ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

<

122114 1832 1 ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦОбязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц возникает у любой организации при начислении зарплаты. Большинство организаций выплачивают доходы от участия в уставных капиталах юридическим и физическим лицам. Обязанности налогового агента в предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях возникают независимо от того, какой налоговый режим применяют организации — общий или специальный.

Применение организациями общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (далее — УСНУО), а также переход на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Замена с 1 января 2003 года УСНУО «новой» упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 262 НК РФ, а ЕНВД — системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренной главой 263 НК РФ, также не освобождает организации, применяющие данные налоговые режимы, от обязанностей налоговых агентов.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ). Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налоговых агентов обязанностей они несут ответственность, установленную ст. 123 НК РФ.

Обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц возникают на основании ст. 226 НК РФ.

Исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227 и 228 НК РФ.

На основании ст. 227 НК РФ самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

— физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Следовательно, по отношению к указанным налогоплательщикам организации при выплате им доходов не являются налоговыми агентами.

На основании ст. 228 НК РФ самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

— физические лица при получении доходов от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами по договорам гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

— физические лица при получении дохода от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;

— физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации при получении доходов от источников за пределами Российской Федерации;

— физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами;

— физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

На организацию, выплачивающую дивиденды, возлагаются обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц (п.2 ст.214 НК РФ). Это значит, что она должна исчислить и удержать у дивидендополучателя — физического лица налог на доходы физических лиц по ставке 6 процентов в отношении всех доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов (пункт 4 статьи 224).

Это правило распространяется и на физических лиц — нерезидентов, если договором или соглашением об избежании двойного налогообложения с соответствующим государством не предусмотрено иное, при этом налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (пункт 3 статьи 224). При наличии международного договора или соглашения согласно статье 7 НК РФ правила и нормы, содержащиеся в международном договоре или соглашении, имеют приоритет над российским законодательством. При этом получатель дивидендов — физическое лицо должно представить подтверждение того, что оно является налоговым резидентом соответствующего государства, а также документ о полученном доходе и об уплаченном им налоге за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего государства (ст.232 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц надо уплатить не позднее дня получения в банке денег на выплату дивидендов или дня их перечисления на счета получателей (п.6 ст.226 НК РФ).

Налоговые агенты (организации, индивидуальные предприниматели) в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ вправе не представлять сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), только в случае предъявления налоговому агенту документов, подтверждающих их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

Сведения о государственной регистрации в качестве предпринимателей без образования юридического лица (номер свидетельства, когда и кем выдано), а также сведения о постановке на учет в налоговых органах (номер, когда и каким налоговым органом выдано) могут быть отражены в документе, прилагаемом к авансовому отчету (закупочном акте, товарном чеке, накладных, счетах-фактурах либо в ином документе, подтверждающем покупку товарно-материальных ценностей у индивидуального предпринимателя).

Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной МНС России (ст. 230 НК РФ). В настоящее время приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц» утверждена форма 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц». Кроме того, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц данного налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по утвержденной МНС России форме (ст. 230 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЕДИНЫЙ НАЛОГ, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ

 

<

Упрощенная система налогообложения была введена Законом РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель ее введения — создание более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса. Ныне действующая система вступила в действие с 1 января 2003 г. Наряду с уже существующей тенденцией снижения количества уплачиваемых налогов расширился круг плательщиков, введены принципиально новые положения по порядку исчисления налога. Порядок исчисления и уплаты налога регламентируется положениями главы 262 Налогового кодекса Российской Федерации и Методическими рекомендациями по применению главы 262 «Упрощенная система налогообложения», утвержденными приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/706.

Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом. Она применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения. Переход или возврат от одной системы к другой осуществляется на добровольной основе.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (по доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности) и вышеуказанных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Сохраняется обычный порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. С 1 января 2004 г. в связи с отменой налога с продаж он также будет исключен из совокупности налогов, которые не уплачиваются при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения при следующих условиях:

1) по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без налога на добавленную стоимость). Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено;

2) в уставном капитале доля других организаций составляет не более 25%;

3) средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 человек;

4) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности организации, не превышает 100 млн руб. Остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число месяца, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения.

Ограничения по применению упрощенной системы установлены и на определенные виды деятельности. Не вправе ее применять:

— организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

— банки и страховщики;

— негосударственные пенсионные фонды;

— инвестиционные фонды;

— ломбарды;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом и (или) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, занимающиеся производством подакцизной продукции, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);

— нотариусы, занимающиеся частной практикой.

При этом организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ ч. II на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
Президент подписал Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах, сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года.

В соответствии с данным законом с 1 января 2006 года объем дохода за девять месяцев, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения, увеличен с 11 до 15 млн. руб. Одновременно с 15 до 20 млн. руб. повышается порог дохода, выше которого находящееся на УСН предприятие уже обязано вернуться на общий режим налогообложения. При этом с 1 января 2007 года сумма дохода будет ежегодно индексироваться на величину инфляции.

Права применять УСН будут лишены адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, бюджетные учреждения, организации и индивидуальные предприниматели, которые являются участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. В список организаций, имеющих право перейти на УСН, включены некоммерческие организации и организации потребительской кооперации

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с начала которого налогоплательщики переходят на эту систему по месту своего нахождения.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов — 100 млн руб., то налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Доходы и расходы признаются по методу оплаты. Расходы на приобретение основных средств имеют свои особенности:

1) средства, приобретенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в расходы в момент ввода их в эксплуатацию при условии их фактической оплаты;

2) если средства приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения, то остаточная стоимость основных средств включается в расходы на приобретение в зависимости от срока их полезного использования:

— срок полезного использования до 3 лет — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

— срок полезного использования от 3 до 15 лет — в течение первого года — 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — 20% стоимости;

— срок полезного использования свыше 15 лет — в течение

10 лет равными долями от стоимости основных средств. При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями. Налоговые ставки:

— 6% — от дохода;

— 15% — от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Порядок исчисления и уплаты. Налог исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог в размере 1% от доходов, если исчисленная в общем порядке сумма налога по итогам налогового периода меньше минимального либо когда отсутствует налоговая база. В этом случае они вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.

По итогам 2003 г. налогоплательщиком получены доходы в сумме 550 тыс. руб., понесены расходы в сумме 540 тыс. руб. Сумма единого налога составит:

(550 тыс. руб. — 540 тыс. руб.) х 15% — 1,5 тыс. руб.

Сумма минимального налога составит:

550 тыс. руб. х 1% = 5,5 тыс. руб.

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществит уплату минимального налога в сумме 5,5 тыс. руб. А разница между минимальным и единым налогом, исчисленным в общем порядке, составит 4 тыс. руб. и подлежит включению в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по единому налогу за 2004 г.

Налогоплательщики также имеют право уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась упрощенная система налогообложения в порядке, предусмотренном для общей системы налогообложения.

Налогоплательщиком по итогам 2003 г. получены доходы в сумме 900 000 руб., расходы за указанный период составили 1100 000 руб.

Таким образом, по итогам 2003 г. налогоплательщиком получены убытки в сумме 200 000 руб.

Сумма минимального налога, подлежащая уплате, составляет: 900 000 руб. х 1% — 9000 руб.

В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между исчисленной суммой минимального налога и суммой, исчисленной в общем порядке единого налога, равна 9000 руб. (9000 руб. — 0).

Итого за 2003 г. сумма полученного налогоплательщиком убытка составила 209 000 руб. (200 000 руб. + 9000 руб.).

По итогам 2004 г. налогоплательщиком получены доходы в сумме 1 500 000 руб., а расходы составили 850 000 руб.

Налоговая база по единому налогу за 2004 г.: 1 500 000 руб. -850 000 руб. = 650 000 руб.

Сумма минимального налога: 1 500 000 руб. х 1% = 15 000 руб.

Сумма единого налога от исчисленной налоговой базы: 650 000 руб. х 15% = 97 500 руб.

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога превышает сумму исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату единого налога.

Сумма убытка, принимаемая к уменьшению налоговой базы за 2004 г., составляет 195 000 руб. (650 000 руб. х 30%), что меньше суммы убытка за 2003 г. (209 000 руб.).

Сумма единого налога, подлежащая уплате за 2004 г., составляет: (650 000 руб. — 195 000 руб.) х 15% — 68 250 руб.

Оставшаяся часть неучтенного убытка в сумме 14 000 руб. (209 000 — 195 000) будет учитываться налогоплательщиком при исчислении налоговой базы за 2005 г.

Налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму налога на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% от суммы налога.

Уплата единого налога производится не позднее срока подачи налоговых деклараций: по итогам года — 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного квартала — 25-го числа месяца, следующего за кварталом.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, действуют порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Они обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

 

 

ЗАДАЧА 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ 29.12. 2004 г. № 208-ФЗ)
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 26. 11.96., № 129-ФЗ (в редакции от 23.07.98).
  6. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
  7. Карагод В.С.Налоги и налогообложение. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
  8. Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. –М.: ИНФРА-М., 2005.
  9. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2002.
  10. Тарасов В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложении. М., 2004.
  11. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.57MB | MySQL:118 | 1,886sec