РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (ст. 155 – 156 НК РФ)

<

010215 0036 1 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (ст. 155 – 156 НК РФ)Рассмотрим особенности определения и рационализации налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии) (ст. 155 НК РФ)

Прежде всего отметим, что финансирование под уступку денежного требования (факторинг) отличается от уступки требования (цессии).

Статьей 824 ГК РФ установлено, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

При этом ст.831 ГК РФ предусмотрено:

— если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование;

— если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента и договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.

При применении ст. 156 НК РФ необходимо учитывать, что суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от комитентов (доверителей, принципалов) для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.

<

Суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от покупателей товаров (работ, услуг) (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.

Порядок уступки денежного требования (цессия) регулируется статьями 382 – 390 ГК РФ. При этом следует отметить, что цессия – это не договор, а предмет какого-либо другого договора, в основном договора купли-продажи.

Особенности определения налоговой базы при уступки денежного требования установлены в статье 155 НК.

При уступке требования или переходе требования к другому лицу на основании закона, налоговая база определяется в общем порядке, предусмотренном статьей 154 НК.

Но в случае реализации полученного требования новым кредитором налоговая база определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Перейдем к анализу особенностей определения и рационализации налоговой базы для договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров.

Если налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, то в этом случае существует особенность в определении им налоговой базы. Статьей 156 НК предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную им в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Договоры поручения, комиссии, агентский регламентируются гл. 49, 51, 52 ГК РФ соответственно. Размер вознаграждения указывается в самом договоре, а при отсутствии в договоре условия о размере вознаграждения оно уплачивается в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ: по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Статья 156 НК изменила существовавший ранее порядок определения налоговой базы при совершении посреднических сделок (договоры поручения, комиссии и агентирования).

С одной стороны, ст. 156 НК РФ установлен тот же порядок, что существовал и ранее: налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

При этом на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по:

— реализации услуг по аренде на территории России служебных и жилых помещений иностранным физическим и юридическим лицам, аккредитованным в России (п. 1 ст. 149 НК РФ);

— реализации медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ (подпункт 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);

— реализации ритуальных услуг (работ) и похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому Правительством РФ (подпункт 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);

— реализация изделий народных художественных промыслов (подпункт 6 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Следует отметить также, что подпунктом 3 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено и освобождение от НДС посреднических услуг банка по операциям купли-продажи иностранной валюты, отсутствие которых в ст. 156 НК РФ фактически ставит под сомнение правомерность данного освобождения.

С другой стороны, посредники больше не являются плательщиками НДС по суммам, как полученным от покупателей за реализованные по поручению собственников товары, так и по суммам, полученным от собственников для приобретения для них товаров (работ, услуг), как это было ранее установлено ст. 4 Закона «О налоге на добавленную стоимость». Отметим, что датой реализации товаров (работ, услуг) является:

— при определении выручки для целей налогообложения по отгрузке — наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), день оплаты, день предъявления счета-фактуры;

— при определении выручки для целей налогообложения по оплате — поступление денежных средств не только на счета или в кассу налогоплательщика, но и на счета или в кассу его посредника (комиссионера, поверенного или агента).

Таким образом, во всех случаях по суммам, полученным за товары (работы, услуги), реализованные посредниками, налогоплательщиками с 1 января 2001 года являются только собственники товаров (доверители, комитенты, принципалы), несмотря на то, что фактически эти суммы поступили на счета посредников (поверенных, комиссионеров, агентов). Если до 2001 года собственники товаров, определяющие свою выручку для целей налогообложения по оплате, исчисляли НДС только после фактического получения денежных средств от посредника (в то время как в период нахождения у него данных денежных средств посредник самостоятельно исполнял обязанности по исчислению НДС по ним), то с 2001 года собственники товаров обязаны исчислять НДС по суммам, которые фактически еще находятся у посредников.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.96MB | MySQL:118 | 1,440sec