказывать регулирующее и стимулирующее воздействие на субъект налогового платежа. Налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц оказывают регулирующее воздействие.

Стимулирующее воздействие может оказывать, например, налог на добавленную стоимость.

Система налогообложения устанавливает порядок уплаты налогов как юридическими, так и физическими лицами на основе налоговой декларации.

Уплата налогов и сборов производится путем разовой оплаты всей суммы налога или сбора в установленные сроки. Налогоплательщик или обязанное по закону лицо перечисляет сумму оплаты в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому виду налога. Например, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом, а региональных и местных налогов — соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

 

1.2. Способы исчисления налогов и ставки налогообложения

 

По способу исчисления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К так называемым прямым налогам относятся налоги, по которым сами налогоплательщики производят расчеты налогооблагаемой базы, суммы налога и самостоятельно перечисляют его в бюджет.

Характерными примерами являются налог на прибыль предприятий и организаций, налог на операции с ценными бумагами.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, включаются в стоимость товаров, работ и услуг и оплачиваются потребителями, однако, тем не менее исчисляются и в бюджет перечисляются налогоплательщиком — юридическим лицом. В этом случае примером может служить налог на добавленную стоимость (НДС). Отметим, что данным видом налога не облагается доход, полученный от операций с ценными бумагами. Согласно подпункту 12 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая), глава 21 «Налог на добавленную стоимость», от НДС освобождаются операции, связанные с обращением ценных (бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других ценных бумаг), за исключением брокерских и иных посреднических услуг. [2].

Под обращением ценных бумаг понимаются действия, которые приводят к смене их владельца и в соответствии с нормами российского законодательства сопровождаются регистрацией перехода прав собственности. В частности, этот факт закреплен в ст. 2 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», где под обращением понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги [4].

Сделками, при исполнении которых переходит право собственности, являются купля-продажа, мена, дарение. Следовательно, от уплаты налога на добавленную стоимость также освобождаются обороты по операциям купли-продажи, мены и дарения ценных бумаг.

Исходя из этого доход, полученный от оказания посреднических услуг, является результатом производственно-хозяйственной деятельности организаций-посредников и не связан с процедурой обращения ценных бумаг. Поэтому данные организации обязаны вносить в бюджет налог на добавленную стоимость и в этом отношении не имеют никаких льгот [12, С. 154].

Операции по изготовлению, хранению, ввозу бланков и полуфабрикатов для производства ценных бумаг также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку не связаны с их обращением. Это объясняется еще и тем, что ввозимые на территорию России бланки ценных бумаг на этот момент не удостоверяют чьих-либо имущественных прав и поэтому ценными бумагами как таковыми не являются.

Налоговая база и налоговая ставка являются основой для классификации налогов. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По ставкам платежа различают налоги, рассчитываемые по стабильным и дифференцированным ставкам. К твердым ставкам можно отнести ставку налога на операции с ценными бумагами, взимаемую в размере 0,8% от номинальной суммы выпуска. Дифференцированные ставки всегда устанавливаются в виде процентов от налогооблагаемой базы, например налог на доходы физических лиц, налог на имущество, поступающее во владение граждан в результате дарения или вступления в наследование.

Объекты налогообложения – каждый вид налога имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Доходом по ценным бумагам признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой ее можно оценить в соответствии с понятиями «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала».

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за ее пределами.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, в том числе в виде процентов по привилегированным акциям, по принадлежащим акционеру акциям.

Процентами признается любой заранее заявленный объявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида.

В состав налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды включается материальная выгода от приобретения ценных бумаг.

По субъектам налогообложения классификация предусматривает наличие плательщиков налогов. Субъектами налогообложения являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, работающие как предприниматели без образования юридического лица или как обыкновенные граждане, а также нерезиденты — юридические и физические лица. Например, плательщиками подоходного налога являются физические лица, налога на прибыль — предприятия и организации, а налога на операции ценными бумагами — только юридические лица — эмитенты ценных бумаг.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По предоставляемым льготам российское налоговое законодательство не столь гибко и разнообразно, как зарубежное, но тем не менее оно дает налогоплательщикам возможность при определенных условиях несколько уменьшить бремя налогов [12, С. 156].

Так, предусматриваются определенные льготы по налогообложению ценных бумаг в виде имущественных налоговых вычетов. Существует также необлагаемый минимум по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования. Его величина составляет 850 минимальных размеров оплаты труда. Кроме этого, снижаются ставки налогообложения в зависимости от категории объекта налогообложения (скажем, доход, полученный от ГКО, облагается налогом по пониженной ставке).

По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена которых определяется в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», убыток от их реализации (выбытия) по цене установленной предельной границы колебаний рыночной цены может быть отнесен на уменьшение доходов от реализации данных ценных бумаг.

По операциям с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, заключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами, доходы от купли-продажи фьючерсного или опционного контракта либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.

Под налоговым периодом понимается период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

По периодичности налогообложения различают налоги постоянного и дискретного действия. Налоги постоянного действия подлежат строгому перечислению в бюджет в определенное время. К такого рода налогам относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц.

Налоги дискретного действия возникают, например, при эмиссии ценных бумаг, когда эмитентом принимается решение о выпуске ценных бумаг; к налогам такого типа относятся государственная и таможенная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате с нарушением срока налогоплательщик или плательщик сбора уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

2. МЕХАНИЗМ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

2.1 Налог на операции с ценными бумагами

 

Прежде всего следует сказать, что Федеральный закон «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12 декабря 1991 г. (в ред. от 30 мая 2001 г.) имеет достаточно узкий спектр действия и направлен на урегулирование отношений эмитентов ценных бумаг с государством [5]. Он относится к тем немногим законам, которые на протяжении довольно длительного времени не подвергались изменениям и дополнениям, а его нормы просты и действенны.

С 8 февраля 1991 г. общие правила налогообложения по операциям с ценными бумагами при заключении сделок любого характера определяло постановление Совета Министров РСФСР «О ставках гербового сбора по операциям с ценными бумагами». С 1 января 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами», который заменил указанное постановление и с небольшими изменениями и дополнениями действует по настоящее время.

Анализируя нормы, установленные Законом «О налоге на операции с ценными бумагами» в редакции 1991 г. [5] ; несложно заметить, что они носили ограниченный характер и не охватывали весь спектр как действий, совершаемых с ценными бумагами — объектом налогообложения, так и обязанных лиц, принимающих участие в сделках.

Изменения в системе налогообложения, внесенные в закон новой редакцией от 30 мая 2001 г., коснулись определения категории плательщиков налога; теперь ими являются только юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Изменения коснулись также и объекта налогообложения.

Объектом налогообложения в соответствии с рассматриваемым Законом является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. К ценным бумагам, на которые распространяется сила нового Закона, относятся акции и облигации, эмитируемые акционерными обществами открытого и закрытого типа, производные ценные бумаги, а также жилищные сертификаты, определяемые как любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади жилья и имеющие индексируемую номинальную стоимость в денежном выражении. Этот круг ценных бумаг может быть расширен, если при выпуске других ценных бумаг предусмотрена процедура государственной регистрации проспекта эмиссии.

Необходимо отметить, что в настоящее время налог не взимается с акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг при учреждении данного акционерного общества. В соответствии с новым Законом не подлежит налогообложению и номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ.

В списке исключений отмечается, что налогом на операции с ценными бумагами не облагается:

– номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;

– номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;

– номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

 

– номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

– номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций [5]

Особенностью новой редакции Закона является налоговая ставка. В настоящее время налог на операции с ценными бумагами взимается с эмитента в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. При этом плательщик самостоятельно рассчитывает сумму налога, перечисляет его в федеральный бюджет одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии, и если ему в этом будет отказано, то налог не возвращается.

<

Согласно требованиям Закона плательщик несет ответственность за правильность исчисления налога и за своевременность его уплаты; контроля за этим осуществляют налоговые органы. Правилами установлено, что в налоговую инспекцию в трехдневный срок после уплаты налога следует представить расчет налога на операции с ценными бумагами в произвольной форме вместе с документами, подтверждающими его перечисление в бюджет [5].

Напомним, что источником платы налога на операции с ценными бумагами для всех юридических лиц является чистая прибыль и только инвестиционные фонды имеют право относить их на затраты. В этом состоят особенности состава затрат и формирования финансовых результатов инвестиционных фондов.

 

2.2. Особенности налогообложения операций с государственными ценными бумагами

 

В современной системе налогообложения налог на прибыль предприятий и организаций занимает одно из ведущих мест. На смену Федеральному закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» вступил в силу Налоговый кодекс и действует по настоящее время с внесенными изменениями и дополнениями.

Плательщиками налога являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства, объектом налогообложения — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Доход представляет собой сумму средств от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества организации, а также от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В свою очередь, в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других организаций, от предоставления имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанные с производством продукции и ее реализацией.

Юридическое лицо от операций с ценными бумагами может получить доходы в виде:

– суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении облигаций в стоимостном выражении в безналичной форме или имущественном эквиваленте (например, в виде слитков золота);

– купонного дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации;

– дивиденда по акциям;

– дисконта по долговым ценным бумагам в соответствии с условиями выпуска, не предусматривающими его процентных выплат;

– положительной разницы от перепродажи ценных бумаг;

– комиссионных вознаграждений за оказание услуг на рынке ценных бумаг [2].

Налоговая ставка на доходы от операций организаций с ценными бумагами устанавливается в размере 24%. При этом:

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%, зачисляется в федеральный бюджет;

 

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты [2].

Налоговые ставки на доходы от операций с ценными бумагами иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере 20%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

– 6% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами;

– 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

– 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

– 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Налоговой базой по государственным ценным бумагам может быть:

1. Разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки.

2. Часть накопленного купонного дохода.

3. Проценты, если в условиях выпуска не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.

Таким образом, при совершении операций с государственными ценными бумагами установлены правила налогообложения полученных доходов, облагаемых по ставке 15%. Также определена ответственность лиц за исчисление налога и уплату его в бюджет.

Взимание налога по государственным ценным бумагам Российской Федерации, ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления осуществляется двумя способами.

Во-первых, налог с доходов, возникающих при выплате дохода, продаже, переоценке, погашении ГКО, ОФЗ-ПК, ОГСЗ, ОВВЗ, уплачивается владельцем ценных бумаг. Расчет налога с доходов следует представлять в налоговую инспекцию ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Налог уплачивается в течение пяти дней после представления расчета.

Во-вторых, налог на доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Федерации, а также ценным бумагам субъектов местного самоуправления, по которым не предусмотрена выплата купонного дохода покупателем продавцу, удерживается источником выплаты дохода — платежным агентом, заключившим договор с эмитентом на обслуживание соответствующих ценных бумаг. Представление расчета и перечисление сумм налога в бюджет производится платежным агентом в те же сроки [12, С. 160].

При расчете налогооблагаемой базы по доходам, полученным от операций с государственными ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, считаются только те ценные бумаги, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

– если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

– если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

– если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.

 

При соблюдении данного порядка фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.

В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

– если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;

– если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев [11, С. 201].

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщики определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

– по стоимости учетной единицы [11, С. 202].

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

При размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом, в виде процентной ставки к номинальной стоимости указанных ценных бумаг, а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, — доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным.

При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в порядке, установленном законодательством. По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении, которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой.

Следует также рассмотреть особенности определения налоговой базы по сделкам РЕПО с ценными бумагами. Под операциями РЕПО понимаются сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки. Срок, на который заключаются сделки РЕПО, не должен превышать 6 месяцев. При этом сделка может быть пролонгирована на срок, не превышающий количество дней от даты исполнения сделки по условиям ее заключения до конца отчетного периода.

Операция РЕПО не меняет цену приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату первой части РЕПО в целях налогообложения доходов от последующей их реализации после обратной покупки ценных бумаг по второй части РЕПО.

Доходы (убытки) от реализации ценных бумаг по первой части операции РЕПО не учитываются при определении налоговой базы.

Налоговая база по процентным (купонным) доходам определяется следующим образом.

Для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения второй части РЕПО и ценой реализации первой части РЕПО признается:

– в случае, если такая разница положительна, — расходами по выплате процентов по привлеченным средствам, которые включаются в состав расходов с учетом положений;

– в случае, если такая разница отрицательна, — доходами в виде процентов по займу, предоставленному ценными бумагами, которые включаются в состав доходов.

 

Для покупателя по первой части РЕПО разница между ценой реализации по второй части РЕПО и ценой приобретения по первой части РЕПО признается:

– в случае, если такая разница положительна, — доходами в виде процентов по размещенным средствам, которые включаются в состав доходов;

– в случае, если такая разница отрицательна, — расходами в виде процентов по займу, полученному ценными бумагами, которые включаются в состав расходов.

При выполнении данных условий при расчете разницы между ценой реализации (приобретения) по второй части РЕПО и ценой приобретения (реализации) по первой части РЕПО, цена реализации (приобретения) по второй части РЕПО исчисляется с учетом накопленного процентного (купонного) дохода на дату второй части РЕПО, увеличенного на сумму купонной выплаты эмитентом (если таковая имела место) и уменьшенного на сумму накопленного процентного (купонного) дохода на дату первой части РЕПО.

Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц основано на том, что полученные ими доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. К доходам из источников в Российской Федерации, в Частности, относятся следующие доходы:

– дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

– дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме;

– прибыль, распределяемая чековыми инвестиционными фондами (специализированными инвестиционными фондами приватизации);

– процентный доход:

– от долговых обязательств любого вида;

– от облигаций с правом на участие в прибылях компании и конвертируемых облигаций;

– по векселям и другим ценным бумагам;

 

– премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом;

– штрафы и пени за нарушение договорных и долговых обязательств [11, С. 210].

Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом не имеет значения, в каком виде будет произведена выплата дивидендов:

– в денежном, натуральном или в каком-либо другом виде;

– в виде наличного или безналичного платежа иностранному участнику;

– путем зачета требований или в любой другой форме.

Под выплатой подразумевается также реинвестирование распределенного в пользу иностранного участника дохода на увеличение его доли в уставном капитале предприятия-резидента. Для целей налогообложения не имеет значения направление выплаты: распоряжение иностранного участника своими доходами в пользу третьих лиц или своих представительств в других странах.

Следует учитывать то, что при налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц существует проблема двойного налогообложения. С этой целью, например, между Правительством СССР и Правительством Кипра в свое время была достигнута договоренность в форме соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. И если постоянное представительство иностранного юридического лица в России получает доход от продажи, скажем, акций российских эмитентов и эти операции носят устойчивый и регулярный характер с проведением большого числа разнообразных коммерческих операций, привлечением широкого круга лиц, то они подпадают под налогообложение в соответствии с правилами налогообложения доходов постоянного представительства [12, С. 165].

 

 

2.3. Налогообложение доходов от операций с корпоративными ценными бумагами

 

Налогообложение доходов и прибыли, полученных юридическими лицами от операций с корпоративными ценными бумагами, в первую очередь обращено на акции, облигации, жилищные сертификаты, векселя и другие ценные бумаги, выпускаемые банками, кредитными учреждениями, а также коммерческими организациями. Отметим, что причисление данных ценных бумаг к корпоративным весьма условно, поскольку и облигации, и жилищные сертификаты, и векселя эмитируются наравне с предприятиями и государством. Критерием в данном случае выступает характеристика эмитента по его принадлежности государству или коллективу собственников.

Доходами по корпоративным ценным бумагам могут быть дивиденды, проценты по долговым ценным бумагам, при совершении операций купли-продажи ценных бумаг или при их размещении по цене ниже номинала; образовавшийся в этом случае дисконт также приравнивается к доходу. В правила налогообложения доходов от операций с корпоративными ценными бумагами внесены коррективы на основе требований, изложенных в Налоговом кодексе РФ [2]. Поэтому доходы по ценным бумагам, выпущенным предприятиями и организациями, в том числе и банками, включаются у получателя дохода в прибыль в полном объеме и облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В существующих правилах налогообложения доходы в виде дивидендов, полученные по акциям, принадлежащим предприятию, акционеру, и таким образом удостоверяющие право владельца на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, облагаются для всех юридических лиц без исключения по ставке 6%. Практикой налогообложения установлено, что данный вид налога взимается всегда у источника доходов и ответственность за его удержание и последующее перечисление в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход. В современной системе налогообложения льготная ставка налога в размере 15% применима только к акциям, эмитируемым предприятиями, юридическими лицами.

При налогообложении доходов, полученных от операций с депозитными сертификатами, следует учитывать, что по природе возникновения доход от этих ценных бумаг приравнивается к дисконтному доходу и поэтому подлежит налогообложению по общеустановленной ставке.

 

Надо отметить и особенности налогообложения доходов, полученных от операций с векселями. Вексель как ценная бумага является самым «демократичным» финансовым инструментом, поскольку может быть использован и в качестве средства расчетов, и в качестве сбора денежных средств.

Система налогообложения такой ценной бумаги, как вексель, весьма своеобразна. Независимо от срока платежа и указаний о выплате процентов доход, полученный от операций с векселями, облагается налогом по общеустановленной ставке налога на прибыль, в то время как раньше процентный доход по векселям со сроком платежа «по предъявлении», «во столько-то времени от предъявления» подлежал налогообложению по ставке 15%, а дисконтная часть дохода — по ставке 24%.

Вместе с тем налог на добавленную стоимость при обращении векселей не взимается, облагаются налогом только услуги по изготовлению бланков векселей и их хранению, а также посреднические услуги в виде комиссионного вознаграждения, например, брокерской конторе, поскольку выпуск векселей не сопровождается государственной регистрацией, то и в этом случае нет основания для налогообложения.

Налогообложение доходов, полученных от выполнения операций с векселями по поставленным товарно-материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам, операциям с привлечением денежных средств, строится на единой методологии налогообложения дисконтного дохода.

Система налогообложения доходов и прибыли от операций с корпоративными ценными бумагами предполагает и устанавливает следующий порядок уплаты налога на доход по ценным бумагам, выпущенным предприятиями и организациями.

Во-первых, дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год. Во-вторых, расчеты по налоговым платежам в бюджет представляются в налоговые органы предприятием, выплачивающим доход, по месту своего нахождения в пятидневный срок со дня начисления доходов акционерам, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов.

Логическим продолжением является уменьшение налогооблагаемого дохода (прибыли) предприятия на сумму уплаченных местных налогов с последующей выплатой в установленном порядке тех налогов, которые осуществляются за счет прибыли. Подоходный налог или налог на прибыль предприятия вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты отмеченных ранее налогов, если законодательно не установлены дополнительные условия налогообложения.

Российские предприятия согласно действующему законодательству кроме того, что вносят в государственный бюджет налоги на доходы и прибыль от операций с ценными бумагами, являются плательщиками налога на имущество. Данный вид налога определен Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. Ценные бумаги наряду с другими видами имущества в стоимостном выражении, находясь на балансе предприятия, являлись объектом налогообложения. Однако с 1994 г. это правило претерпело изменения. Налогом на имущество предприятия стали облагаться основные средства, нематериальные активы, запасы, находящиеся на балансе плательщика (сюда не включаются ценные бумаги). Эта норма закреплена в Законе РФ от 25 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» и в новой редакции Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 6 июня 2003 г.

Таким образом, ценные бумаги, находясь на балансе предприятия в стоимостном выражении, не включаются в налогооблагаемую базу и налогом на имущество предприятий не облагаются.

 

 

 

 

 

 

3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Производственно-хозяйственная деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг связана с осуществлением операций с этими бумагами. К видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг относятся брокерская и дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг за выполненные работы и оказанные клиентам услуги получают доходы в виде комиссионных вознаграждений, в доход дилера включается также маржа. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ценных бумаг могут выступать в роли инвесторов, получая доход от операций с ценными бумагами, не причиняя ущерба в связи с этим своим клиентам. Система налогообложения доходов и прибыли профессиональных участников рынка ценных бумаг основана на общепринятых нормах построения государственной фискальной политики.

Специфические особенности организации их деятельности обусловлены требованиями, предъявляемыми со стороны органов управления Российской Федерации. Эти требования прежде всего касаются статуса профессионального участника рынка ценных бумаг, величины собственных средств и уставного капитала, наличия в штате организации квалифицированных специалистов. В соответствии с этим существуют и характерные признаки в системе налогообложения доходов и прибыли профессиональных участников рынка ценных бумаг [8, С. 351].

Профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг могут заниматься юридические различного профиля: банки, кредитные организации, биржи, и др. Все они с точки зрения построения и функционирования системы налогообложения должны подчиняться установленным правилам.

Налогообложение доходов брокера обусловлено применением ставки налога на прибыль в размере 24%. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, оказывая брокерские услуги иностранным юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, не связанную с постоянным представительством, руководствуются российскими законодательными актами, регулирующими налогообложение.

Другой случай, когда российское юридическое лицо, являясь, профессиональным участником рынка ценных бумаг, оказывает брокерские услуги нерезидентам Российской Федерации. Если данная деятельность осуществляется на основании договора комиссии или агентского договора, в соответствии с которыми устанавливается, что российское лицо действует от своего имени и за счет представляемого третьего лица или от имени и за счет этого лица на основании поручений иностранного лица и имеет право заключать договоры с третьими лицами, то такая деятельность может быть отнесена к обычной деятельности агента с независимым статусом.

В случае налогообложения доходов постоянного представительства иностранного лица, уплата налога с доходов постоянного представительства производится один раз в год после подачи декларации о доходах. При этом российская организация от имени иностранного лица должна встать на налоговый учет в соответствии с требованиями Госналогслужбы РФ «Об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций» от 20 сентября 1996 г.

Если иностранное юридическое лицо намерено совершать на российском рынке ценных бумаг операции через представленное юридическое лицо, предварительно заключив с ним генеральное соглашение купли-продажи ценных бумаг, то необходимо выполнять требования положений о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. Согласно этим правилам во избежание двойного налогообложения доходы, имеющие регулярный и однотипный характер, при заключении такого рода договора не подлежат налогообложению в России.

Налогообложение комиссионных вознаграждений организатора торговли на рынке ценных бумаг, если в этой роли выступает фондовая биржа, организовано по общим правилам функционирования налоговой системы. Доходы, получаемые от данного вида деятельности, облагаются налогом по ставке 24%.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг, фондовая биржа или другое юридическое лицо, занимающееся организацией торговли на внебиржевом рынке, являются налогоплательщиками всех видов налогов, составляющих систему налогообложения в России. Несмотря на то что, например, фондовая биржа относится к некоммерческому партнерству, она вынуждена выплачивать налоги с дохода, полученного от своей «производственно-хозяйственной» деятельности, по ставке 24% без каких бы то ни было льгот и послаблений.

В российском законодательстве существуют довольно строгие требования, которым должны соответствовать претенденты на выполнение функций дилера на рынке ценных бумаг. Как известно, этим видом деятельности могут заниматься такие юридические лица, как банки, кредитные учреждения, а также небанковские организации. Доходную часть дилерского вознаграждения, включающую доход в виде маржи, банки и кредитные учреждения облагают налогом по ставке 24%, небанковские организации — тоже по ставке 24%.

Прибыль предприятий, полученная от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, облагается налогом по ставке 24%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ОТ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

 

Доход физических лиц от операций с ценными бумагами включает дивиденды по акциям, проценты по облигациям, доход в виде дисконта при погашении облигаций, приобретенных по цене ниже номинала, а также при купле-продаже ценных бумаг. Перечисленные виды доходов граждан образуются от обращения государственных и корпоративных ценных бумаг. Однако налогообложению подвергаются не только перечисленные доходы, но и проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, открытым:

– в рублях — если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной, Банком России, действующей в течение периода существования вклада;

– в иностранной валюте — если проценты выплачиваются выше ставки рефинансирования, установленной Банком России.

Законодательную базу по налогообложению доходов физических лиц представляет Налоговый кодекс РФ. Физические лица согласно Налоговому кодексу РФ должны уплачивать налог от доходов, полученных от операций с ценными бумагами [2].

Для целей налогообложения вначале следует определиться с налогооблагаемой базой, а затем применить ставку налогообложения.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

 

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму предусмотренных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. При определении налоговой базы при выполнении операций с ценными бумагами следует учесть ряд особенностей.

Особенностью определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг является то, что в этом случае налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены, ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. В свою очередь, порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.

Следующей особенностью является уплата налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации.

Сумма налога на доходы физических лиц в этом случае касается полученных дивидендов и определяется с учетом следующих положений:

1) сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке 6%.В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, полученная разница не подлежит возврату;

2) если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, которая признается налоговым агентом, она определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате доходов по ставке 6%, в порядке, предусмотренном ст. 275 Налогового кодекса РФ [2].

 

При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

– купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

– купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

– с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;

– купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, включая их погашение;

– с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления, являющегося физическим лицом.

 

К расходам относятся:

– суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;

– оплата услуг, оказываемых депозитарием;

– комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг, скидка, уплачиваемая (возмещаемая) управляющей компании паевого инвестиционного фонда при продаже (погашении) инвестором инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

– биржевой сбор (комиссия);

– оплата услуг регистратора;

– другие расходы, непосредственно связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг, произведенные за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.

Если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой) ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются также суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг.

При осуществлении выплат в денежной или натуральной форме из к средств, находящихся в доверительном управлении, до истечения срока действия договора доверительного управления или до окончания в налогового периода, налог уплачивается с доли дохода, соответствующей фактической сумме выплачиваемых учредителю доверительного управления (выгодоприобретателю) средств. Доля дохода в этом случае определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг (денежных средств), находящихся в доверительном управлении, определяемой на дату выплаты денежных средств. При осуществлении выплат в денежной или натуральной форме из средств, находящихся в доверительном управлении, более одного раза в налоговом периоде расчет производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

Под выплатой денежных средств понимаются выплата наличных денежных средств, перечисление денежных средств на банковский счет физического лица или на счет третьего лица по требованию физического лица.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога источником выплаты дохода налоговый агент (брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика.

Законодательно налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.

Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отношении;

– специально установленных кодексом доходов;

– страховых выплат по договорам добровольного страхования;

– процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

– суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

 

Налоговая ставка устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Объектом налогообложения является имущество физических лиц, принадлежащее

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение, обобщая проведенное исследование можно сказать следующее.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность законодательных мер, обеспечивающих поступление в бюджеты различных уровней налогов, сборов, пошлин, акцизов и других видов обязательных платежей, уплачиваемых налогоплательщиками — юридическими и физическими лицами.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Налоговый кодекс. Классификация налоговых платежей представлена классификационными признаками по способу исчисления, видам налогов, ставкам платежа, объектам и субъектам налогообложения, предоставляемым льготам, периодичности налогообложения и по функциональному назначению. Современная система налогообложения строится на основе федеральных, региональных и местных налогов.

Налогообложение доходов эмитентов от операций с ценными бумагами связано с тем, что при осуществлении выпуска ценных бумаг эмитент — юридическое лицо обязано уплатить налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинальной суммы выпуска. Выручка от размещения собственных акций налогом не облагается.

Средства, поступающие от размещения акций по Цене, равной номиналу, включаются в состав уставного капитала. Сумма, образовавшаяся от превышения цены размещения над номиналом, так называемый эмиссионный доход, учитывается в составе добавочного капитала и используется только для капитализации прибыли.

Доход юридического лица от размещения собственных долговых ценных бумаг по номиналу не облагается налогом, в то время как доход в виде ажио подлежит налогообложению. Налогоплательщики — юридические лица не уменьшают налогооблагаемую базу и расходы по выплате дохода инвесторам покрывают за счет чистой прибыли.

Инвесторы, получая дивиденды по акциям, в налогооблагаемую базу их не включают, поскольку налоговые выплаты в свое время произвел за них эмитент.

Проценты по долговым негосударственным ценным бумагам инвесторы в полном объеме включают в налогооблагаемую базу. Процентный доход по государственным ценным бумагам, выпущенным в обращение до 21 января 1997 г., налогом не облагается. Полученный доход исключается из налогообложения у всех категорий налогоплательщиков. Этот порядок касается и тех ценных бумаг, по которым проценты уплачиваются не только государством, но и покупателем продавцу. Эта ситуация может возникнуть при совершении сделок с такими ценными бумагами, в условиях выпуска которых стоимость накопленного купонного дохода входит в цену сделки.

Доход в виде процента по государственным ценным бумагам и ценным бумагам местных органов власти у всех категорий налогоплательщиков облагается налогом по ставке 15%. Доход, полученный от перепродажи (погашения) всех остальных ценных бумаг, банки, кредитные организации, страховые компании уплачивают поставке 24%, нерезиденты — 20%, другие юридические лица — 30%. Если инвестор понес убыток от перепродажи (погашения) ценных бумаг, то налогооблагаемая база уменьшается и расходы покрывается за счет чистой прибыли по тем акциям и облигациям, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг,

Доход инвесторов от переоценки государственных краткосрочных бескупонных облигаций подлежит налогообложению по ставке 15%. Убытки, полученные от переоценки ГКО, не уменьшают налогооблагаемую базу.

Налоги с доходов от переоценки облигаций федеральных займов банки, кредитные организации, страховые компании уплачивают по ставке 24%, нерезиденты — 20%. При налогообложении доходы могут быть уменьшены на расходы от переоценки облигаций отдельно по каждому выпуску в пределах полученных доходов. Расходы от переоценки облигаций федеральных займов не уменьшают налогооблагаемую базу ни при каких условиях.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг получают вознаграждение в виде комиссионных за выполнение услуг брокера, дилера, организатора торговли на биржевом и внебиржевом рынке, доверительного управляющего, депозитария, специализированного регистратора и клиринговой организации. Следует отметить, что порядок налогообложения дилеров аналогичен налогообложению доходов инвесторов.

Доход, полученный по ценным бумагам физическими лицами, подлежит налогообложению с учетом предоставленных льгот.

В соответствии с современной законодательной базой налогооблагаемой базой служит совокупный доход, полученный физическими. В лицами в календарном году. В составе совокупного годового дохода учитываются выплаты, полученные как в денежной, так и в натуральной форме.

Физические лица получают доход от ценных бумаг в виде дивидендов по акциям и процентных выплат по долговым ценным бумагам. Эти виды доходов включаются в совокупный годовой доход и подлежат налогообложению.

Процентные выплаты гражданам по государственным ценным бумагам и ценным бумагам, выпушенным в обращение органами местного самоуправления, подоходным налогом не облагаются. Однако этому правилу закономерно следовать только в том случае, если доходы выплачиваются по истечении срока погашения, установленного условием их выпуска.

Налог на доходы удерживается с физического лица юридическими лицами в момент выплаты ему дохода, а в том случае, если доход физическому лицу выплачивает другое физическое лицо, то при совершении сделок подоходный налог не удерживается.

 

Налог с имущества граждан, переходящего в порядке наследования и дарения, затрагивает и ценные бумаги. При оформлении права наследования, если общая стоимость переходящего в собственность гражданина имущества превышает в 850 раз установленный законом размер минимальной оплаты труда, действующий на дату открытия наследства, то налог уплачивается только, с суммы превышения.

При составлении договора дарения законом предусмотрено, что налог уплачивается только в том случае, если в момент совершения сделки дарения общая стоимость переходящего в собственность гражданина имущества превышает в 80 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, действующий на эту дату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 Федеральный закон от 21.10.94. № 51-ФЗ; Ч. 2 Федеральный закон от 26.01.96 № 14-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.98 г (в ред. от 30.12.01 г.)
  3. Налоговый кодекс (часть первая) № 117-ФЗ от 05.08.00 г (в ред. от 07.07.03 г.)
  4. О рынке ценных бумаг: ФЗ № 39-ФЗ Принят 22 апреля 1996 г. (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.)
    Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года
    Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года // Российская газета. 25 апр. 1996 г.
  5. О налоге на операции с ценными бумагами: ФЗ № 169-ФЗ Принят 12 дек. 1991 г. (с изм. на 23 дек. 2003 г.) // Российская газета 15 дек. 1991 г.
  6. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг. — М: Финансы и статистика, 2003.
  7. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2000, №2.
  8. Гуреев В.И. Налоговое право. М., 2004.
  9. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М., 2004.
  10. Миркин Я. Налоговое стимулирование инвестиций в ценные бумаги // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12.
  11. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2003.
  12. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева М., 2003.
  13. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. М., 2003.
  14. Соловьев Д. Российские ценные бумаги – инфраструктура рынка и операции // Рынок ценных бумаг. 2004. № 12.
  15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2004

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00188 sec

WordPress: 23.18MB | MySQL:117 | 1,694sec