ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

<

121914 1951 1 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой — на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. В России порядок исчисления и уплаты налогов с граждан неоднократно изменялся. В СССР прямые налоги с начисления формировали лишь 8—9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6—8%*. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место. Центральное место в системе налогообложений физических лиц занимает налог на доходы физических лиц, которому принадлежит значительный удельный вес прежде всего в доходах бюджетов субъектов РФ.

В течение десяти лет (с 1991 по 2001 г.) — налогообложение доходов физических лиц в России определялось Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» и соответствующей Инструкцией ГНС РФ от 29 июня 1995 г. № 35 (до 7 сентября 1995 г. действовала Инструкция ГНС РФ от 20 марта 1992 г. № 8). Подоходный налог с физических лиц был универсальным, так как по итогам года большинство граждан обязаны были предоставлять соответствующие налоговые декларации. Прогрессивная шкала по подоходному налогу с физических лиц неоднократно менялась, в частности в 2000г. она была установлена от 12 до 30%.    

Налог на доходы физических лиц или как его часто называют для краткости, подоходный налог, является основным налоговым источником доходов для абсолютного большинства регионов.

Проводимые изменения налогового и пенсионного законодательства, связанные с введением «плоской» шкалы подоходного налога, регрессивных ставок единого социального налога и введение накопительной части при формировании будущей пенсии, призваны обеспечить дальнейший рост доли этого источника в региональных бюджетах.

Показатели объемов подоходного налога на душу населения в начале анализируемого периода имеют весьма значительные отличия по регионам – от 736, 821 и 900 руб./чел. соответственно по Республике Марий Эл, Тюменской и Омской областям до 2072, 2655 и 4755 руб./чел. по Вологодской области, Красноярскому краю и Магаданской области соответственно

Если рассмотреть различия по федеральным округам, то наиболее однородным представляется Южный округ, в котором объем подоходного налога у Республики Адыгея меньше, чем в Краснодарском крае всего 1,23 раза, тогда как собственные доходы этих субъектов отличаются в 1,9 раза.

В Приволжском округе налог на доходы физических лиц Республики Марий Эл меньше, чем Нижегородской области в 1,7 раза. В Северо-Западном округе — в Псковской области этот показатель меньше, чем в Вологодской области в 2,3 раза. В Сибирском округе — в Омской области меньше в 4,2 раза, чем в Красноярском крае.

Приведенные данные, как представляется, наглядно свидетельствуют о сложившихся особенностях в оплате труда, обусловленные как структурой экономики, так и другими, внеэкономическими причинами. Рост подоходного налога за 2 года по целому ряду субъектов РФ более чем 2 раза показывает, что это увеличение обусловлено, в том числе и выходом части заработной платы «из тени».

Анализ роли налога на доходы физических лиц в общем объеме собственных доходов также выявил значительные различия как между отдельными регионами, так и между регионами внутри округов.

Наименьшие показатели удельного веса подоходного налога в собственных доходах субъекта выявлены по Тюменской, Омской и Липецкой областях – 15, 16 и 20% соответственно. Близкие к этому уровню показатели сложились по Московской, Ленинградской областям.

Наибольшие показатели удельного веса выявлены в Республике Адыгея, Курганской и Амурской областях – 44, 35 и 36% соответственно. Уровень, превышающий 30 процентов, отмечен в республиках Марий Эл и Хакасии, а также в Магаданской области и Приморском крае.

Если рассмотреть показатели по федеральным округам, то относительно однородный уровень характерен для Дальневосточного округа. По всем трем субъектам удельный вес превышает 30%, что в значительной мере обусловлено наличием соответствующих так называемых северных коэффициентов в оплате труда.

По другим федеральным округам наблюдается значительный разброс данных. Так, в Центральном округе доля подоходного налога в собственных доходах субъектов колеблется от 20 до 27%. В Северо-западном – от 22 до 30%. Уральском – от 15 до 35%, Сибирском – от 16 до 33%.

Перейдем к рассмотрению динамики налога на доходы физических лиц за 2002 – 2004 г., что представляется интересным как с позиции роста доходов населения, так и с позиции реформирования налогового законодательства в этой сфере.

Рост объемов подоходного налога в целом по анализируемой группе регионов составил в 2003 г. по сравнению с 2002 г. 42%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – 28%, что существенно превышает показатели инфляции.

Показатели прироста по отдельным субъектам варьируют в значительных пределах. Причем у абсолютного большинства субъектов больший рост наблюдался в 2003 г. Диапазон роста колебался от 33% по Вологодской области до 58% по Псковской области.

В 2004 году темпы роста снизились и колебались в диапазоне от 20% по Карелии до 35% по Псковской области.

 

 

121914 1951 2 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

 

Рис. Динамика налога на доходы физических лиц по субъектам Центрального округа в 2002 – 2004 г.г.

 

Исключение составила Республика Адыгея, у которой в 2003 г. рост составил всего 20%, зато в 2004 г. подоходный налог увеличился в 2,4 раза, а также Курганская область, у которой рост в 2003 г. составил всего 2%.

Глава 23 НК РФ ввела с 1 января 2001 г. принципиально новый порядок налогообложения доходов физических лиц, революционно меняющих как его условия взимания, так и ставки. Прогрессивная шкала отменена, вместо нее для доходов, получаемых гражданами, введена единая ставка 13%.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Доходы подразделяются на доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ —
    для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
    <

    В налоговой базе учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговые вычеты не применяются.

    Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

    Социальная направленность налога подтверждается тем, что не подлежат налогообложению определенные виды доходов физических лиц, в частности:

  • государственные пособия, государственные пенсии, компенсационные выплаты, устанавливаемые действующим законодательством;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой при
    различных чрезвычайных обстоятельствах;
  • суммы, уплаченные работодателям за счет средств, оставшихся в
    их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей и детей;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов и т.д.;
  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные
    спортсменами за призовые места на спортивных соревнованиях от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;
  • суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими
    лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо указанным учреждениям за их обучение;
  • доходы, не превышающие 2000 руб., полученные по каждому из
    оснований за налоговый период: стоимость подарков, стоимость при
    зов в денежной и натуральной формах, суммы материальной помощи,
    оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, и др.

    При определении размера налоговой базы, попадающей под ставку 13%, налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов:

  1. в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода для лиц,
    принимавших участие в ликвидации Чернобыльской и аналогичных
    аварий, инвалидов Великой Отечественной войны и т.п.;
  2. в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода для Героев Советского Союза и Героев РФ, участников Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп и т.д.;
  3. в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории плательщиков, которые не перечислены в первых двух пунктах, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%), превысил 20 000 руб.;
  4. в размере 300 руб.за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим
    итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%), превысил 20 000 руб. Данный стандартный налоговый вычет предоставляется независимо от стандартного налогового вычета, установленного вышеперечисленными пунктами.

    Следует отметить, что по своей сути указанные в п. 3 и 4 суммы 300 и 400 руб. являются необлагаемым минимумом, который значительно ниже размера минимальной потребительской корзины. Российский подход к налогообложению доходов физических лиц очень отличается от западного, где налоговые вычеты всегда устанавливаются с учетом не только прожиточного минимума, но и семейного дохода. Российское же правительство, предусмотрев переход к наиболее либеральной системе налогообложения доходов физических лиц, отменив прогрессивную шкалу, тем не менее облагает данным налогом суммы, значительно меньшие, чем размер прожиточного минимума, хотя и вводит систему социальных налоговых вычетов. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

    Налогоплательщик имеет право на следующие социальные налоговые вычеты:

  5. в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на определенные благотворительные цели, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
  6. в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде
    за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;
  7. в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за
    услуги по своему лечению, лечению супруга (супруги), своих родителей
    и (или) детей, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных
    им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств (не более 25 000 руб., а по дорогостоящим видам лечения — в размере фактически произведенных расходов).

    Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты:

    1) в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир и т.п., находящихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб. При продаже имущества, находящегося в собственности более указанного срока, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;


    2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов (не более 600 000 руб.), а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам.

    Социальные и имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

    Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой, налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера и авторские вознаграждения. Если их расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размере от 20 до 40%. Профессиональные налоговые вычеты могут предоставляться на основании письменного заявления либо при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода, либо налоговыми агентами.

    Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб.; страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения лимитов; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя их 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения предельных размеров. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

    Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляются отдельно по каждой сумме дохода

    Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган.

    Налоговая декларация представляется индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые агенты представляют в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах, начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов РФ в части сумм налога, начисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы прекращают свое действие решением законодательных (представительных) органов РФ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Подоходный налог с физических лиц является составным элементом общей налоговой системы. Подоходный налог, в теории, должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в данной стране. Подоходный налог эластичен, и поэтому отражает изменения в экономической среде. К тому же доход коррелирует, хотя и не абсолютно, с потреблением. Таким образом, подоходный налог дополняет НДС, предоставляя дополнительный инструмент для общего портфеля доходов правительства. Наконец, налог может вносить элемент прогрессивности в налоговую систему, что делает налогообложение более приемлемым для общества и обеспечивает возможность для определенного перераспределения доходов.

    Подоходный налог не является важным источником налоговых поступлений на первоначальных этапах экономического переходного периода. В переходный период доход на душу населения невелик, и экономика может приспосабливаться к переходным условиям за счет дальнейшего сокращения доходов населения до возобновления экономического роста. Поскольку подоходный налог является эластичным источником доходов бюджета, в подобные периоды доля поступлений от него в общей сумме доходов должна падать. Тем не менее, доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений будет расти по мере возобновления экономического роста, из-за эластичной природы этого налога. Таким образом, следует ожидать с течением времени роста значения подоходного налога. Кроме того, основным источником подоходного налога в переходный период являются удержания из зарплат, и требуется определенный период времени для того, чтобы удержания с иных источников подоходного налога (проценты, дивиденды, доход от малого бизнеса) стали эффективным налоговым инструментом. Наконец, страны с переходной экономикой должны приспособиться к новым налоговым концепциям, с учетом местных особенностей, а население должно осознать, что уплата налогов является его гражданской обязанностью. Эти факторы имеют тенденцию к слабому проявлению на ранних этапах переходного периода, соответственно налоговая дисциплина соблюдается в меньшей степени, чем можно ожидать на последующих этапах развития.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  8. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  10. Российская Федерация Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ
    
  11. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. М., 2006.
  12. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2006.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00132 sec

WordPress: 22.27MB | MySQL:114 | 1,608sec