ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

<

121914 1939 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАктуальность темы исследования определяется тем, что заключается в том, что транспортный налог является новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет и они пользуются им по доверенности, поэтому важно знать по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения

Целью исследования является анализ системы и механизма налогообложения транспортным налогом в Российской Федерации с учетом регионального законодательства Краснодарского края.

Задачи работы:

— уточнить социально-экономическую природу транспортного налога, его функции и место в системе налогов;

— дать оценку роли транспортного налога в формировании регионального бюджета Российской Федерации;

— раскрыть особенности действующего в России механизма налогообложения транспортным налогом, а также недостатки его функционирования, определить факторы, влияющие на объем поступлений транспортным налогом в бюджетную систему страны.

Предметом исследования является система налоговых отношений между налогоплательщиками и государством при налогообложении транспортным налогом.

Объектом исследования является действующая система налогообложения транспортным налогом в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются следующие общие методы научного познания: логического и системного анализа и синтеза, сравнения, наблюдения, а также статистические методы исследования данных.

Нормативной базой работы послужили Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, приказы и распоряжения соответствующих министерств и ведомств.

 

Транспортный налог — один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй — это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности [23].

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте «б» п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации»).

Транспортный налог — налог региональный. Соответственно в Налоговом кодексе на федеральном уровне закреплены только основные базовые моменты, необходимые для его исчисления и уплаты. Сам же налог вводиться решением законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.

Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) [5](статьи 356 — 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм главы 28 НК РФ Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Транспортный налог является региональным и право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты Российской Федерации сами определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы.

На основании статьи 357 НК РФ [5] налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

 

 

 

 

 

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1 Налогоплательщики

 

Согласно ст. 357 НК РФ [5] налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ [5], если иное не предусмотрено данной статьей. Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ [5], является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст. 357 НК РФ [5]. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Положения части третьей статьи 357 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, и применяются до 1 января 2017 года.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Если налогоплательщик по каким-либо причинам не уплачивает транспортный налог или уплачивает его не в полном размере в установленные налоговым законодательством сроки, то его могут привлечь к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ [5] в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. Также если налоговикам удастся доказать, что налоговое правонарушение было совершено налогоплательщиком умышленно, то сумма штрафа может составить 40% неуплаченной суммы (п. 2 ст. 122 НК РФ[5]).

За неуплату транспортного налога могут арестовать автомобиль. В некоторых регионах (например, в Нижегородской области) сотрудники Управления Федеральной службы судебных приставов совместно с налоговыми органами и ГИБДД начали арестовывать автомобили организаций, у которых есть долг по транспортному налогу. Правомерность своих действий чиновники мотивируют ст. 47 НК РФ [5] и ст. 45 Федерального закона № 119-ФЗ [8]. Вышеприведенные законодательные нормы позволяют взыскивать недоимку путем ареста и продажи имущества.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа по ст. 119 НК РФ [5].

 

2.2 Налоговая база

 

На основании статьи 359 НК РФ [5] налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ[5], налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ [5], налоговая база определяется отдельно.

В технической документации транспортного средства может быть указана разная мощность в зависимости от различных режимов эксплуатации двигателя. При этом следует учитывать, что в целях применения ст. 361 «Налоговые ставки» НК РФ [5] для исчисления налога из технической документации берутся максимальные значения мощности двигателя, независимо от режимов его эксплуатации (Письмо Минфина РФ от 11.02.2005 № 03-06-04-04/09).

Иногда на практике в технической документации транспортного средства мощность двигателя указывается только в метрических единицах мощности (кВт). В таком случае в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС РФ № БГ-3-21/177[14] , метрические единицы мощности (киловатты) необходимо перевести во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы). Для этого мощность двигателя, выраженную в киловаттах, необходимо умножить на переводной коэффициент, равный 1,35962 (1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству (п. 2 ст. 359 НК РФ[5]). В отношении водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется отдельно по видам (категориям) транспортных средств.

 

2.3 Налоговые ставки

 

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 361 НК РФ[5] законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, приведенных в таблице 1.

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 статьи 361, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ [19] на территории Краснодарского края устанавливаются ставки транспортного налога в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя транспортного средства или единицу транспортного средства, в размерах, приведенных в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Налоговые ставки транспортного налога

 

 

 

 

Показатель 

Ставка налога 

 

 

 

по НК РФ 

По закону Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ

Налоговая ставка (в рублях) для юридических лиц 

Налоговая ставка (в рублях) для физических лиц

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5 

15 

10 

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7 

25

20

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10 

50

40

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15 

75

75

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

30 

150

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2 

6

6

Продолжение таблицы 1

 

 

 

 

Показатель 

Ставка налога 

 

 

 

по НК РФ 

По закону Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ

Налоговая ставка (в руб-лях) для юриди-ческих лиц

Налоговая ставка (в рублях) для физических лиц 

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4

8

8

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

10

10

10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10

15

25

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20

50

50

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5

15

15

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8

25

30

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

40

45

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13

55

60

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17

65

70

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5 

10 

10 

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5 

25 

25 

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5 

50 

50 

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10 

30 

30 

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

10 

100 

100 

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

<
     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20 

100 

100 

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40 

200 

200 

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25 

125 

125 

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)


 

50 

250 

250 

Продолжение таблицы 1

 

 

 

 

Показатель 

Ставка налога 

 

 

 

по НК РФ 

По закону Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ

Налоговая ставка (в руб-лях) для юриди-ческих лиц

Налоговая ставка (в рублях) для физических лиц 

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50 

250 

250 

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20 

30 

30 

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25 

50 

50 

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каж-дого килограмма силы тяги) (введено Федеральным законом от 20.08.2004 № 108-ФЗ

20 

100 

100 

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

1000 

1000 

 

Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности их двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства соответственно (п. 1 ст. 361 НК РФ[5] ). Поэтому принадлежность объекта налогообложения к той или иной категории транспортных средств имеет важное значение при выборе налоговой ставки, в соответствии с которой будет исчисляться транспортный налог.

При этом рекомендуется налогоплательщикам (письма Минфина РФ от 05.12.2005 № 03-06-04-04/47, от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15) пользоваться Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (далее – Сравнительная таблица). Так, в соответствии с данным документом к категории легковых автомобилей (категория «В») относятся механические транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), и грузов с максимальной массой не более 3,5 т.

Под грузовыми автомобилями (категория «С») следует понимать механические транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой от 3,5 до 12 т и более 12 т.

Следует отметить, что правомерность применения Сравнительной таблицы при определении категории транспортных средств в целях исчисления транспортного налога подтверждена арбитражной практикой (Постановление ФАС СЗО от 26.06.2006 № А05-21211/05-26). К тому же данный документ составлен с учетом положений Конвенции о дорожном движении .

При определении категории транспортных средств в целях исчисления транспортного налога судьи считают возможным (Постановление ФАС УО от 23.08.2006 № Ф09-7335/06-С1) руководствоваться Классификатором ОКОФ. Однако, по мнению Минфина (Письмо № 03-06-04-02/15), данный документ следует применять в целях исчисления и уплаты транспортного налога лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.

Рассмотрим и охарактеризуем объект налогообложения при уплате транспортного налога.

 

 

2.4 Объект налогообложения

 

 

В соответствии со ст. 358 НК РФ [5] объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 11 Налогового Кодекса [5] институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе [5], применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса. Понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового Кодекса [5] определено ст. 358 Кодекса. Согласно указанной статье Налогового Кодекса [5] под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие «транспортное средство», применяемое в гл. 28 Кодекса[5], является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 «Средства транспортные»), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п. 2 ст. 358 Кодекса [5] из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 «Машины и оборудование» (код 14 2918010). Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения. Таким образом ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл 28 Кодекса[5].

При этом не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Порядок регистрации транспортных средств определен Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 января 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» [13], согласно которому регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ [6] такое транспортное средство может быть зарегистрировано или на лизингодателя, или на лизингополучателя. Так, по мнению Минфина, если по договору лизинга транспортные средства, зарегистрированные на лизингодателя, временно переданы по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлены на учет в ГИБДД по его местонахождению, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту их государственной регистрации. Если по соглашению сторон лизингодатель поручает лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя, то в регистрационных документах должны быть указаны сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован на организацию (Письмо Минфина РФ от 06.03.2006 № 03-06-04-04/07).

В Письме Минфина РФ от 20.01.2005 № 03-06-04-04/1 разъясняется, в каком порядке уплачивается транспортный налог, если лизингодатель не является резидентом РФ, а лизингополучатель, наоборот, является. По мнению чиновников, в этом случае плательщиком транспортного налога будет лизингополучатель, на которого в соответствии с законодательством РФ временно зарегистрировано транспортное средство.

Если деятельность налогоплательщиков связана с торговлей транспортными средствами, то есть автомобили приобретаются для последующей перепродажи, то в отношении таких транспортных средств налог также не уплачивается

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, также не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ПО от 16.05.2006 № А12-30480/05-С29, ФАС СЗО от 10.03.2006 № А13-8082/2005-19).

Согласно Письма УФНС по г. Москве от 29.03.2005 № 18-08/1/20366 документами, которыми являются основанием для пересчета транспортного налога являются: справка об угоне транспортного средства, подтверждающая данный факт, выданная органами МВД (ГУВД, УВД, ОВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в орган МВД с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Порядок исчисления и уплаты НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 НК РФ [5]. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации [21].

В соответствии с п. 2 ст. 360 НК РФ [5] в целях исчисления транспортного налога отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы налогового периода (календарного года), по итогам которых налогоплательщики должны уплатить в бюджет суммы авансовых платежей по транспортному налогу. Следует отметить, что региональные законодатели при принятии соответствующего закона вправе не устанавливать отчетные периоды не только для организаций (п. 3 ст. 360 НК РФ[5]), но и для отдельных категорий граждан (п. 6 ст. 362 НК РФ[5]).

Исходя из положений ст. 360, 363 НК РФ[5], можно сделать вывод: если законом субъекта РФ не предусмотрено, что отчетные периоды по транспортному налогу не установлены и не определены порядок и сроки уплаты авансовых платежей, то у организаций не возникает обязанность по их исчислению и уплате на территории этого субъекта РФ, а также по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых расчетов по авансовым платежам (Письмо Минфина РФ от 15.03.2006 № 03-06-04-04/08).

Если у налогоплательщика в каком-либо из отчетных периодов возникал объект налогообложения, то в последующие отчетные периоды он обязан представлять нулевые расчеты авансовых платежей по транспортному налогу до окончания налогового периода (Постановление ФАС ЦО от 15.07.2005 № А54-387/2005-С8).

Соответственно, налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ[5]), по результатам которого организации представляют в налоговый орган итоговые декларации по транспортному налогу за год.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей [5]

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода [24].

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки [24].

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц [24].

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 359 НК РФ [5], представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Организации по истечении каждого отчетного периода самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей по налогу в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ[5]). Исключением является тот случай, когда при установлении налога законодательные органы субъектов РФ не определяют отчетные периоды. В данном случае авансовые платежи по транспортному налогу не исчисляются и, соответственно, не уплачиваются.

При исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам года, следует учесть, что она определяется как разница между исчисленной суммой налога за год и уплаченными по итогам отчетных периодов суммами авансовых платежей по налогу.

Суммы авансовых платежей по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом, то есть при определении размера доплаты за год бухгалтеру следует вычесть из годовой суммы налога все три суммы авансовых платежей.

Если транспортное средство регистрируется (снимается с регистрации) в течение налогового (отчетного) периода, то при исчислении суммы транспортного налога (авансового платежа) бухгалтер должен применить коэффициент. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на фирму, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ[5]). При этом месяц регистрации и снятия с нее принимается за полный. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он равен одному полному месяцу (Минфина РФ от 04.07.2006 № 03-06-04-04/28, от 08.06.2005 № 03-06-04-04/26).

При расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу бухгалтер может воспользоваться формулой:

А = Нб х Сн х 1/4,

Где А – сумма авансового платежа;

Нб – налоговая база;

Сн – ставка налога.

Если в течение квартала фирма снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), то авансовый платеж нужно рассчитывать с учетом специального коэффициента (Кф), который определяют по формуле:

Кф = Км / 3,

Где Км – количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.

Рассмотрим следующий пример. ОАО «Волга» с 2006 г. имеет в собственности зарегистрированный на него легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 180 л. с. Организация 20.03.2007 сняла с учета автомобиль и продала его ООО «Меридиан», которое, в свою очередь, 26.03.2007 зарегистрировало автомобиль на себя.

В I квартале 2007 года автомобиль числился за ОАО «Волга» в течение трех полных месяцев – января, февраля, марта. В таком случае Км равен трем месяцам, и, соответственно, коэффициент (Кф) составит 1 (3 мес. / 3 мес.)

В регионе, где работает организация, ставка налога на автомобиль такой мощности равна 50 руб./л. с. Следовательно, ОАО «Волга» за I квартал перечислит авансовый платеж по транспортному налогу в сумме 2 250 руб. (180 л. с. х 50 руб./л. с. х 1 х 1/4).

У ООО «Меридиан» в I квартале автомобиль числился в течение одного полного месяца – марта. Следовательно, Км равен одному месяцу, и, соответственно, Кф – 0,333 (1 мес. / 3 мес.).

В регионе, где находится ООО «Меридиан», ставка налога на автомобиль мощностью 180 л. с. составляет 50 руб./л. с. Следовательно, оно уплатит аванс по транспортному налогу за I квартал в сумме 749 руб. (180 л. с. х 50 руб./л. с. х 0,333 х 1/4).

Иначе дела обстоят в случае, если организация снимает с учета транспортное средство и регистрирует (перерегистрирует) его на себя по новому месту учета в течение одного месяца в связи с переездом в другой субъект РФ.

При этом применяется все тот же коэффициент, однако расчет его производится в ином порядке. Месяц снятия с учета и месяц постановки на учет транспортного средства в целях исчисления транспортного налога учитывать как два полных месяца организация не должна, поскольку положения п. 3 ст. 362 НК РФ[5], касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих рассчитывать транспортный налог исходя из фактического количества дней, когда транспортное средство числилось за организацией. Следовательно, организация должна исчислить сумму налога за полный месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано в прежнем регионе, и уплатить ее в бюджет того же региона. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перерегистрации этого транспортного средства в новом регионе, организация должна исчислить транспортный налог и уплатить его в бюджет по новому месту учета.

Данной позиции придерживаются как контролирующие органы (Письмо Минфина РФ от 29.08.2006 № 03-06-04-04/36), так и арбитражные суды (Постановление ФАС ПО от 15.06.2006 № А65-35070/2005-СА1-29).

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ сроки уплаты авансовых платежей по налогу для организаций устанавливаются местными законодателями без ограничений, а срок уплаты транспортного налога не может быть определен законами субъектов РФ ранее 1 февраля. Поэтому в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу взыскиваются пени за каждый день просрочки (письма ФНС РФ от 07.03.2006 № 21-5-05/31@, Минфина РФ от 13.02.2006 № 03-06-04-02/02).

Вместе с тем некоторые арбитражные суды с позицией контролирующих органов не соглашаются. Так, ФАС УО в Постановлении от 07.09.2006 № Ф09-7876/06-С1 признал недействительным решение налоговиков о привлечении к ответственности налогоплательщика, в том числе за неуплату пеней по просроченным авансовым платежам, сославшись на Определение КС РФ от 04.07.2002 № 200-О. При этом судьи указали, что позиция налогового органа противоречит смыслу авансовых платежей как платежей до истечения налогового периода, обусловленных необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.

Однако есть арбитражная практика не в пользу налогоплательщиков. Так, ФАС ПО в Постановлении от 21.11.2006 № А55-8206/06 занял позицию налоговиков и признал правомерным требование об уплате пеней за просроченные авансовые платежи (см. также Постановление ФАС ЦО от 29.06.2006 № А54-9116/2006-С3).

В Письме Минфина РФ № 03-06-04-04/08 отмечено, что при возникновении споров, связанных с установлением субъектом РФ более раннего срока уплаты транспортного налога по сравнению с предусмотренным п. 1 ст. 363 НК РФ, то есть до 1 февраля, арбитражные суды правомочны решать, какой закон – федеральный или субъекта РФ – подлежит применению в таких случаях. Арбитражные суды, в свою очередь, как правило, предпочтение отдают законам федерального уровня (постановления ФАС СЗО от 18.01.2007 № А42-3506/2006, ФАС МО от 08.08.2006 № КА-А40/7393-06).

Порядок и сроки уплаты налога на территории Краснодарского края определен статьей 3 Закона Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ транспортный налог уплачивается в краевой бюджет по месту нахождения транспортного средства.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, не позднее пятого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом текущего налогового периода, уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу в размерах, установленных статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации[5].

Не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму транспортного налога, исчисленную в порядке, установленном статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации[5].

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 июня календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик, являющийся физическим лицом, для досрочного исполнения обязанности по уплате транспортного налога за истекший налоговый период вправе обратиться в соответствующий налоговый орган для получения налогового уведомления.

При неисполнении обязанности по уплате транспортного налога в установленные сроки налогоплательщик несет ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ [19] на территории края от уплаты транспортного налога освобождаются:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Герои труда Кубани;

ветераны Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, инвалиды I и II групп по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность;

пенсионеры, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), уплачивают транспортный налог по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность двигателя, рассчитанный исходя из ставки, составляющей 50 процентов соответствующей ставки, указанной в статье 2 настоящего Закона. По остальным транспортным средствам, зарегистрированным за данным владельцем, являющимся пенсионером, применяются соответствующие ставки транспортного налога, установленные статьей 2 настоящего Закона;

резиденты особой экономической зоны, созданной на территории Краснодарского края, по транспортным средствам, используемым для осуществления деятельности, предусмотренной в соглашении о ведении деятельности на территории особой экономической зоны, и не переданным во владение и (или) пользование иным лицам. Данная налоговая льгота действует в течение 5 лет со дня включения налогоплательщика в реестр резидентов особой экономической зоны в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации.

Налогоплательщики, имеющие право на льготу по уплате транспортного налога согласно настоящему Закону, самостоятельно представляют в налоговые органы необходимые документы, подтверждающие это право.

В случае возникновения у налогоплательщиков права на льготу по уплате транспортного налога в течение налогового периода они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.

При утрате в течение налогового периода права на льготу обложение транспортным налоговом производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

При наличии у налогоплательщика права на получение льготы по уплате транспортного налога по нескольким основаниям, установленным настоящим Законом, льгота предоставляется по одному из них по выбору налогоплательщика.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 363 НК РФ [5]. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ [5].

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ [5].

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Приказами ФНС РФ от 19.06.2006 № САЭ-3-13/363, от 11.04.2007 № ММ-3-13/223 утверждены форматы представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Приказами ФНС РФ от 27.04.2006 № САЭ-3-13/261, от 11.04.2007 № ММ-3-13/224 утверждены форматы представления налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу в электронном виде.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению» [16] утверждены:

– форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу согласно приложению № 1 к приказу;

– рекомендации по заполнению формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу согласно приложению № 2 к приказу;

Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (далее — Расчет) заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации [5] и законами субъектов Российской Федерации.

Расчет представляется налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Расчет по итогам отчетного периода представляется в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения транспортных средств, с учетом положений пункта 5 статьи 83 НК РФ [5]. Расчет представляется на бумажном носителе или в электронном виде. Расчет на бумажном носителе может быть представлен налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлен в виде почтового отправления с описью вложения или передан по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении Расчета лично налогоплательщиком или его представителем по их просьбе налоговый орган проставляет на копии Расчета отметку о принятии и дату его представления. При отправке Расчета по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Расчета по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата его отправки.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ [5] отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. РОЛЬ НАЛОГА с владельцев ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Глава 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации [5] введена в действие с 1 января 2003 г. С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации с автовладельцев — физических лиц, был исключен налог с владельцев транспортных средств.

121914 1939 2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ121914 1939 3 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

121914 1939 4 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ121914 1939 5 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Рисунок 1 – Динамика поступления налога с владельцев транспортных средств в бюджет Российской Федерации

 

 

Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам. Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

В Краснодарском крае транспортный налог введен Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» [19].

Плательщиками транспортного налога признаются не только организации, но и физические лица, порядок уплаты налога которыми имеет значительные отличия. Цель данной статьи не в том, чтобы еще раз напомнить организациям и без того известные им факты, потому мы остановимся только на порядке исчисления и уплаты транспортного налога физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей.

Налогообложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, установленным ст. 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края».

Согласно Закону Краснодарского края «О краевом бюджете на 2007 год» от 18 декабря 2006 г. № 1158-КЗ был утвержден краевой бюджет на 2007 год по доходам в сумме 59614566,0 тыс. рублей и по расходам в сумме 58403215,0 тыс. рублей, установлено превышение доходов над расходами краевого бюджета в 2007 году в размере 1211351,0 тыс. рублей.

Согласно ст. 3 Закону Краснодарского края доходы краевого бюджета, поступающие в 2007 году, формируются за счет:

1)федеральных и региональных налогов, сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год», Законом Краснодарского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Краснодарском крае» и указанным Законом;

2) средств, поступающих на лицевые счета получателей средств краевого бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;

3) безвозмездных и безвозвратных перечислений.

В статье 15 КЗ целевой бюджетный дорожный фонд Краснодарского края на 2007 год формируется за счет следующих источников – доходы от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензины, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 3094109,0 тыс. руб., транспортный налог 1505622,0 тыс. руб., доходы от сдачи в аренду имущества дорожного хозяйства, находящегося в государственной собственности Краснодарского края 6286,0 тыс. руб., доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и прочие неналоговые доходы, подлежащие зачислению в целе вой бюджетный дорожный фонд Краснодарского края 10300,0 тыс. руб., субсидии из федерального бюджета на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения) 348350,0 тыс. руб., субсидии из федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» 557000,0 тыс. руб. Итого доходов 5521667,0 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Транспортный налог — налог, призванный обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Данный налог помогает привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности. Транспортный налог является региональным налогом. Соответственно в Налоговом кодексе на федеральном уровне закреплены только основные базовые моменты, необходимые для его исчисления и уплаты. Сам же налог вводиться решением законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству (п. 2 ст. 359 НК РФ). В отношении водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется отдельно по видам (категориям) транспортных средств.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 361 НК РФ законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, предусмотренных региональным законодательством.

Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности их двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства соответственно (п. 1 ст. 361 НК РФ). Поэтому принадлежность объекта налогообложения к той или иной категории транспортных средств имеет важное значение при выборе налоговой ставки, в соответствии с которой будет исчисляться транспортный налог.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 363 НК РФ. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конвенция о дорожном движении заключена в Вене 08.11.1968 и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.
  2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98 // КонсультантПлюс.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изменениями в ред. на 01.09.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изменениями ФЗ на 01.09.2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  6. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // КонсультантПлюс.
  8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // КонсультантПлюс.
  9. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  10. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 // КонсультантПлюс.
  11. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст. // КонсультантПлюс.
  12. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59// КонсультантПлюс.
  13. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 января 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств»
    (в ред. Приказов МВД РФ от 22.12.2003 № 1014, от 19.01.2005 № 26, от 26.03.2005 № 208, от 04.06.2007 № 488, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № ГКПИ 2003-635) Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 марта 2003 г. № 4251 //КонсультантПлюс.
  14. Приказ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  15. Приказ Минфина РФ от 19.12.2006 № 180н «О внесении изменений в приказ Минфина РФ от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения» // КонсультантПлюс.
  16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению»: Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2006 г. № 7699// КонсультантПлюс.
  17. Приказ Минфина РФ от 19.12.2006 № 179н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению» // КонсультантПлюс.
  18. Сравнительная таблица категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приказ МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств») // КонсультантПлюс.
  19. Закон Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 г № 639-КЗ (в ред. Законов Краснодарского края, от 03.11.2004 № 785-КЗ, от 29.11.2005 № 946-КЗ, от 28.07.2006 № 1088-КЗ) // КонсультанПлюс.
  20. Карасулова Н. В. Транспортный налог с физических лиц // http://www.nalog2308.ru/taxsmi/show/?id=134. Официальный сайт налоговой инспекции № 1 г. Краснодара
  21. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2008.
  22. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2006.
  23. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2008.
  24. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2008.
  25. Педченко И. Автомобиль – не роскошь? // Налоговый курьер. 2004. № 24.
  26. Поляк Г.Б., А.Н.Романов. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка, проф. А.Н.Романова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00045 sec

WordPress: 23.25MB | MySQL:119 | 2,237sec