По какому критерию предприятие относиться к малым?

<

121814 1700 1 По какому критерию предприятие относиться к малым?Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

—  численность персонала;

—  размер уставного капитала;

—   величина активов;

—    объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1. Характером производственного процесса: ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

гибкость, восприимчивость к нововведениям;

небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

высокая оборачиваемость капитала;

существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий являются:

— локальность ресурсных и сбытовых рынков;

— неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

— положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

— сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

— ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

— большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

— совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

— стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

— общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

— высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

— низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

— высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

— неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;

— стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

— работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

В Соединенных Штатах Америки к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым – 25–99 человек, средним – 100–499 человек, крупным – 500–999 человек, крупнейшим – свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптовой торговле – до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте – до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предприятий учитывается число занятых (в розничной торговле – до 50, оптовой торговле – до 100, в обрабатывающей промышленности и строительстве – до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 миллионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности – не более 20 человек, в торговле и сфере услуг – не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в Соединенных Штатах Америки относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке. В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота. В Федеративной Республике Германия также используется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.

В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

<

До 1996 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» к ним были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со средней численностью работающих, не превышающей в промышленности и строительстве 200 человек; в науке и научном обслуживании – до 100 человек; в других отраслях производственной сферы – до 50 человек; а в розничной, оптовой торговле, общественном питании и отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек. Таким образом, в 1995 году допустимая численность персонала малого предприятия в промышленности и строительстве была сокращена, а в торговле – увеличена.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 миллионов субъектов малого предпринимательства — малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств.

В городах России число малых предприятий составляет 880 тыс., на которых занято 6600 тыс. работников (8,6% всего занятого населения), около 4,5 млн. человек занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью. В промышленной сфере число малых предприятий на конец 2004 г. составляло 125 тыс., по сравнению с 2003 г. оно сократилось на 6,4%; в научно-технической сфере — 28 тыс. при сокращении на 7,4%.

В сельской местности на конец 2004 г. действовали 265,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, по сравнению с 1997 г. их число уменьшилось на 5%. Кроме того, около 2,5 млн. семейных подворных хозяйств также поставляет свою продукцию на рынок.

В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн. человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

С 2003 года были особо выделены мелкие предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. При этом учитывается не только численность, но и годовой объем продаж. Такой подход вполне обоснован, поскольку при высокой фондоемкости и автоматизации производства, например в энергетике, предприятие с небольшим коллективом способно выпускать продукцию на многие десятки миллионов рублей и доминировать на региональном и даже национальном рынке.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица).

 

 

 

 

 

2. Порядок определения налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

 

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Предприятие или индивидуальный предприниматель, перешедшие на УСН могут выбрать объект налогообложения. В зависимости от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик, и будет исчисляться налоговая база по единому налогу.

Объект налогообложения – доходы. В случае, когда в качестве объекта налогообложения выбираются доходы организации или индивидуального предпринимателя, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. При этом база по единому налогу определяется в тот день, в котором денежные средства поступили на счет налогоплательщика или в его кассу. Кроме того, не следует забывать о таких видах дохода, как получение иного имущества и (или) имущественных прав. День получения имущества и (или) имущественных прав будет днем поступления этих доходов.

Согласно ст.346.15 НК РФ ч. II доходами организации, применяющей УСН, признаются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ ч. II, внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ ч. II), при этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ ч. II .

Таким образом, налоговая база в данном случае определятся налогоплательщиком как сумма всех полученных за отчетный (налоговый) период доходов. В соответствии со ст. 249 НК РФ ч. II выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно ст. 250 НК РФ ч. II внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

• от долевого участия в других организациях;

• в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

• в виде признанных и уплаченных должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

• от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации;

• от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации;

• в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

• в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ ч. II.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ ч. I , но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ ч. II остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки:

• в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;

• в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

• в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.19 п.1 ст. 251 НК РФ ч. II;

• в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

• в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;

• в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с учетом положений ст. 301 — 305 НК РФ ч. II;

• в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Для налогоплательщика, применяющего УСН, по большому счету, не имеет значения к какой категории доходов отнесен тот или иной доход: к доходам от реализации или к внереализационным доходам, ведь такого разделения у упрощенцев в налоговом учете нет. Самое главное правильно сформировать налоговую базу, то есть указать все полученные в данном отчетном (налоговом) периоде доходы.

Отметить некоторые особенности при определении суммы доходов. Прежде всего, следует помнить, что суммы полученных авансов относятся к доходам и формируют налоговую базу по единому налогу. Все остальные доходы, указанные в ст. 251 НК РФ ч. II не признаются доходом налогоплательщика — упрощенца и не участвуют в формировании налогооблагаемой базы.

Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, то они могут формировать свою налогооблагаемую базу по единому налогу, используя те же статьи НК РФ, что и организации. Такое мнение высказано в письме МНС РФ от 11.06.2003 № СА-6-22/657.

Объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Таким образом, налоговая база в данном случае определяется, как разница между полученными налогоплательщиком доходами и понесенными им расходами.

Все, что сказано выше относительно определения суммы доходов относится и к этой категории налогоплательщиков.

Расходы, подробно представлены в разделе «Порядок определения и признания расходов».

При этом, согласно положениям ст.346.18 НК РФ ч. II налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В данном случае под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ ч. II, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 НК РФ ч. II.

Следует учитывать, что такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. Оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

У налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов есть еще одна налоговая база — это доход. Эту налоговую базу налогоплательщик применяет, когда исчисляет минимальный налог. Минимальный налог исчисляется по результатам работы за налоговый период.

 

 

 

 

Задача

 

Составить расчет ЕВНД, подлежащего к уплате за III квартал 2005 г., на основе нижеприведенных данных: ООО «Энигма» находится в г. Горячий ключ и оказывает автотранспортные услуги по перевозке груза. Услуги оказываемого на территории города и другими видами деятельности предприятия не занимается. Количество транспортных средств составляет 7 единиц.

 

Ответ

 

В г. Горячем Ключе проживает свыше 103 тыс. человек. В соответствии с ст. 2 (п. 3.1) Закона Краснодарского края «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» определяем корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для услуг в предоставления автотранспорта в размере К2 = 1,0

ВД = БД(N1 +N 2+ N3)(К1+К2+К3),

где БД – базовая доходность, БД = 6000;

N – количество транспортных средств.

Получаем

ВД = 6000 *(7+7+7)*1 *1,0 *1,104 = 139104

Ставка налога 15%

Получаем

ЕНВД = 15%*ВД/100% = 15%*139104/100% = 20865,6 руб.

Таким образом, сумма единого налога на вмененный налог составляет 20856,6 руб.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ 29.12. 2004 г. № 208-ФЗ)
  5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: ФЗ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ // Российская газета. 18 июня 1995 г
  6. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
  7. Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  8. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
  9. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000.
  10. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 1998.
  11. Карагод В.С.Налоги и налогообложение. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
  12. Кожинов В.Я. Налоговый учет. М., 2005.
  13. Куликова Л.И. Налоговый учет. М., 2005.
  14. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  15. Малявкина Л.И. Налоговый учет доходов и расходов. М., 2005.
  16. Рябова Р.И. Налоговый учет расходов и доходов. Глава 25 Налогового кодекса. М., 2005.
  17. Фадеев В.Ю. Экономические основы малого предпринимательства. –М.: ИФНРА-М, 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.85MB | MySQL:122 | 1,380sec