ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

<

123114 0334 1 ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ И  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫНалоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключатся в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.

Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще В 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например, за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.

Заметим, что первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.

В процессе своей исторической эволюции, налоговая политика претерпела значительные изменения, постепенно меняя акценты в выполнении налогообложением своих функций. На начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно как источник пополнения государственной казны. При таком подходе налогообложение полностью подчинялось фискальным целям, т.е. выполняло фискальную функцию.

Необходимость стабилизации экономического развития требовала, чтобы налоги, наполняя казну деньгами, не подрывали воспроизводственный процесс. Объективным ограничением чрезмерной тяжести налогообложения становится необходимость сохранить количество налогоплательщиков, не допустить их разорения. Тогда доходы государственного бюджета приобретут устойчивый характер, а производителям будут обеспечены условия хотя бы для простого воспроизводства. Примерно такой подход к налогообложению был характерен для советской экономики по отношению к действующим предприятиям, когда преобладал экстенсивный тип воспроизводства.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой считается необходимым ставить более жесткие ограничения в желании государства усилить фискальную функцию налогов. Предполагается, что уровень налогообложения не должен лишать производителей выгоды расширять масштабы производства и предложения. Тогда сохраняется возможность определять оптимальные размеры предприятия, при которых достигается рациональное использование ресурсов, характерное при положительном эффекте масштаба производства. Правительство тоже получает выгоды: интенсивнее проходит процесс наполняемости рынков, рост доходов у продавцов товаров ведет к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет. Современная концепция налогообложения, пытаясь увязать фискальную функцию налогов с условиями, обеспечивающими экономический рост, все в большей мере рассматривает как регулятор хозяйственных и социальных процессов в народном хозяйстве.

Итак, сегодня налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Следовательно, можно сказать, что с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое состоит в стимулировании (дестимулировании) посредств налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения)

Цели общества определяют требования к налогообложению, к его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов. Эти требования реализуются в налоговой политике, которая строится с учетом противоречивости интересов государства и налогоплательщиков. Развитие рыночной экономики, возрастание экономической роли государства, наблюдаемое после Великой депрессии, меняло концептуальные подходы к налогообложению. Причиной тому являлась потребность усилить роль налогов как регуляторов экономических процессов. Кроме того, необходимо было в налогообложении добиться более сбалансированного компромисса между интересами государства по формированию необходимых ему денежных ресурсов и потребностями развития.

Регулирующая функция налогов проявляется при: стремлении добиться общего рыночного равновесия, в частности реализации антициклических программ: коррекции направлений экономического роста; стимулировании отдельных производителей; обеспечении социальной гармонизации через перераспределение ходов.

В развитых странах, реализующих модель социально-ориентированной экономики, налоги активно используются как источник поддержания определенного уровня жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятельно. Такое направление экономического развития предполагает большую роль перераспределительных отношений и как следствие высокий удельный налогов в созданном национальном продукте. Данное положение особенно проявляется в кейнсианских программах регулирования.

Представители монетарной школы в экономической теории, что подобное видение роли налогов как экономического ошибочно. Оно ведет к ослаблению стимулов к труду и предпринимательской деятельности из-за высоких налогов, тормозит экономический    рост, препятствует формированию эффективного рынка. Монетаристы считают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального дохода с помощью налоговой системы и по возможности полагаться на достаточность рыночных механизмов.

Разное видение направлений налоговой политики у названных экономических школ выражено и в предлагаемых ими антициклических программах.

В кейнсианских стабилизационных программах для выхода из экономического кризиса предлагается снизить налоги для увеличения совокупного спроса. Это необходимо делать не в начале экономического кризиса, а лишь после того как производство достигнет своей низшей точки падения, т.е. по окончании волны банкротств. Снижение налоговых ставок тогда будет стимулировать только эффективные хозяйства и создавать условия для их развития и рыночной экспансии. Во время подъема, наоборот, предлагается увеличить налоговые ставки в целях покрытия государственного долга, накопленного в депрессивный период, когда возрастали государственные расходы во имя поддержки производства. Кроме того, предполагалось, что рост налоговых ставок в период подъема предотвратит- нарастание диспропорций, так называемый перегрев экономики, и создаст тем самым благоприятные условия для сбалансированного роста.

В теории предложения, которая нацелена на исследование стимулов производства, снижение налоговых ставок рассматривается как один из Путей экономического роста. Рекомендуя поддерживать режим конкуренции, это направление экономической мысли предлагает облегчить налоговые ставки для новых производителей, особенно для малого бизнеса, вплоть до налоговых каникул, а также для тех, кто организует производство приоритетных товаров, наиболее отвечающих интересам общества.

Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Она определяется •многими условиями. Среди них следует отметить два наиболее существенных: величину полученных доходов и традиции, сложившиеся в стране.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы, что ведет к увеличению доли налоговых изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10%. ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20%. В настоящее время среди наиболее развитых государств с уровнем ВВП на душу населения в 115-28 тыс. долл. доля налоговых изъятий, тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. Россия данный уровень превышает, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. долл.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%.

<

Существенное воздействие на уровень налогового бремени оказывают традиции, приверженность экономической политики к определенной доктрине. Этот уровень выше в странах с социально-ориентированной экономикой типа шведской и составляет около 50% ВВП, а в странах, развивающихся на основе монетарных принципов, – около 30%. Значит, более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность в обществе. Поскольку бизнес перекладывает налоги на покупателя, включая их в отпускные цены, то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

История собирания налогов привела к познанию зависимости налоговых поступлений от величины налоговой ставки, которая была описана американским экономистом А. Лаффером на основе анализа статистических данных за длительный период. А. Лаффер доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату — уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Данное явление получило название эффекте Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, — кривой Лаффера (рис.).

Согласно кривой Лаффера рост налоговых ставок приводит к увеличению массы налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит доходы предприятий, возможности расширения производства, тем самым в долгосрочном периоде затормозит рост ВВП и валового национального дохода. В результате сократится налогооблагаемая база, что приведет к падению доходов государственного бюджета. Увеличение налогового бремени может привести к уходу с рынка многих производителей из-за банкротств и к уклонению остальных хозяйств от налогов, что также сократит возможности государственного бюджета.

123114 0334 2 ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ И  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

База налогообложения

Рис. 1. Кривая Лаффера

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции, превышая точку М. В результате, запланированная величина налоговых поступлений, превышающая 50% ВВП, оказалась нереальной. Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлекло за собой задержки выплат заработной платы работникам бюджетных организаций, усилилась напряженность с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать для бизнеса стимулы, способствовать приумножению сбережений и тем самым содействовать росту инвестиционного потенциала. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать желаемый эффект роста валового национального продукта.

Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьирует в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сбор пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется соответствующих законодательных актах государства (например, Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ»), которые устанавливай конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора: их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Для лучшего понимания определим некоторые понятия элементов налоговой системы.

Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие как носитель налога.

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется.

Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог. Ниже будет показано, что различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам.

Налоговая ставка (норма налогообложения) — это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.п.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Этой цели служит Налоговый кодекс, в котором должны быть четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.

Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в дамно государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченных органами исполнительной власти.

Данное определение целесообразно рассматривать как совокупность условий, при которых налоговая система функционировать эффективно:

отлаженность налогового законодательства;

однозначно оговоренный (закрытий) перечень видов налогов (сформированная система налогов);

права и обязанности налогоплательщиков;

способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;

функции, права, обязанности налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции;

налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;

принципы налогообложения, лежащие в основе налоговой системы.

Таким образом, рассмотрев сущность налогов и налоговой системы как экономической категории, т можно перейти к анализу основных принципов налогообложения.

 

 

2. Принципы организации налоговой системы

 

Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);

простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках, определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости, от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.

Как уже было замечено выше, хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструмента в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

Перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе подготовки российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы:

всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;

обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

социальная справедливость—установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения;

горизонтальная справедливость — находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;

вертикальная справедливость — находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

Как можно заметить, что наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. При этом вероятно необходимо предусмотреть как временные принципы налогообложения еще три пункта: Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли. Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать. В-третьих, налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудносовместимы, противоречивы. В этом наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для России постсоветского периода, состоит причина неустойчивости российского налогового законодательства, изменения и вида налогов и налоговых ставок.

Таким образом, приведем обобщенные принципы организации налоговой системы с современных позиций.

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения уклонения от уплаты налогов, минимизация «теневой экономики»). Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения, обязанностей налогоплательщиков но уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (примат в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% от величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только нежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальная действительность, состояние экономики и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающая конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Необходимо также отметить и то, что приведенная систематизация не является единственно возможной.

Динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика — часть экономической политики и социально-политического курса в целом. Колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения.

Необходимо учитывать и то, что на долю налогов приходится 80-90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета, связанное прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может не коснуться налогов.

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Налоговая система России стала формироваться в ее современном виде с 1991 года в результате принятия Закона «Об основах налоговой системы в РФ». Принятие этого закона знаменовало намерение положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа:

а) всеохватность субъектов налогообложения, то есть охват налогами всех хозяйствующих субъектов;

б) однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом один и тот же период времени.

Первый принцип реализуется посредством обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. Без отметки налоговой инспекции на учредительных документах регистрируемой новой организации банки не вправе открывать ей расчетный счет и тем самым она не может проводить официальные финансовые операций.

Второй принцип реализуется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения. Но в реальной практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой и в явной форме.

Теоретически налоговой системе должен быть присущ принцип стабильности, согласно которому изменения видов налогов и налоговых ставок следует осуществлять не чаще одного раза в год, за 2—3 месяца до начала наступающего финансового года. Такие изменения до введения их в действие решениями законодательных и исполнительных органов необходимо гласно обсуждать и своевременно доводить до сведения налогоплательщиков, чтобы они могли заранее уверенно планировать финансовую деятельность на предстоящий год. Принцип стабильности не стал правилом действий российских властных органов, по крайней мере в 90-х годах.

Если говорить в целом о развитии системы налогообложения в России, то нужно указать на присущие ей следующие свойства:

1) наличие минимальной суммы дохода, вообще не облагаемого подоходным налогом;

2) постоянная величины налога – подоходный налог – 13%;

3) наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога, взимаемо го с достаточно больших доходов;

4) сведение разных видов дохода одного гражданина в единый общий доход;

5) налоговые льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов;

6) санкции за сокрытие доходов и неуплату налогов;

7) организация учета и контроля доходов, взимания налогов.

Среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизные сборы, таможенные пошлины. Ощутимый вклад в государственный бюджет стали вносить налог на операции с ценными бумагами и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Повышается роль федеральных налогов в виде платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Очевидно, что ресурсные платежи стать одним из перспективных источников увеличения налоговых поступлений. Это подтверждается тем, что в настоящее время объем изымаемых в области природопользования в доходы бюджетов средств существенно ниже, чем в большинстве ресурсодобывающих зарубежных стран. Так, в России относительный вклад в доходы от нефтегазовых отраслей ниже, чем в Мексике, в 25 раз, Венесуэле — в 12 раз, в Индонезии — в 9 раз, в Нигерии — в 8 раз, в Норвегии — в 2,7 раза.

Для формирования доходной части республиканских бюджетов субъектов федерации определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.

В совокупности местных налогов весомая роль принадлежит земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сбору за право торговли, целевым сборам с населения и предприятий всех организационно—правовых форм на содержание милиции, на обустройство городов и населенных пунктов, на поддержание и развитие системы образования.

На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия нового Налогового кодекса осталось немногим более 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще 4 основных вида добавлены в штатах и местных самоуправлениях.

Безусловно, что по мере продвижения российской экономики к развитым формам рыночных отношений все возрастающую роль станут играть местные налоги, служащие основой формирования доходов местных бюджетов. Именно местные бюджеты должны принять на себя основную тяжесть расходов, содержать многочисленные муниципальные службы.

Налоговая система России должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям: 1) уменьшение налогового бремени; 2) изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатарующих отраслях. Необходимость перехода на преимущественное налогообложение доходов физических лиц связана с особенностями регулирования государством ценообразования, ограничивающего возможности переложить налоговое бремя на покупателя через повышение отпускных цен; 3) сокращение налоговых льгот. Необходимость этого появилась из-за того, что в условиях неотлаженности налоговой системы индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он не лишён недостатков.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. О налоговых органах в РФ: ФЗ РФ от 21.03.91 № 943-1.
  2. Об основах налоговой системы в РФ: ФЗ РФ от 27.12.91 №2118-1.
  3. О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ.
  4. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: ФЗ от 09.07.99 № 155-ФЗ.
  5. О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000г.
  8. Смит А. Исследование природе и причинах богатства народов.–М.: Соцгиз. 1935. Т. 2. С. 341– 343.
  9. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2002.
  10. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– СПб.: Питер, 2002.
  11. Экономическая теория/Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.
  12. Юткина Г.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2001.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.11MB | MySQL:116 | 1,515sec