Охарактеризуйте статус физических лиц как налогоплательщиков

<

121814 1537 1 Охарактеризуйте статус физических лиц как налогоплательщиковВ налоговых отношениях участвуют различные субъекты. Особое место среди субъектов налоговых правоотношений, а также административных правоотношений, возникающих из механизмов налогового администрирования, занимают налогоплательщики – физические лица.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Необходимо отметить, что общий правовой статус человека (гражданина) отражает наиболее важные связи государства и общества, с одной стороны, и граждан – с другой. Данное понятие включает только то, что присуще всем гражданам, оставляя за рамками индивидуальное, частное, характеризующее отдельных лиц или группы. Однако характеристика правового положения налогоплательщика – физического лица не исчерпывается общим статусом человека (гражданина). Разнообразие общественных отношений порождает для члена общества, гражданина, государства различные правовые состояния, специальные и индивидуальные правовые статусы

Необходимо отметить, что общий правовой статус человека (гражданина) отражает наиболее важные связи государства и общества, с одной стороны, и граждан – с другой. Данное понятие включает только то, что присуще всем гражданам, оставляя за рамками индивидуальное, частное, характеризующее отдельных лиц или группы. Однако характеристика правового положения налогоплательщика – физического лица не исчерпывается общим статусом человека (гражданина). Разнообразие общественных отношений порождает для члена общества, гражданина, государства различные правовые состояния, специальные и индивидуальные правовые статусы.

Налоговый кодекс РФ определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ).

Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо», составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. 

Так, физическое лицо – индивидуальный предприниматель – как налогоплательщик обязан: 

– надлежащим образом осуществлять документирование своих хозяйственных операций путем соблюдения законодательства о бухгалтерском учете при оформлении первичных документов и отдельных регистров бухгалтерского учета (например, кассовой книги);

– вести оценку своей деятельности в валюте Российской Федерации – в рублях. В случае необходимости предприниматель может осуществлять переоценку товарно-материальных ценностей. 

Физическое лицо – индивидуальный предприниматель как налогоплательщик не обязан:

– утверждать и представлять в налоговые органы учетную политику в области бухгалтерского учета; 

– применять для регистрации своих хозяйственных операций счета бухгалтерского учета;

– осуществлять регистрацию этих хозяйственных операций путем метода двойной записи; 

– составлять и представлять баланс и бухгалтерскую отчетность в органы специальной компетенции.

Правовое положение налогоплательщиков – физических лиц существует на основе норм материального права, составляет специальный правовой статус. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (ст. 273 НК РФ).

Как отмечается в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П , под физическими лицами в соответствии с НК РФ понимаются наряду с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства зарегистрированные в установленном порядке физические лица – индивидуальные предприниматели. 

С одной стороны, статус налогоплательщика – физического лица приобретается объективно, а с другой – физическое лицо обязано встать на налоговый учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

– фамилия, имя, отчество;

– дата и место рождения;

– место жительства;

– данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

– данные о гражданстве.

Правовое положение налогоплательщиков является своеобразной трансформацией общего правового статуса лица, последовавшей в результате появления объекта налогообложения. Следует отметить, что правовое положение является категорией комплексной и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация налогоплательщиком своего правового статуса. 

Следует отметить, что определяющими (центральными) в правовом положении (статусе) налогоплательщика – физического лица, являются права, обязанности, а также ответственность субъекта, то есть структурные элементы, составляющие основное содержание рассматриваемого явления в узком (собственном) смысле. 

Дополнение общего правового положения налогоплательщика – физического лица выражается в приобретении им прав и обязанностей, не являющихся общими для всех субъектов права, их можно определить как специфические. 

Совокупность специфических прав, обязанностей, принадлежащих налогоплательщику – физическому лицу, имеет важное значение для характеристики его правового статуса и является его необходимой составной частью. 

Вместе с существующей общей обязанностью, у налогоплательщиков – физических лиц возникает имеющая материальную природу обязанность подвергнуться процессуальной процедуре, то есть выступать субъектом процессуальных отношений. Это подчеркивает, что материальные и процессуальные правоотношения хотя и являются относительно самостоятельными явлениями, но в сфере юридической ответственности тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Как субъекты правоотношений налогоплательщики имеют как обязанности, так и права. Можно дать следующую классификацию налоговых обязанностей и прав в зависимости от областей налоговых правоотношений, участником которых является физическое лицо, выступающее в качестве налогоплательщика. На основании этого выделяются следующие обязанности и права:

– в сфере исполнения обязанности по уплате налога; 

– в сфере налогового контроля; 

– в сфере привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– в сфере обжалования неправомерных действий (бездействия) и актов уполномоченных органов и их должностных лиц. 

К организационным правам физического лица – налогоплательщика относятся следующие права: 

– право получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах, включая право получать письменные разъяснения по указанным вопросам;

– право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 

– право на налоговую тайну;

– право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 

– право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 

– право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления и требования об уплате налога; 

– право обжаловать в установленном порядке акты (решения) налоговых и иных органов, участвующих в налоговых отношениях, и действия (бездействие) их должностных лиц в административном и судебном порядке. 

К организационным обязанностям физического лица – налогоплательщика – физического лица, относятся следующие:

– обязанность встать на налоговый учет в налоговых органах;

– обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; 

– обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации в случаях, предусмотренных законодательством;

– обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы и информацию, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– обязанность обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

2.Определите однородные по своей правовой природе виды способов обеспечения

 

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов перечислены в ст. 72 ТК РФ. Согласно ч. 1 ст. 72 ТК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Однородные способы обеспечения;

– залог имущества и поручительство – договорные отношения;

– приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика – связано с ограничением права распоряжения имуществом налогоплательщика.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются главой 11 ТК РФ.

Условия применения залога приведены в ст. 73 НК РФ, в которой говорится, что в случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.

<

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 339 ГК РФ договором залога имущества является обязательное условие заключения в письменной форме. Договор об ипотеке должен быть зарегистрирован. Несоблюдение требований к оформлению договора о залоге влечет его недействительность (пункт 7 статьи 73 НК РФ, пункт 4 статьи 339 ГК РФ. Договор о залоге не может считаться заключенным, если в нем отсутствуют сведения, индивидуально определяющие заложенное имущество.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено статьей 73 НК РФ.

Предмет залога (имущество), определяется в соответствии с гражданским законодательством. Согласно статье 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество (включая вещи и имущественные права), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Помимо имущества, изъятого из оборота, необходимо учитывать положения статьи 129 ГК РФ.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Сторонами договора выступают залогодержатель и залогодатель.

Залогодержатель — это налоговые органы (статья 30 НК РФ), а залогодатель — налогоплательщик, плательщик сбора, иное обязанное лицо, а также любое третье лицо (например, другая коммерческая организация). Если залогодателем выступает третье лицо, не участвующее в основном правоотношении, его обязательства перед залогодержателем не могут превышать сумму, вырученную от реализации заложенного имущества.

Что касается залогодержателя, то законодатель не установил, какой именно налоговый орган вправе выступать в данном качестве. 

К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

 Условия применения поручительства приведены в ст. 74 НК РФ, согласно которой в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Отношения по взиманию налогов и сборов, где одной из сторон выступает налоговый орган, носят публично-правовой характер. Поручительство оформляется в соответствии с правилами гражданского законодательства (статьи 361-367 ГК РФ. Такое регулирование возможно на основании пункта 3 статьи 2 ГК РФ. Кроме того, в статье есть общая норма о том, что гражданское законодательство Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (пункт 6 статьи 74 НК РФ). Изъятия из данного правила могут быть предусмотрены как в НК РФ, так и в других актах законодательства о налогах и сборах (статья 1 НК РФ).

В отношениях налогового поручительства участвуют:

– налогоплательщик;

– поручитель;

– и налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Поручителем может выступать как юридическое, так и физическое лицо (пункт 5 статьи 74 НК РФ). По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Законом не запрещено налоговым органам заключать одновременно несколько договоров с одним поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников. Обязательным условием налогового органа является истребование у поручителя документов, которые подтверждают его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

Договор о налоговом поручительстве заключается в письменной форме между налоговым органом по месту учета налогоплательщика и поручителем. В соответствии со статьей 362 ГК РФ несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. Договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и заключать управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Договор поручительства со стороны налогового органа подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.

Налоговые органы самостоятельно рассматривают и оформляют поручительство в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем, если сумма поручительства не превышает 20 млн. рублей.

Договор поручительства, подписанный обеими сторонами, где сумма поручительства более 20 млн. руб., направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России.

Договор поручительства регистрируется в налоговом органе.

В соответствии с Приказом ФНС Российской Федерации от 21 ноября 2006 года №САЭ-3-19/798@ «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов» для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (рекомендуемые формы заявлений приведены в приложениях №3 и №4 к указанному приказу).

При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами всех уровней по налогам, сборам пеням и штрафам, а также задолженности по платежам во внебюджетные фонды и его платежеспособности.

Основаниями для отказа в заключении договора поручительства могут являться такие основания, как имеющаяся у поручителей задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, по платежам во внебюджетные фонды, имеющиеся у налогового органа достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также выявленная налоговым органом недобросовестность налогоплательщика или поручителя.

Результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган.

При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.

В пункте 8 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС Российской Федерации от 21 ноября 2006 года №САЭ-3-19/798@ «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов» приведены основания, которые могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:

наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;

наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации (в том числе путем внесения имущества организации в уставной капитал других организаций) или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;

анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других лиц;

иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для отказа в заключении договора поручительства, в том числе:

неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; несовпадение местонахождения налогоплательщика с адресом, указанным в его учредительных документах; непредставление в налоговые органы необходимых для расчета налогов документов два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу.

В пунктах 3-4 статьи 74 НК РФ установлены правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством. Указанные последствия адресованы налоговому органу и поручителю.

Необходимо отметить, что принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя может быть произведено налоговым органом только в судебном порядке.

Если поручитель исполнил взятые на себя обязательства в соответствии с договором, то к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Правила статьи 74 НК РФ применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

3.Заполните таблицу

 

1 

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые

уст

ановлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

ч. 2 ст. 12 НК РФ

2 

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

ч. 3 ст. 12 НК РФ, абзац первый

3 

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

ч. 3 ст. 12 НК РФ, абзац второй

4 

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

ч. 3 ст. 12 НК РФ, абзац третий

5 

Местными налогами признаются налоги, которые, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 НК РФ

ч. 4 ст. 12 НК РФ, абзац первый

6 

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

ч. 3 ст. 12 НК РФ, абзац второй

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задача

 

Налогоплательщик – физическое лицо Лукаш В.М. предъявил жалобу по вопросу необоснованности отказа Территориальным налоговым органом в возврате налога на доходы с физических лиц. Отказ в возврате налога на доходы физических лиц был обусловлен путем издания акта ненормативного характера, что являлось предметом обжалования. По данной жалобе руководителем инспекции было принято решение от 25.04.2006 г. об оставлении жалобы без удовлетворения. Соблюдены ли Территориальным налоговым органом условия подведомственности рассмотрения жалоб?

 

Ответ

 

Порядок обжалования  определен ст. 138 НК РФ, согласно которой акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Таким образом, руководствуясь ст. 139 НК РФ жалоб на решение Территориального налогового органа должна была быть поданной в вышестоящий налоговый органа, следовательно, условия подведомственности рассмотрения жалоб были нарушены.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая – Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 194-ФЗ). Принят Государственной думой 21.10.1994. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая – Федеральный закон от 26 01.1996. №14-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) Принят Государственной Думой 22.12.1995. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от 23.11.2010 № 313-ФЗ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
  5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2010.
  6. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2010.
  7. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2006.
  8. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2007.
  9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 2007.

     

     



     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.25MB | MySQL:117 | 1,479sec