ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ

<

121814 1515 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВАктуальность темы исследования определяется тем, что в современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики. Проведение рыночных реформ в переходный период в России показало, что несовершенство налоговой системы является одной из причин кризисного состояния экономики страны. Каждый налог в налоговой системе должен иметь свое функциональное значение и отличие от других налогов в зависимости от целевых установок, способов исчисления и взимания налоговых сумм, воздействия на экономику. Принято разделять налоги в соответствии с одним из классификационных признаков — в зависимости от способа взимания — на прямые, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью, и косвенные, являющиеся надбавкой к цене и определяемые в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Разделение всех налогов на прямые и косвенные имеет принципиальное значение. При прямых налогах речь идет о том, чтобы конкретно определить способность лица осуществлять налоговые платежи, т.е. обложить его налогом напрямую. В случае с косвенными налогами пытаются достичь той же цели косвенными путями и более тонким способом: облагают налогами товары, сумма налога включается в цену реализации и оплачивается потребителем при его приобретении. При этом исходят из предположения, что если лицо в состоянии приобрести данный товар, то оно в состоянии нести налоговое бремя. При этом потребитель часто даже приблизительно не знает какую сумму налога он уплачивает, приобретая указанные товары, так как она содержится в цене. Величина налога скрыта от глаз потребителя, и, в силу этого, его размеры становятся для покупателя практически незаметными. Считается, что эта незаметность косвенных налогов является одним из преимуществ последних поскольку в большинстве случаев они вызывают меньшее сопротивление, чем прямые налоги, возлагаемые непосредственно на налогоплательщика.

Одним из видов косвенных налогов являются акцизы. Основной причиной широкого распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения. По этому поводу М.Н.Соболев писал: «…их доходность опирается именно на их большое потребление, измеряемое миллионами и десятками миллионов пудов, ведер и других единиц измерения. Если обложить потребление продукта, который потребляется каждым жителем страны так, чтобы на каждого падало хотя бы 20 копеек, то в итоге это составит многие миллионы рублей». Поступления от акцизов составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны.

Целью исследования является разработка анализ системы и механизма налогообложения акцизами в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели автором в работе поставлены следующие задачи:

— уточнить социально-экономическую природу акцизов, их функции и место в системе налогов;

— дать оценку роли акцизов в формировании Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

— раскрыть особенности действующего в России механизма налогообложения акцизами, а также недостатки его функционирования, определить факторы, влияющие на объем поступлений акцизов в бюджетную систему страны;

Предметом исследования является система налоговых отношений между налогоплательщиками и государством при налогообложении акцизами.

Объектом исследования является действующая система налогообложения акцизами в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются следующие общие методы научного познания: логического и системного анализа и синтеза, сравнения, наблюдения, а также статистические методы исследования данных.

Акцизы — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.

Акцизы являются одной из ранних форм налогообложения. Существуют разные взгляды как на природу этого налога, так и на происхождение самого слова «акциз».

Подводя итог анализу природы и специфических черт акциза, отличающих его от других налогов и платежей вообще, и от других косвенных налогов, в частности, Р.А. Шепенко пишет:

«В русском языке слово «акциз», с одной стороны, имеет устоявшееся значение косвенного налога преимущественно на товары широкого потребления, с другой — в царской России одно время так называлось учреждение по его сбору (существовало даже разговорное выражение «служить в акцизе»). Исходя из этого, на вопрос о том, почему один из налогов называется акциз, можно ответить, что косвенный налог, включаемый в цену определенных товаров, прежде всего потребительских, именуется акцизом в силу традиции».

Из последнего предложения приведенной цитаты можно сделать вывод о том, что современный акциз называется так в силу традиции, хотя фактически им не является и у него отсутствуют характерные, свойственные только «настоящему» акцизу признаки.

В процессе исторического развития налогообложения все многообразие косвенных налогов на товары внутреннего (внутри страны) потребления, носивших общее название акцизы, разделилось в две большие группы: одна — собственно акцизы, которыми также как и раньше продолжают облагать отдельные товары или их виды, и налог с оборота (и его модификации), которым облагают все товары.

Н.И. Тургенев называл акцизами пошлину с предметов внутреннего потребления. В. Петти о том, что при обложении всех предметов потребления … учет потребовал бы, возможно, слишком большого труда, необходимо составить список таких товаров, как природных так и искусственных, учет которых может быть легко произведен, на которых (на них самих или на том предмете, в котором они находятся) может держаться штемпель акцизной платы и которые в то же время, насколько это возможно, готовы к употреблению».

И, наконец, В.Н. Суторгиной о том, что писала «…производство, породив потребность в товарах длительного пользования, вызвало к жизни новые налоги. Прогрессирующее разделение труда, разнообразный ассортимент произведенной потребительской продукции стали вместе с тем тормозом для развития акцизного налогообложения в его специфической форме. Капиталистическое производство дает такой разнообразный ассортимент потребительских товаров, что введение налога на каждый товар увеличило бы издержки по взиманию налогов. Эта проблема была разрешена введением универсального акциза — налога, которым облагаются все товары, поступающие в продажу, т.е. валовый оборот».

Н.Е. Лескова, бросая ретроспективный взгляд на акцизное обложение, делает вывод о том, что: «в целом, как в феодальной Европе, так и в России современные формы акцизов происходят от регалий и от системы их взимания — откупов», и ниже уточняет: «Однако откупа можно считать только точкой отсчета дальнейшего развития акцизного обложения, но все-таки не видом акцизов. Сходным между ними было то, что население при покупке этих товаров платило надбавку к цене, хотя надбавка эта государством точно не регламентировалась».

Еще дальше в этом направлении идет Н.В. Яковлева. Цитируя Н.Е. Лескову, она делает следующие выводы: «Однако существует также и мнение о том, что современный акциз, так же как и фискальная монополия происходит от откупной формы взимания регалий, то есть может иметь и неналоговую природу.

Неоднозначность происхождения акциза позволяет говорить о многогранной природе данного экономического явления. При этом следует отметить, что природа акциза различна в зависимости от товара — объекта обложения.

Так, в отношении акциза на товары, которые изначально являлись предметом королевских регалий, такие, например, как соль, алкоголь, табак, можно говорить о том, что акциз эволюционировал от фискальной монополии, выделившись из системы казенного производства и продажи на определенных исторических этапах, преимущественно в связи с изменившимися политическими условиями.

Однако акциз на товары, которые не являлись предметом регалий по объективным причинам — хотя бы потому, что их в древности просто не существовало (спички, керосин и т.д.), либо потому, что они не являлись «стратегически важной» отраслью хозяйства, имеет природу пошлины».

К сожалению, Н.Е. Лескова не поясняет, каким образом форма некоторых экономических отношений, отличных от данных отношений может происходить не только из последних, но и из форм этих последних. Другими словами, если акцизы и регалии это различные экономические отношения, то совершенно непонятно, каким образом форма одних отношений «происходит» не только из других отношений, но и из форм этих других отношений, то есть акцизы происходят не из регалий, а из формы регалии — откупа.

Акцизы, и регалии — это формы экономических отношений между государством и, в данном случае, физическим лицом, потребителем некоторого товара. Целью этих отношений и результатом их является изъятие части собственности этого лица в пользу государства. Но это изъятие в этих случаях осуществляется принципиально различным способом: в случае акцизов — налоговым, а в случае регалии — неналоговым (налогообразным), и уже поэтому формы акцизов не могут «происходить» от регалий, а тем более от одной из форм существования регалии — откупа. С другой стороны, исторически акцизы были известны и применялись раньше, чем возникли регалии.

По этой же причине вызывает сомнение эволюционирование по Н.В. Яковлевой акциза от фискальной монополии, а тем более эволюционирование «преимущественно в связи с изменившимися политическими условиями», а также сомнительно различие в природе акциза в зависимости от вида товара.

Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства.

Задача государства как публично-хозяйственной организации заключается в удовлетворении не индивидуальных, а так называемых коллективных потребностей, т.е. потребностей, связанных не с индивидуальным интересом отдельных хозяйственных лиц, а с общим интересом целой более или менее обширной группы (класса) людей и хозяйств.

В то время как частное хозяйство покрывает свои расходы главным образом из дохода, получаемого от продажи своих товаров и услуг, т.е. из цен, взимаемых за эти товары и услуги, публично-финансовое хозяйство, поскольку оно выступает именно в роли публично-финансового хозяйства, покрывает свои расходы главным образом с помощью налогов. Такое хозяйство, поскольку оно направляется на удовлетворение чисто коллективных потребностей, не может получать свои средства тем путем, каким их получает частное хозяйство, т.е. путем продажи своих товаров и услуг на основе добровольных меновых отношений. Добровольность меновых отношений здесь заменяется принудительностью налоговой организации. Цена, как основной источник средств для частного хозяйства, заменяется здесь налогом. Признаками налогов являются их принудительность и установление законами. Раскрывая первый признак, А.А. Соколов пишет:

«Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямая обязанность уплатить данный налог. Например, налоги на товары не являются принудительными в этом смысле, ибо от самого налогоплательщика зависит покупать или не покупать товары, обложенные акцизом, как равно и на предшествующей стадии, при авансировании налога производителями или продавцами товара, формально опять-таки от них самих зависит производить данный товар или не производить, заниматься его продажей или не заниматься. Но в этом смысле и все так называемые прямые налоги тоже могли бы быть признаны факультативными. … Если мы будем рассуждать таким образом, то мы, очевидно, должны будем придти к заключению, что все налоги -факультативны, так как в крайнем случае плательщик может покончить жизнь самоубийством и таким образом «уклониться» от платежа каких бы то ни было налогов и сборов», и далее:

«Принудительность налога проистекает из того, что налог никогда не вырастает сам собой из процесса ценообразования, но всегда навязывается обороту извне. … Акциз входит в себестоимость товара наряду с прочими ее элементами, но его существенная особенность заключается в том, что в то время, как прочие производственные издержки непосредственно проистекают из производственного процесса, акциз не вытекает непосредственно из этого последнего. … Разумеется, с течением времени налог как бы органически врастает в систему рыночных отношений и цен. Но все лее он всегда держится на принуждении, а не на естественных процессах ценообразования».

А относительно принудительности косвенных налогов замечает: «Принудительность налогов на товары, пожалуй, не выражается так открыто, как принудительность так называемых прямых налогов. Она — тоньше, чем принудительность так называемого прямого обложения. Но все же он существует, хотя она и маскируется свободной мотивацией людей».

По поводу установления налогов законами А.А. Соколов пишет: «Налог взимается государственной властью на установленных законом основаниях. Существование налогов, в особенности же существование развитой налоговой системы, всегда предполагает существование более или менее организованной государственной власти, выполняющей известные публично-правовые функции. Разбойничья шайка, останавливающая проезжих на большой дороге, не есть власть, выполняющая публично-правовые функции. Поэтому те поборы, которые она устраивает, должны быть названы не налогом, а грабежом. Однако в некоторых случаях власть, более или менее организованная и выполняющая те или иные публично-правовые функции, может быть совершенно чуждой населению, с которого она берет налоги. Такова, например, власть завоевателей, которые смотрят на покоренную страну только, как источник наживы. Поборы, взимаемые такими завоевателями, в отличие от регулярных налогов, могут быть названы контрибуцией или данью».

Доходы союзов публичного характера классифицируют по той связи, которая лежит между лицом, дающим доход, и союзом публичного характера. С этой стороны имеются добровольные доходы: дары, договорные или частноправовые: домены, рудники и т.д., и принудительные: налоги, пошлины и специальное обложение. К принудительным относят и доходы, получаемые от экспроприации, от штрафов, являющихся в результате уголовной власти союзов публичного характера.

Распространение в ту или другую эпоху этих форм зависит от степени развития государственности и экономических и общественных отношений; так, дары и частно-правовые источники играют крупное значение при малом развитии государственности, а принудительные сборы, особенно налоги — при высоком уровне общественной организации.

В древнем мире государственные доходы не основывались на правовых началах, а вытекали из случайных, произвольных и часто даже антигражданских по своему характеру источников вроде конфискации, дани, поборов с покоренных провинций и т.п.; все финансовое хозяйство велось без всякой выработанной системы, без всяких определенных принципов, руководствуясь одним правилом: брать все, что возможно.

Источники доходов и частных лиц и государства в средние века были почти одинаковы. Источники дохода государственного хозяйства были преимущественно частноправовые — домены или государственные имущества. Налоги в нем не имели большого значения, были большей частью временными и чаще всего носили характер натуральных повинностей. С одной стороны, сами территориальные владельцы не любили налогов, поскольку видели в них ограничение своей монархической власти, а, с другой стороны, право введения принудительных сборов основывалось в каждом отдельном случае на действительной нужде государства и могло быть удовлетворено лишь с общего согласия всех сословий.

По мере того как государство развивалось путем концентрации рассеянной власти, по мере того как постоянные армии занимали место живущих грабежом баронских войск, по мере того как принудительные услуги сменялись оплачиваемой службой — потребности государства непрерывно возрастали и недостаточность старых источников дохода делалась все очевиднее. По всей Европе правительства искали новые, неизвестные прежде способы извлечения доходов. Опираясь на свою власть территориальные владельцы захватывали в свои руки исключительные права на производство известных промыслов и на отдельные отрасли торговли и делали их принадлежностью королевской власти — regalia (горная, соляная регалия, право охоты и рыбной ловли и пр.) Вообще сначала эти права присваивались только для личных целей монарха, для удовлетворения его личных потребностей; потом расширяясь постепенно, стали принимать общий характер и становились даже предметом оборота. Позднее и этот новый источник оказывался недостаточным и приходилось все чаще и чаще обращаться к налогам.

Происхождение регалий как источника государственных доходов и образование самого названия их коренится в глубине средних веков, налоги же и пошлины известны были значительно раньше. И.И. Лнжул пишет: «… пошлины в Англии взимаются еще в период римского владычества, но после него пришли в упадок. Рядом с пошлиной на иностранные продукты встречаются налоги и на свои собственные произведения под именами: в Германии — Kerbe, cisio, во Франции — taille и mala tolta, в Англии — evil-duty — и позднее, в XII и XIII вв., под общим названием акциза. Все перечисленные наименования достаточно указывают на непопулярность этих налогов: падая на предметы часто первой необходимости, как хлеб и мясо, в форме рыночных или привратных пошлин, акцизы способствовали сильному вздорожанию средств жизни и возбуждали народное недовольство. Но вообще все эти налоги были временными и назначались сначала только при большой нужде для покрытия каких-либо экстренных издержек, притом по преимуществу в городах, как привратная подать (octroi). Наибольшее развитие этот вид доходов, сперва городских, а потом государственных, получил в Нидерландах, откуда уже распространился на Францию и Англию».

Интересен пример, который приводит И.И. Янжул в подтверждение непопулярности налогов в то время: когда в Люттихе в 1283 г. был введен акциз на мясо, духовенство открыто высказало протест против налога, запечатало все церкви и удалилось из города; это церковное отлучение удалось снять только отменой введенного налога.

Регалии служили естественным переходом от доменного строя государственного хозяйства к современной налоговой системе. Первоначальное средневековое понятие регалии было широким. Под ней понимались все права, вытекающие из существа государства и составляющие необходимую принадлежность верховной власти, напр., право взимать налоги, творить суд и расправу и т.д. Но некоторые регалии имели специальное основание и преследовали чисто фискальные цели, в связи с чем такие регалии называли доходными прерогативами казны. Начиная со средних веков эти собственно фискальные монополии получают все большее и большее распространение; не было почти ни одной отрасли промышленности и торговли, которая не была бы монополизирована правительством той или другой страны.

В узком смысле под регалиями понимают такие источники дохода государства, которыми оно пользуется преимущественно или исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или же значительно ограничивая последнюю. По своему существу регалии составляют середину между частноправовыми и общественно-правовыми источниками государственных доходов. С частноправовыми источниками они сходны в том отношении, что здесь государство употребляет все те же меры и способы получения дохода, которые практикуются и частными лицами. К общественно-правовым источникам регалии приближаются в том отношении, что они во многих случаях носят на себе принудительный характер, так как государство при их установлении или совершенно устраняет частную конкуренцию, или значительно ограничивает ее и пользуется этим для установления монопольных цен.

Различают следующие виды регалий:

1. Регалии, в которых государство выступает наравне с частными предпринимателями, занимаясь теми же самыми промыслами и пользуясь теми же условиями производства, что и частные лица, т.е. в которых оно не ограничивает вовсе частной конкуренции.

2. Регалии, в которых государство или ограничивает, или совершенно исключает частную конкуренцию, поступая так единственно в интересах общественных, экономических или политических (но не фискальных), опасаясь, что в частных руках, при свободной конкуренции, эти виды деятельности не могли бы выполнить своего назначения в такой степени, как того требует благо общества, или даже прямо могли бы оказаться вредными. Таковы, например, почтовое, телеграфное, монетное дело.

3. Регалии, в которых исключение частной инициативы обуславливается единственно преследованием фискальных целей. Эти виды экономической деятельности обыкновенно одинаково легко и удобно могут вестись частными лицами и даже, как показывает опыт других стран, производятся по частной инициативе гораздо лучше, так как многие недостатки казенного управления здесь не имеют места: монополизирование их правительством вызывается единственно стремлением к увеличению государственных доходов. Сюда относятся горная, соляная, табачная, спичечная и т.п. регалии.

Из перечисленных регалий первая носит на себе исключительно частноправовой, последние две — общественно-правовой характер.

Что касается третьего вида регалий, то его отличает от двух других то, что здесь принцип рентабельности выступает на первый план и установление монополии преследует единственную цель — извлечение наибольшего дохода. Поэтому такие регалии вполне обоснованно носят название фискальных. Вследствие преследования исключительно интересов фиска цены на производимые государством продукты бывают произвольны и доходят иногда до неимоверной высоты, отчасти вследствие желания получить возможно больше прибыли, отчасти вследствие того, что казне вообще всякое производство обходится дороже, чем частным предпринимателям.

Таким образом, регалия, как особая форма государственных доходов, есть историческая категория, определяемая той ролью, которую она играла в средние века; ее развитие объясняется особыми общественными отношениями, делающими этот источник доходов особенно пригодным для удовлетворения государственных потребностей.

С введением в действие второй части НК РФ с 1 января 2001 г. ранее применявшийся перечень подакцизных товаров пополнился за счет включения в него этилового спирта-сырца, всех видов папирос (до сих пор подакцизными признавались только папиросы 1-го класса), дизельного топлива, моторных масел, мотоциклов. Позднее из подакцизной номенклатуры были исключены ювелирные изделия, нефть и газовый конденсат, природный газ, что, несомненно, отразилось на показателе фискальной значимости акцизов в доходах как федерального, так и региональных бюджетов. На 2006 г. он снизился по федеральному бюджету до 2,5%, в бюджете Санкт-Петербурга — до 7,5%.1 В 2007 г. номенклатура подакцизных товаров пополняется включением в нее спиртосодержащих товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в подобной упаковке.

Распределение акцизов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на 2007 г. предусматривается в следующих размерах (табл. 1).

При рассмотрении перечня подакцизных товаров необходимо иметь в виду, что некоторые виды спиртосодержащих изделий при соблюдении определенных условий не признаются подакцизными. К их числу относятся, например, спиртосодержащие лекарственные средства, ветеринарные препараты, парфюмерно-косметическая продукция. Указанные товары не относятся к подакцизной номенклатуре при условии, если они имеют государственную регистрацию и разлиты в емкости, соответствующие установленным стандартам.

 

Таблица 1 – Нормативы распределения акцизов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ1

Виды подакцизных товаров

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

1. Произведенные на территории РФ:

   

Этиловый спирт из пищевого сырья, спиртосодержащая продукция

50

50

Этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением пищевого)

100

Алкогольная продукция

<

100

Пиво

100

Табачная продукция

100

Легковые автомобили и мотоциклы

100

Автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла

40

60

2. Ввезенные на территорию РФ

100

 

 

Поступления акцизов в доходы федерального бюджета на 2007 г. предусмотрены в сумме 126,7 млрд руб. Из них почти 84% приходится на подакцизные товары отечественного производства, в том числе 40,4% — на нефтепродукты и 38,5 % – на табачные изделия. Доля акцизов в общей сумме налоговых поступлений в федеральный бюджет на 2007 г. составляет около 3%.2

 

 

 

 

 

 

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ

 

2.1 Налогоплательщики

 

В соответствии со ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций не включаются в состав налогоплательщиков, а исполняют лишь обязанности организаций по уплате акцизов по месту своего нахождения. Следует особо подчеркнуть, что при отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к числу плательщиков акцизов необходимо руководствоваться наличием или отсутствием в их хозяйственной деятельности объекта налогообложения акцизами. Если он имеется, то непременно возникает и обязанность по уплате акцизов, а следовательно, организации или индивидуальные предприниматели становятся их плательщиками.

 

2.2 Налоговая база

 

В зависимости от вида применяемых налоговых ставок налоговая база для исчисления суммы акциза принимает соответствующую форму выражения. По подакцизным товарам со специфическими ставками налогообложения она исчисляется в единицах натурального (или физического) измерения (в штуках, литрах, тоннах, килограммах и т. д.). Специфические ставки налогообложения применяются по подавляющему большинству видов подакцизных товаров.

Согласно налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК РФ.

Налоговая база при продаже конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, определяется в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 20 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.

Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении.

По сигаретам и папиросам с комбинированными ставками налогообложения исчисление налоговой базы производится в двух формах выражения: натуральной и стоимостной. При этом стоимость подакцизных товаров определяется исходя из максимальных розничных цен в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Согласно ст. 189 налоговая база, определенная в соответствии со статьями 187 — 188 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 195 настоящего Кодекса, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

2. Положения пункта 1 статьи 189 НК РФ применяются к операциям по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Налоговая база исчисляется за каждый налоговый период, продолжительность которого составляет 1 календарный месяц. Ее расчет производится в разрезе отдельных видов подакцизных товаров по каждому виду облагаемых операций.

По алкогольной продукции со специфическими ставками налогообложения, установленными в расчете на 1 л безводного этилового спирта, налоговая база подлежит пересчету на 100%-ный этиловый спирт.

По легковым автомобилям и мотоциклам налоговая база пересчитывается на общую мощность их двигателей в лошадиных силах. Пересчет производится по видам указанных подакцизных товаров в разрезе их наименований. Под видом подакцизного товара понимается совокупность однородных подакцизных товаров, имеющих одинаковую ставку акциза, установленную на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

По ввезенным на таможенную территорию РФ подакцизным товарам со специфическими ставками налогообложения налоговая база исчисляется как объем ввезенных товаров в натуральном выражении. А по товарам с комбинированными ставками она определяется не только в натуральной форме, но и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая из их максима; розничных цен. При этом расчет производится по каждой ввозимой партии акцизного товара.

Для правильного исчисления налоговой базы за каждый истекший налог период необходимо учитывать дату осуществления каждой облагаемой опер; Порядок определения даты по отдельным видам операций регламентирован ст. 195 НК РФ. Так, по операциям реализации датой их совершения признан день отгрузки подакцизных товаров.

 

2.3 Налоговые ставки

 

Ставки акцизов в зависимости от метода их построения в настоящее время делятся на две группы:

  1. специфические, т. е. установленные в фиксированной денежной сумме на определенную единицу натурального (или физического) измерения объема налоговой базы;

    2) комбинированные, т. е. представляющие сочетание двух ставок, отличающихся по методу построения. Применительно к акцизам комбинированные ставки состоят из специфической и процентной ставок. Установлены они по папиросам и сигаретам с фильтром и без фильтра. С 1 января 2007 г. процентная ставка как составная часть комбинированной ставки акциза по указанным табачным изделиям применяется не к отпускной пене, как это было до сих пор, а к расчетной стоимости этих товаров, исчисляемых исходя из их максимальной розничной цены. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий прописан в ст. 187.1 НК РФ.

    Налоговые ставки определяются на основании ст. 193 НК РФ.

    Ставки имеют индивидуальный характер применения, так как определены по каждому виду подакцизных товаров и являются едиными для всей территории России. По некоторым видам подакцизных товаров предусмотрены нулевые ставки налогообложения (например, по пиву с содержанием этилового спирта в 1 л пива до 0,5% включительно; по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 90 л. с.).

    По этиловому спирту из всех видов сырья и по алкогольной продукции (кроме натуральных вин) ставки налогообложения установлены в расчете за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Выбор такой единицы измерения позволяет более обоснованно определять размеры ставок с учетом фактического содержания этилового спирта в 1 л различных видов указанной продукции.

    По легковым автомобилям и мотоциклам в качестве расчетной единицы для установления налоговой ставки избрана единица измерения мощности двигателя в 1 л. с., или 0,75 кВт. В зависимости от мощности двигателя по легковым автомобилям предусмотрены 3 уровня налоговых ставок. По автомобильному бензину действуют 2 уровня налоговых ставок с учетом его качественных характеристик.

    Наглядное представление о действующих ставках налогообложения акцизами дает табл. 2 (приведены выборочные данные из ст. 193 НК РФ).

     

    Таблица 2 – Налоговые ставки по отдельным видам подакцизных товаров (действующие с 1 января 2008 г.)


    п/п

    Виды подакцизных товаров

    Налоговая ставка, % и/или денежное выражение на единицу измерения

    1

    Алкогольная продукция:

    За 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах:

    1.1

    Спирт этиловый из всех видов сырья

    25 руб. 15 коп. за 1 л безводного этилового спирта

    1.2

    Алкогольная продукция (за исключением вин натуральных)

    173 руб. 50 коп за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

    1.3 

    Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих)

    2 руб. 35 коп. за 1 л

    1.4

    Сигареты без фильтра, папиросы

    55 руб. за 1 000 шт. + 5,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 72 руб. за 1 000 шт.

    1.5

    Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 1 12,5 кВт (150 л. с.) включительно

    19 руб. 26 коп. за 0,75 кВт(1 л. с.)

     

    Перейдем к характеристике объекта налогообложения.

     

    2.4 Объект налогообложения

     

    Согласно Налоговому кодексу РФ (гл. 22), объектом обложения акцизами признаются подлежащие налогообложению определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. При рассмотрении данного вопроса все облагаемые операции целесообразно разделить на две группы: 1) по подакцизным товарам, за исключением нефтепродуктов; 2) по нефтепродуктам. Это обусловливается тем, что с 1 января 2003 г. в отношении нефтепродуктов применяется принципиально иной порядок налогообложения. С 1 января 2007 г. особый порядок налогобложения акцизами нефтепродуктов признан утратившим силу. Поэтому отпала необходимость подобного деления облагаемых операций на две группы.

    В состав облагаемых операций, осуществляемых в отношении подакцизных товаров их товаропроизводителями. При этом под реализацией понимаются не только операции, производимые на возмездной и безвозмездной основе, но и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также использование их при натуральной оплате труда;

    – передача на территории России подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику этого сырья, а также получение изготовителем части этих товаров в счет оплаты услуг по их производству. Например, товаропроизводители вин нередко производят операцию по розливу вин, поступивших к ним на давальческой основе. После осуществления розлива вина передаются их собственнику. Согласно Налоговому кодексу РФ, розлив подакцизных товаров приравнивается к их производству1;

    – передача в структуре организации произведенных ею подакцизных товаров в качестве сырья или материалов для производства неподакцизных товаров. Например, организация производит этиловый спирт из пищевого сырья и частично использует его в качестве сырья для производства виноматериалов, которые не являются подакцизным товаром ;

    – передача произведенных организацией подакцизных товаров на переработку на давальческой основе, т. е. без оплаты их стоимости. Оплате подлежит лишь стоимость их переработки;

    – передача товаропроизводителями изготовленных ими подакцизных товаров для внутреннего использования на собственные нужды. Например, часть изготовленных спиртных напитков организацией используется в порядке осуществления представительских расходов;

    – передача на территории РФ товаропроизводителями подакцизных товаров
    собственного производства в уставный (складочный) капитал других организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в порядке взноса по договору о совместной деятельности;

    – реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной либо у ее товаропроизводителей, либо с акцизных складов других организаций. При этом необходимо иметь в виду, что реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации не признается объектом налогообложения. Исключена из состава объекта налогообложения на основании Федерального закона от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»1;

    – реализация переданных на основании приговоров и решений судов или других уполномоченных органов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ
    в пользу государства;

    – ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ для реализации на внутреннем рынке;

    – другие облагаемые операции.

    Полный перечень налогооблагаемых акцизами операций приводится в ст. 182 Налогового кодекса РФ. Исходя из содержания указанной статьи не трудно заметить, что подавляющая часть этих операций, равно как и круг налогоплательщиков, формируется в производственной сфере. Но в то же время уже в течение нескольких лет отмечалось внедрение акцизов, хотя и в меньшей степени, в сферу обращения. В первые годы функционирования налоговой системы РФ уплата акцизов (за небольшим исключением) возлагалась на производственные предприятия, выпускающие подакцизные товары. Так, с 1 января 2001 г. в связи с введением в действие второй части Налогового кодекса РФ произошло существенное расширение области применения акцизов в этой сфере. К уплате акцизов по алкогольной продукции были подключены оптовые организации торговли.

    В соответствии со 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:

    1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

    2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

    В свою очередь не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

    лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

    препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

    парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

    подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

    3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

    4) пиво;

    5) табачная продукция;

    6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

    7) автомобильный бензин;

    8) дизельное топливо;

    9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

    10) прямогонный бензин, под которым по понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии, а бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

    С 1 января 2003 г. в связи с введением нового порядка налогообложения акцизами нефтепродуктов произошло дальнейшее расширение области применения указанного налога в сфере обращения. В соответствии с этим порядком все налогоплательщики акцизов по операциям с нефтепродуктами были разделены на следующие две группы: лица, имеющие свидетельство о регистрации деятельности, связанной с проведением определенных операций в отношении нефтепродуктов; лица, не имеющие указанного свидетельства.

    Отсутствие свидетельства не являлось основанием для запрета деятельности по операциям с нефтепродуктами. Однако у каждой группы налогоплательщиков состав объекта налогообложения акцизом определялся в зависимости от наличия свидетельства. С учетом этого фактора производились в дальнейшем налоговые вычеты, применяемые при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

    Свидетельства выдавались налоговыми органами на осуществление следующих видов деятельности: производство нефтепродуктов; оптовая реализация нефтепродуктов; оптово-розничная реализация нефтепродуктов; розничная реализация нефтепродуктов. Если налогоплательщик занимался производством нефтепродуктов и их оптовой или оптово-розничной реализацией, то ему выдавалось одно свидетельство: на оптовую или оптово-розничную реализацию, а свидетельство на производство не выдавалось.

    Объектом налогообложения акцизами в отношении нефтепродуктов признаются следующие операции:

    – у налогоплательщиков, не имеющих свидетельства, — оприходование самостоятельно произведенных нефтепродуктов из собственного сырья, а также получение нефтепродуктов в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья;

    – у налогоплательщиков, имеющих свидетельство, — получение нефтепродуктов. При этом под получением понимались следующие каналы поступления нефтепродуктов: приобретение их в собственность; оприходование самостоятельно произведенных нефтепродуктов из собственного сырья; получение в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья; получение нефтепродуктов собственником сырья по договору его переработки на давальческой основе;

    – у налогоплательщиков, имеющих и не имеющих свидетельства, — передача
    нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, его собственнику, не имеющему свидетельства.

    Из вышеизложенного видно, что в отличие от других подакцизных товаров объект налогообложения акцизами в отношении нефтепродуктов имел принципиально иной состав облагаемых операций. При этом важно отметить, что такая столь распространенная операция, как реализация нефтепродуктов, в него не включалась

    С 1 января 2007 г. особый порядок акцизного налогообложения нефтепродуктов отменен (за исключением прямогонного бензина).

    При определении объекта налогообложения акцизами следует учитывать, что отдельные операции в соответствии с Налоговым кодексом РФ не подлежат обложению акцизами. К их числу относятся, например:

    1.Передача подакцизных товаров собственного производства из одного структурного подразделения организации в другое в качестве сырья или материалов для изготовления иных подакцизных товаров. Например, произведенный организацией этиловый спирт из пищевого сырья передан ее филиалу для производства водки. Операция по передаче этилового спирта в данном случае акцизом не облагается.

    2. Реализация юридическими лицами денатурированного этилового спирта из всех видов сырья, денатурированной спиртосодержащей продукции в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». С 1 января 2006 г. эта операция исключена из числа налогооблагаемых операций.

    3. Реализация товаропроизводителем подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта. Указанная операция освобождается от обложения акцизом при условии представления налоговому органу банковского поручительства или банковской гарантии. При этом банк принимает на себя обязанность уплатить сумму акциза с учетом пени, если налогоплательщик не представит в установленный срок все необходимые документы, подтверждающие фактический экспорт и, следовательно, обоснованность полученного освобождения. При отсутствии банковского поручительства (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить сумму акциза в общеустановленном порядке, т. е. как при реализации подакцизного товара на территории РФ. Впоследствии, если налоговому органу будут представлены все необходимые документы, подтверждающие фактический экспорт подакцизных товаров, уплаченная в бюджет сумма акциза подлежит возмещению налогоплательщику в установленном порядке.

    Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

    Следует особо подчеркнуть, что с 1 января 2005 г. применение акцизов во внешнеторговой деятельности России со всеми странами, включая Республику Беларусь, строится по принципу их взимания в стране назначения. До сих пор этот принцип не распространялся на торговые взаимоотношения с Республикой Беларусь. Экспорт российских товаров в Республику Беларусь производился по ценам реализации с начислением суммы акциза. В аналогичном порядке осуществлялся и экспорт в Россию белорусских товаров. Внесение давно назревших изменений в порядок взимания акцизов по внешнеторговым операциям между Россией и Республикой Беларусь, несомненно, будет способствовать активизации торговли между двумя странами.

    4. Другие операции с подакцизными товарами, не подлежащие налогообложению.

    Указанные операции не облагаются акцизами при условии ведения налогоплательщиком их отдельного учета.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    III. Порядок исчисления и уплаты акцизов

     

    Налогоплательщики самостоятельно осуществляют расчет суммы акцизов, подлежащей уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода, путем составления налоговой декларации по установленной форме.

    Общими составными элементами в методике исчисления суммы акцизов отдельным видам подакцизных товаров являются: расчет налоговой базы за текший налоговый период; расчет суммы акциза исходя из сложившейся нале вой базы за тот же налоговый период.

    Порядок начисления акцизов приведен в статье 194 НК РФ. Сумма акциза определяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров на величину исчисленной налоговой ба; Полученные результаты суммируются, и таким образом рассчитывается общ сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший налоговый период. Подобный метод исчисления суммы акциза возможен лишь на основании ведения раздельного учета облагаемых операций по видам и наименованиям по акцизных товаров применительно к установленным ставкам налогообложения.

    Это особенно важно в тех случаях, когда внутри одного и того же вида подацизных товаров применяются различные ставки налогообложения. Например, к пиву в зависимости от величины содержания этилового спирта в 1 л предусматриваются 3 уровня налоговых ставок: 0 руб., 2 руб. 7 коп. и 7 руб. 45 коп. за 1 пива. В соответствии со ст. 194 (п. 7) НК РФ если налогоплательщик не ведет раздельного учета облагаемых операций с подакцизными товарами исходя из ставок налогообложения, то сумма акциза по таким товарам определяется по максимальной ставке.

    Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется тем, что НК РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям на величину налоговых вычетов.

    Порядок применения вычетов приведен в статье 200 НК РФ. Рассмотрим виды и порядок применения налоговых вычетов, уменьшающих начисленную сумму акцизов по операциям с подакцизными товарами и отдельно по операциям с нефтепродуктами. Уменьшение общей начисленной суммы акцизов по операциям с подакцизными товарами производится на величину налоговых вычетов, предоставляемых при:

    – использовании налогоплательщиками, производящими подакцизную продукцию, в качестве сырья для ее изготовления приобретенных подакцизных товаров. В данном случае вычету подлежит сумма акцизов, уплаченная по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья. Аналогичный вычет осуществляется и при изготовлении подакцизной продукции из давальческого подакцизного сырья, по которому был уплачен акциз на территории России. Вычет предоставляется изготовителю такой продукции по операциям ее передачи собственнику давальческого сырья. Налоговые вычеты в указанных случаях могут быть произведены только при условии, если ставка акциза на подакцизные товары, использованные в качестве сырья, определена на ту же единицу измерения налоговой базы, что и налоговая ставка по подакцизной продукции, произведенной из этого сырья. Например, для производства водки организация использовала этиловый спирт из пищевого сырья, приобретенный и оплаченный ею с учетом предъявленной продавцом суммы акциза. Ставки акциза по этиловому спирту и водке установлены в расчете на 1 л безводного этилового спирта, т. е. на общую единицу измерения налоговой базы по обоим товарам. В этом случае имеется основание для применения налогового вычета на сумму акциза, уплаченную по приобретенному этиловому спирту, использованному для производства водки;

    – приобретении этилового спирта из пищевого сырья для изготовления виноматериалов, использованных в дальнейшем в производстве алкогольной продукции. Вычету подлежит сумма уплаченного акциза по этиловому спирту, использованному для изготовления виноматериалов;

    – возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них. Вычету под
    лежит сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по этим товарам.

    Порядок применения налоговых вычетов регламентируется НК РФ. Его основополагающие моменты, относящиеся к плательщикам акцизов по подакцизным товарам, состоят в следующем.

  2. Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами покупателям при реализации подакцизных товаров, либо на основании документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России.
  3. Вычетам у налогоплательщиков подлежат только суммы акциза, фактически
    уплаченные на территории РФ продавцам подакцизных товаров или таможенным органам при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа.
  4. При оплате подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, третьими лицами налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата. При этом величина указанных налоговых вычетов определяется в размере, приходящемся на стоимость использованных в качестве основного сырья подакцизных товаров, включенную в расходы по производству другой подакцизной продукции, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций.
  5. Вычеты суммы акциза по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для изготовления виноматериалов, производятся исходя из объемной доли этилового спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент их приобретения. При этом налогоплательщик, производящий алкогольную продукцию, обязан представить в налоговые органы договор купли-продажи виноматериалов, платежные документы с отметкой банка, подтверждающие факт оплаты приобретенных виноматериалов, списанных в качестве основного сырья на производство алкогольной продукции. Сумму налогового вычета можно определить по следующей формуле:

    В = (НхД): 100% х О,

    где В — сумма налогового вычета;

    Н — налоговая ставка акциза на этиловый спирт;

    Д — объемная доля этилового спирта, содержащаяся в приобретенных виноматериалах;

    О — объем виноматериалов, списанных на производство вина.

    Рассмотрим следующий пример. Организация для производства крепленного в вина приобрела 200 000 л виноматериалов с объемной долей этилового спирта 20%. На производство вина в налоговом периоде списано 18 500 л виноматериалов. В приведенном примере сумма налогового вычета по акцизу на этиловый спирт, использованный на производство виноматериалов, потребленных в качестве основного сырья и списанных на расходы по изготовлению вина, составит:

    В = [(23,5 руб. х 20%) х 18 500 л]/100% — 86 950 руб.

    Сумма налоговых вычетов в отдельные налоговые периоды может превышать общую сумму акцизов, исчисленную исходя из сложившейся налоговой базы. В связи с этим уплаты акцизов не происходит. Образующаяся сумма превышения налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета в счет уплаты налогов и сборов, пени, недоимок, сумм присужденных налоговых санкций в отчетном налоговом периоде и трех последующих налоговых периодах. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, связанным с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ, — по согласованию с таможенными органами. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, оставшаяся незачтенной, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

    Уплата акцизов по операциям реализации (передачи) произведенных налогоплательщиками подакцизных товаров производится по истечении каждого налогового периода равными долями в два срока:

    – не позднее 25-го числа следующего месяца;

    – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Исключение предусмотрено для уплаты акциза по операциям с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, которые признаются объектом налогообложения в соответствии с сохраняющимся в 2007 г. особым порядком акцизного налогообложения этих товаров.

    Применение особого порядка налогообложения акцизом указанных товаров обусловлено характером их производственного использования. Прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, которая в номенклатуру подакцизных товаров не включается. Лицам, осуществляющим операции с прямогонным бензином в условиях применения особого порядка его акцизного налогообложения с 1 января 2007 г. предусматривается выдача свидетельств на производство прямогонного бензина и на его переработку при изготовлении продукции нефтехимии.

    У организации, имеющей свидетельства на переработку прямогонного бензина, объект налогообложения возникает при получении этого подакцизного товара. Под получением понимается приобретение прямогонного бензина в собственность. Если организация имеет собственное производство прямогонного бензина и самостоятельно осуществляет его переработку при наличии соответствующего свидетельства, то у нее также возникает объект налогообложения акцизом по операции получения прямогонного бензина. А передача его из одного структурного подразделения в другое в качестве сырья для изготовления продукции нефтехимии у такой организации не признается облагаемой операцией.

    Таким образом, в отличие от общеустановленного порядка налогообложения, организации, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, возникает принципиально иной объект налогообложения акцизом этого товара.

    Аналогичный особый порядок налогообложения сохраняется в 2007 г. и в отношении денатурированного этилового спирта, используемого на производство неспиртосодержащей продукции организациями, имеющими свидетельство на осуществление указанного вида деятельности.

    Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту организациями, имеющими соответствующее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с указанными товарами в соответствии с особым порядком их акцизного налогообложения, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Акцизы, как правило, уплачиваются по месту производства подакцизных товаров. Налогоплательщики по окончании каждого налогового периода обязаны в установленный срок представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений.

    В заключение необходимо отметить, что совершенствование содержания гл. 22 «Акцизы» НК РФ в процессе проведения современной налоговой реформы, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению качественного уровня правового регулирования применения акцизов в Российской Федерации, что имеет важное значение для полного использования государством фискального потенциала этого налога.

    По-видимому, фискальные возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    IV. РОЛЬ АКЦИЗОВ В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации. На рис. 1 – 3 представлены динамика и объемы поступления акцизов соответственно на нефтепродукты, алкогольную продукцию и табачные изделия в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 – 2007 гг.

     

    121814 1515 2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ121814 1515 3 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ

     

    Рис. 1. Динамика и объемы поступления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 – 2007 гг., млрд руб.

    121814 1515 4 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ121814 1515 5 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ

     

    Рис. 2. Динамика и объемы поступления акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 – 2007 гг., млрд руб.

     

     

    121814 1515 6 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ121814 1515 7 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ

     

    Рис. 3. Динамика и объемы поступления акцизов на табачные изделия в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 – 2007 гг., млрд руб.

     

    Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2003 по 2007 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.

    Таким образом, реальная оценка фискальной значимости, а также фискального потенциала акцизов неразрывно связана с рассмотрением круга подакцизных товаров и всех составных элементов механизма исчисления и уплаты акцизов. В настоящее время подакцизными признаны следующие виды товаров: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья); спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и другая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, кроме вино-материалов); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и/или карбюраторных двигателей; прямогонный бензин.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Система косвенного налогообложения — наиболее удобный для мобилизации доходов в казну финансово-правовой механизм, позволяющий оперативно и регулярно аккумулировать необходимые для функционирования государства крупные суммы; в нем заложены возможности воздействия на финансовую систему, т.е. возможность стимулировать или сдерживать общественные отношения в сфере производства тех или иных товаров, и возможности регулирования потребления, а вместе с тем она позволяет быстро реагировать на социальные потребности общества, посредством приемлемости процессу оперативного нормативного регулирования. Акцизное обложение продукции является лишь составной частью наряду с другими институтами, системы государственного регулирования сферы производства, оборота и потребления данной продукции. В этой связи подход к анализу системы нормативно-правового регулирования данной сферы возможен только комплексный.

    Давая оценку системе нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения в Российской Федерации на современном этапе можно отметить ряд ключевых моментов. Законодательство по налогам и сборам в части акцизов за последние 15 лет претерпело значительные изменения. К настоящему времени четко определен круг подакцизных товаров, который в принципе ограничен только группами товаров, облагающихся акцизами в большинстве экономически развитых стран (кроме автомобилей и мотоциклов).

    Без построения эффективной системы контроля за произведенными и реализуемыми товарами представляется проблематичным обеспечение полного сбора акцизов со всего объема подакцизной продукции. Для решения этой проблемы широко используются различные специальные приемы выявления базы налогообложения.

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  6. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98 // КонсультантПлюс.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изменениями в ред. на 01.09.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изменениями ФЗ на 01.09.2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  10. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты» // КонсультантПлюс.
  11. Федеральный закон от 23.12.2005 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» // КонсультантПлюс.
  12. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ. «О внесении изменений и дополнений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».Федеральный закон от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» КонсультантПлюс.
  13. Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» КонсультантПлюс.
  14. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 г. МН71-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.01.1999 г.№18-ФЗ; от 29.12.2001 г. № 186-ФЗ; от 21.05.2005 г. № 102-ФЗ) КонсультантПлюс.
  15. Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2005 г. № 578-81 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год». // КонсультантПлюс.
  16. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию «О бюджет ной политике в 2007 году» КонсультантПлюс.
  17. Брызгалина. А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред.. М., 2008.
  18. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право. М., 2008.
  19. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2007.
  20. Пепеляева С. Г. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / М., 2006.
  21. Пепеляева С.Г. Налоговое право. Учебник. М., 2006.
  22. Поляк Г.Б., А.Н.Романов. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка, проф. А.Н.Романова. М., 2008.
  23. Черника Д.Г. Налоги. М., 2008.
  24. Шаталов С. Д. Приоритеты налоговой политики//Финансы. 2006. № 7.
  25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00134 sec

WordPress: 22.35MB | MySQL:119 | 2,095sec